Что значит орфоэпический разбор слова
Орфоэпический разбор слова
Что такое орфоэпический разбор
Орфоэпический разбор подразумевает выделение слогов в слове, постановку ударения и характеристику звуков. Для успешного выполнения данного разбора нужно уметь различать два понятия: буква и звук. Буква – письменное отражение звука на письме.
Орфоэпические нормы (нормы ударения), к сожалению, не поддаются логике. Поэтому, если вы сомневаетесь в каком-либо слове, посмотрите ударение в орфоэпическом словаре. Это нормальная практика даже для специалистов.
Что касается деления на слоги, то так же существует несколько способов делить на слоги. Но самый актуальный – делить по наличию одно гласной букве в одном слоге. Например, слово «машина», разделим так: «ма – ши – на».
Орфоэпический разбор должен уметь выполнять каждый школьник, поэтому приведенный ниже алгоритм пригодится многим.
Этапы орфоэпического разбора
Гласные характеризуются только с точки зрения постановки ударения: ударные и безударные. Гласных звуков в русском языке всего 6! Гласных букв – 10. Обратите внимание, что есть йотированные буквы (т.е. состоящие из двух звуков – й + гласный).
Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими; звонкими или глухими. Важно! Необходимо дать характеристику по обеим позициям: по звонкости/глухости, твердости/мягкости. Также важно отметить парность или непарность по КАЖДОЙ из этих позиций. Звук может быть парным по твердости/мягкости и непарным по звонкости/глухости. Не путайте данные характеристики.
Звонкость/глухость определяется исходя из наличия голоса в произнесении звука. Если голосовые связки работают при произнесении, звук звонкий. Если же при произнесении звука воздух проходит через рот и, встречая какую-то преграду выходит, и голос не задействуется, такой звук будет глухим. Например, [з] – звонкий, а [с] – глухой. При наличии пары по какому-то критерию (как в примере с [з] и [с]), он будет парный, если же нет – непарный.
Твердость/мягкость обычно понятна всем. Но все же, заметим, что согласный, стоящий перед гласными буквами «е», «ё», «я», «ю», «и» обычно мягкий, перед «а», «о», «ы», «у» — твердый. Если после согласного стоит мягкий знак, чаще всего он тоже будет твердым.
Есть согласные звуки, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й»; либо всегда твердые – «ш», «ж», «ц».
Примеры орфоэпического разбора
с – [с᾽] – согласный; глухой, парный; мягкий, парный.
е – [и] — гласный; безударный.
м – [м᾽] – согласный; звонкий, непарный; мягкий, парный.
я – [й] – согласный; звонкий, непарный; мягкий, непарный.
[а] – гласный; ударный.
Орфоэпический разбор слова «круглый» – крУг-лый.
к – [к] – согласный; глухой, парный; твердый, парный.
р – [р] – согласный; звонкий, непарный; твердый, парный.
у – [у] – гласный; ударный.
г – [г] – согласный; звонкий, парный; твердый, парный.
л – [л] – согласный; звонкий, непарный; твердый, парный.
ы – [ы] – гласный; безударный.
й – [й] – согласный; звонкий, непарный; мягкий, непарный.
Орфоэпический разбор слова «поезд» – пО-езд.
Как проводится орфоэпический разбор слова
Школьная программа по русскому языку включает в себя орфоэпический разбор слова, который к тому же часто выносят и в качестве одного из аттестационных заданий (ЕГЭ, ГИА). Значит, следует хорошенько разобраться во всех премудростях этого анализа словоформ, что мы и попробуем сделать в этой статье.
Что такое орфоэпия
Отступление от выработанных норм литературного языка в наши дни воспринимается как признак невысокой не только речевой, но и общей культуры, поэтому знание правил орфоэпии приобретает особенную актуальность. Упомянутая наука изучает нормы звукового оформления значимых единиц в словах и нормы ударения. Кроме того, она вырабатывает произносительные правила и рекомендации. А значит, орфоэпический разбор слова подразумевает анализ особенностей его произношения и уточнение ударения.
В нашем языке исторически сложилось множество нюансов в произношении сочетаний некоторых букв, не соответствующее их написанию, и это необходимо учитывать каждому носителю языка, желающему говорить правильно.
Выполняя задание, предполагающее орфоэпический разбор слова, не полагайтесь только на свой языковой опыт, так как в повседневной речи многое произносится не в соответствии с предложенными правилами. В таких ситуащиях следует обращаться к словарю.
Как правильно проводить разбор слова
Прежде чем начать орфоэпический разбор слова, его следует прочитать вслух и обдумать возможности произношения (для этого, повторимся, лучше всего воспользоваться словарем). Затем слово записывают и дают к нему пояснения. Например: понял`а – ударение всегда находится на третьем слоге.
Во время разбора слова нужно не забывать о несоответствии в русском языке произношения звуков с буквами, которые их обозначают. Так, гласные о и е ясно произносятся только в ударной позиции, в других случаях мы говорим: а или и. Звонкие согласные, стоящие на конце слова, а также в середине, перед глухими согласными, произносятся глухо. Например: пересказ (п[и]р[и]ска[с]).
В некоторых словах орфоэпические нормы предполагают наличие непроизносимых согласных: сердце (се[рц]е), чувство (ч[уст]во) или праздник (пра[зн]ик) и т. п. Во время разбора таких слов, следует указывать особенности произношения этих сочетаний.
Пример полного орфоэпического разбора
Для того чтобы лучше представить процесс, давайте проведем орфоэпический разбор слова «диалогом». Он будет включать в себя:
1) орфографическую запись слова;
2) указание ударения в слове;
3) указание особенностей произношения некоторых звуков;
4) разделение на слоги;
5) рекомендованный перенос.
Вот как это будет выглядеть в записи:
Диал`огом – ударение падает только на 3-й слог, последний слог произносится [ам], всего 4 слога: ди-а-ло-гом; рекомендованный перенос: диа-ло-гом.
Но в задании может потребоваться не только орфоэпический разбор слова «диалогом», но и его фонетический анализ, тогда следует продолжить так:
д [д’] – согласный, мягкий (парн.), звонкий (парн.);
и [и] – гласн., безударный;
а [а] – гласн., безударный;
л [л] – согл., твердый (парн.), звонкий (непарн.), сонорный;
о [о] – гласн., ударный;
г [г] – согласн., твердый (парн.), звонкий (парн.);
о [а] – гласн., безударный;
м [м] – согласн., твердый (парный), звонкий (непарный), сонорный.
3. В слове 8 букв и 8 звуков.
О чем следует помнить при фонетическом разборе слова
Фонетический и орфоэпический разбор слова опираются в первую очередь на произношение звуков. А значит, нужно помнить некоторые особенности этого в русском языке. Так, например, буквами е, ё, ю, я, стоящими после гласных, обозначаются 2 звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Сочетание согласных в союзах «чтобы» и «что» произносится как [шт]. В некоторых словах с сочетанием чн, оно произносится как [шн] – их нужно запомнить. В качестве примера приведем лишь некоторые: ску[шн]о, коне[шн]о или Никити[шн]а
В заимствованных словах согласные, стоящие перед е, чаще всего произносятся мягко: [т’]ермин. Но есть слова, где это правило не действует: купе, отель, свитер, панель, ателье. В каждом из них согласный перед е звучит твердо.
В окончаниях –тся и –ться (смотрится, смотреться) произносится удлиненный звук [ц] смотрит[цц]а, смотре[цц]а.
Пример разбора слова «кулинария»
Чтобы закрепить материал, давайте сделаем орфоэпический разбор слова «кулинария».
Кулинария – ударение падает только на 4-й слог; звук [и] во 2-м слоге редуцированный [ь]; в слове 5 слогов: ку-ли-на-р`и-я; рекомендованные переносы: кули-на-рия. Фонетическая транскрипция: [кул’ьнар’ий’а]. В слове 9 букв и 9 звуков.
Если будет необходимость в характеристике звуков, обязательно укажите для согласных парность или непарность по глухости/звонкости, а также по твердости/мягкости. Вы, наверняка помните, что в нашем языке имеются непарные мягкие согласные, к которым относятся звуки [й’], [щ’] и [ч’]. К непарным твердым, в свою очередь относятся: [ж], [ц] и [ш].
Всегда глухими считаются [х], [х’], [ч], [ц], [ш]. А к непарным звонким относят [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [р], [р’], [й’].
Орфоэпический разбор слова «центнер»
Теперь проведем такой же разбор слова «центнер». Оно довольно сложно в произношении, так как приходится помнить и о том, где правильно поставить ударение. Давайте посмотрим в словарь!
Ц`ентнер – ударение падает только на 1-й слог; последний слог произносится: [н’ир]; в слове 2 слога: цент-нер. Фонетическая транскрипция: [ц`энтн’ир].
Делая фонетический разбор данного слова, помните, что звук [ц] является непарным глухим и непарным твердым звуком, а буквой е в этом слове обозначается звук [э]. Звуки же [н’] и [р] не только непарные звонкие, но и сонорные (в их образовании тон голоса преобладает над шумом). В слове «центнер» 7 букв и 7 звуков.
Надеемся, предложенные варианты разбора слов помогут вам сориентироваться при выполнении заданий. Удачи!
Орфоэпический разбор слова
Содержание
Ранее мы уже изучали фонетический разбор слова и его особенности. Пришло время познакомиться с еще одним видом разбора в русском языке — орфоэпическим. Они хоть и кажутся похожими, но заметно различаются по своей сути и цели.
Орфоэпический разбор — это анализ особенностей произношения слова.
Особенности орфоэпического разбора
Орфоэпический разбор слова не менее необходим, чем фонетический. Его главная задача — указать на ошибкоопасные места в произношении слова и объяснить их, если это возможно.
Так сложилось, что русский язык довольно богат на различные нюансы в произношении. Слова зачастую читаются не совсем так, как пишутся, а ударение и вовсе любит перескакивать из одного слога в другой при изменении формы слова.
Именно орфоэпический разбор призван проанализировать все особенности произношения слова: различные изменения гласных и согласных звуков, устоявшиеся произношения буквосочетаний, ударение и т.д.
Интересно, что, в отличие от фонетического разбора, для орфоэпического иногда даже не требуется транскрипция — например, когда задача заключается только в правильной постановке ударения.
В том случае, если произношение слова не допускает вариантивности (то есть все читается, как пишется, и нет сомнения в том, куда может падать ударение), орфоэпический разбор не требуется.
План орфоэпического разбора
Для выполнения орфоэпического разбора потребуется орфоэпический словарь. При этом важно пользоваться как можно более новыми и современными словарями. Почему?
Дело в том, что орфоэпические нормы, в отличие от орфографических, склонны меняться со временем. Конечно, это происходит не в один момент. Однако для каждого нового поколения произношение своих же бабушек и дедушек будет неизбежно устаревшим — по крайней мере, в некоторых отдельно взятых случаях.
Поэтому не рекомендуется полагаться на орфоэпический словарь, изданный, допустим, лет 20-30 назад. Лучше приобрести новый или пользоваться проверенными онлайн-ресурсами.
Примеры орфоэпического разбора
Темп – [тэ]мп: согласный звук [т] в этом слове произносится как твердый.
Музей – му[з’э́]й: согласный звук [з] в этом слове произносится как мягкий.
Сердце – се́р[ц]е: в этом слове происходит выпадение согласного “д”.
Счастье – [щ]а́стье: сочетание “сч” произносится как [щ].
Трудиться – труди́[ц]а: сочетание “тс” происнозится как [ц].
Двоечник – дво́е[ч’н’]ик / дво́е[шн’]ик: в этом слове возможно вариативное произношение сочетания “чн”.
Баловать – балова́ть, не рек. ба́ловать: в этом слове не рекомендуется ставить ударение на первую гласную.
Камбала – ка́мбала, и доп. камбала́: в этом слове допускается вариант с ударением на последнюю гласную.
Орфоэпический разбор слова
Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.
2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.
3. Произнести слово правильно. ( Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)
Образец орфоэпического разбора.
купе’ [ пэ’] нескл., существительное.
Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).
Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме:
Затранскрибировать слово, поставив ударение.
На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.
Определить количество слогов, указать ударный.
Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
Указать количество букв и звуков.
Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный / безударный;
согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.
Образец фонетического разбора:
его [й’и-вo] 2 слога, второй ударный
[й’] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
е — [и] гласный, безударный
г — [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о — [о́] гласный, ударный
В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости / мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию (в этом случае рядом с ним в транскрипционных скобках ставится прочерк), например:
Обратите внимание на то, что у согласных звуков парность указывается отдельно по признаку глухости / звонкости и по признаку твердости / мягкости, поскольку в русском языке представлены не только абсолютно непарные согласные ([й’], [ц], [ч’], [щ’]), но и согласные, непарные только по одному из этих признаков, например: [л] – звонкий непарный, твердый парный, [ж] – звонкий парный, твердый непарный.
Орфоэпия
Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:
1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).
Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение/озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жара], но [жысм’ин]).
Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:
1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,
2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],
3) произношение звуков [ж] и [ж’] на месте сочетаний жж, жд, зж,
4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,
5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.
Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.
Школьные учебники определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.
Основные правила русского литературного произношения
В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што], [каво], [хадил], [учицца] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.
Важнейшими из этих правил являются следующие
1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговорИли, хОдим, смЕлый, бЕлый, нОсим). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.
2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [вАда], [хАрАшо], [кАсили], [горАТ], а писать — вода, хорошо, косили, город.
3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [вИсна], [пасИвная], [плИсать], [пИрИсматрели], а писать — весна, посевная, плясать, пересмотрели.
4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [дуП], [гораТ], [хлеП], [мароС], [дароШка], [гриПки], [проЗьба], [малаДьба], [реСкий], а пишется — дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба.
5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [друК], [книК], [сапоК], [моК], а пишется — друг, книг, сапог, мог и т. д.
6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Жжечь], [Ж жаром], [беЖЖизненный], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный. В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щастье], [Щет], [Щитать], а пишется — счастье, счет, считать.
7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [канеШНа], [скуШНа], [яиШНица], [сквореШНик], [НикитиШНа], [СаввиШна], [прачеШНая], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная. В некоторых словах допускается двоякое произношение — булочная—[булоШНая], молочный — [молоШНый], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).
8. Слова что, чтобы произносить следует как [што], [штобы].
9. При стечении ряда согласных — рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем: сердце, честный, лестница, счастливый, а произносим [сеРЦе], [чеСНый], [леСНица], [щаСЛивый].
12. В словах иноязычного происхождения, прочно вошедших в русский язык, согласные перед [э] (е) смягчаются: бассейн, бактерия, бюллетень, брюнет, берет, винегрет, девиз, декорация, инцидент, картотека, категория, катер, кофе, музей, Одесса, президент, ремарка, режиссер, резус, тема, теория, термин, тенор, термометр, фанера, шинель, эффект и т. п.
13. Однако в ряде случаев перед [э] (е) все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [д], [т], [н], [с], [з]: ан[тэ]нна, а[тэ]лъе, биз[нэ]с, бифш[тэ]кс, [,дэ]колъ[тэ], [дэ][тэ]ктив, ин[тэ]рвъю, ин[тэ]ръер, каш[нэ], ко[тэ]дж, о[тэ]лъ, пас[тэ]льные краски, поло[нэ]з, син[тэ]тика, со[нэ]т, [тэ]мбр, [тэ]мп, [тэ]ннис, [тэ]рмос, [тэ]ст, тос[тэ]р, компъю[тэ]р, фо[нэ]тика, цита[дэ]лъ, ше[дэ]вр.
14. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их). Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).
В ряде иноязычных слов после согласных и и пишется е, хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).
В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произносится е (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).
В русских словах после ж, ш, ц произносится э, а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце).
13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их).
Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).
Орфоэпический разбор слова
Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.
2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.
3. Произнести слово правильно. ( Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)