Что значит отказное письмо по сертификации
Отказное письмо на продукцию
Под отказным письмом понимается официальный документ, который выдается аккредитованными организациями компаниям коммерческого сектора экономики о том, что тот или иной товар или услуга не нуждаются в декларировании и сертификации.
Документ носит справочный характер и касается обычно только каких-то конкретных наименований продукции.
Виды документа
Все отказные письма можно условно поделить на две разновидности:
При этом по своему смыслу они практически ничем не различаются.
Единственное серьезное отличие заключается в том, что таможенные службы требуют письма, которые выдаются от имени Министерства промышленности и торговли.
Как получить отказное письмо
Для того, чтобы получить отказное письмо, фирма, которая в нем нуждается, должна отправить в аккредитованное учреждение специальный запрос-заявку. В нем следует указать, в отношении какой продукции требуется справка и для каких целей она нужна.
Кроме того, для отказного письма потребуется предоставить некоторые документы, в которых указать информацию общую для всех:
Если речь идет об отказном письме для торговых предприятий, то нужно к заявке приложить:
При необходимости получения отказного письма для таможни следует предоставить:
Сколько действует документ
Срок действия для такого рода документов законодательно не установлен, так что любое полученное отказное письмо действительно вплоть до момента включения изменений в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» или до того, как на отмеченные в письме товары вступят в силу технические регламенты.
В некоторых случаях, правда, прописывается крайняя дата действия документа: чаще всего на практике она равняется одному году.
Платно или бесплатно
Аккредитованные организации выдают данный вид документов за определенную плату.
Она зависит от количества наименований продукции, по которым требуется сформировать отказ. Как правило, стоимость письма не превышает трех тысяч рублей, а делается оно в срок не более одной недели.
Кто может получить отказное письмо
Отказное письмо выдается любым представителям бизнеса: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а вот частное лицо получить отказное письмо не может.
Следует отметить, что владельцем того или иного отказного письма может быть только одна организация, передавать его третьи лицам не следует, учитывая тот факт, что для них оно автоматически утрачивает законную силу.
Обязательно ли получение отказных писем
Данный вид документации относится к разъяснительным бумагам, т.е. носящим справочный характер. Это значит, что наличие отказных писем не требуется для продажи товарно-материальных ценностей.
Точно также, если товары не подлежат обязательному декларированию и сертификации, то и таможня не станет настаивать на предоставлении регламентирующих документов.
Иными словами, отказные письма необходимы только тогда, когда кто-либо из представителей бизнеса изъявит на это собственную волю.
Имеет ли право вторая сторона договора требовать наличие отказного письма
Поскольку наличие отказных писем является правом, а не обязанностью организации, никто не вправе требовать от нее этого документа. Однако, если такой пункт включен в договор между сторонами, то, во избежание разногласий с партнером или заказчиком, как и все другие условия данного соглашения, его следует выполнить.
Составление отказного письма
На сегодняшний день отказное письмо не имеет унифицированного образца, так что составляться оно может в произвольной форме, исходя из того, как видит данный документ аккредитованная организация, которая его выдаёт. Главное, чтобы бланк по своей структуре соответствовал нормам делопроизводства и правилам делового документооборота.
Кроме того, следует иметь в виду, что в бланке отказного письма должны содержаться и некоторые обязательные сведения. В частности, к ним относятся:
При этом перечень товаров, по которым составляется одно отказное письмо, практически не ограничен.
Оформление бланка
Как к оформлению письма, так и к его содержанию, законодательство не предъявляет никаких особенных критериев. Иными словами, документ может быть написан на фирменном бланке организации или на простом листе бумаги.
Важным условием является наличие на документе подписи ответственного лица (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо образом, не допускается), а также сведения о его должности. Также бланк должен быть заверен печатью учреждения, которая будет свидетельствовать о подлинности документа.
После оформления отказное письмо обязательно должно быть зафиксировано в журнале исходящей документации организации, которая его сформировала.
Передан документ может быть разными способами:
Отказное (разъяснительное) письмо: виды и цели получения
Продукция любого предприятия или компании может либо подлежать обязательной сертификации или декларирования либо же нет. Однако в ряде случаев надзорные (контролирующие) инстанции могут затребовать на заявленную продукцию документы, подтверждающие её соответствие действующим требованиям определённых нормативов. К числу данных документов относят декларации, сертификаты и заключения. Поэтому основной целью существования и получения отказного письма является полное опровержение необходимости наличия подобных подтверждений.
от 2 000 р. Стоимость оформления
отказного пиьсма
Данный разъяснительный документ способен устранить возможные формальные препятствия, возникающие при свободном обращении продукции на потребительских рынках
Отказное письмо является официальным разъяснительным документом, который опровергает принадлежность продукции к группе товаров, подлежащих проверке соответствия на обязательной основе. По своей сути отказное (разъяснительное) письмо не может быть доказательством качества товара, поэтому для увеличения его конкурентоспособности при реализации значительно лучше иметь добровольный сертификат соответствия.
Данный разъяснительный документ способен устранить возможные формальные препятствия, возникающие при свободном обращении продукции на потребительских рынках, а в некоторых случаях может избавить заинтересованных лиц от дорогостоящих, а иногда и длительных и необязательных процедур подтверждения качества.
Нормами и законами технического регулирования определяется список (перечень) продукции и товаров, которые подлежат ввозу на таможенную российскую территорию, минуя процедуры оценки соответствия утвержденным и действующим стандартам качества.
В данный список входят следующие товарные категории:
Отказное письмо на продукцию выдается производителям, заявителям или продавцам данной продукции специально уполномоченными и аккредитованными на то органами в строгом и чётком соответствии с нормами и требованиями действующего российского законодательства, а также существующими утверждёнными перечнями обязательной сертификации и декларирования соответствия.
Наиболее часто отказное письмо востребовано в торговле (реализации), при прохождении таможенного контроля, а также дистрибуции.
Виды отказных (разъяснительных) писем
В зависимости от основного содержания и сертификационного органа, выдающего разъяснительные документы различают несколько видов отказных писем, каждое из которых имеет свои правила оформления, получения и требования, предъявляемые к нему.
Выделяют следующие виды подобных документов:
Любые виды отказных писем оформляются на бланках выдающего сертификационного органа и по своему содержанию, как правило, представляют собой определённый набор цитат из действующего законодательства, подтверждающих, что заявленный товар обязательной сертификации (в любых системах сертификации) не подлежит. Оформленный и заполненный данным образом бланк заверяется гербовыми печатями сертификационного органа. При оформлении отказных писем во ВНИИС их бланк дополнительно защищается нанесением голограммы.
Порядок получения и оформления отказного письма
Отказное письмо оформляется в форме официального ответа сертификационного органа на запрос компании-заявителя в лице её руководителя. От правильности и грамотности составления запроса будет зависеть конечный результат, оформленный по итогам рассмотрения экспертами вопросов идентификации заявленной продукции в отношении обязательности в её сертификации.
Для получения разъяснительного (отказного) письма для таможни могут потребоваться следующие документы:
Прилагаемые к запросу документы, должны предоставляться в форме копий на русском языке и заверенные печатями предприятия.
В пакет документов для получения отказного письма для торговли входят:
Вся полнота ответственности за достоверность и правильность поданных документов возлагается персонально на заявителя.
Период и срок действия отказных писем определяется поправками и дополнениями, ежегодно утверждаемыми и издаваемыми Правительством России. Поэтому в среднем отказное письмо выдается со сроком действия в 1 год.
Отказное письмо
Отказное письмо оформляется при возникновении расхождений во мнениях о классификации ввозимой и/или поставляемой продукции между перевозчиком и таможенными органами / торговыми сетями.
В связи с этим существует два вида отказных писем:
Отказное письмо для таможни по решению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) вправе выдавать только ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации).
Необходимость в отказном письме (или как правильно называть данный документ: экспертная оценка) может возникнуть в следующих ситуациях:
Максимальный срок оформления данного вида отказного письма составляет 4 рабочих дня. Возможно ускорение процесса до 1 рабочего дня.
Перечень документов направленных вместе с запросом следующий:
все документы должны быть в копиях с переводом на русский язык, заверенные печатью организации
Отказное письмо для торговли может дать аккредитованный орган по сертификации. Оно применимо на территории Российской Федерации, в спорных ситуациях между поставщиками и покупателями, представляющими собой как крупные торговые сети, так и индивидуальных частных клиентов. Срок оформления отказного письма составляет 1 рабочий день.
Перечень документов направленных вместе с запросом следующий:
Немаловажно акцентировать внимание на кодах ТН ВЭД и ОКП. В ситуациях, возникших при растомаживание грузов и спорных вопросах при торговле, решающее значение будет иметь правильность присвоение кода номенклатуры заказчиком. Так как ошибка даже в несколько цифр может повлечь за собой серьёзные последствия. В таких случаях лучше не предпринимать ложных действий и доверится в руки экспертов.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
Отказное письмо
Что такое отказное письмо
Отказное письмо содержит ссылку на законодательство, и свидетельствует о том, что указанная в документе продукция не попадает в «Перечень продукции товаров и услуг, подлежащей обязательной сертификации».
Отказное письмо на продукцию выдается в том случае, если она не подлежит обязательной сертификации или обязательному декларированию.
Также в отказном письме указывается, что продукция не попадает в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов».
Когда требуется отказное письмо
Отказное письмо может потребоваться в нескольких случаях:
Настоящее письмо не является официальным разъяснением актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза).
Кто выдает отказное письмо
Такое письменное разъяснение выдается уполномоченными Органами по сертификации на проведение работ по подтверждению соответствия Техническим регламентам и в отношении продукции, подтверждение безопасности которой регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 и Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620.
Отказное письмо может быть выдано Органом по сертификации исходя из положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294).
В области аккредитации Органа по сертификации должна присутствует продукция, на которую отказное письмо запрашивается. Орган по сертификации даёт разъяснения в ответ на полученное официальное обращение от фирм, индивидуальных предпринимателей, таможенных организаций, органов исполнительной и судебной власти.
Отказное письмо содержит наименование продукции, идентификационные признаки, и может содержать коды ОКПД 2 или код ТН ВЭД и при необходимости другую техническую информацию.
Оформление отказного письма
Отказное письмо оформляется на листе А4 и заверяется печатью органа по сертификации, выдавшего документ. Держателем отказного письма является только одно юридическое лицо. В одно отказное письмо можно включить любой список продукции.
Необходимые документы для оформления отказного письма
Для оформления отказного письма потребуются следующие документы, закрепленные подписью и печатью организации:
Состав пакета документов может изменяться — все зависит от вида и количества продукции.
Срок действия отказного письма
Отказное письмо действует в течение срока действия нормативных актов, на основании которых данное письмо составлено.
В некоторых случаях отказное письмо выдается с указанием конкретного срока действия (обычно — 1 год).
Отказные письма с неограниченным сроком действия выдаются на партию продукции. На практике чаще всего выдаются именно отказные письма второго типа. Срок действия отказного письма указывается на бланке наряду с перечнем продукции и реквизитами получателя.
Получить отказное письмо на продукцию
Компания «Новотест» поможет оформить «отказные письма» для таможни, для торговли. Многолетний опыт работы позволяет нам работать с различной продукцией.
Для того чтобы получить «отказное письмо», свяжитесь с нашими сотрудниками по телефону, или по электронной почте. Для заказа «отказного письма» вы можете также заполнить заявку на нашем сайте.
Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.
Отказное письмо на продукцию
Официальное отказное письмо — это специализированный документ, подтверждающий, что продукция, на которую оно оформлено, действительно не нуждается в сертификате или декларации соответствия. Оно может понадобиться для оформления, перевозки и реализации товара, не подлежащего сертификации, при взаимодействии с таможенными органами, потребителями или партнерами.
О чем идет речь
Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.
Виды отказных писем
В российской практике встречается несколько разновидностей документа, поскольку официальное отказное письмо — это подтверждение отсутствия необходимости разных типов оценки соответствия. Обычно оно требуется при таможенных перевозках либо по запросу Роспотребнадзора, Росстандарта, пожарных служб или иного контролирующего ведомства. Во всех этих случаях устанавливается неограниченный срок действия отказного письма на продукцию любого типа. Наиболее распространенными сейчас являются следующие виды ОП.
Для кого предназначено
Отсутствие требования об обязательной пожарной сертификации
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС
Отсутствие требования об обязательном санитарно-эпидемиологическом контроле
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС, карантинного контроля
Клиенты и партнеры
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС
Так, чтобы доказать отсутствие необходимости оформления пожарного сертификата, пожарным службам предъявляется ОП пожарной безопасности. Для проверки Роспотребнадзора оформляется специальный документ СЭС, подтверждающий, что продукцию не требуется подвергать санитарно-эпидемиологической экспертизе. ОП для Ростехнадзора оформляется на оборудование или технику (как правило, на комплектующие и детали оборудования), не вошедшие ни в один действующий технический регламент Таможенного Союза. То есть для всех этих случаев потребуется сделать документ, соответствующий конкретному назначению. При этом по сути ни для каких товаров отказное письмо не является обязательным документом: оно оформляется по инициативе владельца продукции, чтобы облегчить процесс взаимодействия с контролирующими органами.
ОП для таможни
До вступления России в Евразийский экономический союз самыми востребованными были отказные письма на товар для таможни. Они содержали код ТН ВЭД ТС — номенклатуру, по которой ФТС могла бы проверить продукцию. Начиная с октября 2010 года их выдавал только Минпромторг России, но сейчас их вправе оформлять аккредитованные органы по сертификации.
ОП для торговли
Чаще всего потребность в подготовке таких документов возникает в рамках торговых отношений. Покупатели изделий, включая организаторов крупных коммерческих тендеров и государственных закупок, хотят убедиться, что приобретаемая ими продукция не подлежит обязательной сертификации. Чтобы подтвердить, на какие товары достаточно только отказного письма, в нем обычно приводятся ссылки на нормативные акты, подтверждающие отсутствие требования об оценке соответствия, сведения о наименовании товара и его характеристиках.
Сейчас для однозначной идентификации изделий, предназначенных для обращения на внутрироссийском рынке, используется код общероссийского классификатора продукции. Ранее для этого использовался код ОКП, но с 2017 года для подтверждения соответствия продукции определенной категории используются коды ОКПД 2.
Кто выдает ОП
Ответ на вопрос о том, кто выдает отказное письмо, сейчас прост: оно составляется аккредитованным органом по сертификации, который внесен в единый реестр таких организаций, размещенный на сайте Росаккредитации. Область его аккредитации должна соответствовать характеру продукции, для которой оформляется ОП.
При подготовке ОП для таможни следует учитывать важный момент: в соответствии с разъяснением Росаккредитации от 13 ноября 2018 г. № 29283/05-СМ сертификационные центры не вправе давать официальные разъяснения относительно практики применения нормативных актов Евразийского экономического союза. Такая документация имеет исключительно справочный характер.
Кто вправе получить ОП
Получить ОП вправе любой заявитель, обладающий правом распоряжения продукцией: в этой роли обычно выступает продавец, изготовитель или уполномоченное лицо соответствующего субъекта. При обращении в сертификационный центр потребуется предоставить бумаги, подтверждающие права заявителя.
Как подать заявку на ОП
Порядок получения письма несложен. Изготовителю или продавцу продукции следует связаться со специалистами аккредитованной организации и подготовить заявку. В ней обычно указываются:
При необходимости сотрудники сертификационного центра запросят у заявителя дополнительные данные и подтверждающую документацию. После получения заявки, документов и внесения оплаты, предприниматель, заключивший договор, в короткие сроки получит готовое отказное письмо, которое предоставляется по требованию контролирующих органов или по запросу покупателей, интересующихся, как проверить на подлинность нужный товар. То, через сколько дней выдается готовый документ, зависит от вида продукции и ее количества, но, как правило, это достаточно небольшой срок — опытный эксперт, который точно знает, как написать нужный текст, подготовит его за один рабочий день.
Обязательно ли получать ОП
В отличие от сертификационной документации, отказное письмо не является обязательным документом для всех видов товаров. Но оно существенно упрощает процесс взаимодействия с контролирующими органами или увеличить шансы потенциального поставщика на заключение крупного контракта. Это позволяет покупателю продукции быть уверенным в том, что продавец или производитель не пренебрег обязательной процедурой оформления документов на продукт, отсутствие которых в дальнейшем вызывает проблемы при его эксплуатации.
Необходимые документы
После того, как заявитель разобрался, что такое отказное письмо на продукцию, и пришел к выводу, что его необходимо оформить, ему следует обратиться в аккредитованный орган по сертификации. На этом этапе потребуется выяснить, какие документы нужны на товар для оформления отказного письма, скрепить их печатью организации и подписью руководителя. В список входят следующие позиции:
Состав пакета может изменяться — все зависит от вида и количества товаров. Например, для оформления ОП, подтверждающего отсутствие необходимости сертификации по стандартам Таможенного союза, обычно требуется информация о кодах ТН ВЭД для данной категории продукта.
Срок действия
Срока действия такие документы, как правило, не имеют — до того момента, пока не изменятся требования нормативных актов, регулирующих порядок их сертификации. Если товар появляется в перечне продукции, подлежащей сертификации или декларированию, утвержденном постановлением Правительства № 982, для него потребуется провести процедуру оценки соответствия и подготовить подтверждающие документы. Аналогичный порядок применяется, если необходимость провести сертификацию обусловливается принятием нового техрегламента Евразийского экономического союза. Законодательные требования в отношении того, через сколько дней выдается отказное письмо, не установлены: этот срок определяется договором между заказчиком и исполнителем.
Стоимость оформления
Обычно услуга по составлению ОП предоставляется аккредитованными сертификационными центрами на платной основе. Поскольку получение отказного письма инициируется заявителем, оформление осуществляется за его счет. Стоимость подготовки действующим законодательством не регулируется. Она определяется органом по сертификации самостоятельно исходя из его ценовой политики и основывается на уровне квалификации экспертов, сложности исследуемого продукта и других факторах.
Заказать расчет стоимости
Уточните, сколько стоит оформление отказного письма в компании АТТЭК
Стоимость ОП зависит от нескольких основных факторов:
В любом случае цена подготовки такого документа обычно очень демократична, особенно в сравнении со сложностями, которые может повлечь за собой его отсутствие.
Преимущества АТТЭК
Центр АТТЭК – это команда профессионалов, которые знакомы со всеми тонкостями сертификационного законодательства. Наши эксперты точно знают, в каких случаях требуется оформить отказное письмо на продукцию, и как это делается. Мы гарантируем своим клиентам оперативное оформление ОП и конкурентоспособную цену. В нашем центре Вы сможете получить документ установленного образца на любой товар, чтобы существенно облегчить процесс взаимодействия с контролирующими органами или выполнить условия государственного контракта.
Где получить отказное письмо на продукцию?
Если отечественные или импортируемые в страну товары не требуют обязательной проверки перед продажей, в таком случае предприниматели часто получают отказное письмо (сокращенно – ОП). Его выдают уполномоченные органы на основании анализа представленной заявителем информации и документации.
Что представляет собой отказное письмо?
Этот официальный документ предприниматели оформляют по собственной инициативе. ОП подтверждает, что в отношении указанной в нем продукции законодательство РФ и ЕАЭС не предписывает проводить оценку перед выпуском на рынок. Следовательно, ее изготовление, ввоз в страну и продажа могут осуществляться без разрешительной документации.
ОП носит информационно-разъяснительный характер. Это аргументированный ответ сертификационного органа со ссылками на действующие нормативно-правовые акты.
Документ возможно получить исключительно на те товары, которые не входят в списки Постановления Правительства № 982 и не попадают под действие техрегламентов ЕАЭС. Это значительный перечень изделий, материалов и иных объектов, которые возможно производить и продавать в России без обязательной декларации или сертификата.
Продолжительность действия ОП не ограничивается какими-то конкретными сроками. Но если в законодательную базу будут внесены изменения (дополнены перечни товаров, подлежащих обязательному декларированию или сертификации), то документ автоматически утратит силу.
Для каких целей оформляют отказные письма?
ОП служит документальным подтверждением того, что сертифицировать продукцию не нужно. Имея его на руках, предприниматель избавляется от необходимости доказывать свою правоту сотрудникам контролирующих органов или партнерам по бизнесу.
Документацию этого типа оформляют для:
Также документацию предъявляют надзорным органам при проведении проверок, особенно если возникают спорные ситуации о наличии разрешительной документации на товар.
Порядок получения ОП
Отказное письмо на продукцию помогают оформить специализированные организации. Для этого предприниматель составляет заявление, далее вместе с информацией о товаре и сопроводительной документацией направляет экспертам.
ОП выдается сертификационным органом, имеющим необходимый уровень аккредитации. На его оформление потребуется от 1 дня. В этом случае исследования образцов изделий не проводятся – решение о выдаче документа принимается на основании анализа предоставленной заявителем документации и норм действующего законодательства.
Виды отказных писем
Основные виды ОП – для таможни и для торговли. Документация не отличается по содержанию, включает в себя информацию об изделиях, заявителе, сертификационном органе и ссылки на основные регулирующие нормативные акты. Составляется в произвольном порядке на бланке уполномоченного органа.
На практике ОП можно получить на товары не только по техническим регламентам или ПП РФ 982, но и по нормам санитарно-гигиенической или пожарной безопасности. В связи с этим можно выделить также такие типы отказных писем, как:
На какие товары можно получить ОП?
Указанный документ оформляют в отношении:
Какие документы потребуются для оформления?
Чтобы получить ОП, заинтересованное лицо предоставляет:
Также к заявке прилагают пакет заверенных копий регистрационных и уставных документов фирмы или ИП.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.