Что значит по меже на переметке
Расшифровка Есенин. «Край любимый! Сердцу снятся. »
Как Есенин переложил крестьянское сознание на язык Серебряного века и стал новым Иваном-царевичем
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Разбор этого программного стихотворения Сергея Александровича Есенина, датируемого 1914 годом, можно начать с цитации небольшого, но очень выразительного фрагмента из мемуаров о поэте, автором которых был Михаил Бабенчиков:
«И я помню, как удивился, впервые встретив его наряженным в сверхфантастический костюм. Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул:
— Что, не похож я на мужика?
Мне было трудно удержаться от смеха, а он хохотал еще пуще меня, с мальчишеским любопытством разглядывая себя в зеркале. С завитыми в кольца кудряшками золотистых волос, в голубой шелковой рубахе с серебряным поясом, в бархатных навыпуск штанах и высоких сафьяновых сапожках, он и впрямь выглядел засахаренным пряничным херувимом».
Попробуем совсем немножко поразмышлять о том, зачем Есенину понадобился этот маскарадный костюм. Обратим внимание на то, что Есенин и сам понимает, что не похож на мужика, что этот костюм маскарадный, но его надевает. Надо еще сказать, что в этом костюме он и выступал в Петрограде перед взыскательной публикой и именно в этом костюме он прославился, завоевал литературный Петроград и снискал немало всевозможных похвал.
Для того чтобы поговорить о том, зачем этот костюм понадобился, придется совсем коротко констатировать вот какую вещь. Дело в том, что в поэзии начала и середины XIX века темы города и деревни были равноправными; большинство поэтов, будучи дворянами и помещиками, владели землей, жили в деревнях, в своих имениях, и хорошо знали деревенскую жизнь. Но после 1861 года и отмены крепостного права постепенно, потихонечку поэты все меньше и меньше стали жить в деревнях. Это значило, что они все меньше и меньше, все хуже и хуже эту деревню знают. И постепенно тема деревни была почти выключена из поэзии модернистов, а «русский мужик» все более и более мифологизировался. Здесь модернисты опирались прежде всего на концепцию Достоевского: от «мужика», который должен был прийти из деревни, ждали новой, прежде всего религиозной правды. Дескать, мы здесь, в городах, все живем развратной, мерзкой, неправильной жизнью, мы забыли Бога — и вот придет «мужик», придет русский крестьянин, который расскажет нам правду.
Надо сказать, что на этой волне в политической жизни возник Распутин и завоевал то, что он завоевал, именно в костюме вот этого деревенского «мужика». И на этой же волне в поэзии русского модернизма сначала возник Николай Клюев, учитель Есенина, который стал писать Блоку, а потом пришел к нему и покорил своими стихами, а потом и Есенин, который удивил Блока и всех остальных поэтов. С одной стороны, он был тем самым «русским мужиком», несшим религиозную правду. С другой стороны, он говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве (о чем он никому не рассказывал в Петрограде) и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Собственно говоря, вот из этого Есенин и возник, это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием.
Здесь нужно привести еще одну цитату — цитату замечательного, проницательного поэта Максимилиана Волошина, который так писал о Вячеславе Иванове — учителе всех модернистов и отчасти Есенина:
«Едва ли не первый из современных поэтов, начавший читать Даля, был Вячеслав Иванов. Во всяком случае современные поэты младшего поколения под его влиянием подписались на новое издание Даля».
Словарь Владимира Ивановича Даля здесь важен: он действительно взахлеб читался поэтами и публикой того времени. И надо сказать, что большинство слов, которые маркировали приход Есенина именно из деревни, были взяты не из живой народной речи, а как раз, скорее всего, из словаря Даля — во всяком случае, они там встречаются.
Теперь давайте посмотрим на текст Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Второй прием — это неброские религиозные вкрапления этого стихотворения, которые Есенин делает без нажима, так, что не становится противно. Здесь это «В зеленях твоих стозвонных». То есть эти самые зеленя стозвонные напоминают церковные колокольни. Дальше:
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Дальше еще более прямо: «И вызванивают в четки / Ивы — кроткие монашки». Деревья становятся монашками, и таким образом лес и поле, окружающие поэта, становятся как раз средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в этих ивах монашек, а вы, городские читатели, не различаете (этого не говорится, но это, видимо, подразумевается). Дальше:
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для
Затаил я в сердце мысли.
Религиозные мотивы продолжаются: болото курит облаком, как ладаном курят в церкви. И здесь он вставляет в свое крестьянское стихотворение абсолютно модернистский, символистский образ. Возьмите отдельно строчки: «С тихой тайной для / Затаил я в сердце мысли» — это мог написать Александр Блок или Андрей Белый. И дальше финал:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Снова, как после первой строфы, появляется этот «я», который все встречает и приемлет и который обладает тайными загадками природы. И дальше тоже появляется абсолютно модернистский мотив:
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
В заключение этого анализа я бы хотел обратить ваше внимание на то, как действительно тонко Есенин работает. На счастье исследователей и читателей, сохранились черновики зачина этого стихотворения. Я напомню итоговый вариант:
Край любимый. Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Но Есенин пробовал и другие варианты. Один вариант такой: «Край родной! Тропарь из святцев». Другой вариант: «Край родной! Поля, как святцы, / Рощи в венчиках иконных». И третий вариант: «Край родной! Туман, как ряса».
То есть мы видим, что в отброшенных вариантах он сразу очень прямо и в лоб пробовал ввести религиозные темы: «тропарь из святцев», «рощи в венчиках иконных», «туман, как ряса». И потом он отказался от этого варианта и сделал гораздо мягче. В первой строфе есть только «стозвонные зеленя» — ровно для того, чтобы эта религиозность не била в нос, чтобы этот религиозный пантеизм, которым полно стихотворение и которым полны все ранние стихи Есенина, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, обладающего загадкой, которую всем еще только предстоит решить.
Анализ стиха «Край любимый! Сердцу снятся» Есенина
Стихотворение Есенина «Край любимый! Cердцу снятся» – одно из ранних произведений автора. Оно относится к 1914 году. Поэт обращается к бесконечно дорогому его сердцу краю, который не покидает его ни в снах, ни наяву.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Край любимый! Сердцу снятся» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Край любимый! Сердцу снятся»
Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятся
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Краткий анализ произведения
Есенин в стихотворении «Край любимый! Cердцу снятся» рисует деревенский мир удивительно образным, окуная читателя в мир природы, где цветет резеда, небо нависло как коромысло, ветерок треплет ивы, которые поэт сравнивает с кроткими монашками.
Поэт размышляет о быстротечности жизни, о ее радостях и грустных предчувствиях, о воле судьбы, которую приемлет.
Анализ стиха «Край любимый! Сердцу снятся»
Стихотворение С.А. Есенина “Край любимый! Сердцу снятся…” было написано в 1914 году и носит горьковатый философский оттенок, характерный для данного периода в творчестве поэта.
Произведение пронизано бесконечной любовью к Родине. Лирический герой с нежностью оглядывает дорогие сердцу просторы, и размышления о красоте родной земли постепенно сменяются философскими мыслями.
Последняя строфа стихотворения навевает грусть, заставляя читателя задуматься о недолговечности человеческой жизни:
Чувства лирического героя по отношению к Родине выражаются различными художественными средствами, используемыми автором: метафорами (“сердцу снятся”, “И вызванивают в четки//Ивы…”), риторическим восклицанием “Край любимый!”.
Эпитеты подчеркивают атмосферу спокойствия и тишины — “лонных”, “тихой”, “кроткие”. Инверсия придает словам размышляющего выразительность:
Скирды солнца в водах лонных…”
Перекрестная рифма в сочетании с размером стихотворения (хорей) создает ощущение неспешности, последовательности мыслей лирического героя.
Аллитерация позволяет читателю буквально услышать, как говорит размышляющий — неторопливо, почти шепотом (“счастлив душу вынуть”, “резеда и риза кашки”, “ивы, кроткие монашки”).
Таким образом, стихотворение С.А. Есенина “Край любимый! Сердцу снятся…” выражает типичную для поэта тему любви к Родине, но в сочетании с философскими размышлениями, и создает ощущение недолговечности живущих в этом мире.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.
Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии.
Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах.
Литературное направление и жанр
В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений.
В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.
Жанр стихотворения «Край любимый» — пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.
Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода.
Тропы и образы
Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый».
Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.
Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.
Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.
Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.
Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле.
Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.
В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.
Сочинение о стихе Край любимый! Сердцу снятся
Ранняя лирика Есенина проникнута безграничной любовью к родной природе. Переезд поэта в Москву только усилил и обострил это чувство, добавив к нему тоску по отчему дому. Есенин сразу же вошел в поэтический мир в качестве настоящего «народного певца», обратившего внимание городского общества на свои национальные корни.
В 1914 г. поэт написал стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором вместе с художественным описанием природы присутствуют серьезные философские размышления.
Находясь в городе, Есенин постоянно мысленно обращался к родному селу. Для описания своих ощущений он использует очень красивую фразу: «сердцу снятся». Поэт подчеркивает, что любовь к Родине живет не в рассудке, а в душе человека. Он до сих пор ощущает свою связь с природой и хотел бы полностью раствориться в ней.
Патриотизм раннего творчества Есенина насыщен религиозными символами («риза кашки», «ивы, кроткие монашки»). Поэт считал, что уникальное сочетание природы, православия и самих русских людей создает всеобъемлющее понятие – Русь. Многие поэтические образы Есенина напоминают о крестьянском быте и хозяйстве («скирды солнца», «небесное коромысло»).
К концу стихотворения восхищение перед пейзажем сменяется размышлениями автора. Находясь под впечатлением от созданной картины, он признается, что «затаил… в сердце мысли». Он с радостью принимает всю окружающую действительность.
При этом появляется странное желание поэта. Он утверждает, что готов «душу вынуть» и поскорее покинуть этот мир. Такое утверждение может трактоваться двояко.
Возможно, поэт имеет в виду, что воспринимает земное существование как временное. Человеческая жизнь коротка, дается лишь один шанс насладиться физическими ощущениями. Но душа человека вечна, после смерти наступает долгожданное слияние с окружающим миром.
Земные беды и страдания навсегда прекращаются. Человек растворяется в природе и обретает бессмертие.
Читайте также: Анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы» С. Есенина.
Некоторые исследователи считают, что в последних строках произведения «Край любимый! Сердцу снятся» заключается пророчество Есенина о своей судьбе. Вряд ли это справедливо.
В то время поэт был совсем молодым человеком, преисполненным радужных надежд. Ему еще только предстояло познать жизненные страдания, ощутить одиночество и неприятие общества. Мысли о смерти и самоубийстве пришли к нему гораздо позже.
От чего отказался Есенин-5
ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН
Правду сказать — есть в поэзии темы, которые прямо-таки требуют ярких, необычных, даже фантастических образов. Скажем, трагические, предельно напряжённые. Я долго удивлялся, почему в драматической поэме Есенина «Пугачёв» так мирно уживаются вот такие наисмелейшие образы: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, В мокрой траве ворочается», «Рать врагов цепью волн распалась». Потом понял — они нужны были для усиления драматургии, драматизма, трагедийности. И, видимо, поэтому удивительная есенинская вещь так упоительно читается и легко остаётся в памяти.
Или в том же стихотворении о праздничном спас-клепиковском базаре некоторые образы оправданы тем, что помогают воссоздать яркую, буйную, многоплановую атмосферу торгового праздника. («Дробь копыт и хрип торговок, Пьяный пах медовых сот. Берегись, коли не ловок: Вихорь пылью разметёт. »)
А в стихах о природе, рассматриваемых нами, изобилие метафор повествование только усложняет и красоту мира затемняет, заслоняет собой, как в «Осени» Павла Васильева. Вспомним классический пример из Ивана Бунина. Он обходится там только яркими сочными красками:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Посмотрите, как проигрывает этим строчка жуткий есенинский образ: «Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины». В поэме о Пугачёве он бы подошёл наверняка. Но, впрочем, мы уже переходим к другой категории ошибок — к неточности, неестественности, неясному смыслу поэтических образов. А мы пока не вполне разобрались со вторым разделом — перенасыщенностью стихов метафорами и метонимиями. Дополним анализ вот такими примерами.
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Думаю, читатель согласится, что в этом стихотворении нет ни капельки излишеств, всё на месте, всё — продолжение классических традиций. На двенадцать строчек, то есть на тридцать два слова, только три образа второй степени сложности: «улыбнулась солнцу земля», «звонко побежала волна». Остальные метафоры — первой степени, свойственные обычной поэтической речи: «дремавший колокол», «сонная земля» и так далее.
Но будущему классику такая насыщенность явно не по душе. Он написал прозой: «Не я выдумал этот образ, он был и есть основ русского духа и глаза, но я первый развил его и положил камнем в своих стихах». Все свои ранние творческие годы поэт старался положить народный образ камнем во главу поэтического угла. Причем, камнем зримым, весомым, неохватным. И он с годами становится именно таким.
* * *
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Трудно не заметить, что в этом стихотворении образная система
более плотная и более разнообразная. На те же 12 строк уже 16 образов первой, второй и третьей степени сложности. Образы первой степени — «край любимый», «пришёл на эту землю». Второй степени — «Сердцу снятся», «в водах лонных», «затеряться в зеленях», «в зеленях твоих стозвонных», «риза кашки», «курит облаком болото», «гарь (в небе)», «в небесном коромысле», «рад и счастлив душу вынуть». И степени третьей — «Скирды солнца», «вызванивают в чётки», «ивы — кроткие монашки», «с тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли», «я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть». Каждая следующая степень, — думаю, это понятно, — предполагает возрастание образной сложности.
Не обошёлся здесь автор и без употребления местнического словца — «на перемётке». У Даля «перемет» обозначает «жерди для придавливания». А у Есенина что понимать нужно? Явно что-то другое.
Усложнение образной системы в раннем творчестве поэта подсказывает многое. Революционное время требовало коренной замены старой системы жизни, а стало быть, и всей поэтической системы. Если классики применяли образы по необходимости, без нарушения «суда, меры, веса и измерения» (Левит, 19, 35), то есть соблюдая целесообразность, Божественную гармонию, Красоту, то всеобщее преображение повелевало или уничтожить явление совсем, или довести его до предела возможного. Вот поэт наш, охваченный общим экстазом, и старался преуспеть в предельном усложнении образных средств.
Этот, казалось бы, непосильный труд удавался Сергею Есенину с пушкинской лёгкостью. Причём, с первого взгляда, его революционные стихи казались настолько поэтичными, что даже гениальный Блок признал их правомерность, талантливость. И в самом деле — как не плениться, скажем, такими строчками!
Осень
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Обратите внимание: в каждой строчке либо один образ, либо два. И они настолько точные, что дрожь пробегает по телу. Или вот эта глава из поэмы «Октоих»:
Гласом моим
Пожру тя, Господи. Ц. О.
1
О родина, счастливый
И неисходный час!
Нет лучше, нет красивей
Твоих коровьих глаз.
Тебе, твоим туманам
И овцам на полях,
Несу, как сноп овсяный,
Я солнце на руках.
Святись преполовеньем
И рождеством святись,
Чтоб жаждущие бденья
Извечьем напились.
Плечьми трясём мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звёздный злак.
О Русь, о степь и ветры,
И ты, мой отчий дом!
На золотой повети
Гнездится вешний гром.
Овсом мы кормим бурю,
Молитвой поим дол,
И пашню голубую
Нам пашет разум-вол.
И ни единый камень,
Через пращу и лук,
Не подобьёт над нами
Подъятье Божьих рук.
Анализ стихотворения Есенина Край любимый сердцу снятся
Это знаменитое стихотворение, можно с огромной долей вероятности, отнести к патриотической лирике, так как главная тема, это тема родного края, любимого места поэта, его деревни.
Всем поклонникам творчества Есенина, нужно помнить одну особенность, которая его отличает от других русских поэтов: его ненасытная любовь к России, соломенной России, как он сам ее называл. В этом произведении, очень четко и главное с огромной любовью, описана вся прелесть русской природы, природы, которая вскормила такого орла, который взлетел на Олимп русской литературы и поэзии, и остается на нем по сей день.
Наш герой, очень сильно любит различные русские образы, которые он очень четко соотносит с образами его родной деревни. Он очень сильно грустит и эта искренняя грусть, которая сильно чувствуется в каждом слове.
Поэт, как бы признается в любви к своей родной земле, он просто на просто не может без не жить, так как ее картинки, все время всплывают у него перед глазами, он не может их забыть, а тем более предать.
Лирика, которая понятна любому человеку, который решился покинуть свой родной край, именно эта особенность делает это стихотворение поистине народным, русским, так как оно показывает всю чистоту русской, православной души.
Есенин, в этом произведении открыто признается в любви к своей Родине, и это признание очень наивное, чистое, юношеское, но оно исходит из самой глубины его русского сердца, которое не может существовать без этих красот.
Любовь, которая очень тесно связана с природой, вот основные идеи и принципы этого прекрасного произведения, которое дарит нам всю полноту чувств, чувств, которые испытывал наш поэт, поэт, который истинно и неподдельно болел всеми бедами и несчастьями России, которая переживала очень сложные исторические потрясения.
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.
Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».
Здесь искали:
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»
Композиция
По структуре стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых, в свою очередь, — из четырех стихов (или строк). Поэт последовательно рассказывает о безграничной любви к Родине. В первой строфе речь идет о бескрайности родного края. Далее – о запахах и звуках, и наконец – в заключительной строфе – о собственном отношении поэта к Руси. Автор признается в любви и обещает «сохранить верность» стране.
Если рассматривать привычные для нас композиционные приемы, то в данном случае композицию можно назвать последовательной.
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей.
Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни.
Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор о. Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
Сочинения по темам:
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Более новые статьи:
Главное меню
Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.
В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.
Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.
Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.
Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.
Рекомендуется к прочтению:
Средства выразительности
Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.
Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.
Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.
«Край любимый! Сердцу снятся…» С.Есенин
«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор о. Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.