Что значит орфограммы слабых позиций
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Свойство печатного текста – быть источником сведений об орфографическом облике. 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Тип урока: отработка выведенного способа действия проверки орфограмм слабых позиций по словарю.
Цель: формировать умение выполнять установленную последовательность действий при списывании слов из словаря.
Оборудование: мультимедийное сопровождение
1. Организационный момент
Приветствие. Настрой ребят на работу. Запись числа. Минутка чистописания.
2. Активизация учащихся
Учитель: Какие секреты слов открыли на предыдущих уроках русского языка?
Дети: У звуков в словах есть сильные и слабые позиции.
У.: Для чего нам нужно знать сильные и слабые позиции звуков?
Д.: Чтобы видеть слабые позиции при записи слова и не допускать ошибок.
У.: Давайте заполним таблицу.
3. Работа по таблице (слайд 2).
У.: Назовите сильные и слабые позиции гласных звуков?
Назовите сильные позиции согласных звуков?
Назовите слабые позиции согласных звуков?
Дети отвечают на вопросы учителя. На слайде в таблице появляются модели сильных и слабых позиций звуков.
4. Запись слов с пропуском орфограмм слабых позиций. Проверка по словарю.
У.: Молодцы. А теперь попробуем записать слова с пропуском слабых позиций. Отгадайте загадку (слайд 3)
Дети отгадывают загадки, на слайде появляется изображение.
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Один ученик записывает отгадку на доске, остальные ученики в тетради.
У.: Согласны с написанием слова?
Если возникнут разночтения, то разобрать с чем не согласны.
Аналогично работаем с остальными словами.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
У.: А Сам Самыч считает, что проускать слабые позиции не нужно, поэтому записал слова без пропусков. Вот что у него получилось (слайд 4)
У.: Как вы думаете, правильно ли он написал слово собака?
Д.: Нет. Это слово пишется по-другому.
У.: Как проверить, кто прав Сам Самыч или вы?
Д.: По словарю.
У.: Найдите это слово в словаре.
Кто нашёл первый, называет страницу и столбик, в котором находится это слово.
У.: Подчеркните карандашом буквы в слабой позиции, проговариваем орфографически, вставьте буквы в нашу запись.
У.: Проверьте работу Сам Самыча далее. Работать будете парами, как сидите. Правильный вариант запишите в тетрадь.
Дети работают в тетрадях, затем проверяем:
У.: Прочитайте первое слово орфографически…и т. д.
Дети читают слова, на доске появляется правильная запись слова.
5. Открытие свойства печатного текста – быть источником сведений об орфографическом облике слова
У.: А как мы можем проверить орфограммы слабых позиций, если под рукой нет словаря?
Д.: Спросить у взрослого?
У.: Прочитайте шутливый диалог (Два ученика читают по ролям).
(Слайд 5)
– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.
– Хорошо тебе, старуха?
– Не легко, не легко.
– Ты бы вылезла немножко.
– Не могу, не могу.
– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей.
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.
У.: Автор стихотворения очень хотел помочь мухе, попавшей в беду. Как вы думаете, помог ли бы он бедняжке, выполнив её просьбу?
Выслушиваются ответы детей.
У.: Запишите слово молоко в транскрипции.
Один ученик записывает слово у доски, а остальные в тетради.
У.: Проверим (На доске появляется запись слова в транскрипции). А можете ли это слово записать правильно без проверки по словарю.
Д.: Можем. Так как в стихотворении оно записано без ошибок.
У.: Это стихотворение я взяла из нашего учебника. А в учебнике все слова записаны без ошибок. Так кроме словаря, где ещё можно найти слово записанное правильно без пропусков.
Д.: Можно найти правильно написанное слово без пропусков в учебнике.
У: Сделайте вывод. Какие способы проверки слова мы уже узнали.
6. Физминутка (слайд 6)
Играет музыка. «Танец утят». Дети танцуют
7. Отработка способа проверки (слайд 7)
У.: Перед вами необычный «перекрёсток». Это кроссворд. Отгадайте загадки и отгадки впишите в кроссворд. Слова нужно вписывать в каждую клеточку по букве. При записи слова пересекутся. Только учтите: слова должны быть записаны правильно! Иначе «перекрёсток» не получится. Поэтому, когда будете записывать слова, не торопитесь. Если не уверены, как пишется какое – нибудь слово, проверьте его по словарю или другим способом, который мы открыли на уроке.
Работать будете в группе по 4 человека, каждый ученик в группе вписывает одно слово, а остальные помогают и контролируют.
Задания кроссворда.
1. Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)
2. Быть занудой не люблю,
Не строгаю, не пилю,
Я в решеньях очень скор.
Потому, что я – … (топор)
3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)
4. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Всё ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Кто это? (Сорока))
У.: Проверяем.
Сначала взаимопроверка, потом читаем слово орфографически, оно появляется в кроссворде.
У.: Как вы записали первое слово? Проговорите орфографически. (Каждая группа проговаривает одно слово)
8. Самостоятельная работа (слайд 8)
У.: Запишите слова в два столбика: в первый – названия птиц, во второй – названия остальных животных. Орфограммы слабых позиций проверяйте по словарю.
Проверка. Появляется правильный вариант записи слов.
9. Рефлексия
У.: Какие способы орфограмм слабых позиций мы знаем?
Д.: По словарю, спросить у взрослого, по учебнику.
У.: Какой словарь используете при проверке орфограмм слабых позиций.
Д.: Орфографический.
10. Домашнее задание
У.: Запишите домашнее задание в дневник. Страница 87 упр. 109, 110
– Прежде чем приступить к выполнению упражнения, внимательно прочитайте задание к упражнению.
– Спасибо вам, ребята, за урок.
Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи
Организация класса. Приветствие детей и гостей.
Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.
Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).
Закрепим умение определять орфограммы в словах;
Как?- определим способы проверки орфограмм;
Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).
Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;
№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;
№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.
Развитие умения определять орфограммы.
Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).
Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.
Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).
Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.
Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).
Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?
Упражнения в определении орфограмм.
Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).
Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.
Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).
Дети: (работают со словарями, определяют правописание).
Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.
Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?
Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.
Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.
Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).
Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.
Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:
Развитие речи. Творческая работа.
Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?
Дети: (разбор по составу).
Учитель: От какого слова произошел?
Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.
Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).
Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.
Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.
Дети: (устно образовывают слова).
Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?
Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.
Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).
Лес просыпается после длинного зимнего сна. |
Деревья и кусты освободились от снежного плена. |
В весеннюю пору оживает каждое дерево. |
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. |
На снежных полянах рыжие пятна-проталины. |
Вся природа ожила и засверкала. |
Высоким и голубым стало небо. |
С каждым днём солнце выше поднимается на небе. |
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем. |
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло. |
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге. |
Яркое солнце рушит последние снежные крепости. |
Кончилось долгое зимнее ненастье. |
Спешат домой птицы из дальней зимовки. |
Наступили светлые весенние дни. |
Лучи солнца съедают последний снег. |
Солнечные зайчики весело бегают по полянке. |
Всё кругом ожило и засверкало. |
Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).
Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.
Уходи, Зима седая! | Весна, весна кругом живёт и дышит, | |||||||||||||||||
Уж красавицы Весны | Весна, весна шумит со всех сторон!. М. Исаковский | |||||||||||||||||
Колесница золотая | ||||||||||||||||||
Мчится с горной вышины! | ||||||||||||||||||
А. Майков
|
Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).
Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.
Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.
Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.
Урок русского языка во 2-м классе «Орфограммы слабых позиций» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
1. Уточнение выводов предыдущего урока
Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа – Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке? – Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции? – Чем отличаются звуки в этих позициях? – Давайте эти различия укажем на схеме Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним. – Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных. – Внесем изменения в схему. – На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке? – В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук? – Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях? – А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху? – А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь? – Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой? – Тогда давайте потренируемся это делать. |
2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”
Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.
– Хотите оказаться в сказке? – Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”. – Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о]. Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные” (В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны) – Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза. – Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них? – Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются. (Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками). Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием. – Кто из звуков представится первым? (Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / ) – Сколько звуков пришло во дворец королевы? – А во дворец принцессы? – Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции. – Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук. – Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции. (Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”) – Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним. |
Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.
Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..
– На прошлом уроке вы записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций? – Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”? Проверим, сможете или нет. – Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом? – Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”. – Запишите слово “каравай” буквами – Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук? – А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове? – А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху? – Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм? – Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись? – Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций. А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать. – Нравится такая запись? Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок. – Запишите слово буквами. – Прочитайте следующее слово: – Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций. – С чего начнете? | – Помог закон письма, по которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции обозначают одной буквой. – Большой круглый хлеб. На доске появляется запись: – Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху. Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека. I. Организационный момент У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа». У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку. Дети выполняют задание в тетрадях. III. Работа по повторению У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть? Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный. У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова? У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете? Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников». У. А что это за волшебные звуки? Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место. У. Ребята, давайте хором произнесем это слово. Д. Дети хором произносят [шупка]. У. Кто согласен с рассуждениями? Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким. У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе. Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка]. Д. Можно мне доказать? У. Доказывай. Иди к доске. У. А какое это чередование? Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ]. У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука? У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова). Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’]. У. На доске запись (звуковая модель слов). У. Какие звуки чередуются? Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ]. IV. Работа с Учебной тетрадью № 2. Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением. У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву. Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе. I группа: «Редька горькая, а морковь________________». II группа: «Сметана густая, а молоко_____________». III группа: «Камень тяжелый, а пух______________». IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________». V группа: «Луна большая, а звездочка______________.» У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова? Д.Только те, которые находятся в основе слова. Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется. У.А где не можем проверить? Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая. Дети показывают пальчиками «+» (согласны). Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие. После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами. V. Работа над звуковой «оболочкой» слова У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка. Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный. Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение. Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук. Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением. Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его. У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор? Д. (у доски) составляют схему: У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании. Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно. VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А] У:— Проверим задание. К доске выходят два человека и записывают: Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками) Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча Д. Слабая позиция в окончании: У.Дети вы согласны с работой? Д. У меня получилось два слова: шина, репа. VII. Работа с учебной тетрадью. У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления: Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка. Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером). У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают). — Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху. Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером). У.Запишите эти объявления на пустых строчках. I вариант – записывает первое объявление. Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков. Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции. VII. Домашнее задание. М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
|