Что значит одна проезжая часть
Проезжая часть — определение по ПДД
Обеспечение комфортного и безопасного продвижения — это есть одно из главных условий нахождения на дороге любых транспортных средств.
Дамба либо насыпь, плотина асфальтированная или бетонированная, мощёная бутом часть земельного участка, предназначенная для проезда транспорта — может называться дорогой.
Она состоит из следующих главных конструктивных узлов:
Чем является проезжая часть по ПДД?
В понятиях правил дорожных движений указано следующее обозначение: «Проезжая часть» — определяется, как элемент дороги, который назначен для проезда безрельсового транспорта.
Часто она покрыта асфальтом, однако это не является отличительной чертой проезжей части. По определению – это место, предназначенное для проезда автомобилей и мотоциклов.
Также она иногда оформляется другим материалом:
Как распознать проезжую часть?
Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:
«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.
Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.
Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.
У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».
То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:
Полосы
Главным образом, для безопасности проезжие части дороги разделяют ограничительными линиями разметки на отдельные участки – полосы следования.
«Полосой следования» называется одно из параллельных направлений движения по проезжим частям, которые обозначены определёнными разметками, они обязаны иметь ширину, позволяющую безопасно продвигаться автомобилям, как минимум в одном направлении.
Особенная разметка
Продольная разметка (полосы, стрелки и другие отметки) определяют разные способы движения и порядок пересечения перекрёстков. В основном линии движения обозначаются белой линией.
Сплошная узкая полоса:
Эту полосу пересекать запрещено. Разрешается пересекать только для кратковременной остановки транспортных средств — на обочине или, в качестве исключения, при объезде препятствий.
Прерывистую разметку пересекать разрешается только в случае перестроения.
В случае отсутствия разделительной линии, водитель может сам сориентироваться с шириной полосы дороги, учитывая габариты собственного автомобиля, а также ТС, проезжающих рядом в обоих направлениях, не забывая брать во внимание также интервал между ними.
Дополнительные полосы на проезжей территории могут добавляться в местах подъема на возвышения дороги (или, например, эстакады).
Водитель не имеет право двигаться по левой полосе, если свободна правая часть дороги.
Обустройство проезжей части
Инженерные образования дорожных покрытий обычно разделяют по принципу укрепления на жёсткие (железобетонные) и прочие.
Дорожные слои по организации могут состоять:
Основным качеством дорожных покрытий есть её безопасность, поэтому очень важно использовать более экономичные технологические приемы, как и комплексную механизацию.
Чтобы сделать упрочнённый грунт для дорог необходимо:
Остановка
Согласно правилам дорожного движения, стоянка или остановка возможны только под разрешающими знаками. Если же вдруг, они отсутствуют — останавливаться можно только на самом крайнем положении дороги или на обочине, дабы не иметь возможность препятствовать продвижению другого транспорта.
В крайнем случае, на короткое время можно уйти как можно правее и остановившись, включить аварийку.
Количество проезжих частей на дороге
Сколько нужно линий движения для автомобилей (безрельсовых ТС) обычно обозначается стрелками, полосой или же специальными значками.
Если же они не присутствуют, тогда водители должны сами определить ширину своей полосы движения, не забывая учитывать также габариты других транспортов, двигающихся рядом и соблюдая интервал между ними.
Ширина проезжей части
Проезжая часть дороги, имеющая асфальтированное покрытие, по стандартам должна иметь ширину не меньше семи с половиной метров.
Дороги, у которых более простейшее покрытие, могут иметь ширину дорожного полотна менее семи метров.
Подводя итог, мы можем заключить — проезжая часть призвана обеспечить безопасное продвижение безрельсовых транспортов, таких, как автомобили и мотоциклы.
Если же на ней нет обозначающих запрещающих знаков — могут находиться велосипеды и мопеды, а также велосипеды и пешеходы — при отсутствии дорожки или обочин и тротуаров.
Что такое проезжая часть дороги
Знаете ли вы? По степени отражения света белые дороги имеют хорошую видимость ночью, но вызывают блики в дневное время, на чёрных трассах нет бликов, но плохая видимость ночью. Лучшими считаются бетонные дороги — хорошая видимость и мало бликов.
На основе используемых материалов:
На основе местоположения и финансирования:
Ознакомьтесь с описанием и особенностям знака «Неровная дорога».
По условиям перемещения, доступа и объёма движения:
По типу сообщения:
По условиям топографии местности:
Дорога, её основные элементы и составные части
Правильное планирование, проектирование и обустройство транспортных путей сообщения направлено на обеспечение оптимальной скорости, комфорта и максимальной безопасности для участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров) при минимальных эксплуатационных затратах.
Читайте также:
Дорога представляет собой расположенный в зоне движения объект с дорожно-инженерными и транспортными сооружениями (тоннели, эстакады, путепроводы, виадуки, мосты, остановочные площадки, заграждения), оборудованием и приспособлениями (мачты осветительных приборов, опоры троллейбусных сетей), которые объединены в единое целое с целью обеспечения транспортного и пешеходного сообщения.
Дорога состоит из отдельных элементов, которые могут быть в наличии или отсутствовать:
Видео: элементы дороги
Полоса проезжей части
Проезжая часть — это полоса движения, на которой ТС не ограничено какими-либо физическими препятствиями или разъединениями для бокового маневрирования. Она состоит из нескольких полос движения вместе с обочиной, но может представлять собой единственную полосу (например, выезд на шоссе).
Узнайте также о парковке по чётным и нечётным дням по правилам ПДД.
Полоса — это область проезжей части, вдоль которой в один ряд свободно передвигаются безрельсовые ТС, движущиеся в одном направлении. Её ширина устанавливается российскими Государственными строительными нормами (ГСН РФ) в зависимости от плотности потока, пропускной способности, категории и назначения путей следования.
Когда проезжая часть достаточно широкая, чтобы вместить несколько ТС, движущихся бок о бок, сообщение обычно организуется в полосы — параллельные коридоры движения. Некоторые дороги имеют одну полосу движения для каждого направления, а другие — несколько (2–4 и больше на автомагистрали).
На проезжей части с помощью разметки чётко указаны границы каждой полосы и направления. Если разметки нет или она неразличима (смыта, занесена снегом), то полосу движения водители ТС выбирают интуитивно, держась правого края дорожного полотна, которое условно разделяется линией строго посередине. Другая сторона — это зона встречного движения.
На дорогах с несколькими полосами, идущими в одном и том же направлении, водители могут перестраиваться между полосами по своему усмотрению, но при этом не причинять неудобства другим водителям и не создавать аварийные ситуации. Уступить отъезжающему автомобилю место в ряду и пропустить или нет соседнее ТС на другую полосу зависит от культуры вождения водителей и условий перестройки в другой ряд.
Ширина полосы движения
Ширина проезжей части (дорожного полотна) зависит от количества полос движения, ширины полосы и ширины обочины. Ширина полосы зависит от размеров ТС и дорожного просвета — бокового интервала, который улучшает рабочую скорость ТС и безаварийное перемещение.
Максимально допустимая ширина ТС составляет 2,6 м для рефрижераторов, 2,55 м — для остальных автомобилей.
Боковой интервал не является постоянной величиной и зависит от условий перемещения и ситуации на пути следования:
В среднем безопасный боковой интервал составляет 0,7–1,2 м.
Исходя из ширины ТС и величины интервала, минимальная ширина полосы устанавливается в зависимости от категории дороги:
Для каждой полосы 2-полосной дороги требуется не менее 3,5 м, поскольку необходим боковой интервал с каждой стороны и в центре.
Важно! При введении ограничений скоростного режима (30–40 км/ч при ремонте дороги и 20 км/ч — в городской черте) допускается уменьшать ширину полосы движения ТС до 2,75 м.
При меньшей ширине полосы движение по ней опасно и запрещено, поскольку ТС не смогут разъехаться.
В настоящее время ГСН РФ пересматриваются, поскольку практика строительства дорожных сетей показывает, что уменьшение ширины полосы до 3–3,25 м заставляет водителей двигаться осторожней, что позволяет обеспечить безопасность движения и уменьшить аварийность в общем потоке.
Для сравнения — размеры дорожных полос в других странах:
Продольная полоса
В контексте управления движением продольная полоса является частью проезжей части и предназначена для перемещения в одном направлении ТС, движущихся в один ряд.
Большинство дорог общего пользования имеют как минимум 2 продольные полосы сообщения, по одной в каждом направлении, разделённые разметкой. На многополосных трассах и более оживлённых 2-полосных дорогах полосы обозначены линиями разметки. На основных автомагистралях часто есть 2 многополосные дороги с разделительной полосой.
Некоторые дороги и мосты с малой интенсивностью движения и шириной менее 4,6 м имеют одну продольную полосу. ТС, движущиеся в противоположных направлениях, должны замедляться или останавливаться, чтобы объехать друг друга. Городские и пригородные однополосные дороги часто используются для организации одностороннего движения.
Тротуар и обочина дороги
Обочина — необходимая часть всех дорог, расположена по краям полотна и отличается материалом покрытия или выделена линиями разметки. Она предназначена для размещения ТС при остановке, служит аварийной полосой и обеспечивает боковую поддержку движения. Обочина должна выдерживать вес полностью загруженного грузовика даже во влажных условиях и иметь ширину в зависимости от категории трассы:
Обочина выполняет несколько функций:
Знаете ли вы? В 1911 г. Эдварду Хайнсу (Мичиган) пришла в голову идея нарисовать линию посередине дороги, чтобы разделить движение противоположных направлений. В 1935 г. он был награждён премией Джорджа С. Бартлетта за выдающийся вклад в развитие безопасности на шоссе. И сегодня это изобретение считается самым важным в обеспечении безопасности дорожного движения.
Обочина часто состоит из земли, поскольку связана с окружающей местностью и укреплена дернованием или посевом трав. Но может быть укреплена гравием, щебнем, шлаком, вымощена камнем или плитами, выполнена из материалов, стабилизированных или удерживаемых вместе связующими веществами, таким как битум или цемент. При этом она должна иметь хороший дренаж, чтобы не было застоя воды под покрытием.
Дорожный элемент — тротуар является, как правило, фрагментом обочины и служит для передвижения пешеходов. Чаще всего он облицован бетонными плитами, блоками или каменными тротуарными плитками.
Основная функция тротуаров — обеспечить безопасное и комфортное пешеходное сообщение и отделить его от дорожного сообщения на дороге. Тротуары могут выступать в качестве прогулочной зоны в черте города, быть продолжением дорожного полотна или отделяться от него газонами. За пределами городской черты необходимости в тротуарах нет, и пешеходы перемещаются по обочине.
Важно! Согласно закону, по тротуару нельзя проезжать на колёсном ТС, включая велосипеды, и нельзя парковаться.
Сейчас тротуары строятся во всех городах с пандусами и утопленным бордюром для облегчения перемещения инвалидных и детских колясок, грузовых тележек. При въезде автомобильного транспорта в городскую черту кончается дорога и начинается улица.
Ширина тротуара устанавливается с учётом категории и назначения путей следования, плотности пешеходного сообщения, от размещения в пешеходной зоне опор, мачт, зелёных насаждений:
Декоративная мозаика и разноцветная тротуарная плитка могут превратить тротуар в произведение искусства.
Назначение элементов дорог
Помимо перечисленных основных элементов, дорога имеет ряд других, не менее важных в обеспечении удобства и безопасности движения, элементов:
Видео: назначение элементов дорог
Знание определения дороги и назначение её элементов способно расширить кругозор водителей и гарантировать более внимательное отношение к правилам дорожного движения и соблюдению культуры вождения.
Проезжая часть — определение по ПДД
Автомобилисты и пешеходы часто используют понятие «проезжая часть». Тем не менее, не всем известно точное значения этого термина, а ведь полоса, дорога и проезжая часть — это все разные понятия. Все термины раскрыты в ПДД РФ.
Что говорится в правилах дорожного движения
Определение понятия раскрыто в правилах дорожного движения. Проезжей частью называется участок дороги, предназначенный для движения колесных транспортных средств. Этот участок может обозначаться разметкой, но это не обязательное условие. Пешеходы могут двигаться через проезжую часть и по ней только в специально обозначенных местах (на пешеходном переходе).
Проезжая часть — это то место, где ездят машины и мотоциклы. На других элементах дороги колесный транспорт либо не имеет права передвигаться, либо должен соблюдать особые условия.
Как можно распознать участок дороги
Чтобы распознать проезжую часть, нужно разобраться с определением других терминов.
Итак, можно сделать следующий вывод: проезжая часть является элементом дороги и основной ее отличительной особенностью является принадлежность для движения безрельсового транспорта. Трамвайные пути не являются проезжей частью, хоть и примыкают к ней.
Проезжая часть и другие дорожные составляющие (тротуары, трамвайные пути и т.д.) располагаются на разных уровнях. Таким образом, участок для транспорта и обочина (которая также предназначена для колесных ТС) располагаются на одном уровне, а тротуар и трамвайные пути чуть выше от нее.
Количество проезжих частей
Количество проезжих частей определяется тем, сколько на дороге разделительных полос. Одна дорога может вмещать в себя несколько проезжих частей. Если посередине полотна расположена одна разделительная полоса по обе стороны от которой по одной, две или более полос движения, то проезжих частей — две. Если разделительных участков больше, то и количество проезжих частей увеличивается.
Определить разделительную полосу достаточно просто: она широкая — может быть засажена газоном или кустами, и по ней запрещено движение транспорта и пешеходов. Если нет разделительной полосы или каких-либо строений между полосами, то проезжая часть одна.
Какой должна быть ширина
Ширина проезжей части и полос движения в городе и вне населенного пункта отличается.
Ширина определяется категорией дороги и ее предназначением. Иногда требования к ширине проезжей части не соблюдаются. Это обусловлено особенностями застроек и ландшафта города. Если нет возможности расширить улицу, то и создать проезжую часть, соответствующую ГОСТу, вряд ли удастся.
Разметка
Дорожная разметка — нанесенные на покрытие проезжей части и дорожных сооружений элементы (надписи, линии, стрелки и т.д.), устанавливающие правила и порядок движения транспортных средств и пешеходов, а также информирующие об определенных условиях и требованиях. Требования к нанесению разметки установлены ГОСТом. Основная задача разметки — регулирование порядка движения обеспечение безопасности (например, на участках с повышенной аварийностью разметка может запрещать обгон или другие маневры).
Разметка может быть горизонтальной (первая цифра в нумерации — 1) и вертикальной (в ПДД начинается с цифры 2), а также может наноситься по диагонали, закругленно и под углами (в местах парковок, например). Полный перечень дорожных маркировок указан в ПДД РФ. Всего существует более 30 разновидностей.
Транспортные потоки на участке
Транспортным потоком называется упорядоченное движения транспортных средств по проезжей части. Как правило, потоки разделяются прерывистой, сплошной или двойной сплошной линией. Каждый автомобилист должен двигаться строго в своем ряду. Пересекать сплошную разметку запрещено.
Если на проезжей части нет разметки или полосы, которая делит транспортные потоки, то водитель должен самостоятельно, исходя из габаритов своего транспорта, определить количество потоков на участке и занять соответствующее положение. То же самое придется сделать, если разметка не видна из-за погодных условий, например, из-за снегопада.
Ширина разделительной полосы устанавливается ГОСТом Р 52399-2005. Внутри разметки может располагаться газон, если ширина достаточна для его насаждения. Максимальная ширина — шесть метров. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двуполостные дороги не делают ограждения из бетона или металла, а ограничиваются газоном или простой маркировкой на асфальте.
Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий. Разделительные полосы устанавливают на широких и многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. Задача этого элемента — повышение уровня безопасности.
Частые нарушения водителей
Самое частое нарушение — игнорирование требований дорожной разметки. За это предусмотрены штрафы:
Кроме того, могут встретиться следующие нарушения:
Каждое повторное нарушение наказывается строже, чем в первый раз.
ВАЖНО! Трамвайные пути, обочина и тротуар не являются проезжей частью и ездить по ним запрещено. На обочине можно совершать остановку и стоянку, если на эти действия не налагаются запреты дорожными знаками.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Проезжая часть предназначается для безопасного и беспрепятственного движения безрельсового транспорта. Пешеходы могут свободно передвигаться по тротуару, но должны соблюдать правила дорожного движения при пересечении проезжей части дороги. Строгое расположение дорожных элементов и требования к их размерам созданы не случайно: все это обеспечивает безопасное передвижение как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов и велосипедистов.
1.2. Общие положения. Дорога и ее элементы
Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.
Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.
И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.
Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных какими-то родственными признаками.
Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.
Нам представляется, что центральным в Правилах дорожного движения является понятие дороги. Действительно, Правила-то ДОРОЖНОГО движения…
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Рассмотрим для начала первую часть этого определения. Итак, «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения…
Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.
Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).
А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).
Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.
Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.
Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.
А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:
Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.
Рассмотрим ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.
Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).
Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.
Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.
Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.
Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.
Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.
И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.
Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.
Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.
Идем дальше. Вернемся к понятию разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1…
Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.
Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.
Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.
В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.
Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.
Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.
И, наконец, еще одна характеристика разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, … не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.
Подведем еще один предварительный итог.
Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.
Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).
В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.
Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.
Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.
Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.
Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.
Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.
Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.
Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.
Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.
Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.
Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.
Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.
На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.
Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.
Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.
Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.
Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
Это не так. Давайте вспомним определение: «полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой…
И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:
Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).
А сейчас давайте зададимся конкретным примером.
Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).
Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).
ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.
Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.
Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.