Что значит персональное использование шрифта

Шрифты легально — полный гайд для стокеров

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Легальное использование шрифтов — вопрос, неизменно ассоциирующийся с головной болью для подавляющего большинства микростокеров. Разновидностей лицензий так много, а условия их использования столь размыты, что эта тема регулярно всплывает на форумах и в профессиональных чатах. Каждый стокер, включая блогеров и инфоцыган, видит решение проблемы по-своему. Зачастую эти решения основаны лишь на профессиональной интуиции, что ведёт к юридическим рискам. Давайте углубимся и раз и навсегда решим — какой же тактики следует придерживаться?

Роль шрифта в стоковой работе

В одном стокеры сходятся: очень многое зависит от роли шрифтового элемента в вашей работе для фотостоков. Условно их можно разделить на три группы: служебные тексты, текстовые акценты и текст как основа композиции. Особняком стоят леттеринг и каллиграфия.

Служебный текст

К служебным текстам относятся:

Всё это удаляется покупателем после скачивания и (или) адаптируется под его запросы. По сути, такие надписи ему и не нужны, но позволяют более четко представить, как можно использовать вашу работу после покупки.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Заголовок в этом сете иконок нужен лишь для пояснения задумки и не предполагает, что его будут использовать в макетах

Считается, что для таких текстов можно свободно использовать встроенные базовые шрифты, например, из «родных» библиотек Microsoft и Adobe. Поскольку «рыба» будет в дальнейшем удалена покупателем, то и вопрос авторского права не стоит: вы пользуетесь своими шрифтами — в рамках работы на лицензионной ОС/ПО (они ведь у вас лицензионные, правда? ;-), а покупатель при редактировании и подгонке изображения — своими.

Текст-акцент

Тексты-акценты имеют более весомую роль в композиции. Это различные надписи на баннерах, шаблонах для соцсетей, бланковых фото. Зачастую стокеры прорабатывают текстовые акценты более тщательно, поскольку они составляют уже достаточно весомую часть композиции и задают макету настроение. Покупатели могут как оставить такую надпись без изменений, так и заменить её на что-то более, по их мнению, подходящее.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Надписи-акценты придают композиции законченность, а значит, вполне могут попасть и в конечный макет

Текст-прима

Текст — основа композиции является ядром вашей работы. Иными словами, в таких работах именно надпись (а вместе с ней и шрифт, которым она исполнена) играет «главную роль». Такое бывает и у фотографов (например, если вы сфотографировали какое-то объявление или вывеску). Но чаще всего текст как основу используют иллюстраторы и дизайнеры. Вот лишь несколько примеров такого использования:

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

На месте LV у меня возникли вопросы к такой стоковой фотографии. К счастью, это всего лишь free to use пикча от @kyresong с Unsplash.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Пример псевдолеттеринга от автора статьи (слева). За уровень исполнения мне очень стыдно, зато вопросов по авторству точно не возникнет. Текст справа является служебной рыбой.

Stroke или Expand?

Не менее сложный вопрос — влияет ли «разобранность» шрифта в стоковой работе на вопрос его лицензирования? В далеком 2014 году официальный представитель Shutterstock даже отвечала, мол, в разобранном виде используйте любые шрифты, вы же не сам шрифт продаете, а только работу с ним. И по сей день многие стокеры оперируют этим комментарием — хотя по меркам интернета прошла уже целая вечность. По скромному мнению автора, этот подход весьма рискованный. Дело в том, что так можно со спокойным сердцем сделать, например, монопринт с характерным, запоминающимся шрифтом, напродавать его — а спустя время получить иск за несогласованное коммерческое использование. Поэтому важно в своей стокерской деятельности оперировать не только понятием «разобранный / неразобранный», но и ориентироваться в шрифтовых лицензиях.

Шрифт в законе

Вопреки распространенному мнению, шрифты не делятся на «платные и бесплатные». Законные возможности использования шрифта определяются видом его лицензии — а не тем, платили ли вы за скачивание деньги. Давайте рассмотрим самые популярные и доступные лицензии в разрезе использования на стоках.

лицензииЧто важно для стокера.

Аренда шрифтов

Как узнать вид лицензии на шрифт?

Шрифты для стоков: правила агентств

А что говорят сами стоки? Помимо вида лицензии надо знать, какие правила выдвигает каждое агентство по отдельности. Вот сравнение правил применения шрифтов самых популярных фотостоков:

СтокМожноНельзя
Shutterstock• Оригинальные наборы шрифтов (вашего авторства)

• Коммерческие шрифты (разобранные)

• Встроенные шрифты вашего ПО, если это разрешено лицензионным Соглашением на ПО

• Редактируемые (неразобранные) шрифты

• Шрифтовые наборы*, основанные в значительной степени на существующих коммерческих шрифтах

NB! Большинство стоков в своих Правилах подчёркивают: обеспечение юридически законного использования в своей работе того или иного шрифта лежит целиком на плечах стокового автора. Помните об этом, когда креативный дьявол на плече призывает вас немного попиратить 🙂

Где скачать шрифты бесплатно без СМС и регистраций?

Мы рекомендуем качать бесплатно только в случаях, когда это действительно легально. Вот несколько сайтов, где можно это сделать:

СайтПредставленные лицензииОсобенности
Google Font• Свободная для коммерческого использования• Базовые (антиквы, гротески) и рукописные шрифты;

• Внушительная кириллическая библиотека;

• Идеально для веба и приложений.

FontSpace• Свободная

для личного использования;

• Свободная для коммерческого использования;

• Коммерческие лицензии (платные).

• Тысячи шрифтов разных стилей, включая акцидентные;

Не все бесплатные шрифты можно использовать в коммерции! Нужно смотреть в описании лота.

Font Squirrel• Внушительная коллекция OFL / Apache шрифтов, включая акцидентные;

• Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги;

• Платные и бесплатные шрифты;

• Некоторые из бесплатных шрифтов — только для личного использования: изучайте описание лота!

• Демо-версии шрифтов

• Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги

• Есть риск наткнуться на демо- или условно-бесплатную версию шрифта

для личного использования;

• Свободная для коммерческого использования.

• Простая система тегов по стилям и новизне

• Большая библиотека free for commercial use шрифтов

Behance• Свободная лицензия для личного использования

• Свободная лицензия для коммерческого использования;

• Демо-версии и условно-бесплатные версии

Частенько здесь выкладывают шрифты бесплатно, чтобы прорекламировать себя или просто по доброте душевной. Однако наличие кнопки ‘download free’ ещё не означает, что автор разрешает использовать свою работу в коммерческих проектах. Обязательно проверьте условия в описании поста! Если автор ничего не пишет, спуститесь вниз, к соответствующей графе сразу под списком тегов. Либо уточните лично в комментариях к посту.

Вместо заключения

Не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой шрифт я могу использовать при работе на стоках?» Тактика подбора зависит от ряда факторов, перечень которых также непостоянен. Поэтому лучшее решение — хотя бы минимально ориентироваться во всём многообразии лицензий. Вполне нормально, что вы будете «плавать» по некоторым моментам — так же, как и автор этой статьи 🙂 Существуют даже юристы, которые специализируются исключительно на авторском праве. Возможно, однажды наступить момент, когда и вам понадобится консультация такого специалиста. Тем не менее, осведомлённость, пусть и минимальная, придаст профессиональной уверенности и избавит вас от значительной части рисков.

Не забудьте подписаться на наш Telegram канал с актуальными новостями о фотостоках и интересной информацией. Коротко и полезно.

Последнее изменение: 2 августа 2021 в 11:27.

Источник

Шрифты в законе: о тонкостях авторского права на буквы

Как пользоваться шрифтами, чтобы не пришлось отвечать за это в суде.

Авторское право на шрифты — рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с ним. Нередко — в качестве ответчика в суде. Так что будет полезным окунуться в юридическую сторону пользования шрифтами, чтобы такие неприятные моменты исключить из своей практики. Разобраться нам помог генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент» Алексей Козырев.

Первым делом, дабы продемонстрировать всю серьёзность темы, расскажем об одном сравнительно недавнем случае. В общем, как-то компания ООО «Кубань-Ти» на упаковке своего товара «Азерчай» использовала шрифт Taumfel.

У этого шрифта нашёлся правообладатель — индивидуальный предприниматель Сироткин Н.Ю. Бизнесмен предъявил претензию за нелегальное использование своего шрифта, но договориться не получилось. Тогда предприниматель подал в суд.

Арбитражный суд признал, что ООО «Кубань-Ти» использовало шрифт Taumfel незаконно, а следовательно вся продукция, на которой он был изображён, объявлена контрафактной. То есть суд запретил продажу и предложение к продаже этого товара. Также суд запретил хранение и перевозку этого товара тем предприятиям, кому контрафактный чай был уже отгружен.

Решение суда было опубликовано в «Коммерсанте». Правообладатель шрифта отсудил 1,5 миллиона рублей.

Впечатляет? А теперь давайте разбираться, как не попасть в похожую ситуацию.

PYB: — Какая специфика у авторского права на шрифты?

Алексей Козырев: — Шрифты регистрируются в качестве промышленных образцов. Вообще срок действия патента на промышленный образец довольно короткий, и его можно продлевать ограниченное количество раз. Всего максимальный срок действия патента — 25 лет. После этого промышленный образец по идее становится общедоступным. Но в случае со шрифтами этого не происходит.

На шрифты распространяется не только патентное, но и авторское право. Оно вообще не регистрируется, а начинает действовать автоматически в момент создания произведения. И действует в течение всей жизни автора и потом 70 лет после его смерти.

— Это мы конкретно о России говорим, верно?

— Да, конечно, о России. В разных странах — разное законодательство. Так, ещё в 1976 году Служба по авторскому праву в США заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права.

В России право пошло по другому пути. У нас считается, что шрифт — это продукт творчества, и поэтому авторское право на него действует.

— Какие ситуации среди конфликтов со шрифтами наиболее типичные?

— Ну вот типичная ситуация: дизайнер лазил в интернете, нашёл шрифт, скачал, установил, использовал его в своей работе. Может, даже уже успел зарегистрировать изображение с использованием этого шрифта в качестве товарного знака. А потому вдруг оказалось, что у этого шрифта есть правообладатель, и он не в восторге от такого использования его собственности. Тогда он требует оплатить продукт и компенсировать потери от нелегального использования. Это типичная ситуация не только для шрифта, но и для текста, фотографии, рисунка и тому подобного.

— А если шрифт скачан с сайта с бесплатными шрифтами?

— Бесплатность шрифта — это зачастую вообще не аргумент. Да, действительно есть шрифты, которые разрешено свободно использовать вообще как угодно — вроде вашего шрифта Nautilus Pompilius. Кстати, даже в таких случаях я бы рекомендовал связываться с правообладателем и просить дать какое-то документальное свидетельство, что он разрешает использовать шрифт. Правообладатель может в любой момент передумать и потребовать компенсации. В моей практике таких примеров нет, но чисто теоретически это вполне возможно. Если у вас будет в руках документ, вы сможете доказать, что использовали шрифт до того, как условия лицензии изменились.

Но бесплатные шрифты бывают полностью бесплатными далеко не всегда. Правообладатель может разрешать свободно использовать его шрифт только в личных или ознакомительных целях. Часто в лицензионном соглашении указывается, что в таких-то и таких-то случаях следует заплатить. Как правило, речь идёт о случаях коммерческого использования или просто публичной демонстрации.

— Какие условия может диктовать правообладатель в лицензионном соглашении?

— Любые, не противоречащие закону. Потому что это сделка. В остальном условия регулируются рыночными отношениями. То есть правообладатель может устанавливать цену хоть в миллиард долларов, и ограничивает его аппетит только спрос на шрифт по такой цене.

— Допустим, дизайнер использовал платный шрифт в логотипе для клиента. Шрифт куплен им по всем правилам. По сути он продаёт клиенту не шрифт, а готовое произведение, готовый логотип. Но часто бывает, что правообладатель требует ещё и у клиента деньги за то, что у того теперь в логотипе его шрифт. Правомерно ли такое требование?

— Если в лицензионном соглашении написано, что правообладетель не претендует на конечные произведения, созданные с использованием его шрифта, то ничего он требовать, конечно, не может. Но, как я уже сказал, там могут быть очень разные условия. Так что чисто теоретически требование в вашем примере может быть вполне правомерным. Законом это предусмотрено.

Вообще вы можете использовать шрифт только так, как написано в соглашении. Любое использование, не предусмотренное в соглашении — нарушение прав собственника. То есть запрещено всё, что не разрешено.

Обычно условия разнятся в зависимости от цели использования. Если вам шрифт нужен для личных целей — написать себе что-то на фотообоях, например — цена будет одна. Если это коммерческое использование, и покупатель получит прибыль от использования шрифта, то логично, что продавец захочет получить долю от этой прибыли. Поэтому цена может быть привязана к единице продукции, на которой будет изображён этот шрифт, к объёму выручки или просто быть фиксированной суммой за определённый период пользования шрифтом. То есть это такая же сделка купли-продажи, как и все остальные. Продавец диктует условия — покупатель соглашается или нет.

— Какими потерями может обернуться нарушение лицензионного соглашения?

— Если правообладатель понсёс убытки, и может доказать их размер, то он вправе требовать возместить их. Если, например, «пиратский» шрифт был напечатан на упаковке какой-то продукции, эту продукцию могут признать контрафактной. И истец вправе требовать изъятия и уничтожения этой продукции. В случае особо крупного ущерба можно потребовать уничтожить оборудование, которое использовалось для производства контрафактной продукции. Или даже ликвидации предприятия ответчика — редчайший случай, конечно, но такое бывало в спорах по интеллектуальной собственности.

— Размер убытков доказать бывает не так-то просто.

— Тогда есть другой вариант — потребовать вместо возмещения убытков компенсацию за нелегальное использование шрифта, согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ. В этом случае не нужно доказывать ни размер, ни даже сам факт убытков. Причём истец имеет право выбрать форму выплаты.

Можно произвольно выбрать сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей компенсации. Но в этом случае суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, может снизить размер выплаты.

Более надёжный вариант — потребовать выплатить стоимость лицензии в двукратном размере. То есть при цене лицензии в 100 тысяч рублей можно смело запрашивать компенсацию в 200 тысяч рублей. Суд при этом будет не вправе уменьшать сумму. По крайней мере, для этого нужны очень веские основания. То есть не внутренние убеждения судьи, не абстрактная справедливость и разумность, а конкретные объективные аргументы и доказательства.

— Есть правообладатели, имена которых особенно часто фигурируют в подобных конфликтах. Порой из называют «патентные тролли».

— Когда мы говорим «тролли», мы подразумеваем какое-то недобросовестное поведение. На самом деле, «Студия Лебедева» и «ПараТайп» — как я понимаю, это о них речь — всего лишь добросовестные владельцы интеллектуальной собственности. Да, они очень ревностно следят за тем, чтобы их права и коммерческие интересы не нарушались. Работа у них в этом направлении поставлена довольно хорошо, и, видимо, от этой деятельности идёт значительный доход. В этом ничего предосудительного, я считаю, нет. В противном случае исчезает всякий смысл в обладании такого рода собственностью.

— Но, если судить по новостям, то они по суду требуют какие-то астрономические суммы компенсации.

— Да. Но, обратите внимание, эти суммы крайне редко удовлетворяются. Истец в подобных делах как правило запрашивает значительно больше разумной суммы. Как я и говорил, в конце-концов справедливую сумму в таких случаях определяет суд.

К слову, у меня были случаи, когда мои клиенты по недосмотру использовали шрифты, принадлежащие «Студии Лебедева» и «ПараТайп». Указанные правообладатели направляли досудебные претензии, клиенты шрифты приобретали, и на том дело заканчивалось. То есть это не кровожадные «тролли», как можно подумать. Просто забирают своё, и на мой взгляд, правильно делают.

— Часто ли конфликты по авторскому праву заканчиваются так же благополучно?

— Раз на раз не приходится. Всё же это соглашение, тоже своего рода сделка. Тут уж как договоришься.

— А если просто вежливо попросить прощения? Срабатывает такое?

— Может показаться смешным, но довольно часто этого действительно бывает достаточно. Даже если дело дошло до суда. Совсем недавно у нас был суд в Новосибирске: рассказ моего клиента напечатали без разрешения. И мой клиент запросил лишь оплату судебных издержек и публичные извинения. Очень удобно: и для ответчика не затратно, чтобы ему стало проще и дешевле согласиться с требованиями, и автор получает долю известности, которую может конвертировать в доход. Это ведь тоже пиар — бесплатно размеситить в СМИ сообщение о том, что есть такой автор, и у него есть произведение, которое издатели хотят напечатать, даже нарушая закон. Плюс это также сообщение о том, что автор свои права защищает, что предостерегает от нарушений всех остальных.

— То есть конфликты обостряются в случае, если компромиссный вариант оборачивается слишком большими потерями для какой-то из сторон?

— Чаще всего да, но не всегда правообладатель подаёт в суд из-за потерь или ради установления справедливости. Очень часто это делают ради пиара: чтобы раздуть дело, попасть в СМИ и так далее.

Иногда одна из сторон доводит конфликт до суда из принципа. Вот прямо сейчас у нас в работе такой случай. Клиент использовал в печатной продукции фотографии, на авторство которых претендует другой человек. Компенсация там маленькая, я бы посоветовал выплатить и забыть, иначе можно увязнуть в тяжбах на несколько лет. Но мой клиент решил доказывать свою правоту до конца, и я буду стараться помочь ему в этом.

— Если фотографии действительно чужие, неужели есть реальный шанс избежать ответственности?

— Да, конечно. Если истец не сможет доказать свои права на эти фотографии, то и компенсации он не получит. Конкретно в этом случае, по нашему мнению, он не представил документальные свидетельства об авторстве в достаточном объёме. Но бывают и более тонкие случаи. Например, часто удаётся доказать в суде, что произведение не является уникальным. То есть на момент его создания уже существовало точно такое же произведение. Богатая судебная практика по этому поводу, кстати, сложилась как раз по поводу шрифтов.

— Можно ли избежать наказания, изменив шрифт и выдав за новое уникальное произведение?

— Теоретически можно. Только вот очень часто в лицензионном соглашении стоит запрет на изменение произведения. То есть в случае провала придётся ответить ещё и за это нарушение.

— Как суд отличает изменённый шрифт от просто похожего? Есть какие-то критерии?

— Нет, задокументированных критериев нет. Уникальность определяет экспертиза. То есть квалифицированный специалист в данной области, имеющий статус эксперта, пишет заключение, и оно представляется в суд в качестве доказательства.

— Но ведь дизайн — это не точная наука, и любое заключение по этому поводу можно объявить всего лишь субъективным мнением эксперта.

— Да, можно. Часто так и делают. Правообладетель делает досудебную экспертизу, чтобы были основания для иска. На суде ответчик ставит под сомнение результаты и требует независимой экспертизы. Независимую экспертизу назначает суд. Но одна из сторон — или даже обе — могут не согласиться и с ней. Тогда делается ещё одна экспертиза. И так далее. Ведь, действительно, произведение может быть настолько изменено, что будет обладать своей собственной оригинальностью, а критерии, по которым эксперты отделяют одно от другого зачастую исходят из их субъективного мнения. Поэтому и результаты экспертизы у разных экспертов могут отличаться кардинально. Так что в этих разборках можно надолго увязнуть.

— Экспертиза наверняка стоит немалых денег. Выходит, долгие суды по таким вопросам могут влететь в копеечку.

— Да, удовольствие не из дешёвых. Поэтому чаще всего юристы стремятся прийти к консенсусу ещё до суда. Это экономит деньги, время, нервы. Зачастую — спасает репутацию клиенту. И радует, когда вторая сторона стремится к тому же.

Вот недавно у меня был очень успешный такой случай как раз со шрифтами. Моему клиенту-издателю предъявили претензию на использование шрифтов на обложках журнала. Всего предъявили претензии по 7 шрифтам, но по 4 из них мы смогли до суда доказать, что нарушений нет. Мы провели сравнительный анализ и убедили правообладателя, что его шрифты и использованные на обложке отличаются достаточно сильно, чтобы быть разными оригинальными произведениями. По остальным — сошлись на том, что мой клиент приобретёт лицензию на общих основаниях. Такой вариант всех устроил, в суд не пошли.

— Напоследок, дайте совет нашим читателям, как оградить себя от юридических проблем со шрифтами?

— Прежде всего, нужно внимательно относиться к тому, что вы используете. В суде никто не будет выяснять, намеренно вы «спиратили» шрифт или нечаянно. Наше законодательство обязывает предпринимателя принять все меры по недопущению нарушения его бизнесом прав третьих лиц. Если ваша деятельность нарушила права автора шрифта, вы виноваты без всяких «но». Поэтому при использовании шрифта нужно обязательно поинтересоваться, кто его правообладатель, и очень внимательно прочесть лицензионное соглашение к этому шрифту. И, конечно, нужно всегда иметь документы, доказывающие, что вы используете данный шрифт правомерно.

Источник

Лицензии на шрифты: большой обзор

Разбираемся, как правильно выбрать лицензию, в каких случаях шрифт можно использовать бесплатно, а когда его придётся купить и дизайнеру, и заказчику.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Некоторые компании заранее предупреждают заказчиков и дизайнеров, что произойдёт, если их права нарушат. Например, на сайте студии Артемия Лебедева есть раздел, посвящённый судебным делам. Большинство из них касаются именно неправомерного использования шрифтов. О защите своих авторских прав на своём сайте рассказывает и Paratype.

В мире по-разному относятся к защите авторских прав на шрифт. По законам США шрифт — это программа, которую вы устанавливаете на свой компьютер, и все EULA составлены исходя из этого. В России другая традиция: законодательство защищает шрифт и как софт, и как произведение графики. Это важно.

В создании этого материала нам очень помог сооснователь type.today и tomorrow Илья Рудерман и его лекция о шрифтовых лицензиях.

Из статьи вы узнаете:

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.

Бесплатные шрифты

Шрифт не бывает бесплатным сам по себе, за его разработку всегда кто-то платит. Здесь вариантов может быть несколько.

1. За создание шрифта заплатила корпорация

Самый известный пример — коллекция Google Fonts, которую компания разрешает использовать и в личных, и в коммерческих целях.

В коллекцию входит, например, семейство шрифтов IBM Plex, разработанное американской компанией IBM как альтернатива популярному платному шрифту Helvetica Neue. Plex охватывает больше ста языков, в нём есть и кириллица.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Гарнитуры из коллекции Google Fonts распространяются по свободным лицензиям SIL Open Font License — её разработали специально для шрифтов — и Apache License, которая относится не только к шрифтам, но и другим компьютерным программам.

2. Шрифт бесплатно распространяет студия или автор

В коллекции Paratype 12 шрифтов, которые можно использовать бесплатно практически без ограничений. Компания запрещает только перепродавать их и сохранять модифицированный шрифтовой файл под оригинальным именем.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Анна Якупова

— Работу над шрифтом всегда кто-то оплачивает, иногда сама студия. Например, шрифты PT Sans и PT Serif частично финансировала Роспечать, а частично — мы сами. Набор PT Root UI Paratype оплатил полностью самостоятельно.

Вообще, у каждого шрифта своя история: так, разработку гротеска Golos заказала компания «Смена». Изначально шрифт хотели использовать только для государственных сайтов, но позже это решение изменили. Тогда мы вместе со «Сменой» решили распространять Golos бесплатно.

А шрифт Ambidexter стал бесплатным благодаря его автору — дизайнеру Егору Белозёрову.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Начинающие дизайнеры могут бесплатно распространять свои шрифты в соцсетях за лайк или репост. Но качество таких проектов не всегда высокое.

Иногда авторы публикуют тестовые версии шрифта, чтобы дизайнеры могли попробовать его, убедиться, что он устанавливается и нормально работает. Это относительно новая практика, и такие шрифты стоит называть скорее условно-бесплатными — использовать их чаще всего можно с ограничениями.

Условно-бесплатные шрифты

Считать предустановленные на компьютере шрифты бесплатными — ошибка. Разработчики операционных систем предоставляют их только для персонального использования, а применять в коммерческих проектах запрещают. Обычно это прописано в EULA, с которым пользователь соглашается, устанавливая программы.

Шрифты, которые вам просто удалось «скачать из интернета», даже условно-бесплатными назвать нельзя. Они нелегальные. Такая копия не даёт никаких прав. Скорее всего, если вы используете такой шрифт в коммерческом или просто публичном проекте, вам придётся разбираться с правообладателем.

Шрифты в аренду

Если шрифт нужен вам не навсегда, а для конкретного проекта, вы можете взять его в аренду, так будет дешевле. Но в этом случае вы получите не файл со шрифтом, а его «облачную» версию, которая исчезнет, когда срок аренды закончится.

Одна из самых больших платформ, которые предоставляют качественные шрифты на время, — Fontstand. Любое начертание там можно протестировать бесплатно — на это дают три часа. Стоимость аренды составляет 10% от полной цены шрифта: от четырёх до девяти евро в месяц. Но, заплатив сразу за 12 месяцев, вы получаете право использовать шрифт бессрочно.

Ещё один проект для аренды шрифтов — Rentafont, он ориентирован на кириллицу. Здесь можно взять шрифт хоть на десять минут, однако чем больше срок аренды, тем дешевле выходит использование. Арендовать шрифт на неделю стоит от 1,2 доллара. А если вы берёте шрифты для оформления сайтов, то платите не за время, а за количество показов веб-страниц.

Важно, что здесь есть ограничения: арендованные шрифты нельзя использовать для создания логотипов, печати книг и журналов, разработки приложений и в наружной рекламе. На всё это уже нужно покупать лицензию.

Шрифты по подписке

Подписаться на шрифты — не значит арендовать их. Принцип шрифтовой подписки такой же, как у музыкальных стриминговых сервисов, — за ежемесячную или годовую плату вы получаете доступ к большой коллекции.

Самый известный из подобных сервисов — Adobe Fonts, он даёт право использовать шрифты и в личных, и в коммерческих проектах. Правда, есть ограничения — например, шрифты, полученные по подписке, нельзя встроить в мобильное приложение.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Анна Якупова

— Мы разрабатываем приложение «Фонтоскоп», с помощью которого можно будет подписаться на библиотеку шрифтов Paratype. Версия для PC находится на стадии бета-тестирования, версия приложения для Mac — пока в разработке.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Основные виды лицензий на шрифты

Классическая схема состоит из трёх основных типов шрифтовых лицензий: Desktop, Web и App. Её придерживаются многие шрифтовые студии, а также магазины, которые шрифты продают. Среди них type.today, Letterhead.store, Myfonts, Fontshop.

Desktop

Покупатели шрифтов по лицензии desktop чаще всего получают файлы в формате OTF.

Можно ли использовать шрифт с лицензией Desktop для создания логотипа? К этому студии и магазины относятся по-разному. Например, type.today не берёт за это дополнительной платы, а в Paratype нужно покупать отдельную лицензию «Лого». Такие нюансы обычно прописаны в лицензионном соглашении.

Лицензия Web даёт право использовать шрифт в оформлении сайта. Стоимость определяется трафиком, при этом одни правообладатели оценивают его по количеству просмотров страниц сайта, другие — по числу уникальных посетителей.

После покупки веб-дизайнеры обычно получают шрифт в формате TTF, WOFF, WOFF2 или EOT. Причём его нужно разместить на сервере — устанавливать такой шрифт на компьютер нельзя, для этого нужна лицензия Desktop.

Шрифты с такой лицензией можно использовать только в мобильных приложениях.

Стоимость зависит от количества приложений. Paratype и Brownfox считают версии для разных платформ — iOS и Android — одним приложением. Но бывает и по-другому.

Шрифт по лицензии App покупатели обычно получают в формате TTF.

Какие ещё бывают лицензии на шрифты?

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Гаянэ Багдасарян

основательница студии Brownfox

— Если установить одну цену на все виды использования шрифта, то эта «одна цена» будет слишком высокой для большинства пользователей.

Сложная система лицензирования, которая есть сейчас, позволяет назначать справедливые цены на шрифты в зависимости от объёма использования — большие корпорации, которые широко применяют шрифт во всех мыслимых медиа, платят значительно больше, чем маленькие фирмы с одной вывеской и сотней визиток. Это справедливо.

Новые типы лицензий позволяют установить приемлемые цены на новые медиа. Например, раньше лицензию для видео покупали только телеканалы, и она была очень дорогой. Сейчас видеоформат стал доступным для всех — он есть почти в каждом аккаунте в соцсетях. Поэтому мы ввели лицензию для соцсетей, чтобы можно было использовать шрифт в видео по доступной цене.

Что такое пакетная лицензия?

Необычный вид лицензирования шрифтов — пакетный. Его используют дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий на второй витрине своего магазина — tomorrow, где продаются экспериментальные шрифты. Здесь цена лицензии зависит не столько от среды использования, сколько от масштаба: количества просмотров и числа сотрудников, которые будут работать со шрифтом.

Например, минимальный шрифтовой пакет даёт возможность:

Цена на всё это одна. Так, минимальная лицензия на шрифт CSTM Xprmntl 03 Юрия Остроменцкого стоит 2 800 рублей.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Илья Рудерман

сооснователь type.today и tomorrow

— В 2019 году, когда запускали tomorrow, мы собрали фидбэк от графических дизайнеров, пользователей, покупателей. Они говорили: «Друзья, разбираться в шрифтовых лицензиях очень сложно. Сделайте одну простую кнопку, чтобы разом можно было купить всё». Так мы придумали пакетный способ лицензирования, когда дизайнеру, купившему шрифт, передаются абсолютно все права и форматы.

Пакетов несколько: тестовый, минимальный, средний, максимальный и индивидуальный. Последний — для супербольших заказчиков, которые собираются использовать шрифт так, как мы даже не ожидали.

На уровне покупки пакеты — это очень просто. Если вы поняли их логику, то сразу видите цену и возможности использования. Вопросов по такой системе возникает гораздо меньше, чем по стандартной, которую мы используем в магазине type.today.

Нужно ли заказчику дизайна покупать лицензию на шрифт?

На этот вопрос нет однозначного ответа, нужно читать лицензионные соглашения каждого конкретного распространителя шрифтов.

К примеру, type.today не обязывает заказчика покупать лицензию, если дизайнер передал ему макет, переведённый в кривые. Исключение — случай, когда клиент дизайнера собирается использовать этот шрифт в будущих проектах.

У витрины tomorrow другая логика — заказчика здесь воспринимают полноценным пользователем если не шрифтовых файлов, то уникального дизайна, поэтому он должен купить второй пакет лицензий соразмерно масштабу бизнеса: для небольшого бренда пакет будет минимальным, для крупной фирмы — средним или большим.

Paratype считает, что лицензия должна быть у каждого, кто использует шрифт, в том числе у заказчика. Например, если клиент заказал у дизайнера книгу, которую собирается продавать, то лицензии Desktop должны купить оба.

Такие же принципы у студии Brownfox — клиент должен купить лицензию на шрифт даже в том случае, если дизайнер передал ему макет в кривых.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Гаянэ Багдасарян

основательница студии Brownfox

— Закон охраняет шрифт как произведение графики и как программу для ЭВМ. Дизайнер использует шрифт как программу, устанавливая её в операционную систему компьютера. Клиент дизайнера может использовать шрифт:

Независимо от того, как используется шрифт, нужна лицензия. Дизайнеру для всех нужд достаточно только desktop-лицензии. Клиенту дизайнера могут быть нужны разные типы лицензий в зависимости от характера использования шрифта.

В последние годы пользователи стали подходить к шрифтовому лицензированию более ответственно, и этот тренд укрепляется. Запросы на покупку лицензий, которые мы получаем, стали более осознанными и детальными.

Я считаю, что лицензии для дизайнеров должны быть бесплатными, потому что дизайнер не пользуется результатом своего труда, в который включён шрифт, им пользуется его клиент. Дизайнер же не платит, например, за бумагу, на которой напечатано то, что он сверстал. Он платит только за компьютер и графический редактор — это он не передаёт заказчику, а оставляет у себя.

Пока мир не готов к тому, чтобы сделать лицензии для дизайнеров бесплатными. Для этого нужно, чтобы у всех конечных пользователей шрифта (заказчиков) была собственная лицензия и чтобы все привыкли к тому, что она должна быть.

Как студии отслеживают, кто использовал их шрифты?

Если украденный шрифт дизайнер использовал в личных целях, например, оформил им письмо и отправил его другу, то правообладатель об этом, скорее всего, не узнает. Однако если такой шрифт «засветится» в коммерческом проекте, например, его используют в оформлении книги, которая будет продаваться в магазинах, то конфликта с разработчиком или студией не избежать.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Анна Якупова

— Пиратское использование шрифтов отслеживает наш партнёр — компания «Логард». Её сотрудники целенаправленно ходят по сайтам, просматривают печатные издания, вывески и проверяют, есть ли у тех, кто применил наш шрифт, лицензия. Если они её не находят, то обращаются к компании, которая использовала шрифт незаконно. Часто эти фирмы отвечают, что их
о необходимости купить лицензию не предупредил дизайнер.

Что значит персональное использование шрифта. Смотреть фото Что значит персональное использование шрифта. Смотреть картинку Что значит персональное использование шрифта. Картинка про Что значит персональное использование шрифта. Фото Что значит персональное использование шрифта

Илья Рудерман

сооснователь type.today и tomorrow

— Мы просим разработчиков сайтов упоминать авторов шрифта в коде. Когда мы находим сайты, на которых есть наши шрифты, мы залезаем в код и, увидев упоминание о нас, понимаем, что шрифт, скорее всего, использован корректно. Если дизайнер прислал нам через код такую весточку, мы её получим.

Мы внимательно следим за использованием наших шрифтов не только для того, чтобы найти «пиратов». Разработчики шрифта редко получают фидбэк — не то что благодарности, а хотя бы какие-то комментарии. Единственный способ убедиться, что шрифт, который мы нарисовали, классный, — это увидеть его в классных проектах. Мы сидим и ищем такие проекты, часто офигеваем от того, как неожиданно дизайнер использовал наш шрифт, а параллельно проверяем, купил ли он на него лицензию.

Как проверить лицензию на шрифт?

Единой базы данных о всех шрифтах нет. Самый простой способ выяснить, платный перед вами шрифт или нет, погуглить: забить в строку поиска его название и слово «лицензия» или «license».

Полезные расширения для браузера, которые помогут узнать название использованных в дизайне сайтов шрифтов: WhatFont и Fonts Ninja. Также существует удобный онлайн-сервис WhatTheFont!.

О том, какими бывают лицензии на изображения, читайте в этом материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *