Что значит обосновать правовую позицию
Позицию по обстоятельствам дела можно менять бесконечно и безнаказанно
Никто не может противоречить своему собственному предыдущему поведению (venire contra factum proprium) – принцип римского права и (более того!) обычной человеческой логики, крайне редко применяемый в гражданском судопроизводстве (во всяком случае формально).
Суть его применительно к гражданскому процессу, на мой взгляд, должна сводиться к тому, что изменение стороной своей позиции по делу относительно обстоятельств, имеющих значение для его разрешения (вопросы факта) должно приводить к тому, что сама эта «уточненная» позиция вместе с доказательствами, ее подтверждающими должна отвергаться судом только по мотиву ее противоречия с ранее данными объяснениями/представленными доказательствами. Без исследования доказательств по существу.
Сторона, такое изменение позиции допустившая, помимо указанного принципа римского права нарушает еще и п.3,4 ст.1, п.1 ст.10 и (в зависимости от обстоятельств конкретного дела) п.3 ст.432 ГК РФ.
Если говорить простым языком, без всяких «злоупотреблений правом, изменений процессуальной позиции и т.п.» сторона по делу в указанной выше ситуации нагло и беззастенчиво врет суду. Нагло и беззастенчиво потому, что ложь в данном случае абсолютно очевидна. Чем кстати дополнительно еще и выражает суду свое неуважение (в этом конкретном случае, к сожалению, ненаказуемое в административном/уголовном порядке).
Стоит отметить, что на практике судьями, как правило учитывается «изменение позиции» и соответствующие доказательства оцениваются надлежащим образом (т.е. критически). Однако, сама возможность безнаказанно говорить суду сначала одно, а потом другое на мой взгляд умаляет авторитет судебной власти и является насмешкой над правосудием, затягивает рассмотрение спора, позволяет недобросовестным его участникам (в т.ч. представителям) периодически рассказывать разные версии случившегося, которые суд вынужден всерьез проверять.
Правило « эстоппель » проистекает из общих начал гражданского законодательства и является частным случаем проявления принципа добросовестности, и применяется по прямому указанию – в ситуации, когда сторона исполнила обязательство, а потом ссылается на незаключенность договора. Например: исполнил заемщик частично обязанность по возврату долга (есть доказательство), но при этом отрицает само существование обязательства (Постановление по делу №2-141/18). К большинству случаев изменения позиции по делу по фактическим обстоятельствам эстоппель не применим, нужно руководствоваться общими началами. Однако, я заметил, что СОЮ стараются избегать ссылок на ст.1,10 ГК РФ, не оценивая в судебных актах изменение позиции стороны по обстоятельствам спора, а проводя оценку последней (какая бы по счету она ни была) версии стороны, и доказательств ее подтверждающих.
Два примера (раздел имущества):
Наглую и беззастенчивую ложь суду (коей являются различные новые версии старых событий по делу) можно и нужно пресекать. Поскольку судьи как правило в решениях не называют вещи своими именами (ни разу не видел, чтобы лжеца назвали лжецом, ну или более нейтрально «сторона вводит суд в заблуждение»), предлагаю им помочь:
— Обращать особое внимание суда на злоупотребление правом путем изменения пояснений относительно обстоятельств дела, со ссылкой на п.3,4 ст.1, п.1 ст.10 ГК РФ (также в некоторых случаях п.3 ст.432 ГК), можно с применением латыни (venire contra factum proprium), как на достаточное основание для того, чтобы отвергнуть новую позицию стороны и представленные ею доказательства, без их оценки по существу.
— Предложить логичное правовое последствие такого злоупотребления: «принцип первых пояснений». Не последних (как это делают суды на практике, проверяя очередную нескладную ложь), а именно первых. Если сторона изменила свои пояснения по обстоятельствам дела суд начинает проверять и оценивать их последнюю версию и представленные в обоснование доказательства. А нужно проверять и оценивать самую первую! (да-да, это по аналогии с оценкой показаний подсудимого по уголовному делу – первые самые достоверные. При том, что сторона по гражданскому делу находится в гораздо более мягких условиях и продумать свои первые пояснения может заблаговременно). Все прочие версии событий должны отвергаться априори.
Я не склонен к излишнему морализаторству, но и превращать суд в балаган считаю недопустимым. Если уж сторона считает необходимым и допустимым конструирование своей версии событий, то пусть эта версия придумывается и продумывается один раз.
О правовых позициях по гражданским делам из Обзора ВС № 4 за 2018 г.
Как ранее писала «АГ», 26 декабря Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики № 4 за 2018 г. Документ содержит 59 правовых позиций судебных коллегий ВС по различным делам, две позиции дисциплинарной коллегии, а также два разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике. Большая часть документа посвящена экономическим спорам.
Судебная коллегия по гражданским делам включила в обзор 14 правовых позиций по спорам, связанным с защитой личных неимущественных прав, права собственности и других вещных прав, договорных отношений, возникающих вследствие причинения вреда, жилищных отношений, осуществлением профессиональной деятельности, процессуальным вопросам. Эксперты «АГ» обратили особое внимание на семь из приведенных Коллегией дел, которые, по их мнению, повлияют на практику.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что наиболее интересным является п. 2 обзора по нашумевшему в СМИ делу о взыскании морального вреда с курящего соседа. Согласно данному пункту проживающие в жилых помещениях граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями.
По мнению Ильи Прокофьева, позиция ВС объяснима и согласуется с действующим законодательством. В то же время в данном конкретном случае удовлетворение судом требования о взыскании морального вреда с курильщика, который своими действиями нарушил права соседа, стало возможно только из-за позиции ответчика, ведь он фактически не отрицал изложенные в исковом заявлении факты. «Если бы ответчик занял иную позицию по делу и категорически отрицал, что курит на балконе своей квартиры, у суда не было бы оснований удовлетворить требования истца по причине невозможности их надлежащего доказывания», – пояснил адвокат. По его словам, именно проблема доказательной базы по данной категории споров на практике делает невозможным удовлетворение исковых требований о взыскании морального вреда с курящих соседей, а рассмотренный Судом случай относится скорее к исключению.
Руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов также отметил прецедентный характер этого дела: «Это дело отражает общую тенденцию государства на продолжение ужесточения борьбы с курением, и есть надежда, что со временем суды начнут взыскивать с соседей-курильщиков значительное более солидные суммы компенсации морального вреда».
Как следует из п. 8 обзора, расходы на приобретение новых материалов для восстановления поврежденного имущества входят в состав убытков, подлежащих возмещению причинителем вреда. По мнению Виктора Спесивова, данный пункт представляет собой типичный пример отказа в правосудии по «звонку» или в связи с коррупционной составляющей. «Апелляция отменила законное решение суда первой инстанции о взыскании убытков со строительной компании, рядом с площадкой которой был поврежден дом, на основании предположения о том, что дом мог разрушиться и не из-за строительства, уклонившись от установления причины происшествия, – пояснил эксперт. – Очень хорошо, что ВС РФ отменил акт апелляции и напомнил, что суд обязан в таких делах установить причину».
Илья Прокофьев отметил важность и п. 9 обзора, также посвященного определению итогового размера ущерба, причиненного имуществу. Исходя из него, при повреждении транспортного средства утрата его товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей к нему. По словам адвоката, в настоящее время суды при удовлетворении требований о взыскании причиненного имуществу ущерба (в том числе, автомобилю) исходят из стоимости восстановительного ремонта с учетом износа имущества, определяемого путем проведения оценочной экспертизы. «Изложенная в обзоре позиция ВС должна привести к единообразию практики рассмотрения данных категорий дел, а также единообразию определения реальной стоимости подлежащих возмещению убытков, – отметил Илья Прокофьев. – В этой связи необходимо внести изменения в Закон об оценочной деятельности, а также скорректировать методические рекомендации по оценке ущерба».
В свою очередь Виктор Спесивов выделил п. 11 обзора, согласно которому реконструкция, переустройство, перепланировка балконных плит, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, отвечающие требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологических норм, производятся с согласия всех собственников помещений такого дома. «Учитывая установившуюся в последние годы моду на самостоятельное “расширение” квартиры за счет присоединения к ней примыкающего балкона, хочется верить, что правовая позиция ВС РФ отрезвит таких “оптимизаторов”», – отметил эксперт.
Оба эксперта назвали интересными разъяснения Суда, изложенные в п. 12, из которого следует, что полномочия частнопрактикующего нотариуса, осужденного за совершение умышленного преступления, не связанного с совершением нотариальных действий, могут прекращаться решением суда по требованию прокурора (об этом деле ранее писала «АГ»).
Илья Прокофьев отметил, что законодательно такое право закреплено только за органами нотариальных палат, однако в случае ее бездействия прокурор был вынужден самостоятельно обратиться с иском в суд: «Важно, что подтверждение Верховным Судом такого права прокурора со ссылкой на ч. 1 ст. 45 ГПК РФ восполнит пробел в механизме прекращения полномочий нотариуса».
В свою очередь Виктор Спесивов полагает, что в рассматриваемом случае ВС РФ четко обозначил, что прокурор вправе требовать лишения частного нотариуса права нотариальной деятельности вне зависимости от мнения нотариальной палаты, а осуждение частного нотариуса за совершение умышленного преступления должно повлечь за собой освобождение последнего от его полномочий.
Эксперт также отметил п. 14 обзора, исходя из которого решение суда общей юрисдикции по банкротству должника об установлении его обязательств перед другими лицами и размера последних, включенных в реестр требований кредиторов, может обжаловаться конкурсным кредитором в порядке гражданского судопроизводства.
По мнению Виктора Спесивова, для практики крайне важно подтверждение ВС РФ того, что конкурсный кредитор вправе обжаловать решение суда общей юрисдикции, послужившее основанием для включения требований другого конкурсного кредитора в реестр требований кредиторов должника. «Иная позиция не позволяла бы миноритариям в отсутствие активной позиции “чужого” управляющего оспаривать “просуженную” “липовую” кредиторскую задолженность, коей перегружены дела о банкротстве, и тем самым значительно подрывала бы общий вектор на “оздоровление” банкротств», – отметил он.
Также эксперты «АГ» выделили п. 15 документа, согласно которому в случае смерти стороны договора пожизненного содержания с иждивением, заявившей о его расторжении и возврате недвижимого имущества в связи с неисполнением условий договора, допускается замена этой стороны ее правопреемником. Илья Прокофьев отметил, что это разъяснение касается довольно спорного вопроса – связаны ли неразрывно с личностью права и обязанности по договору пожизненного содержания с иждивением: «На практике четкого подхода к данному вопросу нет, поэтому позиция ВС, которой он отграничил порядок исполнения договора пожизненного содержания с иждивением от имущественного требования о возврате имущества, может благоприятно повлиять на формирование единообразного подхода к рассмотрению данной категории споров».
В свою очередь Виктор Спесивов полагает, что изложенная в этом пункте правовая позиция Суда снизит количество процессуальных ошибок на местах. По его мнению, разъяснение ВС РФ сводится к тому, что по спорам о расторжении договора ренты возможно процессуальное правопреемство на наследника рентополучателя. «При возникновении таких споров иное толкование фактически провоцировало плательщиков ренты на вполне понятное преступление, как реальный способ решения проблемы ради оставления за собой вожделенной собственности», – заключил он.
Правовая позиция
Как мы работаем:
Выработка правовой позиции по делу об административном правонарушении физического лица является краеугольным камнем всего судебного процесса. Малейшая неточность может свести на нет все усилия гражданина по доказыванию своей невиновности, поэтому помощь грамотного юриста в этом вопросе жизненно необходима.
Правовая позиция – это определение совокупности норм закона, которые понадобятся для обоснования требований субъекта правонарушения. Она содержит базирующиеся на конкретных правовых нормах ответы на вопросы:
На чем основывается стратегия юриста?
На основе выработанной правовой позиции специалист выстраивает стратегию защиты своего клиента в суде, то есть эффективную последовательность юридически значимых действий для получения положительного судебного решения.
В процессе разработки правовой позиции немаловажным является рассмотрение точки зрения оппонентов: методом «от противного» определяются возможные варианты стратегии противоположной стороны и законодательных норм, на которых будут основаны ее действия. Анализ двух полярных правовых позиций помогает выявить уязвимые места в стратегии, выработанной в интересах клиента.
Мы предлагаем:
Юристы Юридической компании «Особое Мнение» предлагают квалифицированную помощь в разработке правовой позиции по делу об административном правонарушении физических лиц. Базируясь на глубоких знаниях и практическом опыте, специалист компании:
Высокое качество профессиональной помощи специалистов Юридической компании «Особое Мнение» в административных процессах физических лиц во много раз увеличивает шансы на успешный результат дела.
Положительный опыт, накопленный нашей командой, профессиональное мастерство владения механизмами нормативно-правового регулирования, высокая квалификация каждого сотрудника юридической компании позволяют нам предложить нашим клиентам лучшую юридическую помощь и самое высокое качество юридических услуг!
Наши принципы:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Для нас каждый клиент является особенным, мы не приемлем шаблонные подходы.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.
Мы – команда профессионалов высокого класса с многолетним опытом экспертов в различных областях права. Наши юристы имеют опыт решения самых сложных ситуаций в юридической практике.
УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.
Методология концепции оказания консультационных услуг базируется на соответствующем организационно-правовом и юридическом обеспечении, что позволяет добиваться оперативного результата, максимально удовлетворяющего требованиям клиента.
КОМПЛЕКСНЫЙ (СИСТЕМНЫЙ) ПОДХОД.
Комплекс профессиональных знаний наших специалистов, а также безграничные возможности широкой сети наших партнеров, дают возможность всесторонне и правильно провести анализ ситуации и оперативно разработать алгоритм ее разрешения.
ЛОЯЛЬНОСТЬ.
У нас гибкая система скидок на весь спектр услуг. Специально для постоянных клиентов мы разработали программу лояльности. Стремительно развиваясь и совершенствуясь, мы сохраняем баланс между высоким качеством и стоимостью оказания услуг.
БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ.
Мы дорожим своей репутацией, а значит, заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях. Многие наши клиенты, обратившись к нам однажды, продолжают регулярно пользоваться услугами наших юристов.
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
Безопасность и конфиденциальность – это не просто слова, а один из основных принципов оказания юридических услуг. Обо всех нюансах и подробностях Вашего дела будут знать только Вы и Ваш юрист. Мы гарантируем сохранность и конфиденциальность представленной Вами информации, а также придерживаемся высоких стандартов в области профессиональной и деловой этики.
ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО.
В компании работают высококвалифицированные и опытные юристы, способные решать юридические задачи любой степени сложности, предупреждать, выявлять правовые риски и связанные с ними негативные последствия, создавать эффективную юридическую защиту и осуществлять полное правовое обеспечение деятельности, учитывая актуальные тенденции законодательства и судебной практики.
Для чего нужна юридическая служба малому и среднему бизнесу?
Распространенное заблуждение начинающих бизнесменов в том, что молодому предприятию юрист не нужен, может привести к финансовым убыткам и даже уничтожить бизнес. Сегодня каждый предприниматель должен понимать, как создается и работает юридическая служба организации
Сегодня юридическая служба нужна малому и среднему бизнесу как никогда. По результатам прокурорской деятельности наблюдается увеличение количества случаев нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности – с 152 807 в 2019 г. до 165 548 в 2020 г. (прирост – 8,3%). Усугубляют ситуацию распространенные заблуждения начинающих бизнесменов: предприятие молодое, долги мы еще не накопили, и государственные органы с проверками пока не придут; ответы на все вопросы можно найти в интернете; возникла проблема – так она решится сама по себе.
А вот что Д.В. Засухин пишет в своей книге «Юридический маркетинг»: «К сожалению, мы очень ленивы и инертны. Давайте будем честными с собой и признаемся, что решать проблемы мы не любим. Авось и так пройдет? Это утверждение верно не только для бизнеса. Вспомните, как вы посещаете стоматолога? Мало кто из нас раз в полгода записывается на профилактику и при первых симптомах бежит в стоматологический кабинет. Большинство из нас откладывают решение проблемы до последнего. »
Однако такое легкомысленное отношение крайне опасно. Из-за стремительного изменения законодательства непрофессионалу трудно уследить за нововведениями, а по общему правилу незнание закона не освобождает от ответственности. Непродуманные действия предпринимателя могут не только сказаться на репутации компании и привести к финансовым убыткам, но и уничтожить бизнес.
Для развития и обеспечения безопасности любой организации необходима юридическая служба. Ее специалисты призваны внедрять юридические механизмы для эффективного осуществления компанией своей деятельности, обеспечивать ее правовую защищенность путем выявления и устранения возможных рисков. Без юридической службы успешное функционирование организации сегодня представить практически невозможно.
Зачем нужна юридическая служба?
Основные задачи юридической службы можно разделить на две категории.
1. Внутренние задачи, связанные с деятельностью юридической службы непосредственно в области права:
Перечисленные виды деятельности не могут выполнять лица без юридического образования и соответствующего опыта работы.
2. Внешние задачи, связанные с деятельностью юридической службы, которая лишь отчасти касается юриспруденции:
Подобная деятельность юридической службы подразумевает работу с документацией исключительно в части права. Например, в заявлении от гражданина могут содержаться вопросы, касающиеся не только юридической стороны, но и экономической или технической. Ответ на такое обращение юрист готовит совместно с экономистом или техническим специалистом компании.
Задачи юридической службы пронизывают деятельность каждой компании независимо от ее формы и размера в любом сегменте бизнеса. Каждодневное выполнение этих задач напрямую связано с грамотным ведением документооборота и решением важных правовых вопросов. Поддержание стабильной и планомерной работы юридической службы упрощает и делает более эффективной работу компании по всем направлениям деятельности, позволяет экономить средства и беречь нервы руководителя организации.
По каким принципам работает юридическая служба?
Рассмотрим основные принципы, по которым должна работать любая юридическая служба.
Как выбирать специалистов в юридическую службу?
Прежде всего нужно понять, кого принимать на работу и на что обращать внимание. Для проверки знаний и практических навыков претендентов на должность вам понадобится помощь профессионального рекрутера или юриста. При этом вопросы, которые он будет задавать на собеседовании, должны быть вам разъяснены.
Мы рекомендуем задавать вопросы о видах исковых заявлений и сроках их подачи, об адресе суда, о действиях при проведении проверки, размерах штрафов по делам об административных правонарушениях и т.п. Также пусть претендент на должность расскажет, как учился и чем интересуется. Вы должны определить уровень знаний и кругозор человека. Обязательно выясните, выступал ли он публично. Если у кандидата нет такого навыка, он не сможет представлять ваши интересы в суде и перед иными государственными органами.
Имейте в виду: если претенденту прежде приходилось подавать много исков или работать с большим объемом документов, это еще не значит, что он профессионал. Количество не всегда равняется качеству. Вы должны понимать, что юрист призван решать стратегические и тактические правовые вопросы. Такой специалист, как снайпер, должен попадать в цель с первого раза, его действия должны быть аналогом точного выстрела: он собирает данные, оценивает обстановку и в нужный момент подает иск, чтобы выиграть дело. Иными словами, важно не количество составленных документов, а то, насколько эффективна и продуктивна деятельность юриста, как быстро она позволяет достичь нужного результата.
Оцените диплом претендента. Мы советуем отдавать предпочтение кандидатам, которые получили высшее образование в государственных вузах, так как их больше контролируют и у их выпускников похожая подготовка. Определите средний балл – он должен быть не ниже 4. Если средний балл ниже, можно обратить внимание на отметки по специальным предметам. Например, если вы владелец маленькой пилорамы, то вас должно заинтересовать знание претендентом таких предметов, как гражданское, трудовое и экологическое право. Знать на отлично уголовно-исполнительное право или криминалистику ему необязательно. В целом, на наш взгляд, принимать на работу лучше специалистов с гражданско-правовой или государственно-правовой специализацией. При этом можно присмотреться и к кандидату с уголовно-правовой специализацией, тем более если он некоторое время работал в системе правоохранительных органов: въедливость, скрупулезность и умение вести расследование всегда пригождаются.
Можно ли брать выпускников без опыта работы? Можно. И тут будет важно наличие у претендента аналитического склада ума и широкого кругозора, полученных знаний и навыков. С осторожностью следует рассматривать кандидатуры людей, которые долго не работали, либо работали, но не по специальности, либо учились заочно, работая по другой специальности.
При приеме сотрудника на работу с испытательным сроком рекомендуем на данный период оформить договор ГПХ. Это позволит сэкономить на уплате обязательных взносов в государственные фонды и сократить процедуру оформления документов. Если специалист не пройдет проверку, вам будет легче расторгнуть договор ГПХ, нежели трудовой. Полагаем, месяц будет оптимальным сроком для проверки профессиональной подготовки работника.
А может, перейти на аутсорсинг?
Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений. Отметим только, что плюсами аутсорсинга являются: экономия денег, времени на оформление правоотношений, исключение проверок трудовой инспекции в случае конфликтов. Все это сыграет на руку руководителям малого и среднего бизнеса.
Обязательным условием договора аутсорсинга должно быть оказание вам услуг на вашем же предприятии, так как невозможность оперативно связаться с юристом может обернуться большими штрафами. При заключении договора с юридической фирмой почитайте отзывы о ней и ознакомьтесь с рекомендательными, благодарственными письмами и характеристиками; выясните, какова выручка компании, на каких клиентов она ориентирована, давно ли на рынке и как планирует себя позиционировать дальше; вела ли она громкие дела и какими были результаты. Внимательно изучите коммерческое предложение. Узнайте об образовании исполнителей, задайте вопросы об их кругозоре, знаниях и навыках.
Обратите внимание на договор обслуживания. Он не должен казаться вам слишком простым – в этом случае важные понятия и условия скорее будут сильно размыты, что не позволит уловить их смысл. Договор не должен быть и чересчур подробным и объемным – чрезмерная детализация может вас запутать. Оптимальный вариант, когда договор написан простым языком, но при этом не слишком детализирован. Особое внимание необходимо уделить следующим разделам договора: предмет, цена, порядок оплаты, права и обязанности сторон, их ответственность. Чтобы исполнитель вдруг не исчез, в договор нужно включить такие разделы, как антикоррупционная оговорка, заверения и гарантии.
Как определить объем работы юридической службы?
До образования юридической службы необходимо оценить будущие объемы ее работы исходя из документооборота компании. В некоторых организациях все документы проходят через юристов, в других юристам передают только те документы, которые касаются правовых вопросов. В идеале юридическая служба должна проверять каждый документ на соответствие его требованиям законодательства, но при таком подходе юристы не будут успевать решать важные правовые вопросы, потому тут необходимо найти баланс. Для экономии времени можно работать по такой схеме: юристы разрабатывают шаблоны документов и ответов на часто повторяющиеся вопросы, запросы и обращения, а в дальнейшем подготовкой аналогичных документов и ответов занимается секретарь или работник, ответственный за решение конкретных вопросов.
Сколько человек должно быть в юридической службе?
Для решения вопроса о необходимом количестве юристов в компании нужно учитывать те направления деятельности юридической службы, о которых речь шла выше: внутренняя юридическая деятельность (отстаивание интересов компании при проведении проверок, подготовка претензий, ведение судебных и исполнительных дел, регистрации изменений компании, консультирование ее работников и руководителей, ведение договорной работы и т.п.); внешняя деятельность юридической службы (проверка локальных нормативных актов на соответствие законодательству и т.п.), стратегическая, тактическая деятельность (общие задачи: планирование внешней и внутренней деятельности юридической службы, аккумуляция опыта, внедрение и оптимизация юридических механизмов для совершенствования деятельности компании; а также специфические задачи: решение вопросов о том, использование каких методов не будет нарушением закона в части работы с конкурентами, какие нюансы учесть при приобретении активов других компаний и т.п.).
Для небольшого бизнеса достаточно двух юристов. Один занимается внутренней деятельностью, другой – внешней, а оба они осуществляют стратегическую, тактическую деятельность по своим направлениям.
Если компания совсем маленькая, можно взять одного человека. Но чтобы юрист всё успевал, необходима будет постоянная оптимизация работы. Например, юрист ответил на претензию – шаблон сразу отдайте другим специалистам, разработал договор – основные его положения пусть специалисты сами вставляют в будущие договоры и т.д. Не загружайте человека лишней работой, лучше перенаправьте его на решение действительно важных правовых вопросов.
Откуда берется недопонимание между юристами и руководителями компаний?
Залогом успешной работы юридической службы являются постоянное планирование, соблюдение графика работы и регулярное представление отчетности. Контролировать ее деятельность должен руководитель бизнеса или его заместитель (в случае аутсорсинга контрольная функция переходит к руководителю организации, оказывающей услуги).
В ходе такого контроля у руководителя могут появиться вопросы, которые нередко становятся причиной недопонимания между ним и юристами:
Ниже мы дадим ответы на эти распространенные вопросы.
Почему юристы так долго решают проблемы компании?
Ответ на этот вопрос вы найдете в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Два месяца отводится на рассмотрение дела в суде первой инстанции, столько же – в судах апелляционной и надзорной инстанций. Причем срок этот нередко увеличивается из-за сложности дела. Гражданское дело может рассматриваться до полугода в суде первой инстанции, не говоря уже об обжаловании. Затем нужно дождаться вступления судебного решения в силу. Немало времени может уйти на получение исполнительных документов и работу по ним с ФССП.
А теперь представьте: у вашего юриста 10 или 20 производств, и ему нужно выработать правовую позицию по каждому делу, подготовить десятки документов, опросить свидетелей в суде и т.д. В это время ему передали несколько локальных нормативных актов организации на проверку. Нельзя забывать и о каждодневной договорной работе, проверках государственных органов, которым необходимо предоставить информацию и документы. Даже при таком небольшом объеме работы юрист всегда будет «завален» ею.
Как же понять, действительно ли человек не справляется или просто работы очень много? Требуйте пояснений у юриста: чем он сейчас занят, насколько это важно и сколько времени уйдет на решение конкретных вопросов. Попробуйте разобраться, отделяет ли человек важные и срочные дела от второстепенных, как он распределяет свое время. Например, если юрист вместо составления ответа на жалобу клиента или требование госоргана пишет по своей инициативе информационное письмо о действии законов во времени для руководителя, тогда проблема в человеке. Но если у юриста завтра проверка, потом заседание в суде и подача документов на регистрационные действия, и он отказывается срочно проверить договор, который должен быть заключен через четыре дня, то тут специалист все делает верно. Выходит, у него просто много работы.
Почему не все правовые вопросы решаются в пользу компании?
Решение всех вопросов в пользу компании в принципе невозможно. Например, представьте, что организация вовремя не подала иск, и при этом отсутствуют основания для восстановления срока его подачи, либо она своевременно не уплатила налог, не отправила отчет. Юридической службы у компании нет, и она обратилась за помощью к стороннему юристу. Он взялся решить вопрос и не смог. Но ведь виноват не юрист, а организация. Тут ей не поможет даже такой специалист, как персонаж фильма «Линкольн для адвоката» Микки Холлер. Бывают ситуации, когда уже ничего не поделать. Юридическая служба как раз для того и нужна, чтобы не допустить таких случаев. Ну а если юридическая служба в организации есть? Возможно, и тут виноваты не юристы. Скажем, им попросту могли слишком поздно передать документы из другого отдела.
Кроме того, всегда учитывайте, в чем именно выражается проигрыш вашей организации. Так, несколько лет назад я представлял интересы ответчика Ф. по иску страховой компании к нему в связи с его виновностью в ДТП. Согласно статистике, 99% таких дел являются проигрышными. Суд окажется на стороне ответчика, только если дорожное полотно было непригодно для езды (ямы и ухабы зафиксированы в схеме ДТП и т.п.). Но тогда все же удалось уменьшить сумму исковых требований с 400 тыс. до 40 тыс. руб. Можно ли говорить о победе страховой компании, если сумма была уменьшена в 10 раз? Бывают ситуации, когда юридическая служба поможет лишь уменьшить размер штрафа, и это уже отличный результат.
Почему конфликтуют юристы и специалисты других отделов?
Подобные конфликты случаются по разным причинам. Специалист отказывается передавать договоры юристу, потому что он ему просто не нравится. У юриста не было времени на то, чтобы попросить документ, и он взял его без спроса. Специалист считает, что юрист придерживается неверной позиции по конкретному правовому вопросу или усложняет дело, причем сам он не имеет юридического образования. Такие конфликты нужно урегулировать сразу. Для этого необходимо все выяснить и провести разъяснительную беседу с зачинщиком. Если разговор не подействует, придется задуматься о поиске нового сотрудника. А чтобы минимизировать вероятность возникновения споров, мы рекомендуем наладить крепкую связь между специалистами разных отделов, которая позволит им максимально быстро обмениваться информацией.
Как определить, является ли ваш юрист хорошим специалистом?
Если юридическая служба в вашей компании только начинает работать, рекомендуем обратить внимание на то, имеются ли график и план работы у юриста, как он ее организует и распределяет свое время. Всерьез задуматься о пользе специалиста для предприятия нужно в том случае, если: график работы он не составил; на компьютере и даже на столе беспорядок, а потому он не может быстро найти нужный документ; он путается в юридических терминах и допускает в документах ошибки. Без самодисциплины юриста и порядка во всем вы получите лишь имитацию бурной деятельности. Представьте, если нагрянет проверка, а юрист из-за бардака не может оперативно во всем разобраться или его вовсе нет на месте, но вам срочно нужно распечатать документ или просмотреть информацию по делу, – провал обеспечен. Именно из-за беспорядка человек часто ничего не успевает или совершает ошибки, что ставит предприятие в крайне опасное положение.
Если юридическая служба в вашей организации уже работает какое-то время, после первичной оценки указанных выше нюансов попробуйте понять, справляется ли специалист со своей работой. Как это проверить?
Обратите внимание на то, допускает ли юрист при составлении документов ошибки и какие. Отметим, что они неизбежны в любой деятельности, и юридическая не является исключением. Мы предлагаем делить ошибки на технические и правовые. Если первые не навредят предприятию, то вторые могут усугубить положение дела и привести к убыткам. К техническим ошибкам можно отнести орфографические, пунктуационные и т.п. Правовыми ошибками будут: ошибки, искажающие факты (написание не тех имен, фамилий и дат, неверное описание обстоятельств), логические ошибки, ошибки при указании законов и статей, ошибки в правовой квалификации событий, направление документа не по адресу назначения и т.п. Технические ошибки юристов можно не принимать во внимание. Даже государственные органы всегда с пониманием относятся к ним. А вот правовые ошибки опасны. Если юрист их регулярно допускает, нужно присмотреться к его работе.
Определите, сколько было проверок за год. Проверьте, стало ли больше жалоб к вам и как велась претензионная работа. Если вы оцениваете работу по дебиторской задолженности, подсчитайте, сколько возвращено денежных средств за год по сравнению с предыдущим, как контрагенты стали исполнять обязательства по договорам. Если проверок на вашем предприятии не было, на вас не пишут жалобы, контрагенты исполняют принятые на себя обязательства, а по вашим претензиям денег возвращено больше, чем в прошлом году, значит, юридическая служба работает как надо. Тут важно исходить из того, сколько проблем удалось решить и избежать, повысился ли общий уровень правовой безопасности благодаря юридической службе.
Ну и, наконец, подведем итоги: так для чего нужна юридическая служба? Основная роль ее заключается в предупреждении рисков и обеспечении правовой защиты бизнеса. При наличии юридической службы в организации вы сможете заниматься своей деятельностью, не отвлекаясь на решение правовых вопросов.