Что значит обмазать смолой и вывалять в перьях
Вымазывание в смоле и перьях
Вымазывание в смоле и перьях — позорящее наказание, использовавшееся в средневековой Европе, а также в ряде колоний и на американском фронтире. В большинстве случаев — неофициальная практика, разновидность суда Линча. В настоящее время подобные наказания обычно признаются варварскими.
Содержание
Описание
Обычная тактика состоит в раздевании жертвы до пояса или полностью. Затем обездвиженную жертву обмазывают горячей жидкой смолой (дёгтем, мёдом и т. п.) и либо сбрасывают на неё перья сверху, либо катают по ним, пока перья не прилипнут к смоле. Часто жертву также заставляли промаршировать в таком виде по городу, возили или носили по улицам, выставляли напоказ.
Основной целью наказания являлось причинение боли и унижения, с тем чтобы заставить жертву либо изменить своё поведение, либо бежать из города. Эта практика никогда не была официально узаконена в США, но часто применялась виджилантами.
Более жестокий вариант наказания, пичкэппинг (en:Pitchcapping), использовался британскими войсками при подавлении ирландского восстания 1798 года. В этом случае жертве также обривали голову налысо, а перья могли в некоторых случаях поджигать.
История
Первое известное историкам упоминание о наказании относится к королю Англии Ричарду I и было обращено к его крестоносному флоту, отплывавшему в Святую Землю в 1189 году. Один из приказов короля предусматривал обривание головы и вымазывание в смоле и перьях в наказание за воровство.
Более позднее упоминание относится к «неистовому епископу Хальберштадтскому», который вымазал в смоле и перьях, раздев при этом догола, монахов и монахинь двух монастырей в 1623 году.
В 1696 году лондонский бейлиф, пытавшийся возбудить процесс против несостоятельного должника, сам был вымазан в смоле и перьях, после чего его вывезли его в тачке на Стрэнд, привязав затем к шесту.
Первый известный случай в Америке относится к 1766 году, когда в городе Норфолк, штат Вирджиния, капитан Уильям Смит был вымазан в смоле и перьях, после чего сброшен в гавань толпой во главе с городским мэром. Причиной этого стали подозрения, что капитан сообщал британским таможенникам об американских контрабандистах.
В дальнейшем в 1767, 1769 и 1774 годах проходит серия нападений с вымазыванием в смоле и перьях различных служащих британской таможенной службы. Подобные действия обычно ассоциируются со сторонниками независимости США, однако в 1775 году происходит также случай, когда британцы вымазали в смоле и перьях некоего Томаса Дитчинсона, пытавшегося купить у британского солдата его мушкет. Во время «восстания виски» взбунтовавшиеся фермеры применяли тот же метод к федеральным сборщикам налогов.
24 марта 1832 года толпа нападает на основателя мормонской церкви Джозефа Смита младшего, раздев его, избив и вымазав в смоле и перьях. Жена с маленьким ребёнком были выброшены нападавшими из дома, причём ребёнок через несколько дней умер. Смит был оставлен умирать, но смог добраться до своих сторонников, которые провели всю ночь за отдиранием смолы, много раз разодрав при этом кожу. На следующий день Смит уже проповедовал в своей церкви, хотя всё ещё был покрыт ранами и был очень слаб. В 1851 году толпа сторонников анти-иммигрантской партии Know Nothing атаковала в городе Элсворт, штат Мэйн, уроженца Швейцарии иезуитского священника Джона Бапста, вымазав его в смоле и перьях из-за разногласий по поводу религиозного образования. Бапст бежал в соседний город Бангор, где имелось большое сообщество ирландских католиков, назвавшее затем в его честь школу.
В южных штатах после окончания Гражданской войны отмечены немногочисленные случаи вымазывания в смоле и перьях негров. Однако в целом толпа в расправах над чернокожими предпочитала убийство через повешение или сожжение заживо.
В 1917 году отмечены случаи вымазывания в смоле и перьях лиц, не желавших подписываться на военные займы.
В 1920-х годах толпа «бдительных», противостоящих организаторам профсоюза «Индустриальные рабочие мира» в калифорнийской гавани Сан-Педро, похитила одного из этих организаторов и вымазала его в смоле и перьях, затем оставив в отдалённой местности.
После Второй мировой войны во Франции имели место вымазывания в смоле и перьях женщин, обвиняемых в «горизонтальном коллаборационизме», то есть сексуальных связях с немецкими солдатами.
Во время конфликта в Северной Ирландии зафиксированы также случаи вымазывания в смоле и перьях сторонниками «временной» ИРА женщин, имевших сексуальные связи с полицейскими или британскими солдатами.
В культуре
Метафорическое использование
В переносном смысле выражение «вывалять в смоле и перьях» означает публичное унижение.
Вымазывание в смоле и перьях
Вымазывание в смоле и перьях — позорящее наказание, использовавшееся в средневековой Европе, а также в ряде европейских колоний в Новом Свете и на американском фронтире. В большинстве случаев — неофициальная практика, разновидность суда Линча. В настоящее время подобные наказания обычно признаются варварскими.
Обычная тактика состоит в раздевании жертвы до пояса или полностью. Затем обездвиженную жертву обмазывают горячей жидкой смолой (дёгтем, мёдом и т. п.) и либо сбрасывают на неё перья сверху, либо катают по ним, пока перья не прилипнут к смоле. Часто жертву также заставляли промаршировать в таком виде по городу, возили или носили по улицам, выставляли напоказ.
Основной целью наказания являлось причинение боли и унижения, с тем чтобы заставить жертву либо изменить своё поведение, либо бежать из города.
Более жестокий вариант наказания, пичкэппинг (en:Pitchcapping), использовался британскими войсками при подавлении ирландского восстания 1798 года. В этом случае жертве также обривали голову наголо, обмазывали или обливали макушку смолой, и после остывания смолы, отрывали — как правило, с остатками волос и кожей.
Первое известное историкам упоминание о наказании относится к королю Англии Ричарду I и было обращено к его крестоносному флоту, отплывавшему в Святую Землю в 1189 году. Один из приказов короля предусматривал обривание головы и вымазывание в смоле и перьях в наказание за воровство.
Более позднее упоминание относится к «неистовому епископу Хальберштадтскому», который вымазал в смоле и перьях, раздев при этом догола, монахов и монахинь двух монастырей в 1623 году.
Откуда пошло выражение «Чудо в перьях»?
Человека называют «чудом в перьях», если он ведет себя странно и непонятно для окружающих, постоянно удивляет людей своими выходками и поступками.
Современное выражение используется для ласкательного названия чудаковатого человека, однако оно произошло от наказания, которое сегодня является варварским.
Происхождение выражения
В Средние Века, если человек совершал проступок или сильно отличался от других, его обмазывали липким медом или дегтем, обсыпали перьями и выпускали на улицу. Жертву раздевали или полностью, или до пояса, после чего возили или носили по городским улицам. Делалось это для того, чтобы странный чудак почувствовал стыд и позор под многочисленными взглядами людей, изменил свое поведение или покинул город.
Был и более жесткий способ наказания: человека брили налысо, обливали макушку смолой, а как только она отвердевала – срывали ее, вместе с кожей и оставшимися волосами. Сегодня такие наказания не используются, так как считаются варварскими.
Подробное описание вымазывания жертвы в смоле и перьях содержится в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». А в романе Рафаэля Сабатини «Каролинец» этот способ наказания часто использовался сторонниками независимости США для английских шпионов.
Использование выражения «Чудо в перьях»
Писатель Валентин Афонин придумал странное существо Чудо перьях – это главный герой книги «Мымренок и Чудо в перьях».
Няня Пушкина Арина Родионовна часто называла воспитанника «чудом в перьях», так как юный поэт уже с ранних лет увлекался стихосложением, поэтому у него в карманах и за ушами всегда был набор гусиных перьев.
Сегодня выражение «Чудо в перьях» используют для названий различных мероприятий, выставок, для характеристики эпатажных звезд. Также есть выражение «Вывалять в смоле и перьях». Оно означает публичное унижение человека.
Вымазывание в смоле и перьях
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Вымазывание в смоле и перьях — позорящее наказание, использовавшееся в средневековой Европе, а также в ряде европейских колоний в Новом Свете и на американском фронтире. В большинстве случаев — неофициальная практика, разновидность суда Линча. В настоящее время подобные наказания обычно признаются варварскими.
Содержание
Описание [ править | править код ]
Обычная тактика состоит в раздевании жертвы до пояса или полностью. Затем обездвиженную жертву обмазывают горячей жидкой смолой (дёгтем, мёдом и т. п.) и либо сбрасывают на неё перья сверху, либо катают по ним, пока перья не прилипнут к смоле. Часто жертву также заставляли промаршировать в таком виде по городу, возили или носили по улицам, выставляли напоказ.
Основной целью наказания являлось причинение боли и унижения, с тем чтобы заставить жертву либо изменить своё поведение, либо бежать из города.
Более жестокий вариант наказания, пичкэппинг (en:Pitchcapping), использовался британскими войсками при подавлении ирландского восстания 1798 года. В этом случае жертве также обривали голову наголо, обмазывали или обливали макушку смолой, и после остывания смолы, отрывали — как правило, с остатками волос и кожей.
История [ править | править код ]
Первое известное историкам упоминание о наказании относится к королю Англии Ричарду I и было обращено к его крестоносному флоту, отплывавшему в Святую Землю в 1189 году. Один из приказов короля предусматривал обривание головы и вымазывание в смоле и перьях в наказание за воровство.
Более позднее упоминание относится к «неистовому епископу Хальберштадтскому», который вымазал в смоле и перьях, раздев при этом догола, монахов и монахинь двух монастырей в 1623 году.
В 1696 году лондонский бейлиф, пытавшийся возбудить процесс против несостоятельного должника, сам был вымазан в смоле и перьях, после чего его вывезли в тачке на Стрэнд, привязав затем к шесту.
В Америке практика вымазывания в смоле и перьях никогда не была официально узаконена, но часто применялась вигилантами. Первый известный случай в американских колониях относится к 1766 году, когда в городе Норфолк в Виргинии капитан Уильям Смит был вымазан в смоле и перьях, после чего сброшен в гавань толпой во главе с городским мэром. Причиной этого стали подозрения, что капитан сообщал британским таможенникам об американских контрабандистах.
В дальнейшем в 1767, 1769 и 1774 годах проходит серия нападений с вымазыванием в смоле и перьях различных служащих британской таможенной службы. Подобные действия обычно ассоциируются со сторонниками независимости США, однако в 1775 году происходит также случай, когда британцы вымазали в смоле и перьях некоего Томаса Дитчинсона, пытавшегося купить у британского солдата его мушкет. Во время «восстания виски» взбунтовавшиеся фермеры применяли тот же метод к федеральным сборщикам налогов.
24 марта 1832 года толпа нападает на основателя мормонской церкви Джозефа Смита младшего, раздев его, избив и вымазав в смоле и перьях. Жена с маленьким ребёнком были выброшены нападавшими из дома, причём ребёнок через несколько дней умер. Смит был оставлен умирать, но смог добраться до своих сторонников, которые провели всю ночь за отдиранием смолы, много раз разодрав при этом кожу. На следующий день Смит уже проповедовал в своей церкви, хотя всё ещё был покрыт ранами и был очень слаб.
В 1851 году толпа сторонников антииммигрантской партии Know Nothing атаковала в городе Элсуэрт штата Мэн, уроженца Швейцарии иезуитского священника Джона Бапста, вымазав его в смоле и перьях из-за разногласий по поводу религиозного образования. Бапст бежал в соседний город Бангор, где имелось большое сообщество ирландских католиков, назвавшее затем в его честь школу.
В южных штатах после окончания Гражданской войны отмечены немногочисленные случаи вымазывания в смоле и перьях негров. Однако в целом толпа в расправах над чернокожими предпочитала убийство через повешение или сожжение заживо.
В 1917 году отмечены случаи вымазывания в смоле и перьях лиц, не желавших подписываться на военные займы.
В 1920-х годах толпа «бдительных», противостоящих организаторам профсоюза «Индустриальные рабочие мира» в калифорнийской гавани Сан-Педро, похитила одного из этих организаторов и вымазала его в смоле и перьях, затем оставив в отдалённой местности.
После Второй мировой войны во Франции имели место вымазывания в смоле и перьях женщин, обвиняемых в «горизонтальном коллаборационизме», то есть сексуальных связях с немецкими солдатами.
Во время конфликта в Северной Ирландии зафиксированы также случаи вымазывания в смоле и перьях сторонниками «временной» ИРА женщин, имевших сексуальные связи с полицейскими или британскими солдатами.
В культуре [ править | править код ]
Метафорическое использование [ править | править код ]
В переносном смысле выражение «вывалять в смоле и перьях» означает публичное унижение.
Ни смолы вам, ни перьев
Параболические полеты на Чеховфесте
В древние времена преступников наказывали смолой и перьями. Сначала обливали смолой, а потом валяли в перьях. Никаких преступников в спектакле “Смола и перья”, представленном на Чеховском фестивале, нет и в помине. Но если захотеть, можно проследить эти тонкие ассоциации, а также множество других в коллективном труде компании “Руки, ноги, голова тоже”.
Матюрен Боулз. фото: Christophe Raynaud de Lage
Сцена. Деревянная конструкция, похожая на большой плот, висит на жестких металлических тросах. Один за другим из дырки посредине появляются молодые люди — в джинсах, в трико, девушка еще и на каблуках. Впрочем, они ей не помешают легко бегать по шаткому помосту. Помост едва заметно качнется и по мере того, как музыка будет становиться жестче, просто каучуковой какой-то, станет раскачиваться, подвергая опасности всех, кто на нем находится.
Эту историю придумал Матюрен Боулз, большой специалист по прыжкам на батуте. Судя по тому, что он делает, его устремление носит космический характер. Причем не теоретический, а практический. Так, задумав свои спектакли, ни на что не похожие, несколько лет назад он отправился в Москву, в Звездный городок.
фото: Christophe Raynaud de Lage
— Это было какое-то чудо, — вспоминает Матюрен. — Мы, я как сейчас помню, приземлились в Москве в 5 утра, а уже в 7 часов были в городе русских космонавтов. И тут же сели в тренировочный самолет, чтобы испытать ощущение от параболических полетов. На высоте 6–7 метров самолет вдруг начал летать как в волнах — вверх, вниз, вверх, вниз… — с большой амплитудой. И в какой-то момент секунд на двадцать я почувствовал невесомость. Это было потрясающе — ты ничего не весишь.
Вернувшись в Лион, Матюрен со товарищами решил воплотить полеты на сцене. Затем его знания скрестились с книгой Стейнбека “Мыши и люди”, и в результате родились “Смола и перья”.
— Да, в основе действительно лежат “Мыши и люди”, но если честно, я так всегда отвечаю, когда ко мне пристают журналисты, — смеется Матюрен Боулз. Он вообще всегда смеется. — Но книга Стейнбека не более чем мотивация сказать то, о чем мы вместе думали.
— А о чем вы думали? Можно поконкретнее.
— Когда люди находятся в одном движении, смотрят в одну сторону, у них все получается. Их движения так красивы и гармоничны, но стоит шаткому равновесию нарушиться, как все валится.
Спектакль «Смола и перья» на Чеховском фестивале
Смотрите фотогалерею по теме
“Валится” — это не то слово, которое лучше других подошло бы к тому, что происходит на сцене. Во-первых, сцена погружена во мрак, звук рисует не жизнеутверждающие тона… Пять человек практически без единого слова выясняют отношения, нарушая, кажется, все физические законы всемирного тяготения. “Точно навернется”, “Снесет голову”, “Точно срежет как ножом” — вот такие мысли возникают, когда смотришь на кульбиты и трюки команды Матюрена Боулза. Трюки акробатические, но с элементами современной хореографии.
Все вместе и каждый сам по себе, как в жизни. Каждый строит свою жизнь и ломает ее неосторожным движением, поступком. Шаг в сторону — и ты без опоры, спасибо, успел ухватиться за трос. Или удача вынесла тебя наверх и ты рухнул, чудом застряв между досками платформы. Полеты опасные, жутковатые, но капитально заряженные адреналином. Любопытно, что вся пятерка работает без страховки, и это принципиальная позиция коллектива — ведь есть для этого руки, ноги и голова тоже.