Что значит обмывать копытца
обмыть копыта
Смотреть что такое «обмыть копыта» в других словарях:
Обмыть копыта — (иноск.) выпить литки, могарычи по случаю покупки (коня). См. Магарычи выпить, брать. См. Вспрыснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Обмыть копыта. — (выпить магарычи за лошадь). См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
обмыть копыта — выпить могарычи по продаже лошади (Даль, копыто) См … Словарь синонимов
Обмывать/ обмыть копыта — Народн. Пить спиртное при купле продаже скота. ДП, 533; БалСок, 40; ФСС, 124; СФС, 91; ЗС 1996, 133, 195, 430; СРНГ 14, 306 … Большой словарь русских поговорок
Обмывать/ обмыть копытечки — Ср. Урал. То же, что обмывать копыта (КОПЫТО). СРГСУ 2, 48; СРНГ 14, 3 4 … Большой словарь русских поговорок
КОПЫТО — Вытряхнуть с копыт кого. Пск. Разорить кого л. ПОС 6, 84. С копыт (с копыток) долой. Прост. То же, что с копылов долой (КОПЫЛ). БМС 1998, 299; ПОС 9, 138; Мокиенко 1989, 35; ЗС 1996, 98. Спрыгнуть с копыт. Жарг. мол. Шутл. Сделать что л. смешное … Большой словарь русских поговорок
КОПЫТО — ср. роговой напалок некоторых животных, заменяющий ногти и когти; копытчатые животные делятся на однокопытников (конь, осел) и двукопытников (корова, овца). Круглого копыта (т. е. животных об одном копыте) не едят. Обмыть копыта, выпить могарычи… … Толковый словарь Даля
ОБМЫВАТЬ — ОБМЫВАТЬ, обмыть что, вымывать, смывать, мыть вещь кругом или сверху. Не обмыв, говядины не варят. Ныне обмою столы, лавки, окна. Обмывать зубы, улыбаться, смеяться. Волна обмывает камень, обливает. Обмыть копыта новокупке, выпить литки, могарычи … Толковый словарь Даля
пить — Глотать, хлебать, тянуть, сосать, кушать; утолять жажду; лакать (о собаках, кошках), принимать (употреблять) лекарство. Пить вино: дуть, душить, выпить, выдудить, вызудить, выцедить, высушить, распить (бутылочку), опорожнить, осушить (бокал),… … Словарь синонимов
вспрыснуть — (шуточн.) выпить по случаю удачного конца дела Вспрыска выпивка Ср. Обмыть копыта (после продажи коня). Ср. Итак, сказал председатель, когда все было кончено, остается теперь только вспрыснуть покупочку. Гоголь. Мертвые души. 1, 7. Ср. Только вот … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Интересные традиции русского детства. Вот, откуда пришло “принести в подоле”
Русские традиции хранят в себе богатый багаж увлекательных вещей, где есть «бабкина каша», где умеют «застричь язык» ребенку и подарить на первый зубик интересный предмет.
Большинство традиций на Руси были связаны с рождением и воспитанием малыша, и они же сохранились и сегодня.
Расскажем вам о самых интересных и популярных ритуалах, а также узнаём, откуда произошли некоторые устойчивые выражения.
Что такое “принести в подоле”
Сегодня, если услышать такие слова, сразу подумается о рождении внебрачного ребёнка, изредка – забеременела юная особа.
А ведь столетие назад в подоле приносили младенца замужние крестьянки. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться, где и когда угодно.
«В доме справляла всю домашнюю работу, в поле вязала, полола, молотила, брала конопли, садила или копала картофель. И так вплоть до самых родов. Иные женщины рожали, не домесив хлебов. Рожали в поле, да и в тряской телеге» (Этнограф Ольга Семёнова-Тян-Шанская)
Обычно к такому ходу обстоятельств не готовились, вещи для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда – вовсе несла домой в подоле платья или в фартуке.
«Пословицы русского народа» В. Даля часто сказывают о выражении «Бычок-Третьячок, в подоле выношен». А значит это – баловать. Теперь вы понимаете истинный смысл «принесла в подоле»?
Крещение: “бабкина каша” и “обмывание копытец”
Детей на Руси крестили на 2,3-й, или же на 40-й дни после рождения. Множество обрядов проводилось, чтобы привлечь новорожденному счастье, красоту и богатство.
100 лет назад на крестины готовилась кутья, а сегодня такое блюдо подают на поминки!
Крестильная каша была скоромной: к пшенице, порой – к ячменю подавали домашний мед и изюм, добавляли сливочное масло, молоко, яйца.
Готовила кашу повитуха, звали ее «бабка». Вот Вам и «бабкина каша». Блюдо выносили в конце застолья, крестные должны были кашу «выкупить», заплатив несколько монет.
Отцу ребенка «бабка» подавалась пересоленной и сильно перченной. При этом говорили: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
«Обмыть копыта» – также описал Даль в Толковом словаре. А значило оно «выпить монархически по продаже лошади».
Ритуал этот проводили, как ни странно, на крестильном застолье. По окончании торжества все гости выпивали за здоровье новорожденного и дарили ему подарки – это и называли «обмыть ножки» или «обмыть копытца».
Иногда детские стопы во время обряда действительно омывались вином. Сегодня это выражение понимают, как «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».
Ложечка на первый зубок
«На зубок» по русским обычаям одаривали мать – также на крестильном торжестве.
«Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу» – так описано словаре Даля.
У Дмитрия Ушакова в словаре 1940-х годов мы встречаем такую трактовку выражения: «На зубок подарить – это сделать какой-нибудь подарок новорожденному».
Богатые люди старались преподнести серебряную вещь, отсюда и пошла фраза «посеребрить зубок». Ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка. Вот так, недолго думая, стали дарить ложечку, как самый распространенный предмет в обиходе.
Позже ее стали дарить, когда прорезывался первый зуб, потому чо с этого мгновения малышу давали твердую пищу – прибор был очень кстати.
Дрёма: убаюкивающие обряды
Чтобы малыш хорошо спал, ему укладывали в зыбку кору осины и камешки. Порой в детской кроватки сидел кот – его-то мы часто встречаем, как персонажа колыбельных песен.
Новорожденного “укачивал” Дрёма. Если обратиться к словарям, то Дрёмой звали “вечернего и ночного духа в образе доброй старушки, у которой мягкие, ласковые руки”, Дрема убаюкивал, утешал и успокаивал:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!
Известно, что ранее пустую колыбель было запрещено качать – примета плохая, впоследствии у малыша мог нарушиться сон, а у матери – наступить скорая новая беременность. Позже такое качание связывали со смертью младенца. Запрет распространился даже в Северную Европу, Кавказ, Казахстан. А в России такую примету перенесли и на детскую коляску.
Время первой стрижки
Помните, как стригли на Руси волосы? Вплоть до ХХ столетия существовал обычая обрезать косы на свадьбах: невесту чуть-чуть постригали, а после – расчесывали волосы.
До нашего дня дошли отзвуки таких обрядов, которые были связаны с разными стадиями взросления детей. Обычно впервые малыша стригли в год, если состричь раньше, то можно было “укротить ум” и “застричь язык” – и ваш малыш просто позже начнет говорить. А вот после года стригли детей каждый чистый четверг, усаживая в шубу, чо олицетворяло будущее богатство.
Как «застричь язык», в чём секрет «бабкиной каши» и другие русские обряды, связанные с детьми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда появилось выражение «принести в подоле»
В настоящее время данное выражение означает, что женщина родила ребенка вне брака. А сотни лет назад это означало, что женщина действительно принесла новорожденного в подоле. Все это было связано с тем, что женщины работали вплоть до самых родов. Например, нередки были случаи, когда женщина рожала прямо в поле.
К самим родам так щепетильно не относились, как сейчас, поэтому вещей для новорожденных детей не носили с собой. И, если уж момент деторождения застал женщину за работой, то она просто заворачивала малыша в платок, фартук либо несла домой в подоле своего платья. К слову, у этого выражения есть еще одно значение. В некоторых пословицах русского народа под словосочетанием «носить в подоле» имеется в виду баловать, залюбливать ребенка.
Главные обряды на крещении
Таинство крещения на Руси было наполнено различными обрядами и ритуалами, которые направлены на защиту малыша от злых сил, а также для привлечения в его жизнь счастья, здоровья, богатства. Наиболее интересные из них: «бабкина каша» и «обмывание копытец». Крещение детей происходило в основном на третий, восьмой или сороковой день от его появления на свет.
Одно из главных угощений на столе в день крестин была кутья. Сейчас ее в основном делают на Рождество и поминки, а раньше готовили еще и на крестины. Кашу для крестин готовили из ячменя или пшеницы, добавляя туда сливочное масло, молоко, мед и изюм. Называлась эта кутья «бабкина каша», потому что готовила ее повитуха, то есть бабка. Эту кашу выносили под конец праздничного застолья. Заплатив несколько монет, кутью выкупали крестные.
Кстати, чтобы отец ребенка прочувствовал всю горечь и боль, которую пережила мать во время родов, бабка специально подавала ему очень перченую и соленую стряпню. Когда она несла это угощение отцу, приговаривала: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
А вот выражение «обмыть копытца» или «обмыть ножки» на крестинах появилось после старой традиции выпивать могарыч во время продажи лошади. На крестинах, в завершении торжества, гости выпивали за крепкое здоровье малыша и дарили ему различные подарки. Кстати, иногда детские ножки реально омывали вином. Считалось, что так к новорожденному придет здоровье, удача и богатство. В данный момент времени это выражение означает отпраздновать крещение ребенка и выпить за его счастье и здоровье.
Подарки на «на зубок»
Поначалу выражение «на зубок» означало положить роженице на зубок, посеребрить или позолотить, в общем одарить роженицу. Так что изначально на Руси подарки принимала мать, а никак не младенец. А вот позже трактовка этого выражения изменилась, «на зубок» стали дарить подарок именно новорожденному. Зажиточные семьи старались подарить какую-нибудь вещь, сделанную из серебра. Отсюда и пошло выражение «посеребрить зубок».
На Руси в основном малышу дарили «на зубок» ложку. Дарили ее, потому что она являлась предметом личного пользования. Как сейчас у каждого есть своя зубная щетка, так раньше была своя личная ложка. Соответственно, новорожденному она вскоре тоже понадобится. Ложку старались дарить, когда прорезался первый зубик, ведь в этот период малыша начинали прикармливать кашами, супами и другой взрослой пищей. Так что подаренный столовый прибор очень даже пригодится ребенку.
Обряды, связанные со сном малыша
Для крепкого и здорового сна ребенка, в подвесную колыбель клали камешек либо же небольшой кусочек коры осины. В некоторых семьях в кроватку малыша, прежде чем его укладывать спать, пускали полежать кошку, ведь она знает толк в хорошем сне, да и является персонажем многих колыбельных.
На Руси верили, что деток помогает укачивать Дрема — вечерний или ночной дух. Его представляли в образе небольшой старушки с теплыми и ласковыми руками, а также тихим и усыпляющим голосом.
Почему нельзя стричь детей до года
В давние времена с обрезанием волос было связано много обычаев и примет. Например, до 1900-х существовал обряд обрезания косы у молодой невесты на свадьбе. А в настоящее время дошли лишь отголоски постригов детей. Существует примета, что до того, как ребенку исполнится годик, его нельзя стричь, так как можно «укротить ум» либо же «застричь язык», то есть развитие речи и интеллекта у малыша будет происходить намного медленнее. А вот после года стричь можно спокойно. В былые времена, чтобы привлечь в жизнь ребенка успех и богатство, его стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу.
Почему молочные зубы кидали мышке
В наши дни все чаще прибегают к европейской версии, где зубик забирает Зубная фея, оставляя за него вознаграждение или подарок малышу. Такой вариант появился еще в конце XIX века благодаря сказке, которую написал Луис Колома по просьбе королевы Испании Марии Кристины Австрийской для ее сына.
Но первыми внимание молочным зубам уделили викинги, они носили с собой зуб как некий талисман для привлечения удачи и неиссякаемой силы в битвах. В старые времена гостинцы на выпадение молочных зубов не дарили детям, но у них был ритуал, который проводили, чтобы новые зубы у ребенка выросли крепкие и здоровые. Для этого ребенок должен был стать спиной к печи, кинуть через свое плечо выпавший молочный зуб, приговаривая во время броска: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»
Переход во взрослую жизнь
В возрасте семи лет у деток наступал новый и ответственный период в их жизни. Этот этап являлся первым в их вступлении во взрослую жизнь. По традиции в этом возрасте дети начинали принимать активное участие в различных работах, например, собирать урожай или пасти скотину. Так же они приобщались к работе по дому. Причем матери учили девочек шить, готовить, нянчить младших братьев и сестер, в общем различным женским работам, а отцы брали на поруки сыновей, обучая мужским занятиям.
Помимо различных работ дети начинали обучаться грамоте. Чтобы придать серьезности, в возрасте семи лет у детей менялась одежда. Если раньше они ходили в свободных длинных рубашках, одеваясь в обычную одежду лишь на праздники, то теперь девочки начинали носить только юбки и сарафаны, а мальчики — рубахи и штаны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Бабкина каша» и «ложечка на зубок». Русские традиции, связанные с детьми
Бытует мнение, что в старину воспитанием детей никто особенно не занимался. Мол, росли они, как сорняки в деревнях, сами по себе. Но обилие традиций, связанных с рождением и воспитанием детей, говорит об обратном. Некоторые из них мы используем и сегодня, другие являются полностью забытыми. Сегодня у людей просыпается интерес к своим корням и традициям предков. Поэтому расскажем о самых популярных ритуалах, связанных с детьми.
Что означало «принести в подоле»
А во времена наших бабушек в подолах крохи приезжали в родной дом регулярно. Тогда отпуска по беременности и родам с 30-й недели беременности не было, работали вплоть до появления малыша на свет. А если учесть достижения медицины на тот момент, то точно эту дату никто не знал. Поэтому роды заставали в поле, в хлеву, постоянно носить с собой пеленки было невозможно. Поэтому домой ребенка несли в подоле или в косынке.
Крещение
Крестили на Руси всех малышей, так как это считалось защитным ритуалом. К этому событию готовились и считали его очень важным и знаковым. Принимавшая роды повитуха готовила кашу, ее так и назвали «Бабкина каша». Ее выкупали крестные, после чего по ложечке делили между всеми участниками события.
После этого наступала пора «обмыть копытца». Это значило выпить за здоровье малыша. Нередко, поднимая бокал, гости передавали свои подарки и говорили напутственные слова.
«Ложечка на зубок»
Обычно это было приурочено к дате крестин. Причем если сегодня принято приносить подарки малышу, то раньше главным героем праздника была роженица. Для нее и готовили презенты. Но, конечно, чаще всего это были вещи для ухода за крохой. Примерно с 1940 года выражение трактуется уже как подношение ребенку. Если была такая возможность (в первую очередь финансовая), то старались дарить серебряные вещи. К этому металлу всегда было особенное отношение, он отгонял болезни и очищал дом своим присутствием. Отсюда и «посеребрить зубок».
Почем же именно ложка? Дело в том, что раньше не было индивидуальных тарелок, ели из общей миски. А вот ложка должна была быть у каждого, как сегодня у нас зубная щетка.
Первая стрижка
Волосы в русской культуре олицетворяли силу, связь с энергией земли. Насильно обстричь их означало лишить силы, получить власть над человеком. Поэтому этот ритуал выполняли только по определенным датам. Наши предки стригли волосы только по определенному поводу. Невесту слегка подстригали, что означало окончание ее девичества. До наших дней дошли и отзвуки традиц ий и детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка стригли в год. Считалось, что если подстричь ребенка до года, можно «застричь язык». То есть у него могут быть проблемы с речью.
Период учения
До 7 лет у детей был довольно свободный период. Они ходили в лес за ягодами, играли и были не слишком обременены заботами. Но с этого возраста все менялось. Даже стиль одежды у ребят начинал напоминать наряды взрослых мужчин и женщин. С этого времени детей учили грамоте и поручали посильную работу.
Обряды, связанные с рождением ребенка и наречением его именем, древние и насквозь языческие. Но, что удивительно, мы продолжаем им следовать, даже не понимая толком их сути. Видимо, голос крови, пусть слабый и искаженный, дает о себе знать. И исподволь руководит нами.
Каждый из нас хоть раз, но был приглашен «обмыть ножки» новорожденному родственнику, но мало кто задавался вопросом: почему, собственно, следует обмывать именно ножки? И почему это делает отец?
Однако этот обычай соблюдали на протяжении неисчислимых сотен лет и даже тысячелетий, начиная с тех доисторических времен, когда даже славян как таковых еще не существовало, а была славяно-балто-германская общность.
ПОСЛАНЕЦ С ТОГО СВЕТА
В общем, помыть ребенку ножки было крайней необходимостью. И кто же с этим управится лучше, если не главный в семье? Отец. Он ведь прежде всего воин, всегда стоит на страже и охраняет границу, и неважно, по земле она проходит, по морю или между мирами.
СЛЕДОМ ИДУЩИЙ
Был в этом обряде и еще один смысловой пласт, не менее значимый, чем охрана тонких эфирных границ. Коль скоро главным в семье становился мужчина, то и родство теперь считали по мужской, отцовской линии. А вместе с родством вполне закономерно переходило нажитое добро, дружественные связи, налаженные отцом, и даже ссоры и распри.
В некоторых областях Древней Руси, например на Новгородчине, обряд омовения младенцу ножек немного дополнялся. Отец снимал с себя правый сапог или лапоть и прикладывал его к правой ножке ребенка, тем самым еще раз напоминая всем собравшимся, по чьим именно стопам пойдет чадо. Кстати, шведские, норвежские и датские наемники, населявшие северные русские земли, такому обряду не удивлялись. У этих германских народов на родине практиковалось нечто очень похожее.
Вот о чем следует подумать тем чересчур строгим женам, которые уверены, что желание «помыть ножки» младенцу является замаскированным поводом к более чем обильным возлияниям. В конце концов, любой важный обряд всегда сопровождался хмельным. Как бы в залог того, что жизнь этого человека будет богатой.
Но вот новорожденного славянина признали настоящим человеком. Отец омыл ему ножки, сделал своим наследником и ввел в род. Вроде бы самое время дать ребенку имя, правда?
И снова возникают те же самые вопросы. К чему эта детская одежда? А волосы? Дело в том, что в те времена детская смертность была просто ошеломляющей: выживало обычно два-три ребенка из десяти. Так что лет до пяти-шести детям имени не полагалось. Считалось, что коль скоро их ввели в род, то о них должны позаботиться общие для всего рода предки, которых мы теперь называем пращурами.
Но уже по достижении пяти лет, когда основные опасности миновали, совершали один из самых главных обрядов, совмещенный с наречением имени. А именно: постриг, то есть первое пострижение волос, о котором сохранились летописные свидетельства. Например, такое: «Были постриги у великого князя Всеволода, сына Георгиева, внука Владимира Мономаха, сыну его Георгию во граде Суздале; в тот же день и на коня его посадили, и была радость великая».
ИМЯ ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Дальше уже приступали к нареканию имени. И, что самое интересное, не одного. Первое имя оглашали громко, чтобы все видели и слышали. А второе, тайное имя, говорили нарекаемому на ушко, шепотом. Знали это имя только волхв, который проводил обряд, сам получивший имя да его родители. Насчет того, чтобы выбалтывать его первому встречному и речи не было. Даже интересоваться именем считалось крайне неприличным.
После этого оставалось еще одно важное дело.
Но еще долгое время, будто по инерции, крестильными именами пользоваться избегали. Кто помнит святого князя Василия или убиенных святых князей Романа и Давида? Никто. Потому что помнят князя Владимира Красное Солнышко и невинноубиенных князей Бориса и Глеба. А о том, как их крестили, иной раз и не указывают. Даже спустя 600 лет после крещения Руси люди попроще, не князья, но дворяне, тоже избегали «светить» крестильные имена.