Что значит оставаться человеком в нечеловеческих условиях блокады
Люди блокадного Ленинграда: как остаться человеком в нечеловеческих условиях
В России отметили 75 лет снятия блокады Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Подготовка к годовщине омрачилась традиционным спором: отмечать с размахом или «не устраивать плясок на кости». Восприятие блокады у каждого свое: для некоторых это набор строк из учебника истории. Количество жертв остается слепой цифрой, мотивы подвига непонятны. И тут бессмысленно напоминать, что этот город был вторым по величине промышленным центром СССР и культурной святыней. У других отношение глубоко личное. Владимир Свержин делится семейными воспоминаниями и фактами о блокадном Ленинграде.
Осознание
Мое отношение начало формироваться в 70-х годах прошлого века. Дело было в Харькове. Ветеранов было еще много, они были довольно молоды и, когда шли по улицам в День Победы, лица их были полны гордости. Но мой блокадный Ленинград все же начался не с них. С Нины Валентиновны — бабушки моего названного брата. Мать его умерла, отец генерал, служил на очень Дальнем Востоке, и братец жил у бабушки. Она преподавала иностранные языки. На английском и французском говорила не хуже, чем на русском, немецким тоже владела, но всякий раз, когда приходилось им пользоваться, лицо ее каменело. Возможно, она была из последних смолянок — во всяком случае так нести себя, так говорить и общаться вокруг не умел никто. В ее квартире царил культ книги. Развернуть том обложкой вверх, загнуть страницу или, упаси Бог, поставить на книгу чашку было вопиющим преступлением.
Украдкой мы доставали драгоценные издания с ятями и читали их — послания из другого мира. Особой нашей любовью пользовались тома энциклопедии Брокзауза и Ефрона. Однажды я заметил, что многих томов не хватает, и спросил, где они. Нина Валентиновна ответила коротко и просто: «Сгорели. Им топили печь. В блокаду». И я внезапно остро почувствовал, что блокада — это не страницы учебника. Что это живо и очень больно.
Остановившийся трамвай в блокадном Ленинграде
На мой вопрос командир роты, видавший виды минер, ответил недобро:
А танков тут и не ждали. Поле ставили не атаку из города останавливать. Когда мирняк повалит, чтобы его тут и положить. Опасались, что у фрицев мозги набекрень съедут, если придется косить из пулеметов тысячи шатаемых ветром стариков, женщин и детей. Не все ж в окопах сидели чекнутые эсесы. Одно дело с солдатами воевать, другое вот так вот. Ты думаешь, Ленинград взять хотели? Нет! Его хотели уморить, всех в ноль извести. Вот и ставили такие минные поля.
И очень явственно представились полумертвые люди, пытающиеся вырваться из капкана лютого голода, бредущие куда глаза глядят и умирающие на минах — и это снова была очень личная боль.
Но все же не пошли, выстояли и — это единственный случай в военной истории — не только пережили долгую страшную блокаду, но и разгромили врага. Конечно, у каждого путь к осознанию пережитого свой. Я лишь поделюсь фактами — быть может, кому-то они помогут лично прикоснуться к тому далекому, но очень близкому подвигу.
Что надо знать о блокаде
1. В учебниках истории написано, что битва за Ленинград началась 23 сентября 1941 года, когда наши войска остановили немцев на Пулковских высотах. Это не совсем так. За два дня до этого немцы предприняли массированный авианалет на Кронштадт — замок на морских воротах Ленинграда. 230 самолетов внезапным ударом могли обратить в груду затонувшего металлолома весь Балтийский флот и в руины — укрепления крепости. Так случилось в Перл-Харборе с американцами. В этом случае корабли немцев легко смогли бы дойти до самого устья Невы и расстреливать город, как в тире. Но на пути их стал 19-летний рядовой Григорий Гельфенштейн — старший оператор РЛС «Редут-3». Это может показаться странным, но в ту пору локаторы уже существовали и стояли на вооружении. Правда, чтобы догадаться, что означают странные кривули, которые они показывают, нужно было обладать недюжинной прозорливостью.
Вид мобильного РЛС
Григорий Гельфенштейн
Ленинградский зоопарк в годы блокады
4. В городе с мая 1942 года возобновил работу Дворец Пионеров. Здесь открывались новые кружки. В частности, кружок юннатов. Силами кружковцев на Марсовом поле и во дворе Дворца пионеров были разбиты грядки и посажены рожь, картофель и капуста (выделенные для сохранения всхожести Институтом растениеводства). В 1943 году здесь был проведен слет юннатов, героинями которого стали маленькие блокадные девочки Зоя Николаева и Лена Кубланова, вырастившие аж 130 клубней с одной посаженной картофелины. Зимой 1942/43 года на Новый год во Дворцу была устроена елка, и детям раздавались продуктовые подарки.
5. Весной 1942 года огороды были разбиты везде, где только позволяла земля. Даже в Эрмитаже во дворах и в подвесном саду были посадки картофеля. Во многом это позволило сотрудникам этого уникального музея пережить блокаду и бороться с оголодавшими крысами. В бомбоубежищах Эрмитажа с сентября 1941 года проживало более двух тысяч человек: сотрудники музея, их семьи, ученые, реставраторы — все они трудились не покладая рук, чтобы сохранить ту огромную часть музейной коллекции, которую не успели эвакуировать. Несли дежурство на крыше, рядом с размещенной здесь зенитной батареей, чтобы своевременно подавать сигналы и тушить зажигательные бомбы, а заодно там же устраивали научные диспуты. Вскоре после прорыва блокады в Ленинград из Сибири прибыл вагон с кошками для Эрмитажа. Их потомки до сих пор официально числятся в штате музея.
Огороды близ Исаакиевского собора и в окрестностях центра Ленинграда
6. Множество памятников в Ленинграде были замаскированы, часть закопаны в землю, но памятники Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли намеренно не прятались — русские полководцы оставались в строю. Здесь, под Ленинградом, командовал полком морской пехоты майор Маргелов. Признав отвагу, воинское искусство и уважение к солдату, вчерашние моряки Балтийского флота в знак почтения преподнесли ему, сухопутному офицеру, тельняшку. Именно о ней вспомнит генерал Маргелов, когда возглавит Воздушно-десантные войска.
7. Кроме самого Ленинграда, в осаде находился и его пригород Ораниенбаум. Это место часто именуют Ораниенбаумским плацдармом, но, строго говоря, плацдармом он не был: благодаря мощному форту Красная горка немцам так и не удалось взять этот клочок побережья Финского залива. На территории Ораниенбаума остался единственный в этих краях сохраненный в первозданном виде дворцово-парковый комплекс. Когда вспоминаешь, что в годы оккупации произошло с фантастически прекрасными дворцами Петергофа, Царского села, Павловска, Гатчины… не хочется верить, что против Советского Союза воевали люди вообще и люди, имевшие хоть какое-то понятие о цивилизации. И ведь это не только были немцы, но и испанцы — добровольцы из «Голубой дивизии» Франко, также принимавшие активное участие в блокаде Ленинграда.
Петергоф, последствия «европейского» нашествия
Елка в ленинградском Дворце пионеров, 1943-й год
9. Жизнь в городе в годы блокады, особенно в первую жуткую зиму, была нечеловечески сложной. Милиция расследовала и бандитизм, и ставшими смертельно опасными «мирные преступления» вроде карманных краж. Зачастую щипачи ловились на месте преступления, и похищенные хлебные карточки тут же возвращались владельцам, порой хозяев находили по записи на корешке и приносили карточки домой умирающим от голода людям. Порой доводилось расследовать и ужасные, зачастую связанные с помешательством случаи каннибализма. Их было зарегистрировано около трех сотен. Невзирая на слабость и недоедание, милиция активно работала и раскрывала уголовные преступления, не давая развернуться валу мародерства и преступности. Более того, сотрудники городской милиции отделяли от своих мизерных пайков кусочки, чтобы подкармливать служебного пса по кличке Султан. Пес этот — прообраз знаменитого Мухтара. Он в результате выжил и задержал около тысячи преступников!
Владимир Трибуц
10. В городе Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, возле церкви Преображения Господня и корпуса ЛЭТИ, находится неприметный холмик. Под ним то, что осталось от Флагманского командного пункта командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Трибуца — одного из руководителей обороны города. Совсем недавно там находилась грандиозная куча мусора. Сегодня группа энтузиастов взялась за восстановление этого исторического памятника. Они работают безвозмездно, на свои средства реанимируя останки командного пункта.
Урок литературы по теме «Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Оформление доски и оформление тетради (см. Приложение 1).
Вот факты о блокаде Ленинграда, взятые с одного из интернет-сайтов.
Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.
Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.
Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
Мы, кто так далёк от этой истории и в пространстве, и во времени, узнаём эти факты, когда раз в год об этом сообщается в новостных программах. Признаемся, что, когда едем в Санкт-Петербург, мы в первую очередь посещаем дворцы, парки и художественные музеи. А ведь был Ленинград! И замечательно, что история предстаёт перед нами в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Посмотрим, какой предстает эта история в книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой».
См. вопросы на доске. Ответы на них – наша цель.
Посмотрим на реальные фотографии (см. Приложение 2). Расскажите, какие сцены, эпизоды повести они могли бы проиллюстрировать.
Набирают кипяток. В повести описан декабрь 1941 года – первая зима блокады. Холод.
— В семье Майи вместо камина – «буржуйка»; «Духовка на кривых железных ножках»; «На ней можно еду готовить»; «Конфорка есть! Нагревается быстро!»
— «Тепло – второй хлеб».
— «Комната без стекол, окна забиты, затянуты ватными матрацами, тряпками».
— «Но стоит буржуйке протопиться, она тут же остывает, и крупная дрожь тут же карабкается на спину Майе».
— «Несколько часов их выручает нагретый утюг и закутанный в подушки чайник с кипятком».
Хлебные карточки. Описываются карточки – были рабочие, служащие, детские. Голод.
Разрушенный дом. Обстрелы.
Ленинградцы набирают воду.
— Майя ходит за водой для своей семьи, для Юрика с бабушкой из 48 квартиры, для соседей. Описывается, как она упала, потеряла кастрюлю. Своё ведро ей отдал умирающий старик, которого потом забрала сандружина.
Сандружинницы.
— Специально подготовленные девушки, которые собирали ослабевших, кого еще можно было спасти, на улицах, в квартирах.
Солдаты. Страх за близких.
— На фронте отец и брат Майи (впоследствии сообщается, что папа погиб – утонул в болоте).
— Брат Толик хочет на фронт, мама против. В конце повести рассказывается, что он всё-таки уходит на фронт.
— Соседский сын Игорь на фронте. «Почти весь его 10-ый класс уходил на фронт добровольцами».
— Из Майиной коммуналки на фронт ушли трое мужчин и трое юношей.
— Разговор Майи с художником Петром Андреичем: «Писал Игорёк, что с тремя винтовками на отделение погнали против фашистских танков. Дивизии в землю ложатся… вот горе…»
— Много смертей: у Мани Будкиной умерла сестра Зоя; умирает инженер Арвид, его мать Эмилия Христофоровна.
— За Арвидом идут в морг Майя и её мама с Эмилией Христофоровной. «Блокадный морг располагался под открытым небом». Майя, «похолодев от ужаса», стояла и глядела, как грузят умерших.
— Майя боится умереть.
— Перестав есть, умирает Эмилия Христофоровна. Её везут в тот же морг.
— «Снова снимала очередную жатву блокада».
— Майя плачет: «Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…», «Война кончится? Она ждёт, когда мы все умрём?», «Мне нельзя умирать, правда, мама?»
— Умерла бабушка Юрика из 48 квартиры.
— У Мани Будкиной умерли все.
— На грани смерти Петр Андреич.
— «Майе приходилось видеть мертвых людей на заснеженных улицах».
Младенцы. Дети остаются сиротами.
— Майя приносит домой Юрика из 48 квартиры: «У него никого нет. Все у него убитые и умершие»; «А Юрик живой… он бы умер, мамочка, если бы я не принесла его сюда».
— Мама: «Мы не имеем на него прав. Ладно, разберемся, пусть пока побудет у нас. Не нести же его обратно к покойнице».
Комсомолка-стахановка у станка. Работа для фронта.
— Соседи Майи по квартире (Арвид Янович и Эмилия Христофоровна). Арвид – военный инженер на Кировском заводе. Смертельно устает. Домой ночевать не всегда приходит. «От бомбёжек рушились вековые стены, не выдерживал металл, а Кировский заводработал. Смелые ленинградские рабочие не выходили неделями из своих цехов. Чтобы не падать от слабости, привязывали себя веревками к станкам. Всё больше фронту требовалось танков. Всё больше требовалось гранат и снарядов. Фронт требовал, и рабочие отдавали всё, что могли. Даже свои жизни. Они были уверены, что бойцы отстоят город». Узнаём, что Арвид Янович умирает у подъезда своего дома.
Таким образом, в повести Л.Никольской подробно описана жизнь в блокадном Ленинграде.
Самостоятельно запишите в тетради, что пришлось пережить ленинградцам (обобщается обсужденный материал, записывается вывод, зачитывается). Дополнение: иногда люди вынуждены делать то, чего не сделали бы в нормальной, мирной жизни (скорее всего, Майя отдаст котенка Кадика, чтобы спасти от смерти Петра Андреича).
Как же выжить в этих нечеловеческих условиях? В повести показаны разные варианты поведения. Приведем примеры.
На доске – карточки с указанием героев (см. Приложение 3). Берём, читаем, объясняем «позицию» каждого.
Отрицательные персонажи.
— Дворник Софроныч. Хотел забрать у Мани и Майи карточки. Он и его сообщники присваивали карточки умерших.
— Отец Мани Будкиной. Забрал карточки всей семьи, они умирают от голода. Потом вообще исчез.
— Подстаканников. Носил со склада муку в карманах, за стакан муки купил двухкомнатную квартиру. «Одни голодают, а другие продают. Одни воюют, а другие складами заведуют».
— Парень Ромка Чернопузов (Пузо). Отбирает у Майи сумку с продуктами: «Убью, зараза!» Стал выламывать ей руку, достал еду из сумки. Майя: «Вором и бандитом стать хочешь? Это не моё. У ребенка еду отбирать?»
Положительные персонажи
Сделаем вывод: мало просто выжить, пережить войну. Надо остаться человеком. Запишите в тетради, что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях блокады. Выводы зачитываются (например, сохранить совесть, честь сострадание, желание помочь другому, сохранить способность заботиться о близких, способность думать не только о себе).
Подведём итоги. Книга Людмилы Никольской, написанная в 2003 году, полная трагических ситуаций, оставляющая открытыми некоторые вопросы, заставляет задуматься о важном. А можно сказать, что и открывает на некоторые вещи глаза. Попробуем оформить свои впечатления в виде предложения с таким началом: «Прочитав книгу Л.Никольской «Должна остаться живой», я узнал…/я понял…»
— Например: …как тяжело приходилось ленинградцам в дни блокады… нет ничего страшнее блокады и войны… люди могут повести себя по-разному в страшных условиях войны… надо беречь мир… даже в самых страшных условиях надо оставаться человеком… надо с уважением относиться к пережившим войну… и т.п.
Если останется время, можно обобщить материал по прочитанным книгам.
Вспомним еще раз содержание прочитанных произведений. Кто их герои? Дети. Война показана глазами детей.
Составим небольшое рассуждение, где в качестве тезиса будет предложение, в котором сочетаются слова «война» и «дети». Предложите тезис и два аргумента с примерами-иллюстрациями из прочитанных произведений. Пример см. Приложение 4. Зачитываются получившиеся варианты.
Если кого-то заинтересовала тема войны, можно порекомендовать некоторые книги, написанные в конце 20 века – в наше время (см. Приложение 5)
Похлёбка из шубы, опилок и торфяной земли. Как выживал блокадный Ленинград
75 лет назад, 27 января 1944 года, Ленинград был полностью освобождён от блокады. 872 дня жители города и оборонявшие его войска боролись за право жить и умереть свободными. Все рассуждения о том, что город надо было сдать немцам и сохранить людей, надо рассматривать исключительно как провокацию, невежество и оскорбление всех тех, кто насмерть стоял за нашу Великую Победу
В последнее время очень часто в либеральных СМИ стали поднимать вопрос о сдаче Ленинграда. Мол, можно было бы избежать якобы бессмысленных жертв, если бы город покорился немцам. Однако такие провокационные умозаключения сытых и зажравшихся журналюг и блогеров-публицистов, ведущих подрывную деятельность на территории собственной страны, говорят лишь об элементарном желании оспорить подвиг ленинградцев и всей страны и окунуть в невежество ещё не сформировавшиеся мозги подрастающего поколения.
У Гитлера были свои планы на Ленинград, и принимать его капитуляцию он не собирался. У немцев не было тогда желания, да и возможности кормить такой огромный город. Поэтому всё население, в случае сдачи города, подлежало полному уничтожению, что было прописано в специальной директиве «О будущности города Петербурга» 1-а 1601/41 от 22 сентября 1941 года.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.
Нашим войскам удалось предотвратить вторжение немцев в Ленинград и остановить их практически у самых ворот города. Получив неожиданный отпор и понеся огромные потери, гитлеровцы, не обладая на этом участке фронта дополнительными ресурсами, ещё в августе 1941 года изменили свой план по захвату российской северной столицы и решили взять Ленинград в тиски, чтобы отрезать его от всех путей снабжения и взять голодом и измором. Немцам было важно получить выход к морю и разгрузить железнодорожные узлы, через которые шло снабжение гитлеровской армии на советском фронте, а до гражданского населения им не было никакого дела.
В «Блокадной книге» Даниил Гранин и Алесь Адамович утверждают, что подвиг ленинградцев вызван вовсе не угрозой уничтожения:
Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.
Сегодня модно заниматься расчеловечиванием людей, прошедших войну, поднимать на поверхность самые низменные вещи, говорить о том, как в блокадном Ленинграде процветала преступность, как воровали карточки, как высшие чины жировали. Но почему-то мало говорят о подвиге горожан, который они совершали ежедневно, вставая обессиленными к станкам, производя пушки, миномёты, снаряды.
Блокадный Ленинград. Ремонт орудий на заводе «Большевик«. Фотохроника ТАСС
Да, мощность предприятий, особенно к 1943 году, снизилась, большинство из них были эвакуированы, но город всё равно оказывал поддержку фронту путём неимоверных усилий, превозмогая себя.
Невозможно без слёз на глазах и кома в горле читать дневники и воспоминания ленинградцев. В «Блокадной книге» Гранина и Адамовича приведён рассказ Марии Михайловны Ершовой, работавшей в осаждённом городе врачом. По улицам она всегда «ходила мокрая, как ребёнок», потому что «голод сожрал все мышцы, остались одни кости и кожа». «Я ходить не могла, но я работала».
Ленинград в блокаду выживал как мог, но при этом и не помышлял о сдаче врагу. Норма хлеба с конца ноября 1941 года составляла 250 г для рабочих, 125 г выдавалось иждивенцам. Но и полагающийся паёк получали далеко не все. Порой ожидание в очереди за хлебом могло составить 12 и более часов. Булочные часто открывались пустыми. Кто-то съедал всё сразу, кто-то, собрав волю в кулак, доносил до дома, где его ждали обессиленные и страдающие дистрофией родные.
125 граммов хлеба, установленная норма для служащих, иждивенцев и детей в блокадном ноябре 1941 года. Фотохроника ТАСС
Первыми ввиду физиологических особенностей умирали мужчины. У женщин жировой подкладки гораздо больше, но и они уходили следом.
Людей одолевали болезни, они страдали водянкой, теряли зрение, распухали от голода. От цинги крошились и выпадали зубы. Чтобы победить авитаминоз, учёные специально подняли архивные материалы двухвековой давности, дабы найти рецепт хвойной настойки/ Gользу старались извлечь из всего. Но «наёмный убийца гитлеровцев» свирепствовал. На глазах у матерей переставали биться сердца детей, дети видели, как друг за другом умирали старшие.
Возникла проблема с захоронением умерших. Морги были переполнены, закоченелые трупы на улицах стали обычным явлением. Часто мёртвых родственников специально держали в квартирах, чтобы получать по их карточкам хлеб.
Жители этого города должны, обязаны были умереть, а они продолжали жить, они двигались, они даже работали, нарушая незыблемые законы науки.
(«Блокадная книга». Даниил Гранин, Алесь Адамович)
«Дорога жизни«. Транспортная магистраль через Ладожское озеро. Фото: www.globallookpress.com
Знаете, какая самая большая радость была? Это когда прибавили до 300 граммов хлеба. Вы знаете? Люди в булочной плакали, обнимались. Это было Светлое Христово Воскресенье, это уже такая большая радость была!
(Из рассказа врача-блокадницы Г.А. Самоваровой. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича).
Долгожданное чудо произошло только в январе 1943 года, когда Ленинградский и Волховский фронты двинулись навстречу друг другу и смогли пробить коридор. Окончательно блокада была снята лишь год спустя, 27 января 1944 года. Для немцев было настоящим шоком, когда началось наступление с Ораниенбаумского плацдарма. Они не верили, что изнурённые и измождённые советские войска способны на контрнаступательную операцию. Когда Берлин в конце войны столкнулся с угрозой окружения, Гитлер стал приводить в пример ленинградцев. А рейсхфюрер СС Гиммлер заявил: «Ненависть населения (города Ленинград) создала важнейшую движущую силу обороны».