Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.

Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо

Заключение

Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Источник

Фольклор в “Кому на Руси жить хорошо” – элементы фольклорных мотивов в поэме

Некрасов нам знаком по многим произведениям, но особо выделяются его поэмы, а особенно всестороннее произведение “Кому на Руси жить хорошо”, которое имеет большое количество поэтический идей разнообразного стиля, поскольку автор варьирует использование собственных строчек, сделанных под фольклорную стилистику. Соответственно, в этом произведении фольклор играет ключевую роль.

Роль фольклора в произведении

Песни в поэме используются для того, чтобы воссоздать особое настроение и дополнить некоторые сцены разнообразием. В конце нам понятно, что частота использования народных песен больше, чем в начале произведения. Это связано с тем, что с помощью песен автор рассказывает нам быт крестьян и поведение обычных работающих. Помимо этого, мы видим сцену, где с помощью песни, путники продолжают свой путь с приободрённым настроением. Также сцены с Матрёной Тимофеевной дополняются фольклорными “кружевами”, которые означают женскую силу, в особенности её тяжёлую долю в жизни и как она справляется с этим. Матрёна в настоящем не счастлива, она вспоминает время, проведённое с семьёй, когда она жила в родительском доме и по-настоящему испытывала счастье. Использование песен в произведение олицетворяет веру в лучшее будущее, поскольку чем ближе сюжет к концу, тем чаще встречаются песни. Николай Некрасов проделал немалый путь, используя различные поэтические, бытовые песни, относящиеся к фольклору. Но и он является создателем песен, приближенных к устному народному творчеству.

Виды жанров фольклора

Не зря первые строчки начинаются со слов, которые схожи по стилистике со сказаниями: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…”. Как мы видим, писатель умеет подбирать песни так, чтобы атмосфера оставалась и даже дополнялась атмосферой настоящей русской жизни. В произведение используются пословицы и поговорки. Особенно нам заметны другие поэтические обороты речи, которые относятся к устной речи, к примеру “долюшка”, “сторонушка” – это диминутивы с специальными суффиксами, которые автор нередко использует в течение всего произведения, помимо этого, часто встречаются эпитеты – “горькие слёзы”,” бурный ветер”. В отдельных сценах, а именно в главе “Горькое время – горькие песни” включены практически все жанры песен, именно поэтические и бытовые, подчёркивающие несправедливость жизни обычного народа. Стоит отметить, что даже песня “Весёлая” названа так, исключительно из-за иронии крестьян и умения смеяться.

Некрасов – гений литературы

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — презентация

Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Картинка про Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо. Фото Что значит определение солдатики в литературе кому на руси жить хорошо
«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Выполнили:Выполнили: Белова Светлана Коршунова Вера Савиных Роман Шуплецов Алексей Белова Светлана Коршунова Вера Савиных Роман Шуплецов Алексей

Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Проблемные вопросы

Цель: Выяснить, какую роль играют фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сроки: Анализ текста произведения: 1 неделя; Анализ дополнительной литературы: 1 неделя; Создание презентации по теме проекта: 1 неделя; Защита проекта: 1 урок.

Исследование и анализ Сравните: Сравните: Исследование и анализ Сравните: Сравните: Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим. А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь- Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу

Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют. Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют. Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Сравните:Сравните:

Стиль поэмы должен быть близок и понятен крестьянину из-за обилия просторечных выражений: « — А где возьмешь косушечку?» « — А вы же дать сулилися!» «Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего…» Стиль поэмы должен быть близок и понятен крестьянину из-за обилия просторечных выражений: « — А где возьмешь косушечку?» « — А вы же дать сулилися!» «Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего…»

Сравните: Пролог в поэме «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…» Начало в сказках «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве…» Сравните: Пролог в поэме «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…» Начало в сказках «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве…»

Былинная сила Ильи Муромца и Святогора Мужицкое терпение

В поэму введены элементы сказок: Сама лисица хитрая, По любопытству бабьему Подкралась к мужикам… В поэму введены элементы сказок: Сама лисица хитрая, По любопытству бабьему Подкралась к мужикам…

Эпизод с пеночкой и птенчиком «Сказке о рыбаке и рыбке».

Песни: Песни:«Весёлая», «Барщинная», «Барщинная», Аммирал-вдовец по морям ходил», «Голодная»,«Солдатская», «Доля народа», «Доля народа», «Солёная», «Солёная», «Средь мира дольного», «Средь мира дольного», «Бурлак», «Бурлак», «Русь» и песни из главы «Крестьянка». Притчи: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «О двух великих грешниках» «О двух великих грешниках» Песни: Песни:«Весёлая», «Барщинная», «Барщинная», Аммирал-вдовец по морям ходил», «Голодная»,«Солдатская», «Доля народа», «Доля народа», «Солёная», «Солёная», «Средь мира дольного», «Средь мира дольного», «Бурлак», «Бурлак», «Русь» и песни из главы «Крестьянка». Притчи: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «О двух великих грешниках» «О двух великих грешниках»

Выводы: Песни, притчи, сказы, стихи, включенные в поэму «Кому на Руси жить хорошо», отображают важные политические идеи Н.А.Некрасова; раскрывают взгляды поэта, смотрящего на жизнь народа глазами крестьян; углубляют социальное звучание поэмы.

Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.

По вашему желанию,А в третий быть беде! Некрасов использует здесь характерный сказочный прием — пеночка налагает на мужиков запрет. Запрет и его нарушение — основа многих русских народных сказок, приключения главных героев сказки как раз и начинаются после того, как они переходят заветную черту. Выпил братец Иванушка водицы из копытца — и превратился в козленочка. Сжег Иван-царевич шкуру Царевны-лягушки — и отправился искать жену за тридевять земель. Выглянул петушок в окошко — и унесла его лиса.

Запрет пеночки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так никогда и не нарушается, Некрасов как бы вообще забывает о нем; скатерть-самобранка еще долго щедро потчует мужиков, но в последней главе, «Пир — на весь мир», исчезает и она. В главе «Крестьянка» появляется сцена, параллельная произошедшей в «Прологе», — один из семи странников, Роман, освобождает запутавшегося во льну «жаворонка малого», освобожденный жаворонок взмывает ввысь. Ho на этот раз мужики ничего не получают в награду, они давно живут и действуют не в волшебном, а в реальном пространстве русской действительности. Отказ от фантастики был для Некрасова принципиален, читатель не должен был спутать «ложь» сказки с жизненной «правдой».

Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел — в поэме действуют семь мужиков и семь филинов, основных рассказчиков о счастье трое — поп, помещик и крестьянка, в «Легенде о двух великих грешниках» упоминаются двенадцать разбойников. Некрасов постоянно использовал и речевые обороты, и стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, синтаксические конструкции, характерные для фольклора, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.

Интересно, что современники Некрасова часто не хотели признавать народных истоков его поэмы, обвиняя автора в ложном понимании народного духа, утверждая, что некоторые пословицы и песни «придумал для мужичков сам поэт». Ho как раз те песни и пословицы, на которые критика указывала как на «придуманные», обнаруживались в фольклорных сборниках. Вместе с тем в упреках Некрасова в псевдонародности были свои основания — до конца скрыться за народный взгляд, совершенно отречься от себя, своего видения в художественном произведении просто невозможно. Этот взгляд, эти пристрастия независимо от воли автора отражались и в отборе материала, и в выборе действующих лиц.

Некрасов создал свой миф о народе. Это целый народный космос со своими праведниками и грешниками, своими понятиями о добре, зле, правде, часто не совпадающими с христианскими.

«Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.

Фольклор в поэме – это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В Прологе Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком – персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон – герои басен; а черт – это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в Прологе присутствуют магические, сакральные числа – семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнадцать свечей.

Сидит и черту молится.

Свеча – это христианский, священный мотив, а костер – языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел – средь мира), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы.

Семеро мужиков – традиционные герои русских сказок – отправляются в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встреченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб. В конце главы Пьяная ночь упоминаются популярные в народе лубочные издания – Шут Балакирев и Английский милорд.

Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами. Так, начиная с третьей части поэмы, Крестьянка, Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора. Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова.

Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.

3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Бесспорно, это яркая личность, недаром ее прозвали счастливицей. Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.

Есть в этой части и отдельная глава Песни, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В Пире на весь мир мужики справляют поминки по крепям. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном. Так, в главе Горькое время – горькие песни мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни Веселая звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:

Славно жить народу

Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.

Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде Про холопа примерного – Якова верного речь идет о людях холопского звания, потерявших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде О двух великих грешниках проводится иная идея – идея возмездия помещикам за их злодеяния.В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Доброеклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню Русь он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа:

Сила в ней скажется

В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню Русь и не поняли, в чем заключается воплощение счастья народного.

Поэму Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо называли энциклопедией русской народной жизни. Песни и легенды раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.

Источник

Фольклор в “Кому на Руси жить хорошо”

В поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” фольклор играет едва ли ни самую важную роль. Само произведение состоит из огромного количества фольклорных элементов различного жанра. Автор чередует свои собственные тексты, стилизованные под фольклорные произведения и исконно русские народные тексты.

Роль песен в поэме

В тексте поэмы песни используются для создания колорита, общего настроения произведения, дополнения к некоторым сценам. К концу поэму роль народной песни становится гораздо масштабнее. В начале песня нужна, чтобы описать в деталях крестьянский быт, мировоззрение простого работящего человека. Песня сопровождает путников, развлекает их, греет душу, утешает. Все обрядовые моменты в главе про Матрёну Тимофеевну сопровождаются фольклорными “кружевами”: эти песни являются отражением женской доли, её непомерной тяжести и горя. Неспроста у героини практически нет весёлых историй, она по-настоящему была счастлива только, когда жила в родительском доме. Чем ближе сюжет к развязке, которая несколько размыта в поэме, тем ярче, обнадёживающе и радостнее звучат народные песни. В этом плане они построены по принципу динамичности в сторону народного самосознания и веры в лучшее будущее.

Отдельный аспект – авторство песен. Н. А. Некрасов собрал множество обрядовых, солдатских, лирических песен, которые относятся к устному народному творчеству, но немалая часть произведений песенного жанра – его собственные, стилизованные под русские фольклорные жанры.

Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров

Произведение начинается как сказка: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…” Постепенно Некрасов окунает читателя в своеобразную неповторимую атмосферу русской жизни, которая невозможна без устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми. Фольклор отнюдь не примитивен Автор мастерски играет жанровыми формами фольклора. В произведении много пословиц, поговорок, потешек. Некоторые главы написаны в форме предания (“Бабья правда”), очень близка к жанру легенда “История о двух великих грешниках”.

Общий народный характер произведения держится на фольклорных образах и лексике, поэме присущи выразительные средства и другие элементы, взятые из устного творчества. “Сторонушка”, “головушка”, “долюшка” – слова с уменьшительно ласкательными суффиксами используются автором настолько же часто, как и нейтральная лексика, это придаёт повествованию песенность, мелодичность. Традиционными “сказочными” тропами насыщен весь текст поэмы: “красна девица”, “слёзы горькие”, “ветры буйные”, “чужая сторонушка”. За особый слог и ритм произведения можно охарактеризовать его, как большую многосюжетную былину. В одной из глав “Горькое время – горькие песни” собраны все лирические и бытовые песни, которые подчёркивают несправедливость и непомерную тяжесть крестьянской доли. Даже “Весёлая” песня названа так только потому, что крестьяне не лишены иронии и сарказма в описании своей повседневной жизни.

Н. А. Некрасов – автор энциклопедии народной жизни

Фольклор в поэме Н. А. Некрасова занимает главенствующее место. Именно он образует композиционную и смысловую составляющую поэмы. Если лишить произведение всех фольклорных составляющих, то едва ли оно будет полноценным. Ценность поэмы определена критиками, как “энциклопедия народной жизни”, так как произведение охватывает все сферы: бытовую, личную, обрядовую. Все этапы человеческой жизни: от рождения до смерти сопровождаются теми порывами души, которые хранит народный характер. Боль, горе, радость, скорбь – вся гамма чувств простого человека воплотилась в фольклоре. В этом плане Некрасов как автор неповторим и, несомненно, гениален.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *