Что значит переносные глаголы

Глаголы движения в переносном значении

Глаголы движения – это чрезвычайно обширная и сложная тема в русском языке. Помимо разнообразия форм и трудности спряжений, наличия глаголов движения с приставками и без, различий в их употреблении, существуют случаи, когда глаголы движения употребляются в переносном значении. Причем, зачастую в этих выражениях невозможно использовать синонимичные слова. Данные выражения в прямом смысле очень «устойчивые».

Нужно отметить, что в переносном значении обычно употребляется один глагол из видовой пары (идти-ходить) и они не заменяют друг друга. В переносном значении используются как глаголы движения с приставками, так и без. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры выражений с глаголами без приставок.

Погодные условия, осадки
Весь день идет дождь.
Под вечер пошел снег.
По небу плывут белые облака.

Происходящее, процесс
Работа идет как по маслу (идиоматическое выражение, означает «хорошо»).

Разговор, беседа
Переговоры идут к завершению.
Разговор незаметно перешел на другую тему.

Время
Пришло время поужинать.
Время быстро пролетело.
На лекциях время ползет (идиоматическое выражение, означает «очень медленно движется»)
Часы сломались и больше не идут.

Одежда и то, как она сочетается с внешностью человека
Вам очень идет это платье.
Он носит деловые костюмы и рубашки с запонками.
Не все замужние люди носят обручальное кольцо.
Я ношу очки с пяти лет.

Успех
После того как он получил наследство, его дела пошли в гору. (идиоматическое выражение, означает «дела все лучше и лучше»).

Действие, процесс
Учитель провел свой первый урок.

Источник

Переносные значения времени

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Настоящее в значении прошедшего (настоящее историческое, повествовательное ).Глаголы в форме настоящего времени употребляются в повествовании о прошлом, например: Мы вчера закончилиработу, выключили компьютер, собрались домой, как вдруг открываетсядверь. Такое употребление оживляет повествование.

Настоящее в значении будущего – это настоящее намеченного действия, когда говорящий уверен в выполнении запланированного плана: Завтра я едув Гурзуф.

Прошедшее может быть использовано в значении будущего :Ну все, мы пропали!

Прошедшее время может выступать в обобщенном, вневременном значении: Молодежь клуба всегда радовалапочитателей.

Будущее время может выступать в значении настоящего: Всего не расскажешь.Вас и не узнаешь.

Будущее в значении прошедшего используется в контексте с рядом глаголов, передающих картину какого-либо события в прошлом, на фоне которого используется глагол в форме будущего времени: Летели мимо поезда, гудели провода, мчались машины, лишь изредка вдруг все стихнет,тогда усталое ухо различаетголос перепела в пшенице и жаворонка в степной траве. Будущее время глаголов совершенного вида может быть употреблено с частицей какдля обозначения стремительного действия, совершенного в прошлом: А Костя вдруг как вскочит, как засуетится.

Источник

Глаголы переносного смысла

Прямое и переносное значение глаголов.

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.

Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.

На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:

1. Объясните значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)

2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.

4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.

Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Источник

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле». Составлена к программе «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. 3 класс.»

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Что без меня предметы?

всё в действие придёт.

Люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

Что вы можете сказать о выражениях :

потерять шляпу, вершина горы, волчий хвост.

Переносное значение- переносит прямое значение слова на другой предмет : седая зима, потерять голову, вершина славы, волчий аппетит.

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

В русском языке нашёл

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

С данными именами существительными составьте

предложения. Какое значение имеет глагол в

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Что значит переносные глаголы. Смотреть фото Что значит переносные глаголы. Смотреть картинку Что значит переносные глаголы. Картинка про Что значит переносные глаголы. Фото Что значит переносные глаголы

Источник

Урок русского языка во 2 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном значении»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Глагол. Прямое и переносное значение глагола в речи.

Наблюдать над ролью и значением глаголов в повествовательном тексте. Учить правильно употреблять глаголы в прямом и переносном значении в устной и письменной речи.

Образовательные: формирование и закрепление навыка каллиграфического и орфографического письма;

формирование умения принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, умения распознавать глаголы в тексте, умения наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Развивающие: развитие речи учащихся, развитие умения работать с учебным заданием под руководством учителя и самостоятельно.

Воспитательные: развитие чувства прекрасного через выразительные возможности языка в упражнениях урока

Личностные УУД: воспитание положительного отношения к языковой деятельности, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка в упражнениях урока, учить оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач;

Регулятивные УУД: формирование умения оценивать уровень владения навыками распознавать глаголы в тексте, ставить к ним вопросы, определять их значение

Коммуникативные УУД: умение договариваться и принимать единое решение при работе в паре; умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Знать: что такое глагол, его формы, его роль в повествовательном тексте.

Уметь: распознавать глаголы в тексте-повествовании, находить нужную информацию в нем,

отвечать на вопросы по содержанию учебного задания;

Личностные: отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Метапредметные: осуществлять с помощью учителя и самостоятельно поиск нужной информации в тексте для выполнения поставленной задачи, выполнять действия по заданиям, приведенным в конце текста

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и были мы все знакомы:

Что особенного в том, что мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

ПРОСТО МЫ ПОЖЕЛАЛИ ДРУГ ДРУГУ ЗДОРОВЬЯ!

Я, ребята, хочу, чтобы наша работа подарила всем вам капельку солнца, счастья, радости, чтобы вы почувствовали сегодня тепло нашего общения, поняли новый материал и получили удовольствие от урока.

Одним из правил вежливости, ребята, является разборчивое аккуратное письмо. На минутке чистописания мы будем работать над исправлением своей каллиграфии.

Слайд «Правильная посадка ученика»

Прежде чем отправиться в путешествие по теме урока, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную букву буквы Ф. (эф ) В
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П (пэ)? Записать 2 раза. О О
• Назовите букву, которая обозначает звуки [ л] и [ л´]. Л

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила . Запишите букву, которой этот звук обозначается на письме . С

У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!»

У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сырым кустом.

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро! Слайд
— Последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока.

Словарная работа. Вспомните словарные слова, над которыми мы работали на этой неделе.

ГОЛОС, СОЛОВЕЙ, МОЛОКО, БОЛОТО, СОРОКА.

Сегодня мы повторим каллиграфическое написание буквосочетания – оро- Какое соединение у буквы о в этом буквосочетании (верхнее и нижнее)

Спишите предложение. Обратите внимание на соединение букв. 1. ( КАРТОЧКА)

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Слайд

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПРИ ПОМОЩИ ТРЁХ ЛИНЕЕЧЕК. Давайте, вспомним критерии оценки минутки чистописания. ( высота, наклон, правильность написания буквы)

— Верно ли это высказывание? Как нужно прочитать его, чтобы высказывание стало верным? (в слове сорок ударение поставить на второй слог).

— А можно ли ударение поставить по-другому и высказывание будет тоже верным?

Сто соро´к и сто со´рок будет двести со´рок.

А вот, чтобы узнать над какой темой урока мы будем работать, я предлагаю вам отгадать загадку, о какой части речи идёт речь.

Что без меня предметы?

Всё в действие придёт:

Люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

Вы, конечно, догадались, о какой части речи здесь говорится? ( Глагол) Слайд

Глаголы ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области «Имя существительное». По частоте употребления глагол занимает 2 место после имени существительного.

— Повторить изученный материал о глаголе.

— Закрепить умение определять время глагола.

— Узнать что-то новое о глаголе.

-Закрепить новый материал.

— Давайте вспомним, что на сегодняшний урок вы знаете о глаголе. (слайд)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *