Что значит освоить понятия что ученик должен продемонстрировать
Б. С. Волков Психология младшего школьника Учебное пособие
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЯЗЯТЕЛЬНАЯ | ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ | ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ | СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ |
Компоненты учебной деятельности | |||
Учебные задачи | Учебные действия | Действие контроля | Действие оценки |
направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач | помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач | это сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает учитель | процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления |
Что освоить? | Что сделать? | Правильно ли? | Достиг ли результата? |
Строится с учетом познавательных сил и возможностей младших школьников
Вооружает учащихся знаниями, навыками, умениями, которые повышают уровень развития детей
СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Знания | Навыки | Умения |
Полнота — глубина Представления — понятия | Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом | Специфические — используются на уроках по различным предметам. Обобщенные— используются при выполнении любой деятельности. |
Начало усвоения системы научных понятий | Развернутость их освоения | |
Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения | Перенос и интерференция навыков | Умения: • планировать свою работу • работать с текстом и др. |
Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконтролем.
ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?
ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учебную деятельность.
Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.
Ученик оценивает, насколько освоен им способ решения задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внимания.
Действия оценки отличаются от отметки. Последняя включает в себя конечный результат выполненной работы по 5-балльной системе.
Действие оценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.
ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры для младших школьников — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми.
Для чего учитель задает ориентиры критериев отметки? Оценки?
Есть ли свои критерии у учащихся?
ОТВЕТ. Исходя из собственного опыта, дети имеют свои критерии вне зависимости от результата:
•Ф- сколько потратил времени;
•§> сколько вложил сил, старания.
Причем свою работу оценивают выше, чем работу одноклассников.
Учитель же задает ориентиры содержания отметки, которыми они должны руководствоваться в дальнейшем. Делает это максимально наглядно для учащихся.
В учебной деятельности важно сотрудничество и взаимодействие детей по поводу изучаемого материала:
14 С учителем Со сверстниками
ф дети находятся: Ф
Учебный материал усваивается лучше, так как:
•v- учитывается свой способ действия; •v- и способ действия партнера
•v- критичность, терпимость; •Ф- умение встать на точку зрения другого
Учебная деятельность — это такая же предметная деятельность, как в дошкольном периоде, но предмет ее усвоения теоретический, идеальный.
Для лучшего развития мышления объекты изучения необходимо материализовать.
ЗАДАЧА 10. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.
За счет чего повышалась успеваемость таких школьников?
ОТВЕТ. Помогая другим, школьник оказывался в роли учителя. Притом оказывался обычно хорошим «учителем» — терпеливым, понимающим и достаточно требовательным. А самое главное — улучшалась их собственная самооценка. Они обретали уверенность в себе. Превращались из ученика «слушающего» в ученика «спрашивающего», задающего вопросы. ‘
ЗАДАЧА 11. Учащимся предлагались таблицы типов задач, представленных в виде кратких условий, образно-графических моделей и определений инвариантов.
Им предлагались ситуации, расчлененные на планы:
Что означало для учащихся решить эту задачу?
ОТВЕТ. Для учащихся это означало ОПОЗНАТЬ ее инвариант и найти его математическую характеристику. Процесс опознания заключается в выделении (в объектах сличения) существенных признаков в результате преобразования этих объектов, а модели еще только формируются. Модель инвариантов служит также и ориентиром в процессе обдумывания задач.
Процесс развития учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте это — действие контроля и оценки.
Развитая форма учебной деятельности — когда ученик ставит перед собой задачи собственного изменения. Цель обучения — изменить ученика.
В процессе учебной деятельности прежде всего происходят усвоение младшими школьниками научных понятий, формирование навыков и умений.
Знания младшего школьника могут быть на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности. Владеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий по данному предмету. До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными предметами, явлениями, их внешними свойствами и отношениями, а не с их сущностью, выраженной в понятиях. Житейские понятия мешают младшему школьнику усваивать научные. Современная программа обучения предусматривает вооружение учащихся и теоретическими понятиями. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения.
ЗАДАЧА 12. Исследования показывают, что в процессе общения от 100% задуманной информации остается в памяти собеседника 24%. Из существующих «барьеров»: непонимания ситуации общения, психологических особенностей общающихся.
Слова, которые используются общающимися, нередко имеют разное для них значение, смысл. В одно и то же понятие может вкладываться разный смысл. А может быть просто незнакомо значение того или иного слова, даже если оно и применяется.
В учебной деятельности ученик часто сталкивается со словами, которые им до конца не понятны. Он узнает их на слух и при чтении, но так до конца и не знает, что они означают. Накопление непонятных слов, которые ученик применяет, приводит к снижению успеваемости из-за непонимания общей сути излагаемого учителем учебного материала.
ОТВЕТ. Надо чаще задавать учащимся вопросы о том, что означает то или иное слово. Если ученик не знает слова, то он его и не употребляет. И ответы на него могут быть самыми разнообразными: «Не знаю», «Это вот когда. », «Ну, это просто. » и т. п.
ЗАДАЧА 13. Дети в начальной школе встречаются с массой слов, которых они не понимают. Если ученик не понимает слова, которые применил в речи учитель, он не поймет сути объясняемого материала урока.
Всегда ли ученик обращается к учителю по поводу своего непонимания?
Какие способы может использовать учитель, чтобы убедиться в том, что дети понимают его?
ОТВЕТ. Ученик далеко не всегда обращается к учителю по поводу своей непонятливости. С возрастом он свою не-
17 понятливость все больше будет скрывать. Даже на вопрос учителя: «Всем ли понятно?» — учащиеся объективно не ответят.
Учитель должен использовать так называемую «обратную связь» с учениками. О понимании учебного материала учащимися учитель может судить по их внимательности. Он может задавать контрольные вопросы, чтобы уточнить степень понимания сообщаемой информации.
Сообщаемую информацию, превратив ее в «Понятия», термины, в дальнейшем нужно применять еще несколько раз с их расшифровкой. Например, не просто назвать понятие «луч», а сказать: «Луч, т.е. это прямая линия, имеющая одну граничную точку».
ВОПРОС 14. По каким проявлениям учащихся учитель может судить о их непонимании?
ОТВЕТ. О непонимании учащихся учитель может судить по следующим проявлениям:
1. ОЩУЩЕНИЕ ПУСТОТЫ в голове и мыслях, когда учащиеся не могут установить устную речь, насыщенную словами, не доступными их пониманию. В этот момент учитель может увидеть, что взгляд ребенка совершенно пуст, он не видит учителя.
2. «ОТСУТСТВИЕ» всякого присутствия. При непонимании ученик переключается на мысли, которые его занимают больше, чем изучаемый материал. Ученик увлечен своими мыслями («витает в облаках»). Если учитель обращается к ученику в такой момент, он может не услышать, что к нему обращаются.
3. НЕРВНОЕ СОСТОЯНИЕ наблюдается при накоплении у ученика большого количества непонятных слов. Могут появиться слезы.
ВОПРОС 15. Как можно организовать работу ово-их учащихся по предмету при самостоятельном изучении учебного материала, с элементами взаимоконтроля?
ОТВЕТ. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ.
Двое учащихся с одинаковыми текстами и словарем
18 Ученик, читающий текст | Ученик проверяющий | |||
Читает текст | Проверяет знание слов = Остановись, скажи, что значит слово «сразу»? | |||
Встречается неточное толкование слова | с=> | На основе словаря уточняется значение слова | ||
Уточняя толкование слова, составляет несколько предложений с этим словом | С | Дает задание составить несколько предложений с ранее незнакомым словом | ||
Выполняет задание | ||||
Реализация развивающего обучения способствует формированию важнейших психических новообразований, таких как | ||||
абстрактное мышление | произвольность действий | внутренний план действий | рефлексия | самоконтроль, самооценка |
ЗАДАЧА 16. В процессе освоения учебной деятельности в 1-м классе Витя спрашивает про незнакомую букву: «Какая это буква?» А Вова спрашивает про полузнакомую букву: «В какую сторону пишется буква Е?», «Сколько ножек у буквы И?» и т.д.
Что проявляется в утих вопросах учащихся?
О чем может говорить отсутствие вопросов учащихся?
ОТВЕТ. Эти вопросы говорят о том, что Витя и Вова начинают самостоятельно учиться у учителя.
Отсутствие вопросов у учащихся может свидетельствовать или о полном понимании задания учителя, или о том, что ученик не может адекватно выразить собственные затруднения для учителя.
То, что ученик в начальный период обучения в школе не видит еще необходимости в помощи извне, говорит о его значительных трудностях.
ЗАДАЧА 17. В начальной школе должна быть сформирована учебная деятельность учащихся.
Что значит сформирована учебная деятельность?
20 ОТВЕТ. Научить учиться — это значит научить ребенка «учить себя»:
— уметь принимать учебную задачу;
— находить способы ее решения;
— отбирать нужные средства;
— контролировать свои шаги;
— самому оценивать полученные результаты.
Всему этому отвечает теория Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Не нужно детям учение как развлечение. В учебном труде детей интересует не столько внешняя привлекательность, сколько процесс самостоятельного поиска момента истины.
Мотивы учения младших школьников (схема 6)
Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.
В первые дни пребывания в школе такая обстановка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственности школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.
Учителю необходимо формировать ответственное отношение к учению, которое должно проявляться в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам.
Из узколичных мотивов могут быть мотивы благополучия (получить хорошую оценку любой ценой, похва-
21
Схема 7 Отметка — мотивация учения
Многие первоклассники не понимают смысла отметки
Большинство детей считают: Другие: привыкая к своим не-«Они заслуживают более высокой удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают»
Обучение без отметок
Снижает Повышает уровень
тревожность учебно-познавательных мотивов
лу учителя, родителей) и мотивы престижные (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смысла. И лишь переживание ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулирует учеников к работе. Большинство детей обычно считают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее занижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребенка имеет полученная отметка.
Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).
Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.
Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-
ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.
Способ работы с понятиями в образовательном процессе.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация работы учащихся с понятиями в образовательном процессе.
Понятия это не только основные средства понимания того, что говорят и делают другие люди, не только способ договориться и делать общее дело, но и способ преобразования ситуации, возможность увидеть перспективу и реализовать ее в действии.
Б.Д.Эльконин пишет: «Мы отказались не от знания, как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения ).
Что такое знание в нашем подходе? Что такое понятие?
1.Знание – это не сведения.
2.Знание – средство преобразования ситуации.
3. Если знание – средство мысленного преобразования ситуации, тогда это понятие.
Мы пытаемся строить понятия так, чтобы они стали средствами преобразования ситуаций, действия». (Цит. по Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Самара, 1998.)
«Понятие – это средство мысленного воспроизведения какого-либо предмета как целостной системы. Иметь понятие о таком предмете – значит владеть общим способом мысленного построения этого предмета. Иными словами, за каждым понятием скрыто особое действие (или система таких действий), без выявления которого нельзя раскрыть механизмы возникновения и функционирования данного понятия». (В.В. Давыдов Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 67)
«Ни к какой проблеме мы не приступаем с вполне наивным и девственным умом, мы приступаем к ней с известными приобретенными уже привычными способами понимания, с известным запасом предварительно составившихся понятий или, по крайней мере, опытов, из которых могли быть выведены понятия» (Д. Дьюи Психология и педагогика мышления. Изд. «Совершенство», М., 1997, с. 101).
Стоит также отметить, что понятия не закладываются в нас генетически и даже не передаются от учителя к ученику, человека к человеку. В общественном сознании понятия складываются на протяжении сотен и даже тысяч лет. В индивидуальном сознании понятия формируются в процессе нашей жизни, приобретении того или иного практического опыта и его осмысления ( житейские понятия ), но главным образом в процессе обучения и осуществления нами какой-либо значимой для нас профессиональной деятельности. Причем, обязательно в общении, коммуникации с другими людьми, при помощи языка, находя свое воплощение как в языковых, так в других знаково-символических формах (математические модели, схемы, символические рисунки и т.п.). Например, научные понятия формируются в научных сообществах при помощи научного мышления, главным образом в математических формах, религиозные в богословии, педагогические в практике образования, дидактике, теории воспитания.
В процесс осознанного (осознанного в том смысле, что человек пытается сформировать понятие связанное именно с данным кругом интересующих его явлений) формирования понятия можно включить следующие мыслительные акты и действия:
Формирование замысла, желание реализовать какую-либо идею или гипотезу для разрешения некоторой проблемной ситуации в конкретной деятельности (научной, педагогической, политической, управленческой – любой). Например, в «Школе самоопределения» это была идея самоопределения.
В понятие «идея» я вкладываю тот же смысл что и Д. Дьюи. Идея «является допущением, догадкой», «это возможный, но все еще сомнительный способ толкования» (Д. Дьюи Психология и педагогика мышления. Изд. «Совершенство», М., 1997, с. 103). Тем не менее, назначение идеи в сознании исследователя, это задать направление исследования, его границы.
наблюдение и обобщение явлений или признаков явления значимых для построения данного понятия (значимых, в том смысле, в каком сам человек считает их значимыми);
знакомство с научными концепциями и теориями разных авторов, в которых данный термин уже получал то или иное определение;
понимание, интерпретация этих теорий на базе уже имеющихся абстракций и своего опыта осознаваемого или неосознаваемого (личный смысл или просто смысл, поскольку любой смысл личный);
сопоставление своих обобщений с обобщениями других авторов (на уровне своего понимания);
сопоставление и различение формируемого понятия от понятий, сходных с ним по смыслу;
определение содержания понятия, его сути в определенной логике, языке, схеме, модели; В содержании модели могут быть представлены: происхождение (генезис), состав и структура, назначение и функции, механизмы функционирования и развития объекта, система (элементом какой структуры более высокого порядка является этот объект и какими новыми свойствами он в результате обладает).
краткое определение понятия (закона, процесса, предмета). Следует отметить, что написанное в учебнике и выученное определение не приближает учащегося к пониманию процесса, явления, закона. Определение есть последний шаг в формировании понятия. Когда человек сложил для себя понятие (понимание, мышление процесса, ситуации, явления), только тогда он может сформулировать его краткое определение.
построение практической деятельности на базе своего понятия и получение требуемого продукта (результата).
Таким образом, понятие формируется на пересечении четырех указанных основных областей деятельности, мышления и понимания:
осуществление какой-либо значимой самостоятельной деятельности (идеи, цели, задачи и т.д.), в которой происходит знакомство с терминами и явлениями, смысл которых недостаточно прояснен (с точки зрения того, кто осуществляет эту деятельность)
обращение к словарным значениям терминов
обращение к высказываниям разных авторов, теориям и моделям, в которых уже дается толкование причин данного явления обозначаемого каким-то термином
анализ, интерпретация имеющихся толкований и оформление содержания понятия в какой-то логике, схеме, модели
На основе такой работы складывается свое понимание, свое понятие. Очевидно, что сформированное понятие помогает не только по – новому понимать какие-то высказывания или тексты, но и по-новому организовать свою деятельность, объяснять причины явлений.
Методические приемы организации работы учащихся с понятиями в образовательном процессе в основной школе.
Организация продуктивной деятельности учащихся.
Организация для учащихся личностно значимых работ в процессе осуществления ими деятельности, в рамках которых у них возникает необходимость разобраться с терминами (явлениями), смысл которых для них недостаточно прояснен.
В процессе осуществления деятельности учащиеся обязательно читают тексты (желательно авторские), в которых автор обсуждает именно те понятия, смысл которых они еще не понимают.
Поэтому, текст или тексты, которые предлагаются учащимся, должны содержать те термины, над понятийным содержанием которых они и должны работать. Такие тексты специально подбираются учителем.
Последовательность действий учителя:
1. Учитель включает учащихся в деятельность, в процессе осуществления которой (уже на этапе планирования) возникает необходимость прояснения смысла тех или иных терминов. Учитель демонстрирует учащимся, что необходимость диктуется тем, что они по-разному трактуют смысл этих терминов, что затруднит осуществления общей работы. Термины выписываются на доску. Продуктивнее со всем классом обсуждать содержание одного понятия.
2. Учитель просит учащихся высказать свое мнение, что означает выписанный на доску термин.
Инструкция : называйте все, что приходит в голову, связанное с данным термином.
На доске появляется список слов, которые с точки зрения учащихся раскрывают его смысл.
Учитель просит учащихся распределиться по группам. Члены каждой группы должны договориться между собой, какие три, четыре высказывания (в порядке убывания важности- операция ранжирования) являются наиболее важными признаками в определении содержания данного термина (понятия).
Каждая группа дает свой вариант ранжирования. Учитель ставит ранги (1, 2, 3, 4) напротив соответствующих слов и на основе вычисления среднего арифметического составляет конечный список признаков в порядке убывания важности признаков с точки зрения групп.
4. Затем члены группы самостоятельно при помощи словарей (толкового, энциклопедического, словаря иностранных слов, Интернета и т.д.) должны определить этимологию слова и его основные значения.
5. После этого группам дается задание сравнить те смыслы (значения), которые они почерпнули из словарей с тем списком, который был сделан ими самими, внести изменения, если таковые будут, и сделать свое обобщение, связанное с их пониманием содержания данного понятия (список из нескольких слов (признаков) в порядке убывания важности).
Каждая группа делает сообщение, и результат их обобщения заносится на доску.
6. Далее учитель предлагает каждому учащемуся текст, состоящий из высказываний различных авторов (обязательно должны быть авторы оппонирующие друг другу), касающихся обсуждаемого термина (понятия). ( Приложение 1 )
Если группы работают над определением содержания разных понятий, то каждой группе раздается свой список таких высказываний, который учитель подготовил заранее по каждому термину, содержание которого должно быть определено учащимися.
Члены каждой группы должны ознакомиться с предложенными высказываниями и выбрать те из них, которые с их точки зрения наиболее точно определяют содержание данного понятия и сравнить свой список признаков с теми, которые предлагают авторы.
7. Группы делают свой итоговый список существенных признаков, определяющих содержание данного понятия.
9. Дать краткое определение данного понятия и доложить классу.
На основе сообщений между группами можно организовать дискуссию.
В процессе представления группами своих обобщений учитель должен осуществить аналитическую работу. Он сопоставляет все понятийное содержание относительно одних и тех же понятий представленное группами, выявляя в них сходство и различие. В заключении он спрашивает учащихся, как они считают, можно ли объединить какие-то признаки в одно или они действительно имеют разный смысл? При этом учитель не должен навязывать учащимся свой вывод.
В дальнейшем учащиеся свою деятельность должны осуществлять в соответствии с выработанным содержанием данных понятий (строить собственную картину мира).
Роль учителя в этой работе.
Учитель в этой работе находится в позиции организатора деятельности и коммуникации. Учитель помощник, фасилитатор, аналитик. Он уточняет формулировки, помогает конкретизировать смыслы, задает вопросы на понимание, проблематизирует высказывания (указывает на противоречия). Учитель в данной ситуации не является носителем «правильного» или «объективного знания». Он может иметь лишь равноправную с учащимися свою личную точку зрения.
Упрощенный вариант организации работы с понятиями основан только на чтении текстов.
Учитель заранее составляет себе перечень основных понятий, содержание которых учащиеся должны выработать. Для каждого понятия он находит высказывания разных авторов, содержащие различные толкования его содержания. Все толкования данного понятия должны умещаться на странице А4 через 1.5 интервала (не больше). Учитель также подбирает тексты разных авторов, по – разному трактующих содержание данного понятия. Далее работа организуется аналогично Варианту 1:
Учащиеся дают свои смысловые, ассоциативные трактовки данного термина
Затем они работают со своими трактовками, выделяя наиболее значимые признаки (три, четыре пункта в порядке убывания по важности). Учащихся можно попросить категоризировать свои трактовки, т.е. выделить те, которые, например, относятся к функциональным характеристикам объекта, к структурным, к назначению данного объекта и т.д. Такое задание позволит обсудить с ними, что они понимают, когда говориться о функциях, структуре, процессе.
Затем учащиеся выясняют значения терминов при помощи словарей разного типа (Интернета)
Затем делают свои обобщения (выделяют те признаки, которые считают основными)
Затем они работают с высказываниями разных авторов (объем не больше А4 через 1.5 интервала)
Сравнивают свои признаки с теми, которые они смогли выделить у разных авторов
Формулируют краткое определение данного понятия.
Работа организуется сначала фронтально, затем в группах. От каждой группы делается краткое сообщение и представляется конечная формулировка (определение) понятия. Организуется дискуссия, и подводятся итоги.
Различные толкования термина «Образование» в высказываниях философов и педагогов.
«Образование – получение систематизированных знаний и навыков. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Образованный – имеющий разносторонние знания». (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.. 1992)
«Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О – необходимое условие подготовки к жизни и труду, осн. средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры». (БСЭ, 1974)
«Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие — как формирование личности извне с помощью изучения материальных объектов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и утверждать, что образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта. (Д. Дьюи «Демократия и образование»)
«…образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает, в конечном счете, специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей.» (Х.-Г. Гадамер Истина и метод Москва, «Прогресс», 1988.)
«Называя какой-либо народ образованным, мы выражаем ту мысль, что этот народ умеет не только приобретать и владеть благами культуры, но и пользоваться ими так, чтобы они становились для индивидуумов источниками личных свойств, как-то: развитого чувства, утонченного вкуса, благородного характера.» (Отто Вильман Дидактика. Т.1, Москва, 1904).
«Правда его содержание (образования) имеет отношение ко всем явлениям культуры, но оно воспроизводит эти явления лишь с выбором и как бы в уменьшенном масштабе; образовательное стремление направленно к известным общим основным умениям, знаниям, воззрениям, к общегодному и общеполезному содержанию умений и знаний.» (Отто Вильман Дидактика. Т.1, Москва, 1904).
Образование приобретается самостоятельно, но при содействии других». (Отто Вильман Дидактика. Т.1, Москва, 1904)
«Образование состоит в передаче опыта посредством общения» (Д. Дьюи Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000, с.14)
«. вершиною человеческого образования является не некоторая наивысшая степень образованности, а наиболее свободная способность к образованию, неограниченная возможность самообразования; и только благодаря ей достигается в то же время полная способность участвовать в работе по образованию других.» (Пауль Наторп. Социальная педагогика. С-Петербург. 1911, с.222)
«Образование есть прежде всего и по преимуществу именно подготовка к участию в социальной жизни» ( Б.М. Бим-Бад Педагогическая антропология. М., 1998, с. 257).
«Итак, во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни: 1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования» (Ян Амос Коменский Великая дидактика, глава Х).
«Преподавание (преподнесение) знания имеет смысл в неизменной среде. Но, если существует истина, касающаяся всех нас, то она состоит в том, что мы живем в постоянно меняющейся среде. По мере приближения к новому веку начинает казаться, что наша единственная константа – это стремительные перемены. В чем я могу быть совершенно уверен, так это в том, что преподаваемая сегодня физика устареет через пять лет, а то и быстрее. Преподаваемая психология, безусловно, устареет лет через десять. Так называемые исторические факты очень сильно зависят от современных нравов и культурных установок. Химия, биология, генетика, социология находятся в таком подвижном состоянии, что любое положение, устойчивое на сегодняшний день, наверняка претерпит изменения к тому времени, когда учащемуся придется применять свои знания.
Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, в которой, если мы хотим выжить, целью обучения становится фасилитация изменения и учения. Образованным является тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добыть.» (Карл Роджерс, Джером Фрейберг Свобода учиться. М., Смысл, 2002)