Что значит отдать швартовые у моряков

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Как появилась фраза «отдать швартовы» и что она означает?

Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Значение слова «швартовы»

Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.

А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз, кнехт, мачта, такелаж. Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов.

Есть две версии происхождения слова «швартов»:

Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.

Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.

В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.

Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Канаты на корабле

В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем

Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти.

Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:

На судне встречаются такие канаты:

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Что значит отдать швартовы?

Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.

Виды концов или выбросок:

Конец состоит из огона, линя, то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.

Швартовные операции

Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».

Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:

Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.

При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.

Морские узлы и крепление судна

Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:

Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Видео: как спускают судно на воду

В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:

Источник

Морской словарь для сухопутных читательниц

И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.

Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.

Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.

Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?

Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.

Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.

АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.

АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.

БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.

БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.

БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.

БУКВАРЬ – книга, инструкция.

ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.

ВАХТИТЬ – нести вахту.

ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.

ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия

ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.

ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.

ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.

ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.

ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.

ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.

ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.

ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.

КАМБУЗ- кухня на судне.

КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.

КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.

КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.

КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.

КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.

КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.

ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.

ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.

ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.

МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.

МАШКА – судовая швабра.

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.

НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.

НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.

НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.

НОС- передняя оконечность судна.

ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.

ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.

О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)

ПОДВАЛ – машинное отделение.

ПОСУДИНА – лодка, судно.

ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.

ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.

РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.

СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.

СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.

СТЕНКА – причал, пирс.

СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.

ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.

ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.

ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.

ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.

ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.

ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.

ПОДЗОР- свес кормы судна.

ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.

РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.

РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.

РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.

РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.

СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.

СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.

СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.

СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.

СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.

СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.

ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.

ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.

ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.

ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).

ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.

УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.

ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.

ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.

ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.

ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.

ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.

ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.

ЧЕРДАК – навигационный мостик.

ЧИРИК – четвертый механик.

ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.

ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.

ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.

ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.

ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.

ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.

ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.

ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.

ЯМА – машинное отделение.

ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.

ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.

Источник

Швартовные операции

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.

Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.

Источник

Морские нравы, суеверия, пословицы, легенды и. ругательства

Мир мореплавателей — особенный. Ему присуща яркая субкультура и совершенно необычная речь. В «морском языке» сплелись слова голландского, немецкого, французского, английского, испанского происхождения, образовав сочный и образный жаргон, по виртуозному владению которым моряки узнают «своих».

Не только русским мореплавателям присущ собственный язык, но и морякам со всего света.

Морской сленг включает особенные словечки, выражения, пословицы, суеверия, легенды, а также, конечно, ругательства — куда без них в нелегком морском деле? Эти выражения называются «солеными».

Устройство корабля

Немало устойчивых выражений, пословиц и присказок связано с частями корабля.

Швартов

Швартов — это трос, изготовленный из стали, синтетических иди растительных волокон. Его используют для подтягивания и закрепления судна к причалу или одного судна к другому.

Такой важный предмет не мог не отразиться в морском жаргоне.

Слово имеет голландское происхождение, но оно обрусело и появились такие формы, как:

Помимо прямого значений, у этих слов есть переносные:

Шлангоут

Слово голландского происхождения, которым называют поперечную балку, обеспечивающую устойчивость корпуса судна.

Поскольку в центре корабля качает меньше, мидель-шлангоут (средний) называют «лодырем».

Шлюпка

Эти мелкие беспалубные суда имеют важное значение: они используются для спасательных и грузовых работ.

Выражения, связанные со шлюпками:

Русские морские пословицы:

Шкентель

Короткий конец троса; также этим словом называют конец шеренги.

Штерт (шкерт)

Это тонкий конец троса.

Выражения и ругательства:

Порядки на корабле

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Шторм и штиль

Как известно, штиль означает безветрие, а шторм, напротив, сильный ветер. От этих погодных условий зависело передвижение парусных судов.

Полное безветрие называли также полным или мертвым штилем или мертвяком, умертвяком.

«Выдержать (выстоять) шторм» — так говорится как о преодолении шторма, так и, в переносном смысле, о преодолении препятствий.

«Ожидать шторма» — ждать неприятностей.

Сильный шторм могут называть «штормягой».

Слово «штормить» используется по отношению к бушующему морю, борьбе со штормом, сложным жизненным ситуациям.

Также «штормит» пьяного человека.

Штормовкой называется перегородка на койке, которая позволяет не упасть во время сильной качки.

Прозвища и звания

Существуют так называемые штатные прозвища:

Есть и менее уважительные прозвания; так, молодого матроса могут называть «шнурок» (при этом «шнурковать» — уходить откуда-то).

Шульц — рядовой без звания.

Попасть на ют — выслужиться, получить повышение.

Жестокий к подчиненным офицер, так же, как матрос на сверхсрочной или контрактной службе, мог получить прозвание «шкура».

Штурман

Штурман — помощник капитана, специалист по судовождению. Также его могут называть «штурманец».

Штурманить — работать штурманом (в переносном смысле — командовать).

Штурманский почерк — очень хороший, аккуратный, каллиграфический.

Пословицы про штурманов:

Это не то, что вы думаете

Иногда сложно понять, о чем толкуют моряки.

Это слово у моряков означает спирт или любое спиртное. Шило-кола — коктейль из пепси-колы и спирта пополам.

Адвокат

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

Как ни странно, это капитанский чай с лимоном, который подают в шторм.

Челюскинец

На морском сленге это неудачник.

Шкиперские дочки

К шкиперу они отношения не имеют. Так называют волны с белыми гребнями.

Боеприпасы в рундуке

Так говорят о человеке, у которого всегда припасены деньги.

Занимательная география: «конские», «винные», «гремящие» широты

У моряков своя география.

Винные широты

А вы слышали о таком географическом поясе?

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

История возникновения этого выражения такова: во времена Советского Союза, вплоть до 1985 года, в тропическом поясе советские моряки получали «тропическое довольствие» — 300 г местного вина (исключительно в целях утоления жажды). Так и родилось это шутливое название тропиков.

Воющие широты

Это название дали поясу между 50° и 60° в южной части Тихого и Атлантического океанов, поскольку там преобладают западные штормовые ветра.

Гремящие (или ревущие) сороковые

Так называют пояс 40°–50° южной широты, который славится западными ветрами, позволявшими парусным судам передвигаться с рекордной скоростью.

Этим же выражением в шутку называют Бродвей и прилегающие к нему улицы Нью-Йорка, с 40-й по 50-ю.

Конские (лошадиные) широты

В Атлантическом океане в зоне 30°–35° северной широты часты штили и неустойчивые ветра, которые задерживают переходы парусных судов. В 17–18 вв. суда часто бывали вынуждены выбрасывать за борт лошадей, которым, из-за задержки плавания, недоставало корма.

Экватор

Самый длинный меридиан, который условно делит Землю на Южное и Северное полушария нашел отражение в морском жаргоне:

«Добрые» пожелания

На море и ругаются не так, как на суше. Некоторые выражения имеют древнюю историю.

«Отправиться за сундуком Дейви Джонса»

Этот сундук существовал в реальности. Согласно документальному источнику 1751 года, это был сундук с корабельными навигационными приборами.

Но морской фольклор сделал Дейви Джонса символом разбушевавшегося океана, а отправиться за его сундуком означало утонуть. Отсюда же пошли выражения: «сундук мертвеца», «пробудить Дейви Джонса», пожелание «катиться к Дейви Джонсу» и другие.

«Якорь мне в глотку!»

Это и многие другие подобные выражения означают выражение особенного изумления, возмущения, недоумения, недоверия.
Оно происходит от английского «Shiver my timbers!», что означает: «Разрази меня гром!» Предположительно, связано с сотрясением корабля при ударе о подводную скалу (слово «shiver» означает дрожь и вибрацию, а дословный перевод — что-то вроде «тряси мои доски»).

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

В романе Стивенсона «Остров сокровищ» так ругались пираты, позже выражение было скопировано авторами других книг о пиратах. Ругались ли таким образом настоящие пираты, науке не известно.
Варианты ругательства:
• Триста акул в глотку!
• Тысяча тухлых моллюсков!
• Кошку в пятку!
• Фок-грот-брамсель мне в левое ухо!

Аваст!

Это приказание прекратить деятельность использовалось в 17 веке.

Сейчас это требование прекратить болтать или врать.

Морская легенда — бессмертный кот

Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть фото Что значит отдать швартовые у моряков. Смотреть картинку Что значит отдать швартовые у моряков. Картинка про Что значит отдать швартовые у моряков. Фото Что значит отдать швартовые у моряков

О корабельном коте Оскаре ходили легенды, что он заговорен от смерти. Он служил на корабле «Бисмарк», который был разгромлен. Оскара спасли моряки эсминца «Козак», который впоследствии был уничтожен торпедой, но кот снова выжил, и его подобрали на авианосец «Арк Ройл». Авианосец был уничтожен, но, говорят, кот снова не пострадал и, по слухам, обитает в районе Гибралтара.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *