Что значит низкая вязкость
Индекс вязкости моторного масла
Что такое индекс вязкости моторного масла
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Если масло жидкое, уже за один проход поршня оно уйдет в поддон. Масло с большей вязкостью останется на стенках, чем более густое оно, тем толще будет смазывающий слой.
Но не все так просто.
Большая толщина смазки тоже плохо.
Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Согласно системе обозначение маркировка стала выглядеть следующим образом – 0W 30, 0W 40, 5W 30, 10W 40 и т.д.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
Для чего определяют вязкость
Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:
Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.
Выбор масла для авто на основе вязкости
Для езды в условиях, крайнего севера и Сибири нужны 0W 30-40, 5W 30, а для Арктики и вовсе специальные.
Выбор масла всегда индивидуален. Зависит не только от района проживания, но от автомобиля и стиля езды.
Любишь погонять покупаешь с высокой вязкостью. Если машина старенькая и пробег более 100 000 км, то масло должно сочетать низкую вязкость при запуске, с высокой при полном прогреве и больших оборотах. Для такой категории производители выпускают специальные виды типа «Нью лайф» у Мобил. Важно помнить, что чем больше разница между температурой замерзания и потерей вязкости при перегреве, тем меньше у масла меж сервисный пробег.
Чем экстримальнее стиль и условия езды, тем чаще нужно делать ТО.
О применяемых маслах для обычной гражданской езды позаботились авто производители. Обычно на последних страницах руководства по эксплуатации у всех марок, есть раздел с перечнем материалов и сроков ТО. Там же и перечень рекомендованных смазочных материалов. Поэтому если вы не практикуете экстремальную езду, то не надо ничего выдумывать, просто следуйте рекомендациям завода изготовителя. Масла с одинаковым индексом вязкости независимо от производителя, должны быть и одинакового качества. Однако на деле это не всегда так. Очень часто под видом уважаемого бренда продаётся поддельное, которое непригодно для работы. Поэтому приобретать лучше у официальных дилеров и представителей заводов производителей. Стоимость, возможно, будет больше, но экономия на масле приведет к излишним расходам при езде и на ремонт двигателя.
Вязкость моторного масла
Главная задача моторного масла – не допустить сухого трения движущихся деталей двигателя (заменить его гидродинамическим, т.е. жидкостным), а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Молекулы жидких тел при перемещении также вызывают трение, это сопротивление перемещению одной части жидкости относительно другой и называется вязкостью.
Вязкость масла является показателем смазывающих свойств, так как именно от вязкости масла зависит качество смазывания, распределение масла на парах трения и, тем самым, износ деталей. Кроме того, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя.
На определение вязкости моторного масла влияют два основных фактора — температура и скорость сдвига. Чистое базовое масло является т.н. ньютоновской жидкостью, т.е. его параметры линейно зависимы — при определенной температуре и давлении оно будет иметь определенную вязкость. Так, при повышении давления, уменьшается объем и усиливается взаимное притяжение молекул и увеличивается сопротивление течению, вязкость масла увеличивается. При повышении температуры процесс прямо противоположный — вязкость уменьшается.
Создать смазочный материал, который способен сохранять весь спектр свойств неизменно в огромном диапазоне температур практически невозможно. При низких температурах масло становится более густым, при высоких, наоборот, более текучим.
Важно понимать, что температура прогретого двигателя нестабильна. Датчик температуры на приборной панели автомобиля показывает температуру антифриза, которая, остается практически неизменной при правильной работе системы охлаждения двигателя. Однако температура моторного масла может достигать 140 – 150 градусов.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя автопроизводитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла и самый главный из них — это вязкость.
При низкой температуре и высоком давлении вязкость масла, например, в зацеплении шестерен, может увеличиться настолько, что масло станет твердой пластичной массой. В трансмиссии это явление оказывает определенное положительное действие, так как масло в пластичном состоянии не вытекает из зазора сопряженных поверхностей и уменьшает влияние ударных нагрузок на детали.
Однако, в современные всесезонные масла, зачастую, добавляют полимерные загустители — модификаторы вязкости. При повышении температуры они расширяются, увеличивая тем самым вязкость, а при снижении — сжимаются, снижая ее.
Быстрое скольжение поверхностей трения вызывает высокую скорость течения масла в узких зазорах и проявляется высокая деформация сдвига, которая вызывает деструкцию молекул полимеров (загустителей), которые входят в состав масла. При высокой скорости сдвига они могут сжиматься, что приводит к снижению вязкости, хотя их основная задача — увеличивать вязкость при высоких температурах. При сравнительно небольшой деформации сдвига, полимерные молекулы только раскручиваются, а после снятия напряжения, со временем, могут восстановить свою конфигурацию и вязкость. Такое снижение вязкости называется временным. Именно из-за этого явления сообщество автомобильных инженеров и ввело параметр HTHS, о котором мы поговорим далее.
Кинематическая вязкость
Кинематическая вязкость — это отношение динамической вязкости к плотности. Этот параметр показывает его текучесть при нормальной и высокой температуре и низкой скорости сдвига. Показатель выражается в сантиСтоксах (1 сСт=1 мм 2 /с).
Для замера показателя используется стеклянный вискозиметр.
Индекс вязкости
Индекс вязкости (ИВ, VI — Viscosity Index) — это величина, которая показывает, как сильно меняется вязкость масла в зависимости от температуры. Чем он выше, тем лучше. Однако нетипично высокий ИВ может свидетельствовать о большом вовлечении полимерного загустителя и невысоком качестве базы.
Невысокий индекс вязкости у минеральных базовых масел (у парафиновых — около 100, нафтеновых — 30-60, а у ароматических он может быть меньше нуля), более высоким ИВ обладают масла III группы, произведенные по технологии гидрокрекинга (от 120). Лидерами являются ПАО, у которых этот показатель может превышать ИВ 130, а у полиалкиленгликолей он может доходить до 150.
Динамическая вязкость
HTHS (High Temperature High Shear) — вязкость при высокой температуре и скорости сдвига
Интересно, что в отчете ASTM 1989 говорится, что 12 лет усилий, приложенных к разработке нового стандарта вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига, не увенчались успехом. Если взглянуть на таблицу SAE J300, то можно увидеть, что для всесезонных и сезонных масел параметр HTHS разный: для SAE 40 он больше 3,7 мПа*с, а для, SAE 5W-40 он составляет не более 3,5 мПа*с. Однако, от текущих стандартов не отказались, так как рынок смазочных материалов ни одной поломки, связанной с параметром HTHS.
CCS (Cold Cranking Simulator)
Показатель динамической вязкости моторного масла, определяемый на имитаторе запуска холодного двигателя (Cold Cranking Simulator, CCS). Выражается в мПа*с. Чем он меньше, тем легче провернуть масло в цилиндро-поршневой группе.
MRV (Mini Rotation Viscometer)
Низкотемпературная динамическая вязкость, определяемая на миниротационном вискозиметре (Mini Rotary Viscometer). Этот показатель свидетельствует о том, сможет ли маслонасос прокачать загустевшее масло. Измеряется в мПас*с.
Расшифровка маркировки моторных масел: что значат цифры?
Вышеперечисленные параметры (кинематическая вязкость, CCS, MRV и HTHS) используются для классификации моторных масел по стандарту SAE J300. Согласно нему, автомобильные масла делятся на:
Расшифровать надпись можно по этой таблице.
Какую выбрать вязкость масла?
Заливать нужно масло именно той вязкости, которую рекомендует производитель автомобиля. Более густое, чем необходимо (как и менее вязкое) приведет к ускоренному износу деталей двигателя.
Нужно понимать, что автопроизводители рассчитывают зазоры в двигателе именно под рабочие температуры (для большинства моторов 100-150 градусов), специально заставляя двигатель работать при повышенных нагрузках. Именно поэтому более вязкое холодное масло помогает двигателю быстрее прогреться.
Что такое индекс вязкости моторного масла
Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.
Что такое вязкость моторного масла?
Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.
Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.
Стоит помнить требования:
Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.
Автосервисы в Москве по замене моторного масла:
Станция метро: Алтуфьево
«МИКА», Москва, ул. Лобненская, дом 17
На что влияет индекс вязкости моторного масла
Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.
Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.
Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.
Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.
Автосервисы часто заливают дешевые масла вместо оригинальных. Чтобы этого избежать, кликните на любой из мессенджеров ниже, и узнаете 5 простых способов как избежать обмана 👇
Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.
Расшифровка индекса вязкости моторного масла
Стандарт SAE
Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.
Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.
Рассмотрим это подробнее всесезонные.
Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.
Стандарт API
Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:
API для бензиновых моторов:
API для дизельных моторов:
Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.
Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.
Стандарт ACEA
Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.
Что лучше: высокая или низкая вязкость?
Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Касаемо автоматических коробок передач, стоит учесть, что придется производить частичную замену масла акпп чаще, т.к. повышенная температура увеличивает расход масла в двигателе.
Намного хуже, если залить жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.
В заключение…
Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.
Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.
Вязкость моторного масла
Содержание:
При эксплуатации автомобиля важно уделить внимание расходным жидкостям, в том числе моторному маслу. От того, насколько правильно оно подобрано, зависит состояние сразу нескольких узлов двигателя. Неправильно выбранная смазочная жидкость ускорит необходимость ремонта, причем речь идет не только о качестве (выбор всегда стоит делать в пользу проверенных производителей), но и о том, сочетается ли состав с мотором. Учитывать нужно и такой важный показатель, как вязкость моторного масла: от него зависит, насколько хорошо будут смазываться детали двигателя и как смесь будет вести себя при разных температурах.
Какую роль играет моторное масло
Главная функция смазочной жидкости понятна из ее названия: масло предназначено, чтобы смазывать движущиеся рядом друг с другом детали двигателя и уменьшать их трение. Без этого мотор очень быстро износится, и владелец будет поставлен перед необходимостью капитального ремонта. Помимо этого, состав выполняет еще несколько функций:
Состоит масло из основы – минеральной, синтетической или полусинтетической – и пакета присадок, которые улучшают его свойства. Минеральные составы дешевле, синтетические имеют более высокие эксплуатационные характеристики. Полусинтетика – промежуточный вариант, сочетающий преимущества обоих предыдущих.
Что такое вязкость масла
Как понятно из основного назначения, масло должно обеспечивать движущимся элементам минимальное трение и при этом не терять характеристик, если температура внутри двигателя меняется. Идеальная субстанция с такими параметрами недостижима, но современные смазочные жидкости стараются приблизиться к ней настолько, насколько это возможно. Конкретно вязкость – одна из ключевых характеристик, которая показывает, насколько хорошо масло может оставаться на поверхности деталей, создавая защитную пленку и при этом оставаясь текучим. Основная сложность состоит в том, что такие свойства непостоянны и меняются в зависимости от температуры, поэтому были введены классификации, определяющие рабочий температурный диапазон для масел различной вязкости.
Классификация SAE
Вязкость масла по SAE – значение, которое каждый уважающий себя производитель указывает на бутылке или канистре. Класс смазочной жидкости в соответствии со стандартами Американской ассоциации автомобильных инженеров показывает, при каком диапазоне температур использование масла безопасно: оно не потеряет свойств, вязкость останется на оптимальном уровне.
Классификация по API
Строго говоря, эта классификация относится скорее не к вязкости, а к характеру использования масла: по тому, к какому классу API оно принадлежит, можно сказать, для какой машины его применять. Обозначение – две буквы. Первая показывает, на дизельные или бензиновые двигатели рассчитана смазочная жидкость (литеры C и S соответственно). Вторая описывает класс: каждая из доступных букв отвечает конкретному классу жидкости. Более старые рассчитаны на автомобили прошлых лет, новые – на современные машины.
Динамическая и кинетическая вязкость
Вязкость не единая характеристика, она делится на два параметра.
Оба параметра влияют на индекс вязкости – безразмерный показатель, демонстрирующий, как сильно меняются вязкостные характеристики масла при перепадах температур. Чем выше его значение, тем меньше изменяется вязкость и тем, следовательно, лучше для машины. У современных масел оно может достигать 150–200.
Низкотемпературные показатели
Так называемые низкотемпературные показатели напрямую связаны с вязкостью и имеют большое значение при выборе масла:
Как выбрать оптимальную вязкость
Правил два: внимательно читать список рекомендованных классов масла для конкретного автомобиля и делать выбор в пользу надежных производителей. Нередко автомобилисты решают выбрать смазочную жидкость, которая не заявлена как подходящая, но кажется им оптимальной. Это ошибка, в перспективе чреватая неприятными последствиями. Изготовители двигателя заранее просчитали, какие классы подходят для него; если какого-то с виду подходящего варианта в списке нет, возможно, он не сочетается с конструктивными особенностями. Например, любители быстрой езды порой делают выбор в пользу масел для спортивных автомобилей, но двигатель в их машинах не от спорткара, а для гражданского мотора такое масло не подойдет и только снизит мощность. Помимо рекомендаций концерна, следует обратить внимание на возраст автомобиля и на температурный режим, в котором он используется, а также на местный климат. Производители учитывают разные режимы использования при составлении списков совместимости.
Что происходит при неправильно выбранной вязкости
Даже если сама по себе смазочная жидкость хорошая, при неверном выборе она может не помогать двигателю, а только мешать. В перспективе это может привести к поломкам, и показатель вязкости играет огромную роль.
Завышенная
Принято считать, что высокая вязкость – это хорошо. Вязкие масла действительно лучше справляются со смазыванием, но превышать рекомендуемые параметры не стоит: это только навредит. Из-за того, что жидкость более вязкая, чем та, на которую рассчитан двигатель, тот оказывается вынужден постоянно работать в режиме повышенных температур, что ведет только к более быстрому износу и падению мощности.
Заниженная
Что касается слишком низкой вязкости, то она вредит не меньше. Защитной пленки, которую масло создает на деталях, будет попросту не хватать для смазывания конкретного двигателя, в результате усилится трение и, следовательно, износ. Как и в случае со слишком высоким значением, низкое может привести к быстрой необходимости ремонтировать двигатель, поэтому пользуйтесь маслами только с теми параметрами, которые указал производитель. А изготовитель смазочной жидкости может быть любым, главное – убедиться в его надежности.
Низкокачественное масло
К сожалению, на рынке встречаются смеси, чьи характеристики не отвечают современным стандартам. Обычно речь идет о непроверенных компаниях, которые недобросовестно относятся к своему продукту и покупателю. Встречаются и случаи подделок популярных фирм, а поддельное масло будет серьезно уступать характеристиками оригиналу. Поэтому внимание нужно обращать в том числе на точку, где планируется покупать смазочную жидкость. Это должен быть официальный магазин, сотрудничающий с надежными производителями.
Предложение SINTEC
Компания изготавливает высококачественные минеральные, синтетические и полусинтетические масла с разнообразными классами вязкости. API масел разнообразны и подходят для большинства современных автомобилей: каждый автовладелец сможет выбрать подходящий вариант.
Полностью синтетическое масло с широким диапазоном рабочих температур и прекрасными эксплуатационными характеристиками. Универсально, стабильно, имеет хорошие низкотемпературные свойства.
Полусинтетический универсальный вариант, также подходит для дизеля и бензина, новых и подержанных авто. Имеет широкий температурный диапазон использования, обеспечивает легкий запуск на холодном старте.
Минеральный состав, снабженный качественными присадками. Рассчитан в том числе на работу в условиях повышенных температур, подходит для бензиновых и дизельных двигателей.