Что значит панихида по планете
Панихида это особое воспоминание умерших
Поминовение усопших
Для каждого человека естественно любить своих близких. И даже после того, как они уже отошли в мир иной. У христиан эта любовь проявляется в молитве за души умерших. По Православному учению, окончательно загробная участь будет решена на Страшном Суде. Это будут вечная радость и блаженство в Царстве Божием, или вечные мучения в аду. До этого времени живущие на земле своими молитвами и милостынями могут облегчить участь усопших людей. И панихида это действенный способ сделать это для ожидающих своей участи душ.
«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них. Потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Евангелие от Матфея, 5:7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы» (архимандрит Кирилл Павлов, 1919-2017).
Что означает панихида
В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, погребение умерших христиан происходило ночью. Совершаемое при этом богослужение в буквальном смысле являлось всенощным. То есть оно длилось в течение всей ночи. После отделения чина погребения от всенощного богослужения за ними обоими в сохранились одинаковые названия. Слово «панихида» происходит с древнегреческого «παννυχίς» («паннихис») — «всенощная».
Панихида представляет собой сокращенную форму чина погребения (особого богослужения, совершенного единожды над телом усопшего).
«Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз. Но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь. Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших — духовную пользу» (священник Филипп Ильяшенко).
Панихида по усопшим как особая заупокойная служба
Что такое панихида? Когда служится? Такие вопросы закономерно возникают среди людей, потерявших своих близких. Для молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви имеется особая поминальная служба — панихида. Она совершается в значимые для почившего христианина дни. Согласно Апостольским Постановлениям, такими днями считаются — 3-й, 9-й, 40-й, годовщина смерти.
«Совершайте же и третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» (Книга Апостольских Постановлений, 8:42).
Также особыми днями поминовения усопших являются Вселенские родительские субботы, Радоница.
Но панихида может совершаться не только в вышеуказанные дни. Во многих храмах она служится по окончании Литургии (например, еженедельно по воскресным дням). Основное содержание заупокойной службы — это моление Господа об отпущении грехов умершего христианина. С православной точки зрения до Страшного Суда возможна перемена участи усопших. Святые Отцы свидетельствуют, что даже души грешников можно вымолить, избавить от мучительного состояния. Усопшие уже не принесят покаяние Господу. Отпущения грехов они могут получить только посредством молитв живых за них. Поэтому и совершаются заупокойные службы.
Порядок совершения панихиды
Порядок совершения панихиды описан в Требнике (богослужебной книге).
Священник надевает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь) и фелонь (верхнее богослужебное облачение без рукавов). Панихида совершается в притворе храма перед специальным столиком с изображением распятия Иисуса Христа. На панихиде читаются начальные молитвы, псалом 90, заупокойные ектении (молитвенные прошения), заупокойные тропари, псалмы 118 и 50, заупокойный канон. Панихида сопровождается малым каждением (возжиганием ладана).
Если имеется поминальное коливо, то совершается его освящение.
По усопшим можно служить Великую панихиду (по гречески — парастас). В этом случае читается полный текст заупокойного канона. Краткий же чин панихиды называется заупокойной литией. По обычаю она читается дома (когда тело усопшего еще не доставили в храм). Лития совершается после погружения тела почившего в могилу. Также она служится дома после возвращения с кладбища, В случае необходимости литию читают и после окончания Литургии в храме.
Панихида на кладбище
При погребении панихида об упокоении может совершаться не только в храме, но и на кладбище. Обычно это частная панихида, совершаемая в памятные дни усопшего. Таковыми являются первые сорок дней после смерти или в день похорон, день рождения или смерти.
Существует русская традиция совершать общую панихиду на кладбище во вторник второй недели после праздника Пасхи. Это так называемая Радоница. По Уставу Русской Православной Церкви, на первой неделе после праздника Пасхи (Светлой седмице) не совершаются поминальные службы.
«Это время безграничной духовной радости о Воскресении Христа, поэтому заупокойный аспект исключается из всех видов богослужений данной Недели» (архимандрит Досифей Михайлюк).
По словам святителя Амвросия Медиоланского (4 век), христиане после празднования Пасхи должны разделить торжество и радость с умершими и им возвестить славу о Воскресшем Господе. От «радостного» поминовения и возникло название Радоница.
В этот день панихиде предшествует крестный ход, который по возможности совершается вокруг ограды кладбища. При этом поется Пасхальный Канон, а священник несет в руках кадило, крест и трисвечник. Панихида служится по общему уставу на приготовленном для этого месте. Для этого лицом обращаются в сторону востока, а если панихида совершается на могиле — то в сторону креста.
Как заказать панихиду
Заказать панихиду по умершему можно в любом православном храме и в любое время. Для этого достаточно обратиться в церковную лавку. Чтобы покойный был помянут на молитве, пишется записка с именем почившего. Во многих церквях панихида бывает не только в воскресенье после Литургии, но и в течении недели. Подобные детали необходимо уточнять на месте, в выбранном для панихиды храме.
Особенно важным является личное присутствие на панихиде, непосредственное участие в молитве.
«Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.
Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных, по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
Молитва об усопших
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Панихида
Панихи́да (греч. всенощный, от παννυχίς панихис — πᾶς — весь, νύξ — ночь, ἄδω — петь) — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие христиане и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.
Совершаются панихиды как до погребения усопшего христианина, так и после, обычно в 3‑й, 9‑й, 40‑й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Возможно совершать панихиды и в другие дни. Общецерковное поминовение усопших совершается в Родительские субботы.
Перед панихидой на 9‑й или на 40‑й день, как правило, готовят кутию. Священник освящает кутию в церкви после заупокойного богослужения молитвой, смысл которой — в просьбе о благословении этого приношения ради того человека, за которого его принесли. «Прости ему грехи, будь милосерден к этому человеку!» Когда раздается эта кутия верующим, то они примерно такие слова Богу и говорят: «помяни, Господи, прости ему вольные и невольные согрешения».
Панихида может быть отслужена священником в храме, на могиле христианина, в доме.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды (парастасы). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.
Самое важное поминовение усопших воцерковлённых христиан совершается во время Божественной Литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении на проскомидию. Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой «Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Если панихида длится около 20 минут, то лития около 5‑ти.
«Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным.
Панихиды не совершаются 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, в первую седмицу Четыредесятницы, в Страстную и Светлую седмицы, в великие праздники (Правило 169 Номоканона).
Панихиду можно заказать в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. Желательно присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда будет священник совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Панихида — церковное богослужение — совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански.
Традиционно сложилось так, что, когда человек идет в церковь заказывать панихиду, он приносит с собой продукты. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких.
Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1‑го гласа (иногда и пред субботой 5‑го гласа) без седальна по 3‑й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6‑го или 8‑го гласа.
О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
Панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Вселенские панихиды (Родительские субботы)
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
Церковные заупокойные службы
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Поминовение усопшего на домашней молитве
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Вы прочитали статью Панихида, поминальная молитва. Читайте также: