Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства

Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский

Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.

Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.

В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.

В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье.

Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку». На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям, происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности биологических единиц.

С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, т.к не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Но данная теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование есть факт проявления интереса к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства.

Источник

Патриархальная теория происхождения государства — плюсы и минусы

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Становление патриархальной теории происходило еще в VI-V веках до н.э. Впервые ее идеи были сформулированы китайским философом Конфуцием. В последующем она получила свое развитие в труде «Политика» греческого мыслителя Аристотеля. В процессе рассмотрения психологии поведения человека философ сформулировал вывод о том, что человек является коллективным существом, жить один он не может. Это послужило основанием для формирования идеи о создании общественных объединений по семейному принципу.

Суть теории

Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.

По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.

Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Оценка патриархальной теории

Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.

В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.

Плюсы теории

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:

В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:

Минусы теории

Несмотря на то, что патриархальная теория справедливо определяет связь «семья и государство», исследователи в этом видят ее недостатки, которые обусловлены следующими противоречиями:

Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:

Заключение

Хотя в текущей ой научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма. Она заключается в формировании системы отношений «власть-общество», где государство берет на себя ответственность о заботе о гражданах в неблагоприятной для них случаях.

Источник

Патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Всего получено оценок: 186.

Всего получено оценок: 186.

Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Суть теории

Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Исторические подходы к теории

Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства. В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается.

Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.

Авторы идеологии

Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.

которые читают вместе с этой

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.

Отличие от патримониальной идеи

Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.

Недостатки и преимущества идеологии

Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.

Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.

Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.

Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть фото Что значит патриархальная теория происхождения государства. Смотреть картинку Что значит патриархальная теория происхождения государства. Картинка про Что значит патриархальная теория происхождения государства. Фото Что значит патриархальная теория происхождения государства

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.

Источник

Патриархальная теория государства и права

Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами.

Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.

Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго.

Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.

Патриархальная теория государства и права – основные идеи

Основоположник патриархальной теории государства и права

Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.

Аристотель пытался осмыслить, какой тип политического устройства мог бы быть универсальным для большинства государств. Согласно его утверждениям, когда общение возникает ради всеобщего блага между семьями и родами, тогда возникает государство для того, чтобы жить счастливо. В свою очередь, общество диктует, какими качествами будет обладать его гражданин, поэтому если необходимо создать идеальное общество, то необходимо позаботиться о создании идеального государства.

Также Аристотель отмечал, что государство должно стремиться стать «большим», а не «многонаселённым», и, так как эти понятия для него имели разные значения, «большое» государство – сильное и устойчивое, обладает большим количеством граждан, способных в полной мере участвовать в политической жизни общества. А понятие «многонаселённое» государство приравнивалось к понятию слабого, неполноценного государства, большую часть его граждан составляют мужчины-иностранцы, женщины, ремесленники и прочее население, не имеющее права влиять на политическую жизнь внутри страны. Умеренное количество людей, которые способны влиять на политическую жизнь внутри государства, которые знают друг друга и сильный аппарат управления – вот формула идеального государства по Аристотелю.

Современная наука и юридическая практика опровергает патриархальную теорию, поскольку семья и государство возникают практически в одно время в результате разложения строя первобытных общин. Семья – это первоисточник общества, но не государства. Являясь более прогрессивной моделью построения государства, в отличие от теологической концепции, все же данная теория содержит некоторые пробелы. Например, вопрос легитимности власти правителя: в теологической доктрине власть государь дарована Богом, а вот в патриархальной – источник власти необходимо найти и обосновать, в противном случае – неповиновение подданных, не дано объяснение тому, по каким параметром нельзя считать племя государством. К тому же существует ряд некоторых противоречий. Например, что все жители государства не могут быть друг другу родственниками, в то время как семья действительно связана родственными связями, в истории имели место быть случаи, когда монарха приглашали из чужого государства, соответственно родственных связей с гражданами у него быть не могло, власть отца – неформальна, в то время как власть монарха формализована и может носить опосредованный характер через весь аппарат управления, законодательные акты.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

Источник

Проблемы определения причин и условий происхождения государства и права

Плюрализм в понимании причин и условий возникновения государства и права

История государства и права как социально-политических институтов насчитывает уже несколько тысячелетий. И на протяжении всего этого времени пытливый человеческий ум хотел понять, как и почему появилось государство, чем было вызвано возникновение обязательных для всех людей правил поведения, почему человек и общество не могут обойтись без государственной власти, без государственного управления, без законов и т.д.

Напомним, что восточный путь возникновения государства (таким образом образовались древние государства в Азии, позже в Восточной Европе, Африке, доколумбовой Америке) представляет собой плавное перерастание родоплеменной организации общества в государство, основными причинами появления которого стали: потребность в осуществлении масштабных и трудоемких ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия на засушливых территориях, которое могло обеспечить пропитание, а значит и выживание, всем общинникам; необходимость объединения для производства таких работ огромных масс людей, многих племен и территорий; необходимость единого, централизованного согласования общих усилий для управления этими людскими массами и объединенными общинами.

Характерными чертами восточного пути образования государств являются: возникновение государственного аппарата из аппарата управления родоплеменными объединениями (т.е. родоплеменной знати), которая постепенно закрепила за собой сначала функцию управления, а затем и распределения произведенного общинниками продукта (что позволяло накапливать в своих руках богатство и стать экономически господствующим классом); общинная, а затем выросшая из общинной государственная собственность на основные средства производства (землю, ирригационные системы), второстепенная роль частной собственности.

Право на Востоке органично вытекало из норм религии и морали, требования которых закреплялись с помощью государства.

Западный путь формирования государств, характеризуется решающим влиянием на процесс разложения первобытнообщинного общества частной собственности, зарождение и развитие которой стало возможным в результате развития орудий труда, приведшего к переходу от присваивающей экономики к производящей, крупному общественному разделению труда на земледелие и скотоводство, ремесло, возникновению отношений обмена, переросших в торговлю и приведших к появлению купцов. Развитие орудий труда и разделение труда позволили семьям самостоятельно, т.е. независимо от родовой общины, племени обеспечить свое существование, противопоставило интересы семьи интересам общины.

Земля и орудия производства путем присвоения знатью и другими способами из общинной собственности переходят в собственность частную, что приводит к имущественному расслоению ранее равных общинников и делению их на классы имущих и неимущих. Экономическое господство класса имущих позволило им отстранить от управления родовую знать и стать правящим классом.

Синтезный путь возникновения государства сочетает в себе характерные признаки восточного и западного путей формирования государства: длительное сохранение общинной организации, общинной собственности на землю, органов племенной демократии и правления родоплеменной знати при одновременном складывании имущественного неравенства и зарождении частной собственности приводят к образованию на этой основе институтов раннефеодального государства. В отличие от государств Запада и Востока рабский труд здесь не получил широкого распространения, разорившиеся общинники попадали в зависимость от общинников богатых, прибиравших постепенно к рукам общинную землю и превращавшихся в правящий класс феодалов. Так формировались государства Германии, Ирландии, России и др.

В связи с вышесказанным полезно подробно рассмотреть сущность некоторых (так называемых основных) теорий происхождения государства и права, дать им оценку с позиций современных достижений юридической науки, определить их значение в теоретическом осмыслении обозначенных проблем и найти здравое зерно в каждой из них, отказавшись от голословного отрицания и неприятия. Такой анализ причин и условий возникновения государства и права будет способствовать лучшему пониманию их природы и сущностных характеристик.

Сущность теократической теории происхождения государства и права

Идея богоустановленности государства и божественной природы права развивалась и в более поздних религиозных учениях, в частности, в христианстве. Так, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». А в Библии так описывается появление права: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Основные законы в Библии представлены в виде заповедей Моисея.

В древнем Китае император именовался сыном неба. Представления о царе как о «помазаннике Божьем» свойственно было и российскому менталитету.

А в некоторых государствах священная для мусульман книга Коран до сих пор является либо важнейшим, либо даже единственным источником права.

Большой вклад в развитие идей божественного происхождения государства и права внесли такие мыслители, как ученый-богослов Фома Аквинский (1225(6)-1274) из Италии, христианский богослов и философ Аврелий Августин (354-430), французский неотомист Жак Маритен (1882- 1973) и многие другие.

В частности, Фома Аквинский утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом. Все сущее укладывается им в созданный Богом иерархический порядок. Это учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало и философски обосновывало церковную организацию общества феодальной эпохи. Он же утверждал о существовании высшего божественного закона естественного права, составляющего основу права действующего. Влияние идей Фомы Аквинского, изложенных в таких его основных трудах, как «Сумма против язычников» (1261-1264) и «Сумма теологии» (1265-1273), было настолько велико, что в 1879 г. его учение и система объявляются «единственно истинной философией католицизма» и до сих пор оказывают значительное влияние на духовную жизнь общества, а сам монах-доминиканец Фома Аквинский в 1323 г. был причислен к лику святых.

Аврелий Августин (Блаженный Аврелий) был гиппонским епископом (в Северной Африке). В 426 г. он создал свое сочинение «О граде Божием», в котором развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. «Земному, греховному граду», светскому государству он противопоставил «град божий» как всемирное господство церкви. По мнению этого христианского мыслителя, «когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», так как именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона». Учение Аврелия Августина имело большое значение для победы церкви над властью светских феодалов и сегодня используется как протестантскими, так и католическими, и православными богословами в их философских построениях.

Укреплению государственной мощи служили и религиозные идеи о вечности государства. А идея о зависимости государственной власти от власти божественной играла роль некоего, пусть не всегда эффективного, но все-таки сдерживающего фактора на пути разного рода диктатур. Теократическая теория никогда не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Но при этом она ориентировала общество и государство на незыблемость системы ценностей, называемых сегодня общечеловеческими. В этой связи многие авторы не зря отмечают, что и сегодня у богословия имеются большие возможности для оздоровления духовной жизни общества и укрепления российской государственности. Несомненное достоинство теократической теории состоит и в том, что она одна из первых связала понятие права с добром и справедливостью. Но нельзя не заметить, что провозглашенная теологами божественная природа власти в государстве служила одновременно оправданием жестокости и произвола «земных» властей, преследований политического инакомыслия, сдерживала общественную инициативу, являя собой препятствие на пути демократии.

Говоря о значении теократической теории происхождения государства и права, следует указать и те исторические факты, на которые эта теория опирается. Существуют объективные доказательства того, что многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными догматами, либо вытекали из последних. Во главе таких государств стояли жрецы. Это и древнеиндийское государство, управляемое кастой брахманов на основе уже упоминавшихся выше Законов Ману, и древневавилонское государство, и Древний Египет и др. Существуют государства с религиозной формой и сегодня. Это, несомненно, Ватикан. Такими государствами можно считать страны, проповедующие, например, ислам в качестве государственной религии.

Сущность патриархальной теории происхождения государства

Последователем патриархальной теории в России был известный социолог и публицист Н.К. Михайловский (1842-1904), активно пропагандировавший ее идеи вместе с идеями народничества. Приверженцем этого учения о происхождении и сущности государства был и видный российский историк М.Н. Покровский, также видевший природу государственной власти во власти отцовской.

Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытнообщинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро. Но тем не менее эта теория имела значительное влияние и в Европе, и в России. Под ее влиянием появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых (а не на право и закон) должно опираться государство. Такие идеи, называемые еще традициями патернализма, оказались довольно живучими, не ушли они в прошлое и сегодня. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократичной. Вместе с тем патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. Таким образом, это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно, пусть односторонне, но все же социальную природу государства и права.

Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория)

Авторы и сторонники теории договорного происхождения государства и права (она называется еще теорией общественного договора, теорией естественного права или естественно-правовой теорией) пошли еще дальше приверженцев идей патернализма и увидели причины появления государства и права исключительно целенаправленной (т.е. осознанной и волевой) деятельности людей, стремящихсяк объединению и упорядоченности общественных связей.

ЗачаткїГзтои теории исследователи теории и истории государства и права находят еще у древнегреческого философа Эпикура (341-*270 до н.э.), который будучи атеистом и отрицая вмешательство Бога в дела мира, полагал, что государство покоится на взаимном договоре людей.

Таким образом, теория общественного договора исходит из того, что государство возникло в результате добровольного договорного объединения людей в целях обеспечения справедливости и своих естественных прав, защиты личности и свободы.

Разделение права на естественное и позитивное, идеи о незыблемости прав и свобод человека оказали огромное воздействие на развитие правовой мысли и являются, пожалуй, самой большой заслугой указанных мыслителей. Эти идеи и сегодня существенным образом влияют на современное понимание сущности государства и права, будучи закрепленными в нормах международного и национального права многих государств, они легли в основу понятия правового государства. Но при этом нельзя не сказать и о том, что исторические доказательства, подтверждающие заключение общественного договора отсутствуют. Вряд ли можно представить, чтобы тысячи или даже миллионы людей могли договориться между собой и объединиться в условиях острых социальных противоречий и отсутствия властных структур. Кроме того, как и рассмотренные выше теории происхождения государства и права, теория естественного права игнорирует роль экономического фактора в процессе появления государства. Но эти обстоятельства тем не менее не лишают теорию договорного происхождения государства научной ценности прежде

Психологическая теория происхождения государства и права

Объективную необходимость создания государства и права из психологической потребности индивида повелевать и подчиняться выводил выдающийся австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939).

Приверженцем психологической теории происхождения государства и права был и французский философ Э. Дюркгейм (1858— 1917), который в отличие от Л.И. Петражицкого и 3. Фрейда искал причины возникновения государства и права не в психобиологических особенностях индивида, а в социально-психологических свойствах человека как общественного существа.

Органическая теория происхождения государства и права

Теория насилия (завоевания) и расовая теория о происхождении государства

Отмечая значение теории насилия для современного понимания сущности государства и права, причин и условий их происхождения, необходимо прежде всего обратить внимание на то обстоятельство, что хотя сторонники данной теории и опирались в своих суждениях на примеры возникновения и становления раннегерманских и венгерского государств, роль фактора насилия в появлении государства была ими сильно преувеличена. Очевидно, что без внимания ими был оставлен тот факт, что для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к тому времени должны сложиться необходимые социальные и прежде всего экономические условия, которые позволили бы, по крайней мере, содержать государственный аппарат. Если такой уровень развития общества не был бы достигнут, никакие завоевания, войны и самые выдающиеся военные победы не привели бы сами по себе к возникновению такого сложного социально-политического образования, каким является государство.

Своеобразным выражением идей насилия и порабощения, порожденных создателями теории завоеваний, является и расовая теория происхождения государства. Одним из основоположников этой теории и расово-антропологического направления в социологии является французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816-1882). Согласно его представлениям об обществе и государстве в мире существуют высшие расы, призванные господствовать, и низшие расы, которые по своей природе должны находиться в подчинении, услужении у представителей высшей расы. Из этой идеи, представляющей собой краеугольный камень расовой теории происхождения государства, логически следует вывод о том, что государство появилось и существует как орудие осуществления господства высшей расы над низшей, средство подчинения последних воле высших.

Нет необходимости подробно раскрывать антигуманистический, антидемократический характер этого учения о происхождении и сущности государства. Первоначально в период своего создания расовая теория играла роль научного обоснования необходимости и правомерности колониальных захватов развитыми государствами Запада отсталых народов Африки, Азии, Латинской Америки. А спустя еще некоторое время эта теория стала идеологической основой построения расового государства: сначала в 1930-е годы в Германии, затем в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства один из его создателей А. Гитлер выразил следующим образом: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет осознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство

Марксистская (материалистическая) концепция происхождения государства и права

Нормативистская и историческая теории о происхождении права

Юридическая наука рассматривается Г. Кельзеном как наука о формально-логически должном, а не о сущем. В свете последнего тезиса право отделяется им от идей добра, справедливости, равенства как оценочных суждений, которые не могут быть объективными и независимыми, так как основываются на личности оценивающего, его чувствах, тогда как право органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти». По этой причине теорию Г. Кельзена еще называют чистой теорией права.

Большое значение для современного правопонимания имеет обозначенная в этой теории неразрывная связь права и государства, единство процесса их возникновения, а также необходимость системной и иерархичной организации правовых норм. Разделение же права и идей справедливости и добра имеет в некотором смысле реакционный характер. Поэтому сегодня часто в юридической науке отмечается абстрактность, оторванность нормативистской теории происхождения права от реальности.

В соответствии с исторической теорией, основателем которой считается немецкий юрист Ф. Савиньи (1779-1861), право зарождается и развивается самопроизвольно, исторически (примерно так же, как и язык), а не декретируется законодателем. Оно вытекает из национального, народного сознания. Законодатель должен лишь уловить этот народный дух и превратить его посредством норм в действующее законодательство.

Важным представляется выработанный в этой теории тезис о том, что и государство, и право являются объективным результатом исторического развития. Впервые отмечены роль и значение влияния глубинного этнокультурного пласта на возникновение права и особенности этого процесса у разных народов. Однако очевидно, что признание «сферы духа» и общественного сознания первопричиной появления права сильно преувеличено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *