Что значит отвергнись себя
Отвергнуться себя? Зачем?
В Евангелии есть места весьма приятные для слуха, и есть места весьма горькие.
Заповеди блаженств или прощение блудницы приятно слушать.
А просьбу Христа раздать свое имущество — не очень. А про то, что надо любить Бога больше матери или жены, совсем неприятно.
Слова о тех, кто хочет сберечь душу, но не хочет при этом взять крест, слушать вообще страшно.
Крест – место смерти. Перед крестом Христа избивали. Над Ним глумились. Ему плевали в лицо. Его не кормили. Его раздевали. Ему пробили руки и ноги гвоздями и выставили на позор.
Как-то уж велика цена Царствия Небесного. Тут поневоле задумаешься о том, нужно ли оно, и такой ценой – через гвозди и кровавый крест?
Но Христос утверждает, что другого пути нет: « И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
Как это можно — отвергнуться себя? Зачем?
Зачем я должен забыть свою мать, свое детство, свою жизнь, свои чувства?
Зачем я должен отвергнуться своих чувств, своих мыслей, своего опыта? Ведь Бог дал мне ум не для того, чтобы я пренебрег им. И если мой ум неугоден Богу, пусть бы Господь при рождении всем нам отрезал часть мозгов, чтобы не уклонялись умом на лукавство, а дружно думали «как положено».
Ну нет, — скажет человек, — в этом какая-то ошибка. Так не может быть.
В самом деле, Бог же благ. И всё, что приносит душе боль и недоумение, — не от Бога. Если душу терзает червь сомнений, значит, душа просто не нашла Божьего ответа и ошибается.
В Церкви есть традиция чтение Евангельского текста дополнять отрывком из Апостола.
Читаем Апостол: « Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос».
Здесь мы видим, как недоумение разрешил апостол Павел.
Он не был распят на кресте. Его усекли мечом.
Крестом он называет жизнь в Боге или то состояние, когда в душе живет Христос.
Вот это и есть то самое, когда мы свое меняем на Христово.
Как это бывает и что происходит в это время с моей памятью, моей любовью, моим умом, моей личностью — когда Христос начинает жить во мне?
Всё просто. Мы имеем такой опыт.
Когда бываем на Литургии, можем заметить, как душа постепенно наполняется Христом. И выходя из храма, можем почувствовать, что душа, как чаша, полна светом и благодатью. В этом свете люди нам кажутся проще и добрее. Под действием благодати мы сами становимся как-то неуязвимы для мира и великодушны.
Затем приходим домой, и какое-то время нас не могут уколоть ни нападки родных, ни неприятные известия со стороны. Мы все еще пребываем в божественной благодати, и в ней тонет действие зла. Благодать делает нас независимыми от греха и свободными от тленной силы материи.
Мы в это время почти неуязвимы для зла.
«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем».
Но проходит совсем малое время, и в душе рождается росток самолюбия.
— Почему со мной несправедливы?
— Почему мне не додают того, что мне положено?
— Почему меня оскорбляют?
Этот росток самолюбия начинает стремительно развиваться и в считанные минуты заполняет всю душу, прогоняя благодать и вытесняя Христа.
И человек вновь желает СВОЕЙ свободы, сбрасывает с себя Крест, который только что сделал его по-настоящему свободным.
Христос всего полчаса пожил в нашей душе и сразу был вытолкан тем, что мы называем «нашей душой».
Вот что имел ввиду Христос, говоря о том, что если кто хочет сохранить свою душу не ради Него, тот ее погубит.
В самом деле, как только мы выталкиваем Христа из души, тут же становимся уязвимы для зла, для греха, для действия тяжкой материи. С уходом Христа приходит непрекращающаяся боль души. Без Христа душа болит и болит, болит и умирает.
А что же с моей памятью? С мыслями и чувствами?
Когда мы полны Святым Духом и еще на пути между домом и храмом, можем глянуть внутрь себя.
Ушла память о детстве? Нет.
Ушли мои мысли? Нет.
Ушли мои чувства? Нет.
Нет, ничто не исчезло, но все в душе стало чище и светлее. Мысли без греха. Чувства соединены со Христом. Память озарена памятью о Боге, и в ней остается только все доброе. Счастливое свойство памяти – сохранять в себе только все доброе и забывать злое.
Итак, в тот момент, когда Христос приходит к нам в душу, не происходит ее смерти. Не происходит такого: либо Господь, либо я.
Все смешивается. Это смешение подобно смешению в Троице. Мы становимся единым телом в рамках Тела Христа. Это Тело Христа есть Церковь.
При этом каждый сохраняет свою личность. Слияние со Христом преображает личность и очищает её от греха, но не уничтожает.
Мы имеем такой опыт. Достаточно обратить внимание на свою душу после причастия. Мы легко увидим в ней Христа.
В это время мы ярко ощущаем в нашей душе действие благодати.
Приходя домой, мы ошибочно думаем, что наши ближние крадут нашу благодать и сдергивают нас с неба за ноги.
Нет, мы сами позволяем своему самолюбию родиться как росток зла и заполнить душу полынью греха. Ближние могут спровоцировать рост зла, но виноваты и несем ответственность за рост своего зла только мы сами. Не родня прогоняет Христа из нашей души, а наша собственная невнимательность к духовной жизни и семя зла, с которым мы никак не расстанемся.
Наша задача — хранить в себе благодать, даруемую Христом. Нам критично важно регулярно очищать свою душу от мусора зла и постоянно держать дом нашей души в виде чистой горницы, готовой для Христа, Который хочет жить в ней. В этом усилии есть наш крест.
И никто нам не помеха в этом, кроме нас самих.
Всё начинает портиться, когда мы бережем свою душу — такую, как она есть, с ее достоинствами и грехами. Грех, как червоточина на яблоке, рано или поздно погубит все яблоко.
Всё начинает меняться, когда мы, воздерживаясь от греха, зла и болезненного самолюбия, принимаем на себя таким образом крест Господень и сорастворяемся в Боге.
Соединяясь с Богом, наша душа многократно усиливает свои добрые способности. Мы сами расстаемся с тяжестью в душе и обретаем жизнь вечную.
А начинается все легко и просто: « Законник, искушая Его, спросил…
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
На самом деле, в Евангелии нет тяжелых, печальных или скорбных слов Христа. Есть только скорбное состояние нашего сердца, не вмещающего в себя Духа Господня.
Что плохого в любви? Возлюбить-то — не камни таскать, не мучиться и не страдать.
Помоги нам, Господи, увидеть, что любовь к Богу и к людям слаще любви к себе, и то, что она несет благодать и жизнь вечную, в то время как любовь к себе несет боль и смерть: « Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
Отвержение себя: условие или способность?
Греческое слово отвергнуть, арнеомай можно полнее перевести, как отрицать, отрекаться, отказываться, выбрасывать. Мы неоднократно слышали о людях, которые отказывались от себя ради других. Жены декабристов, имея возможность остаться в своих столичных домах, оставляли все и ехали за своими осужденными мужьями в ссылку. Матери, которые забывая о своем личном счастье, отдают свои силы детям. Каждый день они теряют себя ради устроения счастливой судьбы своих чад. Солдаты, оставлявшие свои дома, шли за своими полководцами, шли до победы и даже до смерти. Их жизнь была потеряна для их личных устремлений. Они служили великим целям своих великих генералов. Все это примеры отвержения себя ради других: близких, далеких, общества в целом или только, ради одного человека. В любом случае мы ясно понимаем, что потерять себя ради другого, означает отказаться от своих сокровенных планов и желаний. Стать добровольным заложником и рабом другого человека, его судьбы, его бед, его обстоятельств.
А теперь давайте детальнее рассмотрим пять граней в призыве Божьего Сына к Своим последователям. Итак, отвергнуть себя означает отказаться от: 1) любви к себе; 2) своих привязанностей; 3) своих целей и желаний; 4) своих убеждений; 5) своего имущества. Конечно, это не полный перечень сфер, в которых наше я должно подчиниться господству Христа. Но пяти вышеперечисленных достаточно, чтобы представлять себе, что означает быть учеником Христа или христианином в действительности.
Давайте вернемся к вопросу в начале нашего обсуждения: отвержение себя, это условие или следствие спасения души? Иисус говорит, что всякий, кто поверил Ему, тот и послушен Ему, тот и отвергается себя. А всякий неверующий, отказаться от себя не хочет, да и не может. «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» Ин.10:26-27. Сначала по вере мы становимся овцами Его пажити, и только потом обретаем силу страдать вместе с Ним. Да, мы верим в Евангелие провозглашающее спасение одной только верой, но верой неизбежно производящей любовь и послушание Господу. И способность отвергать и умирать для самих себя и есть верный признак наличия в нас спасающей веры.
И конечно стоит добавить, что следование за Спасителем не сулит нам исполнение наших желаний здесь на земле. Он не обещал нам хранить наши семьи и удачно устраивать наши судьбы. Он предложил нам путь совершенно не похожий на сценарий счастья этого мира. Это путь отвержения себя, принесения своей жизни в жертву Его воле, Его планам, Его делу, Его Царству. Он Сам является средоточием нашего спасения. Любя Его, следуя за Ним, всецело посвящая себя Ему, мы свидетельствуем о том, что наши души избавлены от вечного наказания. Он, есть Спаситель, давший нам все, и познав Его, мы способны отвергать наше я. И сегодня, Он спрашивает у каждого из нас: «А вы теряете свои жизни ради Меня? Ведь, «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 8:34
Свт. Григорий Палама
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.
Свт. Кесарий Арелатский
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле (ср. Быт. 3).
Проповеди.
Свт. Тихон Задонский
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Что значит «отвергнутъся себя?»
Ответ. Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству.
Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, – и не тот будешь. И это и есть: «отвергнутъся себя». Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу.
Что значит «следовать за Христом?»
Итак, что значит «следовать за Христом?»
Ответ. Делать добро, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос все праведно творил, «и греха не сделал» (1Петр 2:22), и добру учил, но всякое бедствие и злоключение ради нас терпел и страдал, «творя волю пославшего Его» Отца (Ин 4:34), «и совершая дело Его», был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Ин 4:34; Флп 2:8).
Так научил Он нас Своим примером, как подобает нам угождать Богу, то есть делать добро и злоключение терпеть, чтобы так волю Божию творить. Ибо воля Божия хочет, чтоб мы делали добро и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали.
Итак, если кто добро творит и страдает неправедно, и терпит ради любви к Богу и ко Христу, Сыну Божию, то есть потому, что Христос ради любви к Отцу Своему Небесному и ради любви к нам, недостойным, так пострадал и терпел, тот следует за Христом смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие, как говорит: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26).
Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, «что мало тех, которые находят» его (Мф 7:14).
Видишь, что значит «отвергнутъся себя, и взять крест свой и следовать за Христом». Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленными быть, но с Ним страждущим мало кто хочет быть. Но Христос говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). И еще: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). И еще: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян 14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие.
Письма посланные. Письмо 15.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу. Востек по этой лествице упоминаемый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные смиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в богопознание, богопознанием приобрел небо. Достойная по делом наю восприемлева, сказал он; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк. 23.42-43).
Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу.
Что значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием (Кол. 2.18), восхотел обрести истинное смиренномудрие там, где оно почивает, — в послушании и покорности Богу. Вступивши в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.
Аскетическая проповедь.
Свт. Феофан Затворник
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною
За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.
Свт. Николай Сербский
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною
Велика сила Истины, и ничто в мире не может одолеть этой силы.
Велика целительность Истины, и нет в мире никакого страдания и никакой немощи, для коих Истина не была бы лекарством.
В своих страданиях и немощах болящие ищут врача, который даст им лекарство от страданий и немощей. Никто не ищет врача, что давал бы лекарства как можно более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным. И чем более горькое лекарство врач прописывает больному, и чем труднее способ лечения, тем больше, как кажется, больные доверяют такому врачу.
Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей.
О, если бы люди спросили себя: – Почему все лекарства от телесных болезней так горьки?
Дух Святый ответил бы им:
– Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных.
Ибо как телесные болезни суть метафора и изображение болезней духовных, так и телесные лекарства суть метафора и изображение лекарств духовных.
Разве болезни духа, эти главные болезни, болезни-первопричины, не намного более тяжки, нежели болезни телесные? Как же тогда лекарствам для духа не быть горше лекарств для тела?
Люди попечительны и многопопечительны о своем теле; и когда тело заболит, они не жалеют ни трудов, ни времени, ни богатств – лишь бы возвратить телу здоровье. Тогда для них никакой врач не берет дорого, никакой курорт не далек, никакое лекарство не горько; особенно когда они еще и почувствуют близость телесной смерти. О, если бы люди были столь попечительны и многопопечительны о своей душе! Если бы они столь же ревностно искали для души своей лекарства и врача!
Тяжко ступать по терниям босыми ногами. Но если босоногий умирает от жажды, а за терниями находится источник воды – то не решится ли босоногий охотнее наступить на терния, окровавив и изранив стопы свои, дабы добраться до воды, – нежели умереть от жажды на мягкой траве, не преходя терний?
– Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! – говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, – только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные.
– Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! – снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой.
– Возможно, – возглашает Он, – Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите!
– Если крест – лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест – путь, невозможно нам идти этим путем! – так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно.
В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти.
Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно – и да сделает возможным – все то, что люди считали невозможным.
Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.
Что значит и возьми крест свой? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь – все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги – переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, – и тут же объясняет, почему распят: – «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти «со страстями и похотями» (Гал. 5:24), но не тяжек для человека духовного. «Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест – тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест – тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест – растет и сила Божия, как и апостол говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5).
Прежде всего, великое наше утешение – в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, – глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие – из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение – никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.
Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души.
Свщисп. Василий Кинешемский
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?.
Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться удобствами и радостью земной жизни, но для того, чтобы спасти человека. Средство для этого было только одно: стать искупительной жертвой за грех человека, пострадать и умереть. Надлежало, чтобы Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и ранами Его исцелились (1 Пет. II, 24). Такова была воля Бога Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. VIII, 32). Не Сам, как человек, измыслил и избрал наш Спаситель этот путь, но он дан был Ему волею Отца. Поэтому Господь и говорит, что Сыну Человеческому много должно пострадать (ст. 31). Так решено в Высшем Совете, и от Сына Человеческого зависит не личный выбор пути, но лишь добровольное подчинение предвечному решению Бога.
И Он взял на Себя этот крест добровольного подчинения.
Я сошел с небес не для того, — говорит Он, — чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. VI, 38).
К этому же Он призывает теперь Своих последователей — добровольно, отказавшись от своих личных желаний, взять тот крест, который возложен на каждого из нас Богом, и идти тем же скорбным путем терпения и самопожертвования, которым шел Он, наш Спаситель.
Беседы на Евангелие от Марка.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, (Господь) сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (обретет ее. — Мф. 16:25). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Прав. Иоанн Кронштадтский
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Блж. Августин
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (ср. МФ. 16:24, Лк. 9:23)! Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить… Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (ср. Мф. 11:29-30).
Проповеди.
Послания.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Тертуллиан
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Если хочешь быть учеником Господа, то нужно тебе следовать за Господом, взяв крест свой (ср. Мф. 16:24, Лк. 9:23, 14:27), то есть все тяготы и страдания, или же само тело твое, которое по форме крестообразно.
Об идолопоклонстве.
Прот. Иоанн Бухарев
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Отречься, или по-славянски отвергнуться себя, значит отказаться от себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией; ради Христа быть готовым на все, – на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. Взять крест свой значит решиться начать борьбу со своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения, и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оные. Следовать за Иисусом Христом значит быть Его учеником, истинным христианином, – исполнять правила Его учения и жить и действовать по Его примеру. Пример на это – св. апостолы.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
Лопухин А.П.
Ст. 34-38 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Учение о самоотвержении (см. Мф. 16:24–27).
Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т. е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению «ради Меня» (стих 35) прибавляет: «и Евангелия». Евангелие или радостная весть о Христе представляло очевидно для него и для его читателей как бы голос Самого Христа, говоривший с неба. Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу.