Что значит обезличенный человек
Значение слова «обезличить»
1. Лишить отличительных черт, индивидуальных особенностей, сделать похожим на других. Жизнь старается обезличить его [человека] самого и переработать по общей, казенной мерке весь строй его убеждений. Писарев, Пушкин и Белинский. Куда ни взглянешь — до самого горизонта мерцают городские огни. Они все одинаковые, эти огни, все обезличены в большом чужом, незнакомом городе. Шулейкин, Дни прожитые. || Лишить самостоятельности, возможности проявления себя как личности. Это был хороший и верный метод обезличить кроткого мужа, насколько нужно, чтобы распоряжаться по собственному усмотрению. Лесков, Обойденные.
2. Поставить в условия, при которых никто не несет личной ответственности за дело. Обезличить руководство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБЕЗЛИ’ЧИТЬ, чу, чишь, сов. (к обезличивать). 1. кого-что. Сделать безличным, лишить отличительных свойств, индивидуальных особенностей, конкретных черт (книжн.). Изолируйте его, обезличьте, отдайте в каторжные работы. Чхв. 2. что. Сделать обезличенным (см. обезличенный во 2 знач.; нов.). О. работу. О. руководство учреждением. 3. что. Сделать обезличенным (см. обезличенный в 3 знач.; экон. фин.). О. облигации займа.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Значение слова «обезличенный»
1. Прич. страд. прош. от обезличить.
2. в знач. прил. Лишенный отличительных черт, индивидуальных особенностей, похожий на других. Прошел год, и вот они стоят длинной, мертвой шеренгой — серые, обезличенные, деревянные — солдаты! Куприн, Поединок. [Шабельский:] Кто я? Что я? Был богат, свободен, немного счастлив, а теперь… нахлебник, приживалка, обезличенный шут. Чехов, Иванов.
3. в знач. прил. Такой, за который никто не несет личной ответственности. Обезличенная работа.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дискриминировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
вымысел или реальность …
Деятельность по обезличиванию людей в России, как и во всем мире, встретила большое сопротивление.
Особенностью России является то, что подавляющее большинство сопротивляющихся – православные христиане, как и в Греции.
Обезличивание людей является необходимым шагом, условием построения сверхтоталитаристского глобального государства.
Обезличенный человек – это человек, лишённый признаков личности, в первую очередь имени, человек, который не является носителем личности.
Общеизвестны структуры – строители и руководители сверхтоталитаристского глобального государства: ООН и Всемирный банк., которые были созданы на обломках прежнего мироустройства в конце Второй мировой войны. Если Лига Наций в своё время не справилась с поставленной задачей лишения государств их суверенитетов, то ООН и Всемирный банк новейшими методами и технологиями, которые приравниваются по уровню воздействия к третьей мировой войне, добились безпрецедентных результатов в управлении человечеством вне зависимости от формально сохранившихся границ и суверенитетов.
Можно было бы говорить о завершении создания глобального тоталитаристского государства, если бы не проблема преодоления правовых барьеров.
Преодоление правых барьеров национального и международного законодательства невозможно без решения проблемы обезличивания людей.
Именно поэтому уже задействованные рычаги не в состоянии окончательно и безповоротно решить вопрос создания тоталитаристского глобального государства – антипода права.
Окончательно и навсегда глобальное тоталитаристское государство состоится только тогда, когда подавляющее большинство жителей Земли будет лишено обязательных признаков личности. Когда люди перестанут быть носителями личности и превратятся из свободных, волевых личностей в «безгласных особей кем-то пасомого стада».
Возможность возврата из обезличенного состояния в прежнее для обезличенных обезпечивает та часть людей, которая отказывается от обезличивания и требует его прекращения, как неправомерного действия в отношении каждого. Сопротивление осуществляется как путём самозащиты своих прав, так и путём восстановления нарушенных прав в судебных органах. Сопротивление основывается на полной неправомерности деятельности по обезличиванию людей с точки зрения содержания и смысла законодательства.
Самой нашумевшей оценкой обезличивания людей являются материалы Нюрнбергского трибунала.
К чему сводится данная технология? К законодательному закреплению права каждого выбрать, каким быть :- обезличенным- или человеком –носителем личности.
Таким образом преодолевается барьер, правовой запрет на лишение человека признаков личности, раз уж сам человек против этого не возражает.
Конечно, эта технология построена на колоссальном обмане – ведь людям просто никто не объясняет последствия утраты признаков личности, а поверить или представить, что привычная жизнь может перевернуться навсегда только потому, что ты используешь идентификационный номер вместо имени стало почему-то сложно: ведь почти все так делают и вроде бы ничего не происходит.
Для реализации в России технологии «преображения» деятельности по обезличиванию из незаконной в законную Всемирный банк и ООН используют уже хорошо налаженную с 1991 года и одобренную государственной властью систему влияния на общественное сознание посредством деятельности НКО – некоммерческих организации правозащитных, получающих гранты от Всемирного банка, фонда Сороса, Европейской комиссии, частных благотворителей.
В начале применения этой системы такая деятельность приравнивалась к вмешательству во внутренние дела государства. Но после официального одобрения этой деятельности властями и получения юристами – специалистами таких организации поддержки граждан, и эта проблема была решена.
Остановимся на деятельности Ольги Алексеевны Яковлевой : члена Московской коллегии адвокатов, почётного адвоката РФ, ведущего специалиста и члена юридического совета автономной некоммерческой организации «ЮРИКС»
закрепили гарантию права человека выбрать систему учёта данных из двух «законных»:
одной с применением электронных средств учёта ( идентификационных номеров, микрочипов, штрихкодов),
также введение запрета на принуждение человека использовать новые системы учёта;
сохранение традиционных систем учёта без применения идентификационных номеров человека, штрихкодов, микрочипов и нанотехнологий только для части граждан, а не для каждого.
Поддержавшие эти инициативы прекращают быть единственной сдерживающей силой на пути построения глобального государства, на пути обезличивания человечества.
Особый цинизм применяемой технологии заключается в использовании самых активных борцов с обезличиванием для закрепления существования системы обезличивания. Так было и в США – там также лидеры протестующих против чипирования людей были использованы для поддержки законодательных инициатив, узаконивших имплантацию микрочипов людям.
Давайте с Божией помощью преодолеем подмену нашей многолетней борьбы против обезличивания каждого на борьбу за сохранение собственной шкуры ценой сталкивания заблуждющихся ближних в пропасть глобального государства – царства антихриста.
Что такое обезличивание персональных данных, для чего нужно, каковы правила работы с ними?
Обращение с персональными данными как физического, так и юридического лица в Российской Федерации регламентируется законодательством. Такая информация принадлежит владельцу и может обрабатываться только при наличии согласия.
Обезличивание позволяет компании снизить приоритетность информации, обезопасить хозяев за счет сокращения и изменениях ведомостей. В этом материале мы разберемся с тем, что собой представляет обезличивание данных, в каких случаях оно используется и с какой конечной целью.
Что это такое?
Обезличивание персональной информации является составляющей частью обработки материалов. В статье 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» сообщается, что под обезличиванием ведомостей понимается действие, которое делает невозможным определение принадлежности информации к конкретному лицу. При этом, речь идет только об идентификации физического или юридического лица на основе сообщений, которые подвергаются обезличиванию.
Статья 7 ФЗ №152 от 27 июля 2006 года «О персональных данных». Конфиденциальность персональных данных
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Эта же информация может помочь определить, к какому россиянину относятся ведомости, если будут использованы дополнительные источники. Обезличивание проводится как при помощи автоматизированных систем (компьютеров, программ), так и без использования таких средств.
Алгоритм доступен только операторам, имеющим в своем распоряжении информацию личного характера. После обезличивания материалов с оператора снимаются требования по обеспечению максимальной конфиденциальности.
Теперь вы в общих чертах знаете, что это такое – обезличенные данные о клиентах.
Для чего необходимо?
Роскомнадзор определяет обезличивание в качестве способа защиты информации от несанкционированного использования, однако сохранить возможность пользоваться ею дальше. В некоторых случаях операторам необходимо сохранить доступ к ведомостям на длительный срок. Если ликвидировать материалы невозможно, обезличивание станет достойной альтернативой.
Хранение персональных сообщений регулируется законом, требует выполнения мероприятий по обеспечению конфиденциальности. Например, в электронном виде сведения должны храниться в информационных системах, прошедших государственную экспертизу. Переведя данные в разряд обезличенных, оператор может сократить собственные расходы на хранение информации, ведь с этого момента они больше не позволяют определить их владельца.
Пример
Многие из жителей Российской Федерации пользуются интернет-магазинами для совершения быстрых и выгодных покупок. И каждый торговый портал является оператором ПД (персональных данных). Предположим, ресурс хранит сообщения о клиентах в электронном виде.
По каждому покупателю у оператора имеются следующие сведения: ФИО, город проживания, перечень заказанных товаров. Все эти материалы являются личными, дают возможность идентифицировать лицо с большой долей вероятности или способны, в случае неконтролируемого распространения, нанести гражданину – обладателю информации – вред.
Возьмем для примера метод декомпозиции. Он предусматривает разбивку массива информации (ФИО, город проживания и перечень товаров) на несколько частей, которые будут храниться отдельно друг от друга. Все три группы по отдельности не могут стать инструментом для идентификации человека.
Однако при любом способе деперсонализации данных интернет-магазин сохранит возможность оперировать необходимыми материалами, например, использовать информацию для собственных статистических исследований по популярности ресурса в отдельном населенном пункте или востребованности определенного товара.
Правила работы
Такие правила устанавливаются региональными муниципалитетами Российской Федерации на основе уже упомянутого Федерального закона «О персональных данных».
Теперь вы знаете, каковы правила работы с обезличенными данными о клиенте.
При помощи чего возможно?
Так как же обезличить ПД? Основные методы обезличивания информации утверждены в Приказе Роскомнадзора, органа осуществляющего надзор за реализацией государственной политики в сфере массовой коммуникации. В наши дни используются четыре основных метода обезличивания.
Пошаговая инструкция: как осуществить?
Основным нормативным документом при проведении обезличивания информации остается акт «О персональных данных» правительства Российской Федерации. Обезличивание считается вариантом обработки ПД, поэтому при проведении соответствующего действия необходимо выполнять основные требования, которые предъявляются к обработке:
Обработка данных включает в себя следующие составные мероприятия:
Обезличивание данных проводится исключительно для нужд самого оператора, поскольку в процессе этого мероприятия информация теряет важность. Хранить такие ведомости удобно для самого оператора, ведь обезличенные данные даже в случае несанкционированного распространения не смогут нанести вред субъектам. Тем не менее, они остаются персональной информацией, и доступ к ним должен быть ограничен по всем законам России.
Человек «обезличенный», или «Единица измерения»
Евгений Замятин, «Мы»
Девиз Мирового Государства: «Общность, одинаковость, стабильность».
Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»
Людей уже не меряют, а только лишь подсчитывают, нумеруют, подобно улицам в американских городах.
Святитель Николай Сербский, «Последние записи»
Недавно познакомился с некоторыми материалами из рукописного наследия святителя Николая Сербского, получившими название «Последние записи«[1]. Этим последним записям уже более семи десятков лет, но они удивительно точно описывают то, что сегодня происходит в мире и в России. Вот одна из кратких заметок:
«Ни одна современная система не выделяет (и не поднимает) личность как личность, а поднимает лишь как орудие или материал. Производственное понимание воспитания человека! Человека воспитывают не как саму по себе высшую цель воспитания, а так, будто производят игрушки или пули. Всего лишь как физическую реалию и единицу численности. Людей уже не меряют, а только лишь подсчитывают, нумеруют, подобно улицам в американских городах«.
В этой краткой записи отражено нынешнее положение человека в обществе и дана характеристика современной системы образования.
Конечно, человек стал терять свойства личности уже задолго до того, когда святителем были написаны эти слова. Даже атеисты и материалисты, используя слово «личность», имели в виду, что у каждого человека есть свое неповторимое лицо, что каждый человек обладает какими-то неповторимыми свойствами (как физическими, так и психологическими), которых нет у других людей. Тем более личностью является человек в христианской Церкви. Человек создается Богом по Его образу и подобию. Но никакого равенства и нивелировки человека нет, каждый человек уникален. Бог сознательно делает людей разными, неравными друг другу. Таков изначальный замысел Бога о человеке.
В «Кратких наставлениях» святителя есть одно наставление, которое называется «Горластые защитники свободы«. В нем Николай Сербский и подчеркивает, что у Бога не может быть двух одинаковых людей [2] :
В небольшой книжице святителя Николая Сербского «Мысли о добре и зле» есть одна максима, называемая «Равенство». Вот ее содержание:
«Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.
Любит ли муж жену за равенство?
И мать любит ли своего ребенка за равенство?
Разве друзья любят друг друга за равенство?
Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.
Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.
Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.
На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство».
Такие «исправители» существовали на протяжении многих веков. Они себя называли коммунистами или социалистами. Впрочем, ранние «исправители», как это ни странно, не были атеистами. Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов английского юриста, философа и писателя-гуманиста Томаса Мора (1478-1535) и итальянского философа и писателя Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Оба считали себя христианами (католиками). На острове Утопия, о котором говорит Томас Мор в одноименном романе «Утопия», нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. И так далее. У Кампанеллы справедливое общество на коммунистических началах называется Городом Солнца.
Позднее, в начале XIX века появилась следующая плеяда социалистов-утопистов: французы Сен-Симон и Фурье и англичанин Оуэн. Но и они формально сохраняли связь с христианством (хотя уже в значительной мере номинальным). А вот вслед за ними пришел социализм и коммунизм Карла Маркса, который был уже атеистическим. А постепенно даже приобрел черты богоборческой идеологии.
У Маркса идея нивелировки человека была доведена до предела. Желающим предлагаю прочитать (или перечитать) «Манифест коммунистической партии«, написанный Марксом (в соавторстве с Фридрихом Энгельсом) в 1848 году. Так, в программе перехода от капитализма к коммунизму, состоящей из 10 пунктов, в пункте 8 предусматривается охват всего трудоспособного населения «промышленными армиями». Позднее у Троцкого эта идея получила название «трудовые армии», которыми он хотел охватить всю Россию. Понятно, что в «промышленных (трудовых) армиях» человек превращался в «винтик», функционирующий на основе жестких уставов и «единомыслия». Эти «армии» напоминали «общежитие» в концлагере. Кстати, в «Манифесте» также было заявлено, что как только коммунистам удастся преодолеть «классовые противоположности», существовавшие веками в обществе, то чуть ли не автоматически исчезнет религия (прежде всего христианство), которая якобы и нужна для того, чтобы поддерживать упомянутые «классовые противоположности».
То, что рождалось в головах коммунистических (большевистских) революционеров, приходило также в головы некоторых писателей. Правда, они воспринимали модель «коммунистического общежития» как антиутопию. Это прежде всего Евгений Замятин (1884-1937), положивший своим романом «Мы» (1920) начало жанру антиутопии. А также Олдос Хаксли (1894-1963) с его романом «О дивный новый мир» (1932), Джордж Оруэлл (1903-1950) с его романами «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949), Рей Брэдбери (1920-2012) с его романом «451 градус по Фаренгейту» (1953). Хотя перечисленные авторы рисуемое ими будущее не называют коммунистическим, однако везде просматриваются такие элементы социального устройства, как общежитие, преодоление «ограничений» семейной жизни, единомыслие, формальное равенство (по крайней мере, в рамках той или иной социальной группы), максимальная нивелировка всех членов общества.
Жизнь святителя Николая Сербского как раз совпала со взлетом творчества указанных писателей. Не знаю, был ли он знаком с их творчеством, но идеи социальных антиутопий тогда витали в воздухе. Особенно учитывая, что эти идеи начали практически претворяться в жизнь в советской России. Кто-то жаждал приближения коллективного обезличенного будущего, а кто-то, наоборот, этого страшился. По-своему его страшились писатели, предупреждая людей своими романами. Безусловно, этого опасался и святитель Николай Сербский. Но особенно он опасался даже не социально-экономической нивелировки (хотя прекрасно понимал, что полная такая нивелировка утопична, а попытка провести ее насильственными методами приведет к крови и даст очень кратковременный эффект). Его особенно страшила нивелировка духовно-религиозная.
В своем «Любостыньском стослове» святитель Николай свидетельствует об уклонениях еретиков, которые под прикрытием красивых слов о мире и любви предлагали уравнять христианство с другими религиями и конфессиями:
Последние слова святителя Николая Сербского особенно актуальны. Современный экуменизм любит напирать на то, что миру нужно христианское «единство» любой ценой ради «мира и безопасности». Это идеология экуменизма, которая считается самой главной ересью современности. Замысел врагов человечества состоит в том, чтобы все «христианские» конфессии подвести под один «знаменатель» экуменизма. А затем предложить человечеству «единую мировую религию», которая на самом деле будет религией антихриста.
Но вернемся к приведенной в начале статьи записи Николая Сербского. Там сказано, что традиционное воспитание человека будет заменено «производственным». В контексте всей записи понятно, что речь идет не о «производственном обучении» (такое было в советской школе, когда молодому человеку давали навыки какой-то конкретной профессии). Речь идет о том, что сам воспитуемый как бы становится объектом производства, что из него производят какое-то массовое, стандартное изделие, «будто производят игрушки или пули».
Напомню, что слово «образование» производно от «образа». Речь идет о том, что образование занимается сохранением, формированием в человеке образа Божия. Ведь человек создан, как мы знаем, по образу и подобию Бога (Быт. 1:26-27). Сегодня же средняя и высшая школы заняты уничтожением любых следов образа и подобия Божия в человеке.
Не буду сейчас рассказывать, что скрывается за этой дурацкой вывеской. Отмечу лишь, что «рыночная экономика» ничего не производит, а лишь перераспределяет. Тем не менее для ее функционирования нужны ресурсы. Какие? Вы, наверное, подумали, что деньги, информация или природные ресурсы. Нет, самым важным и востребованным ресурсом «рыночной экономики» является… дурак. А нынешняя система так называемого экономического образования в России представляет собой «конвейер по производству дураков». Причем к «конечному продукту» предъявляются достаточно строгие требования (стандарты). В частности, они не должны понимать, как устроена на самом деле современная финансово-экономическая система, им не следует задавать начальству лишние вопросы, в то же время они должны не думая исполнять любые команды сверху[4].
Обезличенный человек превращается, как отмечает святитель Николай Сербский, в «единицу«. Процесс такого обезличивания начался очень давно. Еще во второй половине XIX века русский мыслитель Константин Леонтьев (1831-1891) написал работу с очень выразительным названием «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения». В ней он как раз обращает внимание на то, что в Европе происходил процесс нивелировки людей, их превращения в «среднего европейца» со стандартным набором свойств. Константин Николаевич прозорливо предсказывал, что этот процесс неизбежно будет разрушать сначала саму Европу, а затем и весь мир. Когда таких обезличенных, «калиброванных» субъектов становится много, тогда их меряют «штуками» или «единицами». «Качество» человека уже мало кого интересует, поскольку оно должно быть стандартным. А всякие отклонения от стандарта пресекаются: «нестандартных субъектов» штрафуют, «исправляют», изолируют или… уничтожают. Образуется гигантское стадо обезличенных субъектов. Истинных хозяев интересует лишь число голов в этом стаде.
В своей небольшой работе «Всечеловечество» Николай Сербский писал:
А вот еще примерно такая же мысль святителя, высказанная в «Последних записях«:
«Коммунисты подняли знамя борьбы против капиталистов, но создали государство как гигантского капиталиста, против которого никто не смеет говорить, а тем более протестовать».
Таким образом, внешне полярные капитализм и коммунизм, заменившие христианство материалистической идеологией, сходятся, как две дороги у обрыва мировой истории.
[1] Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / Пер. с серб. И.А. Чароты. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – С. 134-158.
[5] См.: В. Катасонов. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? – М.: Книжный мир, 2017.
[6] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том 3. Духовное возрождение Европы. – М.: Паломник, 2006. – с. 286.
Недавно познакомился с некоторыми материалами из рукописного наследия святителя Николая Сербского, получившими название «Последние записи«[1]. Этим последним записям уже более семи десятков лет, но они удивительно точно описывают то, что сегодня происходит в мире и в России. Вот одна из кратких заметок:
«Ни одна современная система не выделяет (и не поднимает) личность как личность, а поднимает лишь как орудие или материал. Производственное понимание воспитания человека! Человека воспитывают не как саму по себе высшую цель воспитания, а так, будто производят игрушки или пули. Всего лишь как физическую реалию и единицу численности. Людей уже не меряют, а только лишь подсчитывают, нумеруют, подобно улицам в американских городах«.
В этой краткой записи отражено нынешнее положение человека в обществе и дана характеристика современной системы образования.
Конечно, человек стал терять свойства личности уже задолго до того, когда святителем были написаны эти слова. Даже атеисты и материалисты, используя слово «личность», имели в виду, что у каждого человека есть свое неповторимое лицо, что каждый человек обладает какими-то неповторимыми свойствами (как физическими, так и психологическими), которых нет у других людей. Тем более личностью является человек в христианской церкви. Человек создается Богом по Его образу и подобию. Но никакого равенства и нивелировки человека нет, каждый человек уникален. Бог сознательно делает людей разными, неравными друг другу. Таков изначальный замысел Бога о человеке.
В «Кратких наставлениях» святителя есть одно наставление, которое называется «Горластые защитники свободы«. В нем Николай Сербский и подчеркивает, что у Бога не может быть двух одинаковых людей [2] :
В небольшой книжице святителя Николая Сербского «Мысли о добре и зле» есть одна максима, называемая «Равенство». Вот ее содержание:
«Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.
Любит ли муж жену за равенство?
И мать любит ли своего ребенка за равенство?
Разве друзья любят друг друга за равенство?
Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.
Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.
Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.
На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство».
Позднее, в начале XIX века появилась следующая плеяда социалистов-утопистов: французы Сен-Симон и Фурье и англичанин Оуэн. Но и они формально сохраняли связь с христианством (хотя уже в значительной мере номинальным). А вот вслед за ними пришел социализм и коммунизм Карла Маркса, который был уже атеистическим. А постепенно даже приобрел черты богоборческой идеологии. У Маркса идея нивелировки человека была доведена до предела. Желающим предлагаю прочитать (или перечитать) «Манифест коммунистической партии«, написанный Марксом (в соавторстве с Фридрихом Энгельсом) в 1848 году. Так, в программе перехода от капитализма к коммунизму, состоящей из 10 пунктов, в пункте 8 предусматривается охват всего трудоспособного населения «промышленными армиями». Позднее у Троцкого эта идея получила название «трудовые армии», которыми он хотел охватить всю Россию. Понятно, что в «промышленных (трудовых) армиях» человек превращался в «винтик», функционирующий на основе жестких уставов и «единомыслия». Эти «армии» напоминали «общежитие» в концлагере. Кстати, в «Манифесте» также было заявлено, что как только коммунистам удастся преодолеть «классовые противоположности», существовавшие веками в обществе, то чуть ли не автоматически исчезнет религия (прежде всего христианство), которая якобы и нужна для того, чтобы поддерживать упомянутые «классовые противоположности».
То, что рождалось в головах коммунистических (большевистских) революционеров, приходило также в головы некоторых писателей. Правда, они воспринимали модель «коммунистического общежития» как антиутопию. Это прежде всего Евгений Замятин (1884-1937), положивший своим романом «Мы» (1920) начало жанру антиутопии. А также Олдос Хаксли (1894-1963) с его романом «О дивный новый мир» (1932), Джордж Оруэлл (1903-1950) с его романами «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949), Рей Брэдбери (1920-2012) с его романом «451 градус по Фаренгейту» (1953). Хотя перечисленные авторы рисуемое ими будущее не называют коммунистическим, однако везде просматриваются такие элементы социального устройства, как общежитие, преодоление «ограничений» семейной жизни, единомыслие, формальное равенство (по крайней мере, в рамках той или иной социальной группы), максимальная нивелировка всех членов общества.
Жизнь святителя Николая Сербского как раз совпала со взлетом творчества указанных писателей. Не знаю, был ли он знаком с их творчеством, но идеи социальных антиутопий тогда витали в воздухе. Особенно учитывая, что эти идеи начали практически претворяться в жизнь в советской России. Кто-то жаждал приближения коллективного обезличенного будущего, а кто-то, наоборот, этого страшился. По-своему его страшились писатели, предупреждая людей своими романами. Безусловно, этого опасался и святитель Николай Сербский. Но особенно он опасался даже не социально-экономической нивелировки (хотя прекрасно понимал, что полная такая нивелировка утопична, а попытка провести ее насильственными методами приведет к крови и даст очень кратковременный эффект). Его особенно страшила нивелировка духовно-религиозная.
В своем «Любостыньском стослове» святитель Николай свидетельствует об уклонениях еретиков, которые под прикрытием красивых слов о мире и любви предлагали уравнять христианство с другими религиями и конфессиями:
Но вернемся к приведенной в начале статьи записи Николая Сербского. Там сказано, что традиционное воспитание человека будет заменено «производственным». В контексте всей записи понятно, что речь идет не о «производственном обучении» (такое было в советской школе, когда молодому человеку давали навыки какой-то конкретной профессии). Речь идет о том, что сам воспитуемый как бы становится объектом производства, что из него производят какое-то массовое, стандартное изделие, «будто производят игрушки или пули».
Я занимаюсь со студентами изучением экономики и финансов. И достаточно хорошо представляю, как организовано экономическое образование в российских вузах. Иногда я вынужден давать людям следующую краткую, но образную картину такого, с позволения сказать, «образования».
Обезличенный человек превращается, как отмечает святитель Николай Сербский, в «единицу«. Процесс такого обезличивания начался очень давно. Еще во второй половине XIX века русский мыслитель Константин Леонтьев (1831-1891) написал работу с очень выразительным названием «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения». В ней он как раз обращает внимание на то, что в Европе происходил процесс нивелировки людей, их превращения в «среднего европейца» со стандартным набором свойств. Константин Николаевич прозорливо предсказывал, что этот процесс неизбежно будет разрушать сначала саму Европу, а затем и весь мир. Когда таких обезличенных, «калиброванных» субъектов становится много, тогда их меряют «штуками» или «единицами». «Качество» человека уже мало кого интересует, поскольку оно должно быть стандартным. А всякие отклонения от стандарта пресекаются: «нестандартных субъектов» штрафуют, «исправляют», изолируют или… уничтожают. Образуется гигантское стадо обезличенных субъектов. Истинных хозяев интересует лишь число голов в этом стаде.
В своей небольшой работе «Всечеловечество» Николай Сербский писал:
А вот еще примерно такая же мысль святителя, высказанная в «Последних записях«:
«Коммунисты подняли знамя борьбы против капиталистов, но создали государство как гигантского капиталиста, против которого никто не смеет говорить, а тем более протестовать».
Таким образом, внешне полярные капитализм и коммунизм, заменившие христианство материалистической идеологией, сходятся, как две дороги у обрыва мировой истории.
[1] Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / Пер. с серб. И.А. Чароты. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – С. 134-158.
[5] См.: В. Катасонов. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? – М.: Книжный мир, 2017.
[6] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том 3. Духовное возрождение Европы. – М.: Паломник, 2006. – с. 286.