Что значит отражательное свойство психики
Психика и отражение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «психическое отражение»
Психическое отражение – это субъективное представление о мире.
Всё то, что попадает в сознание человека, обязательно подвергается специфической обработке при помощи органов чувств.
Рисунок 1. Психика и отражение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существующая объективная реальность не зависит от сознания человека. А психическое отражение зависит от особенностей органов чувств, интересов, эмоций, уровня мышления человека. Объективная реальность интерпретируется психикой, а это значит, что психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Переосмысливая действительность, человек образовывает мировоззрение, исходя из прошедших событий, актуальной реальности настоящего, а также действий и событий, которые должны произойти. Собственный субъективный опыт, прочно оседающий в психике и оказывающий влияние на настоящее, есть у каждого человека. Информацию о внутреннем состоянии психики несет настоящее, а будущее направлено на реализацию задач и целей и отображается в мечтах, снах, фантазиях.
Таким образом, можно сказать, что человек независимо от того, что он думает в данный момент, одновременно будет находиться в этих трех состояниях.
Для психического отражения характерен ряд особенностей:
Готовые работы на аналогичную тему
К базовому уровню относится сенсорно-перцептивный – на данном уровне строятся психические образы, возникающие в процессе развития в первую очередь и не теряющие своей актуальности впоследствии.
Информация, поступающая к человеку при помощи органов чувств, выстраивается в определенную стратегию поведения – стимул вызывает реакцию, то, что в реальном времени произошло, оказывает влияние на поведение человека.
Что касается уровня представлений, то для возникновения образа человеку не обязательно находиться здесь и сейчас – для этого существует воображение, память, образное мышление.
Если какой-либо объект несколько раз был в поле зрения человека, то его представление может быть вызвано. Запоминаются в этом случае главные особенности объекта, а второстепенные отбрасываются. На этом уровне контроль и коррекция действий во внутреннем плане будут главными функциями.
Речемыслительный уровень и вербально-логическое мышление с настоящим временем связаны ещё меньше, более того, этот уровень можно назвать безвременным. Это означает, что человек может использовать логические приемы и понятия, которые сложились в его сознании и сознании человечества за всю предыдущую историю.
Не осознавая своих ощущений, человек может полностью концентрироваться, опираясь на опыт человечества. Все три уровня плавно переходят друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Механическое, химическое и физическое отражение являются элементарными его формами, а к основной форме отражения относится биологическое отражение, специфика которого состоит в том, что оно характерно только для живых организмов.
Биологическая форма отражения при переходе к психической сопровождается следующими стадиями:
Для интеллектуальной стадии характерна сложная деятельность и сложные формы отражения действительности.
С развитием саморегуляции, суть которой заключается в способности человека сохранять на определенном уровне внутреннюю стабильность, человек может менять восприятие, и даже свои ощущения.
При развитой силе воли человек в состоянии изменить модель поведения, которая может выглядеть следующим образом:
Особенности психического отражения
Психическое сознание – это результат отражательной деятельности мозга человека, субъективное отражение объективного мира.
К особенностям этого отражения относятся активность, субъективность, объективность, кумулятивность, перманентность.
Активность является такой особенностью психического отражения, которая представляет собой постоянно развивающийся процесс. Этот процесс и создает, и преодолевает свои противоречия. В ходе активного психического отражения внешние действия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает и является субъективным отражением объективного мира.
Следующей особенностью психического отражения является его субъективность – любое внешнее воздействие будет преломляться через те особенности психики, которые сложились ранее и то психическое состояние, которое сложилось у человека в данный момент. Это значит, что одно и то же воздействие разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время будет отражаться по-разному.
Примеров подобного явления множество, например, дети, по-разному усваивают один и тот же учебный материал, слушая объяснение учителя. Такое преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека связано с целым рядом обстоятельств – возрастом, уровнем знаний, степенью активности, сформировавшимся мировоззрением, поэтому отражение субъективно.
Третья особенность связана с тем, что содержанием психики является образ объективных предметов, явлений, которые существуют независимо от человека. Объективность правильного отражения реального мира не отрицается субъективностью психического отражения.
Опережающий характер психического отражения – ещё одна важная его особенность. Опережающий характер – это результат накопления и закрепления опыта, благодаря которому складывается модель будущей реакции.
Особенностью психического отражения является и кумулятивность, при которой последнее впечатление накладывается на предыдущее. В результате отражательная способность психики изменяется.
Перманентность является ещё одной особенностью психики – это говорит о том, психика длится во времени, а не является одномоментным актом.
Психические состояния – наши отношения с миром
Психические состояния постоянно меняются в течение дня. Месяца и всей жизни человека. Человек ежедневно испытывает разнообразные эмоции и смену настроений. Это приводит к формированию общего фона психического состояния. На него влияют различные факторы: социальные, внутренние психологические и биологические.
Сложно однозначно трактовать психические состояния. Состояния психики, повторяющиеся очень часто, воздействуют на ход психических процессов и, приобретя некую устойчивость, становятся личностными свойствами. Каждому из психических состояний присущи аспекты, связанные с физиологией, психологией и поведением. Это обуславливает множество компонентов, входящих в их структуру:
Классификация психических состояний
Психические состояния формируются как ответная реакция на жизненные обстоятельства. При этом люди воспринимают происходящее по-разному, соответственно находятся в разных психических состояниях. Жизнь любого человека является чередой сменяющихся различных психических состояний, и даже в течение дня их может быть несколько. Они отражают способность человека уравновешенно ( или неуравновешенно) относиться к событиям, происходящим в его жизни. В зависимости от отношения к происходящему, и от вида событий, в которые вовлечён человек, он может испытывать позитивные и негативные эмоции — радость, восторг, агрессию, грусть, безразличие. Сложность квалификации психических состояний связана с тем, что они могут совпадать друг другом или пересекаться.
Классификацию психических состояний проводят по различным критериям.
Диагностика психических состояний
Изначально специалисту необходимо установить в каком психическом состоянии находится человек. Данную информацию можно получить при анализе поведения, деятельности, выражения чувств, эмоций и мыслей. Во время диагностики психических состояний проводится оценка физического и психологического состояния человека. Большая часть диагностического исследования связана с применением психологических методов: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование и др. Эксперимент является важным психологическим методом. Создаются условия, которые способствуют проявлению определенного психического состояния. Изучается влияние конкретных факторов на возникновение и дальнейшую динамику психического состояния конкретного человека.
Под тестированием понимают психологический метод диагностики человека, который позволяет выявить его навыки и умения. Психологический тест представляет собой индивидуальное задание, которое необходимо выполнить за определенный интервал времени. Используются тесты, которые позволяют определить уровень интеллектуального развития, состояние памяти, психомоторики.
При проведении диагностики выявляют структуру, схему протекания психического процесса и его интенсивность. Полученные результаты дают возможность управлять психическими состояниями и корректировать их при необходимости. Психические состояния наблюдаются во всех сферах человеческой психики. Изучение психических состояний необходимо для полного представления о психике человека. Также они влияют на особенности поведения и течения различных психических расстройств, упрощая или усложняя процесс терапии.
Есть вопросы? Нуждаетесь в консультации специалиста? Позвоните нам
Психическое отражение
Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.
Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:
Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.
Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:
Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.
Уровни психического отражения
Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:
Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.
Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.
Саморегуляция
Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.
Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:
Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:
Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:
Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.
Корниенко А. — Специфика психической формы отражения действительности
А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,
2008. – № 2. – С. 5-19.
Анализируются проблемы, возникающие при определении психики как субъективного отражения объективной действительности и как особого свойства мозга. Показано, что чувствительность не является психической формой отражения. Предлагается новое определение понятия «психика», уточняется специфика познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов.
Ключевые слова: психика, психическое отражение, субъект, раздражимость, чувствительность, специфика психических процессов.
Понимание психики как особой формы отражения действительности является в психологии практически общепризнанным. Анали¬зируя методологические и теоретические проблемы психологии, Б.Ф. Ломов писал: «являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения» [13, с. 139]. По утверждению Б.Ф. Ломова, «логика развития психологической науки ведет к пониманию психических процессов как процессов субъективного отражения объективной действительности, обеспечивающих регуляцию поведения соответственно условиям, в которых оно осуществляется» [13, с. 134].
В традиционном и общепринятом понимании «психика» представляется как субъективное отражение объективной действительности и как особое свойство или функция мозга (нервной системы).
Выражение «субъективное отражение» означает, что «отражение» принадлежит или присуще «субъекту». «Психическое отражение, — пишет Н.И. Чуприкова, — субъективно лишь в том смысле, что принадлежит определенному субъекту, зависит от органов его восприятия и познания, от условий, задач и целей деятельности» [16, с. 7].
Однако для понимания психического отражения как отражения, принадлежащего субъекту, очень важно, какой смысл вкладывается в понятие «субъект». В психологии в силу ее излишней антропоцентричности данное понятие обычно используется для характеристики человека. В работе Б.Ф. Ломова, например, указывается, что «субъект и субъективное в своей развитой форме относятся к человеку» [13, с. 145]. А.В. Брушлинский, определяя понятие «субъект» в «узком» смысле, отмечает: «Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства, формы активности и т. д., а сам человек, осуществляющий деятельность, поведение, общение и т. д.» [3, с. 32].
Если под «субъектом» понимать человека, обладающего психикой, значит, психика — это то, что есть у субъекта. Но что это такое «психика», которая есть у субъекта?
Наличие психики означает наличие психической формы отражения. В связи с этим можно сказать, что психическое отражение присуще любому носителю психики независимо от того, как мы будем его называть — «субъектом» или как-то по-другому. Если называть носителя психики «субъектом» и вместе с этим определять психику и психическое отражение субъекта как субъективное отражение, то мы фактически образуем тавтологическую конструкцию: «Психика — это то, что есть у носителя психики».
Называя носителя психики «субъектом», мы должны иметь в виду, что не только человек, но и другие виды животных являются носителями психики. В связи с этим возникает вопрос: «Почему нельзя распространить понятие «субъект», в смысле «носитель психики», и на животных, обладающих психикой?
Проблему с определением и использованием понятия «субъект» можно разрешить, если признать, что данное понятие может использоваться в двух различных смыслах: 1) в более широком как «носитель психики» и 2) в более узком как «человек, осуществляющий какую-либо деятельность». В первом случае использование понятия «субъект» допустимо как по отношению к человеку, так и животным в связи с рассмотрением процессов психического отражения действительности. Во втором случае понятие «субъект» может использоваться только по отношению к человеку, выполняющему какую-либо внешне предметную деятельность. Использование понятия «субъект» в данном случае позволяет подчеркнуть сущность человека как активного начала во взаимодействии с «объектами», которые рассматриваются как пассивные и не проявляющие активности образования.
Так в чем же суть психического отражения, присущего субъекту?
Признавая общее философское понимание отражения как всеобщего свойства материи, заключающегося в воспроизведении признаков, свойств и отношений одних объектов (отражаемых) в других (отражающих) в результате их взаимодействия, Н.И. Чуприкова отмечает, что «понятие психического отражения вполне подпадает под это широкое философское определение и хорошо вписывается в представление об эволюционном развитии форм и механизмов отражения» [17, с. 108]. Однако не любое отражения является психическим. В зависимости от природы и уровня сложности взаимодействующих объектов можно выделить и другие формы отражения, например: физическую, биохимическую, физиологическую, социальную.
Если мы хотим определить специфику психического отражения, не следует ограничиваться общим понятием отражения. Недостаточным является и указание на то, что психическое отражение — это отражение объективной действительности. Регуляция активности любого живого организма, даже в случае проявления ее простейшей формы — раздражимости всегда осуществляется на основе отражения организмом специфических параметров воздействующего раздражителя, т. е. отражением объективной действительности. Без получения знаний о воздействии, без отражения его наиболее важных параметров, реакция организма на воздействие будет неадекватной.
Определяя психику как общую способность живого организма к отражению действительности и регуляции на основе отражения своего поведения, мы, по существу, приписываем наличие психики любому живому организму. Ссылка на то, что психическое отражение необходимо для обеспечения более адекватного отражения действительности, мало что проясняет, ибо неясно, насколько отражение должно быть «более адекватным», чтобы его можно было назвать «психическим»? Не раскрывает сущность психического отражения и введение в определение психики указания на то, что это особое свойство или функция мозга (нервной системы). Да, это позволяет ограничить круг организмов, которые могут обладать психикой. Но чем отличается отражение действительности у организма, обладающего мозгом, по сравнению с более простыми организмами?
Представление о том, что не любой организм обладает психи¬кой, разделял и отстаивал А.Н. Леонтьев. Он связывал ее появление с появлением у животных нервной системы и способности к «чувствительности» [10]. При этом он напрямую соотносил понятие чувствительности с понятием ощущения как простейшей формы психики. Благодаря чувствительности, полагал А.Н.Леонтьев, организм способен выделять из окружающей среды так называемые, «абиотические» воздействия, отражать существующие в ней объективные связи между «биотическими» и «абиотическими» воздействиями и на этой основе осуществлять более сложные и более адекватные формы поведения. И именно это отражение он предложил называть психическим.
Несомненно, чувствительность более сложная форма и отражения, и двигательной активности организма по сравнению с раздражимостью. Однако, как было показано нами ранее [7], и раздражимость, и чувствительность следует рассматривать как до-психические, а именно физиологические формы отражения.
Механизмы раздражимости и чувствительности
С точки зрения физиологии реакция R, возникающая у организма в ответ на раздражающее воздействие S, может быть представ¬лена следующим простым соотношением:
где: S — внешнее воздействие; ∆VS — изменения в физиологических процессах организма вследствие воздействия S; RS — двигательная реакция организма на воздействие S.
Изменения в физиологических процессах организма, соответствующие воздействию, можно рассматривать как физиологическую форму отражения воздействия или как соответствующую физиологическую форму знания об этом воздействии. Для обозначения знания
Как уже отмечалось выше, раздражимость обычно соотносится с врожденными, безусловно-рефлекторными реакциями организма на «биотические» воздействия. Однако для того, чтобы организм мог адекватным образом отреагировать на биотическое воздействие, он должен обладать определенной системой врожденных знаний и о том, какие воздействия являются биотическими и какие реакции необходимо совершать в ответ на те или иные воздействия. Кроме того, следует признать и наличие механизма идентификации внешнего воздействия S как воздействия биотического Sб. Внутренние механизмы, обусловливающие реакцию организма на биотическое воздействие на основе раздражимости, представлены нами в виде схемы на рис. 1.
Рис.1. Механизмы раздражимости как врожденной, генетически обусловленной формы
реагирования организма на биотические воздействия
Механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения организма на основе чувствительности как более сложной формы отражения, представлены на рис. 2.
Рис.2. Механизмы регуляции поведения организма на основе чувствительности
Наиболее зримо преимущество чувствительности в обеспечении адекватности приспособительного поведения организма проявляются в ситуации, когда абиотическое воздействие поступает с небольшим опережением во времени относительно связанного с ним биотического. В этом случае реакции организма на биотическое воздействие начинается до его фактического поступления, и создается иллюзия наличия у организма опережающей формы отражения действительности, которую П.К. Анохин [2] рассматривал в качестве признака психики. На самом деле опережающего отражения нет — есть опережающая реакция, и организм реагирует не на то, что будет, а на то, что было. Он всего лишь воспроизводит реакцию, приобретенную в прошлом индивидуальном опыте, когда абиотическое воздействие было связано с биотическим. Для получения знаний о будущем, которого нет и которое, в силу этого, не может оказывать воздействие на организм, механизмов чувствительности недостаточно. Для этого нужны принципиально новые механизмы – механизмы именно опережающего отражения, обеспечивающие получение знаний о будущем объективной действительности. Вот их-то и следует называть «психическими». И именно для их реализация в живых организмах в процессе эволюции постепенно возникает нервная система и появляется мозг.
Механизмы психического отражения
Определение психики как свойство мозга, обеспечивающего опережающее отражение действительности, позволяет, во-первых, обозначить специфику психической формы отражения и, во-вторых, решить проблему биологического значения появления психики в процессе эволюции живых организмов. Однако возникает вопрос, насколько далеким от настоящего является то будущее, для получения знаний о котором мозг должен обладать свойством, называемым психикой?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить:
Необходимость ответа на первый вопрос диктуется тем, что опережающее отражение — это отражение именно изменений в объективной действительности. Зная законы этих изменений, проще понять механизмы их отражения. Что касается ответа на второй вопрос, то очевидно, что организм при проявлении и организации своей жизненной активности должен «вписываться» в динамику явлений действительности, в тот «пространственно-временной континуум», в рамках которого осуществляется его жизнедеятельность. Но для этого необходимо, чтобы процессы, протекающие в организме, и изменения в объективной действительности, отражаемые благодаря этим процессам, были как-то согласованы.
Ответ на первый вопрос можно найти в работах современного философа Т.П. Лолаева [12], который ввел понятие о «функциональном времени», и специалиста по теории систем автоматического управления В.В. Пименова [14], выдвинувшего идею «обобщенной инерции» как объективной причины изменений, происходящих в мире. Любые изменения в состоянии объектов образуют, как считает Т.П. Лолаев, лишь «промежутки настоящего времени». Течение времени выражается в последовательной смене одних промежутков настоящего времени другими. В.В. Пименов, также как и Т.П. Лолаев, определяет время как меру изменений, возникающих в определенной материальной системе. В качестве объективной причины этих изменений В.В. Пименов называет «обобщенную инерцию», смысл которой состоит в том, что при сохранении условий взаимодействия скорость изменений, происходящих в материальной системе, остается постоянной. Однако следует иметь в виду, что по мере завершения изменений в текущем «настоящем» условия взаимодействия объектов в последующем «настоящем» изменяются, и это может привести к изменению в последующем и скорости изменений, происходящих в материальной системе.
Представления Т.П. Лолаева и В.В. Пименова о времени, взаимодействии и «обобщенной инерции» позволяют описывать процессы, происходящие в определенной ситуации объективной действительности в некотором промежутке настоящего времени с помощью простого соотношения
где: Сн — состояние ситуации С в исходном промежутке настоящего времени;
Сб — возможное состояние ситуации С в последующем промежутке настоящего времени, которое, следуя традиционным представлениям о времени, можно обозначить как состояние в «ближайшем будущем»;
∆С — величина изменений в ситуации С, с которой связано понятие о длительности промежутка времени ∆tн. Очевидно, что ∆С = (Сб – Сн), а ∆tн — мера этих изменений.
Учитывая закон «обобщенной инерции», можно записать
где Сп — состояние ситуации С в промежутке времени, предшествовавшем исходному, то есть соответствующее понятию «ближайшее прошлое».
Путем элементарных перестановок соотношение (5) приводится к виду
Нетрудно убедиться в том, что наличие закона «обобщенной инерции» допускает принципиальную возможность получения знания Сб’ о ситуации Сб до ее появления на основе знаний о «настоящем» (Сн) и «ближайшем прошлом» (Сп). Тем самым допускается возможность возникновения в процессе эволюции живых систем механизма, опережающего отражения, т. е. психики.
Учитывая соотношение (6), мы можем сказать, что возникновение психики как способности к опережающему отражению действительности предполагает наличие в живых организмах следующих механизмов:
а) механизма получения знаний Сн’ о ситуации «настоящего» Сн (механизма рецепции);
б) механизма получения знаний Сп’ о ситуации «ближайшего прошлого» Сп (механизма индивидуальной памяти);
в) механизма, реализующего функцию Сб’ = Сн’ + (Сн’ – Сп’ ).
Что касается последнего механизма, то именно для его реализации в организме и возникает нервная система с нервными клетками, обладающими возбуждающими и тормозными дендритами. Наличие указанных типов дендритов обеспечивает выполнение нервной клеткой функций сложения и вычитания поступающих к ней потоков нервных импульсов. Учитывая, что потоки нервных импульсов представляют собой форму существования знания о воздействиях, которые многие связывают с понятием «информация», можно сказать, что процессы, происходящие в нервной системе, представляют собой процессы информационного синтеза. В связи с этим хотелось бы особо отметить, что в психофизиологических исследованиях A.M. Иваницкого [6] идея информационного синтеза мозговых процессов как основы психических явлений получила эмпирическое подтверждение. В частности, как утверждает автор, «синтез двух видов информации — наличной и извлекаемой из памяти — и составляет тот ключевой механизм, который лежит в основе ощущения как феномена уже не физиологического, а психического уровня» [6, с. 205]. Плодотворность информационного подхода к решению проблемы «психика и мозг» убедительно доказывается в работе Д.И. Дубровского [5].
Если привязать изменения в организме к изменениям в объективной действительности, то, по-видимому, следует согласиться с тем, что ∆tорг намного больше ∆tн. Это означает, что организм, осуществляя функцию регуляции поведения по принципу рефлекса (S R), всегда будет опаздывать, поскольку на момент реакции (т. е. через время ∆tорг после воздействия) та ситуация «настоящего», знания о которой были получены в результате ее отражения, всегда будет оказываться в «прошлом». Поскольку реакция осуществляется не в той ситуации, на которую она была рассчитана, то по отношению к новой ситуации она оказывается неадекватной.
Поскольку все типы знаний в организме могут быть представлены лишь в форме соответствующих нейрофизиологических эквивалентов, для их получения в организме (в его мозге) должны протекать определенным образом организованные и согласованные (синхронизированные) между собой нейрофизиологические процессы. В соответствии с концепцией П.К. Анохина данная совокупность процессов представляет собой определенную «функциональную систему» [1]. Каждый из процессов, входящих в систему, выполняя свою специфическую функцию, вносит свой вклад в достижение общего результата функционирования системы. С другой стороны, поскольку речь идет о получении знаний о ближайшем будущем объективной действительности, каждый из процессов, составляющих функциональную систему, имеет прямое отношение к понятию «психика». Конечно, сами по себе эти процессы являются нейрофизиологическими, но они обладают особым свойством — обеспечивать получение знаний об определенных аспектах ближайшего будущего отражаемой действительности. Фактически каждый нейрофизиологический процесс в рамках функциональной системы содержит две составляющие: материальную (собственно, физиологическую) и информационную. И эту информационную составляющую нейрофизиологического процесса, в котором проявля¬ется свойство, называемое психикой, имеет смысл назвать психическим процессом. Таким образом, нейрофизиологический процесс, протекающий в мозге и выполняющий функцию отражения ближайшего будущего объективной действительности, предстает в единстве «физиологического» и «психического».
Двойственный характер нейрофизиологических процессов, протекающих в мозге, позволяет сформулировать два определения психики:
1. Психика — это способность мозга и протекающих в нем нейрофизиологических процессов к изменениям, в которых отражаются особенности ближайшего будущего объективной действительности и возможные в нем формы поведения субъекта (носителя психики).
Данное определение описывается соотношением
Все, что связано с этим определением, составляет объект изучения нейропсихологии.
2. Психика — субъективное (т. е. принадлежащее субъекту как носителю психики) отражение особенностей ближайшего будущего объективной действительности в форме знаний (образов), на основе которых происходит регуляция приспособительного поведения субъекта.
Данное определение описывается соотношением
Все, что связано с получением знаний C ‘бл.буд. и R ‘бл.буд, составляет, очевидно, объект изучения психологии, а соотношение этих знаний и соответствующих им изменений ∆VC бл.буд. и ∆VRбл.буд в нейрофизиологических процессах, протекающих в мозге, составляет объект изучения психофизиологии.
Для обозначения процессов получения знаний о различных особенностях объектов и явлений ближайшего будущего объектив¬ной действительности целесообразно использовать наименования хорошо известных в психологии познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, классификация которых была предложена Г.И. Челпановым [15]. Под познавательными психическими процессами следует понимать процессы отражения ближайшего будущего тех свойств объектов и явлений действительности, которые у них действительно есть, т. е. их объективных свойств. В структуре познавательных процессов можно выделить четыре процесса, отличающиеся по уровню сложности, которые, по существу, характеризуют уровни эволюционного развития психики. Это — ощущение, восприятие, мышление и сознание [9].
Эмоциональные психические процессы — это процессы отражения значимости для субъекта всего того, что отражается в познавательных психических процессах. К ним относятся эмоции, чувства и переживания [8].
Волевые психические процессы — это процессы отражения возможных действий субъекта по отношению к тому, что для него является значимым.
Общая схема, иллюстрирующая механизмы психической формы отражения объективной действительности и регуляции поведения организма в условиях изменения этой действительности, представлена на рис. 3. На схеме также учтено, что эмоциональные психические процессы кроме отражательной функции выполняют еще функцию побуждения значимых форм поведения. С ‘ – образ ситуации С; R'(С) — образ поведения R в ситуации С;
и — значимость образов ситуации С ‘ и поведения R'(С) в ситуации С
Рис. 3. Механизмы психической формы отражения
действительности и регуляции поведения организма, обладающего психикой
Список литературы
1. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиол. наук. –1970. – Т. 1. – № 1. – C. 19-54.
2. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Ано-хин П.К. Избр. тр. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: Наука, 1978. – С. 7-26.
3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Ин-т психол. РАН, 1994.
4. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное //Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 132-148.18
5. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследова-ний //Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – №6. – С. 3-15.
6. Иваницкий A.M. Психофизиология сознания //Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 200-217.
7. Корниенко А.Ф. Допсихические формы регуляции двигательной активно-сти живого организма // Психол. исслед. на фак-те психол. ТГГПУ: сб. ст. / под ред. О.Г. Лопуховой. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. – С. 7-21.
8. Корниенко А.Ф. Общая теория эмоциональных психических процессов. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2005.
9. Корниенко А.Ф. Структура психических процессов // Материалы III Bceрос. съезда психологов. 25 — 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. – Т.IV. – С. 383-387.
10. Леонтьев А.Н. Возникновение и эволюция психики // Избр. психол. произведения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1983. Т. I. – С. 143-279.
11. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Вопр. филос. – 1966. – № 12. – С. 45-52.
12. Лолаев Т.П. Функциональное время — адекватное отражение объективно-реального времени // Философия и будущее цивилизации: тезисы докл. и выступл. IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. – М.: Совр. тетради, 2005. Т. 1. – С. 589.
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии. – М.: Наука, 1984.
14. Пименов В.В. НЕ-субстанциональный подход к определению физической сущности понятия «время». Новый взгляд на старые уравнения // http://www.chronos.msu. ru/RREPORTS/pimenov_ne. htm.
15. Челпанов Г.И. Классификация душевных явлений // Очерки психоло-гии. – М.-Л.: Моск. акц. изд. об-во., 1926. – С. 58-63.
16. Чуприкова Н. И. Система понятий общей психологии и функциональ-ная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопр. психологии. – 2007. – № 3. – С. 3-15.
17. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений со¬временной нейронауки // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 104-118.