Что значит оседлые арабы

Оседлые арабы автор: Tatyana / дата: 2019-02-18

Помимо членов семьи, которые входили в общину и между которыми делились ее прибыли, туда входила немногочисленная домашняя прислуга.

Она состояла либо из иноземцев, которые искали способа заработать себе на жизнь, либо из отвергнутых членов других общин, которые не нашли с ними общий язык, или из членов общин, распавшихся из-за превратностей судьбы или по каким-либо другим причинам.

Арабская прислуга

Домашняя прислуга использовалась в основном для сельскохозяйственных работ и была реальным членом общины. Их заработок состоял из части, в большинстве случаев – четверти, собранного ими урожая.

Они считались рабочей силой общины, хотя и делили с ней стол. Часто наблюдалось, что дочь семейства выходила замуж за прислугу.

Однако в таких случаях оговаривалось, что в течение нескольких лет жених будет работать только за кров и пищу. Подобный контракт напоминает контракт, который заключил Яков с Лаваном, чтобы получить в жены Ревеку.

Этот вид договоренности лишний раз показывает нам, сколь мало изменились нравы оседлых арабов с библейских времен. Также как и в те далекие времена случается даже иногда, что свекор настоятельно требует продолжения срока службы, не оговоренного в соглашении.

Женится ли наемный работник на дочери хозяина или умудряется сэкономить такое количество денежных средств, чтобы купить несколько голов скота, войти в семью и начать вести хозяйство за свой собственный счет, у этих примитивных народов положение слуги является переходным состоянием, которое неминуемо должно привести к более высокому положению.

Мужская полигамия

Как и все восточные народы, население, о котором мы только что говорили, является полигамным. Их полигамия, впрочем, вызвана необходимостью, но к этому вопросу мы вернемся в следующей главе. Скажем лишь, что эта необходимость настолько острая, что женщины сами первыми подталкивают к ней своих мужей.

Так же, как и в соседних регионах пустыни, т.е. на большей части Аравии, оседлое население Хауран оказалось в контакте с кочевыми племенами, которые, занимаясь разведением верблюдов и коз, не могли жить только тем, что давали им их стада и были вынуждены промышлять грабежом.

Интересы арабов

Интересы оседлых и кочевых арабов настолько же противоположны, насколько интересы охотника и добычи, когда первый имеет очевидную заинтересованность в том, чтобы съесть второго, а второй преследует не менее очевидную цель, чтобы не быть съеденным первым.

Однако необходимость – этот вечный и самый мощный фактор возникновения всех человеческих институтов – не замедлила примирить, по крайней мере, у арабов, настолько противоречивые интересы.

Оседлые арабы купили защиту у кочевников посредством ежегодных сборов, а кочевые племена, в свою очередь, защищали оседлое население, по крайней мере, для того, чтобы получить свою дань.

Таким образом, первые отказывались от части своего урожая, чтобы сохранить оставшуюся долю. То же самое, только в иной форме, делают цивилизованные люди, отдавая определенную сумму средств, которая является ничем иным, как частью их урожая, для того, чтобы содержать жандармов, судей и других чиновников, призванных защищать их имущество.

Арабы, о которых идет речь, не имея правительства, способного содержать полицию и армию, чтобы препятствовать расхищению, предпочли содержать тех, кто грабит. И результат тот же, и затраты небольшие.

Взамен на дань, которую платила каждая деревня, кочевники превратились в союзников оседлого населения, готовых защищать их от возможных нападений других кочевых племен. Но такие нападения случаются редко, поскольку ни одно племя не захочет развязать войну, в которой оно абсолютно ничего не выиграет, напав на деревню, находящуюся под защитой другого племени.

Источник

Нравы и общественные институты арабов автор: Tatyana / дата: 2019-12-16

Перед Вами план повествования четвертой части книги французского автора 19-го века Г.Лебона «Арабская цивилизация». Дается краткое описание каждой главы и приводятся ссылки, раскрывающие краткое содержание подрубрик. С содержанием первых трех частей книги можно ознакомиться по следующим ссылкам:

Книга четвертая (или четвертая часть книги Г.Лебона «История арабской цивилизации»)

Глава I

Кочевые и оседлые арабы из деревень

Как можно воссоздать жизнь древних арабов. Важные общественные изменения затрагивают только высокопоставленные слои населения. Причины, по которым арабы перестали эволюционировать, достигнув определенной ступени своей цивилизации.

Простота существования. Отсутствие потребностей. Неизменность условий существования кочевников с самых древних времен. Их жизнь в пустыне. Привычные занятия. Занятия женщин, жизнь в лагерях и др.

Общественная жизнь оседлых арабов. Неизменность их нравов и традиций. Детальное описание населения, выбранного в качестве типового. Патриархальные нравы. Общность благ. Семейная жизнь. Положение слуги. Тождественность некоторых традиций с теми, что существовали с библейских времен. Законный государственный строй. Полигамия. Крайняя необходимость, не допускающая распада сообществ. Взаимодействия с кочевниками. Необходимость выплаты им дани во избежание грабежей с их стороны и чтобы держать их в качестве союзников. Такая дань сравнима с суммами, которые тратит цивилизованное общество на содержание городских административных органов и полиции. Домашнее хозяйство оседлых арабов из различных стран. Жилища. Питание и пища. Одежда.

Глава II

Арабы из городов. – Нравы и традиции

Существенные различия, разделяющие общества Запада и Востока. Лихорадочные волнения одних, безмятежность других. Отсутствие социального соперничества на Востоке. Вежливость и высокая степень терпимости в отношении людей и вещей. Умеренность в потребностях. Чувство собственного достоинства во всех общественных классах. Как современное состояние арабов городов может служить полезным справочным материалом для воссоздания их древнего состояния.

Облик арабских городов. Жизнь внешнего мира заканчивается с закатом солнца. Вечер посвящен исключительно семейной жизни. Улицы Востока. Мягкое отношение жителей Востока ко всем животным. Транспортные средства. Жилища. Описание одного из дворцов Дамаска. Дома Алжира, Марокко и Египта. Причины, по которым арабские жилища представляют собой довольно разные типы в разных странах. Восточный базар.

Рождение. Обрезание. Брак, похороны и т.д.

Бани. Кафе. Использование табака и гашиша.

Различные игры арабов. Песни и музыка. Танцы. Альме, и др.

Глава III

Политические и социальные институты арабов

Необходимость, которая служит причиной возникновения политических и социальных институтов народа. Они являются лишь выражением чувств и врожденных потребностей. Невозможность навязывания народу институтов, которые не были порождены его прошлым. Коран мог внушить почтение лишь тем народам, чьи нравы и традиции были очень схожи с арабскими. Как можно преобразовать общественные институты народа. Крайняя медленность их преобразования. Коран существенно не изменил общественные институты арабов. Книга Мухаммеда – сборник древних традиций, уже укоренившихся, благодаря общественному мнению. Его изучение очень хорошо раскрывает состояние общества нации, где он зародился.

Источники судебной практики мусульман. Обычаи ханифитов, шафиитов, малекитов и ханбалитов. Традиционное право. Криминальное право. Заслуженное возмездие (закон «око за око, зуб за зуб»). Его польза во всех первобытных обществах. Введение компенсации убытков. Плата за кровь. Гражданское право. Собственность. Преемственность. Сравнительное исследование французского, английского и арабского сводов законов с точки зрения преемственности. Судебная организация и судопроизводство у арабов. Чувство равенства, которое главенствует во всех арабских общественных институтах.

Политический режим арабов – демократия при правителе, наделенном абсолютной властью. Почему такая крайне слабая политическая система настолько возвеличила арабов? Одни и те же общественные институты могут, в зависимости от времени и расы, привести к величию или упадку народа.

Глава IV

Женщины на Востоке

Открыто признаваемые ошибки в Европе о причинах полигамии на Востоке. Она возникла гораздо раньше ислама и является следствием климата, образа жизни и темперамента. Превосходство законной полигамии жителей Востока над лицемерной полигамией европейцев. Отсутствие соперничества и ревности в полигамных браках.

Благотворное влияние Корана на социальное положение женщин на Востоке. Состояние женщин до и после Мухаммеда. Рыцарские нравы, обязывающие относиться к женщинам с уважением, обязаны своим появлением арабам. Как относились к женщинам во времена Карла Великого. Литературные произведения арабских женщин в период рассвета ислама. Религия Мухаммеда впервые поставила женщину в положение выше среднего.

Законные предписания Корана в отношении брака. Возможность развода, но при условии обеспечения будущего разведенной женщины. Принципы брака на Востоке. Редкость целибата. Авторитет главы семейства в восточной семье. Легальный статус замужней женщины – гораздо выгоднее для нее на Востоке, чем в Европе. Женщина счастливее и более почитаема на Востоке, чем в Европе. Она зачастую даже более образованна.

Семейная жизнь в гареме. Преимущества и недостатки гаремов.

Глава V

Религия и мораль

Религиозные верования у арабов стали главным фактором их эволюции. Глубокое влияние Корана на арабов. Ни один мусульманин не решился бы избавить себя от следования его предписаниям. На сознание жителей Востока можно воздействовать только посредством религии.

Различные секты: шииты, сунниты и др. Религиозные церемонии. Молитвы. Религиозные праздники. Посты. Религиозные праздники. Паломничество в Мекку. Церемонии, практикуемые дервишами. Религиозные памятники: мечети, монастыри и школы.

Анализ нравственных принципов Корана и Евангелия. Независимость религии и нравственности. Изменчивость нравственных качеств жителей Востока в зависимость от времени и расы. Моральные принципы в сравнении между христианами и мусульманами Востока. Могущество некоторых мертвых.

Источник

Оседлые и кочевые арабы автор: Tatyana / дата: 2016-04-29

Единственное фундаментальное различие, которое можно приписать арабам, обусловленное их традициями и образом жизни, это деление на оседлых и кочевых арабов. Понимание этого различия необходимо, и о нем всегда нужно помнить при изучении их истории.

Что значит оседлые арабы. Смотреть фото Что значит оседлые арабы. Смотреть картинку Что значит оседлые арабы. Картинка про Что значит оседлые арабы. Фото Что значит оседлые арабы

Кочевники, или, как их чаще называют, бедуины, от Марокко до Аравии ведут один и тот же образ жизни, носят одинаковую одежду и имеют одни и те же нравы, которые нисколько не изменились за последние тысячелетия и вряд ли изменятся. Как и в библейские времена, они живут племенами, меняя места, как только их стада истощат все пастбища, где они временно расположили свой лагерь. Оседлый же араб, напротив, подстраивается под места или различные народы, с которыми он вступает в контакт.

Деление арабов на оседлых и кочевых

Это деление арабов на оседлых и кочевых полностью соответствует тому, что закрепилось в преданиях. Последние действительно рассказывают о трех родах, стоявших у истоков зарождения арабов, первый из которых исчез еще до появления ислама. Второй сформировался из потомков Кахтана (Йоктан в Библии) – оседлое население, живущее в Йемене и считающееся самой чистой арабской расой. Третья ветвь восходит к Исмаилу, сыну египетской рабыни Авраама.

Из всего вышесказанного о смешениях разных народов, которые сегодня составляют арабское население, становится ясно, что не существует чисто арабского типа, как это обычно принято считать. Дать описание типичному представителю арабов, то есть типу, о котором можно было бы сказать, что он присущ только арабу, мне кажется таким же невозможным, как и описать чистый французский или итальянский тип.

Из всех попыток дать определение физическому типу арабов, одна, которая мне показалось наиболее соответствующей большому числу представителей чистой расы, принадлежит бывшему главному хирургу египетской армии Ларрею.

Источник

Домашний и общественный быт древних арабов

В зависимости от географических особенностей Аравийского полуострова, образ жизни древних арабов был в одних местах оседлый, в других кочевой. Оседлые арабы жили в городах и селениях и занимались земледелием и только отчасти скотоводством, а также – садоводством, ремес­лами и торговлей; кочевые арабы, наоборот, только в некоторых местах занимались немного земледелием, а главным и постоянным занятием их было скотоводство, унаследованное от первых родоначальников арабского народа – Авраама и Измаила.

Тоже деление арабов по образу жизни на оседлых и кочевых удержалось, в зависимости от природы страны, до настоящего времени, – причем наиболее характерные черты физического строения и душевного склада признаются за бедуи­нами. Европейские путешественники по Аравии описывают бедуина такими чертами:

Бедуины вообще среднего роста и правильного телосложения, худощавы, стройны и легки на ходу. Женщины-бедуинки, не отличаясь особенной красотой лица, также хорошо сложе­ны, отличаются здоровьем, гордой осанкой и легкой походкой. Тучные субъекты редко встречаются среди арабов; гораздо чаще наблюдаются худые и жилистые организмы с крепкими жилистыми мышцами. Верхние и нижние конечности у арабов средней величины, сравнительно с европейцами и индейцами. Кисть руки очень эластична, с тонкими костями. Цвет кожи, смотря по местности, колеблется между белым и шоколадно-коричневым. Там, где «солнце пристально глядит на арабов», там цвет кожи у них темнее и приближается к черному. По форме черепа, арабы относятся к узкоголовым расам, хотя не могут быть вполне причислены к мезокефалам. Форма лица у большей части арабов овальная; лоб широкий и выпуклый, нос прямой, средней величины, рот красиво очерчен и скрывает прекрасные белые зубы. Уши имеют красивую форму и немного загнуты вперед. Черные густые брови оттеняют черные, глубоколежащие живые глаза, отлича­ющиеся необыкновенным блеском. Волосы преимущественно черного цвета; растительность на бороде не отличается густо­той; современные бедуины не носят бороды, и бакенбарды встречаются у них очень редко.

При такой телесной организации, бедуин ловок, легок и проворен на ходу. По темпераменту бедуин живой, горячий и порывистый в своих чувствах: он легко возбуждается, как бы вспыхивает, но также скоро и легко успокаивается и приходить в себя. В сношениях с другими бедуин откровенен, приветлив, гостеприимен, но в тоже время хитер, подозрителен и мстителен, тщеславен и суеверен. Особенно отличается бедуин страстностью и ревнивостью. При видимой важности и горделивости, он охотно участвует в веселых собраниях и пирушках. Во всех своих привычках бедуины и бедуинки умеренны и выносливы в отношении голода и жажды. Туркестанские хаджии с удивлением рассказывают, что не только взрослые, но и дети бедуинов довольствуются небольшим куском обыкновенной лепешки, или щепоткой сваренного риса: подаваемую им милостыню они никогда не съедают враз, а оставляют часть в запас для удовлетворения аппетита в другой раз. Внешний вид большинства бедуинов вызывает жалость у хаджиев, кото­рые охотно делятся с ними излишком съестных запасов. Неудивительно поэтому слышать и читать о назойливости придорожных бедуинов-попрошаек и грабежах их, сопровождающихся нередко убийствами.

Не достигло культуры и царство Набатеев, существовав­шее более 1400 лет, именно до времен Траяна. Набатеи были народом промышленным, торговым и не чуждым гражданственности. У них были свои цари, чеканившие собственные серебряные деньги, надписями которых подтвержда­ются показания об этих народах Библии, Иосифа Флавия, Страбона, Диона Кассия, Орозия, Плутарха и Диодора. Но рассказ о Набатеях Страбона дает невысокое понятие о набатейской образованности. О других государствах, или, точнее, об отдельных владениях оседлых арабов, вроде Хиры и Хиджаза, история не дает и таких подробностей. Жизнь их не отличалась культурой, и образованные соседи их (персы, византийцы и др.) не сохранили об этих государствах особых воспоминаний. Господствовавший среди оседлых арабов патриархальный быт был похож на быт бедуинов, от ко­торых они отличались только тем, что жили на одном месте, а не кочевали. Даже Мекка и Медина были бедными поселениями: Медина еще походила на город, благодаря поселившимся в ней с давних пор евреям, а Мекка долгое время не была достаточно заселена.

Чтобы лучше характеризовать описываемое положение оседлых и кочевых арабов, напомним читателю, что и в настоящее время мы видим небольшое культурное различие в жизни среднеазиатского кочевника-киргиза и оседлого жителя-сарта, особенно там, куда русское цивилизующее влияние не успело еще проникнуть.

Оседлые арабы жили в домах, выстроенных из известняка, или из дерева; во времена Страбона в Южной Аравии было много домов, сложенных из толстых брусьев. В Омане для построек употреблялись высушенные на солнце кирпичи, или же простой булыжник, смазанный глиной. Стены домов штукатурились смесью глины с соломой. Более бедные жители строили для себя хижины из тонких жердей, обмазывали их глиной с навозом, а затем поверхность стен, особенно внутренних, штукатурили. Крыша приготовлялась из пучков камыша или длинной травы, а вместо дверей служила циновка. Таким образом постройки древних арабов напоминают нам современные несложные постройки оседлого туземного населения Туркестанского края (сартов).

В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дере­ва и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писате­ли вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и полови­ны не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обста­новкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, доволь­ствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзо­вой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоми­наемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная…

Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии

Что значит оседлые арабы. Смотреть фото Что значит оседлые арабы. Смотреть картинку Что значит оседлые арабы. Картинка про Что значит оседлые арабы. Фото Что значит оседлые арабы

Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210).

Государственной жизни в строгом смысле слова у оседлых арабов не было. Правители их не умели сплотить подвластное население точными законами и вести его к единой для всех цели. У древних евреев были точно выраженные в религиозном кодексе законы; они имели своеобразную гражданственность и преследовали в жизни своей определен­ную цель; у древних арабов не было ни религиозного кодекса, ни таких руководителей в жизни, какими были у евреев пророки. Поэтому в каждом маленьком арабском государстве была своя жизнь, были свои житейские интересы. В Южной Аравии насчитывалось в древности несколько отдельных владений, жители которых мало имели общих интересов: они жили, кто как мог и умел, занимались земледелием и торговлей, наполняя свободное время самыми неизысканными развлечениями; угощение было на первом плане. Умственных интересов не было и не откуда было им взяться.

Религия, которая обыкновенно служит главным центром духовной жизни патриархального народа, у древних арабов была неразвита и не могла возвышать ум и сердце их за пределы внешнего мира. Влияние других религий (еврейской и христианской) было слабо, по причинам, о которых будет сказано ниже. Оставалось одно; влияние взаимного общения жи­телей разных местностей, сходившихся в определенные вре­мена в известных пунктах для общественного богомолья. Но и это влияние было не сильно: в указанных местах арабы разных племен сходились ненадолго; притом же у разных племен были свои священные места. (См. ниже).

При таком характере древнеарабской торговли, есте­ственно были разные недостатки в их торговых сделках: обман, обмеривание, обвешивание, задержка уплаты и т. п., о чем неоднократно упоминается в Коране, как о проступках, наказуемых праведным Богом.

С вероятностью можно предположить, что уже в древ­ний период арабской торговли существовали разные договоры под видом «товарищества» (ширкят), заклада, ссуды, долговых обязательств, хранения чужого имущества и пр. Все эти виды общественных отношений были потом узаконены основателем ислама, а затем перешли в шариат.

Главные моменты в жизни древнего араба представляют­ся в следующем виде.

Женщины и девицы у арабов исправляли все домашние хозяйственные обязанности: готовили пищу, поддерживали чи­стоту в жилище, присматривали за скотом и доили его, стригли овец и коз, пряли шерсть их, готовили из пряжи материи и шили из них одежду. Иногда они сопровождали мужей в походах против неприятеля. Так, во время сражения мекканцев с Мохаммедом при Оходе (24 января 625 г. по Р. Хр.) при войске мекканцев было много женщин с музыкальными инструментами, а жена Абу-Софьяна (предводителя меккского отряда) Ханда нашла труп Хамзы, дяди Мохаммеда, распорола ему живот, вынула печень и съела ее сырой. Другие женщины отрезали у убитых врагов носы и уши и сделали из них ожерелья себе. На долю мужчин остава­лись более тяжелые работы, особенно производившиеся вне дома, а также торговля и участие в вооруженных набегах на врагов.

Погребение у древних арабов совершалось так: они омывали умерших холодной водой, смешанной с благовониями; затем обертывали саваном и созывали на погребение своих знакомых. В знак печали женщины громко плакали, разди­рали на себе одежды, царапали лица и грудь, открывали лицо свое, надевали траурную одежду, а мужчины посыпали свои головы прахом, как делали евреи. По прибытии знакомых и близких, над покойником начинали причитать плакаль­щицы, восхваляя его качества; затем клали покойника на особые погребальные носилки и относили на кладбище, где и зарывали в могиле. Могилы обыкновенно делали с боковым углублением, в котором укладывалось тело покойного на боку, с подложенной под голову рукой. Это боковое углубление в могиле закладывалось большими камнями, а затем вся могила заполнялась землей и наверху ее насыпали холмик из земли, в виде небольшого кургана. Намогильный холм арабы старались оживить зеленью. Иногда делалось возвышение из камней. Подобно всем известным языческим народам, древние арабы клали в могилу вместе с умершим его меч и некоторые другие принадлежности его одеяния. На могиле, после погребения, устраивалась тризна, причем глиняная посуда, в которой была пища, здесь же и разбивалась. Было в обычае также оставлять на могиле верблюдицу, на которой покойный ездил при жизни; голову ее пригибали к туловищу (назад), покрывали попоной и оставляли умирать голодной смертью.

Вдовы соблюдали глубокий траур после погребения мужа в течение года, не употребляя благовоний и одежд красного цвета, а по истечении этого срока совершали особые обряды и освобождались от всех стеснений траура.

Во времена более отдаленные арабы имели такую одежду: от поясницы до колен они закрывали свое тело особой повязкой, на плечи набрасывали широкий кусок материи, а голову покрывали большим платком, спускавшимся до плеч и придерживаемым на голове особым шнурком. Лучшим образцом древней одежды арабов может служить та особая покаянная одежда, которая предписана в Коране мусульманским паломникам (хаджи), в которую они облекаются при вступлении в священную область Мекки. Это так называемый ихрам (Коран, гл. 5. ст. 96–97), состоящий из двух больших и не сшитых кусков белой материи. Одним из этих кусков, называемым изаром, паломник прикрывает наготу своего тела от средины живота до колен, а другой ку­сок – рида паломник набрасывает на одно плечо и закрывает его.

Что значит оседлые арабы. Смотреть фото Что значит оседлые арабы. Смотреть картинку Что значит оседлые арабы. Картинка про Что значит оседлые арабы. Фото Что значит оседлые арабы

Что значит оседлые арабы. Смотреть фото Что значит оседлые арабы. Смотреть картинку Что значит оседлые арабы. Картинка про Что значит оседлые арабы. Фото Что значит оседлые арабы

«Чей сын ты – все равно.

Но собственной заслугой

Ты родословную старайся заменить;

Тот человек, кто сказал: «Я таков-то»,

Чтобы пополнить помещенные в этой главе данные о домашнем и общественном быте древних арабов, приводим здесь сведения, касающиеся бедуинов Сирии и Пале­стины настоящего времени.

По описанию в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества 252 сирийские и палестинские бе­дуины и в настоящее время живут в шерстяных палатках, материю для которых бедуинские женщины приготовляют сами из шерсти черных коз или овец. Палатки расставляются на открытых местах и поддерживаются внутри особыми шестами, а снаружи притягиваются веревками к колышкам, вбитым в землю. Палатки ставятся одна подле другой и об­разуют круг, внутрь которого на ночь загоняется скот. У главы рода (шейха) бывает всегда особая палатка, которая служит ему для приема гостей, что составляет с давних пор отличительно черту арабских нравов.

«Современные бедуины, как и древние отличаются чадолюбием. По случаю рождения мальчика бедуин устраивает пир, на который приглашает родных и знакомых. Не имея особых понятий о воспитании детей, бедуины прилагают свои заботы к тому, чтобы ребенок был сыт и здоров, а свои родительские ласки проявляют в том, что украшают детей возможными способами (девочек, например, татуируют), причем и амулеты от дурного глаза привешиваются на виду. Когда дети подрастут, то самой жизнью приучаются к разным домашним занятиям и упражнениям: мальчики стерегут стада и ездят верхом, а девочки собирают топливо, носят воду и т. п.

«Обычаи сватовства у бедуинов представляются в таком виде: мальчику 14-ти лет, а чаще и ранее этого возраста, родители стараются высватать невесту, согласия которой обык­новенно не спрашивают. Для сватовства отец жениха вместе с сыном и старшинами приходят в палатку родителей невесты и там молча сидят. После долгого молчания происходит в установленной форме разговор, касающийся сватов­ства, и, в случае благоприятного исхода переговоров, сваты угощаются, поздравляются и затем расходятся. Свадебные празднества начинаются после того, как жених, в сопрово­ждении родных и знакомых, явится в палатку невесты. Тогда невеста с провожатой садится на верблюда своего жениха, и брачный поезд с пением, пляской и стрельбой из ружей возвращается на место стоянки шатра жениха. На утро, при выходе новобрачной из палатки, брат ее режет овцу, и начинается пир, продолжающийся до семи дней. Невеста получает от жениха приданое. Если жених беден и не может уплатить вено, то совершение брака откладывается ино­гда на несколько лет, пока условленное вено не будет спол­на выплачено.

«Как у народа кочевого, скотоводство составляет самое главное занятие и богатство бедуина. РВ числе разных животных лошади ценятся выше других пород домашнего скота, осо­бенно лошади чистокровные арабские, ценящиеся иногда в не­сколько тысяч рублей. Породистые лошади употребляются толь­ко во время войн и набегов, так как они отличаются не только быстрым бегом и выносливостью, но и необыкновен­ной понятливостью и чутьем, способным открыть неприятеля, скрывающегося в засаде. Из других животных у бедуинов обычны верблюды и овцы, доставляющие молоко и шерсть, а также ослы и мулы, служащие для обыкновенных рабочих нужд кочевника. Орудия домашних производств остаются у бедуинов до сих пор первобытные.

Отчасти развлечением, отчасти промыслом для бедуинов служит охота, которая производится при помощи собак и соколов. В недавнее время бедуины начали понемногу зани­маться земледелием, – явление, замечаемое и среди туркестанских кочевников, киргиз.

Торговля производится домашними продуктами и бедуину особой прибыли не приносит: как у нас, в Средней Азии, кочевник-киргиз находится всецело в руках оседлого торгаша сарта, так и оседлый араб усердно и безжалостно обирает простодушного бедуина. Бедуин не знает действи­тельной цены продаваемого ему товара, не дорожит и своими продуктами, а этим пользуется смелый торгаш, рискнувший заехать в степь для своей плутовской торговли. Но бедуин не огорчается и до некоторой степени утешает себя получен­ными от заезжего торговца новостями, до которых он, как и другие обитатели степей, большой охотник.

У бедуинов для распространения новых вестей всегда находятся охотники, которые развозят новости с необыкно­венной быстротой, – опять черта, вполне сродная нашим киргизам.

Гостеприимство особенно ценится среди бедуинов: они защищают и берегут даже имущество гостя и не допускают, чтобы ему была причинена какая-нибудь обида. Гость шейха становится гостем всего рода. Чтобы давать возможность путникам пользоваться столь дорогим в пустыне отдыхом и покоем, бедуины по ночам зажигают «огни гостеприимства», а в холодное и дождливое время привязывают к своим палаткам собак, чтобы их лаем указывать путешественникам на кров гостеприимства. Словом, как бы ни был беден бедуин, он должен принять гостя в своей палатке, накормить его, чем может, и предоставить ему по­койный ночлег. Соответственно состоянию и общественному положению, самыми почетными гостями у бедуинов считаются амиры и шейхи; за ними следуют влиятельные по сво­ему богатству арабы, а ниже всех считаются пастухи. Гостя бедуины отличают даже по тому, на каком животном он приехал – на лошади, на муле, или на осле. Первый пользуется большим почетом, хозяин мула занимает среднее место, а приехавший на осле – последнее. Каж­дый гость должен прежде всего обойти вокруг «палатки гостеприимства», и этим показать уважение к хозяину и его роду, а затем уже входить в саму палатку. К прибывшему гостю сходятся все наличные и свободные от занятий бе­дуины и стараются оказать ему помощь и внимание. В палат­ке расстилается ковер, стелются подушки, и гость садится на почетном месте; ему приносят молоко, яйца, сыр и, если гость, подкрепивший свои силы, продолжает еще сидеть, то это значит, что он желает воспользоваться и ночлегом у своего хозяина. Тогда все бедуины, принадлежащие к данному месту и племени, заявляют о своей готовности накормить гос­тя ужином. Гостю, принявшему угощение, никто не может причинить какую бы то ни было обиду; даже убийца, вошедший в палатку убитого, считается неприкосновенным для лиц, имеющим право мстить за убитого, по крайней мере до тех пор, пока убийца находится в «палатке гостеприимства».

См. «Мохаммед и происхождение исламизма» (Европ. писатели- мыслители. III. Ренан. Изд. В. Чуйко. СПБ. 1882).

Судя по образцу, приложенному к соч. Э. Реклю «Человек и Земля» [т. 2, стр. 123], их можно приравнивать к грубым письменам, встречающимся у сибирских инородцев и к так называемым «там­гам» наших киргиз и башкир. [См. Проток. Туркест. Кружка люби­телей археологии, год третий и Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. 13].

Машанов, Очерк арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Часть первая. Казань, 1885 года, стр. 606 Ср. ст. М. Миропиева о политическом и государственном значении хаджа (Ка­зань, 1877).

См. Sprenger, Das Leben und die Lohre des Mohammad. Bd. 2, p. 342; цитированное сочинение г. Машанова, стр. 567, 569.

Ярмарка в Оказе начиналась с первого числа месяца Зуль-Кагда и продолжалась до двадцатого числа, а по другому свидетельству – до 15 числа того же месяца. Из Оказа арабы переходили на другую ярмарку, в местечко Наджна, где оставались до конца месяца. Отсюда арабы переходили в третье место и там оставались до восьмого числа месяца Зуль-Хиджа.

Арабский текст семи муаллака или поэм, принадлежавших поэтам: Амрулькайсу, Тарафе, Зогайру, Лебиду, Антаре, Амру и Харису был издан А. Болдыревым в Москве в 1822 году; в том же году был издан латинский и французский перевод. Перевод на русский яз. муаллаки Амрулькайса был издан проф. Лазаревского Института Г. А. Муркосом (Москва, 1882 г.).

Жил за 590 лет до Р. Хр.

Во время хаджа корейшиты приготовляли особый напиток (изюмный квас), которым угощали богомольцев.

Например: Моисей, Исаак, Ибн-Ямин и мн. др.

Напр. Арта (дерево, растущее в песках), Усайд (львенок), Усама (лев), Укяйма (холмик), Умайя (рабыня), Уяс (отчаяние), Барик (молниеносный), Башир (благовестник), Джаррах (хирург) и под. Хабиб – любимец, Хабши – похожий на Абиссинца, Хубаб – змея.

У современных киргиз до сих пор в обычае давать своим детям имена по случайному признаку, например: «собачья нога» и т. под. См. собственные имена арабов в араб. словарях.

Коран, гл. 43, ст. 16; гл. 16 ст. 60–91; гл. 8, ст. 8–9.

В Ташкенте богатые люди расходуют при этом тысячи р. Автору известен случай, как один почтенный туземец откладывал много лет совершение обрезания над своими сыновьями.

Pocock, Specimen historiae arabum, р. 309.

Коран, гл. 5, ст. 9; гл. 4, ст. 40.

Миссионерский противомосульманский сборник вып. 10.

Желающим можно рекомендовать известное руководство по мусульманскому законоведению «Хидая» том 1, в рус. переводе, изд. Н. И. Гродековым.

Машанова, «Очерк религиозного быта Аравии», стр. 729–756.

Внешний быт народов с древнейших до наших времен Германа Вейса. Т. 1, ч. 1. Русский перев. с немецкого В. Чаева. Москва, 1873 г., стр. 111–127.

Страбон, География, кн. 16. гл. 3, Русск. перев. стр. 782.

Lausonia incrmis, красный цветок, распространенный и среди современного оседлого населения русского Туркестана.

У пророка Иеремии говорится, что арабы остригали волосы на висках (кн. прор. Иеремии, гл. 9, ст. 25; гл. 49, ст. 32); следовательно, обычай брить волосы на голове – позднейший обычай.

В кн. Песнь песней читаем сравнение: «черна я, но красива, как шатры Кидарские» (1:4).

Относительно формы лепешек и способа их приготовления у современных нам среднеазиатских мусульман замечается большое сходство с древними арабами, от которых к нашим сартам пере­шло и само название печи – таннур. Печь эта представляет со­бой широкий глиняный горшок, имеющий в диаметре основания около аршина и отверстия сбоку и наверху. Такой сосуд ставится на кирпичном фундаменте широким своим основанием. Во время топки пла­мя и дым выходят в верхнее отверстие. Когда стенки этой печи накалятся, топка прекращается, – и тотчас пекарь (нанвай) берет при­готовленную сырую лепешку (нан) и ловко прилепляет ее ко внутрен­ней стенке горшечной печи, где лепешка скоро пропекается и отнимает­ся от стенки. На место испеченной лепешки прилепляется другая и т. д. Если лечь велика, то пекарь прилепляет к ее стенкам две или более лепешек в один раз. –Лепешки приготовляются из пшеничной, кукурузной или ячменной муки и имеют большие и малые размеры; самый обыкновенный размер лепешки – четверть аршина ширины при толщине в 1 /4 вершка; большие лепешки имеют 3 /4 арш., а самые маленькие – 2 1 /2 вершка.

Кн. пророка Иеремии, гл. 19, ст. 31.

Пр. Иеремия также упоминает, что арабы живут разрозненно (49:31).

Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества. М. Каррьера, т. 3. Рус. перев. Москва, 1874, стр. 112.

Земля и люди. Всеобщая география. Рус. перев. т. 9, стр. 713 (Спб. 1887 г.).

Земля и ее народы. Том 4 (Спб. 1879) стр. 95.

Ирвинг и Казембек (Рус. Сл. 1860).

1 февраля 1910 г. 2500 всадников-бедуинов напали в Сомали на племя Митжердинс, разрушили город, убили много людей и отняли 1 400 верблюдов.

По свидетельству Геродота, древние арабы вступали иногда в союзы с соседними народами и участвовали в их войнах, так напр. в войнах Ксеркса (кн. 7, 69).

По свидетельству Бурхгардта, арабы покрывают своих коней попоной из алеппского картона, чем предохраняют их не только от солнечного зноя, но и от поражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *