Что значит по булгакову быть мастером

Мастер (персонаж Булгакова)

Мастер (персонаж Булгакова)

Содержание

Описание

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли Мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых Мастера на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования Мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных. История романа заинтересовала Воланда. Он возвращает сожжённые рукописи, а также предоставляет Мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.

О себе мастер говорит: У меня нет больше фамилии. В романе это прозвище пишется через строчную маленькую букву.

Мастер в российской и мировой литературе стал символом художника, творца в широком смысле слова, который своими произведениями вошёл в конфликт с официальной культурой своего времени. В случае булгаковского героя мастер вошёл в конфликт с социалистическим реализмом.

Мастер в финале романа

Существует трактовка, по которой завершение романа может лишь на первый взгляд показаться оптимистическим: Пилат ушел с Иешуа, Мастер получил покой… При побеге из Москвы в полете Сатаны со свитой преображаются все: меняется Маргарита, меняется сам Воланд, становится красив Бегемот, из гаера в рыцаря преображается Коровьев, предстает в своем истинном облике Азазелло. Преображаются все — кроме Мастера. Мастер меняется лишь в одежде. Ни глаза, ни лицо, ни душа у него не меняются. В награду, которую сложно назвать таковой, Мастер получает не свет, но покой, и отдан в руки ведьмы Маргариты. В последнем появлении Мастера в романе мы видим пугливо озирающегося обросшего бородой человека, которого за руку ведёт Маргарита. Такую награду можно назвать наказанием, потому что мастеру дано Ничто и он ввергнут в небытие.

На самом деле финал Мастера трагичен, потому, что дьявольские дары будут не утешать, а терзать. Воланд маскируется и на прощанье говорит, что поднесённые им дары не только и не столько от него самого, сколько от Иешуа: «То, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же». К тому же, из финала романа явствует, что Мастер более не в силах написать еще что-либо. Он высушен до дна как творческая личность. То есть, в отличие от Фауста Гёте, Мастер не прощён, и всего лишь награжден мороком покоя.

Очень важно понять, за что Воланд «награждает» таким образом Мастера. Мастер создал литературное произведение, но не довел дело до конца, испугавшись и уничтожив роман. По мнению Андрея Кураева, конечная цель появления Мастера, романа о Пилате, — донести до людей слово Сатаны, оправдать, обелить себя в глазах тех, кого дьявол ненавидит. Это не произошло. В результате Воланд «награждает» Мастера соответственно выполненной работе. (см. Андрей Кураев «Мастер и Маргарита: за Христа или против?»)

Предпосылки

Есть предположение, что образ Мастера во многом автобиографичен: Михаил Булгаков также сжёг первую редакцию своего романа, и даже написав его заново, понимал, что опубликовать столь неортодоксальное произведение в СССР 1930-х — 1940-х годов почти нереально.

По мнению многих булгаковедов прототипом для Мастера также стал Алексей Максимович Горький — пролетарский писатель № 1. [2] Некоторые литературоведы даже склонны считать, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». [3]

Источник

В чём, по вашему мнению, заключается суть избранничества Ма­стера («Мастер и Маргарита» Булгакова)?

Обсуждение вопроса:

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является загадочной личностью. Действительно, на протяжении сюжета гораздо больше становится известно о возлюбленной центрального персонажа, нежели чем о нём самом. Однако в развязке романа именно Мастер первоначально заслуживает «покой». Рассмотрим, в чем заключается суть избранничества этого героя.

Во-первых, образ Мастера является библейской аллюзией.

Многие литературоведы сходятся во мнении, что Иешуа Га-Ноцри из романа главного героя «Понтий Пилат» и сам центральный персонаж — двойники. Действительно, во многих эпизодах почеркивается их сходство. И Мастер, и Иешуа наделяются такой чертой характера как свободомыслие: мессия в Ершалаиме открыто проповедует свою правду народу, а главный герой публикует книгу на религиозную тематику в советском государстве. Кроме того, оба персонажа, равно как и их библейский прототип, страдают за истину.

Во-вторых, Мастер является одним из немногих героев романа, который способен на искреннюю любовь. В поступках центрального персонажа звучит мотив самопожертвования. Например, герой уходит в психиатрическую лечебницу и просит Маргариту отказаться от него, мотивируя это желанием лучшей жизни для своей возлюбленной. Кроме того, Мастер отказывается называть имя и фамилию девушки Ивану Бездомному, чтобы не навлечь на неё беду. Авторская позиция относительно этой черты характера становится ясна из монолога Воланда: люди, способные на искренние добрые чувства и жертву ради них заслуживают награды.

В-третьих, главный герой с самого начала посвящён в мистические тайны романа. Так, в диалоге с Иваном Бездомным Мастер по портретному описанию сразу узнаёт Сатану, с которым поэту пришлось встретиться в завязке действия. Подсознательное понимание центральным персонажем происходящего подчеркивается и с помощью композиции всего произведения. Ершалаимские главы романа Мастера включены в сюжет работы Булгакова и выступают как её неотъемлемая часть. Эта важная деталь говорит о своеобразном «родстве» главного героя с высшими силами, которые управляют жизнями и судьбами персонажей произведения.

Таким образом, избранничество Мастера следует из многих важных для понимания авторского замысла факторов.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Приступая к работе над сочинением, вспомните о том, какое значение имеет термин «избранничество»: избрание сверхъестественными силами определённого человека (вне зависимости от его желания) для выполне­ния их волеизъявления.

Покажите, что Мастер в одноимённом романе М.А. Булгакова, не осознавая собственное особое предназначение, является исполнителем воли неких высших сил. Выявите, в чём смысл избранничества Мастера (герой романа призван создать истинную картину событий, происшедших в начале нашей эры в Иудее и донести эту истину до современников).

Объясните, что важность этой задачи заключается в сходстве переход­ных исторических эпох начала нашей эры в Иудее и конца 20-х — 30-х годов XX века в России. Подчеркните, что такие периоды в истории того или иного общества являются знаменательными, потому что дают воз­можность выбора дальнейшего пути развития.

Продолжив свои наблюдения, выявите, что история странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри и римского наместника Пилата, расска­занная в романе Мастера, даёт его современникам возможность возвраще­ния к истине, естественному доброму началу. Однако истина отвергается, и автора романа, как некогда его героя, приносят в жертву. Подчеркните, что в качестве искупительной жертвы предстаёт и Маргарита, что свиде­тельствует об особой греховности современного М.А. Булгакову мира.

В заключении отметьте, что наградой за создание романа становится для избранника вечное посмертное существование вместе с его возлюб­ленной в надмирной области бытия, обозначенной в романе как «покой». Это становится исполнением его заветного желания, дарованием ему того, чего так не хватало в земной жизни.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.
Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

Источник

Что значит по булгакову быть мастером

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова можно по праву назвать самым мистическим произведением русской литературы. И первая загадка романа скрыта в его названии, ведь центральный герой произведения не Мастер, а демон Воланд.

В 1930 году Михаил Афанасьевич уничтожил 2/3 страниц романа, а 1/3 часть сохранилась, ее восстановили по начальным фразам, как и утверждал герой романа Воланд: «рукописи не горят». Интересно, что только в последующих редакциях появились герои Мастер и Маргарита, и в 1937 году оформилось окончательное название.

Роман относится к незавершённым произведениям: редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна.

Тому подтверждение некоторые противоречия в сюжете. Например, в главе, рассказывающей о пожаре в квартире № 50, упоминается, что жильцы, находившиеся во дворе дома на Большой Садовой, наблюдали, как из окна вылетели «три мужских силуэта и один силуэт обнажённой женщины». Читатели романа сразу понимают, что женщина – рыжеволосая ведьма Гелла. Однако среди летящих всадников, покидающих Москву, Геллы нет. Литературовед Владимир Лакшин рассказывал, что когда он, хорошо знавший Елену Булгакову, указал вдове писателя на отсутствие воландовской служанки в заключительных эпизодах, та отреагировала весьма эмоционально: «Миша забыл Геллу!». Правда, здесь стоит отметить, что некоторые булгаковеды считают подобную авторскую «забывчивость» преднамеренной.

Впервые роман был напечатан в сокращённом виде в журнале «Москва» в 1967 году. А в 1969 году в издательстве «Посев» вышел первый полный книжный вариант «Мастера и Маргариты», текст которого полностью соответствовал машинописной рукописи.

Зачем Булгакову нужен Мастер?

Михаил Булгаков, благодаря своему отцу доценту в Киевской Духовной Академии, был религиозно образованным человеком. Сам он ещё в гимназии изучал Ветхий и Новый Заветы, Закон Божий. Но в 1910 году, когда Булгаков достигает совершеннолетия, он снял с себя нательный крест навсегда, как бы отказываясь от Бога.

Говорят ли все эти совпадения о том, что Булгаков и есть Мастер? Конечно, нет. Но то, что их роднит что-то большее, чем писательский дар – однозначно.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Главная функция Мастера в романе – созидание. Но можно ли говорить о том, что он является автором романа о Понтии Пилате? Нет, Воланд – истинный автор этого литературного опуса.

Воланд – это одно из 96 имён дьявола, которого Бог прогнал в ад. Он лишён плоти, но главное, что он лишен дара созидания, в отличие от человека, который создан по образу и подобию Бога. Если вспомнить Библию, то в ней говорится, что Адам дал всему сотворённому Богом имена и названия. Дьявол лишен этого дара, поэтому ему и нужен человек, который бы стал неким проводником его идей. Таким человеком и стал Мастер.
Если опять вернуться к мысли о том, что между Мастером и Булгаковым есть некоторые сходства, то возможно предположить, что сам автор как бы намекает своему читателю, что идея романа «Мастер и Маргарита» пришла к нему также извне, как озарение.

Роман, надиктованный дьяволом

Образ Иисуса Христа как идеал нравственного совершенства неизменно привлекал и писателей, и художников. Одни из них придерживались традиционной, канонической его трактовки, основанной на четырех Евангелиях и Апостольских Посланиях, другие тяготели к апокрифическим или попросту еретическим сюжетам. Как известно, Михаил Булгаков пошел по второму пути.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Действительно, роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, который написал Мастер, это полная противоположность Евангелие, то есть Иешуа Га-Ноцри полная противоположность Иисуса Христа. Например, в произведении есть эпизод, когда на вопрос Пилата, кто он по роду и откуда, Иешуа ответил, что родом он из Гамалы и родителей своих не помнит. Христос же говорил: «Как отец знает меня, так и я знаю Отца». Или там же прокуратор спросил бродягу: «Что такое истина?». Тогда Га-Ноцри ответил: «Истина прежде в том, игемон, что у тебя болит голова…». Иисус же на данный вопрос ответа не дал, предоставляя прокуратору возможность понять самому, что Истина стоит перед ним.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Христос знал, что Его ждет. Иешуа такого знания лишен, он простодушно просит Пилата: «А ты бы меня отпустил, игемон. ». В нем нет подвига жертвенности. Он слаб и как проповедник, Иешуа не в состоянии дать людям главного – веры, которая может послужить им опорой в жизни. Что говорить о других, если не выдерживает первого же испытания даже его верный ученик, в отчаянии посылающий проклятия Богу при виде казни Иешуа.

Воланд, как главный персонаж романа

Воланд – это самый обаятельный герой романа «Мастер и Маргарита», что удивительно само по себе. Его главенство утверждается изначально эпиграфом к первой части произведения: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». В этом и заключается главный парадокс: несмотря на все разговоры о зле, на всю ту неразбериху и путаницу, которую внес визит дьявола в Москву, Воланд в романе Булгакова – безусловный гарант справедливости и даже творец добра (вспоминаем: «вечно совершает благо»). Он активно вмешивается во все события и всегда действует во благо – от наставительных увещеваний вороватой Аннушке до спасения из небытия рукописи Мастера.

Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть фото Что значит по булгакову быть мастером. Смотреть картинку Что значит по булгакову быть мастером. Картинка про Что значит по булгакову быть мастером. Фото Что значит по булгакову быть мастером

Рассуждая об этой особенности Воланда, критик Игорь Виноградов сделал интересный вывод: дьявол не вводит никого в соблазн, не насаждает зла, не утверждает активно неправду (что как будто должно быть свойственно дьяволу), ибо в том нет никакой нужды. По булгаковской концепции, зло и без бесовских усилий действует в мире, оно имманентно миру, отчего Воланду остается лишь наблюдать естественный ход вещей. Гаврюшин пишет: «Трудно сказать, ориентировался ли критик (вслед за писателем) сознательно на религиозную догматику, но объективно (хотя и смутно) он выявил важное: булгаковское понимание мира в лучшем случае основано на католическом учении о несовершенстве первозданной природы человека, требующей активного внешнего воздействия для ее исправления. Таким внешним воздействием, собственно, и занимается Воланд, карая провинившихся грешников. Внесение же соблазна в мир от него не требуется вовсе: мир и без того соблазнен изначально. Или же несовершенен изначально? Кем соблазнен, если не Сатаной? Кто совершил ошибку, сотворив мир несовершенным? Или не ошибка то была, а сознательный изначальный расчет? Роман Булгакова открыто провоцирует эти вопросы, хотя и не дает на них ответа. Додумываться должен читатель – самостоятельно».

Об этом свидетельствует эпизод в финале романа, когда Левий Матвей явится посланцем от Иешуа-Иисуса к Воланду и просит последнего наградить Мастера покоем. Примечательно, что к этой идее равенства Булгаков шел постепенно, в глубоких раздумьях. Ранняя, третья редакция романа фиксирует такое отношение героев, при котором Иешуа приказывает Воланду.

В окончательной редакции этого эпизода осознание своей правоты позволяет дьяволу с долей высокомерия отнестись к неудавшемуся ученику-евангелисту, как бы незаслуженно присвоившему себе право быть рядом с Христом. Воланд настойчиво подчеркивает с самого начала: именно он находился рядом с Иисусом в момент важнейших событий, «неправедно» отраженных в Евангелии. Всю эту «правду» дьявол и показал в романе Мастера о Понтии Пилате и Га-Ноцри.

Интересно, что у Булгакова нет противоборства между силами добра и зла, света и тьмы. И Иешуа, и Воланд одинаково относятся к каноническим Евангелиям, они едины во мнении, где встретят вечный приют Мастер и Маргарита. В романе о Понтии Пилате дьявол не искушает Га-Ноцри, а последний не изгоняет бесов и вообще ничем явно не ущемляет Князя Тьмы.

Но как бы там ни было, парадокс системы художественных образов романа выразился в том, что именно Воланд воплотил в себе хоть какую-то религиозную идею бытия, тогда как Иешуа – и в том сошлись все критики и исследователи – есть характер исключительно социальный, отчасти философский, но не более.

Напоследок

Да, Михаил Афанасьевич в романе «Мастер и Маргарита» дал убийственную критику мира, разоблачил, высмеял ничтожество нового советского культурного мещанства. Критик Игорь Виноградов писал, что Булгаков выявил «пустоты» таких людей, которые буквально теряли самих себя при встрече с дьяволом. Но это лишь одна сторона этого многогранного произведения.

Всей логикой романа читатель подводится к мысли не судить о героях по их обличью. Тому подтверждение заключительная сцена «преображения» нечистой силы: исчезли безобразный клык и кривоглазие Азазело, фиолетовым рыцарем стал Коровьев-Фагот, худеньким юношей, демоном-пажом – кот Бегемот. «И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье». Каком? Об этом не сказано ни слова. Но, судя по метаморфозам свиты, подлинный лик Воланда не должен вызывать отвращения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *