Что значит номинальная группа

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Содержание:

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

Классификация социальных групп

Что значит номинальная группа. Смотреть фото Что значит номинальная группа. Смотреть картинку Что значит номинальная группа. Картинка про Что значит номинальная группа. Фото Что значит номинальная группа

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

2) Способ организации и регуляции действий:

3) Принадлежность индивидов к группе:

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

Функции социальной группы:

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Источник

3.2 Социальные группы

Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. 1

Характерными признаками социальной группы являются:

Виды социальных групп

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

Характерными чертами малой группы являются:

Социальная структура общества

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.

Источник

номинальная группа;

Группы. Коллектив

Малые группы— такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек.

К таким группам относятся: семья, компания друзей, сосед­ская общность, школьный класс, студенческая группа, спортив­ная команда и т.д.

По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды:

1) диффузная группа — члены группы вступают в межлич­ностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатия­ми (приятельский коллектив);

2) ассоциация — члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значи­мыми целями (например, объединение охотников, рыбо­ловов, нумизматов и т.д.);

3) корпорация — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами;

4) коллектив — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общест­венных интересов.

По разновидности каналов коммуникации различаются груп­пы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.

Группа с централизованными каналами коммуникации от­личается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) орга­низует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях ком­муникативного равенства, вступают в открытые ничем не ог­раниченные отношения.

По степени открытости группы влияниям окружающей сре­ды, общества выделяют открытые и закрытые группы. Закры­тость группы довольно часто используется обществом для дости­овкам каких-либо задач, не принимая во внимание те психоло­гические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Примеры закрытых групп — армейские подразделе­ния, полярные экспедиции, экипажи судов, находящиеся в дли­тельном плавании. Необходимо отметить, что при определении степени закрытости группы важной характеристикой является степень свободы входа в группу и выхода из нее, иными слова­ми, насколько легко человек может стать членом данной груп­пы или выйти из ее состава.

По продолжительности существования выделяются стацио­нарные и временные группы. Постоянство или временность сущест­вования группы имеет относительный характер. Важной харак­теристикой является восприятие членами группы времени ее су­ществования. Так, студенческая группа, образованная на несколь­ко лет для обучения, воспринимается ее членами как постоян­ная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъек­тивная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, ког­да разные люди оценивают свою группу по-разному.

Особой разновидностью социальных групп является референт­ная группа. Референтная группа — это реальная или вообража­емая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки кото­рой они ориентируются в своем поведении и самооценке.

Уровень развития группы — это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.

В отечественной психологии существует несколько классифи­каций уровней развития группы. Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:

1) номинальная группа;

Кооперация;

Коллектив.

Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

Диффузная группа;

Ассоциация;

Корпорация;

Коллектив.

Л. И. Уманский выделяет шесть уровней :

номинальная группа;

Ассоциация;

Кооперация;

Коллектив.

Конгломерат (лат. овкамиions — собранный, скопивший­ся) — это группа ранее непосредственно не бывших знакомыми людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы мо­гут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поез­да, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковре­менно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не зна комятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. Nominalis — именной, существую­щий только по названию) — это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Напри­мер, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы опреде­лить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотно­шения с другими группами.

Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им ус­ловий деятельности, официальных целей организации и не всту­пят в межличностное общение. В таком случае номинальная груп­па распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятель­ности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа — это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор — один человек или целая организация, которые собрали бы людей вме­сте и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, — это общение, т. Е. знакомство друг с другом и с целями, способа­ми и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на дру­гой уровень развития.

Ассоциация(лат. овкамиion — соединение) — это группа лю­ов, объединенных совместной деятельностью. На данном уров­не начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление об­щих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная

деятельность стимулирует групповую динамику, которая начи­нается с выработки требований к элементарным нормам поведе­ния, которые чаще всего бывают дисциплинарными и определя­ют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. По­являются первые попытки лидерства (пробное лидерство), по­скольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера — делового или популярного.

Характерной особенностью группы-ассоциации является та­кой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготов­овками к совместной деятельности и направленность на реше­ние задачи.

Определенное время малая группа может находиться на уров­не ассоциации, однако происходящие групповые процессы сти­мулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация(лат. овкамиion — сотрудничество) — группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определен­ного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характер­ными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обознача­ется. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в процессе конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали — сложных норм регуля­ции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников — людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия(от греч. Autonomia) — целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной дея­тельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа-авто­номия характеризуется тем, что в процессе совместной деятель­ности практически полностью удовлетворяются социальные по­требности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуаль­ные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуаль­ных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с груп­пой. Таким образом достигается состояние сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентифика­ция членов группы осуществляется тогда, когда появляется осоз­нание целостности, автономности, самодостаточности, сплочен­ности группы, возникает чувство «мы» — наша группа, в отличие от «они» — другие группы.

Основные социально-психологические особенности группы-автономии :

1) Обособленность, закрытость от других групп. Члены груп­пы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референт­ной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации стано­вятся ведущими регуляторами их поведения; негативные
и критические высказывания в адрес своей группы не до­пускаются.

2) Внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу.

3) Внутригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы, во- первых, однотипного поведения: «будь, как мы все», т. Е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, дей­ствий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры — исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от уча­стия в разрешении групповых проблем и пр.). Группу-автономию можно охарактеризовать как группу сорат­ников, поскольку она действует как единое целое и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индиви­дуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направ­лениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если будет достигнуто гармоничное со­четание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.

Корпорация (лат. овкамиion — объединение, сообщество) — группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутос­тью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она на­чинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную органи­зацию.

Коллектив (от лат. Collectivus) — группа людей, осущест­вляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, группо­вых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появля­ются на каждом из низших уровней. Однако коллективом мож­но назвать только ту группу, которая своей деятельностью спо­собствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных.

Достижение уровня коллектива — трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уро­овк и долго удерживаться на нем. Коллектив — это пик, верши­на развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжитель­ов время работать на пределе сил невозможно. Проявление со­циально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных, конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, слож­ной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спо­койный, стабильный уровень — автономию или кооперацию.

Структура группы — упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных.

Статус человека в группе определяется его положением (по­зицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимо­отношений. Соответственно структура группы характеризуется расположением статусов в ней. В зависимости от типа статуса определяется и тип структуры группы. В социальной психоло­гии выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру груп­пы классифицируют на формальную и неформальную.

Формальная структура группы задается официальным рас­пределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным ста­тусом и характеризуют их как социально действующие элемен­ты групповой системы. Формальная структура группы представ­ляет собой довольно устойчивое образование. Она составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель—подчиненные». Причем количество иерархических ступеней зависит от размера группы и ее социального статуса. Например, формальная структура средней группы (организации, фирмы, предприятия) состоит из директора, главного инжене­ра, их заместителей, начальников отделов и цехов, начальников участков и смен, мастеров, бригадиров и, наконец, рабочих. Формальная структура характеризуется в целом линейной соподчиненностью людей друг другу.

Неформальная структура группы образуется на основе вза­имоотношений, сложившихся в процессе взаимодействия. Она определяется психологическими особенностями личности участ­ников совместной деятельности, такими, как профессиональные и коммуникативные знания и способности, жизненный опыт, особенности индивидуальности и пр. Неформальная струк­тура — более динамичное образование, чем формальная.

Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую. Эта система формиру­ется на основе межличностных взаимоотношений и состоит из следующих статусных позиций:

1) Лидер— член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. Е. пользуется авторитетом у ос­тальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

2) Принятые— члены группы, имеющие средний положи­тельный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу.

3) Изолированные— члены группы, имеющие нулевой ста­тус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимо­действии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).

4) Отвергнутые— члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.

Р. Бейлз проанализировал процесс взаимодействия в груп­пах, наблюдая за вербальными и невербальными коммуникациями. Он выделил два типа поведения, необходимые для успешного существования группы: поведение, направленное на реше­ние задачи, и поведение члена группы, оказывающего поддержку другим членам группы.

Соответственно люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выпол­нять в группе следующие роли:

1) инициатор предлагает новые идеи и подходы к пробле­мам и целям группы, способы преодоления трудностей при решении задач;

2) разработчикдетально прорабатывает идеи и предложе­ния, выдвинутые другими членами группы;

3) координаторкомбинирует идеи и предложения и пытает­ся координировать деятельность других членов группы;

4) контролернаправляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;

5) оценщиккритически оценивает работу и предложения дру­гих, сравнивая их с существующими стандартами выпол­нения поставленной задачи;

6) погонщикстимулирует группу и подталкивает ее членов к
действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированно­го на поддержку других, могут выполнять следующие роли:

1) вдохновитель поддерживает начинания других, высказы­вает понимание чужих идей и мнений;

2) гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, таким образом сохраняя в группе гармонию;

3) примиритель поступается своим мнением, чтобы привес­ти в соответствие мнения других, таким образом поддер­живая в группе гармонию;

4) диспетчерсоздает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует про­цессы общения;

5) нормировщик формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;

6) ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и при приня­тии решений.

Основными явлениями (феноменологией) малых групп явля­ются: место и положение ее членов в структуре внутригрупповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая динамика группы — ее возникновение, развитие, ру­ководство группой, внутригрупповые отношения, групповые нор­мы и групповой контроль.

Позиция члена малой группы — устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции опреде­ляется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Групповой статус — положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности.

Руководителем группы осуществляется организация жизне­деятельности формальной группы. Лидером осуществляется ре­гуляция неофициальных межличностных отношений в группе. Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качества­ми, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Лидерство — признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только адми­нистратором.

Лидер в отличие от руководителя не обеспечивает всей жиз­недеятельности группы и не несет ответственности за достиже­ние ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности груп­пы лидер может превосходить руководителя.

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

1) более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

2) большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и ситуации в целом;

3) более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

4) большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жиз­недеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержа­ние групповых норм, внешнее представительство группы во взаи­моотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддер­жание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Выделяют два основных вида лидерства — лидерство в дело­вой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоцио­нальной сфере («экспрессивное лидерство»).

Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными чле­нами группы.

В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; на универсальных лидеров.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда пе­ременных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологи­ческие характеристики членов малой группы, характер решае­мых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на (мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

В настоящее время имеются серьезные возражения по пово­ду существования универсального набора психологических ка­честв, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает проти­воречивые результаты.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями лич­ных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стрем­ление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоцио­нальная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, от­ветственность, независимость, общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стог­дилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию ли­дерства считают, что лидером становится человек, который об­ладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Руководствоможет осуществляться различными способами — стилями:

1. Авторитарный стиль руководства характеризуется пре­обладанием командного тона, поощрения и порицания но­сят субъективный характер.

2. Либеральный стиль руководства отличает невмешатель­ство в принципиальные вопросы жизни группы.

3. Демократический стиль руководства — товарищеское общение руководителя со всеми членами группы, внима­тельным отношением к их инициативе, свободным обсуж­дением всех вопросов деятельности группы.

Во многих случаях своеобразие ситуации требует выдвижения ситуативного лидера, хорошо ориентирующегося в условиях данной ситуации и способного к принятию адекватных реше­ний. Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Мит-чел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эф­фективность лидерства определяется соответствием качеств ли­дера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру ре­шаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе, и др.). Выделяются следующие ситуативно обу­словленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер — гене­ратор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельнос­ти, эмоциональный лидер и т. п.

Групповые руководители и лидеры осуществляют свои фун­кции посредством принятия единоличных и групповых решений.

Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор цели и средств ее достижения в альтернативных, про­блемных ситуациях.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых соци­ально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, груп­повое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль — все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе.

Групповая сплоченность — степень приверженности к груп­пе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в меж­личностных отношениях, единство базовых ценностей, привле­кательность групповых целей, демократический стиль жизнедея­тельности группы, социальный престиж группы.

Групповая изоляция — длительное пребывание группы в ус­ловиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отно­шениях; общение нарушается в результате астенизации (ослаб­ления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воз­действий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие прояв­ления.

Групповая нормализация — социально-психологический фе­номен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения.

Групповое давление — процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласо­ванию своего поведения и своих установок с поведением и уста­овками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформизм— изменение мнений, установок поведения ин­дивидов под влиянием окружающих. В классических экспери­ментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демон­стрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой «подставной группой»), значительная часть уча­стников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) харак­теризуется внешним согласием с мнением группы или поведени­ем, соответствующим групповым нормам, при котором внутрен­не индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, что­бы не вступать в открытую конфронтацию с группой.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характери­зуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 3924 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *