Что значит отечественная литература
Русская литература
Смотреть что такое «Русская литература» в других словарях:
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
«Русская литература» — (набережная Макарова, 4), ежеквартальный историко литературный журнал Института русской литературы АН СССравни Издаётся с 1958. В журнале публикуются статьи по истории русской и советской литературы; обзоры историко литературных трудов, выходящих … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Русская литература — (набережная Макарова, 4), ежеквартальный историко литературный журнал Института русской литературы АН СССР. Издаётся с 1958. В журнале публикуются статьи по истории русской и советской литературы; обзоры историко литературных трудов,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — См. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО 1917 ГОДА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 ГОДА ЛИТЕРАТУРА История русской литературы, тт. 1 3. М. Л., 1958 1964 История русской поэзии, тт. 1 2. Л., 1968 1969 Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969 Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969… … Энциклопедия Кольера
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Древнерусская литература (конец XXVII вв.)Литература XVIII векаЛитература 1‑й половины XIX векаЛитература 2‑й половины XIX векаЛитература конца XIX начала XX вв.Русская советская литература (19171987)Мировое значение русской… … Литературный энциклопедический словарь
Русская литература — («Русская литература»,) советский историко литературный журнал. Выходит четыре раза в год, с 1958 в Ленинграде при Институте русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Публикует статьи по вопросам истории и теории русской и русской… … Большая советская энциклопедия
Русская литература — см. Россия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Русская литература» — историко литературный журнал РАН, с 1958, Санкт Петербург. Учредители (1998) Отделение литературы и языка РАН и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 4 номера в год … Энциклопедический словарь
«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» — «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», историко литературный журнал. Издавался в Ленинграде с 1958 (4 выпуска в год). Орган Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Освещает проблемы теории, истории, национального своеобразия русской классической и… … Литературный энциклопедический словарь
История русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Об истории русской литературы
Русская литература является важнейшим памятником истории и культуры. В ней отмечены все этапы развития России, все пережитые ею горести и радости.
Древнерусская литература
К древнерусской литературе относят все произведения русской литературы, написанные с XI по XVII века.
Толчком к началу развития литературы на Руси стало развитие письменности, которое началось с принятием христианства.
Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.
Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Важно понимать, что вплоть до изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Создавали их в основном обученные грамоте священники. При многих церквях состояли объединения специально обученных переписчиков, которые создавали копии книг, а также занимались ведением летописей, переводом иностранных книг и созданием оригинальных произведений.
Для литературных произведений Древней Руси была характерна религиозная тематика. Активно развивались, к примеру, жанры жития и слова, примерами которых являются «Житие Бориса и Глеба» Нестора и «Слово о законе и благодати» Иллариона соответственно.
Готовые работы на аналогичную тему
Самыми известными и значительными произведениями древнерусской литературы являются «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Периодизация древнерусской литературы:
Литература XVIII века
Некоторые исследователи называют XVIII век «русским Просвещением».
Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика.
Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.
Самыми выдающимися авторами данного периода являются А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин. На творчество и идеи этих авторов опирались писатели и поэты Золотого века.
Литература XIX века
XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.
Важно отметить, что в XIX веке очень стремительно развивалась отечественная поэзия. Ключевую роль в этом сыграло творчество А.С. Пушкина, на которое опирались поэты пушкинского круга, а также Фет, Тютчев и Некрасов.
Самыми значительными писателями и поэтами XIX века являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов и другие.
Литература XX века
Для литературы XX век начался с Серебряного века русской поэзии. В это время появилось огромное количество новых поэтов и новых поэтических течений, которым был характерен бунтарский подход к творчеству. Символисты и футуристы бесстрашно экспериментировали с литературными формами, оставляя своим потомкам уникальное поэтическое наследие.
Второй значительнейшей эпохой литературы XX века является литература СССР и отдельно литература, посвящённая Великой Отечественной войне.
В XX веке вышло множество произведений, так или иначе являющихся идеологический пропагандой. Героями становились простые люди, борющиеся за счастье своей страны и часто ставящие его прежде своего собственного. Другой стороной этой медали, впрочем, были произведения, критикующие советский строй и оттого часто подвергающиеся цензуре.
К концу XX века, когда цензура ослабла, на свет вышло множество произведений, написанных ещё в 30-50-ые годы, но так и не увидевших свет.
Крупнейшими именами в русской литературе XX века являются Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок, Александр Куприн, Иван Бунин, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков и другие.
Современная русская литература
К современной литературе принято относить произведения, написанные в период с (70)80-90-ых годов XX века и до наших дней.
Литература, написанная в XXI веке, в основном является массовой.
Современные русские авторы: Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец и др.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 12 2021
Что значит отечественная литература
Билет№1. Своеобразие древнерусской лит-ры. Хронологические рамки. Объем. Примеры.
Рус. Лит 1000 лет. Одна из старейших лит. Европы. Древнейший период длился более 7 веков – с 11 по 17 век включительно.
Широкое толкование слова литература потому д.р.л. совокупность религиозно художественной и деловой и т.д. и документальная
переписки. Отличая – рукописный характер бытования на пергаменте. Монахи в скрипториях. Нет понятия авторского права.
Этикет и ритуальность главное в средневековом мире человека. Ход событий, действия, описание. Средневековый историзм – ярко
выраженный исторический характер. Следовать фактам ирреальным лицам. Вымысел лишь в 17 веке. Даже если сверхъестественное – то нет
сомнения в подлинности.
Ретроспективная историческая аналогия – факты гражданской жизни соотносятся с фактами из священного писания и мировой истории.
События настоящего объясняются в прошлом. А. Невский – библейские цари. Попытка установить закономерность.
Лит-ра эпохи феодальной раздробленности (вторая треть 12-первая треть 13 в.). Этот период связан с появлением областных литературных
центров во Владимире, Ростове, Смоленске и др. наметился процесс «расподобления» стилей русского летописания, агиографии, ораторского искусства.
Господствует монументально-исторический стиль в литературе.
Лит-ра эпохи начала татаро-монгольского ига (вторая треть 13-1380 г.). В этот период основная тема литературы-героическая,
а монументально- исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.
Лит-ра эпохи Куликовской битвы (1380-80-е гг. 15 в.). Это время творческих исканий и открытий в литературе, что вызвано подъёмом
национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых
Епифания Премудрого. Растёт интерес читателя к беллетристической и историко-публицистической литературе.
Лит-ра Московского централизованного государства (конец 15-16 в.). Этот этап характеризовался небывалым расцветом публицистики,
т.к. в государстве было множество проблем. Традиция начинает преобладать над новым, литература переживает период нового монументализма,
проявляется интерес к биографиям исторических деятелей.
Лит-ра переходного этапа (17 в.). В этот период происходит столкновение новых и старых принципов художественного творчества.
Развитие индивидуального начала видно во всём. После церковной реформы Никона литература разделилась на демократическую и официальную.
Стремительно растёт автобиографическое начало, появляется внимание к личности человека.
_____________________________________________________________________________________
2 билет. Исторические предпосылки. Образование государства. Вторая половина 9 века. Объединение славянских племён.
Сильное гос-во с центральной властью князя- процесс феод. раздробленности
2. Принятие христианства. В 988 году. Русь давно познакомилась с христианством и иудаизмом. Принятие религии=укрепить гос-во. Культурное значение: христианство приобщило русских людей к богатым культурным традициям Болгарии, Сербии, Византии. Хр познакомило людей с новыми этич и эстетич ценнстями. Хр пставило гос-во в ряд хр стран Европы, сблизив и уровняв их На Руси начин развив архитектруа, жив, книжность.
3. Наличие письменности. Письменный язык – древне русский, основа разговорный. Старославянский.
4. Устное народное творчество. Высоко развито искусство устной речи. Это потребности общество кроме христианства. На жанровом и сюжетном уровне.
Раньше все было по жанрам. Но сложно установить датировку произведений. Переход к историческому рассмотрению произошел, когда было много материала. Периодизация систематизировала весь объем литературы. Она дает проследить, как соотносится литература с современными тенденциями. Как совершенствовалось слово и жанры.
Периодизация. В развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:
1) Литературы древнего государства XI – первой половины XIII вв. литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси
2) Литература периода феодальной раздробленности борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.)
3) Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI – XVII вв.)
При периодизации необходимо учитывать:
а) Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период
б) Характер идей тем, образов, отразившихся в литературе.
Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.
Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх
Совершенно своеобразный характер майковскому повествованию придает открытая проявленность авторской эстетической позиции, реализованной в личном авторском местоимении, которое неукоснительно возникает во внесюжетных элементах поэмы — отвлечениях автора от повествования сюжета, которые позже будут называться “лирическими отступлениями”. Иными словами, сюжет поэмы “Елисей, или раздраженный Вакх” не исчерпывается в своем объеме только условно-мифологической и реальной линиями действия — так называемым “планом героев”. В нем совершенно очевидно присутствует и “план автора” — совокупность отступлений от сюжетного повествования, связанных с самим актом творения поэмы. Таковы, прежде всего, многочисленные майковские обращения к музе или Скаррону, как воплощенному вдохновению бурлескного поэта;
Нельзя не заметить, что все подобные проявления авторской позиции имеют эстетический характер: они, как правило, относятся к творческим принципам, литературным пристрастиям и неприязням, представлению о жанре бурлескной поэмы и к самому процессу творения ее текста как бы на глазах у читателя в постоянных коллоквиумах с музой или Скарроном относительно стиля, жанра, героя и сюжета поэмы Майкова. Таким образом, автор — писатель, поэт и повествователь, со своим образом мыслей, своей литературной и эстетической позицией как бы поселяется на страницах своего произведения в качестве своеобразного героя повествования. Поэтика бурлеска, реализованная в сюжете и стиле поэмы, дополняется эстетикой этого рода творчества, изложенной в авторских отступлениях от сюжетного повествования.
Свое эстетическое открытие — формы проявления авторской позиции в тексте произведения и дополнение системы образов персонажей образом автора — поэт Майков разделил со своими современниками-прозаиками, авторами демократического романа. Следующий шаг в этом направлении сделал Ипполит Федорович Богданович, автор бурлескной поэмы “Душенька”, где сюжетный план героев дополнен авторским планом повествования, как у Майкова, но в системе художественных образов поэмы появляется еще один значимый персонаж — читатель.
А.П. Сумароков. Рогоносец по воображению
Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его «Рогоносец по воображению», комедия, как бы стоящая на пути Фонвизина от «Бригадира» к «Недорослю», несмотря на меньшее комедийное дарование Сумарокова. Сумароков вводит зрителя в быт захудалого, захолустного, небогатого и некультурного помещичьего дома. Перед нами два пожилых человека, муж и жена, Викул и Хавронья. Они глуповаты, невежественны; это отсталые, дикие люди, и комедия должна высмеять их захолустное варварство. Но в то же время они трогательны в своей смешной привязанности друг к другу. Они – немножко старосветские помещики. У них в доме живет бедная девушка-дворянка Флориза, образованная и добродетельная, но бесприданница. К ним приезжает в гости по дороге с охоты знатный и богатый сосед, граф Кассандр. Старик Викул приревновал блистательного графа к своей Хавронье. Он уверен, что Хавронья приставила ему рога. В конце концов он узнает, что граф и Флориза полюбили друг друга, что граф женится на Флоризе; тем самым рассеивается его ревность.
Комедия построена прежде всего на показе двух персонажей – Викула и Хавроньи; остальные лица традиционны и отвлеченны, хотя в роли бесприданницы Флоризы есть психологический рисунок, весьма своеобразный. Но Викул и в особенности Хавронья – это бытовые фигуры, немаловажные в истории русской комедии. Правда, в обеих этих ролях, а особенно в роли Хавроньи, заметно влияние «Бригадира» и прежде всего образа бригадирши. Но Сумароков сумел так усвоить уроки своего молодого соперника, что он смог дать затем кое-что и ему для его будущей великой комедии.
В «Рогоносце по воображению» звучат ноты «Недоросля». Прежде всего самый круг изображаемого – это тот же быт бедной и дикой помещичьей провинции; это тот же грубый и красочный язык помещиков нестоличного пошиба. Флориза находится в семье Викула и Хавроньи, как Софья у Простаковых, хотя Флоризу не обижают; вообще, эти две роли соотнесены. Сходен с известной сценой после драки Простаковой с ее братцем выход только что подравшихся Викула с женой (д. 2, яв. 6). В имени Хавроньи звучит каламбурность фамилии Скотининых, да и манера бытовой рисовки и самая тема местами сближаются в обеих комедиях.
Сочными красками рисует Сумароков быт Викула и Хавроньи. Его победой приходится считать такие сцены, как, например, заказ парадного обеда Хавроньей или неуклюжие «светские» разговоры, которыми она старается занять графа. В этих сценах, как и в диалогах обоих супругов, Сумароков достигает высшей точки в своем стремлении к передаче бытовой речи, яркой, живой, вполне разговорной, местами близкой к складу народной сказки, пересыпанной пословицами и поговорками. Он передает эту речь натуралистически, без кристаллизации ее форм; он считает ее некультурной речью, служащей характеристике его помещиков как варваров; но все же подлинная, реальная речь звучит в его пьесе; она звучала и в прежних его комедиях, но именно «Рогоносец по воображению» и в этом отношении является лучшей его прозаической пьесой.
Чулков М.Д. Пригожая повариха
Первая часть романа Чулкова «Пригожая повариха или похождения развратной женщины» появилась в 1770 г. Продолжение было написано, но не увидело света, скорее всего, по цензурным условиям. Содержание романа составила история любовных связей некоей Мартоны, оставшейся 19 лет от роду вдовой после мужа-солдата, убитого в Полтавском бою; Мартона – не дворянка, женщина «низкого» звания. Ей пришлось в поисках средств к существованию поступить на содержание дворецкого одного дворянина, а затем она сменила нескольких любовников.
Героиня Чулкова – явление совершенно новое в русской литературе, хотя кое-что он мог позаимствовать и в ее характеристике, и в построении всей книги из западного романа. Пригожая повариха Мартона – человек из «низов», из народа; это человек, строящий сам свою жизнь, сам кующий свое счастье. Мартона лишена какого бы то ни было уважения к сословным перегородкам, к дворянству, к высоким идеям чести и даже добродетели. Ее мировоззрение отражает аморализм индивидуалистической борьбы за существование. Она готова использовать в звериной борьбе за жизнь все средства. Она красива,, и она использует свою красоту. Она может обокрасть богатого дворянина, и она без угрызений совести делает это; ее любовник крадет у нее украденное ею; она не слишком осуждает его: он оказался хитрее ее, сильнее в жизненной борьбе. Мораль, честь – это ведь только маски, лицемерные слова в обществе, где все основано на праве сильного. Мартона не имеет силы сословных привилегий, и она вправе пустить в ход иную силу – личный успех и ловкость. Она не уважает чувства нежности, привязанности. Главное в жизни не это, а грубый внешний успех.
Нужно помнить, оценивая этот образ, что плут Фигаро вырос во французской литературе в символ буржуазной, еще демократической революционности. Чулкова радует, что Мартона, человек из народа, торжествует над дворянами, оставляет их в дураках, хотя бы обольщая их своей красотой.
В образе Мартоны Чулков попытался построить характер; Мартона определена не одной-двумя чертами, а сложно-психологически; в этом отношении Чулков преодолевает отвлеченность русского дворянского классицизма.
В своем романе Чулков хочет рисовать жизнь, как она есть. Было бы, конечно, слишком смело говорить о реализме в применении к «Пригожей поварихе», но отрицание отвлеченной, рационалистической поэтики классицизма в этой книге есть. Нужно помнить, что и у Сумарокова в баснях, эпиграммах или сатирах, и у Майкова в «Елисее» мы найдем и широкое использование просторечия, и изображение обыденных вещей и «простых» людей, крестьян, откупщиков, даже проституток. Но для них «низкий» быт прежде всего – именно «низкий», заслуживающий сатирического или смешливого отношения к нему. В их поэтическую систему простая жизнь могла входить лишь с особым оттенком, особым привкусом комических или сатирических жанровых формаций. Их интересовали идеи, психические состояния вообще, а быт попадал в поле их зрения только тогда, когда надо было в той или иной форме преодолевать его, отрицать его. Это относится и к дворянской комедии 1750–1760-х гг., хотя и в ней рассыпаны черточки быта; они и здесь плотно окружены идеями и художественными образами, лишающими их значения самостоятельных картин действительной жизни.
Мартона Чулкова, как и другие действующие лица его романа, не «плохая» и не «хорошая». Она человек, и она цепляется за хорошую жизнь, за деньги, за успех в жизненной борьбе; в этом ее оправдание. И быт, который окружает Мартону, нарисован не на посмеяние и не ради обличения; это жизнь, подлинная, реальная жизнь, в общем, жизнь довольно противная, подлая жизнь, основанная на эгоизме, страстях, объегоривании друг друга, а все-таки жизнь, такая именно, с какой приходится иметь дело Чулкову. Его образы нетипологичны; он даже не стремится к глубокому раскрытию законов, сущности общества, бытия человека. Он не стремится и к детальному психологическому анализу. В этом сказывается ограниченность его эстетического мировоззрения, слабость его художественного метода.
Чулков – эмпирик. Отдельные, внешне наблюденные факты, фотографически записанные, составляют содержание его книги. Он относится к действительности протокольно. Он регистрирует житейские случаи один за другим, без глубокой внутренней связи, и деловито, скупо дает отчет о них. Жизнь человека у него рассыпается на отдельные кусочки, эмпирически установленные факты не строятся в единую картину. Эта внешняя манера чрезвычайно характерна для всего мышления Чулкова. Она выросла прежде всего из отрицания механистических и отвлеченных обобщений классицизма. Именно как разрушитель силен Чулков-художник, потому что построить ему удалось не так уж много. Он увидел отдельные конкретные факты и отдельных индивидуальных людей, которых не видели дворянские писатели-классики. Но это уже было шагом большой важности. Даже язык романа Чулкова интересен в этом отношении. Чулков пишет подчеркнуто просто, «нехудожественно», он отказывается от норм литературности; его язык – почти канцелярская запись, сухая, лишенная уравновешенной логичности сумароковской «ясной» речи или величественности ломоносовской. Стиль Чулкова может быть неправильным с точки зрения литературных норм, и в этом его отрицательный смысл, – так говорили, так писали частные письма, деловые бумаги. Это стиль практической жизни, которая для Чулкова дороже, ценнее поэтической стихии, как ее понимали в дворянской литературе. Чулков идет за практикой, не поднимаясь над нею, и в этом слабость его как художника и сила его как разрушителя дворянской эстетики.