Что значит оценка личности

Производство + Психология = Служба персонала

Оценка – это конечный результат сбора информации, предназначенной для продвижения психологических теорий и исследований, а также для увеличения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях, например, при выборе перспективных людей из группы соискателей.

Оценка личности, измерение личностных характеристик

Подход, выбранный психологом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой вариативности поведения от одного человека к другому – результат различий в степени, в которой люди обладают определенными личностными характеристиками (черты характера). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Отличительная черта научного подхода к измерению личности – стремление описать человеческие характеристики в количественном выражении.

Открытое поведение – это отражение взаимодействий между физическим состоянием человека и последствиями прошлого личного опыта этого человека. Сложное измерение человеческой личности зависит от использования концепций для определения черт характера и влечет за собой применение разных методов наблюдения и оценки.

Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, различных способов мышления людей, восприятие, обучение и эмоции.

Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на категории, которые различаются по типу собираемой информации и методам ее получения.

Методы оценки

Личностные тесты измеряют такие характеристики, как чувства и эмоциональные состояния, озабоченности, мотивации, установки и подходы к межличностным отношениям.

Существует много подходов к оценке личности, и многие аспекты используемых методов и техник вызывают разногласия. К ним относятся интервью, рейтинговые шкалы, самоотчеты, личностные обзоры, проективные методы и наблюдение за поведением.

Интервью

Во время собеседования оцениваемому человеку предоставляется свобода в том, чтобы «рассказать свою историю». Интервью имеют как вербальные, так и невербальные компоненты.

Цель интервью – сбор информации, и адекватность собранных данных во многом зависит от вопросов, задаваемых интервьюером. Во время собеседования при приеме на работу интервьюер, как правило, сосредоточен на опыте работы кандидата на работу, общих и конкретных взглядах, а также профессиональных целях.

Существует два основных типа интервью. В интервью, предназначенном для использования в исследованиях, личный контакт между интервьюером и интервьюируемым направлен на получение информации, которая может иметь отношение к конкретным практическим применениям в рамках общего исследования или к исследуемым теориям личности.

Другой тип, клиническое интервью, ориентированное на оценку статуса конкретного человека, на действия.

Как исследования, так и клинические интервью могут часто проводиться для получения истории жизни человека и биографической информации, но они различаются по использованию информации.

Шкалы оценок

Рейтинговая шкала – одна из старейших и наиболее универсальных методик оценивания. Шкала оценок представляет пользователям элемент и предлагает им выбрать один из нескольких вариантов. Шкала оценок в некоторых отношениях аналогична тесту с множественным выбором, но ее варианты представляют собой степени определенной характеристики.

Рейтинговые шкалы используются наблюдателями, а также отдельными лицами для самоотчета. Они позволяют удобно характеризовать других людей и их поведение.

Самостоятельные тесты

Личностные тесты с самоотчетом используются в клинических условиях для постановки диагноза, принятия решения о том, требуется ли лечение, и при планировании лечения, которое будет использоваться. Второе важное применение – это помощь при выборе сотрудников, а третье – в психологических исследованиях.

Другие методы самоотчета

Помимо личностных инвентаризаций, существуют другие подходы к измерению личности с самооценкой, доступные для исследовательских и прикладных целей. Ранее упоминалось об использовании рейтинговых шкал. Методика рейтинговой шкалы позволяет количественно оценить реакцию человека на себя, на других и на любой объект или концепцию в терминах стандартного набора семантических (словесных) полярностей, таких как «горячо-холодно» или «хорошо-плохо». Это общий метод оценки значений этих семантических понятий для людей.

Специалисты по оценке не считают, что самооценка является точным индикатором личностных качеств. Скорее, они принимаются как образцы поведения, обоснованность которых в предсказании повседневной деятельности или черт характера должна быть установлена ​​эмпирически.

Проективные техники

Некоторые исследователи предпочитают использовать проективные техники, при которых человеку показывают неоднозначные стимулы (например, формы или изображения) и просят их каким-либо образом интерпретировать.

Считается, что проективные методы чувствительны к бессознательным аспектам личности. Защитные механизмы, скрытые импульсы и беспокойство были выведены из данных, собранных в проективных ситуациях.

Скрытые механизмы защиты личности, скрытые эмоциональные импульсы и внутренняя тревога – все это приписывается испытуемым, делая теоретические выводы на основе данных, собранных в ходе их реакции в проективных ситуациях. Хотя проективные стимулы неоднозначны, они обычно вводятся в достаточно стандартных условиях.

Что значит оценка личности. Смотреть фото Что значит оценка личности. Смотреть картинку Что значит оценка личности. Картинка про Что значит оценка личности. Фото Что значит оценка личности

Количественные (числовые) меры могут быть получены из ответов испытуемых на них. Сюда входит количество ответов, которые человек дает на серию чернильных пятен, и количество ответов на пятна, в которых субъект воспринимает то, что ему кажется движущимся животным.

Когнитивная оценка

Когнитивная оценка предоставляет информацию о мыслях, которые предшествуют, сопровождают и следуют за неадаптивным поведением. Она также предоставляет информацию о влиянии процедур, которые предназначены для изменения как взглядов субъектов на проблему, так и их поведения.

Когнитивную оценку можно проводить разными способами. Например, были разработаны анкеты для проверки мыслей людей после неприятного события. Пейджеры (электронные пейджеры) использовались для подачи сигнала субъектам о необходимости записывать их мысли в определенное время дня.

Существуют также анкеты для оценки направлений, которые люди дают себе во время работы над задачей, и их теорий о том, почему все происходит именно так.

Оценка мыслей и идей – относительно новая разработка. Когнитивная оценка предоставляет информацию об адаптивных и дезадаптивных аспектах мыслей людей и о роли, которую мысли играют в процессах планирования, принятия решений и интерпретации реальности.

Личные факты

Один из типов информации, который иногда упускается из виду из-за своей простоты, – это история жизни субъекта и его текущий статус. Большая часть этой информации может быть собрана посредством прямых интервью с субъектом или с информатором с помощью анкет и путем поиска записей и архивов. Информация также может быть собрана путем изучения личных документов субъекта.

Информация может касаться социальной и профессиональной истории человека, его культурного происхождения, его нынешнего экономического статуса, а также его прошлых и настоящих физических характеристик.

Эта информация может помочь исследователю избежать ненужных спекулятивных или сложных гипотез о причинно-следственных связях личностных черт, когда простые объяснения могут быть лучше.

Источник

Оценка личности (personality assessment)

Измерение черт личности на протяжении многих десятилетий составляло важную функцию клинических психологов. Личность не подходит на роль предмета догадок или оценки непроверенными, ненаучными и ненадежными методами. Личность чел. была и остается сферой приложения непрестанных исследовательских усилий психологов, что в результате привело к разработке проверенных и заслуживающих уважение методов ее оценки, к-рые ныне широко признаны и приняты как обладающие ценностью, далеко превосходящей те бессистемные, использовавшиеся от случая к случаю методы, к-рые были характерны для донаучной эры изучения личности.

Цели оценки личности

Определение ответственности в правовых вопросах. Порой возникают трудности при ответе на вопрос, яв-ся ли лицо, обвиняемое в совершении уголовного преступления, ответственным за вменяемое ему деяние или оно страдает психич. расстройством либо дефектом, исключающим такую ответственность. В принятии такого рода решений суды опираются на мнения психологов, к-рые используют измерительные инструменты для определения того, может ли данный чел. понимать реальность так, как это делает нормальная личность, может ли он логически и рационально мыслить, а также планировать и организовывать свое поведение таким способом, к-рый позволяет его контролировать и нести за него ответственность. Использование психол. тестов для измерения личности считается достаточно объективным и поэтому более надежным, чем более субъективные способы оценки. Определенную проблему при О. л. обвиняемого представляет «симуляция». Иногда, чтобы избежать наказания за совершенное преступление, обвиняемый пытается имитировать психич. болезнь. Общественное мнение с недоверием относится к способности профессиональных психиатров выявлять такого рода обман. Использование психол. тестов, однако, безусловно увеличивает шансы группы специалистов в принятии верных решений.

Определение пригодности для предоставления права опеки над детьми. Чрезвычайно трудной проблемой яв-ся определение того, какому из разводящихся родителей в ситуации спора следует предоставить право опеки над детьми. Суды предпочитали бы иметь ответственного, чуткого, терпеливого и занимающего прочное положение в жизни родителя, и очевидно любой из них старается казаться таким при решении вопроса о предоставлении права опеки. Однако психологи, располагающими разнообразными методами оценки, могут определять с большей точностью, нежели какие-либо др. специалисты, действительно ли тот или иной чел. обладает желаемыми родительскими характеристиками или только претендует на них.

Выбор профессии при индивидуальном консультировании. Проблема выбора профессии яв-ся одной из важнейших проблем, с к-рыми сталкиваются все люди, поскольку она в значительной степени определяет их общее чувство собственной компетентности и адекватности. Посредством О. л. можно определить, подходит ли для данного чел. больше спокойная либо, напротив, требующая активности работа, или, напр., предполагающая тесное общение с людьми, более организованное и формальное общение либо вообще не предполагающая общения профессия.

Планирование психотерапевтического вмешательства. Существуют различные виды психотер., но не все они оказываются в равной степени эффективными для каждого. О. л. позволяет прогнозировать, что одним людям могут принести большую пользу интроспективные методики, приводящие к инсайту; другие могут извлечь больше преимуществ из обучения соц. умениям в группе, тогда как третьи достигнут наилучших результатов с помощью ведения дневников и отработки планируемых способов поведения.

Уровни оценки личности

Измерение личности представляет собой одну из наиболее трудных и сложных задач. Такое измерение может осуществляться на нескольких различных уровнях.

Ролевое поведение в обществе. Большинство людей, с к-рыми имеют дело психологи, направляются к ним из-за особенностей поведения, так или иначе нарушающих благополучие других. Напр., мн. людей направляют на принудительное лечение в больницы по причине оскорбительного и конфликтного поведения, оказывающегося нестерпимым для окружающих. Также мн. детей приводят в клиники детской психокоррекции из-за того, что их родители или учителя не могут справиться с их деструктивным поведением. Подобным образом в семьях, обращающихся за помощью к психологу, зачастую один или более из членов семьи приходят по настоянию других, считающих их поведение невыносимым.

Сознаваемая Я-концепция. Очевидно, любая программа О. л. должна включать информ., предоставляемую индивидуумом на основе сознательных представлений о самом себе. Наиболее распространенным методом для получения такого вида информ. служит клиническое интервью. Другим является личностный опросник.

В целях полного охвата личности большинство психологов используют также средства измерения фантазий индивидуума, его внутренней жизни или бессознательного. Оценка этой стороны личности достигается чаще всего путем проведения проективных тестов.

Современное состояние оценки личности

Область О. л. постоянно расширяется по мере обнаружения новых сфер ее применения. Возникает потребность в более быстрых и эффективных в сравнении с использовавшимися в недавнем прошлом методах, к-рые бы подходили для расширяющейся клиентуры.

Психологи зачастую представляют собой верхушку пирамиды, осуществляя руководство парапрофессионалами, к-рые в свою очередь руководят работающими на общественных началах добровольцами. Отсюда возникает потребность в упрощении методов О. л., с оставлением за психологами лишь самой сложной ее части — интерпретации. Это позволило бы максимально эффективно использовать профессиональное время квалифицированного психолога.

См. также Проективные методики, Надежность диагнозов, Методы тестирования

Источник

Критерии личности

Что значит оценка личности. Смотреть фото Что значит оценка личности. Смотреть картинку Что значит оценка личности. Картинка про Что значит оценка личности. Фото Что значит оценка личности

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.

Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.

Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Критерии сформировавшейся личности

На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.

Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.

Концепция Обуховского

Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.

Концепция Реана

Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:

Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.

Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

Концепция Олпорта

Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:

Концепция Божович

Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.

Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).

Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.

Источник

Оценка личности (ВВП)

Во многих промышленно развитых странах широко используется объективная оценка индивидуальных различий, особенно различий в когнитивных и интеллектуальных способностях. В начальных школах детей часто распределяют по классам в зависимости от достигнутого ими успеха при прохождении тестов. Тесты на одаренность или способности являются частью процедуры поступления во многие колледжи и большинство профессиональных и высших учебных заведений. Кроме того, многие промышленные и правительственные агентства подбирают кадры, назначают и продвигают сотрудников по службе на основе данных тестирования.

Тесты для оценки интересов, склонностей и личных качеств также знакомы большинству из нас. Помогая учащимся выбрать профессию, консультанты смогут предложить лучший выбор, если им что-то известно об учащемся помимо его академической успеваемости. Отбирая кандидатов на высокие посты, наниматели часто хотят знать их стиль общения, способность справляться со стрессом и т. д. Какое лечение будет наиболее успешным для человека с эмоциональными нарушениями, или как помочь реабилитации освобожденного уголовника — для всего этого нужна объективная оценка индивидуальных различий. Помимо практических применений, эти методы оценки существенны для теории и исследований индивидуальных различий. Действительно, некоторые ученые, изучающие личность (см. главу 13), разработали методы оценки, отвечающие особенностям их подходов.

Оценка личности

Чтобы составить исчерпывающий, но разумный перечень личностных качеств, можно заглянуть в словарь. Ведь в процессе своей эволюции язык кодирует большинство, если не все, важных различий между индивидами, имеющих значение в повседневной жизни. Язык воплощает опыт, накопленный культурой, и полный словарь является письменным отражением этого опыта. В 30-х годах два специалиста по психологии личности действительно предприняли такую попытку и прошлись по полному словарю. Они отыскали примерно 18 000 слов, обозначающих особенности поведения, — почти 5% английской лексики. Затем они сократили этот список до примерно 4500 терминов, отбросив неясные слова и синонимы. Наконец, они разделили этот список на психологически значимые подмножества (Allport & Odbert, 1936).

Впоследствии ученые использовали эти термины для получения личностных оценок индивида. Сверстников, хорошо знающих индивида, просили оценить его по определенному признаку методом шкалирования. Оценивающего могли попросить, например, оценить человека по признаку дружественности, используя 7-балльную шкалу в диапазоне от «вовсе не дружественный» до «очень дружественный». Часто такие шкалы помечались двумя точками, означающими противоположные черты, например «властный-покорный» или «добросовестный-ненадежный». Индивидов могли также просить оценить по этим шкалам самих себя.

Например, Рэймонд Кеттелл (Cattell, 1966,1957) вначале сократил список Олпорта-Одберта до менее чем 200 терминов и затем получил оценки сверстников и самооценки. После этого он применил метод факторного анализа, описанный нами выше, чтобы определить, сколько личностных факторов позволяют описать полученную картину корреляций между оценками. Его анализ дал 16 факторов. Сходную процедуру использовал британский психолог Ганс Айзенк, получивший два личностных фактора: интроверсию-экстраверсию (параметр, впервые введенный психоаналитиком Карлом Юнгом) и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, которую он назвал нейротизмом (Eysenck, 1953). (Айзенк предложил также третий параметр, но он не настолько принят и исследован, как другие два [Eysenck & Eysenck, 1976]). Интроверсия-экстраверсия означает то, насколько человек в основном ориентирован внутрь, на самого себя, или — наружу, на внешний мир. На интроверсивном полюсе этой шкалы находятся индивиды, которые застенчивы и предпочитают работать в одиночку; они склонны уходить в себя, особенно во время эмоционального стресса или конфликта. На экстравертивном полюсе находятся индивиды, которые общительны и предпочитают род занятий, позволяющий им непосредственно работать с другими людьми; во время стресса они ищут компанию. Нейротизм (устойчивость-неустойчивость) — это параметр эмоциональности, на нейротическом, или неустойчивом, полюсе которого находятся индивиды угрюмые, тревожные, темпераментные и плохо приспособленные, а на другом, стабильном, полюсе — спокойные, хорошо приспособленные индивиды. На рис. 12.1 показано, как из этих двух параметров образуется ряд подпризнаков, связанных с этими факторами.

Личностные опросники

В большинстве личностных тестов индивида на самом деле не просят непосредственно оценивать себя по личностным параметрам. Вместо этого ему задают ряд вопросов о том, как он реагирует на те или иные ситуации. Его, например, могут попросить указать, насколько он согласен или не согласен с утверждением: «Я часто пробую новую и импортную еду» или: «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю». Такие опросники — их называют личностными опросниками — похожи на структурированные интервью тем, что в них каждому человеку задают одни и те же вопросы, а ответы обычно даются в виде, удобном для вычислений, часто с обработкой на компьютере. Каждый пункт личностного опросника составлен так, чтобы являться примером определенной черты личности, а подмножества показателей для близких по содержанию пунктов суммируются для получения оценки по каждому шкалируемому признаку. Например, пункт «Я часто пробую новую и импортную еду» относится к шкале «Открытость опыту», которая входит в один из опросников, разработанных для измерения «большой пятерки»; пункт «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю» относится к шкале «Экстравертность​».

Пункты большинства личностных опросников вначале составляются согласно теоретическим взглядам разработчика на каждую черту личности​, а затем в окончательном опроснике их оставляют или отбрасывают в зависимости от того, коррелируют они или не коррелируют с другими пунктами для той же шкалы. Часто в предварительный вариант опросника, направляемый многим людям, помещают множество пробных пунктов. Затем ответы индивидов подвергают факторному анализу с тем, чтобы определить, какие подмножества пунктов взаимокоррелируют и действительно ли эти подмножества относятся к той шкале, для которой они были первоначально разработаны.

Таблица 12.4. Пять личностных факторов

​В таблице приведены 5 личностных факторов, надежно появляющихся при факторном анализе данных, получаемых при самых разнообразных методах оценки. Пары прилагательных служат примерами шкал, характеризующих каждый фактор (по: McCrae & Costa, 1987).

Q-классификация

Есть один особый метод измерения личностных качеств, называемый Q-классификацией (Q-sort; буква Q в названии выбрана произвольно и ничего не означает). В этом методе оценивающий, или сортировщик, составляет описание личности индивида путем сортировки примерно 100 карт по кучкам. Каждая карта содержит утверждение о личности (например: «Имеет широкий круг интересов» или «Он сам себе враг»). Оценивающий сортирует карты на 9 кучек, помещая те карты, которые менее всего относятся к индивиду, в кучку 1 слева, а те, которые характеризуют его лучше всего, — в кучку 9 справа. Другие карты распределяются по промежуточным кучкам, причем те, которые и характерны, и не характерны, откладываются в среднюю кучку (кучку 5). Таким образом, каждому утверждению Q присваивается число в диапазоне от 1 до причем большее число означает, что это утверждение более характерно для данного человека. (В некоторых Q-классификациях используется меньше или больше 9 кучек, но принцип тот же.)

На первый взгляд кажется, что здесь нет отличий от процедуры, в которой оценивающий ранжирует набор личностных качеств по 9-балльной шкале. И в самом деле, по желанию исследователя такое ранжирование можно применить. Но есть важное различие. При заполнении оценочных шкал оценивающий неявно сравнивает данного индивида с другими (например, оценка «очень дружественный» означает, что данный индивид является очень дружественным в сравнении с другими индивидами). При проведении же Q-классификации оценивающий явным образом сравнивает каждое качество с другими качествами того же индивида (например, помещение карточки «дружественный» в кучку 9 означает, что по сравнению с другими качествами дружественность выделяется как особенно характерная для данного индивида).

Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI​)

Совершенно иной метод построения тестов, называемый методом привязки к критерию, был использован в разработке наиболее популярного из всех опросников личности — Миннесотского многопрофильного опросника личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI). Первоначально тест MMPI разрабатывался как вариант психиатрического интервью бланкового типа (Hathaway & McKinley, 1943). Он содержит более 550 утверждений, касающихся склонностей, эмоциональных реакций, физических и психических симптомов и переживаний. На каждое утверждение испытуемый отвечает «верно», «неверно» или «не знаю». См.→

Новейшие теории интеллекта

. Основная идея нового подхода состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности. См.→

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *