Что значит обеспечить проведение вакцинации
О необходимости вакцинации лиц из групп риска
Одним из наиболее эффективных методов предупреждения и ограничения распространения инфекционных заболеваний является иммунизация населения.
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней проводится в рамках плановых прививок и прививок по эпидемическим показаниям. Подлежащие вакцинации категории граждан, порядок и сроки проведения профилактических прививок определены приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Следует отметить, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам из групп риска, т.е. имеющим высокий риск заражения в силу профессиональных обязанностей, особенностей проживания на определенных территориях и при угрозе возникновения и распространения определенных инфекционных болезней.
Проведение таких прививок осуществляется лицам:
Также вакцинация по эпидемическим показаниям проводится при угрозе возникновения эпидемии или вспышки, по причине стихийных бедствий, крупных аварий на водопроводной и канализационной сетях.
Именно поэтому в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 особую актуальность приобрела вакцинация как первоочередная профилактическая мера защиты населения от инфицирования вирусом SARS-CoV-2.
Профилактические прививки в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок). Вакцинацию проводят медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Для иммунизации в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям применяются иммунобиологические лекарственные препараты, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по их применению.
Все лица, которым должны проводиться профилактические прививки, предварительно подвергаются осмотру врачом (фельдшером). Перед проведением профилактической прививки обязательно оформляется информированное добровольное согласие на проведение прививки.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включены прививки против клещевого вирусного энцефалита, бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, лихорадки Ку, желтой лихорадки, холеры, брюшного тифа, вирусного гепатита А, шигеллезов, менингококковой инфекции, кори, вирусного гепатита В, дифтерии, эпидемического паротита, полиомиелита, пневмококковой инфекции, ротавирусной инфекции, ветряной оспы, гемофильной инфекции и коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям 27 декабря 2020 года. Там же определены и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации:
приоритет 1-го уровня – лица в возрасте 60 лет и старше, работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров, лица, проживающие в организациях соцобслуживания, лица с хроническими заболеваниями, включая заболевания бронхолегочной системы, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и ожирение;
приоритет 2-го уровня – работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через госграницу, вахтовики, волонтеры, военнослужащие, работники организаций сферы предоставления услуг;
приоритет 3-го уровня – государственные гражданские и муниципальные служащие, лица, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, призывники.
Отсутствие установленных профилактических прививок может повлечь ряд негативных последствий – начиная от запрета на выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок, временного отказа в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий и заканчивая отказом в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Перечень таких работ предусматривает, например, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работы с больными инфекционными заболеваниями, с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний, с кровью и биологическими жидкостями человека, а также некоторые виды работ на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных (включая сельскохозяйственные, строительные, работы, связанные с уходом за животными и т. п.).
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Об обязательной вакцинации против COVID-19 в вопросах и ответах
Об обязательной вакцинации против COVID-19 в вопросах и ответах
1. Прививка от коронавируса не является обязательной, но сотрудников некоторых сфер принуждают это делать, это оговорено законом? при эпидемической угрозе работодатель обязан отстранять от работы сотрудников, которые отказались делать прививку при отсутствии медицинских противопоказаний, но подлежащих обязательной вакцинации.
— При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такие полномочия подтверждаются пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Приказом Минздрав Российской Федерации в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного государственного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
2. Как будет считаться количество – 80% от всего коллектива необходимо привить. Это уже с учётом переболевших и тех, кто имеет медотвод, или это цифра только тех, кто должен непосредственно получить прививку?
— В 80% учитывают работников, от общего списочного числа сотрудников, подлежащих вакцинации. Они могут быть привиты любой зарегистрированной вакциной. В оставшихся 20% учитывают тех, кто имеет временный медотвод, переболевшие ковид в течение последних 6 месяцев.
3.Является ли справка о наличии антител медотводом?
— Нет, такая справка не является медотводом. В перечне медицинских противопоказаний для вакцинации против COVID-19 наличие антител не значится. Кроме того, в настоящее время не существует как единой отработанной методики измерения уровня антител, достаточного для создания у человека иммунитета, так и системы оценки эффективности и быстроты адаптации антител к мутирующим штаммам вируса. Используемые медицинскими организациями диагностические тест-системы для определения иммуноглобулинов класса G к вирусу SARS-CoV-2 имеют разные единицы измерения и не сопоставимы с точки зрения их результатов. Соответственно ориентироваться на результаты ИФА-тестирования при исполнении постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 №4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» некорректно. Переболевшим COVID-19 рекомендуется сделать прививку через 6 месяцев после выздоровления, так как после перенесенного заболевания у человека развивается естественный иммунитет к вирусу, но пока достоверно неизвестно как долго он сохраняется и насколько хорошо защищает от инфекции. Вакцины обеспечивают более надежную защиту.
Согласно международным и российским исследованиям устойчивый иммунный ответ (антитела) у лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией, сохраняется в течение в среднем 6 месяцев после перенесенной инфекции с постепенным его угасанием к 9-12 месяцам. Кроме того, необходимо учитывать «новые» мутации вируса SARS-CoV-2, при инфицировании которыми у переболевших граждан может развиться инфекционный процесс из-за частичного «ускользания» штамма от ранее сформированного гуморального ответа. В настоящий момент не существует утвержденного маркера (определённого защитного уровня антител). Работы по выработке такого параметра находятся в стадии исследований и пока не приняты, в том числе ВОЗ. Имеющиеся в настоящий момент тест-системы для определения клеточного иммунитета не могут использоваться в широком обороте из-за отсутствия достоверных данных по интерпретации результатов исследования (длительность защиты, ее выраженность (протективность) и степень устойчивости иммунной системы к ответу на мутации вируса). В данной связи согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, важно своевременно вакцинироваться вне зависимости от наличия и количества антител.
4.Кому и когда нужно составлять списки сотрудников, подлежащих вакцинации? Есть ли срок? Куда сдавать такие списки? Будет ли вакцина ставиться организованно в коллективах или нужно идти самому в пункты вакцинации, если я еще не привился, но для меня прививка обязательна?
Руководство той или иной организации назначает ответственного сотрудника, тот в свою очередь организует процесс вакцинации. Это может быть, как самостоятельный поход в поликлинику или прививочный пункт, так и вакцинация силами прививочных бригад. Согласно п. 4216 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» позволяется осуществлять иммунопрофилактику населения силами прививочных бригад, обеспеченных медикаментами для оказания неотложной помощи пациентам, укладкой для экстренной профилактики парентеральных инфекций, расходными материалами и тарой для сбора медицинских отходов. Прививочные бригады медицинских организаций работают, руководствуясь МУ 3.3.1891-04. 3.3. «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад».
При проведении прививок прививочными бригадами в организациях, роль работодателя заключается в:
— обеспечении представления в медицинскую организацию списков работающих, посещающих или обучающихся в указанных организациях, подлежащих иммунизации;
— предварительном оповещении лиц, подлежащих вакцинации, о месте и времени проведения прививок через руководителей организаций;
— организации в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями мест для проведения прививок.
По вопросам организации выезда прививочной бригады на то или иное предприятие, необходимо обращаться в медицинскую организацию, осуществляющую вакцинопрофилактику, на территории обслуживания которой предприятие располагается.
5.Кто будет проверять исполнение постановления?
— За нарушение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ – «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». В частности, предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Это влечет наложение административного штрафа:
6. После того, как 80% коллектива привьется, нужно ли будет соблюдать режим маски-перчатки или это уже будет зона, свободная от ковид?
Масочный режим обязателен. Требование о соблюдении масочного режима сохраняется вне зависимости от прохождения вакцинации.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (Роспотребнадзор)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ
1. Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон №157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.
Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.
2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.
К прочим, в том числе могут относиться работники:
3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;
б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;
в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.
Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.
Например, на основании информации, размещаемой юридическим лицом в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ и сопоставление в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России, а также в рамках выборочного контроля в соответствии с законодательством (в том числе при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и прочее).
Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.
Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан» в подразделе «Вакцина для профилактики COVID-19».
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ
Е.В. МУХТИЯРОВА
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Е.Б. ЕЖЛОВА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)
Работодателю необходимо:
1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.
2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:
Основания для издания приказа:
3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.
4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.
5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.
6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.
В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).
7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.
8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.
Что значит обеспечить проведение вакцинации
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 № 1 в ред. от 23.06.2021 № 2 (далее – Постановление главсанврача), а также Указом Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ в Москве введена обязательная вакцинация для лиц, занятых в отдельных видах деятельности, а работодателей обязали эту вакцинацию организовать и отчитаться. Подробнее см.: комментарий.
На сайте https://mosgorzdrav.ru/ появились ответы на вопросы, связанные с вакцинацией.
Обязательность требований санитарного врача
В отношении обязательности требований разъяснения следующие.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ), п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 от 16.12.2013 № 65 Главный государственный санитарный врач принял постановление о проведении обязательной вакцинации отдельных групп населения.
Руководители организаций и ИП, которые относятся к сферам, поименованным в Постановлении главсанврача, обязаны в период эпиднеблагополучия обеспечить проведение вакцинации в установленные сроки. Это вытекает из ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в соответствии с которыми граждане, а также работодатели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При этом работодатели обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Среди прочих к ним относятся профилактические прививки, проводимые в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (НКП), в который включены прививки от COVID-19.
Не все в этом разъяснении понятно. Действительно, в п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ указано, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные врачи могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это право есть и у главных санитарных врачей регионов (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476).
Статья 10 Закона № 157-ФЗ также подтверждает право Главного государственного санитарного врача региона принять решение о проведении профилактических прививок при угрозе возникновения болезней, перечень которых утверждает Минздрав. Приказом Минздрава России от 19.12.2020 № 1307н (в ред. приказа от 03.02.2021 № 47н) прививка против коронавируса внесена в календарь профилактических прививок. В календаре определены группы населения, которые должны сделать прививку. Однако эти группы лишь частично совпадают с теми, которые указаны в Постановлении главсанврача.
В частности, в календаре указаны:
Таким образом, проведение профилактических прививок сотрудникам торговли, а также работникам государственных органов Москвы указанным календарем не предусмотрено. Следовательно, профилактические прививки таким лицам по постановлению санитарных врачей не соответствуют статье 10 Закона № 157-ФЗ.
Кроме того, постановление о проведении прививок Главный санитарный врач может вынести исключительно по эпидемическим показаниям. К сожалению, в Постановлении главсанврача такие показания со ссылками на источники (статистику) не приведены.
Также отметим, что в соответствии со ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний действительно проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Однако организации и ИП должны проводить эти мероприятия в соответствии с осуществляемой ими деятельностью и в случаях вынесения предписания (п. 3 ст. 29, п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ):
Профилактические прививки – это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням (ст. 1 Закона № 157-ФЗ).
Обеспечивают осуществление иммунопрофилактики Минздрав, Роспотребнадзор, а также органы государственной власти субъектов в сфере здравоохранения (ст. 8 Закона № 157-ФЗ). Иммунопрофилактика производится за счет бюджетных средств (ст. 6 Закона № 157-ФЗ). Таким образом, работодатели (организации и ИП) не могут стать ответственными за проведение профилактических прививок населению в соответствии с действующим законодательством.
Какая торговля имеется в виду в Постановлении главсанврача?
Указано, что вакцинировать нужно не только сотрудников розничной торговли. Оптовая и дистанционная торговля также подпадают под вакцинацию. А вот что касается транспорта, имелся в виду только общественный транспорт и такси (где есть контакт граждан-пассажиров с сотрудниками).
В отношении торговли, как уже было указано выше, такой категории деятельности нет в календаре прививок, следовательно, проведение профилактических прививок в отношении этой категории лиц не соответствует законодательству.
Как считать долю работников, кого включать?
По доле работников, которых необходимо привить (в Москве – 60 %) указано, что в это число входят только лица, получившие вакцину. Все, у кого есть медотводы, – это оставшиеся 40 %.
Отметим, что в Постановлении главсанврача действительно есть обязанность организовать проведение прививок не менее 60 % от общей численности. Однако в п. 3 Постановления главсанврача указано, что требование об организации прививок не относится к лицам, которые имеют противопоказания. Из этого следует, что 60 % необходимо определять от того количества сотрудников, которые не имеют противопоказаний.
Те компании, которые имеют подразделения в других регионах, в целях 60 % учитывают только работающих на территории Москвы.
Указано, что в численность сотрудников, от которой необходимо определить 60 %, следует включить удаленных (дистанционных) сотрудников, а также самозанятых, привлеченных на основании договоров (каких договоров – не уточняется).
Отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона № 52-ФЗ и в соответствии со ст. 10 Закона № 157-ФЗ Главный санитарный врач может вынести постановление о проведении прививок группам граждан по эпидемическим показаниям, то есть эти показания должны быть в постановлении. В Постановлении главсанврача указано только на то, что заболеванию больше подвержено трудоспособное население, а также лица, посещающие общественные места. При этом категория лиц, работающих удаленно (возможно, на территории других субъектов), отдельно не поименована.
Таким образом, удаленных сотрудников из других регионов считать в численности не нужно однозначно (работающих и проживающих в Московской области, например). Что касается дистанционных сотрудников, местом работы которых является Москва, то, скорее всего, их придется включить в расчет 60 %.
В отношении лиц, применяющих налог на профессиональный доход, отметим следующее.
Если с ними заключены не трудовые, а гражданско-правовые договоры, то они находятся с организацией и (или) предпринимателем в равных отношениях. По гражданско-правовому договору одна сторона не может обязать другую сторону выполнять какие-либо действия, не предусмотренные договором. Более того, в связи с отсутствием трудовых отношений заказчики самозанятых лиц не могут по законодательству обеспечить им прохождение вакцинации, поскольку это вряд ли предусмотрено заключенными договорами.
Таким образом, включать самозанятых в расчет численности сотрудников, подлежащих вакцинации, нужно, только если с ними заключены трудовые договоры. В этом случае они являются обычными работниками.
Что касается расторжения договоров оказания услуг с самозанятыми, то заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ). Однако в этом случае он должен возместить исполнителю все расходы, фактически понесенные на исполнение этого договора.
Кто может получить медотвод?
Разъясняется, что медотвод могут получить лица с ОРВИ, беременные женщины и недавно переболевшие (не более 6 месяцев назад). Что касается антител, то их наличие не является противопоказанием.
Отметим, что для каждой вакцины есть свой перечень противопоказаний.
Так, в соответствии с Рекомендациями о порядке вакцинации ГАМ-КОВИД-ВАК (направлены письмом Минздрава России от 20.02.2021 № 1/И/1-1221) противопоказанием являются:
Для введения препарата «ЭпиВакКорона» противопоказаниями будут (см. письмо Минздрава России от 21.01.2021 № 1/и/1-332):
С осторожностью препарат предлагается вводить лицам с хроническими заболеваниями печени и почек, нарушениями эндокринной системы, заболеваний ЦНС и сердечно-сосудистой системы и др.
Что касается антител, то еще в январе Минздрав России выпустил письмо от 15.01.2021 № 1/И/1-155, в котором также указано, что при подготовке к вакцинации проверка иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2 обязательной не является. Однако лица, имеющие положительные результаты исследования на наличие иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2, полученные вне рамок подготовки к вакцинированию, не прививаются.
Отметим, что в указанном письме количество выявленных антител не указывается. Следовательно, само по себе их наличие уже делает невозможной прививку. Ни постановление Главного санитарного врача, ни нормативные правовые акты главы субъекта не могут изменить рекомендации Минздрава просто в силу того, что именно это ведомство является органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. К ведению Минздрава относятся (п. 1 Положения о Минздраве, утв. постановлением Правительства России от 19.06.2012 № 608):
Главный санитарный врач не может игнорировать рекомендации профильного ведомства.
Как учитывать сотрудников с антителами?
Отдельно подчеркивается, что никакие титры антител не приравниваются к прививке. В разъяснениях говорится, что наличие высокого уровня иммуноглобулина G не является противопоказанием для вакцинирования.
Еще раз отметим, что это прямо противоречит позиции, высказанной Минздравом РФ в январе (письмо от 15.01.2021 № 1/И/1-155). Новых разъяснений на этот счет ведомство не представило и указанное письмо не отзывало. Следовательно, оснований игнорировать эти рекомендации нет.
Работодателям указали, что прохождение тестирования на наличие антител перед вакцинацией от COVID-19 не рекомендуется и не является обязательным, как и перед другими прививками.
Как было указано выше, проведение исследования на наличие иммуноглобулинов к коронавирусу не является обязательным в соответствии с письмом Минздрава РФ от 15.01.2021 № 1/И/1-155. Однако этот документ не запрещает гражданину самостоятельно организовать такое исследование. Более того, при наличии положительного результата, как следует из указанного выше письма, Минздрав не рекомендует прививаться.
Должен ли работодатель собирать медотводы и отказы от вакцинации?
Работодателям не нужно представлять справки о медотводах в Правительство Москвы и Роспотребнадзор, указано в ответах на вопросы.
Отметим, что работодатель не вправе потребовать от сотрудника справку о противопоказаниях к вакцинации. В соответствии со статьей 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право на получение прививок в медицинских организациях при наличии лицензий (ст. 11 Закона № 157-ФЗ). Также граждане имеют право на отказ от профилактических прививок при осуществлении имуннопрофилактики. Иммунопрофилактику обеспечивают Минздрав, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов в сфере здравоохранения (статья 8 Закона № 157-ФЗ).
Работодатели не имеют отношения к организациям, осуществляющим иммунопрофилактику, следовательно, не могут требовать от работников письменного отказа от прививки.
Одновременно оперштаб разъяснил, что в случае уклонения работника (сотрудника) от оформления письменного отказа от проведения прививки работодателю необходимо зафиксировать этот факт, составив в письменной форме соответствующий акт.
Это разъяснение вступает в противоречие со статьями 5 и 8 Закона № 157-ФЗ. Как было указано выше, работодатели не имеют отношения к иммунопрофилактике, ее организовывают государственные органы. Поэтому гражданин не обязан предоставлять работодателю отказ от прививки ни при каких обстоятельствах.
При этом, по нашему мнению, работодатель может попросить этот отказ написать.
Выбор вакцины и организация вакцинации
Оперштаб не дал каких-либо рекомендаций по выбору вакцины. Указано лишь, что выбор вакцины определяется по медпоказаниям. Непонятно, какие медпоказания имеются в виду, если тест на антитела проводить не рекомендуется.
Вопрос централизованной вакцинации сотрудников необходимо решать индивидуально с медицинскими организациями любых форм собственности.
Указанное выше означает, что работодатель может провести вакцинацию своих сотрудников, если сможет договориться с медицинской организацией.
Кого можно отстранять?
В отношении отстранения непривитых сотрудников указано следующее. Основания для отстранения от работы сотрудников установлены в статье 76 ТК РФ. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится COVID-19, Главный государственный санитарный врач субъекта РФ выносит постановление о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в котором определяет отдельные группы граждан, а также сферы услуг (перечень работ) с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации. При этом не применяются иные федеральные законы, акты Правительства РФ.
Требование о проведении профилактических прививок в период эпиднеблагополучия распространяется только на группы граждан и сферы услуг (работ), указанные в постановлении Главного санврача. При вынесении постановления Главным государственным врачом по городу Москве граждане, отнесенные к группам населения, подлежащего обязательной вакцинации, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия. В качестве подтверждения этой точки зрения приводится письмо Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32.
В разъяснениях указано, что работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения профилактической прививки от COVID-19 (иммунизации) при отсутствии медицинских противопоказаний. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. Кроме того, время отсутствия работника на работе без уважительных причин (в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ) не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).
Работодатель вправе предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, но этот вопрос должен решаться индивидуально, законом не предусмотрены гарантии работникам, отказавшимся от проведения профилактической прививки.
Действительно, в соответствии со ст. 76 ТК РФ сотрудника можно отстранить от работы в случаях, предусмотренных ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Верно и то, что Главный санитарный врач может вынести мотивированное постановление о проведении профилактических прививок гражданам (п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ). Однако неверно утверждение, что при этом не применяются все остальные нормы законодательства РФ. Более того, п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52 дает Главному санитарному врачу (наряду с объявлением прививок) полномочия по временному отстранению от работы лиц, которые могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Однако эти полномочия в Постановлении главсанврача не реализованы.
Многие эксперты отмечают, что само по себе постановление об организации профилактических прививок означает, что лица, ответственные за проведение иммунопрофилактики (а это государственные органы, а не работодатели в соответствии со ст. 8 Закона № 157-ФЗ), должны обеспечить доступность прививок для граждан.
Статья 5 Закона № 157-ФЗ дает гражданам право отказаться от проведения профилактической прививки. При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона отказ от прививки влечет отказ в приеме на работу или отстранение от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.
В нем указаны следующие работы:
Указанный перечень лишь частично пересекается с тем перечнем, который утвержден Постановлением главсанврача. В частности, организации и учреждения здравоохранения (частично), образовательные организации, а также организации ЖКХ (частично) должны отстранить сотрудников, которые не сделают прививку. Причем это отстранение не будет зависеть от того, есть у гражданина медотвод или нет.
Никаких других норм, позволяющих отстранить сотрудников (в том числе иных отраслей) от работы, в законодательстве РФ нет.
В приведенном в разъяснениях письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32 говорилось как раз о работниках сферы образования, что согласуется с позицией о том, что отстранять можно сотрудников в тех отраслях, которые установлены постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.
Следовательно, работодатели большинства отраслей, поименованных в Постановлении главсанврача, не могут отстранить сотрудников от работы на основании статьи 76 ТК РФ.
Незаконное отстранение сотрудников от работы грозит работодателю выплатой неполученной зарплаты или оплатой вынужденного прогула (см. определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.04.2021 по делу № 88-6016/2021, 2-396/2020, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2021 № 88-7332/2021 по делу № 2-1676/2020, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 № 88-3612/2021). Отметим, что судьи признают незаконным отстранение, которое произошло по основаниям, не предусмотренным статьей 76 ТК РФ.
Что касается лиц, с которыми у организаций и ИП заключены гражданско-правовые договоры, они вообще не могут использовать положения статьи 76 ТК РФ, поскольку такие отношения регулируются исключительно ГК РФ. С указанными лицами можно только растрогнуть договоры в одностороннем порядке с оплатой фактически понесенных расходов (ст. 782 ГК РФ).
Выполнение требований санитарного врача подтверждаются отчетом
Для подтверждения выполнения требований Постановления главсанврача работодатели обязаны предоставить отчет в мэрию Москвы в соответствии с Указом Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ.
По нашему мнению, отчет в мэрию необходимо представить всем работодателям, деятельность которых относится к отраслям, поименованным в Постановлении главсанврача.
Согласно приложению 2 к этому Указу предоставить необходимо следующие данные:
По каждому работнику подаются данные:
По нашему мнению, непредставление такого отчета грозит ответственностью по ст. 3.18 КоАП г. Москвы в виде штрафа на руководителя (или ИП) от 4 до 5 тысяч рублей.
Что касается ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, которую Верховный Суд РФ предлагал применять при нарушении региональных нормативных правовых актов в условиях коронавируса (подробнее см. комментарий), то ее применять некорректно. Эта норма устанавливает штрафы (до 300 тыс. рублей) за нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности. А Указ Мэра г. Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ (куда и внесены изменения Указом № 32-УМ) не устанавливает этот режим. Режим был установлен Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, который применяется в части ограничений, не противоречащих Указу 68-УМ.
Ответственность работодателей
За несоблюдение требования о количестве вакцинированных работодателей ждет ответственность по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа или приостановления деятельности на 90 суток. С учетом неблагоприятной эпидемической ситуации по коронавирусу Управление Роспотребнадзора по г. Москве при направлении в суд материалов обещает просить о применении санкции только в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Напомним, что по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ к ответственности привлекаются ИП и юридические лица за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Коронавирус включен в перечень заболеваний, представляющих опасность (см. постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66).
Наказание возможно в виде приостановления деятельности на 90 суток либо в виде штрафа для ИП от 50 до 150 тыс. рублей для организаций – от 200 до 500 тыс. рублей.
По ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ ответственность может наступить только при причинении вреда здоровью человека или в случае смерти человека. В этом случае помимо приостановления деятельности на 90 суток ИП и организациям грозит штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Отметим несколько моментов.
Во-вторых, по статье 6.3 КоАП РФ наступает ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил либо за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Как уже неоднократно говорилось, Главный санитарный врач Москвы правомерно вынес постановление о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (п. 1 пп. 6 ст. 51 Закона № 52-ФЗ).
Однако мероприятия по иммунизации осуществляют органы государственной власти во главе с Минздравом и Роспотребнадзором (ст. 8 Закона № 157-ФЗ), а прививки проводят медицинские организации при наличии лицензий (ст. 11 Закона № 157-ФЗ). Работодатели в соответствии с Законом № 157-ФЗ не относятся к лицам, которые должны проводить прививки. Значит, они не могут нести ответственность за неосуществление мероприятий по вакцинации.
В-третьих, за несоблюдение требований и правил поведения, которые установлены региональными властями, ответственность предусмотрена не статьей 6.3 КоАП РФ, а ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (см. Обзор № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
Эта норма в качестве наказания содержит предупреждение или штраф для:
Если невыполнение региональных требований и правил привело к причинению вреда здоровью человека или имуществу (то есть кто-то заболел), а также при повторном нарушении этих норм применяется более строгое наказание для:
Срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ составляет три месяца с момента обнаружения административного правонарушения.
В-четвертых, наказание за деяния, предусмотренные статьями КоАП РФ, возможно только при наличии вины (ст. 2.1 КоАП РФ). При этом организация (и ИП аналогично) признается виновной в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но организация (ИП) не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 5 Закона № 157-ФЗ гражданин имеет право отказаться от проведения профилактической прививки. Работодатель не может лишить гражданина права, установленного законодательством, следовательно, работодатель не может быть признан виновным в совершении работником законных действий.
Кроме того, для каждой из прививок от коронавируса установлены противопоказания. Недавно переболевшие лица (менее 6 месяцев) в соответствии с разъяснениями оперштаба могут не вакцинироваться. Работодатель не может нести ответственность в ситуации, когда большинство сотрудников имеют медотвод и (или) недавно переболели.
Привлечение к ответственности без вины невозможно в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ.
В-пятых, наказание за деяния, предусмотренные всеми указанными статьями, в любом случае выносит суд на основании состязательности сторон.
По результатам рассмотрения дел о нарушении санитарных норм и правил в 2020 году решения о приостановлении деятельности выносились редко.
Другие разъяснения
Требование о соблюдении масочно-перчаточного режима сохраняется для всех работников (сотрудников), причем вне зависимости от прохождения вакцинации.
Для иностранцев и мигрантов планируется организовать прививочные пункты. Нужно дождаться постановления Правительства РФ.
Включать прививку от COVID-19 в список обязательных прививок в санитарные книжки и ставить отметки о ней необязательно. Важно, чтобы у привившегося лица был сертификат.
В примерочных магазинов возможно использование рециркуляторов закрытого типа, работающих всё время работы самого магазина без указания графика очистки, так как процесс очистки идет непрерывным циклом (в отличие от кварцевания).