Что значит плясать танцы на костях
Откуда пошло выражение «танцы на костях»
Вряд ли Вильгельм Рёнтген мог предположить, что его изобретение станет настоящей революцией не только в медицине, но и в музыкальной индустрии.
«Музыка на рёбрах» или «музыка на костях» сейчас может показаться чем-то циничным, но когда-то запись, сделанная на рентгеновском снимке, была единственной возможностью для советского человека услышать «ритмы зарубежной эстрады».
«Рентгениздат»
До широкого распространения магнитной плёнки вся музыкальная продукция размещалась на виниловых пластинках, которые при относительной ценовой доступности обеспечивали высокое качество воспроизведения. Однако железный занавес, который любитель кукурузы Никита Хрущёв только готовился поднять, накладывал свой отпечаток: советской молодёжи хотелось слышать музыку из-за океана и танцевать под неё до упаду.
Политический и идеологический курсы партии не позволяли компаниям грамзаписи приобретать лицензию на тиражирование новинок джаза, блюза и рок-н-ролла. Запрет рождает действие: Советский Союз захлестнула волна «рентгениздата» — пластинок, изготовленных из выброшенных рентгеновских снимков. Бутлегеров не пугали реальные сроки заключения, грозившие за распространение «музыки на рёбрах», что по факту можно назвать «пиратством», а ценителей новинок не смущало откровенно плохое качество записи.
Предприимчивые советские люди быстро освоили процесс копирования музыкального материала с винилового диска, которые в Союз, разумеется, попадали — таможня не всегда могла отследить ввоз запрещённого товара в штучных масштабах. Рекордеры, то есть устройства для записи, конструировались из обычных проигрывателей для грампластинок: вместо иглы в головку звукоснимателя устанавливали резец, который и создавал на рентгеновском снимке звуковую дорожку.
Проблем с рентгеновскими снимками не было: их можно было найти в мусорных баках у поликлиники или договориться с заведующим рентген-кабинетом, в распоряжении которого находились архивные материалы. Перед записью снимку придавали форму круга, но на этом внимание не акцентировали — в конце концов, от геометрии носителя ничего не зависело. В центре при помощи сигареты или остро заточенного карандаша проделывали отверстие.
«Межрёберная мамба»
Процесс записи должен был происходить в тихом и незаметном помещении, как правило, выбирались подвалы или чердаки. На проигрыватель ставилась пластинка, на рекордер — рентгеновский снимок. Узел рекордера с резцом, улавливая звуковые волны, колебался им в такт, делая «кости» соотечественника музыкальными.
Был второй вариант, полупрофессиональный, но кто его мог себе позволить, остаётся только догадываться: в пятидесятые годы распространение получили музыкальные открытки, когда через специальный рекордер (такой можно увидеть в «Карнавальной ночи») можно было записать поздравление на пластинке, покрытой лаком. Но записывали не только поздравления.
На записях на рентгеновских снимках можно было услышать и то, чего не ожидаешь:
«Предлагали „рёбра“, естественно, из-под полы, качество было ужасным, но и брали недорого: рубль-полтора, — вспоминает музыкальный критик Артемий Троицкий в своей книге „Рок в Союзе“. — Часто эти пластинки содержали сюрпризы. Скажем, несколько секунд американского рок-н-ролла, а затем голос, с издёвкой спрашивающий на чистом русском языке: „Что, музыки модной захотелось послушать?“ Затем несколько сильных выражений в адрес любителя стильных ритмов — и тишина».
История, скорее всего, из разряда баек: для КГБ такой метод издёвки над любителями западных ритмов кажется совсем уж мелким, а для тех, кто эти пластинки производил и продавал, — это был прямой путь к снижению покупательской активности.
Стоит ли говорить, что в прессе «рентгениздат» травили и в выражениях не стеснялись. Вот энциклопедический пример из книги Юрия Благова «Быка за рога. Стихи»:
Музыкальные подонки
Продают рентгеноплёнки,
Есть желудочная самба
И межрёберная мамба…
И да, мамба тоже была запрещена. Справедливости ради стоит отметить, что «рентгениздат» занимался распространением не только джаза и другой «музыки свободы», выпускались записи иммигрировавших музыкантов, например, Петра Лещенко.
Флекси — прообраз музыки на рентгеновских снимках
Также, и не только в Советском Союзе, но и на Западе, получили распространение гибкие пластинки — флекси, идея которых, по сути, и стала основополагающей для создания «музыки на рёбрах». На таких носителях печатали всё: от приложений к журналам (в Советском Союзе это был «Кругозор») до музыкальных бестселлеров.
Свою предвыборную программную речь Ричард Никсон напечатал на флекси-носителе и разослал электорату, на флекси был «допечатан» тираж «Ziggy Stardust» Дэвида Боуи, коротенькие поздравления для участников фан-клуба записали участники культовой The Beatles, ненавидимой советскими композиторами, на такие диски можно было записывать цифровые данные размером до 4 килобайт (Floppy-ROM). Причём самое удивительное, что формат гибкой пластинки продолжал существовать на западе ещё долгое время — вплоть до девяностых, пока на рынок не вышли компакт-диски.
Пластинка «флекси»
Сейчас «музыка на костях» — часть истории, но истории, интерес к которой проявляют иностранцы. Самый известный ценитель «рентгениздата» Стивен Коутс, куратор выставки, посвящённой этому явлению, говорит о том, насколько раньше музыка была важна для человека:
«Не знаю, как в России, но в Великобритании снова становится очень популярным винил. Всё потому, что люди хотят, чтобы музыка имела ценность. Сложно воспроизводимые вещи имеют большую ценность, чем легко воспроизводимые. Имеет значение и фактор предвкушения: надо достать пластинку или выбрать её по обложке, поставить на проигрыватель, опустить иглу. С mp3 такого нет, можно иметь 10 тысяч записей на своём компьютере и открывать их в любой момент. Потом, людям интересно представлять музыку как артефакт. Когда на наших живых выступлениях мы делаем новые x-ray-записи, то есть записи на рентгеновских снимках, в этом есть связь между действием и физическим объектом. Наше музыкальное искусство рождает артефакт, символический объект, а не музыкальные консервы».
Психологи о тех, кто пляшет на костях
Коллаж: © L!FE. Фото: © Markus Gann/Panther Media/Sergej Razvodovskij/Science Museum/EAST NEWS
Случившаяся 25 декабря трагедия в Чёрном море вскрыла очередные гноящиеся раны общества. Когда большинство людей искренне выражают свои соболезнования, переживают горечь утраты вместе с семьями и близкими пострадавших, находятся и те, кто считает эту тему поводом для саркастических шуток, едких комментариев и искреннего злорадства.
В тот же день разразился скандал из-за поста Божены Рынской и заявления журналиста Аркадия Бабченко, которые не постеснялись выразить свою радость от крушения самолёта. Но, к сожалению, таких злорадствующих было немало, что повлекло за собой волну негодования.
Чтобы объяснить, почему люди позволяют себе такое поведение по отношению к жертвам трагедии, Лайф обратился к специалистам и задал им вопрос: что движет этими людьми? Как можно радоваться чужому горю, кто эти люди и люди ли они вообще?
Ольга Одинцова, психоаналитик
— Что движет людьми, которые пишут негативные комментарии по поводу вчерашней трагедии с самолётом? Их можно разделить на две группы: «провокаторы» (явные «проплаченные», тролли) и «искренние». И если первые (манипуляторы, истероиды, социопаты) создают вбросы для дальнейшей пользы, чтобы управлять массами фантазийно, виртуально, или в реальной жизни, то вторые — это люди, которые снижают собственную тревожность за счёт объединения с другими.
Поведение первых, в принципе, ничем не отличается от обычного жёсткого троллинга: проявления проективной идентификации и смещения как психологических защит, призванных перенести агрессию вовне (спроецировать) и использовать это.
Вторым неважно, по какому поводу «объединяться»: политика, спорт, цвет кожи. Разделение на «наших» и «чужих» позволяет сохранять массовую идентичность, когда индивидуальная претерпевает кризисы или разрушение.
Массовая психология объяснит и массовую истерию, и массовые психозы, и прочие коллективные общие действия как механизм облегчения, смещения тревоги и страха, как механизм перевода страха в агрессию. В массе, в группе всегда снижена цензура, поэтому выход запрёщенных негативных эмоций происходит легко и легитимно. Сочувствие требует осознавания, это путь к индивидуальности через общность, а гнев и ненависть — более архаичные состояния, это путь к общности в обход индивидуальности. Когда существует массово принятая сверхценная идея, то тестирование реальности сужается до группы, а остальные (те, кто не наши) лишаются ценности и происходит расчеловечивание — отрицание применения общечеловеческих ценностей на группу «не наших». Это психотическая область. Группа сужается для того, чтобы выжить в среде, где страшно, больно и вместо уверенности есть беспомощность.
Ольга Лобач, консультирующий психолог
— У меня в ленте не было ничего такого, что лично меня заставило бы возмущаться. Наоборот, все сочувствовали. Думаю, вопрос в том, насколько осмысленно вы формируете свой круг в социальных сетях, свою среду. Если говорить про Интернет, то реакции на любое событие заставляют разобраться в ожидаемой позиции: вы примерно знаете, кто и что скажет на ту или иную тему. Если что-то будет про Украину, то, грубо говоря, все разделятся на две группы: «ватники» и «укропы». В Интернете невозможна содержательная дискуссия. И вам будет сложно высказать мысль, которая не попадает в уже ожидаемые рамки. Если вы видите какое-то очень жёсткое высказывание, всегда смотрите, кто его делает и зачем. Например, «журналистка» откровенно пиарится, используя ситуацию. И в этом смысле пиар абсолютно циничен. Все люди, которые высказываются таким образом, используют всё происходящее вокруг только в своих корыстных целях.
Скриншот: © L!FE
Берковская Марина, кризисный психотерапевт, имеющий огромный опыт работы в зонах вооружённых конфликтов
— Принять факт смерти, принять горе, принять то, что все мы смертны, — это тяжёлый труд, большая работа. И люди, говорящие и пишущие гадости о тех, кто погиб во время трагедии, таким образом откупаются от смерти. Вроде бы интеллигентные, взрослые и образованные, но каждый из них в меру своей невоспитанности, своей лексики высказывается очень грубо, с псевдонаучностью, даже с отсылками на религию, чтобы оправдать свою подлость. Им стыдно радоваться, что это произошло «не со мной», поэтому происходит перенос агрессии: «те» погибли, потому что они плохие, а я хороший, поэтому давайте обгадим тех, кто погиб. Каждый отбивается от факта смерти в меру своей испорченности. И радоваться, что погибли люди (неважно, кто и как именно) — это верх испорченности. Это уже нелюди.
Оксана Защиринская, доктор психологических наук, психолог
— Сложилось впечатление, что сказывается психическое состояние людей перед Новым годом: многие на работе физически и эмоционально истощены, и на этом фоне подобная трагедия вызывает бурную реакцию. Нужно сказать, что психика причудливо функционирует. Она выдаёт агрессивную реакцию по типу защитной. То есть иногда люди агрессивным поведением стараются отстранить трагедию, потому что самому всё сложно переносить.
Скриншот: © L!FE
Ещё одна причина — политический характер. У людей возникает когнитивный диссонанс, непонимание, почему едут петь песни в Сирию, где гибнут люди, в том числе и дети. И это кажется немного неправильным и странным, и такими постами люди демонстрируют возмущение. Сарказмом люди выражают то, что они радуются неудаче миссии, которая, на их взгляд, была бесполезна: вести войну и на фоне этой войны ещё и ездить туда и выступать. Эти люди, скорее всего, считают, что правительство пытается получать различные дивиденды под видом таких акций, которые, наверное, не сопоставимы с тем, что делается в Сирии. Стоит ли об этом лишний раз говорить и выпячивать проекты, который носят условно утешительный характер. То есть люди не совсем понимают, зачем эти акции. Ведь можно просто закончить войну и замолчать об этом.
Скриншот: © L!FE
Положий Борис Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом экологии и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского
— Объяснить подобное поведение с человеческой позиции сложно. Проще всего было бы сказать, что это просто психически больные люди, но это было бы не совсем правильно. Дело в том, что есть люди, которые даже вне рамок психического заболевания морально деградируют и они стали способны на такие подлые поступки. И в какой-то степени это отражение того, что общество наше не всегда ориентировано на доброту, сопереживание. Общество сейчас очень жёсткое и готово призывать к самым разным вещам. Кто-то, конечно, из этих людей психически нездоров. Но не все. Это такое нравственное уродство.
Шихова Ольга, психолог, координатор программы «Профилактика отказов от новорождённых» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»
— Я могу объяснить это влиянием концепции справедливого мира, согласно которой люди получают то, что заслуживают, и если с ними что-то произошло плохое, то это потому, что они сами были плохими людьми. А поскольку я благополучен, то я, очевидно, хороший человек и всё делаю правильно. Эта концепция защищает психику от тяжёлой мысли о том, что на самом деле все люди смертны, хорошие и плохие, и что мир малопредсказуем и редко справедлив, любой человек может тяжело заболеть или внезапно погибнуть, как бы хорошо он себя ни вёл перед этим.
Второй причиной я бы назвала влияние общения в узком кругу единомышленников, в котором принято делить людей на «нас» и «их» и «чужих» расчеловечивать. Если что-то произошло с «нашими», то это трагедия, а причина её — или случайность, или преступление врагов. Если с «чужими» — то это закономерный итог ужасных поступков и внутренней порочности этих чужих. Это такое нормальное архаичное мышление для людей с низким уровнем морально-этического сознания, фактически это родоплеменное сознание и «готтентотская мораль»: «Добро — это когда я увёл у соседа жён и коров, зло — когда сосед увёл у меня жён и коров».
Танцы на костях
Есть рамки, за которые не стоит выходить. Некоторые нормы морали, на которых базируются традиции целого ряда народов, незыблемы по умолчанию. Стоит забыть некие установки, оставленные нам предками, и начинается стремительная деградация, которая неизбежно приведет к необратимым последствиям.
Память предков, особенно, если это касается тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость своей страны, должна охраняется обществом столь же трепетно, сколь трепетно они в свое время охраняли границы государства. Как только память предков отдаётся на поругание, как только все былое подвергается огульной критике, так и начинается падение нации в пучину безвестности.
Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего. Народ, отдавший свое прошлое на поругание, чурающийся свершений своих предков – обречен на забвение.
Когда на Украине разворачивалась кампания по декоммунизации, у определенной части населения страны все происходящее вызвало одобрение. Все логично. Всем очень хотелось в Европу, а советское прошлое словно якорь удерживало Украину у российских берегов. Ради светлого и безбедного будущего можно и отказаться от «тоталитарного совкового прошлого». Цель оправдывает средства.
Отказ от советского прошлого, в принципе, прошел безболезненно. Местные чиновники с энтузиазмом придумывали новые названия старым улицам и городам, не забывая при этом уделять пристальное внимание написанию истории нации. Истории древней и местами даже героической. В общем, находясь в неком угаре, украинцы сами не заметили, как стали посягать на святое – на память своих героических предков. Одним разрушением памятников героям Великой Отечественной войны решили не ограничиваться. А что, гулять так гулять! А почему бы нам не пересмотреть хронологию тех далеких событий и не переоценить роль в произошедшем как СССР, так и Германии? В общем, начались откровенные танцы на костях. Танцы постыдные, в ходе которых определенная часть украинцев перестала считать себя потомками народа-победителя и начала выводить свою родословную от нацистских преступников, карателей, добровольно пошедших на службу фашисткой Германии.
Самое страшное в произошедшем – это то, что в период данных трансформаций произросло на свет божий целое поколение украинцев, которое спокойно наблюдало за тем, как внуки участников Великой Отечественной войны сносят монументы, призванные увековечить память их дедов. Разумеется, все происходящее в стране они воспринимали как норму, а инициаторы данной затеи свято верили в то, что танцуя на костях они искореняют все советское, при этом насаждая свой доморощенный, я бы даже сказал, искусственно созданный патриотизм. Но, судя по всему, они жестоко ошиблись, а «патриотизм из пробирки» у молодого поколения как-то не прижился. Судите сами.
В Черниговской области в поселке Талалаевка четыре школьницы на памятнике погибшим воинам АТО записали видео для TikTok, в котором танцевали тверк. Разумеется, речь идет о полном неуважении к погибшим, так как не знать современную историю Украины школьницы не могли в принципе, а, следовательно, заявлять о том, что «мы не знали кому установлен данный памятник» – бессмысленно и даже глупо.
Украинский социум дружно заклеймил школьниц, обвинив их во всех грехах смертных, а правоохранительные органы постарались максимально осложнить жизнь участницам данного «танцевального марафона» и их родителям. В отношении двух 16-летних школьниц инспектор ювенальной превенции составил административные протоколы по ст. 173 (мелкое хулиганство) Кодекса Украины об административных правонарушениях. Еще две девочки, которые танцевали тверк, не достигли 14-летнего возраста, поэтому за их действия ответственность понесут родители. Досталось и администрации школы, в стенах которой обучаются начинающие танцовщицы. Правоохранители уже провели профилактическую работу с дирекцией учебного заведения, где учатся школьницы, а также с учениками. Кроме того, в школу направлено представление о проведении дальнейших профилактических мер.
Меры приняты, виновные наказаны, справедливость восторжествовала, и теперь число желающих станцевать тверк на памятнике «героям» АТО станет гораздо меньше. Слушайте, а что вы хотите от поколения, которое выросло, наблюдая за всей той вакханалией, которую вы устроили в своем порыве выкорчевать из истории Украины все советское? Они же живые очевидцы того, как вы попрали память своих предков! Чего вы от них ждете? Того, что они не будут брать пример с вас?
Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Выкорчевывая наследие «тоталитарного совка», украинские политики напрочь убили у местного населения стремление уважать своих предков, чтить их память и гордиться их свершениями. В итоге получилось то, что получилось. Пока одни вымышленные герои стойко противостоят «российской агрессии», граждане свободной европейской Украины спокойно танцуют на костях других, которые погибли, сражаясь с призрачной угрозой, исходящей от «коварной» Москвы. Ничего личного. Просто демократия во всей ее красе.
Пляска на костях
Митинг 6 мая был омрачён смертью человека. При монтаже сцены погиб рабочий, и сразу раздались голоса, что было бы правильно – отменить.
Но организаторы не прислушались. Митинг состоялся, и многие назвали его «пляской на костях».
Осудить бессердечных – естественная человеческая реакция. Появились критические статьи. Вот пример мягкого упрёка:
«Погиб человек, монтируя сцену. Как я понял, это никого особо не взволновало – митинг продолжился. И никому в голову не пришло сказать: Ребята, мы не можем митинговать там, где погиб человек».
Автор (известный журналист) наивно заблуждается, думая, что кроме него «никому в голову не пришло». Вот пример более жёсткий:
«Я был уверен, что митинг на Болотной не состоится. При монтаже сцены погиб человек, зачем устраивать политический пиар на костях?»
Это благородные чувства. Всем, кто ходил на митинг, должно стать совестно – и организаторам, и простым участникам. А те, кто не пошёл, пусть знают, что поступили правильно.
Но вот вопрос: если бы сегодня, 8 мая, при монтаже трибун на Красной площади погиб бы рабочий, – отменили бы парад? Конечно, нет.
Если бы на репетиции парада погиб солдат (попав, например, под гусеницы) – отменили бы парад? Конечно, нет.
И неужели в прессе появились бы статьи, утверждающие, что парад следовало отменить?
Значит, митинг из-за случайной смерти рабочего надо отменять, а парадов это не касается. Самое мягкое название для такого политически грамотного благородства – двойной стандарт.
Ещё очень важно (для пишущих и говорящих) – правильное словоупотребление.
«Пляска на костях» это своекорыстное извлечение прибыли из чьей-то смерти. (Прибыль может быть и финансовая, и политическая. Они легко конвертируются одна в другую.)
Всем памятен недавний позор. На костях Димы Яковлева три месяца плясали и президент, и Госдума, и Совет Федерации – да почти вся власть России. Ничего, что Дима Яковлев умер 5 лет назад; ничего, что за эти годы в России убиты тысячи детей. Когда нужна политическая прибыль, пляшущие на костях не знают стыда.
На днях в одном знаменитом московском театре за час до спектакля погиб осветитель (упал из-под колосников на сцену). Но спектакль отменять не стали. И публика не виновата, и артисты не виноваты. А кто виноват – пусть ответит по закону.
Лицемерят ли те, кто осудил митинг за пляску на костях? Возможно, да. Возможно, хотят выслужиться и понимают, что делают подлость (как и депутаты, принявшие людоедский закон).
Но возможно, что эти авторы искренни. Человек умеет обманывать себя. Порой даже лучше, чем других.
Разве мало было депутатов, которые с дрожью в голосе, со слезами на глазах восклицали, обращаясь умершему ребёнку: «Этот закон для тебя, Дима!» Они же в этот момент верили в то, что говорят. Или нет? Или и да, и нет?
Христос называл таких лицемерами, ибо читал в глубине их сердец (глубже, чем они сами). А по физиономии фарисея, увы, не всегда и не всем видно, что шулер.
Легенды Про — Танцы на костях
Слушать Легенды Про — Танцы на костях
Слушайте Танцы на костях — Легенды Про на Яндекс.Музыке
Текст Легенды Про — Танцы на костях
Дым:
Танцуй, танцуй на костях.
Танцуй, танцуй в новостях.
Танцуй, танцуй на чужой боли.
Но знай, что кровь на этом танцполе.
Танцуй, танцуй на костях.
Танцуй, танцуй в новостях.
Танцуй, танцуй на чужой боли.
Но знай, что кровь на этом танцполе.
Быба:
Максимум десять из ста, палят в чем реально суть,
Пять из десяти гребут, чтоб в этом гавне не утонуть.
Трое из пяти, заблудятся в этом пути,
В итоге один из двух — станет такой как они.
Наше пустеют ряды не потому что, нет еды.
Не от того что нет медикаментов и чистой воды.
А от того что головы пусты и нет желания биться,
Нахуй ловить журавля, когда в руках сдохла синица.
На хате, бухая все строят из себя депутатов.
А с утра с вопросом в голове, как жить на эту зарплату?
У многих рот залатан, лишь на детей кричать матом.
Не кто не хочет говорить. Но это не надо.
Молчание — золото. Вот основной закон для массы.
Массами законов давят на нас и делят на классы.
Красками рисует то, что надо бы давно замазать.
Но кисти в руках у тех, кто пишет музыку для танцев.
Их рты воспитаны на общепите.
Какой год берут в рот, только вот не станут сыты.
А по их TV, физиономии людей, что из-за рублей
Сдают своих друзей в музей.
Власть мечты. Мечты о власти.
Левая рука чешется к деньгам, к наручникам — запястье.
Дикие танцы. Жизнь как праздник.
Звериный инстинкт. Страсть за счастье.
Игнорируя небо, нарушая запреты,
Боясь смерти, прячут на чердаках свои портреты.
Везде где бы ты не был,
Толпа все так же требует зрелищ и хлеба.
На этом маскараде, не скрывая зависть во взгляде,
Идут на риск изыска ради.
На балу, растекаясь на полу кровавым пятном,
Хочешь увидеть Желтый Дом? Выгляни в окно!
Дым:
А там, передвигая кости, до и после.
Работы. Он идет к своей горсти на погосте.
И дома его ждет, ужин как обычно в восемь.
И жена которая скажет, как не легко с ним.
И он не против. Бог с ним. Главное жив и сыт.
И как и все он, положил свою жизнь на весы.
Туда где уже лежит, миллион каких он.
А напротив дирижер задает тон.
И в темпе вальса, по наклонной плоскости,
Он теряет смысл как законы силу в области.
И уже по привычке, от безысходности.
Он включает новости и добавляет громкости.
Там трубят, о взрывах, сея в зрителя страх.
Поют о силах что блюдут, но никто не видит как.
Вступают сольные партии, представителей партий.
Дают гастроли по стране, которой нет на карте.
С нас хватит, этих адских плясок, слышишь?
Наши имена навсегда с нами, их ты не впишешь.
В реестр душ, потухших во тьме.
Оркестр, туш. Танцуют все.