Что значит отраслевой состав
Отрасли экономики
Отрасли экономики — это группа предприятий, которые объединены общей хозяйственной деятельностью.
Человек добывает полезные ископаемые, производит, строит, делает научные открытия и накапливает культурные знания — то есть занимается различной деятельностью.
Такую деятельность называют хозяйственной (или экономической). Чтобы было легче, люди объединяются в группы — то есть создают предприятия. В зависимости от того, чем эти предприятия занимаются, их относят к разным отраслям экономики.
Какие бывают отрасли экономики
Всего отраслей 25. Их разделяют в зависимости от конечного продукта на:
К первой группе относят предприятия, которые в результате своей деятельности производят какой-то товар: например, автомобиль, одежду, игрушки, хлеб. Это пять отраслей:
Ко второй — те предприятия, которые оказывают услуги. Например, транспортные услуги, услуги связи (телефон и интернет), образовательные услуги (в школах и институтах) и т. д. Это все остальные отрасли из списка:
Как работают отрасли экономики на примерах
Перечисленные отрасли могут включать в себя другие более мелкие отрасли.
Так, например, промышленность, включает:
Все отрасли экономики связаны друг с другом.
В промышленности добывают металл. На промышленных заводах производят автобусы. Затем автобусы используют для перевозки людей — задействована такая отрасль, как транспорт.
В машиностроении производят тракторы. Затем эти тракторы задействуют в сельском хозяйстве. Эта отрасль производит, например, молоко, яйца и мясо.
Эти продукты поступают в магазины. Их продажей занимаются уже предприятия торговли и общественного питания.
Другой пример: народное образование неразрывно связано с наукой, культурой и искусством. Научные открытия влияют на то, что мы учим — какие знания получаем и в какой сфере. А уровень образования человека влияет на культуру всей страны.
Читайте подробнее, что такое Экономика.
Чем сектор экономики отличается от отрасли
Сектора экономики включают в себя отрасли.
Сектора экономики — это части экономики, которые объединены общими целями, задачами и характеристиками.
У секторов есть своя классификация. Так, например, различают:
По форме собственности:
По видам деятельности:
По виду производимой продукции:
Экономика России
Наиболее развитые отрасли экономики России:
Россия богата своими полезными ископаемыми. Поэтому и развита в наибольшей степени промышленность, то есть та отрасль экономики, которая связана с добычей и переработкой ресурсов.
К тому же у России огромная территория, что благоприятно сказывается на развитии сельского хозяйства.
Роль промышленности в развитии экономики страны
3.3. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности
Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.).
Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции; характер потребляемых материалов; техническая база производства и технологический процесс ; профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.
Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.
Существует и такое понятие, как «промышленный, или народно- хозяйственный, комплекс». В народном хозяйстве функционируют следующие комплексы: аграрно-промышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК), машиностроительный, металлургический, химико-лесной, строительный, топливно-энергетический (ТЭК) и др.
Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Отраслевая структура промышленности все время находится в движении. На нее влияют следующие факторы:
На отраслевую структуру влияют и другие, менее существенные факторы.
Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:
доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике.
Все отрасли промышленности можно условно разделить на прогрессивные и менее прогрессивные. К прогрессивным отраслям относятся такие, развитие которых обеспечивает ускорение НТП во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит и эффективность всего общественного производства.
К прогрессивным отраслям обычно относят машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Повышение их доли в динамике означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, что благотворно сказывается на экономике страны;
где | — | коэффициент опережения; | |
— | темп развития отрасли или комплекса; | ||
— | темп развития промышленности; |
соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики в стране;
соотношение между группами А и Б. На данном этапе развития экономики страны опережающее развитие группы Б является положительным фактором, так как в период плановой экономики основной упор делался на развитие отраслей группы А, что привело к гипертрофированному состоянию экономики страны и дефициту товаров народного потребления;
Поэтому в современных условиях, исходя из состояния нашей экономики, внешнеэкономической и политической обстановки в мире, конверсия оборонной промышленности страны является наиболее актуальной проблемой.
В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:
Изменения отраслевой структуры промышленности в динамике показаны в табл. 3.2.
1992 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вся промышленность | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
электроэнергетика | 8,2 | 10,5 | 11,0 | 11,2 | 10,1 | 9,2 | 8,8 | 8,5 |
топливная промышленность | 14,0 | 16,9 | 17,8 | 18,1 | 16,9 | 15,8 | 15,9 | 16,4 |
нефтедобывающая | 9,0 | 10,9 | 11,7 | 12,0 | 11,1 | 10,4 | 10,7 | 11,2 |
нефтеперерабатывающая | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,7 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,3 |
газовая | 1,4 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
угольная | 1,2 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
черная металлургия | 6,7 | 7,7 | 8,1 | 7,8 | 8,3 | 8,6 | 8,1 | 8,1 |
цветная металлургия | 7,3 | 9,0 | 10,1 | 10,0 | 10,1 | 10,3 | 10,3 | 10,5 |
химическая и нефтехимическая промышленность | 6,4 | 6,3 | 6,6 | 6,5 | 7,3 | 7,5 | 7,4 | 7,3 |
машиностроение и металлообработка | 23,8 | 19,2 | 18,8 | 17,9 | 19,2 | 20,5 | 20,8 | 20,5 |
лесная деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 5,9 | 5,1 | 4,3 | 4,5 | 4,8 | 4,8 | 4,7 | 4,7 |
промышленность строительных материалов | 4,4 | 3,8 | 2,9 | 2,9 | 20,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
легкая промышленность | 5,2 | 2,3 | 1,8 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
пищевая промышленность | 14,5 | 15,3 | 14,8 | 15,5 | 14,7 | 14,9 | 15,3 | 15,8 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность | 2,1 | 2,0 | 1,8 | 1,9 | 1,9 | 1,6 | 1,6 | 1,4 |
Существенным негативным явлением является тот факт, что отраслевая структура промышленности изменилась в сторону повышения доли сырьевых отраслей и отраслей с низкой степенью переработки (табл. 3.1).
Такие изменения в отраслевой структуре промышленности привели к следующим последствиям:
ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Конспект ЛЕКЦИЙ
по дисциплине “Экономика отрасли”
для студентов спец. 060800 очной,
заочной и очно-заочной форм обучения
УДК 65:334 (07) + 65:338 (07)
Составитель: канд. экон. наук, доцент каф. «Менеджмент» Н.Н. Пушина
Рецензент: канд. эконом. наук, доцент Данкова Т.П.
1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА. 6
1.1. Понятие отрасли. 6
1.2. Экономические границы отрасли. 15
1.3. Отраслевая структура. 19
1.4. Факторы, влияющие на отраслевую структуру. 23
2. Понятие и оценка рыночноЙ власти. 27
2.1. Понятие рыночной власти. 27
2.2. Оценка рыночной власти. 30
2.3. Характеристика факторов, влияющих на рыночную власть. 37
3. Понятие и Виды конкурентных стратегий фирмы. 42
3.1. Понятие конкурентной стратегии предприятия. 42
3.2. Выбор вида конкурентной стратегии фирмы. 45
Список использованных литературных источников. 49
ВВЕДЕНИЕ
Теория организации отраслевых рынков рассматривает отраслевую организацию товарных рынков (или отраслей) с точки зрения парадигмы «структура – поведение – результат». Исследования в этой области демонстрирует какое влияние характеристики отрасли оказывают на конкурентную стратегию предприятия.
Каждая из перечисленных ситуаций говорит о наличии у предприятий большей или меньшей рыночной власти в сравнении с конкурентами. Стремление же к увеличению рыночной власти в практической деятельности предприятий, в большинстве случаев, выражается в стремлении к увеличению рыночной доли. В рамках теории организации отраслевых рынков доказана зависимость между доходностью капитала предприятий и его рыночной доли, а также влияние различных факторов (таких как, стратегическое поведение конкурентов в отрасли, высота барьеров входа в отрасль, дифференциация продукта, вертикальная интеграция и др.) на прибыльность хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, сложившаяся в отрасли конкурентная ситуация влияет на поведение каждого участника рынка, что, в конечном итоге, определяет результат его хозяйственной деятельности.
Курс «Экономика отрасли» является одним из так называемых «продвинутых» курсов «Микроэкономики», в рамках которого и изучается поведение рыночных субъектов в условиях отраслевой организации товарных рынков, в условиях конкуренции этих предприятий за покупателя на одном отраслевом или товарном рынке с целью увеличения его рыночной власти.
Однако, термин «рыночной власти» не имеет широкого распространения в практической деятельности предприятий, в маркетинге ему соответствует понятие «конкурентного преимущества». Это обусловлено тем, что большей рыночной властью обладают те предприятия, которые имеют преимущества над конкурентами.
Данное пособие дает общее представление о понятиях «отрасли» и «рыночной власти», о взаимосвязи рыночной власти отдельного предприятия и его преимуществ в чем-либо над конкурентами. В пособии также дается общая характеристика факторов, которые могут использовать предприятия с целью увеличения своей рыночной власти.
Понятие отрасли
В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.
Первый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности предприятий, входящих в состав отрасли /5/. При этом под отраслью понимается совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков, к которым относятся:
1) выпуск продукции одинакового назначения и исполнения (примером объединений предприятий в отрасль по этому признаку являются такие отрасли как машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и др.);
2) использование схожих технологий (например, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности и др.);
3) использование одинакового исходного сырья (например, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, стекольная промышленность и др.);
4) выполнение одинаковых функций (предприятия денежно-кредитной сферы, торговля, предприятия на рынке страховых услуг и др.).
При этом подходе дополнительным условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование ими одинаковой технической базы, а также они должны характеризоваться специфичностью кадров и условий труда /5/. Следует отметить, что основным, отраслеобразующим признаком чаще всего выступает критерий выпуска продукции одинакового назначения и исполнения. Но это верно лишь для так называемых комплексных отраслей народного хозяйства, в состав которых могут входить другие отрасли, организованные как по этому признаку, так и по признакам выполнения одинаковых функций, использования схожих технологий, использования одинакового исходного сырья.
Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относится как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной сферы принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли:
2. Гражданское и промышленное строительство;
3. Транспорт и связь;
4. Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства;
5. Заготовительное производство, торговля, общественное питание.
Доля основных производственных отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации приведена в табл. 1 /15/.
Структура производства ВВП РФ по отраслям, %
* включая информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, геологоразведку, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, финансовые услуги, науку, образование, культуру, здравоохранение и др.
Ведущей отраслью народного хозяйства России является промышленность (на долю промышленности в ВВП приходится около 29 – 36 %), что обуславливается следующими факторами:
1) промышленность охватывает производство средств труда для всех отраслей народного хозяйства;
2) промышленность является крупнейшим потребителем продукции строительной отрасли, сельского хозяйства и услуг транспорта;
3) промышленность занимается производством товаров народного потребления;
4) именно развитие промышленности, в свое время, сыграло решающую роль в ликвидации экономического неравенства различных регионов;
5) развитие промышленности стимулирует развитие науки и техники;
6) промышленность остается основой обороноспособности любой страны и др.
В состав промышленности входят 12 комплексных отраслей, которые можно объединить в три группы: добывающие отрасли; обрабатывающие и перерабатывающие отрасли; отрасли выпускающие готовую продукцию. В общем виде состав отраслей промышленности приведен в табл. 2 /15/.
Структура промышленности РФ в 2000 г.
Отрасли промышленности | Удельный вес, % |
1. Электроэнергетика | 9,1 |
2. Топливная промышленность | 20,3 |
3. Черная металлургия | 8,9 |
4. Цветная металлургия | 10,1 |
5. Химическая и нефтехимическая промышленность | 7,2 |
6. Машиностроение и металлообработка | 19,0 |
7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 4,6 |
8. Промышленность строительных материалов | 2,8 |
9. Стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность | 0,4 |
10. Легкая промышленность | 1,6 |
11. Пищевая промышленность | 12,8 |
12. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность | 1,6 |
Прочие | 1,6 |
ИТОГО | 100,0 |
Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т.д., что, в общем виде, приведено на рис. 1.
|
Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется до настоящего времени в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики. Кроме этого, в данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям народного хозяйства, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов. И самое главное, в условиях плановой экономики такая отраслевая структура отражала централизованное подчинение каждого предприятия одному министерству или тресту.
Однако можно выделить недостатков, присущих данному подходу к понятию отрасли. Первый недостаток связан с тем, что большинство предприятий любой отрасли не являются узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства профильных и непрофильных продуктов.
Второй недостаток заключается в том, что по существу, предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и, как следствие, с применением разных технологий, будут относиться по данной классификации к разным отраслям (например, производители стеклянных и пластиковых бутылок под минеральную воду или пиво будут относиться к разным отраслям). Это значит, что в пределах данного подхода к отрасли не учитываются процессы конкуренции, протекающие как внутри отраслей, так и между отраслями. Поэтому можно говорить о необходимости уточнения понятия «отрасли» с точки зрения потребности в нем самих предприятий. Здесь на помощь может прийти второй подход к понятию «отрасли».
Второй подход (или рыночный подход /5/) говорит о том, что границы отрасли, а следовательно и ее состав, будут определяться теми предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся к одному товарному рынку /4/. Исходя из понятия «товарного рынка», которое используется в российском антимонопольном законодательстве, можно сказать, что в рынке под отраслью понимается совокупность продавцов, предлагающих покупателям товар, предназначенный для удовлетворения одной и той же потребности. Так, в законодательстве под товарным рынком понимается «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров…», степень взаимозаменяемости которых определяется функциональным назначением товаров /1, 2, 3/, а стало быть той потребностью, которую они удовлетворяют.
Таким образом, все предприятия, предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну отрасль. Но здесь необходимо сделать некоторые уточнени. Это связано с тем, что в зависимости от того, какие каналы продвижения используются производителем товара, может менятся и состав участников рынка. Рассмотрим это на примере (см. рис. 2).
Производители товара могут доводить свой товар до покупателя напрямую без посредников, как это делает Производитель 1 (ПР1), или через сеть торговых посредников, как это делают Производитель 2 (ПР2), Производитель 3 (ПР 3) и Производитель 4 (ПР4). При этом и производители, и посредники функционируют на одном товарном рынке, но в этом случае можно выделить несколько ситуаций, каждая из которых будет определять свою отрасль:
|
1. Отрасль производителей товара. При этом можно выделить положение производителей товара на рынке конечных покупателей и на рынке оптовых продаж. Рынок оптовых покупателей в свою очередь можно также разделить на два рынка: первый рынок будут составлять оптовые посредники, второй – розничные.
|
Естественно, что при выборе товара и (или) производителя товара конечным покупателям важно, в первую очередь, соотношение цены и качества товара, его престижность, а посредникам – условия и надежность поставок, величина оптовых скидок, бесплатная рекламная продукция и т.п. Таким образом, в зависимости от того приобретает ли покупатель товар с целью конечного потребления или с целью перепродажи, он будет предъявлять разные требования при выборе товара и (или) его производителя;
2. Можно выделить отрасль оптовых посредников по отношению к розничным посредникам. На этом рынке будут присутствовать оптовые посредники ОП1 и ОП2, где они будут конкурировать с Производителем 1 и Производителем 4, которые выходят на рынок розничных посредников напрямую без оптовых посредников.
Основными элементами конкуренции на этом рынке являются условия поставки, цены, а также предлагаемый ассортимент и т.п. В отличие от производителей посредники будут предлагать более широкий ассортимент товаров других производителей товаров, относящихся к другим товарным рынкам. Поэтому оптовые посредники и производители товара конкурировать между собой будут только по товару Производителей 1, 2, 3, 4.
Таким образом, оптовые посредники присутствуют на товарном рынке Производителей 1, 2, 3, 4, но при этом сами составляют отрасль оптовых посредников, которые предлагают розничным посредникам товары, относящиеся к разным товарным рынкам. Фактически оптовых посредников необходимо рассматривать как отрасль, оказывающую услугу по продвижению товара от производителей до розничных посредников;
3. Далее можно выделить отрасль розничных посредников по отношению к рынку конечных покупателей. При этом, предлагая товар Производителей 1, 2, 3, 4, розничные посредники будут конкурировать на этом товарном рынке между собой и с Производителем 1, так как этот производитель реализует часть своей продукции конечным покупателям без посредников. Но помимо этого товарного рынка розничные посредники будут иметь дело с товарами, относящимися к другим товарным рынкам, а, следовательно, на рынке конечных покупателей они будут конкурировать по всему ассортименту, уровню цен, уровню обслуживания покупателей, удобства места своего расположения и т.п. Поэтому розничных посредников следует объединить в отрасль, предприятия которой оказывают услугу по продвижению товара до конечных покупателей.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что все рассматриваемые предприятия могут осуществлять свою деятельность на одном товарном рынке, относясь при этом к различным отраслям в зависимости от того, на каких покупателей рассчитан товар (или на конечных покупателей, или на посредников). Это позволяет сделать вывод о том, что в отрасль объединяются не производители товара, а его продавцы на каждой ступени продвижения товара от производителя до конечного покупателя. Либо можно говорить не только о производителях товара как физической продукции, но и о производителях услуг оптовой и розничной продажи, так как посредники фактически продают свою (самостоятельно ими произведенную) услугу оптовой или розничной торговли. Данный подход нашел свое отражение в общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства /12/.
Таким образом, в рынке под отраслью понимается совокупность производителей (или продавцов), предлагающих покупателям товары (продукцию, работы, услуги), предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности.
Это позволяет сделать вывод о том, что отрасль “объединяет” предприятия-конкурентов. В стратегическом менеджменте под отраслью понимается «совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг»/18/. Однако необходимо помнить, что теория конкуренции выделяет понятия “фундаментальной рыночной ниши”, которая определяется общим предназначением выпускаемого товара, и “реализованной рыночной ниши”, которая определяется сегментом рынка, на который рассчитан продаваемый товар /23/. Например, микроавтобусы ЗИЛ и Газель, предназаченные для пассажирских перевозок, между собой конкурировать не будут, так как рассчитаны на разные сегменты рынка. То есть, даже если в отрасль будут объединяться все производители товаров (услуг, работ), предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, то непосредственно предприятия будут конкурировать только на тех сегментах, на которые фактически рассчитан предлагаемый покупателям товар.
Например, на рис. 3 приведена ситуация, когда предприятия, работающие на реализованных рыночных нишах РРН3, РРН4 и РРН5 конкурируют между собой на пересекающихся участках, а предприятия, работающие, например, на нишах РРН1, РРН2 и РРН3 конкурировать между собой не будут. В связи с этим, теория конкуренции выделяет понятия межвидовой конкуренции, которая будет иметь место между производителями, предлагающими товар различным сегментам рынка, и внутривидовой конкуренции, которая предполагает конкуренцию между предприятиями, предлагающие товары одному и тому же сегменту рынка. Межвидовая и внутривидовая конкуренция относится к понятию внутриотраслевой конкуренции.
|
В тоже время, товары, удовлетворяющие одну и туже потребность, могут быть или совершенно идентичными, или схожими по основным характеристикам, или существенно различаться. Например, если человек испытывает чувство жажды, то, с учетом особенностей каждого покупателя, он может выпить газированной воды, сока, молока и т.п. Это все будут разные товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и разные отрасли, несмотря на то, что предприятия этих отраслей будут конкурировать между собой (межотраслевая конкуренция). В тоже время соки различаются по вкусовым свойствам, внешнему виду упаковки, производителям и другим параметрам – то есть все производители сока будут конкурировать между собой (внутриотраслевая межфирменная конкуренция).
Можно сделать вывод о том, что в состав отрасли могут входить все производители, предлагающие товары (услуги, работы), удовлетворяющие одну и туже потребность, и не конкурировать между собой, если предлагаемые товары рассчитаны на разные сегменты рынка. Но при этом может иметь место межотраслевая конкуренция, если товары, относящиеся к разным товарным рынкам, тем не менее удовлетворяют одну и ту же потребность. Таким образом, понятия «отрасль» и «предприятия-конкуренты» нельзя отождествлять.
Основываясь на рыночном подходе к понятию отрасли можно отметить следующие отличия от первого определения. Во-первых, главное не только произвести товар, а продать его, то есть структура отрасли будет определятся не по объемам производства, а по объемам продаж.
Во-вторых, данный подход не учитывает ни способ производства товара, ни используемые материалы, здесь важен только сам товар, предназначенный для удовлетворения потребности. Так, если стул металлический, стул мягкий, стул пластмассовый, с точки зрения первого подхода к понятию отрасли выделил бы три отрасли (металлообработка, химическая промышленность и мебельная промышленность), то во втором случае все предприяти, предлагающие стулья на рынке, входят в состав одной отрасли, конкурируют между собой за покупателя.
В-третьих, если предприятие-производитель одновременно предлагает товары покупателям через систему прямого сбыта и через систему посредников, то на одних и тех же сегментах рынка они будут являтся конкурентами, что требует более строгого подхода к разработке каналов сбыта.
Отраслевая структура
Под структурой отрасли понимается, в самом общем виде, состав отраслей или предприятий ее составляющих и удельные веса их производства (или продаж) в общем объеме производства (продаж) отрасли. Так как существуют два подхода к определению отрасли, то существуют разные показатели, характеризующие структуру отрасли в том и другом случаях.
В условиях первого подхода структуру отрасли характеризуют следующие показатели:
1) удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли);
2) удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);
3) удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);
4) коэффициент опережения Коп, который характеризует насколько более быстрыми или медленными темпами развивается отдельное предприятие (или отдельная отрасль) по отношению к отрасли в целом (или комплексной отрасли):
где Т i – темп роста отдельного взятого предприятия (или отрасли), %;
Тотр – темп роста отрасли (или комплексной отрасли), %.
Первые четыре показателя можно использовать как для оценки отраслевой структуры комплексных отраслей, в состав которых входят специализированные отрасли, так и для оценки структуры узкоспециализированных отраслей, где определен перечень конкретных предприятий их составляющих.
Для промышленности также характерно определение соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями. В настоящее время опережающий рост производства добывающих отраслей по сравнению с перерабатывающими говорит об отрицательных тенденциях в развитии экономики страны в целом (см. табл. 2);
Для большинства производственных отраслей определяется соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство товаров народного потребления). Положительным фактором является опережающий рост производства в отраслях группы Б.
Анализ отраслевой структуры, в данном случае, позволяет оценить сосредоточение производства в рамках отдельного предприятия и часто используется при оценке перспективности вложений средств в предприятия отдельных отраслей на уровне регионов. А также используется для определения приоритетных отраслей, в которые необходимо вкладывать средства.
Следует отметить, что для получения объективной информации о перспективах развития отдельных предприятий и отраслей, данные показатели необходимо рассчитывать не только в абсолютных значениях. Рекомендуется оценивать их изменения за определенный период времени, а также рассчитывать показатели эффективности использования рабочей силы и основных средств (например, показатели производительности труда, фондоотдачи и т.п.) в сравнении с другими предприятиями.
В условиях второго подхода к понятию отрасли используются следующие показатели:
1) доля рынка (Х i), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли:
Qотр – общий объем продаж отрасли.
Если товар отрасли однородный, то показатели объема продаж берутся в натуральных показателях, независимо от колебания цен на товары разных продавцов (например: таким образом рассчитывается показатель доли рынка производителей зерна, производителей черных и цветных металлов). Если товар отрасли имеет существенные различия в качественных параметрах или, если в состав отрасли входят товары-заменители, то показатели объема продаж берутся в стоимостном выражении (таким образом рассчитывается доля предприятий на большинстве товарных рынков: продукты питания, бытовая техника и т.д.).
При этом показатель доли рынка одного и того же предприятия на разных товарных рынках будет иметь разное значение;
2) однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа:
· темпах роста доли рынка.
При этом темп роста доли рынка говорит об изменении доли предприятия на рынке по сравнению с базовым или прошлым периодом. С помощью коэффициента опережения можно оценить положение предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли. Если Коп. 1, то предприятие наращивает объемы продаж быстрее, чем отрасль в целом.
Однако Коп. может быть больше 1 в двух случаях. В случае, если темпы роста отрасли превышают 100 %, что говорит об увеличении общего спроса на товар и как следствие, о перспективности и привлекательности самой отрасли. И в случае, когда темп роста отрасли меньше 100 %, что говорит о снижении объема продаж в отрасли. При этом коэффициент опережения отдельного предприятия может быть больше единицы, что свидетельствует о том, что по какой-либо причине объемы продаж предприятия снижаются более медленными темпами, чем объемы продаж отрасли в целом. Причиной данной ситуации может быть то, что отрасль находится на этапе спада. Возможно, предприятие «не заметило» этого и не предприняло никаких мер по постепенному снижению объемов продаж и уходу с рынка, или то, что предприятие за счет различных методов стимулирования спроса смогло сохранить объемы продаж или снижение его объемов продаж идет более медленными темпами по сравнению с другими предприятиями;
3) для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;
4) для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.
Могут также использоваться показатели:
· удельный вес стоимости основных средств предприятия в общей стоимости основных средств отрасли;
· удельный вес численности работающих на предприятии в общем количестве работающих в отрасли и др.
Но их использование, как и использование показателей суммы прибыли в расчете на одного управляющего и рентабельности капитала, затруднено, так как существует проблема выделения доли основных средств и численности работающих, занятых в производстве каждого наименования товара.
Здесь также, для получения более объективной картины, рекомендуется оценивать показатели отдельных предприятий в сравнении с другими предприятиями и в динамике.
Следует подчеркнуть, что основным и наиболее часто используемым показателем структуры отрасли в условиях второго подхода к понятию «отрасли» является показатель доли рынка предприятий.
Независимо от того какая структура определяется, существует проблема доступа к исходной информации. И здесь возможны два варианта – либо использование открытой статистической информации, но она носит ограниченный характер и для большинства пользователей доступна лишь в виде официально опубликованных статистических отчетов. Либо проведение специальных исследований, что требует значительных затрат времени и средств.
Понятие рыночной власти
Экономическая теория исходит из того, что целью любого предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли, что в большинстве случаев вызывает стремление фирм к возможности контролировать ситуацию на рынке товара с тем, чтобы задавать свои условия всему рынку. Западные экономисты выявили следующую зависимость, что, если доля рынка предприятия не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%; при увеличении доли рынка до 18% норма прибыли возрастает до 14%; если доля рынка составляет не более 22%, то норма прибыли не превысит 18%; но как только доля рынка начинает превышать 33…35%, норма прибыли резко возрастает до уровня 32% /6/. То есть чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли такого предприятия будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка.
Эта зависимость подтверждается данными официальной российской статистики по отраслям промышленности, приведенной в табл. 4.
Характеристика уровня рентабельности продаж от уровня концентрации
на примере отраслей промышленности (по данным 2000 г.)
Отрасль промышленности | CR3, % | Рентабельность продаж (Ур), % |
1. Электроэнергетика | 15,6 | 13,5 |
2. Топливная промышленность | 30,7 | 51,1 |
Нефтедобывающая | 42,9 | 66,7 |
Нефтеперерабатывающая | 36,5 | 34,5 |
3. Черная металлургия | 38,0 | 25,6 |
4. Цветная металлургия | 37,6 | 51,6 |
5. Химическая и нефтехимическая | 12,6 | 17,0 |
6. Машиностроение и металлообработка | 15,0 | 14,1 |
7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности | 12,0 | 16,5 |
8. Промышленность строительных материалов | 5,2 | 9,0 |
9. Легкая промышленность | 5,0 | 7,2 |
10. Пищевая промышленность | 4,9 | 10,1 |