Что значит перекреститься в церкви

Что значит перекреститься в церкви

Для чего мы крестимся?

История происхождения крестного знамения

Что значит перекреститься в церкви. Смотреть фото Что значит перекреститься в церкви. Смотреть картинку Что значит перекреститься в церкви. Картинка про Что значит перекреститься в церкви. Фото Что значит перекреститься в церкви

Как правильно креститься православным христианам?

Какой рукой креститься

Почему православные христиане крестятся справа налево

Что значит перекреститься в церкви. Смотреть фото Что значит перекреститься в церкви. Смотреть картинку Что значит перекреститься в церкви. Картинка про Что значит перекреститься в церкви. Фото Что значит перекреститься в церкви

При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот – внутренние желания.

Правая сторона – это символ спасения, перехода в рай, а левая – символ погибели, своеобразный переход в ад.

Правильное перстосложение при крещении

Традиционно следует прижимать два пальца к ладони, тем самым подчеркивая то, что Христос имеет два естества, божественное и человеческое, т.е две природы. Затем три пальца соединяются в единую точку, тем самым обозначая, что Бог один, а не три.

В западных странах крестятся пятью пальцами, как символ пяти чувств человека.

Что значит перекреститься в церкви. Смотреть фото Что значит перекреститься в церкви. Смотреть картинку Что значит перекреститься в церкви. Картинка про Что значит перекреститься в церкви. Фото Что значит перекреститься в церкви

В российской традиции техника наложения креста менялась. В 1551 году на Стоглавом соборе было установлено, что на Руси стоит креститься двумя перстами. Знак символизировал два естества в кресте: божественное и человеческое.

В 1657 году, в соответствии с доводами патриарха Никона, собор устанавливает троеперстие.

Источник

Зачем креститься – еще раз о крестном знамении

Что такое крестное знамение

Словосочетание «крестное знамение» означает «знак креста». Это главный христианский молитвенный жест, который представляет собой символическое начертание креста кистью правой руки. Крестным знамением можно осенять как себя, так и других людей или неодушевлённые предметы. Зачем креститься? Чтобы понять смысл этого священного жеста, необходимо разобраться в символизме христианского креста.

Символ креста

Крест является одним из наиболее древних и самым важным символом христианства. Он знаменует собой орудие казни, крестообразный столб, на котором был распят Богочеловек Иисус Христос. Своей добровольной смертью на кресте Он искупил человечество от грехов и спас его от духовной смерти, открыв дорогу в Царствие Небесное.

«Демоны боятся образа креста и бегут от него, зная, что крест есть знамение содружества человека с Богом. Бесы – отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его. Они не имеют более свободы приближаться к тем, кто примирился с Богом и соединился с Ним, и не могут более искушать их» («Слова»).

Как и зачем креститься?

Православное крестное знамение совершается правой рукой, с соединением кончиков трёх пальцев (большого, указательного и среднего). Они символизируют Святую Троицу. Остальные два перста прилегают к ладони, знаменуя двойственную природу Христа, который является Богом и человеком.

Если мы осеняем крестным знамением самих себя, то нужно последовательно приложить кисть в описанном выше положении ко лбу, животу, правому и левому плечу. Это символизирует освящение разума, внутренних чувств и телесных сил. Также правая сторона в христианской традиции означает спасение, а левая – погибель (Мф. 25:31-46). Таким образом, движение руки справа налево символизирует нашу мольбу к Богу о даровании Царствия Небесного и избавлении от вечных мук.

Если же мы крестим кого-то или что-то перед собой, то нужно провести кистью сверху вниз, а затем слева направо. Креститься можно с поясными или земными поклонами, которые выражают наше смирение перед Богом. В первом случае это наклон головы до уровня пояса, а во втором – преклонение колен с касанием пола головой. Крестное знамение и поклоны не должны накладываться друг на друга. Они совершаются последовательно во избежание искажения изображаемого креста. Делать всё это нужно с молитвой, не спеша и осознанно. Если креститься небрежно и бездумно, мы проявляем непочтение к Богу и Святому Кресту.

Итак, совершая крестное знамение, православный христианин выражает веру в Богочеловека Спасителя Иисуса Христа и в Святую Троицу. Наложением на себя креста мы испрашиваем у Бога помощи и благодати, защиту от видимого и невидимого зла, а также спасение в Вечной Жизни. Протоиерей Сергий Ксенофонтов отвечает на вопрос о том, зачем нужно креститься:

«Крест соединяет нас с небом. Он знаменует Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он – главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем».

Когда нужно креститься?

Подлинное христианство предполагает стремление впустить Бога во все стороны своей жизни. Поэтому православные прибегают к крестному знамению в самых разных обстоятельствах. Для верующего человека это естественная часть жизни, но при этом не просто машинальная привычка, а благоговейный акт связи с Богом, служения Ему. Прежде всего, христиане крестятся во время молитвы, при поклонении святыням (иконам, кресту, Евангелию, мощам праведников и т.п.), при входе в храм и выходе из него. Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:

«Любую молитву мы начинаем и заканчиваем крестным знамением, будь то обращение к Господу, Матери Божией, святым или ангелам».

Креститься принято в определённые моменты богослужения. Например, при пении Трисвятого, «Аллилуия», Символа Веры, перед и после чтения Евангелия. Нельзя забывать, что крестное знамение является сильным орудием христиан в борьбе с тёмными духами и страстями, а также в других опасных ситуациях. Приведём слова митрополита Антония (Паканича):

Креститься вне молитвы нужно со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». В опасных ситуациях и скорбях обычно крестятся с краткой молитвой «Господи, помилуй!». В моменты же радости и благодарения принято налагать на себя крестное знамение со словами «Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе!».

Крестным знамением также сопровождается благословение ближнего (например, священническое или родительское) или предметов (трапезы и т.п.) для призвания на них Божественной благодати. Священники при этом используют особое, именословное сложение пальцев, изображающее инициалы Иисуса Христа.

История крестного знамения

Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:

«При всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».

Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:

«Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены».

В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.

Крестное знамение в других конфессиях

В католицизме допускаются различные варианты крестного знамения. Например, западные католики часто используют двоеперстие, а восточные – троеперстие. В обоих случаях символика жеста такая же, как было описано выше. Однако наиболее распространённым в католицизме является крестообразное осенение себя слева направо открытой ладонью, то есть всеми пятью пальцами. Такая традиция призвана напоминать о пяти ранах распятого Христа (по одной на всех конечностях и груди).

В протестантизме крестное знамение распространено лишь в некоторых течениях. Так, слева направо крестятся лютеране (в основном священники), англикане и епископалы. Другие протестанты не прибегают к крестному знамению, воспринимая его как древний необязательный обычай. Некоторые же и вовсе отвергают крест, считая его лишь трагичным символом казни Христа. Они не понимают, зачем люди крестятся, считая это идолопоклонством.

Однако святые апостолы не гнушались креста, а превозносили его (Гал. 6:14), (Фил. 3:18). В одном из Посланий апостол Павел прямо говорит, что крест примирил человека и Бога (Еф. 2:6). Иерей Сергий Кобзарь отмечает:

«Посредством Креста не только был убит наш любимый Христос, но и человек получил возможность спасения. Поэтому, Крест является напоминанием не о трагедии, а о великой любви Бога к нам, которую Он доказал, отдав Своего Сына на крестную смерть; напоминанием о единственном пути спасения».

Священник добавляет, что крест стал новозаветным жертвенником для величайшей жертвы – Христа. А к жертвеннику ещё со времён Ветхого Завета относились как к благодатной святыне (Исх. 29:37).

В качестве аргумента против крестного знамения протестанты также приводят новозаветные слова «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:24-25). Однако данная цитата является вырванной из контекста, она продолжается словами «как имеющий в чём-либо нужду». Сергий Кобзарь объясняет:

«Бог не нуждается ни в чем – вот смысл этих строк. Но разве это запрет служить Богу при помощи рук? Библия дает немало примеров, когда при молитве и служении Богу участвуют руки. В этом месте нет запрета служить Богу и поклоняться Ему телесно, используя руки».

Чудеса, связанные с крестным знамением

Протоиерей Валериан Кречетов наставляет при любой угрозе совершать крестное знамение и рассказывает о случае, который произошёл с его покойным знакомым – отцом Назарием. Последний служил в подмосковном Переделкино. Однажды его позвали домой к больному для совершения Таинства Причастия. Зайдя в чужой двор, отец Назарий увидел, что на него бежит свирепая собака без привязи. Священник быстро перекрестил псину, и та, словно повиснув в воздухе, резко встала на дыбы, а затем попятилась назад.

Схиархимандрит Тихон (Муртазов) рассказывает, что его знакомая Мария когда-то поехала в Киев в гости к сестре. Муж сестры негативно относился к Православию и наотрез отказывался креститься на молитве перед трапезой. Однажды, лёжа на диване и куря, он решил-таки продемонстрировать своё умение совершать крестное знамение. Но рука мужчины неожиданно оказалась парализованной. Он был крепким спортсменом, однако в тот момент даже двумя руками не мог дотянуть пальцы до лба. Мария подбежала к испуганному мужчине и помогла, трижды перекрестив его же рукой. Тот испытал облегчение и горячо воззвал к Богу, которому десятилетиями не молился. В тот же день мужчина пошёл с женщинами в храм и вскоре воцерковился.

В книге «“Православные колдуны” – кто они?» описывается случай, произошедший в 1993 году в городе Мосальск (Калужская область). В местном Доме культуры проводил массовые сеансы колдун. Верующая журналистка Т., по благословению священника, посетила один из сеансов, чтобы написать о «целителе» разоблачительную статью. Во время мероприятия девушка читала про себя Иисусову молитву. Из-за этого колдун нервничал и был вынужден окончить сеанс.

Экстрасенс вычислил причину своего провала, догнал журналистку и, ругаясь, схватил её за голову. Та сразу почувствовала сильный ожог. Испугавшись, Т. осенила обидчика крестным знамением с краткой молитвой, и тот отступил. Девушка убежала и дома окропила себя святой водой. Долгое время после этого случая наша героиня чувствовала головные боли. Они не снимались лекарствами, но проходили во время молитвы.

Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню

Краткая молитва Кресту

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Иная краткая молитва

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва 1

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Молитва 2

О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.

О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.

Го́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.

Источник

Крестное знамение

Кре́стное зна́мение – осе­не­ние зна­ме­нием Креста, внешне выра­жа­е­мое в таком дви­же­нии руки, что оно вос­про­из­во­дит сим­во­ли­че­ское очер­та­ние Креста, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос; при этом осе­ня­ю­щий выра­жает внут­рен­нюю веру во Святую Троицу; во Христа как в воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, Иску­пи­теля людей; любовь и бла­го­дар­ность по отно­ше­нию к Богу, надежду на Его защиту от дей­ствия падших духов, надежду на спа­се­ние.

Что значит перекреститься в церкви. Смотреть фото Что значит перекреститься в церкви. Смотреть картинку Что значит перекреститься в церкви. Картинка про Что значит перекреститься в церкви. Фото Что значит перекреститься в церкви

Для крест­ного зна́мения мы скла­ды­ваем пальцы правой руки так: три первых пальца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­гаем вместе кон­цами ровно, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­баем к ладони…

Сло­жен­ные вместе три первых пальца выра­жают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­того Духа как еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную Троицу, а два пальца, при­гну­тые к ладони, озна­чают, что Сын Божий по вопло­ще­нии Своем, будучи Богом, стал чело­ве­ком, то есть озна­чают Его две при­роды – Боже­скую и чело­ве­че­скую.

Осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием надо не торо­пясь: воз­ло­жить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опу­стив правую руку можно делать пояс­ной или земной поклон.

Осеняя себя крест­ным зна­ме­нием, мы при­ка­са­емся сло­жен­ными вместе тремя паль­цами ко лбу – для освя­ще­ния нашего ума, к животу – для освя­ще­ния наших внут­рен­них чувств (сердца), потом к пра­вому, затем левому плечам – для освя­ще­ния наших телес­ных сил.

О тех же, кото­рые зна­ме­нуют себя всей пятер­ней, или кла­ня­ются, не окон­чив еще креста, или махают рукой своей по воз­духу или по груди своей, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сказал: «Тому неисто­вому маха­нию бесы раду­ются». Напро­тив, крест­ное зна­ме­ние, совер­ша­е­мое пра­вильно и неспешно, с верою и бла­го­го­ве­нием, устра­шает бесов, ути­шает гре­хов­ные стра­сти и при­вле­кает Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Созна­вая свою гре­хов­ность и недо­сто­ин­ство перед Богом, мы, в знак нашего сми­ре­ния, сопро­вож­даем нашу молитву покло­нами. Они бывают пояс­ными, когда накло­ня­емся до пояса, и земные, когда, кла­ня­ясь и ста­но­вясь на колена, каса­емся голо­вою земли.

«Обычай делать крест­ное зна­ме­ние берет начало со времен апо­столь­ских» (Полн. Пра­восл. бого­слов. энцик­лоп. Сло­варь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тер­тул­ли­ана крест­ное зна­ме­ние уже глу­боко вошло в жизнь совре­мен­ных ему хри­стиан. В трак­тате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограж­даем свое чело крест­ным зна­ме­нием при всех обсто­я­тель­ствах жизни: входя в дом и выходя из него, оде­ва­ясь, воз­жи­гая све­тиль­ники, ложась спать, садясь за какое-либо заня­тие.

Уже святые апо­столы силою крест­ного зна­ме­ния совер­шали чудеса. Одна­жды апо­стол Иоанн Бого­слов нашел лежа­щим при дороге боль­ного чело­века, сильно стра­дав­шего горяч­кой, и исце­лил его крест­ным зна­ме­нием (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. 26 сен­тября).

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий гово­рит о силе крест­ного зна­ме­ния против демо­нов: «Посему, когда демоны при­хо­дят к вам ночью, хотят воз­ве­стить буду­щее или гово­рят: “Мы – ангелы”, не вни­майте им – потому что лгут. Если будут они хва­лить ваше подвиж­ни­че­ство и убла­жать вас, не слу­шайте их и нимало не сбли­жай­тесь с ними, лучше же себя и дом свой запе­чат­лейте кре­стом и помо­ли­тесь. Тогда уви­дите, что они сде­ла­ются неви­ди­мыми, потому что бояз­ливы и осо­бенно стра­шатся зна­ме­ния креста Гос­подня. Ибо, кре­стом отъяв у них силу, посра­мил их Спа­си­тель» (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния, опи­сан­ное святым Афа­на­сием в посла­нии к инокам, пре­бы­ва­ю­щим в чужих стра­нах. 35).

В «Лав­са­ике» рас­ска­зы­ва­ется о том, как авва Доро­фей, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние, выпил воду, взятую из колодца, на дне кото­рого был аспид: «Одна­жды авва Доро­фей послал меня, Пал­ла­дия, часу в девя­том к своему колодцу налить кадку, из кото­рой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начер­пав воды, побе­жал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмех­нулся скромно, потому что был ко мне весьма вни­ма­те­лен, и, пока­чав голо­вой, сказал: “Если бы диа­волу взду­ма­лось набро­сать аспи­дов или других ядо­ви­тых гадов во все колодцы и источ­ники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Про­то­и­е­рей Васи­лий Шустин (1886–1968) вспо­ми­нает о старце Нек­та­рии Оптин­ском: «Батюшка гово­рит мне: “Вытряси прежде само­вар, затем налей воды, а ведь часто воду забы­вают налить и начи­нают раз­жи­гать само­вар, а в резуль­тате само­вар испор­тят и без чаю оста­ются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кув­шине; возьми его и налей”. Я подо­шел к кув­шину, а тот был очень боль­шой, ведра на два, и сам по себе мас­сив­ный. Попро­бо­вал его подви­нуть, нет – силы нету, тогда я хотел под­не­сти к нему само­вар и налить воды. Батюшка заме­тил мое наме­ре­ние и опять мне повто­ряет: “Ты возьми кувшин и налей воду в само­вар”. – “Да ведь, батюшка, он слиш­ком тяже­лый для меня, я его с места не могу сдви­нуть”. Тогда батюшка подо­шел к кув­шину, пере­кре­стил его и гово­рит: “Возьми”, – и я поднял и с удив­ле­нием смот­рел на батюшку: кувшин мне почув­ство­вался совер­шенно легким, как бы ничего не веся­щим. Я налил воду в само­вар и поста­вил кувшин обратно с выра­же­нием удив­ле­ния на лице. А батюшка меня спра­ши­вает: “Ну, что, тяже­лый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удив­ля­юсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послу­ша­ние, кото­рое нам кажется тяже­лым, при испол­не­нии бывает очень легко, потому что это дела­ется как послу­ша­ние”. Но я был прямо пора­жен: как он уни­что­жил силу тяже­сти одним крест­ным зна­ме­нием!» (См.: Шустин Васи­лий, про­то­и­е­рей. Запись об Иоанне Крон­штадт­ском и об Оптин­ских стар­цах. М., 1991).

Вна­чале хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. После Никей­ского все­лен­ского собора (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­шего догмат о един­стве двух природ во Христе, хри­сти­ане стали кре­ститься двумя пер­стами. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ереси, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­жено кре­ститься тремя пер­стами (символ тро­ич­но­сти). Но, в силу отрыва Руси от Визан­тии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.
С.А. Левиц­кий

Каково про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния?

Про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния точно неиз­вестно. Свт. Васи­лий Вели­кий отно­сил его к Таин­ствам, кото­рые пере­да­ются в мол­ча­нии по пре­да­нию и не запи­саны апо­сто­лами (“О том, откуда полу­чил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изло­жен­ных в Писа­нии уза­ко­не­ниях Церкви”).

Есть ли в Свя­щен­ном Писа­нии какие-либо ука­за­ния на крест­ное зна­ме­ние?

Про­об­ра­зами крест­ного зна­ме­ния в Свя­щен­ном Писа­нии послу­жили запо­ведь «о знаке на челе», данная Гос­по­дом прор. Иезе­ки­илю ( Иез.9:4 ), и слова Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова о «печа­тях на челах» верных ( Откр.7:3, 9:4, 14:1 ). С крест­ным зна­ме­нием про­ро­че­ство Иезе­ки­иля свя­зы­вают Тер­тул­лиан, Ориген и сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский (“Что в этом зна­ме­нии крест­ном заклю­ча­ется спа­се­ние для всех, кои будут назна­ме­но­ваны им на челах своих”), при этом Ориген тол­кует «знак на челе» как изоб­ра­же­ние послед­ней буквы евр. алфа­вита «тав», кото­рая отож­деств­ля­ется с греч. буквой «тау» и по форме может напо­ми­нать крест (связь между «тау» и формой креста для рас­пя­тия усмат­ри­вали и неко­то­рые язы­че­ские авторы). Воз­можно, знак креста высту­пал как один из вари­ан­тов напи­са­ния имени Божия, чем объ­яс­ня­ется при­сут­ствие знаков «тав» и креста в неко­то­рых кумран­ских и иудей­ских маги­че­ских текстах.

Как в древ­ней Церкви совер­ша­лось крест­ное зна­ме­ние?

Чаще всего в ранних источ­ни­ках упо­ми­на­ется совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния одним паль­цем или всей рукой, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. Однако какое при этом упо­треб­ля­лось пер­сто­сло­же­ние и каким было направ­ле­ние дви­же­ния (слева направо или справа налево), не ука­зы­ва­ется. Веро­ятно, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной формой было крест­ное зна­ме­ние одним (ука­за­тель­ным или боль­шим) паль­цем, о чем писали свт. Епи­фа­ний Кипр­ский и свт. Гри­го­рий Вели­кий (“О Мар­ти­рии, иноке Вале­рий­ской обла­сти”). Однако свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский, говоря о крест­ном зна­ме­нии, исполь­зует мно­же­ствен­ное число – «паль­цами» (“Поуче­ния огла­си­тель­ные” и также Patrologija Graeca). Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным местом нало­же­ния крест­ного зна­ме­ния был лоб, о чем, напри­мер пишет Тер­тул­лиан (“О венце война”), иногда в соче­та­нии с др. частями тела: лбом и обла­стью сердца (о чем сооб­щает Пру­ден­ций — “Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”) или лбом, ушами, гла­зами и устами (согласно Кипри­ану Кар­фа­ген­скому). Также упо­ми­на­ется нало­же­ние крест­ного зна­ме­ния на глаза, уста и область сердца (согласно Гри­го­рию Нис­скому — “Посла­ние о жизни пре­по­доб­ной Мак­рины”), уста и грудь и на все тело (согласно Тер­тул­ли­ану — “Посла­ние к жене”). К IV веку хри­сти­ане стали осе­нять кре­стом все свое тело, то есть появился «широ­кий крест».

Двое­пер­стие при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, как счи­тают неко­то­рые иссле­до­ва­тели, своим появ­ле­нием было обя­зано рас­про­стра­не­нию начи­ная с сере­дины V в. ереси моно­фи­зит­ства; хотя прямых под­твер­жде­ний этой точки зрения нет, из моно­фи­зит­ских источ­ни­ков и из позд­ней­ших сви­де­тельств пра­во­славно-моно­фи­зит­ской поле­мики видно, что для моно­фи­зи­тов одно­пер­стие слу­жило аргу­мен­том в пользу моно­фи­зит­ства, что застав­ляло пра­во­слав­ных исполь­зо­вать двое­пер­стие в каче­стве контр­ар­гу­мента. Рас­про­стра­не­нию двое­пер­стия (имев­шему место не только в гре­че­ском мире, но и на Западе) должно было спо­соб­ство­вать и закреп­ле­ние его в ико­но­гра­фии (но не наобо­рот).

Зна­ме­ни­тый пример исполь­зо­ва­ния паль­цев руки в бого­слов­ской дис­кус­сии — выступ­ле­ние свт. Меле­тия Антио­хий­ского на Антио­хий­ском Соборе 361 г. с обли­че­нием ари­ан­ства, когда он про­ил­лю­стри­ро­вал мысль о еди­но­су­щии Отца, Сына и Св. Духа путем раз­ги­ба­ния трех паль­цев руки и затем сги­ба­ния двух из них (много позд­нее на Руси этот пример сыграл опре­де­лен­ную роль в поле­мике вокруг двое­пер­стия, поскольку интер­пре­ти­ро­вался как сви­де­тель­ство об опре­де­лен­ном пер­сто­сло­же­нии, хотя из рас­сказа древ­них цер­ков­ных исто­ри­ков такой вывод сде­лать нельзя).

После рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия его бого­слов­ское тол­ко­ва­ние как испо­ве­да­ния двух природ во Христе (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы) и одно­вре­менно тро­ич­но­сти Лиц Боже­ства (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе осталь­ные пальцы) стало в Визан­тии клас­си­че­ским. Тем не менее и после рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия визан­тий­ская свя­то­оте­че­ская мысль про­дол­жала под­чер­ки­вать вто­ро­сте­пен­ность спо­соба пер­сто­сло­же­ния по отно­ше­нию к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изоб­ра­зит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только пер­стом, [тот] тотчас обра­щает в бег­ство враж­деб­ного демона» (Патро­ло­гия Миня).

Когда Русь кре­сти­лась в Пра­во­сла­вие, в Визан­тии была доста­точно рас­про­стра­нена тра­ди­ция кре­ститься двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Около XIII в. в Визан­тии двое­пер­стие было вытес­нено трое­пер­стием. Первым ясным сви­де­тель­ством о трое­пер­стии у греков явля­ется т. н. Прение Пана­ги­ота с Ази­ми­том. Впро­чем, известны и более позд­ние сви­де­тель­ства о про­дол­же­нии быто­ва­ния у греков двое­пер­стия. Тем не менее со вре­ме­нем трое­пер­стие рас­про­стра­ни­лось в гре­че­ском мире повсе­местно (так, в Пида­ли­оне прп. Нико­дима Свя­то­горца, в ком­мен­та­рии на 91‑е прав. свт. Васи­лия Вели­кого, Д. упо­ми­на­ется как старая форма пер­сто­сло­же­ния), а имев­шие, оче­видно, место случаи сосу­ще­ство­ва­ния трое­пер­стия и двое­пер­стия нико­гда не вызы­вали споров и поле­мики, как это слу­чи­лось на Руси.

В силу отрыва Руси от Визан­тии, обычай совер­шать крест­ное зна­ме­ние тремя паль­цами не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.

В каких ситу­а­циях сле­дует нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние?

Многие писа­тели Древ­ней Церкви гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти совер­шать крест­ное зна­ме­ние как можно чаще и в самых разных жиз­нен­ных ситу­а­циях. Согласно Тер­тул­ли­ану (“О венце война”. § III), «при всяком входе и выходе, когда мы обу­ва­емся и оде­ва­емся, перед купа­ни­ями и при­е­мами пищи, зажи­гая ли све­тиль­ники, отходя ли ко сну, садясь ли или при­ни­ма­ясь за какое-либо дело, мы осе­няем свое чело крест­ным зна­ме­нием». Он же первым упо­ми­нает (“Посла­ние к жене”. Глава 5) хри­сти­ан­ский обычай кре­стить свою постель перед сном. А, напри­мер, сол­даты-хри­сти­ане, согласно Пру­ден­цию, кре­сти­лись перед боем (“Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”).

Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?

В бого­слу­же­нии, по край­ней мере, начи­ная с III в., крест­ное зна­ме­ние исполь­зу­ется как свя­щен­но­слу­жи­те­лями при совер­ше­нии Таинств, так и всеми вер­ными в опре­де­лен­ные моменты службы. Уже Ориген сооб­щает о крест­ном зна­ме­нии перед нача­лом молитвы и чтения Свя­щен­ного Писа­ния (см. Selecta in Ezechielem). Во многих тра­ди­циях встре­ча­ется нало­же­ние «печати» на чело огла­ша­е­мых при под­го­товке к при­ня­тию кре­ще­ния или в каче­стве после­кре­щаль­ного signatio на ново­кре­ще­ных.

Совер­ша­лось ли в древ­но­сти крест­ное зна­ме­ние за тра­пе­зой?

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?

Святые отцы при­зы­вали нала­гать крест­ное зна­ме­ние при пре­одо­ле­нии разных стра­стей. Напри­мер, блж. Иеро­ним Стри­дон­ский упо­ми­нал совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния при печали и скорби о покой­ных, а свт. Иоанн Зла­то­уст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крест­ным зна­ме­нием грудь; вспомни все, что про­ис­хо­дило на Кресте – и все погас­нет» (Беседа 87). Однако чаще всего крест­ное зна­ме­ние упо­ми­на­ется, в том числе сщмч. Кипри­а­ном Кар­фа­ген­ским (“Книга о падщих”), в каче­стве неви­ди­мой печати, отго­ня­ю­щей диа­вола. Один из раз­де­лов «Апо­столь­ского пре­да­ния» сщмч. Иппо­лита Рим­ского подробно рас­кры­вает именно этот аспект крест­ного зна­ме­ния (“О крест­ном зна­ме­нии”). Но больше всего о борьбе с демо­нами с помо­щью крест­ного зна­ме­ния гово­рится в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. В Житии прп. Анто­ния Вели­кого при­во­дится такое настав­ле­ние: «Демоны, гово­рит он, про­из­во­дят меч­та­ния для устра­ше­ния бояз­ли­вых. Посему запе­чат­лейте себя крест­ным зна­ме­нием и идите назад смело, демо­нам же предо­ставьте делать из себя посме­шище» (“Поуче­ния”). В житии свт. Гри­го­рия Чудо­творца, епи­скопа Неоке­са­рий­ского рас­ска­зы­ва­ется о том, как он, будучи вынуж­ден зано­че­вать в язы­че­ском храме, изгнал всех демо­нов, начер­тав крест­ное зна­ме­ние в воз­духе во время обыч­ных вечер­них молитв. К помощи крест­ного зна­ме­ния против демо­нов при­бе­гали даже неве­ру­ю­щие. Так, импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник, уже отрек­шись от веры, одна­жды невольно пере­кре­стился, когда был испу­ган, пишет свт. Гри­го­рий Бого­слов (“Слово 4”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?

Не счи­та­ется ли язы­че­ством вера в то, что после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния можно исце­литься от того или иного недуга?

Упо­ми­на­ния о чудес­ных исце­ле­ниях после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния встре­ча­ются, напри­мер, в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. Так, подвиж­ник Петр «поло­жил свою руку на глаз боль­ного, изоб­ра­зил зна­ме­ние спа­си­тель­ного креста, и болезнь сразу исчезла», сооб­щает блж. Фео­до­рит Кир­ский (“Исто­рия бого­люб­цев”). Другой подвиж­ник, пишет блж. Фео­до­рит, – прп. Лимней – исце­лял с помо­щью крест­ного зна­ме­ния с при­зы­ва­нием имени Божия зме­и­ные укусы.

Что дать почи­тать чело­веку, не при­зна­ю­щему силу крест­ного зна­ме­ния?

Такому чело­веку можно, напри­мер, пред­ло­жить книгу «Тол­ко­ва­ние Канона на Воз­дви­же­ние Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста Гос­подня», тво­ре­ние свя­того Космы, состав­лено Нико­ди­мом Свя­то­гор­цем. Пере­вод с гре­че­ского под редак­цией про­фес­сора И. Н. Кор­сун­ского.

В чем отли­чие крест­ного зна­ме­ния у пра­во­слав­ных и като­ли­ков?

Пра­во­слав­ные для совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния скла­ды­вают три первые пальца правой руки (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний), а два других пальца при­ги­бают к ладони; после чего после­до­ва­тельно каса­ются лба, верх­ней части живота, пра­вого плеча, затем левого. Три сло­жен­ных вместе перста сим­во­ли­зи­руют Пре­свя­тую Троицу; сим­во­ли­че­ское зна­че­ние двух других паль­цев в разное время могло быть разным. Так, пер­во­на­чально у греков они вовсе ничего не озна­чали. Позд­нее, на Руси, под вли­я­нием поле­мики со ста­ро­об­ряд­цами (утвер­ждав­шими, что «нико­ни­яне из креста Хри­стова Христа упразд­нили») эти два пальца были пере­осмыс­лены как символ двух природ, соеди­нен­ных в Ипо­стаси Христа: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. Это тол­ко­ва­ние явля­ется сейчас самым рас­про­стра­нён­ным, хотя встре­ча­ются и другие (напри­мер, в Румын­ской церкви эти два пальца тол­ку­ются как символ Адама и Евы, при­па­да­ю­щих к Троице). Рука, изоб­ра­жая крест, каса­ется сна­чала пра­вого плеча, потом левого, что сим­во­ли­зи­рует тра­ди­ци­он­ное для хри­сти­ан­ства про­ти­во­по­став­ле­ние правой сто­роны как места спа­сён­ных и левой как места поги­ба­ю­щих ( Мф.25:31-46 ). Таким обра­зом, под­нося руку сна­чала к пра­вому, затем к левому плечу, хри­сти­а­нин просит при­чис­лить его к участи спа­сён­ных и изба­вить от участи поги­ба­ю­щих.

Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире – совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния пятью паль­цами, откры­той ладо­нью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви крест­ное зна­ме­ние обя­за­тельно совер­ша­ется при бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ным пред­ме­том — Еван­ге­лием, Кре­стом или Чашей. Также при­нято осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием при чтении или пении «При­и­дите, покло­нимся», Три­свя­того, в начале и при окон­ча­нии чтения Свя­щен­ного Писа­ния, на «Алли­луия», при чтении и пении Сим­вола веры, на отпу­сте. Обычай кре­ститься во время каж­дого из про­ше­ний раз­лич­ных екте­ний не явля­ется устав­ным (в гре­че­ской и древ­не­рус­ской тра­ди­циях он не встре­ча­ется). Крест­ное зна­ме­ние совер­ша­ется при про­хож­де­нии по храму напро­тив Цар­ских врат. Кре­стятся при постав­ле­нии свечи на под­свеч­ник перед иконой, перед при­кла­ды­ва­нием к иконе, перед потреб­ле­нием просфор. Кре­ститься не поло­жено во время архи­ерей­ского или иерей­ского при­вет­ствия «Мир всем» или иных воз­гла­сов, сопро­вож­да­е­мых бла­го­сло­ве­нием народа рукой. Крест­ное зна­ме­ние не совер­ша­ется во время чтения или пения псал­мов и стихир, запре­щено кре­ститься при под­ходе к Святой Чаше для При­ча­ще­ния. Крест­ное зна­ме­ние в опре­де­лен­ных слу­чаях соче­та­ется с покло­нами, но при этом они не должны совер­шаться одно­вре­менно с крест­ным зна­ме­нием.

На иконах Иисус Хри­стос или какой-либо святой порой изоб­ра­жа­ются, скла­ды­ва­ю­щими пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии. Как это пони­мать?

Не только Иисус Хри­стос или святые на иконах скла­ды­вают пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии, име­ну­е­мом име­но­слов­ным. Так делает и пра­во­слав­ный свя­щен­ник, бла­го­слов­ляя людей или пред­меты. Счи­та­ется, что пальцы, сло­жен­ные таким обра­зом, изоб­ра­жают буквы ІСХС, из кото­рых потом надо сло­жить ІС ХС и мыс­ленно при­ба­вить титло, чтобы полу­чи­лось имя Иисус Хри­стос – І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древ­не­гре­че­ском напи­са­нии. При бла­го­сло­ве­нии руку при начер­та­нии попе­реч­ной линии креста ведут сна­чала налево (отно­си­тельно пре­по­да­ю­щего бла­го­сло­ве­ние), потом направо, то есть, у чело­века, бла­го­слов­ля­е­мого таким обра­зом, сна­чала осе­ня­ется правое плечо, потом левое. Архи­ерей имеет право пре­по­да­вать бла­го­сло­ве­ние сразу двумя руками.

Почему на иконах Хри­стос или какой-либо святой изоб­ра­жены с двое­пер­стием?

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии рука, сло­жен­ная в крест­ное зна­ме­ние, явля­ется рас­про­стра­нен­ным эле­мен­том. В ходе поле­мики 2‑й поло­вины XVII – начала XX веков по вопросу двое­пер­стия как его сто­рон­ники, так и его про­тив­ники нередко ссы­ла­лись на те или иные ран­не­хри­сти­ан­ские и визан­тий­ские ико­но­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния. В очень боль­шой сте­пени широ­кое исполь­зо­ва­ние древ­них хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ний в целях апо­ло­гии двое­пер­стия было вызвано тем, что в позд­ней­шей прак­тике, сохра­няв­шейся на Руси до реформ пат­ри­арха Никона, и при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, и при свя­щен­ни­че­ском (или епи­скоп­ском) бла­го­сло­ве­нии упо­треб­ля­лось одно и то же двое­пер­стие, поэтому любые изоб­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа или святых с под­ня­той рукой и пер­сто­сло­же­нием, сход­ным с двое­пер­стием, вос­при­ни­ма­лись как одно­знач­ное сви­де­тель­ство о двое­пер­стии (т. е., иными сло­вами, как изоб­ра­же­ния бла­го­сло­ве­ния с исполь­зо­ва­нием двое­пер­стия; необ­хо­димо отме­тить, что соб­ственно крест­ное зна­ме­ние в ико­но­гра­фии встре­ча­ется редко). Впро­чем, наряду с двое­пер­стием в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа и святых часто встре­ча­ются и иные формы пер­сто­сло­же­ния – просто рас­кры­тая ладонь, вытя­ну­тый ука­за­тель­ный палец и т. н. ора­тор­ский жест (когда все пальцы, кроме боль­шого и безы­мян­ного, вытя­нуты, а эти два сло­жены вместе), вос­хо­дя­щий, как думает немало ученых, к антич­ной тра­ди­ции; воз­ник­но­ве­ние двое­пер­стия в ико­но­гра­фии нередко свя­зы­вали с упо­мя­ну­тым ора­тор­ским жестом. Однако такой подход к двое­пер­стию в ико­но­гра­фии, когда оно отож­деств­ля­ется с двое­перст­ным пер­сто­сло­же­нием при бла­го­сло­ве­нии (и тем более крест­ном зна­ме­нии), неве­рен. Двое­пер­стие в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа (а затем и святых) свя­зано с т. н. жестом вели­чия, состо­яв­шем в под­ня­тии руки с разо­гну­тыми и соеди­нен­ными вместе ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами и согну­тыми осталь­ными (т. е. внешне сов­па­дав­шем с двое­пер­стием), кото­рый вос­хо­дит к дохри­сти­ан­ской рим­ской тра­ди­ции, где изоб­ра­жался в каче­стве знака три­умфа. Так, одно из самых ранних изоб­ра­же­ний Христа с жестом вели­чия (оши­бочно отож­деств­ля­е­мым поле­ми­стами с двое­пер­стием) в сюжете «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим» на сар­ко­фаге Адель­фии; сим­во­лика жеста состоит не в дву­перст­ном бла­го­сло­ве­нии Хри­стом жите­лей Иеру­са­лима, а в том, что Он изоб­ра­жен вхо­дя­щим в Святой град как Побе­ди­тель и истин­ный Царь. Позд­нее жест вели­чия, как и другие рим­ские атри­буты (пре­стол, клавы и др.), ста­но­вится обыч­ным эле­мен­том изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа во славе. При этом, сле­дует иметь в виду, суще­ствует немало типов изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа, на кото­рых упо­мя­ну­тый жест сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *