Что значит пастуший балаган

БАЛАГАН

Смотреть что такое «БАЛАГАН» в других словарях:

БАЛАГАН — (тат.). 1) барак, сарай, временное дощатое или иное строение, служащее для склада товаров, торговли, производства ремесла или промысла. 2) временная дощатая постройка для театральных народных представлений. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

балаган — См. театр. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. балаган дом, театр; шутовство, гаерство, фарс, зрелище, буффонство, скоморошество, паясничанье, гаерничанье, буффонада,… … Словарь синонимов

БАЛАГАН — БАЛАГАН, балагана, муж. (перс. balahana балкон). 1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ. 2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр … Толковый словарь Ушакова

БАЛАГАН — муж., татар. барак, сарай, навес, временное дощатое или иное строение для склада товаров, торговли, производства ремесла или промысла; балаган святочный, скомороший, торговый, сапожный, складочный, ярмарочный и пр. Балаган, в коем промышляют… … Толковый словарь Даля

Балаган — (тат.) барак, сарай, навес, временное дощатое или иноестроение, служащее для склада товаров, торговли, производства ремеслаили промысла. Балаганами также называются временные постройки длятеатральных народных представлений, таковы: Балаганы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БАЛАГАН — (от персидского балахане верхняя комната, балкон), временное строение для показа различного рода представлений, диковин, невиданных зверей и др. В России зрелища, устраивавшиеся в 18 начале 20 вв. на Масленицу и Пасху на ярмарках и народных… … Современная энциклопедия

БАЛАГАН — (от перс. балахане верхняя комната балкон). 1) (устар.) временная легкая постройка2)] Театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях (в России с сер. 18 в.)3) (Перен.) нечто несерьезное, шутовское,… … Большой Энциклопедический словарь

БАЛАГАН — «БАЛАГАН», СССР, ЗЕМЛЯ (киностудия им. А.Довженко), 1990, цв., 90 мин. Трагикомедия. Смешная и грустная история о поэте, которого не печатают. Из за своей мягкости и бесхарактерности герой постоянно заканчивает день в компании «алкашей» со всеми… … Энциклопедия кино

БАЛАГАН — жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири … Этнографический словарь

балаган — балаган, жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

Значение слова балаган

Словарь Ушакова

1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ.

2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр.). Искусство балагана. Принципы балагана в постановках Мейерхольда.

| перен. Зрелище, подобное балаганному, т.е. грубое, противное художественному вкусу, беспорядочное, несерьезное (пренебр.). Актеры своим шаржем обратили комедию в балаган. Это не заседание, а балаган какой-то.

3. Временная деревянная будка для ярмарочной торговли.

Архитектурный словарь

1. Легкое временное сооружение на ярмарке, предназначенное для цирковых или театральных представлений либо для торговли и складирования товаров, а также для производственных ремесленных процессов.

2. Нежилое строение для рабочих или сторожей.

4. Летнее жилище камчадалов, возведенное на сваях и завершенное пирамидальной кровлей из жердей.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Топонимический словарь Амурской области

1) временная легкая деревянная постройка в поле, на покосе, на плоту;

2) шалаш в лесу из веток, травы или бересты;

3) конусообразное временное сооружение из жердей и соломы над прорубью во время подледного лова рыбы.

Этнографический Словарь

жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Временная легкая, обычно дощатая постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. п.).

* В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. // Лев Толстой. Война и мир // *

Словарь охотничьих терминов и выражений

временное дощатое строение, служащее для сохранения припасов охотничьего промысла.

Тюркизмы в русском языке

м обл. легкая деревянная постройка для склада товаров, для ярмарочной торговли или ярмарочных зрелищ; (южн.) шалаш для сторожей или для сезонных рабочих и т. п. (Даль, 1, 41; Фасмер, 1, 112). Ушаков балаган м.

1. Временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ; сарай, конюшня (устар.).

2. Старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.

3. перен. Нечто грубое, шутовское, пошло-несерьёзное (разг.). Не серьёзный разговор, а б.

| прил. балаганный, ая, ое.

Источник

БАЛАГАН

балаган м. 1) Легкая постройка, использовавшаяся для временного жилья, торговли и т.п. 2) Временная постройка для театральных, цирковых и других представлений. 3) а) Театральное представление, обычно на ярмарках, состоявшее из комических сценок, цирковых номеров и т.п. б) Вид народного театрального искусства. 4) перен. разг. Что-л. нарочито несерьезное; шутовство, кривлянье.

балаган
м. уст.
1. (деревянная постройка) booth; (для представления) show-booth
2. (зрелище) show; (перен.) разг. farce, low farce, preposterous piece of buffoonery

БЛАЗЕ́НСТВО (зневажливо про вчинки, поведінку, висловлювання і т. ін. того або тих, хто удає з себе блазня, дурника), БЛАЗНЮВА́ННЯ, КРИВЛЯ́ННЯ, ФІГЛЯ́РСТВО, КЛОУНА́ДА, БУФОНА́ДА, БАЛАГА́Н рідше (недоречне, брутальне блазенство). Відчув (Гоголь) у собі дивний приплив нових сил. Тепер — писати, писати й писати, не вдаючись до рефлексії, не думаючи, що хтось вважатиме його творчість за блазенство (О. Полторацький); Я встиг уже звикнути до його незлобивого блазнювання: Тимощак частенько пригощав нас всякою всячиною (Н. Тихий); Якими жалюгідними здаються тепер недавні кривляння берлінського людожера-пройдисвіта Гітлера, що уявляв себе владарем світу! (П. Тичина); З втішним фіґлярством він розповідав Гуменному, які там, у далекій губернії, були хороші дівчата (О. Гончар); В’язати вміють ці пухкенькі руки Нитки підступних змов, малих і більших зрад, Гримучих мітингових клоунад, І торгів тайних, й явної ошуки (М. Бажан); Навіщо ця буфонада?

Я́ТКА (легка будівля для тимчасової торгівлі, виставки тощо), РУНДУ́К, БАЛАГА́Н. Біля крамниць і полотняних яток сиділи крамарі, сонними очима проводжаючи подорожніх (П. Кочура); Осінній вітер глухо виє між порожніми рундуками базару (В. Еллан); А далі (на ярмарку) понапинаті балагани — це манячать пустовитівські (з Канівщини) рушники, поцяцьковані червоними й синіми смугами (І. Нечуй-Левицький).

БАЛАГА́Н, у, ч.

Легка будівля для тимчасового користування (торгівлі, виставки і т. ін.); рундук.

Коло дверей і кругом балагану гомонять люди (С. Васильченко);

Юрби дівчат купчаться коло балаганів, торгуються, купують (У. Самчук);

// Тимчасове дерев’яне приміщення для театральних або циркових вистав на площі, вулиці.

Як з-під землі виростали рундуки, балагани, каруселі (О. Гончар);

Люблю, коли у нас під балаганом Гучна юрба хвилює ураганом І тиснеться до цих дверей вузьких (М. Лукаш, пер. з тв. Й.-В. Гете);

// перен. Щось несерйозне, блазнівське, невпорядковане.

Источник

БАЛАГАН

БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:

1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.

2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля – грубоватое, часто – комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.

3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.

4. В переносном смысле – нечто грубое, несерьезное, не соответствующее высокому художественному вкусу. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в 19 в., когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала 20 в., появились серьезные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (А.Лейферт, Ю.Лотман, М.Бахтин и др.). Балаган серьезно изучался и театральными практиками (В.Мейерхольд, А.Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено. Однако в бытовой речи негативное звучание слова сохранилось; правда, в этом значении оно употребляется уже не по отношению к театру (например: «Превратить серьезное собрание в балаган»).

ИСТОКИ БАЛАГАНА

Истоки балагана лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Особенно явно преемственность балаганных зрелищ просматривается в кампаниях шаманов, в первобытных тотемических праздниках, посвященных животному – покровителю племени. Именно там зародился один из основополагающих технических актерских приемов балагана – искусство звукоподражания. С одной стороны, камлающие шаманы умели голосом передавать самые разнообразные природные звуки – свист ветра, шум птичьих крыльев, вой волка и т.д. С другой стороны, участники тотемических праздников зачастую говорили измененными голосами (например, фальцетом), чтобы на всякий случай скрыть от своего покровителя конкретную личность актера. Позже эти приемы преобразовались в искусство чревовещания, чрезвычайно популярное в балаганной культуре, а также – в пищик, специальное устройство для изменения голоса, которым традиционно пользовались балаганные петрушечные актеры. Тотемические обряды породили и один из самых популярных ярмарочных зрелищ – «медвежью потеху» (уличное комическое представление т.н. «вожака» или «поводыря» с медведем).

Сам принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п. В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в 13 в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера. К середине 16 в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган (комедия дель арте, карнавалы и т.п.). Демократичность балагана вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.

БАЛАГАН В РОССИИ

В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.

К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве – на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.

Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и прочие «уроды». Одно из самых популярных и традиционных зрелищ – «Дама-паук», сконструированная при помощи системы зеркал и черного бархата: мохнатое туловище с паучьими лапами, увенчанное женской головой, которая отвечала на вопросы публики. Безусловным успехом пользовался и «африканский людоед», пожирающий живого голубя на глазах у зрителей (на самом деле это было чучело птицы, внутрь которого помещался мешочек с клюквой). В крохотных балаганчиках (а то и просто на улице) могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками и панорамы-райки (движущиеся картинки, ставшие предтечей рисованной анимации). Передвижные зверинцы представляли собой сараи, тесно уставленные клетками со зверями.

Но главными на гуляниях были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Разборная сцена-помост была точно рассчитана и собиралась каждый раз из одних и тех же деталей. Перед ней предусматривалось место для нескольких музыкантов. Далее – несколько открытых лож и два-три ряда кресел, отделенных от остальных мест глухим барьером. За ними – т.н. «первые места», семь-восемь рядов скамей с отдельным входом; «вторые места», – еще десять или одиннадцать рядов, расположенных на повышающемся полу. Эти скамейки были настолько высокими, что сидящие не доставали ногами до пола. Завершался зрительный зал т.н. «загоном» – стоячими местами, отделенными барьером, где стояла самая неимущая публика. Такой балаган мог вмещать до 1000 зрителей. После нескольких больших пожаров полиция запретила использовать в деревянных строениях печи, единственным источником тепла были керосиновые лампы-молнии, размещенные на железных кронштейнах и использовавшиеся для освещения сцены. Поэтому зимние балаганы обшивались двумя рядами досок, между которыми засыпались опилки.

Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса.

Каждое представление длилось от 10–15 минут (в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Представления начинались обычно в полдень и длились до 9 часов вечера. Таким образом, каждый день проходило не менее 6 спектаклей (в маленьких балаганах – до 30). Во время представлений в зрительном зале шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью.

Театральные представления состояли из нескольких номеров, разбитых на три отделения. В первом из них показывались, как правило, цирковые акробатические и гимнастические номера – работа на трапеции, канатоходцы, силовые аттракционы и т.п.; во втором – сценки из народного быта; в третьем – арлекинады и пантомимы, комические, мелодраматические или героические. Здесь ставились пьесы из репертуара народного театра (Комедия о царе Максимилиане и др.), инсценировки рыцарских романов, позже – популярных литературных произведений (вплоть до Пушкина, Толстого, Лермонтова).

Это направление в последней трети 19 в. особенно ярко было представлено в крупнейшем петербургском балаганном театре А.Алексеева-Яковлева «Развлечение и польза», где показывались инсценировки и живые картины по басням Крылова, стихотворениям Некрасова, повестям Гоголя, сказкам Ершова и Пушкина, пьесам Островского. Правда, все эти произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости.

В Москве в таком же ключе работал балаганный театр М.Лентовского «Скоморох», в репертуар которого входили пьесы А.Островского, А.Писемского, А.К.Толстого. Именно «Скомороху» отдал для постановки свою пьесу Власть тьмы и Л.Н.Толстой.

Таким образом, театры «Развлечение и польза» и «Скоморох» фактически явились переходным звеном между собственно балаганным зрелищем и просветительскими народными театрами.

В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. Балагану посвящены несколько стихотворений А.Блока. Позже из них рождается первая пьеса Блока – Балаганчик, которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе балагана. И.Стравинский пишет балет Петрушка, ставший в парижских «Русских сезонах» С.Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В.Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А.Бенуа, М.Добужинского, Л.Бакста, С.Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.

Гюго В. Человек, который смеется
Диккенс Ч. Лавка древностей
Мейерхольд В., Бонди Ю. Балаган. Журнал Любовь к трем апельсинам, 1914, № 2
Лейферт А. Балаганы. Пг., 1922
Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок. В кн.: Народная гравюра и фольклор в России 17-19 веков. М., 1976
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Балаган. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2002

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Самодельный 3D гель. Нам понадобятся: мука и столярный клей ПВА (лучше столярный, так как он боле.

Кракелюр на ПВА. Мастер-класс. автор этого МК Наташа Косилка с сообщества Декупаж на mail.ru (htt.

Английский художник Iain MacArthur. Iain MacArthur английский график, иллюстратор, р.

Слушаем частоты сольфеджио. Частота 963 Гц связана с потоком Света. + Видео Новое видео. Слуша.

Рубрики

Музыка

Ссылки

Борис Балахонцев.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаганЧто значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган

Поиск по дневнику

Сообщества

Русские праздники и обряды. Балаганы.

Русские праздники и обряды. Балаганы.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:
1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.

2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля – грубоватое, часто – комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Балаганы в Туле на Святой неделе.Попов Андрей Андреевич

3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.

4. В переносном смысле – нечто грубое, несерьезное, не соответствующее высокому художественному вкусу. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в 19 в., когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала 20 в., появились серьезные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (А.Лейферт, Ю.Лотман, М.Бахтин и др.). Балаган серьезно изучался и театральными практиками (В.Мейерхольд, А.Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено. Однако в бытовой речи негативное звучание слова сохранилось; правда, в этом значении оно употребляется уже не по отношению к театру (например: «Превратить серьезное собрание в балаган»).

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Б.М.Кустодиев. Балаганы.1917 г.

ИСТОКИ БАЛАГАНА
Истоки балагана лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Особенно явно преемственность балаганных зрелищ просматривается в кампаниях шаманов, в первобытных тотемических праздниках, посвященных животному – покровителю племени. Именно там зародился один из основополагающих технических актерских приемов балагана – искусство звукоподражания. С одной стороны, камлающие шаманы умели голосом передавать самые разнообразные природные звуки – свист ветра, шум птичьих крыльев, вой волка и т.д.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Московские балаганы.Маковский Константин Егорович

С другой стороны, участники тотемических праздников зачастую говорили измененными голосами (например, фальцетом), чтобы на всякий случай скрыть от своего покровителя конкретную личность актера. Позже эти приемы преобразовались в искусство чревовещания, чрезвычайно популярное в балаганной культуре, а также – в пищик, специальное устройство для изменения голоса, которым традиционно пользовались балаганные петрушечные актеры. Тотемические обряды породили и один из самых популярных ярмарочных зрелищ – «медвежью потеху» (уличное комическое представление т.н. «вожака» или «поводыря» с медведем).

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Джон Огастес Аткинсон. Качели. Цветной офорт. Лондон, 1803 год.
John Augustus Atkinson. Katcheli. London, 1803.

Джон Огастес Аткинсон (1775–1830), английский художник. Аткинсон с 1784 по 1802 г. жил в Петергбурге, где его отчим Джеймс Уокер служил придворным гравером. По возвращении на родину Аткинсон создал серию из ста рисунков, изображающих быт, обычаи и развлечения русского народа.

Сам принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п. В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в 13 в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Балаган

К середине 16 в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган (комедия дель арте, карнавалы и т.п.). Демократичность балагана вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Маковский Константин Егорович

В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.

К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве – на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и прочие «уроды». Одно из самых популярных и традиционных зрелищ – «Дама-паук», сконструированная при помощи системы зеркал и черного бархата: мохнатое туловище с паучьими лапами, увенчанное женской головой, которая отвечала на вопросы публики. Безусловным успехом пользовался и «африканский людоед», пожирающий живого голубя на глазах у зрителей (на самом деле это было чучело птицы, внутрь которого помещался мешочек с клюквой). В крохотных балаганчиках (а то и просто на улице) могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками и панорамы-райки (движущиеся картинки, ставшие предтечей рисованной анимации). Передвижные зверинцы представляли собой сараи, тесно уставленные клетками со зверями.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Масленица. Литография В. Ф. Тимма. 1858.

Но главными на гуляниях были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Разборная сцена-помост была точно рассчитана и собиралась каждый раз из одних и тех же деталей. Перед ней предусматривалось место для нескольких музыкантов. Далее – несколько открытых лож и два-три ряда кресел, отделенных от остальных мест глухим барьером. За ними – т.н. «первые места», семь-восемь рядов скамей с отдельным входом; «вторые места», – еще десять или одиннадцать рядов, расположенных на повышающемся полу. Эти скамейки были настолько высокими, что сидящие не доставали ногами до пола.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Сапунов Николай Николаевич. Мистическое собрание. На сюжет мистической драмы А.Блока «Балаганчик».

Завершался зрительный зал т.н. «загоном» – стоячими местами, отделенными барьером, где стояла самая неимущая публика. Такой балаган мог вмещать до 1000 зрителей. После нескольких больших пожаров полиция запретила использовать в деревянных строениях печи, единственным источником тепла были керосиновые лампы-молнии, размещенные на железных кронштейнах и использовавшиеся для освещения сцены. Поэтому зимние балаганы обшивались двумя рядами досок, между которыми засыпались опилки.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Балаганы на Адмиралтейской площади». Акварель В. С. Садовникова. 1849.

Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса.

Каждое представление длилось от 10–15 минут (в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Представления начинались обычно в полдень и длились до 9 часов вечера. Таким образом, каждый день проходило не менее 6 спектаклей (в маленьких балаганах – до 30). Во время представлений в зрительном зале шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Юон Константин Федорович.Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС

Театральные представления состояли из нескольких номеров, разбитых на три отделения. В первом из них показывались, как правило, цирковые акробатические и гимнастические номера – работа на трапеции, канатоходцы, силовые аттракционы и т.п.; во втором – сценки из народного быта; в третьем – арлекинады и пантомимы, комические, мелодраматические или героические. Здесь ставились пьесы из репертуара народного театра (Комедия о царе Максимилиане и др.), инсценировки рыцарских романов, позже – популярных литературных произведений (вплоть до Пушкина, Толстого, Лермонтова).

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Степан Нестерчук Ярмарка в старом Дмитрове.

Это направление в последней трети 19 в. особенно ярко было представлено в крупнейшем петербургском балаганном театре А.Алексеева-Яковлева «Развлечение и польза», где показывались инсценировки и живые картины по басням Крылова, стихотворениям Некрасова, повестям Гоголя, сказкам Ершова и Пушкина, пьесам Островского. Правда, все эти произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости.
В Москве в таком же ключе работал балаганный театр М.Лентовского «Скоморох», в репертуар которого входили пьесы А.Островского, А.Писемского, А.К.Толстого. Именно «Скомороху» отдал для постановки свою пьесу Власть тьмы и Л.Н.Толстой.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
В.М. Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа

Таким образом, театры «Развлечение и польза» и «Скоморох» фактически явились переходным звеном между собственно балаганным зрелищем и просветительскими народными театрами.

В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. Балагану посвящены несколько стихотворений А.Блока.

Что значит пастуший балаган. Смотреть фото Что значит пастуший балаган. Смотреть картинку Что значит пастуший балаган. Картинка про Что значит пастуший балаган. Фото Что значит пастуший балаган
Tóth Gábor.Bolha meg a tanár I.

Позже из них рождается первая пьеса Блока – Балаганчик, которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе балагана. И.Стравинский пишет балет Петрушка, ставший в парижских «Русских сезонах» С.Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В.Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А.Бенуа, М.Добужинского, Л.Бакста, С.Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *