Что значит оттенять тишину

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Перспективная начальная школа»

Что значит оттенять тишину. Смотреть фото Что значит оттенять тишину. Смотреть картинку Что значит оттенять тишину. Картинка про Что значит оттенять тишину. Фото Что значит оттенять тишину

Урок литературного чтения в 3 классе

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема: Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину».

Цели: учит анализировать наблюдения поэта, поступки героев, работать с Толковым словарём; совершенствовать умение находить в тексте и называть средства художственной выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Формы, приёмы, методы :фронтальный опрос, самостоятельная работа, творческие задания, индивидуальные задания.

Уметь: настраивать себя на работу, выразительно читать, работать в парах и оценивать соседа, самостоятельно цель урока, анализировать достижения поставленной цели урока, анализировать средства художественной выразительности, уметь подводить итог своей деятельности на уроке, уметь работать с дополнительными источниками.

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3. Личностные:— формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Метод проблемного обучения; Обучение в сотрудничестве; Обучение к самооценке.

Оборудование: ИКТ. Презентация раздаточный материал.

Пора поскорее начать нам урок.(дети повторяют за учителем)

Учитель входит в класс с зонтиком

-Как вы думаете для чего мне нужен зонт?

Как нужно одеваться в такое время года?

А почему?(беседа о ЗОЖ)

Сейчас внимание на экран.

Презентация (осенний лес).

Захотелось ли вам оказаться в этом лесу? Гуляя по лесу можно получить заряд бодрости и хорошего настроения?

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

И сейчас я попрошу вас постараться определите тему нашего урока(ответы детей)

Постановка цели урока

Давайте послушаем, как рассказывает об этом месяце С. Козлов.

Изучение нового материала: первичное восприятие и усвоение нового материала

Учащиеся читают стихотворение С. Козлова «Сентябрь»

Чем необычны наблюдения поэта? Красота и необычность стихотворения связаны ыо своеобразной двухмерностью картины ранней осени: в неё уже вплетена тема грядущей зимы.

-Прочитайте диалог Маши и Миши.

-Обоснуйте Машино наблюдение, подтвердив его словами и строчками из текста(«Утром травы в серебре», «как серебряные блюдца, «блещут лужи на заре», «в тишину вплетена паутинок тишина».Особенности цветовой гаммы: серебряный и белый цвета.)

_Какие запахи чувствует Маша?(«Воздух яблоками пахнет»)

-Какие звуки слышит Маша?

-Разве тишина не наполнена никакими звуками?

-Кто помнит стихотворение «Тишина!, которое написал Ю. Коринец?

-В каком стихотворении вам уже приходилось встречаться с таким сравнением:»»сад, как дом?» (ОвсейДриз «Синий дом)

-Сколько раз поэт прибегает к сравнениям?(В этом стихотворении поэт два раза прибегает к приёму сравнения(«как серебряные блюдца, блещут лужи», «и сад как дом пустой распахнут»), и здесь две метафоры(«утром травы в серебре», «в тишину вплетена паутинок седина»)

Физминутка: для глаз

Учащиеся читают произведение С Козлова «Как оттенить тишину»

-Что значит Оттенить тишину?

-Вам понравилось предложение ёжика оттенить тишину?

Как в литературе называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина –криком? (контраст)

_Как друзья использовали прекрасный осенний день?

-Что им больше по душе-наслаждаться наблюдениями или играми?

-А вам что интересней?

Физминутка: (оттеним неподвижность в классе «Весёлая зарядка»)

Работа в печатной тетради

Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………(закончить предложение на осеннем листочке)

— С какими произведениями мы познакомились?

Источник

Значение слова «оттенять»

Что значит оттенять тишину. Смотреть фото Что значит оттенять тишину. Смотреть картинку Что значит оттенять тишину. Картинка про Что значит оттенять тишину. Фото Что значит оттенять тишину

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

оттеня́ть

1. накладывать на какую-либо часть картины, рисунка тень; делать темнее по тону

2. сочетаясь с другим цветом, делать его более отчётливым, заметным

3. делать что-либо более заметным, обращающим на себя внимание; выделять, подчеркивать

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит оттенять тишину. Смотреть фото Что значит оттенять тишину. Смотреть картинку Что значит оттенять тишину. Картинка про Что значит оттенять тишину. Фото Что значит оттенять тишинуПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: по-орлиному — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «оттенять&raquo

Предложения со словом «оттенять&raquo

Цитаты из русской классики со словом «оттенять»

Сочетаемость слова «оттенять&raquo

Понятия, связанные со словом «оттенять»

Афоризмы русских писателей со словом «оттенять&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «оттенять&raquo

Кожа девочки была загорелой, но в меру, и смесь небесного и морского цвета выгодно оттеняла смуглую кисть.

Густые и волнистые белокурые волосы оттеняли белизну лба изысканной прелестью разметавшихся кудрей.

Её карие глаза светились благожелательным светом, а тонкие линии длинных ресниц оттеняли белизну её высокого лба.

Синонимы к слову «оттенять&raquo

Сочетаемость слова «оттенять&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Технологическая карта урока «Как оттенить тишину» по литературному чтению

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сценарий урока разработала Горелова Алёна Алексеевна, студентка 4 курса «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»

Сформировать представление младших школьников о жанре «сказка» на основе анализа произведения С.Г.Козлова «Как оттенить тишину».

Планируемые образовательные результаты

Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции героев сказки; высказывать своё отношение к героям сказки и их поведению; умение видеть и ценить красоту, увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки.

Метапредметные : овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Предметные : Освоить элементы анализа текста.

Извлекать информацию, представленную в художественном тексте для выявления основного мотива сказки (умение видеть и слышать прекрасное в обычном). Строить рассуждения.

Формирование экологической культуры, умение видеть и слышать окружающий мир.

Способствовать полноценному восприятию литературной сказки С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».

Сформировать представление младших школьников об литературной (авторской) сказке.

Развивать систему читательских умений: учить работать с текстом, выделять важные события, находить и определять главную авторскую идею.

Способствовать воспитанию таких качеств личности, как любовь к природе, созерцание

Урок классного литературного чтения; урок чтения и анализа художественного произведения;

Учебно-методический комплекс урока

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint

— проверка готовности обучающихся;

— создание мотивации к учебной деятельности;

— включение в работу на личностно-значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Все слышали звонок,

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

В жизни много интересного

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и читать

И о многом узнавать.

Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя.

Умение включаться в учебную работу

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

Проверка домашнего задания

Внимательно посмотрите на экран. (На слайдах отрывки изученных ранее литературных сказок). Давайте вспомним, откуда взяты эти строчки.

— Как называются эти сказки?

— А сейчас мы послушаем ваши авторские сказки, которые вы сочинили.

Читают свои сказки, слушают одноклассников

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

Знакомство, изучение нового материала

3.1. Подготовка к первичному восприятию.

— создать в классе нужную эмоциональную атмосферу

-настроить на восприятие конкретного произведения.

Продолжить наш урок мне хотелось бы такими словами Марины Лимборской: «Чем пахнет зима? Чудом… В ней всё сказочно.»

Я, сегодня, по дороге в школу, любовалась как снег красиво и бесшумно «одевает» нашу Землю. Как он искрится на солнце. Он «идёт», а его не слышно. Я люблю это время года и такие тихие дни. И думаю, что самые лучшие литературные сказки были созданы зимой.

А вот герой сегодняшнего произведения очень любит: ОСЕННИЕ ПАСМУРНЫЕ ДНИ.

— Давайте предположим почему же он любит именно эти дни. (ответы детей)

А кто же этот герой?! Попробуем отгадать.

А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) (ответы детей)

-Подумайте, к какому жанру относится произведение, с которым мы сегодня познакомимся, где главный герой Ёжик? (ответы детей)

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

— Попробуйте отгадать ключевое слово в названии сказки.

Ребус на экране : ТИ (картинка шины колеса)

Давайте послушаем тишину. Откройте учебник и прочитайте название произведения. (дети читают)

— Значение какого слова вам непонятно? (ответы детей: оттенить)

Обратимся к толковому словарю. (на слайдах значение слов)

Толковый словарь русского языка Ожегова.

1)Оттенить- выделить, наложив тёмную или неяркую краску, отдельные места на рисунке.

2) Об ратить особое внимание на что- нибудь, выделить, подчеркнуть.

1) Выделить, сделать более заметным, обращающим на себя внимание.

— Герой произведения любит пасмурные дни, потому что в такие дни можно погрустить, подумать о смысле жизни, о своих проблемах.

— Возможно, произведение относится к жанру- сказка или рассказ.

Обучающиеся отгадывают ключевое слово, зашифрованное в ребусе. Дети читают произведение.

Коммуникативные : умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества

3.2. Первичное восприятие.

-знакомство с текстом изучаемого произведения.

— Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой, даже если вы не знакомы с автором этой сказки, но с героями, я уверена, встречались не раз. (на слайде картинки героев мультфильмов «Львёнок и черепаха», «Ёжик в тумане» и др.)

— Автора этих сказок зовут Сергей Григорьевич Козлов. (слайд на экране) Он поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей, а также историй про Львёнка и Черепаху.

Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравилась книга «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо. Свои первые стихи ( о лётчике) он написал, когда учился в 8 классе. Его дипломной работой в Литературном институте стала книга стихов. Но до того как стать профессиональным писателем, он был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее- заповеднике «Михайловское».

Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в 1960 – е гг., тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно.

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Отвечают на вопросы.

Работают по учебнику

Слушают рассказ о Сергее Григорьевиче Козлове. Узнают о его произведениях.

Источник

Конспект урока по русскому зыку на тему «Сергей Козлов – Как оттенить тишину».

Тема: «Сказка С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».

Цель: создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения;

формирование умения видеть красоту вокруг себя, осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Самоопределение ребёнка, как путешествие в мир его души, поиска себя, своего места в жизни. формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Оборудование: мультимедийное устройство, учебник, листья из бумаги для рефлексии

-Здравствуйте ребята. Садитесь.

Все услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Итак, в добрый путь!

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходит сказка.

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А может быть и нет.

-Прослушав стихотворения, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

-Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой Сергея Козлова « Как оттенить тишину»

-Ребята, а что вы знаете об этом авторе? С Какими произведениями вы уже знакомы?

-Прочитайте на с. 29 название произведения С. Козлова.

-Как вы думаете, что значит «оттенить тишину»?

-Прочитаем произведение и узнаем, как об этом рассуждают герои. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.

-Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем?

-Кто герои этой сказки?

-Что же предложил Ежик?

-Вам понравилось предложение Ёжика, оттенить тишину? Расскажите, как вы его поняли.

-Как в литературе и искусстве называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина – криком?

-А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся.

«Солнышко тускло светит» как вы понимаете слово «тускло»?

«За рекой, полыхая осинами, темнел лес.», что значит полыхая?

-Прочитаем сказку по ролям.

-Как друзья использовали прекрасный осенний день? Что им больше по душе : наслаждаться наблюдениями или играми?

-А вам что интересно?

(На столе лежат листья разных цветов, вырезанные из бумаги. На доске нарисовано дерево без кроны.)

-Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению в конце урока, и напишите на нем одно слово, выражающее ваше настроение. Прикрепите этот листок к дереву.

-С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?

-Что нового сегодня на уроке вы узнали?

-На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за работу!

Источник

Сергей Козлов — Как оттенить тишину: Сказка

— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно— туманно…

— Спокойно, — сказал Медвежонок.

— Ага. Будто все остановилось и стоит.

— Где? — спросил Медвежонок.

— Нет, вообще. Стоит и не двигается.

— Ну, как ты не понимаешь? Никто.

— Никто стоит и не двигается?

— Ага. Никто не двигается.

— А комары? Вон как летают! Пи-и. Пи-и. — И Медвежонок замахал лапами, показал, как летит комар.

— Комары только еще больше, — тут Ёжик остановился, чтобы подыскать слово, — о т т е н я ю т неподвижность, — наконец сказал он.

Они лежали на травке у обрыва над рекой и грелись на тусклом осеннем солнышке. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

— Ну вот смотри! — Ёжик встал и побежал. — Видишь?

— Как неподвижен лес?

— Нет, — сказал Медвежонок. — Я вижу, как ты бежишь.

— Ты не на меня смотри, на лес! — И Ёжик побежал снова. — Ну?

— Значит, мне на тебя не смотреть?

— Хорошо, — сказал Медвежонок и отвернулся.

— Да зачем ты совсем то отвернулся?

— Ты же сам сказал, чтобы я на тебя не смотрел.

— Нет, ты смотри, только на меня и на лес о д н о в р е м е н н о, понял? Я побегу, а он будет стоять. Я о т т е н ю его неподвижность.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Давай попробуем. — И уставился на Ёжика во все глаза. — Беги! Ёжик побежал.

— Быстрее! — сказал Медвежонок. Ёжик побежал быстрее.

— Стой! — крикнул Медвежонок. — Давай начнем сначала.

— Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик!

— А ты смотри на меня и на лес, понимаешь? Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.

— А ты не можешь бежать большими прыжками?

— Да нет, но ты — ножками, ножками, и я не могу оторваться.

— Это не важно, как я бегу, понял? Важно то, что я бегу, а он — стоит.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Беги!

Ёжик побежал снова.

— Такими маленькими шажками не оттенишь, сказал Медвежонок. — Тут надо прыгать вот так! И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

— Стой! — крикнул Ёжик. — Слушай! Медвежонок замер.

— А если я крикну, то я криком о т т е н ю тишину.

— А а а. — закричал Медвежонок.

— Ага! Надо кричать и кувыркаться! А а а! — снова завопил Медвежонок и перекувырнулся через голову.

— Нет! — крикнул Ёжик. — Надо бежать и подпрыгивать. Вот! — И заскакал по поляне.

— Нет! — крикнул Медвежонок. — Надо бежать, падать, вскакивать и лететь.

— Как это? — Ёжик остановился.

— А вот так! — И Медвежонок сиганул с обрыва.

— И я! — крикнул Ёжик и покатился с обрыва вслед за Медвежонком.

— Ля-ля-ля! — завопил Медвежонок, вскарабкиваясь обратно.

— У-лю-лю! — по птичьему заверещал Ёжик.

— Ай-яй-яй! — во все горло закричал Медвежонок и прыгнул с обрыва снова.

Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во все горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *