Что значит номинальная группа
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
3.2 Социальные группы
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. 1
Характерными признаками социальной группы являются:
Виды социальных групп
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
Характерными чертами малой группы являются:
Социальная структура общества
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Существуют следующие разновидности квазигруппы:
В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.
номинальная группа;
Группы. Коллектив
Малые группы— такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек.
К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д.
По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды:
1) диффузная группа — члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельский коллектив);
2) ассоциация — члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (например, объединение охотников, рыболовов, нумизматов и т.д.);
3) корпорация — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами;
4) коллектив — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.
По разновидности каналов коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.
Группа с централизованными каналами коммуникации отличается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность.
При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые ничем не ограниченные отношения.
По степени открытости группы влияниям окружающей среды, общества выделяют открытые и закрытые группы. Закрытость группы довольно часто используется обществом для достиовкам каких-либо задач, не принимая во внимание те психологические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Примеры закрытых групп — армейские подразделения, полярные экспедиции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании. Необходимо отметить, что при определении степени закрытости группы важной характеристикой является степень свободы входа в группу и выхода из нее, иными словами, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из ее состава.
По продолжительности существования выделяются стационарные и временные группы. Постоянство или временность существования группы имеет относительный характер. Важной характеристикой является восприятие членами группы времени ее существования. Так, студенческая группа, образованная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разному.
Особой разновидностью социальных групп является референтная группа. Референтная группа — это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке.
Уровень развития группы — это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.
В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:
1) номинальная группа;
Кооперация;
Коллектив.
Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:
Диффузная группа;
Ассоциация;
Корпорация;
Коллектив.
Л. И. Уманский выделяет шесть уровней :
номинальная группа;
Ассоциация;
Кооперация;
Коллектив.
Конгломерат (лат. овкамиions — собранный, скопившийся) — это группа ранее непосредственно не бывших знакомыми людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не зна комятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.
Номинальная группа (лат. Nominalis — именной, существующий только по названию) — это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами.
Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа — это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор — один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.
Основное, чем занимаются члены номинальной группы, — это общение, т. Е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.
Ассоциация(лат. овкамиion — соединение) — это группа люов, объединенных совместной деятельностью. На данном уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная
деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения, которые чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера — делового или популярного.
Характерной особенностью группы-ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготововками к совместной деятельности и направленность на решение задачи.
Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.
Кооперация(лат. овкамиion — сотрудничество) — группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в процессе конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.
Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали — сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.
В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников — людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.
Автономия(от греч. Autonomia) — целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа-автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.
На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигается состояние сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» — наша группа, в отличие от «они» — другие группы.
Основные социально-психологические особенности группы-автономии :
1) Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные
и критические высказывания в адрес своей группы не допускаются.
2) Внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу.
3) Внутригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы, во- первых, однотипного поведения: «будь, как мы все», т. Е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры — исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.). Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.
С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.
Корпорация (лат. овкамиion — объединение, сообщество) — группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.
Коллектив (от лат. Collectivus) — группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных.
Достижение уровня коллектива — трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уроовк и долго удерживаться на нем. Коллектив — это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительов время работать на пределе сил невозможно. Проявление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных, конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень — автономию или кооперацию.
Структура группы — упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных.
Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений. Соответственно структура группы характеризуется расположением статусов в ней. В зависимости от типа статуса определяется и тип структуры группы. В социальной психологии выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную.
Формальная структура группы задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как социально действующие элементы групповой системы. Формальная структура группы представляет собой довольно устойчивое образование. Она составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель—подчиненные». Причем количество иерархических ступеней зависит от размера группы и ее социального статуса. Например, формальная структура средней группы (организации, фирмы, предприятия) состоит из директора, главного инженера, их заместителей, начальников отделов и цехов, начальников участков и смен, мастеров, бригадиров и, наконец, рабочих. Формальная структура характеризуется в целом линейной соподчиненностью людей друг другу.
Неформальная структура группы образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе взаимодействия. Она определяется психологическими особенностями личности участников совместной деятельности, такими, как профессиональные и коммуникативные знания и способности, жизненный опыт, особенности индивидуальности и пр. Неформальная структура — более динамичное образование, чем формальная.
Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую. Эта система формируется на основе межличностных взаимоотношений и состоит из следующих статусных позиций:
1) Лидер— член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. Е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
2) Принятые— члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу.
3) Изолированные— члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).
4) Отвергнутые— члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.
Р. Бейлз проанализировал процесс взаимодействия в группах, наблюдая за вербальными и невербальными коммуникациями. Он выделил два типа поведения, необходимые для успешного существования группы: поведение, направленное на решение задачи, и поведение члена группы, оказывающего поддержку другим членам группы.
Соответственно люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:
1) инициатор предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, способы преодоления трудностей при решении задач;
2) разработчикдетально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
3) координаторкомбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы;
4) контролернаправляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;
5) оценщиккритически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;
6) погонщикстимулирует группу и подталкивает ее членов к
действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.
Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:
1) вдохновитель поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений;
2) гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, таким образом сохраняя в группе гармонию;
3) примиритель поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, таким образом поддерживая в группе гармонию;
4) диспетчерсоздает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;
5) нормировщик формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;
6) ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.
Основными явлениями (феноменологией) малых групп являются: место и положение ее членов в структуре внутригрупповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая динамика группы — ее возникновение, развитие, руководство группой, внутригрупповые отношения, групповые нормы и групповой контроль.
Позиция члена малой группы — устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.
Групповой статус — положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.
Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности.
Руководителем группы осуществляется организация жизнедеятельности формальной группы. Лидером осуществляется регуляция неофициальных межличностных отношений в группе. Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.
Лидерство — признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях.
Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только администратором.
Лидер в отличие от руководителя не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.
Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Основными признаками лидерства являются:
1) более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
2) большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и ситуации в целом;
3) более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
4) большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.
В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; на универсальных лидеров.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.
Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на (мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты.
К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
Руководствоможет осуществляться различными способами — стилями:
1. Авторитарный стиль руководства характеризуется преобладанием командного тона, поощрения и порицания носят субъективный характер.
2. Либеральный стиль руководства отличает невмешательство в принципиальные вопросы жизни группы.
3. Демократический стиль руководства — товарищеское общение руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы.
Во многих случаях своеобразие ситуации требует выдвижения ситуативного лидера, хорошо ориентирующегося в условиях данной ситуации и способного к принятию адекватных решений. Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Мит-чел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе, и др.). Выделяются следующие ситуативно обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.
Групповые руководители и лидеры осуществляют свои функции посредством принятия единоличных и групповых решений.
Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблемных ситуациях.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль — все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе.
Групповая сплоченность — степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.
Групповая изоляция — длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления.
Групповая нормализация — социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения.
Групповое давление — процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и устаовками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.
Конформизм— изменение мнений, установок поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой «подставной группой»), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.
Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.
Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.
Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 3924 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ