Что значит объект размещения отходов
Что значит объект размещения отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Размещение отходов — это что такое?
Чтобы понимать, о чём говорится в экологических законах и нормативных актах, нужно разбираться в терминологии, связанной с отходами. Понимание терминов позволит не нарушать законодательство и правильно обращаться с мусором. Одним из терминов, часто используемых экологами, является словосочетание «размещение отходов». Разберёмся, что оно означает, и что говорится о процессе в правилах и нормах РФ.
Что представляет собой размещение отходов?
В первой статье ФЗ №89, увидевшем свет 24.06.98, называющемся «Об отходах производства и потребления», рассматриваются основные понятия, связанные с обращением с мусором.
В Законе указывается на то, что размещение – это процесс, включающий в себя 2 других процесса:
Сразу оговоримся, что это не одно и то же. Захоронение представляет собой изоляцию того, что не может быть переработано и несёт угрозу для окружающей среды. Для захоронения создаются специальные хранилища, оборудованные таким образом, чтобы предотвратить выброс вредных веществ.
Рассмотрим более детально, что представляет собой хранение отходов.
Особенности размещения мусора на хранение
В упомянутом выше ФЗ об этапе размещения с целью хранения говорится, что под ним подразумевается складирование отходов на специальных объектах на длительный срок – не менее 11 месяцев.
Следующие этапы после размещения:
Лицензирование
Понятие и порядок размещения отходов чётко регламентируются законом. В нём говорится о том, что организации, размещающие мусор, должны получить лицензию.
Документ представляет собой разрешение, в котором указывается, с какими видами отходов имеет право работать организация. Лицензия ограничивается сроком.
Размещение утиля, неуказанного в разрешении, противозаконно. Если размещаются представляющие опасность отходы, с организации взымается сбор за вред, причиняемый окружающей среде.
Если мусор не влияет на среду, данный факт должен быть подтверждён документально.
Требования, предъявляемые к объектам размещения отходов
Государство строго контролирует процесс размещения мусора. К объектам для складирования отработавшего сырья предъявляются такие требования:
Всё сказанное значит, что руководители организаций, занимающихся хранением отработанного сырья, должны делать всё для непричинения вреда природе.
Что запрещено?
Строго запрещено складирование сырья:
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) не могут быть применены для рекультивации земель и карьеров.
Что говорится в СанПиНе?
Ещё один документ, регламентирующий процессы захоронения отходов, – СанПиН. В нём определяются классы опасности различных ТБО и способы их хранения:
В документе детализируются требования к местам размещения отходов.
О способах размещения
Отработанное сырьё можно складировать:
Территории складирования должны быть внесены в ГРОРО – реестр размещения отходов.
Сроки выдачи разрешений
Складирование представляет больше угрозы для окружающей среды, нежели сбор и транспортировка, потому и лицензия на данную деятельность оформляется дольше.
При условии предоставления всех необходимых документов процесс займёт не менее 5 с половиной месяцев. В процедуру входит:
Срок 5,5 месяца условный. На практике приходится ждать от года до полутора лет. Ускорить процесс может только наличие проекта максимально разрешённых выбросов и СЗЗ. Оформление проекта длится не менее 5 месяцев, на СЗЗ уходит 6-7 месяцев.
Проект нормативов размещения отходов
Данный проект необходим для того, чтобы определить, какую угрозу может представлять возводимый объект для окружающей среды. С помощью экспертов устанавливаются максимально разрешённые границы выбросов. В случае их превышения ответственность ложится на плечи руководства организации.
Разработанные нормативы утверждаются на 5-летний срок. Ежегодно компания должна предоставлять отчёты, в которых подтверждается, что установленные проектом нормативы не были превышены.
Заключение
Размещение отходов – ответственный вид деятельности, требующий от руководителей чёткого следования законам и нормативам. Все перечисленные выше правила и запреты устанавливаются с единственной целью – непричинение вреда природе.
Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Содержание:
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Литература для изучения вопроса
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.