Что значит обучается в образовательных учреждениях по очной форме обучения
Очная или заочная: какую форму обучения выбрать?
Очная форма обучения
Такой формат предполагает, что у тебя будет 5−6 учебных дней в неделю, в которые ты, понятное дело, обязан посетить пары. Количество пар в день регламентирует сам вуз. Учебная смена тоже может быть разной: в каких-то заведениях есть только первая (утренняя), в каких-то — и первая, и вторая. К примеру, первые два курса ты учишься по утрам, а два последних — после обеда. Либо наоборот.
Программа очного обучения предполагает, что тебе придётся освоить большой (зато полный) объём материала: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные. Студенты также обязаны проходить учебные и производственные практики в учреждениях по специальности. Это позволяет получить реальные практические навыки и ближе познакомиться с твоей будущей профессией.
Как правило, срок обучения по очной форме составляет 4 года (в некоторых вузах может быть 5 лет, если это не бакалавриат, а специалитет). Также есть магистратура — 1 либо 2 года в зависимости от специальности. Если же речь идёт о колледже или техникуме, то учиться придётся от 1 года до 3 лет.
Важный пунктик для парней: обучаясь на дневной форме получения образования, ты получаешь отсрочку от армии (но только если до этого у тебя её не было).
Ещё из плюсов: «бюджетники» будут каждый месяц получать стипендию (при условии успешной сдачи сессии). А ещё у ребят дневной формы обучения обычно яркая и насыщенная студенческая жизнь.
Конечно, есть и минусы. Обучаясь очно, ты вряд ли сможешь устроиться на работу на полную ставку. Для кого-то это будет большим недостатком. Поэтому после окончания учебного заведения у тебя, скорее всего, будет совсем небольшой опыт работы. А это значит, что сначала придётся занимать должности пониже, нарабатывая стаж. Часто случается, что знаний, полученных в университете или колледже, оказываются недостаточно для устройства на работу по специальности.
Студентам-бюджетникам из Беларуси стоит помнить о двухлетней отработке по окончании вуза. В России такая практика не применяется.
Не забывай, что очное обучение — дороже по сравнению с остальными формами. А ещё требует усиленной подготовки к поступлению, так как конкурс на место выше.
Заочная форма обучения
Программа заочки предусматривает преимущественно самостоятельное изучение материала студентами. После чего ты обязан показать свои знания на контрольных работах и сессии (очно). Однако учти, что при такой форме обучения университет всё же придётся посетить: обычно перед сессией у студентов есть обязательные пары.
Как именно строится учебный процесс сказать сложно, так как каждый ссуз и вуз определяет программы самостоятельно. Один из вариантов: занятия на протяжении всего года один раз в неделю, например, по субботам. Более распространённая модель: самостоятельное изучение материала на протяжении семестра, а в конце его — очные пары и сессия.
Заочную форму обучения обычно выбирают те, кто не может постоянно посещать занятия. Если ты находишься в другом городе или работаешь, то этот вариант для тебя. В Беларуси на бюджетную «заочку» можно поступить при условии работы по получаемой специальности, в остальных случаях можешь учиться платно.
Кстати, приятная плюшка: в период сессии ты можешь попросить у своего учебного заведения справку о том, что тебе нужно посещать пары. Это будет являться основанием для того, чтобы работодатель предоставил тебе учебный отпуск.
Говоря о заочном обучении, нужно выделить его ответвление: дистанционное обучение. Вообще, официально такой формат работы называется «заочная форма обучения с использованием информационных технологий». Да, обучение тоже удалённое, только у тебя уже будут онлайн-пары. Особенность и в возможности дистанционной сессии. То есть тебе не придётся приезжать в другой город или оставлять на продолжительный срок работу.
Срок заочного обучения в колледже по программе среднего профобразования составляет от 3,5 до 5 лет. Если же ты хочешь учиться в вузе, то это займёт 4,5 — 5,5 лет (бакалавр) или 5,5 — 6 лет (специалитет). Продолжить обучения по магистерской программе также можешь заочно: длится она 2 — 2,5 года.
Итого мы имеем: возможность совмещать работу и учёбу, можем находиться в другом городе или стране, а времени на освоение материала уходит гораздо меньше. Но в то же время качество образования на заочке ниже, не будет той самой студенческой жизни, бюджетники не получат стипендию, а парни — отсрочку.
Очно-заочная форма обучения
Иначе — вечерняя. Как ты понимаешь, это некий гибрид очной и заочной форм. Образовательный процесс вечерней программы предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но их всё-таки меньше, чем на дневном отделении. Обычно студенты посещают вуз или ссуз 2−4 дня в неделю по вечерам.
Предполагается, что студенты такой формы обучения смогут комфортно совмещать работу и образование. Если же работаешь по специальности, которую получаешь, это вдвойне здорово: теоретические знания тут же применяешь на практике. Это позволит тебе стать компетентным специалистом уже при получении диплома.
Срок обучения по бакалаврской программе в вузе составляет 4,5 года, по программе специалитета — 5,5 лет, по магистерской — 2 года. В ссузе по сокращённой программе тебе нужно будет учиться около 3 лет.
Главное преимущество очно-заочного отделения — возможность эффективно совмещать учебную и трудовую деятельность. Из недостатков можно назвать нехватку времени на участие в студенческой жизни, неимение стипендии и отсрочки от армии.
Экстернат
Это та же «заочка», только без аудиторных лекций. То есть полностью сам изучаешь весь материал, а потом сдаёшь сессию. Сколько учиться на таком отделении — зависит от вуза, однако в год ты можешь сдавать не более 20 дисциплин.
Это наиболее быстрый способ получения образования. Однако помни, что учиться экстерном очень тяжело из-за самостоятельной подготовки и невозможности закрепить информацию на лекциях или уточнить что-то у преподавателя. Конечно, никаких льгот для студентов такого отделения не предусмотрено.
Итак, мы рассказали о четырёх формах обучения высших и средних специальных учебных заведений. Теперь ты знаешь, какие есть преимущества и недостатки у каждой из них. Определи, что для тебя главное (качественное образование или быстрое, работа или учёба), а после взвесь все «за» и «против», чтобы точно не ошибиться с выбором.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Заочная форма обучения в государственной школе
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.
На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).
Таким образом, самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).
Что касается обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе с учетом избранной обучающимся формы получения образования, оно осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).
В связи с изложенным выше для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию в целях оформления и закрепления локальным актом (приказом директора школы) избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося, а также для урегулирования возникающих в связи с этим отношений по подготовке и реализации индивидуального учебного плана.
О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий
Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.
Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.
Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).
Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.
А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.
Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:
Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.
B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.
C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.
F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.
G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.
H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).
При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.
I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.
K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.
L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).
По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.
Очная форма обучения. Что значит очная форма обучения
После окончания школы практически все выпускники задумываются о продолжении обучения в высшем учебном заведении. По крайней мере, так поступает то большинство, которое все же стремится к лучшей жизни, хорошей работе с достойной зарплатой. Работодатели при выборе кандидата на определенную должность в первую очередь обращают внимание на его диплом. И наличие достойных знаний существенно повышает шансы на получение престижной должности.
Как определиться с формой обучения?
Выделяют такие формы обучения, как очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная и дистанционная. Для того чтобы подобрать ту форму, которая позволит получить необходимый объем знаний и при этом даст нужное количество свободного времени, следует внимательно изучить нюансы всех четырех способов.
Очная форма обучения предполагает полную отдачу студента образовательному процессу. Занятия, как правило, проводятся пять или шесть дней в неделю. Они подразделяются на теоретические и практические. На теоретических занятиях, которые называются лекциями, студенты прослушивают тему. Затем материал закрепляется при помощи решения практических задач, выполнения лабораторных работ на семинарах.
Форма обучения очно-заочно предоставляет студенту возможность совмещать работу и учебу. В большинстве вузов занятия проводятся по вечерам в будние дни и по выходным. Количество академических часов обычно не более 16. Этого вполне достаточно для получения качественных знаний при старательном посещении занятий.
Заочная форма имеет совершенно другой подход к образовательному процессу. Студенты собираются два раза в год. В течение нескольких недель происходит вычитка большого объема материала, после окончания которой сдаются экзамены. Дистанционная форма предполагает обучение через Интернет. Все задания отправляются по электронной почте.
Данная форма обучения имеет ряд преимуществ перед другими способами получения высшего образования. Во-первых, очная форма обучения подразумевает достаточное количество практических занятий, что позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях предмета и устранить их до наступления экзаменов. К тому же постоянное общение со студентами, в том числе и старших курсов, и преподавателями дает возможность найти человека, который подтянет определенный предмет, если возникнет такая необходимость.
Во-вторых, очная форма обучения подразуевает ряд социальных льгот. На бюджетной основе студенты, успешно сдавшие сессию, имеют право на получение стипендии в следующем семестре. В случае отличных результатов выплачивается повышенная стипендия. Студенческий билет дает право на льготный проезд во многих видах общественного транспорта. Студент очного отделения имеет бесплатный доступ к университетской библиотеке. Иногородним предоставляется место в общежитии. На время обучения юноши освобождаются от призыва в армию. Вот что значит очная форма обучения.
Преимущества вечерней формы
В чем они заключаются? Форма обучения очно-заочно подходит для студентов, которые желают совместить образовательный процесс и работу. Такой способ получения знаний дает человеку большую свободу. Чего не скажешь о том случае, сли выбрана очная форма обучения.
В случае наличия работы по специальности студент имеет возможность применять полученные знания на практике, тем самым повышать свою квалификацию. Обучаясь на вечернем отделении, молодые люди приобретают самостоятельность в плане возможности самому платить за свое образование. Работодатели охотно отдают должность тому, кто умеет совмещать работу с обучением.
Такая форма не является подходящей для семейных людей. Днем работа, вечера и выходные в университете, а времени на семью не остается. В таком случае желательно выбирать заочную форму.
Коротко о заочной и дистанционной формах
Заочно обучаются, как правило, люди, уже имеющие постоянное место работы, и
образование им необходимо для продвижения по службе. Также такая форма подходит
иногородним молодым людям, которые по каким-либо причинам не могут надолго оставить место проживания.
Дистанционно получают знания те, кто не имеет возможности посещать учебное заведение, но хотят получить достойное образование. Например, для людей с ограниченными возможностями этот вариант является идеальным способом получить качественные знания.
Переход с одной формы на другую
Перейти с очной формы на очно-заочную или заочную обычно не составляет проблем. Если в силу определенных обстоятельств необходимо сменить форму обучения, то это
можно сделать после окончания сессии.
При переходе на платную основу сложностей возникнуть не должно. Но если есть желание занять немногочисленные бюджетные места, то придется потрудиться. Чаще всего заочные группы уже сформированы, и места на бюджетной основе занимаются в первую очередь. В случае отсутствия таких мест стоит подождать до следующей сессии и оставить заявку на перевод. Некоторых студентов могут отчислить после сдачи экзаменов, и в этом случае есть шансы попасть на их место, если успеваемость отличная и нет проблем с дисциплиной.
Стоит отметить, что переход на дневную форму с других отделений осуществляется в крайне редких случаях.
Недостатки разных форм обучения
Главным недостатком очной формы является ее стоимость. В сравнении с другими способами обучения она значительно выше. Все чаще абитуриенты выбирают заочное отделение именно по причине финансовой несостоятельности.
Сложности заочной формы состоят в большом объеме информации, которую необходимо усвоить за короткий срок. Еще одна распространенная проблема возникает при работе на частную организацию. Такие предприятия могут не оплачивать ученический отпуск.
Форма обучения очно-заочно совмещает в себе преимущества обоих отделений. Пожалуй, единственным ее недостатком является катастрофическая нехватка времени при совмещении работы и учебы, так как занятия начинаются уже после шести вечера, а рабочий день у многих до пяти. И расходятся студенты уже после девяти вечера.
Чтобы подобрать оптимальную форму получения высшего образования, абитуриенту необходимо правильно расставить приоритеты между качеством знаний, возможностью работать, количеством свободного времени и стоимостью обучения.