Что значит палеография в истории

Палеография

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Содержание

Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

Формы письма

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Источник

Палеография — наука о письме

Палеографией называют историю письма, закономерности развития его графических форм и изучение памятников древней письменности. Она изучает письменные артефакты, чтобы прочесть их, определить, когда и где они были созданы, и кто является автором. Палеография исследует, как со временем меняются графические формы букв, какие существуют шрифты и как они эволюционируют, а также изучает писчий материал, инструменты для письма. В компетенцию палеографии включается также исследование переплета рукописей, форматов, украшений, водяных знаков бумаги. Достижения палеографии используются в историческом языкознании, истории, литературоведении, искусствоведении и других гуманитарных науках.

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Специальный раздел палеографии — криптография — изучает графику тайнописи. Неография — изучение современного письма, машинописи, произведений печати XX в.

Одна из важных задач палеографии — изучение бересты, пергамента, бумаги. Определить время происхождения рукописей, созданных на бумаге, можно достаточно точно по водяным знакам — филиграням. Водяные знаки изучает особая, выделившаяся из палеографии дисциплина — филигранология. Если выясняется, что рукопись не древняя, она считается поддельной. Но главная задача палеографии — все же не определение подлинности, а именно установление времени написания текста. Для датировки старинных рукописей сегодня используют методы химии и физики.

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Таким образом, хороший палеограф должен быть специалистом сразу в нескольких областях и разбираться не только в почерках и шрифтах. К его компетенции относятся также нумизматика, сфрагистика (наука о печатях), кодикология (то есть изучение состояния старинной рукописи), источниковедение, книговедение.

Очень большое значение при исследовании имеет классификация форм письма. Обычно выделяются такие формы, как маюскул (письмо прописными буквами), минускул, или полуинициал, (письмо строчными буквами) и курсив, или скоропись. В раннем Средневековье писали маюскулом, примерно в 800 г. его сменил минускул. Из минускула в Западной Европе сформировалось готическое письмо.

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

В XIV в. гуманисты, в том числе Ф. Петрарка, нашли работы древних авторов, переписанные так называемым каролингским минускулом в IX—XI вв. Почерк был красив и удобочитаем, исследователи приняли его за античный и стали копировать. Так постепенно появилось сегодняшнее написание латинских букв.

Что же касается кириллицы, то самый древний тип написания кириллических букв, разработанный Кириллом и Мефодием, носит название устав. Он произошел от греческого маюскула IX в. Для устава характерны строгая геометричность, отсутствие наклона и промежутков между словами. На его основе уже в XV в. сложился полуустав. Буквы полуустава мельче и более округлые.

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

В начале XVIII в. по инициативе Петра I русская азбука была реформирована и стала похожей на современную. Однако в ней были такие буквы, как фита, ижица, И десятеричное (i), а твердый знак ставился в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный. Эти буквы и правила были отменены в 1918 г. Твердый знак остался только в середине слов, там, где это необходимо.

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

Начало палеографии

Как самостоятельная дисциплина палеография выделилась из дипломатики, которая определяет подлинность старинных документов. Сам термин «палеография» ввел в науку Бернар де Монфокон. В России первое палеографическое исследование относится к 1717 г., когда старообрядец Андрей Денисов с учениками доказали подложность двух рукописей, выдававшихся, соответственно, за документы XII и XIV вв. Старообрядцы использовали накопленные к тому времени знания о древних рукописях и анализ начертаний букв, который применялся уже в XV—XVII вв.

Источник

Значение слова «палеография»

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в истории

[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

палеогра́фия

1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит палеография в истории. Смотреть фото Что значит палеография в истории. Смотреть картинку Что значит палеография в истории. Картинка про Что значит палеография в истории. Фото Что значит палеография в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пукан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «палеография&raquo

Предложения со словом «палеография&raquo

Понятия со словом «палеография»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «палеография&raquo

Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.

Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.

Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.

Источник

ПАЛЕОГРАФИЯ

Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая соз­да­ние зна­ков пись­мен­но­сти и их раз­ви­тие.

Тео­ре­ти­че­ская П. ус­та­нав­ли­ва­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ски из­ме­нив­ших­ся осо­бен­но­стей пись­ма, прак­ти­че­ская и опи­са­тель­ная П. ис­сле­ду­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти пис­цов или отд. ру­ко­пи­сей в це­лях оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни и мес­та соз­да­ния этих ру­ко­пи­сей, уча­стия пи­сав­ших их лиц и гра­ниц ра­бо­ты пис­цов.

П. как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­на вы­де­ли­лась из ди­пло­ма­ти­ки. В Ев­ро­пе в 1681 поя­вил­ся труд учё­но­го-бе­не­дик­тин­ца Жа­на Ма­биль­о­на «Трак­тат о ди­пло­ма­ти­ке», в ко­то­ром он до­ка­зал под­лин­ность ко­ро­лев­ских гра­мот («ди­пло­мов»), хра­ня­щих­ся в бе­не­дик­тин­ских ар­хи­вах и за­кре­п­ляв­ших важ­ные иму­ществ. и юри­дич. пра­ва это­го ор­де­на. Пер­вое ана­ло­гич­ное до­шед­шее до нас па­лео­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние в Рос­сии поя­ви­лось в 1717, ко­гда ста­ро­об­ряд­цы Ан­д­рей Де­ни­сов и его уче­ни­ки и спо­движ­ни­ки Ма­ну­ил Пет­ров и Ле­он­тий Фе­до­се­ев до­ка­за­ли под­лож­ность «Со­бор­но­го дея­ния на ере­ти­ка ар­ме­ни­на на мни­ха Мар­ти­на», вы­да­вав­ше­го­ся про­тив­ни­ка­ми ста­ро­об­ряд­цев за под­лин­ную ру­ко­пись 12 в., и «Треб­ни­ка ми­тро­по­ли­та Фео­гно­ста», вы­да­вав­ше­го­ся за ру­ко­пись 1329. В сво­ём ана­ли­зе ста­ро­об­ряд­цы опи­ра­лись на на­ко­п­лен­ные к то­му вре­ме­ни пред­став­ле­ния о пись­ме и внеш­нем ви­де древ­них ру­ко­пи­сей и на не­ко­то­рые прак­тич. приё­мы ана­ли­за на­чер­та­ний букв, по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в Рус. гос-ве ещё в 15–17 вв. Но за­ро­ж­де­ние на­уч. П. свя­за­но с име­нем учё­но­го- бе­не­дик­тин­ца Бер­на­ра де Мон­фо­ко­на, ко­то­рый ввёл в нау­ку и сам тер­мин «П.». Опи­ра­ясь на да­ти­ров. ру­ко­пи­си, он со­ста­вил на­гляд­ные таб­ли­цы, по­ка­зы­ваю­щие ис­то­рию из­ме­не­ния во вре­ме­ни отд. греч. букв («Гре­че­ская па­лео­гра­фия», 1708), и на ос­но­ва­нии этих таб­лиц сде­лал в 1715 пер­вое на­уч. опи­са­ние со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей.

Глав­ная за­да­ча П. – ус­та­нов­ле­ние и сис­тема­ти­за­ция хро­но­ло­гич. и ло­каль­ных осо­бен­но­стей пись­ма да­ти­ров. ру­ко­пи­сей для по­сле­дую­щей временнóй и тер­ри­то­ри­аль­ной ат­ри­бу­ции ру­ко­пи­сей, не имею­щих в сво­ём тек­сте ни пря­мой да­ты и ука­за­ния на ме­сто на­пи­са­ния, ни кос­вен­ных све­де­ний об этом.

Объект П. – письм. зна­ки, гл. обр. бу­к­вы и со­став­ляю­щие их эле­мен­ты, а так­же над­строч­ные и раз­де­лит. зна­ки, приё­мы со­кра­щён­но­го пись­ма и т. п. П. из­уча­ет так­же ма­те­риа­лы и ору­дия пись­ма, ко­то­рые за­ме­ня­лись и из­ме­ня­лись со вре­ме­нем. Осо­бое зна­че­ние соб­ст­вен­но па­лео­гра­фич. ме­тод ис­сле­до­ва­ния име­ет для да­ти­ров­ки тек­стов и за­пи­сей на паль­мо­вых ли­сть­ях, па­пи­ру­се, ло­то­се, бе­ре­сте и пер­га­ме­не. Оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни про­ис­хо­ж­де­ния ср.-век. ру­ко­пи­сей на бу­ма­ге в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев наи­бо­лее точ­но про­во­дит­ся по во­дя­ным зна­кам (фи­ли­гра­ням) ма­ну­фак­тур и фаб­рик, из­го­тов­ляв­ших бу­ма­гу. Изу­че­ние во­дя­ных зна­ков по­сте­пен­но вы­де­ли­лось из П. и пе­ре­рос­ло в осо­бую вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­ну – фи­ли­гра­но­ло­гию.

П. об­слу­жи­ва­ет пре­им. по­треб­но­сти ис­то­рич. язы­ко­зна­ния, ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, ис­кус­ст­во­зна­ния, для ко­то­рых па­лео­гра­фич. ана­лиз со­став­ля­ет обя­за­тель­ный, 1-й этап изу­че­ния ру­ко­пи­си, ма­те­ри­ал ко­то­рой при­вле­ка­ет­ся для ис­сле­до­ва­ния. Но и др. нау­ки гу­ма­ни­тар­но­го цик­ла и да­же точ­ные нау­ки, в той сте­пе­ни, в ка­кой ма­те­ри­ал для них мо­жет быть из­вле­чён из па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­поль­зу­ют П. для ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни и мес­та про­ис­хо­ж­де­ния изу­чае­мо­го ис­точ­ни­ка.

Совр. диф­фе­рен­циа­ция на­ук при­во­дит к то­му, что па­лео­граф дол­жен быть ос­ве­дом­лён в смеж­ных об­лас­тях, ко­то­рые пред­ше­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию П. ру­ко­пи­сей (ди­пло­ма­ти­ка) или от­де­ли­лись от неё: фи­ли­гра­но­ло­гия, ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка (изу­че­ние пе­ча­тей) в 19 в., ко­ди­ко­ло­гия, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, кни­го­ве­де­ние, не­ог­ра­фия (изу­че­ние совр. пись­ма и да­же ма­ши­но­пи­си и про­из­ве­де­ний пе­ча­ти) в 20 в.

Па­лео­гра­фы-лин­гвис­ты уде­ля­ют так­же осо­бое вни­ма­ние вы­яв­ле­нию ра­бо­ты пис­цов, уча­ст­во­вав­ших в на­пи­са­нии дан­ной ру­ко­пис­ной кни­ги, или осо­бен­но­стей гра­фи­ки од­но­го и то­го же ли­ца, на­пи­сав­ше­го неск. ру­ко­пи­сей. Язы­ко­вед с по­мо­щью тек­сто­ло­гии вос­ста­нав­ли­ва­ет язык про­ме­жу­точ­ных спис­ков па­мят­ни­ка и чер­ты язы­ка пер­во­го спи­ска (про­то­гра­фа), на­пи­сан­но­го са­мим ав­то­ром или пе­ре­вод­чи­ком тек­ста на дан­ный язык.

П. вы­ра­бо­та­ла ме­то­ди­ку да­ти­ров­ки по со­во­куп­но­сти па­лео­гра­фич. при­мет, тех­ни­ку ана­ли­за гра­фич. дан­ных, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся и но­вые приё­мы (напр., точ­ное из­ме­ре­ние уг­лов букв, имею­щих сход­ные эле­мен­ты на­чер­та­ния). В 20 в. ста­ли ис­поль­зо­вать ла­бо­ра­тор­ные ме­то­ды (напр., го­ло­гра­фию для ана­ли­за пись­ма), дан­ные точ­ных на­ук (хи­мии – для ана­ли­за чер­нил и кра­сок, фи­зи­ки – для вы­яв­ле­ния смы­тых, угас­ших или за­кра­шен­ных тек­стов по­сред­ст­вом цве­то­от­де­ли­тель­но­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и др. спец. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния). В совр. П. при­ме­ня­ют­ся так­же методы ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ки (напр., для ана­ли­за кор­пу­са ис­поль­зу­е­мых письм. зна­ков), соз­да­ют­ся эле­кт­рон­ные ба­зы дан­ных, до­ступ­ные в т. ч. че­рез Ин­тер­нет (напр., эле­кт­рон­ные ко­пии ру­ко­писей на сай­тах круп­ней­ших биб­лио­тек).

Сфе­ра П. не ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной. В пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния П. изу­ча­лось пре­им. книж­ное пись­мо чер­ни­ла­ми и кра­с­ка­ми на спец. пис­чем ма­те­риа­ле – для Ев­ро­пы это пер­га­мен и бу­ма­га. Вне вни­ма­ния па­лео­гра­фов ос­та­ют­ся над­пи­си на пред­ме­тах ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры – ка­мен­ных, де­рев. и ме­тал­лич. па­мят­ни­ках, по­су­де, ут­ва­ри и т. п., а так­же на объ­ек­тах ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния – ска­лах, кам­нях. Всё это изу­ча­ет эпи­гра­фи­ка, так же как ну­миз­ма­ти­ка и сфра­ги­сти­ка со­от­вет­ст­вен­но изу­ча­ют над­пи­си на мо­не­тах и пе­ча­тях. Тек­ста­ми на па­пи­ру­се за­ни­ма­ет­ся па­пи­ро­ло­гия. В сфе­ру П. по­па­ли и кон­фи­гу­ра­ция букв, вы­ши­тых или вы­ткан­ных на ста­рин­ных тка­нях, над­пи­си ико­но­пис­цев на ико­нах. В 1951 П. по­лу­чи­ла прин­ци­пи­аль­но но­вый объ­ект ис­сле­до­ва­ния – бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 11 – сер. 15 вв., пись­мо на ко­то­рые на­но­си­лось пу­тём про­дав­ли­ва­ния или про­ца­ра­пы­ва­ния внутр. слоя бе­ре­сты (на­чер­та­ния чер­ни­ла­ми на гра­мо­тах, от­кры­вае­мых во вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок, ут­ра­че­ны или ут­ра­чи­ва­ют­ся сра­зу же по­сле по­па­да­ния бе­ре­сты на воз­дух и не­об­хо­ди­мой про­мыв­ки бе­ре­стя­ных гра­мот).

Объ­ект П. ог­ра­ни­чен не толь­ко ма­те­риа­лом, но и со­дер­жа­ни­ем ис­точ­ни­ков. Он скла­ды­вал­ся по­сте­пен­но за счёт ох­ва­та раз­ных ви­дов пись­мен­но­сти, раз­ли­чаю­щей­ся как по ис­поль­зуе­мо­му ма­те­риа­лу и спо­со­бам на­не­се­ния пись­ма, так и по со­дер­жа­нию па­мят­ни­ков. Не­ко­то­рые ис­то­ри­ки счи­та­ют важ­ной за­да­чей П. из­да­ние ком­мен­ти­ро­ван­ных сво­дов письм. ис­точ­ни­ков, од­на­ко этой це­ли долж­ны слу­жить от­рас­ли зна­ния, свя­зан­ные с ис­точ­ни­ко­ве­де­ни­ем (напр., ис­точ­ни­ко­ве­де­ние рус. ис­то­рии, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии рус. язы­ка и т. п.).

Рас­ши­ре­ние за­дач П. вы­ра­жа­ет­ся и в том, что к ней от­но­сят при­об­ре­те­ние на­вы­ков чте­ния древ­них и ср.-век. ру­ко­пи­сей, но про­цесс чте­ния не сво­дит­ся к уз­на­ва­нию бу­к­вы и не­пре­мен­но вклю­ча­ет в се­бя по­ни­ма­ние про­чи­тан­но­го, что не­воз­мож­но без зна­ния дан­но­го язы­ка в его ис­то­рии, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся спе­ци­фич. за­да­чей язы­ко­зна­ния.

П. изу­ча­ет по­чер­ки, имею­щие вид древ­них. Ес­ли пу­тём па­лео­гра­фич. ана­ли­за уда­ёт­ся оп­ре­де­лить, что они не яв­ля­ют­ся столь древ­ни­ми, за ка­кие вы­да­ют­ся ли­ца­ми, ис­поль­зую­щи­ми со­дер­жа­ние оп­ре­де­лён­но­го тек­ста, то та­кая ру­ко­пись счи­та­ет­ся под­дель­ной. Оп­ре­де­ле­ние под­дель­но­сти или под­лин­но­сти ру­ко­пи­си не со­став­ля­ет осо­бой за­да­чи П. и яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ре­ше­ния осн. её за­да­чи – ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни на­пи­са­ния ру­ко­пи­си.

В со­от­вет­ст­вии с ис­сле­дуе­мы­ми пись­мен­но­стя­ми П. под­раз­де­ля­ет­ся на гре­че­скую, ла­тин­скую, сла­вян­скую, ар­мян­скую (см. Ар­мян­ское пись­мо), гру­зин­скую (см. Гру­зин­ское пись­мо), ин­дий­скую (см. Ин­дий­ское пись­мо), араб­скую (см. Араб­ское пись­мо), еги­пет­скую (см. Еги­пет­ское пись­мо), ки­тай­скую (см. Ки­тай­ское пись­мо), П. письменности майя (см.Майя письмо) и др. древнеиндейских ци­вилизаций и т. д.

Совр. нау­ка ста­вит во­прос о соз­да­нии об­щей П., ко­то­рая изу­ча­ла бы об­щие за­ко­но­мер­но­сти пись­ма всех ви­дов, всех вре­мён и на лю­бых ма­те­риа­лах. Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. кол­ло­к­ви­ум в Па­ри­же в 1953 при­нял ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. к-та (со­здан в 1957, в не­го во­шли пред­ста­ви­те­ли мн. стран, в т. ч. Рос­сии). В 1995 соз­да­на орг-ция «Меж­ду­нар. па­лео­гра­фич. ас­со­циа­ция: куль­ту­ра, пись­мо, об­ще­ст­во», ко­то­рая объ­еди­ни­ла ши­ро­кий круг спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих над из­уче­ни­ем разл. ас­пек­тов письм. куль­ту­ры.

Автор: Жу­ков­ская Л. П.; до­пол­не­ния – И. А.В.

Источник

Палеография

Палеография — вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин палеография образовался из двух греческих слов: палайос — древний и графо — пишу.

К внешним признакам, изучаемым палеографией, относятся: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей.

Важнейшими задачами палеографии являются: изучение графики букв, их эволюции, особенностей письма; безошибочное чтение текстов; датировка, т. е. установление времени написания источника; определение места написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и выявление подделки. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории.

Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, дипломатикой, а также с источниковедением в целом.

Уровень экономического и культурного развития любой эпохи накладывает отпечаток на состояние письменности, определяет ее особенности и увязывает между собой внешние признаки рукописей, служащие объектом изучения палеографии. Например, Древней Руси соответствовали документы, написанные уставом на пергамене.

Потребности экономического, политического и культурного развития середины XIV — конца XV в. отразились на состоянии письменности и внешних признаках рукописных источников: медленное уставное письмо в делопроизводстве заменялось более ускоренным типом письма — полууставом, пергамен, как дорогой и дефицитный материал, который был не в состоянии удовлетворить возраставшие нужды делопроизводства, постепенно вытеснялся бумагой. Развитию Русского государства XV–XVII вв. соответствовал более высокий уровень экономики и государственной централизации. В этот период ведущим типом делового письма становится скоропись, а основным материалом для письма — бумага. Такую же эволюцию претерпевают и другие признаки рукописных источников, в том числе и украшения рукописей, особенности которых зависели от внутренних условий культурного развития, интенсивности внешнеполитических связей и взаимовлияния культур.

Таким образом, каждому историческому периоду соответствовала совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие отдельных признаков своей эпохе — свидетельство копии, списка и даже подделки рукописи. Например, фиолетовыми чернилами и стальным пером не могут быть написаны подлинники конца XVIII в., даже если все остальные признаки — тип письма, водяные знаки бумаги — будут соответствовать этому периоду. Источник не может считаться оригиналом, если он датирован XVI в., но при этом написан на гербовой бумаге XVIII в. и стальным пером, которое появилось в России в 30-х гг. XIX в.

Овладение методикой палеографического исследования требует учета совокупности всех палеографических признаков. Следует помнить, что главным принципом палеографии при датировке документов являются наблюдения над более поздними палеографическими приметами. Например, при датировке источника, написанного скорописью конца XVIII в. на бумаге, имеющей штемпель, исследователь будет ориентироваться на более поздний палеографический признак — штемпель, массовое употребление которого началось с 30-х гг. XIX в.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

X. Язык и палеография

X. Язык и палеография Дурново, Н., Очерк истории русского языка (М.-Л., 1924).Jakobson, R., «Remarques sur l’?volution phonologique du russe», Travaux du Cercle Linguistique de Prague, 1 (1929).Карский, Е.Ф., Славянская Кирилловская палеография (Ленинград, 1928).Никулин, A.C., Историческая грамматика русского языка (Ленинград,

Глава VIII Палеография и эпиграфика

Глава VIII Палеография и эпиграфика «Обращаю я сердце твое к свиткам папируса… Заставлю я тебя любить свитки больше, чем мать свою. Представлю я тебе красоты их». (Из «Поучений Ахтоя, сына Дуауф», эпоха Среднего Царства, II тысячелетие до н. э.) Палеографией называется

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *