Что значит парсийского происхождения
Объект данной темы – этноконфессиональная группа последователей зороастризма. Предмет исследования – история парсов, их учения, обычаи и традиции.
Цель исследования – изучить историю парсов, а также религиозные практики. Для достижения поставленных целей помогут следующие задачи:
1) рассмотреть основные положения зороастрийского вероучения и выявить причины переселения части зороастрийцев Ирана в Индию;
2) сравнить религиозные практики парсов с их соотечественниками Ирана;
3) выяснить, какие факторы влияли на формирование этноконфессиональной группы в Индии.
Главная идея доклада заключается в том, что парсы формируются как этноконфессиональная группа последователей зороастризма, на которую будут влиять исторические и территориальные особенности Индии.
Зороастризм был первой дуалистической религией, где боролись два божества добра и зла – Ахура-Мазда и Ахриман. За человеком оставался добровольный выбор межу двумя силами. Пророк Заратуштра велел соблюдать особые этические правила – благая мысль, благое слово, благое дело. Особое почитание огня, строительство храмов огня способствовало тому, что мусульмане прозвали зороастрийцев «огнепоклонниками».
По парсийским преданиям, отцы-основатели их общины высадились на побережье Гуджарата на западе Индии в 936 г. н.э. До этого парсы провели почти два десятилетия на острове Див, и затем сумели изложить свою просьбу местному радже (королю) из династии СилхАра, правители которой славились веротерпимостью. Раджа разрешил парсам жить на морском побережье, где они высадились. Парсы основали поселение, которое назвали Санджан, в честь своего родного города в Хорасане. Главным источником по истории небольшой общины является «Киссаи-Санджан» («Сказ о Санджане»), эпическая поэма, сочиненная парсийским жрецом Бахманом в 1600 г. В поэме рассказывается о том, что спустя столетия парсы выучились говорить на гуджарати как на родном языке, усвоили индийскую одежду. Парсийские жрецы продолжали одеваться во все белое, носили на голове белые тюрбаны, и миряне тоже надевали белые одежды во время религиозных церемоний. Женщины завели цветные сари, но головы прикрывали платком и дома, и на улице.
С утверждением Делийского султаната в Гуджарате в XIII в. начинается период религиозной нетерпимости в истории парсов: вводится джИзья (налог с иноверцев в мусульманских государствах).
Около 1350 г., христианский путешественник, монах-доминиканец Йордан остановился в Гуджарате по дороге на Малабарское побережье и обратил внимание на парсов, о которых написал: «Есть в Индии еще один языческий народ, который поклоняется огню; они не хоронят своих мертвецов и не сжигают их, но бросают их посреди особых башен без крыш и оставляют их там совершенно неприкрытыми для птиц небесных» (Jordanus,1863, с. 21). Следует отметить, что христианский путешественник говорил о дахмах, зороастрийских погребальных сооружениях, которые получили в истории названия «Башни молчания».
4 Цит. по: М.Б. Мейтарчиян. Погребальные обряды зороастрийцев. – М.; СПб. 2001. Стр. 106.
На протяжении всей истории парсы не теряли связи со своими соотечественниками в Иране: советовались с ними по вопросам веры, священных писаний и религиозных практик. Однако пребывание парсов в Индии привело к изменениям в обрядах в нескольких случаях. Так, у них не было специального растения эфедры, из которой изготавливали напиток хаому, используемый в процессе чтения молитв у зороастрийцев. Эфедра в изобилии росла в горах Ирана. Что они использовали в качестве заменителя – нам неизвестно. Далее, в то время как иранские зороастрийцы сохранили старые обычаи жертвоприношений, парсы, продолжая приносить в жертву коз, вынуждены были, поселившись среди индийцев, прекратить убивать коров и быков. Следующее отличие заключалось во взглядах на обращение в веру. Парсов начали рассматривать как своего рода касту в индийском обществе. Они стали считать свою религию наследственной, ведь парсы очень гордились своим иранским происхождением.
У европейцев, торговых соперников португальцев, сохранилось также несколько сообщений о парсах XVII в. Большинство парсов в то время, как они сообщают, были, так же как и иранские зороастрийцы, «в основном земледельцами, а не торговцами и не желали отправляться за границу» (Fryer, 1915, с. 295); хотя большинство из них жило на побережье, но древнее почтение к творениям не позволяло им путешествовать по воде. Они жили в жалких одноэтажных жилищах, маленьких и темных, таких же, как у гаУров (немусульмане, т.е. зороастрийцы в Иране) в Исфахане; дома эти содержались как оплоты веры, и иноверцы в них не допускались. Жители их были «очень трудолюбивыми и прилежными, они старались обучить своих детей труду и ремеслам» (Ovington, 1929, с. 219).
Одной из сфер деятельности панчаята было управление фондами и благотворительность.
В 20-е годы XIX в. первые христианские миссионеры прибыли в Бомбей, началась организация школ с преподаванием на английском и на гуджаратском языках. В Бомбее сложился средний класс парсов, получивший западное образование, включавший докторов и юристов, учителей, журналистов и лиц других профессий.
Женщины в начале XIX в. еще сохраняли свое традиционное положение в доме, где они играли важную роль в исполнении семейных религиозных ритуалов – присматривали за огнем домашнего очага, каждый вечер на закате окуривали дом благовониями, варили в строжайшей чистоте ритуальную пищу для семейных церемоний, готовили детей к выполнению религиозных обязанностей. Во второй половине XIX в., когда реформисты открыли школы для девочек, женщины постепенно стали участвовать в общественной жизни общины и присутствовать на торжествах.
Начавшийся процесс урбанизации парсов в ХХ веке ускорился благодаря стремлению Индии к независимости. Конец британского владычества в Индии в 1947 г. сулил парсам большие перемены, угрожая тем связям, которые соединяли вместе всю общину: пять тысяч парсов Карачи, Лахора и Кветты оказались в мусульманском государстве Пакистан и обязаны были вместо гуджарати учить урду. Часть парсов эмигрировала оттуда и из Индии по большей части в Англию, Канаду и США. Они играли важную роль в жизни двух государств, так как из их числа вышло поразительное (соразмерно величине общины) число общественных деятелей, военных, летчиков, ученых, промышленников, издателей газет. Общественная деятельность и государственная служба давно уже считались парсами религиозным долгом, частью обязанностей каждого человека, в соответствии с его возможностями, заботиться о своих ближних.
В заключение хочется сказать, что зороастризм – удивительная религия, которая, несмотря на переселения огнепоклонников и их гонения не перестает существовать. На разные судьбы соотечественников этой религии влияли политические условия Ирана и Индии.
Парсы — стойкие последователи зороастризма
Парсы — народ иранского происхождения, проживающий на западе Индии. Представляют собой этнорелигиозную общность, исповедующую зороастризм. Это самая грамотная и богатая община из всех народов Индии. Основополагающим моментом в жизни парсов являются религиозные верования. Многие их обычаи сильно отличаются от традиционных индийских.
Численность
Количество парсов исчисляется 110 000 человек. Их общность сокращается, так как браки с представителями других религиозных общин не приветствуются. Этому способствует и низкая рождаемость.
Где живут
Парсы расселены преимущественно в Гуджарате — западном штате Индии со столицей Гандинагар. Также большое количество сконцентрировано в Мумбаи (бывший Бомбей). Это город на берегу Аравийского моря, административный центр штата Махараштра. На территории Индии проживают примерно 70 000 парсов. Остальные расселены по таким странам:
Небольшие диаспоры находятся в Канаде, Австралии, Сингапуре, Шри-Ланке.
Родным языком парсов считается пехлеви, который со временем был утрачен. Сохранилась каноническая литература, написанная на этом языке. Современные жители разговаривают на гуджаратском — официальном языке штата Гуджарат. Также они хорошо знают английский.
Религия
Парсы сохраняют свою изначальную религию, приверженцами которой они являются с древности. Зороастризм относится к древнейшим вероучениям, которые распространил Заратустра — древний жрец и пророк. Эта религия не имеет строгой догматической системы. Ее суть заключается в свободном избрании человеком благих намерений и дел. Существует единое божество — Ахура Мазда — творец всего сущего, пребывающий в бесконечном свете. Также признается наличие двух духов: Злого и Святого. Для зороастризма характерны следующие положения:
Внешность
Парсы относятся к индо-иранской ветви европеоидной расы. Они высокого роста. В молодости многие имеют стройные фигуры, с возрастом обретают солидность, что типично для жителей Индии. Внешность парсов яркая, запоминающаяся. Цвет кожи — оливковый, светло-коричневый. Лицо овальное, с хорошо очерченным подбородком. Характерный признак персов — орлиный нос, придающий лицу горделивое выражение. Глаза темно-карие, обрамленные длинными ресницами. На лице выделяются красивые изогнутые брови. Парсы обладают густыми черными волосами, которые у женщин заплетены в косы.
История
Прародителями парсов являются древние персы. Персия располагалась на юге Ирана, где проживали народы, образовавшие империи Ахеменидов и Сасанидов. В 7 веке на эти земли пришли арабские завоеватели, принесшие с собой ислам. После военного поражения династия Сасанидов распалась, оставшиеся персы были вынуждены бежать. Их приняли индийцы из Гуджарата, с которыми у персов были торговые отношения. Парсы способствовали процветанию этого штата, принеся туда новые знания. Они распространили новые ремесла, развили некоторые отрасли сельского хозяйства (садоводство, огородничество). Передовое мышление парсов позволило им выделиться на фоне основного населения. Впоследствии из их среды вышли лидеры освободительного движения, индийской политической партии. Они первыми основали образовательные учреждения, больницы, СМИ, киностудии.
Жизнь
Общность парсов отличается высоким уровнем жизни. Они очень урбанизированы, европеизированы. Многие индуисты не понимали их стремления к материальному благополучию. Они считали их хитрыми дельцами, заботящимися только о своем кошельке. Имелись случаи бойкотирования продуктов, выращенных на фермах парсов. Этот народ сильно преуспевал в экономической и политической жизни индийского государства. Нередко они пользовались поддержкой британских властей, оккупировавших Индию. Их влияние лишь немного уменьшилось в 20 веке. Основными занятиями парсов были: торговля, ростовщичество, кораблестроение. Они основывали заводы, крупные промышленные компании, фондовые биржи.
Парсы имеют высокий уровень образования. Многие получают его за границей. Среди них много врачей, юристов, бизнесменов. Во многом этому способствует централизованная система взаимопомощи внутри диаспоры. Средний парс намного богаче обычного индийца. В их среде распространена благотворительность. Они организовывали различные учебные программы, предоставляли жилье нуждающимся членам общины. Этот народ сумел сохранить свои традиционные верования до наших дней. В религиозном плане они представляют собой закрытую общность. Усилиями парсов возведено множество храмов, в которых они проводят свои религиозные обряды.
В отличие от большинства индийских храмов, в которые открыт доступ всем желающим, парсийские закрыты для иноверцев. Жрецы имеют высокое положение в их обществе. Религия играет огромную роль в жизни парсов. Браки заключаются исключительно внутри общины. По этой причине их численность неуклонно идет на спад. До появления интернета поиск подходящей пары для брачного союза часто представлял проблему, так как парсы были расселены по многомиллионным Мумбаи и Гуджарату. Они первыми начали создавать специализированные сайты знакомств в сети. Женщины у парсов не находились в приниженном положении, как это было у индийцев. Жена была хранительницей очага, в религиозных ритуалах она играла важную роль. Ей принадлежало право готовить чистую ритуальную еду. Домашнее хозяйство предоставляется в полное распоряжение женщины. Они могут свободно передвигаться по улице, не закрывая лицо.
Одежда
Женское одеяние традиционно для жительниц Индии. Это сари — длинная полоса материи, оборачиваемая вокруг фигуры. Один конец оборачивают вокруг талии, делая таким образом юбку. Затем перебрасывают через плечо, закрепляя сзади или оставляя свисать свободно. Мужской костюм состоит из нательной рубахи и штанов, на который сверху надевают длинный кафтан. Особое значение имеет пояс — его нужно трижды обернуть вокруг талии. На голове носят тюрбан или небольшую шапочку округлой формы. Обувью служат туфли из мягкой кожи.
Традиции
Практически все традиции парсов опираются на религиозные верования. Молитва является каждодневным обрядом, который нужно исполнять 5 раз в день. Для этого существуют определенные часы. Особое значение имеют стихии: вода, огонь, земля, ветер. С поклонением им связаны многие обычаи. Для того, чтобы налить воду, нужно сначала помыть руки. Во время дождя запрещено покидать дом, чтобы не загрязнять воду и землю. Разводить огонь можно только чистыми дровами. Принимать пищу, совершать омовение при иноверцах запрещено.
Существуют «чистые» и «нечистые» предметы и животные. К первым относятся:
Ко вторым причисляют таких существ, как змеи, ящерицы, насекомые, пауки. Прикасаться к ним нельзя, чтобы не оскверниться. Также запрещено касаться тела умершего человека, даже близкого родственника. Считается, что после смерти тело становится носителем зла. У постели умирающего всегда находилась собака, которая уничтожает все нечистое. Тело омывают специальные мойщики трупов, они же несут носилки с умершим. Необычным является погребальный обряд парсов. Если человек умирал зимой, его укладывали в специальную комнату, изолированную от остальных помещений. Там он находился до появления первых перелетных птиц. Вблизи покойного должен непрерывно гореть огонь. После прилета птиц тело переносят в каменное сооружение, которая в английских источниках называется «башней молчания».
Умершего нельзя предавать огню, земле или воде, так как он стал нечистым. А стихии недопустимо загрязнять чем-либо. Носилки с телом приносят в небольшую башню. На полу находится погребальная площадка из нескольких кругов. Круг маленького диаметра предназначен для детей, побольше — для женщин, большой — для мужчин. Покойника помещают в подходящую зону и закрепляют там, чтобы птицы не могли унести останки с собой. Грифы склевывают все мясо, а кости, обожженные солнцем, падают в колодец, находящийся под площадкой.
У парсов существует несколько праздников в честь верховного бога. Также они отмечают наступление весны, осени, лета. Любимым праздником является Новый год — Новруз. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Накануне готовят ритуальную пищу, в воду ставят молодую ветку с листочками. На крышах жилищ зажигают огонь. Во время празднования на стол ставят 7 блюд, так как это священное число. Проводится богослужение с определенными ритуалами.
Известные люди
Среди парсов есть талантливые люди, прославившиеся на весь мир. Самые известные из них:
Из парсийского рода происходит российский астролог и телеведущий Павел Глоба. По словам Павла, его бабушка являлась зороастрийкой, увезенной из Персии. Он начал изучение астрологии по старинным книгам, оставшимся от родственников.
Что значит парсийского происхождения
Что общего между Фредди Меркьюри и Павлом Глобой? Оба они парсы, то есть относятся к древней народности, которая до сих пор исповедует зороастризм. Это народ с интереснейшими традициями и самобытной историей.
Древнее происхождение
Древние парси или персы-зороастрийцы проживали на территории современного Ирана. Их историческая родина, согласно легендам, – Большой Хорасан, историческая область Ирана периода правления Сасанидов. Они говорили на языке фарси и исповедовали зороастризм – одну из древнейших религий мира.
В основании зороастризма не было строгой догматики, а главными законами религии было поклонение верховному богу Ахура Мазде и свободное следование канонам морали. Особое почтение зороастрийцы проявляли к свету Солнца и огню как божественным образам – до сих пор в их храмах, например, в Лондоне, есть сакральный источник неугасимого огня. Сосуд с огнем является одним из важнейших символов данной религии, и его охранение, вплоть до самой смерти, было смыслом жизни для особых жрецов.
Не просто огнепоклонники
При этом важно отделять зороастрийцев, с их разветвленной теологической системой, от простых огнепоклонников.
Вскоре зороастризм стал вытеснять ислам, религия в Персии приходит в упадок, начались гонения на парси. В VIII — X веке н. э. парси начинают массово иммигрировать на территорию нынешней Индии, а арабские завоевания на их прародине приносят конец тысячелетнему превалированию зороастризма на Ближнем Востоке.
Обычаи парси
Парси часто ошибочно путали с евреями, также проживавшими на территории Индии не менее тысячи лет. В частности, португальцы, приплывающие в Ост-Индию за дешевыми товарами, называли парси «индийскими евреями», несмотря на то, что те исправно ели свинину и не делали обрезаний.
Несмотря на такие различия, между этими религиями все же есть общие черты, например, одержимость нечистотой трупов – парси по традициям зороастризма предпочитают отдавать почивших на растерзание птицам в специальных «башнях молчания», чтобы не осквернять священные стихии. Их ритуальные одежды также напоминали еврейскую терапису, покрывающую голову.
Интересно и то, что с XIII по XVI века индийские парси активно контактировали с иранскими зороастрийскими священнослужителями, спрашивая у них совета касательно религиозных обрядов, иногда чрезмерно скрупулёзного характера. К примеру, можно ли копировать авестийские священные тексты при помощи чернил, сделанных не-зороастрийцем.
Данные вопросы отсылают к иудейскому кошеру, согласно нормам которого нельзя употреблять в пищу продукты, приготовленные не-евреями. Как мы видим, сходство двух народов не ограничивалось внешними признаками – оба были изгнаны с родины и проявляли тщание в соблюдении древних традиций. «Иранская лига» в Индии начала XX века пропагандировала возвращение парси на родину, напоминающее сионизм евреев.
Женщины-парси
До конца XIX века особую роль в семье парси играла женщина, исполняющая домашние религиозные ритуалы. Женщины-парси смотрели за огнем очага, окуривали дом благовониями на закате и варили особую ритуальную пищу в абсолютно чистейших условиях. Позже женщины стали участвовать в общественной жизни, особенно на это повлияло открытие реформистских школ. Браки парси с представителями других национальностей и религий не поощрялись, вследствие чего найти пару в, например, многомиллионном Мумбаи, было не так то просто.
Так называемый «детский брак», когда о союзе договариваются родители, практикуемый в Индии, парси не одобряли, и нередко единственным выходом становился усиленный поиск невесты по всей стране. Так было встарь, однако появление СМИ упростило задачу: парси стали искать вторую половинку через газетные объявления, а затем, одними из первых, через специализированные сайты знакомств в Интернете.
Парсы поддерживали идеи урбанизации Индии и потому были подвергнуты бойкоту индийцев, отказывавшихся покупать продукты, производимые парси на фермах. Образ парси как зажиточных и хитрых дельцов под патронажем британского правительства постепенно становился в Индии все более распространенным.
Парси в современном мире
Современные парси говорят на языке гуджарати и английском, в то время как религиозные тексты, такие как Авеста, написаны на авестийском и пахлави. Поселившись сперва в Гуджарати, парси после нападений на тот регион мусульман в 1297 мигрировали в Мумбаи (Бомбей), и к 1850 стали собственниками половины всей земли города.
Вплоть до конца XIX века парси чрезвычайно преуспевали как в экономической, так и политической жизни государства, и лишь в современности их роль в Индии несколько уменьшилась. Парси быстро приспособились к западным тенденциям в Индии, среди них много бизнесменов и политиков, адвокатов и врачей (медицинская промышленность Индии во многом существует под контролем парси), существуют централизованные системы взаимопомощи для диаспоры.
Этот народ может похвастаться одним из самых высоких уровней грамотности в Индии, в том числе, и среди женщин, так как многие парси получают образование за рубежом.
На данный момент численность народа парси не превышает 130 тысяч человек, и 60 из них проживает в городе Мумбаи в западной Индии. Небольшие общины сохранились в Китае, Гонконге, восточной Африке и Пакистане. Парси также в меньшем количестве проживают на территории бывшего Советского Союза.
Среди известных представителей этого народа: Фредди Меркьюри, вокалист рок-группы «Queen», муж Индиры Ганди Фероз Ганди и известный советский и российский астролог Павел Глоба. Парси берегут древние традиции и по сей день, что прекрасно демонстрирует не только соблюдение старинных обрядов, но и консерватизм в области религии – в 2010 году парси не позволили инициировать в свою веру зороастрийца из России.
Парсы
Парсы | |
Свадебный портрет с дастуром М.Н. Дхаллой, 1948 г. | |
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|