Что значит обыденные знания
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
Смотреть что такое «ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ» в других словарях:
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — см. ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — (common sense knowledge) знание, которое вызывает и допускает обычное поведение в повседневной жизни. Согласно Шюцу, оно состоит из огромного множества понятий, усвоенных через социализацию и имеющих сходство с рецептами выполнения обычных… … Большой толковый социологический словарь
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — См. ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ … Толковый словарь по социологии
Обыденное знание — Здравый смысл в социальной психологии этим термином обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.… … Википедия
Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
Знание (в информатике) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия
Знание (понятие) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия
ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались … Философская энциклопедия
ЗНАНИЕ — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное ( здравый смысл ), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность,… … Большой Энциклопедический словарь
ЗНАНИЕ (форма существования) — ЗНАНИЕ, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность,… … Энциклопедический словарь
Обыденное знание
Здравый смысл — в социальной психологии этим термином обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.
В философии термин «здравый смысл» употреблялся Т. Ридом и вообще шотландской школой для обозначения тех основоположений, самоочевидных принципов разума, которые хотя и даны эмпирически, но присущи всем людям, почему и представляют собой как бы основное инстинктивное чувство истины.
См. также
Литература
Смотреть что такое «Обыденное знание» в других словарях:
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — см. ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями: 1) субъектом знания являются широкие массы людей, а его объектом – явления жизненного опыта и трудовой деятельности; 2) в качестве методов выступает… … Философия науки и техники: тематический словарь
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — (common sense knowledge) знание, которое вызывает и допускает обычное поведение в повседневной жизни. Согласно Шюцу, оно состоит из огромного множества понятий, усвоенных через социализацию и имеющих сходство с рецептами выполнения обычных… … Большой толковый социологический словарь
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ — См. ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ … Толковый словарь по социологии
Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
Знание (в информатике) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия
Знание (понятие) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия
ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались … Философская энциклопедия
ЗНАНИЕ — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное ( здравый смысл ), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность,… … Большой Энциклопедический словарь
ЗНАНИЕ (форма существования) — ЗНАНИЕ, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность,… … Энциклопедический словарь
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Смотреть что такое «ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» в других словарях:
познание обыденное — познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым на определенные гипотезы, не всегда осознанно … Большая психологическая энциклопедия
познание: форма — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религи … Большая психологическая энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия
познание — ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь
Познание — Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным… … Википедия
Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… … Педагогический терминологический словарь
познание — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой… … Словарь терминов логики
ПОЗНАНИЕ — воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание… … Российская педагогическая энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Социология: Энциклопедия
Научное и обыденное познание
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.01.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Познание-это предмет эпистемологии (теории познания). Устанавливая сущность знания, его форму и принципы, теория познания отвечает на вопрос о том, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.
Познание-это не только философия. Существует множество других специальных наук и научных дисциплин, изучающих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, История науки, научные исследования, социология знания. Однако большинство этих наук изучают познание, принимая во внимание только отдельные аспекты. Вообще, знание остается особым предметом изучения в философии. Основные понятия эпистемологии, предмет познания, выступают в качестве отправной точки для жизнедеятельности и познавательной деятельности, приобретают знания, сохраняют теории и понятия, исторически передают их новым поколениям). В данный момент это не совпадает с интеллектом познающего, на который направлена познавательная деятельность.
Познание характеризуется своей многогранной природой и проявляется в различных формах.
Таким образом, различают следующие виды знаний:
Но мы сосредоточимся на научном и повседневном познании. Рассмотрим структуру, определим сущность познавательного процесса, выделим особенности научного и обыденного познания. Но это исследование фокусируется только на двух типах повседневного и научного познания мира.
Целью данного исследования является изучение разницы между научным знанием и повседневным знанием. В связи с этой целью могут быть сформулированы следующие исследовательские задачи: определить сущность повседневного знания и научного знания, определить его структуру и рассмотреть его особенности.
Обыденное познание
Понятие и сущность обыденного знания
Ежедневные знания-это неотъемлемая и очень важная составляющая познавательной деятельности. Это каркас, который обеспечивает базовую систему человеческих представлений о повседневной реальности. Это знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте человека, помогает направить его к реальности. Обыденное знание выступает как важное и практическое знание, не подчиняющееся строгим понятиям, системно-логическому оформлению. По своей природе повседневное знание-это очень сложная и многомерная система. Все теоретические трудности в выявлении ее природы объясняются тем, что она не имеет четко определенной структуры в отличие от научного знания, в ее основе лежит обыденное знание о том, что создается образ мира, являющийся общим образом мира, и разрабатывается схема повседневной практической деятельности.»
Повседневные знания открыты, обладают неполными знаниями, но в то же время они необходимы и необходимы в повседневной жизни. Именно в таких знаниях повседневные явления находят свое выражение. Повседневная жизнь часто воспринимается как видимая, но незамеченная.
К существенным признакам повседневного знания, отражающим его специфику, относятся: прагматизм (особое напряжение сознания, связанное с достижением целостности), а следовательно, восприимчивость и стандартность; интерсубъективность (повседневное знание возникает и формируется только в процессе общения, в постоянно обновляющемся контакте между людьми); интерпретация и реинтерпретация (в ней все интерпретируется, читается и перечитывается, создаются различные варианты понимания, значения приходят и уходят).
Обычные знания играют смыслообразующую роль: специальное семантическое поле организовано в соответствии с установленными коммуникативными целями, спецификой целевой аудитории, ее системой знаний, навыков, убеждений и т. д., то есть идеологией.
Рациональность повседневного знания: здравый смысл и разум
Повседневные знания-повседневная, практическая, бытовая сфера жизни человека, основанная на повседневной деятельности. Она не систематична, она конкретна.
Как уже говорилось ранее, только наука как лучшее знание, способное постичь истину, давно признана обладающей разумом, именно поэтому исследователи лишь недавно заинтересовались попытками философски осмыслить феномен обыденного знания. С одной стороны, эти попытки были связаны с нарастанием кризиса рациональности, недоверия к всесильному «рациону». С другой стороны, в результате нарастающего разочарования многие мыслители пытаются уйти от строгости понимания философских произведений, чрезмерного теоретизирования и усложнения, например.
Кроме того, повседневное знание изучается в связи с понятием «повседневная жизнь». Но есть несколько способов истолковать это, как отмечает Касавин, англо-французская и американская традиции в целом исходят из позитивной интерпретации повседневной жизни как здравого смысла. В немецкой теории преобладают негативные оценки и в то же время сосуществуют с попытками позитивного мышления (Гуссерлевский «Мир жизни»). В XX веке многие гуманитарные науки стали активно использовать термин «повседневная жизнь», в частности Лингвистика, этнография, психология, социология и др.
В то же время рациональный элемент достаточно силен в форме изучаемого знания, есть и структурная композиция, написанная, например, Ю.Ю. Зверева. Эта область требует особого рассмотрения, но она обладает логикой и превращается в важный элемент повседневного знания, связанный с рациональностью как здравым смыслом, связанным с деятельностью разума.
Давайте определим, что такое «здравый смысл». «Здоровый», то есть нормальный, адекватный, обычно соответствующий, и так далее. Это и практическая мудрость, и проницательность, и умение быстро и точно оценивать ситуацию и быстро принимать рациональные решения. Здравый смысл противопоставляется бессмысленному, неразумному, нелогичному, неестественному, неправдоподобному, невозможному, нереалистичному, парадоксальному, абсурдному и т. д.
Таким образом, «способность правильно рассуждать» каждого человека является врожденной, но требует развития. Логика учит нас правильно рассуждать, вернее, хорошо «применять» свой ум. Каждый может понять эту науку, и получается, что так называемая «интуитивная логика» присуща каждому. Однако в современном мире, в том числе и в нашей стране (а нас это больше интересует), невозможно полностью отождествить себя с формальной логикой, поскольку здравый смысл не так сильно привязан к логике, и человек принимает соответствующие решения, тем не менее, рациональность рассматривается очень долго, иногда даже сегодня. Логический разумно необходим, но рациональный не нужен, возможно, логичен. Это, конечно, не так, но дело в том, что даже современные логические системы до некоторой степени ограничены. Да, логика характеризуется честностью независимо от ценности, но иногда она бессмысленна. Рациональность в любом контексте позитивна или негативна. Но даже сейчас вы можете найти отождествление логики и рациональности, фактически это шаблон мышления.
Но вернемся к здравому смыслу в противовес иррациональным предрассудкам. Многие исследователи называют его культурно-историческим явлением, которое определяется не общим культурным фоном эпохи, а особенностями, стилем и характером общего мировоззрения.
Как уже говорилось, многие философы связывали здравый смысл с разумом, но их понимание также существенно различалось в разное время. Восходя к античным временам (главным образом к трудам Платона и Аристотеля), началась противоположная линия разума, и в последнем высшее значение для познания сущности вещей прежде всего тогда (начиная с эпохи Возрождения), это противопоставление обусловлено его способностью ориентироваться в мире, в отличие от разума (или интеллекта, как называл его Николай Кузанский). Говорят, что эта традиция не чужда русской философии, но была забыта и утрачена. Поэтому, если перевести его в термины, которые мы используем, то животные, как и люди, обладают здравым смыслом (способностью принимать правильные решения на основе жизненного опыта), но это только логично. Гегель критикует ум как источник частых ошибок и выделяет два противоположных типа-интуитивный и медитативный. Вторая причина-это обычное мышление и формалистическая логика. В то же время ученые подчеркивают важность причины для практики.
Несмотря на то, что этот выдающийся философ ценил человеческий разум скорее как проявление диалектического мышления, а не разума как метафизического.
Кроме того, Гегель был первым, кто сравнил категории рационального и иррационального с рассудком и разумом, в то время как поле разума рационально, а разум связан с мистическим и т. д. Разум «выходит за пределы рассудка» с новым горизонты знания, которые выглядят как «нарушение принципа рациональности», когда известное становится привычным и освоенным, вступает в силу «закон превращения разума в рассудок»
Таким образом, в отличие от классического подхода, можно положительно оценить роль обыденного знания в жизни человека и выявить рациональность этого типа знания.
Аксиологическая основа повседневного знания
Анализ предмета повседневного знания, его особенностей, структуры и динамики, а также повседневного знания неизбежно приведет к выяснению его ценностной базы. Предмет повседневного и научного знания играет роль не только в познавательной деятельности дизайнера, проектировщика, программиста, но и в его жизни, а также в будущем человечества. Как подчеркнул Б. И. Пружинин, корректно уместная (обязательная) для субъекта познания установка «идентификация, эпистемология» в важном практическом и социокультурном контексте познания своей ситуации изучения аксиологической основы обыденного знания, поскольку она не выходит за рамки того, что существует угроза существованию человечества как вида, а является результатом отношения обыденного знания к предмету познания.
Аксиоматической основой обыденного знания являются его идеалы и нормы, а также универсальность мировоззрения, взаимосвязь которого предполагает обыденную картину мира человека: «мировоззрение времен». Эта «обобщенная картина мира человека» вводит ту меру ценности, которая приемлема в данном типе культуры, и поэтому не только понимание, но и ощущение мира человеком этот методологический подход позволяет рассматривать идеальные типы повседневных знаний и норм в соответствии с типом культуры.
Поэтому идеалы и нормы повседневного знания базируются на практическом опыте, традициях, опыте общения. Они переплетены с человеческой деятельностью и существуют в невысказанной форме, поэтому их объяснение является более сложной задачей, чем в случае идеалов и норм научного знания.
В зависимости от специфики и задач познавательной деятельности идеалы и нормы обыденного знания можно разделить на идеалы и нормы описания и описания обыденного знания, обоснования (доказательства) и организации (структуры).
По степени общности можно выделить три уровня идеалов и норм обыденного знания: идеал всякого нормального знания и норма (всеобщая).
По форме общественного сознания идеалами и нормами социального познания являются не только этические, правовые, политические, философские и научные знания, но и идеалы религиозного, мифологического и художественного (эстетического) освоения мира.
Повседневная философия, мораль, религия, повседневная политика, право, Искусство и донаучное знание из их исключительно в этом смысле повседневного знания служат важным элементом воспроизводства общественной жизни. Кроме того, повседневная жизнь выступает в роли своеобразного «фермента», позволяющего чему-то родиться закваской, например, новой научной идее. Так, в «физике» Аристотеля дается объяснение распада тела («зародыша» закона всемирного тяготения) в обыденной категории людей, «его места».
Типы культурных идеалов и норм обыденного познания можно разделить на идеалы и нормы обыденного познания традиционного общества, идеалы и нормы обыденного познания индустриального общества. Конкретно-историческое содержание идеалов и норм обыденного знания находит свое отражение в универсальности мировоззрения. Мы считаем, что универсальность мировоззрения влияет на установку и смысловые ориентиры жизненных ценностей конкретного человека, через систему воспитания, воспитания, приобретения знаний и умений.
Традиционное общество характеризуется ценностями веры, духовности, здравого смысла, силы авторитета и традиции, консерватизма, стабильности в общественной жизни, созерцательности.
Технологическая цивилизация, прагматизм, динамизм, мобильность, временность развития, инновационность и прогресс, научная и научная рациональность, знание, сочетание силы и силы и природы, и если позитивное развитие науки и техники опережает развитие традиционных общечеловеческих ценностей, то как «патология ценностей», согласно которой знание (поведение), деятельность, идеалы общения и, следовательно, подлинное человеческое общение. Лицемерие, ложь, обман, стремление к внешнему влиянию, недостаток физической и технической силы, недостаток духовно-нравственной слабости и глубокая внутренняя культура сокрытия хрупкости культивируются технологической культурой как проявление своего рода неполноценности наряду с высокими человеческими качествами и добродетелями. он выполняет ту же функцию, что и другие, поэтому он чреват опасностями и проблемами.
Обыденное, ежедневно воспроизводимое знание базируется на некоем инварианте, который становится его регулятором-идеалом и нормой. Идеалы выражают цели познания, а нормы показывают, как достичь этих целей. В обыденном знании-описание и описание идеала и канонов жизни, простота, ясность, народные приметы, житейская мудрость, поведенческие и духовные схемы (здравый смысл, прообраз национального характера), языковые игры (Игра пользователя).
Научное знание его структура и особенности.
Основными чертами научного знания являются:
В процессе научного познания используются определенные материальные средства, такие как приборы, инструменты и другие так называемые «научные приборы», часто очень сложные и дорогостоящие (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракеты). Кроме того, в большей степени, чем любая другая форма познания, наука является неотъемлемой частью современной логики, математических методов, диалектики, систем, гипотез-дедуктивных и других научно-популярных методов и их объектов, а также их функций. Научное знание характеризуется строгой доказательностью, адекватностью полученных результатов и достоверностью выводов. Но есть много гипотез, предположений, вероятностных суждений и т. д. Именно поэтому важна логико-методологическая подготовка исследователей и их философская культура, постоянное совершенствование их мышления, умение правильно применять его законы и принципы. В современных методологиях внутренняя непротиворечивость знания, формальная непротиворечивость, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость критике, свобода от предрассудков, строгость, в других формах познания рассматриваемые критерии могут (в той или иной степени) встречаться, но они не являются решающими в нем.
Раскрытие структуры научного знания:
Роль базы заключается в следующем:
Это неудивительно, ведь философия всегда закладывала мировоззренческие ориентиры для науки, понимая ее гносеологические и методологические проблемы, тем самым делая возможным развитие самой науки.
Методы и формы научного познания
Существует два уровня эмпирического и теоретического знания. В связи с этим выделяются следующие формы научного познания в философии: научные факты, проблемы, гипотезы, теории. Давайте уделим немного внимания каждому из них.
Научный факт-это основная форма, которую можно рассматривать как научное знание, но об одном явлении. Если не получены в результате изучения их во взаимодействии с другими явлениями и не обработаны специально статистически, то все результаты исследования признаются фактами.
Проблема существует в форме знания, в котором наряду с известным есть нечто, что должно быть познано. Во-первых, проблема должна быть установлена, а во-вторых, она должна быть решена. То, что ищется, и то, что известно, о чем идет речь, тесно взаимосвязаны. Решение этой задачи требует не только физических и умственных усилий, но и материальных усилий. Поэтому некоторые проблемы остаются неизвестными в течение очень долгого времени. Это говорит о том, что ученые знают законы, которые могут помочь в решении определенных проблем. Гипотеза должна быть обоснована с учетом условий проверяемости, совместимости с реальными материалами и возможности сравнения с другими исследуемыми объектами. Истинность гипотезы доказана на практике. Когда гипотеза проверяется, она принимает форму теории, которая завершает стадию развития, которая достигла формы современных методов и научного знания.
А высшая форма научного знания-теория. Это модель научного знания, дающая общее представление о законах изучаемой сферы. Логический закон вытекает из теории и подчиняется ее основным положениям. Эта теория объясняет, систематизирует, прогнозирует и определяет методологию научного познания, его полноту, эффективность и достоверность.
Формы научного познания в философии также определяют основные методы научного познания. В результате наблюдений и экспериментов формируется научное знание. Эксперименты как метод научного познания появились в XVII веке. До этого времени исследователи больше полагались на повседневную практику, здравый смысл и наблюдательность. Условия экспериментального научного познания сложились в результате развития техники и появления новых механизмов в результате промышленной революции, произошедшей в то время. Активность ученого в это время возрастает за счет того, что эксперимент позволил объекту исследования получить специальный эффект, помещенный в изолированное состояние.
Однако при рассмотрении методов и форм научного познания нельзя снижать значимость наблюдения. Это открывает путь к экспериментам. Давайте вспомним, что Жильбер обнаружил наличие статического электричества, натирая Янтарь шерстью. Это был один из самых простых экспериментов, связанных с внешним наблюдением. Затем Дэйн Эрстед провел настоящий эксперимент с использованием гальванического устройства.
Современные методы и формы научного познания значительно усложнились, они столкнулись с техническими чудесами. Размер экспериментального оборудования огромен и массивен. Сумма, вложенная в их создание, также впечатляет. Поэтому ученые часто экономят деньги, заменяя основные методы научного познания методами мысленных экспериментов и научного моделирования. Примером такой модели является идеальный газ, в котором предполагается, что столкновения молекул не происходит. Математическое моделирование также широко используется как аналог реальности.
Стандарты научного знания
Сформулированы некоторые принципы определения стандартов естественнонаучного знания по направлению методологии науки. Один из них называется принципом верификации: если понятие или суждение сводимо к тому, чтобы диктовать опыт или утверждение о нем, если оно имеет смысл и если для такого суждения невозможно найти эмпирически фиксированное, то это тотология или отсутствие смысла. Поскольку разработанные концепции теории обычно не сводимы к данным опыта, для них проводится релаксация:возможна и косвенная верификация. Например, невозможно указать экспериментальный аналог понятия «кварк». Но теория кварков предсказывает многие явления, которые могут быть записаны эмпирически, экспериментально. Таким образом, косвенно проверяется сама теория.
Принцип верификации позволяет проводить различие между научным знанием в первом приближении и явно ненаучным знанием. Однако все возможные эмпирические факты делятся на идеологические, религиозные, астрологические, в таких случаях полезно прибегнуть к другому принципу разграничения науки и ненауки, предложенному величайшими философами XX века. к Поппер-принцип фальсификации. В ней говорится, что критерием научного статуса теории является ее фальсификационный или опровергающий потенциал. Иными словами, только это знание может претендовать на звание «научного».
Несмотря на кажущуюся парадоксальность формы, возможно, именно благодаря ей этот принцип имеет простой и глубокий смысл. Поппер отметил значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Количество падающих яблок недостаточно, чтобы окончательно подтвердить истинность закона всемирного тяготения. Но достаточно одного яблока, отлетевшего от Земли, чтобы признать этот закон ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т. е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективными с точки зрения подтверждения ее истинности и научности.
Неопровержимая теория в принципе не является научной. Идея сотворения мира Богом, как правило, неопровержима. Попытки опровергнуть его могут быть представлены как результат того же божественного замысла. Но если эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Однако можно выдвинуть гипотезу, что фальсифицированный принцип, осуществляемый последовательно, лишает их целостности, абсолютности и неизменности. Но это, наверное, не плохо: постоянная критика, что она держит науку «в тонусе», не дает ей застаиваться и опирается на ее лавры, является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.
Категории и критерии научного знания
Все вышеперечисленные стандарты научного познания применимы и соответствуют некоторому содержанию философского знания, в частности онтологии (натурфилософии), эпистемологии (эпистемологии) и методологии научного познания.
Познавательное отношение человека к миру происходит в различных формах: в форме обыденного знания, художественного знания, религиозного знания и, наконец, научного знания.
Вывод:
В исследовании учитывались тип познания, обыденное и научное знание, раскрывалась специфика научного познания и научные критерии, структура научного познания, эмпирический и теоретический уровни, сущность обыденного знания и его рациональность.
Научное знание выросло из обычного знания, но в настоящее время знание этих двух форм довольно далеко. Одной из важных особенностей научного знания по сравнению с обычным знанием является использование его организации и многих методов исследования. В данном случае под этим методом понимается совокупность приемов, методов и правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти методы и правила в конечном счете будут разработаны на основе законов самого исследования, а не произвольно установленных.
Кроме того, спецификой объекта научного исследования является совокупность сведений, предписаний, рецептов деятельности, действий, накопленных в ходе исторического развития повседневного опыта, точнее, основное отличие научного знания как продукта научной деятельности от знания, полученного в области обыденного, добровольного и эмпирического познания. Надежность устанавливается путем непосредственного применения производственных и ежедневных физических условий. Что же касается научного знания, то его достоверность уже не может быть оправдана только таким образом.
Из основных особенностей научного исследования, как особенностей методов познавательной деятельности, также можно вывести такие особенности науки по сравнению с обычным знанием. Предмет, на который направлено обычное знание, формируется в повседневной практике. Техника, с помощью которой каждый такой объект распознается и фиксируется как объект познания, вплетается в повседневный опыт. Совокупность таких приемов обычно не воспринимается субъектом как метод познания. Это не относится к научным исследованиям. Здесь обнаружение объектов, свойства которых подлежат дальнейшему изучению, является очень трудоемкой задачей.
Наконец, в имеющихся формах производства и повседневного опыта, стремлении науки относительно самостоятельно изучать объекты, в частности специальные научные занятия по предмету научной деятельности, требуется специальная подготовка познавательных объектов, в ходе которой учащиеся осваивают исторически сложившиеся средства научного исследования, а также приемы и методы манипулирования этими средствами. Для повседневного познания такое обучение не обязательно, а скорее, в процессе социализации личности, в процессе общения с культурой, для формирования, развития и дальнейшего развития мышления.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.