Что значит нейроотличные люди

В соцсетях оправдывают злодеев ироничной фразой о расстройствах психики. Не убийца, а нейроотличный

Что значит нейроотличные люди. Смотреть фото Что значит нейроотличные люди. Смотреть картинку Что значит нейроотличные люди. Картинка про Что значит нейроотличные люди. Фото Что значит нейроотличные люди

Мемоделы придумали идеальное оправдание глупому или даже преступному поведению, используя иронию и фразу «Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний». Таким образом интернет-пользователи высмеивают ситуации, когда кто-то злоупотребляет своим психическим состоянием, чтобы не нести ответственность за неприемлемые действия. Теперь этой репликой шутники объясняют поступки Джокера, Чаки и других злодейских персонажей.

Пользователи Сети начали в шутку использовать фразу «Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний» в качестве оправдания недопустимого поведения — в основном в контексте с известными злодеями или преступниками из фильмов, комиксов и книг. Ранее Medialeaks рассказывал о другой известной реплике — фразе публициста Евгения Понасенкова «Я сижу, ем повидло, никого не трогаю», которая стала мемом о лени и нежелании работать.

Понятие «нейроотличный» («нейродивергент») описывает людей, чей мозг обрабатывает информацию нетипичным способом. Это могут быть такие ментальные (психические) заболевания или расстройства, как, например, аутизм или синдром повышенного внимания и гиперактивности. На оригинальном языке в реплике есть слово minor, которое переводится как «несовершеннолетний», но если учитывать, что речь идёт и о взрослых людях, возможно, это также связано с понятием minority, означающим меньшинство — например, расовое или гендерное.

Фраза «Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний» высмеивает тех, кто оправдывает свои неприемлемые поступки или даже незаконные действия якобы состоянием психического здоровья. Например, cellophan3punk подумал, что этим выражением можно решить проблему с просроченной книгой из библиотеки.

Библиотека угрожает мне, говоря, что мои книги просрочены. Хорошо, вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний!

Другой пользователь, extinctionparti, считает, что реплика о нейроотличности — идеальный аргумент, который можно использовать в своих просьбах.

Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний, так что я заслуживаю видеть твои нюдсы. Это будет дискриминацией людей с особенностями здоровья, если ты откажешь мне в этом.

Многие мемоделы оправдывают с помощью выражения о нейроотличности разных вымышленных героев, которые не прославились законопослушностью. Так, MANTIS показал фан-арт с изображением Лайта Ягами — главного персонажа манги и аниме «Тетрадь смерти», который убивал преступников, записывая их имена в соответствующую тетрадь.

Перестать убивать людей? Хм… Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний.

Комментатор Sawheal предположил, что фраза отлично впишется в речь адвоката Сола Гудмана — героя сериала «Во все тяжкие» и спин-оффа «Лучше звоните Солу», который отличается своей способностью ловко парировать аргументами на судебных заседаниях.

В защиту обвиняемого: мой клиент — несовершеннолетний и нейроотличный.

Oliver оправдывает репликой о нейроотличности преступления ещё одного героя сериала «Во все тяжкие», Уолтера Уайта. Его персонаж занимался производством наркотиков и не раз убивал людей.

Перестать убивать людей? Хм… Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний.

Пользователь cacodayum опубликовал изображение антагониста Бэтмена, Джокера, который говорит, что не виновен в жестоких преступлениях, ведь он нейроотличный.

Перестать убивать людей? О, Бэтмен. Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний! Ха-ха-ха!

Мемодел с ником tapewormg0d предложил ещё одного злодея — куклу Чаки из одноимённой серии фильмов ужасов, который по сюжету является убийцей-маньяком.

Перестать убивать людей? Хм… Вообще-то я нейроотличный и несовершеннолетний.

В другом материале Medialeaks можно узнать, как ещё одна фраза — слова Джейкоба из вампирской саги «Новолуние» — стала поводом для шуток в интернет-пространстве. «Белла, где ты пропадала, сумасшедшая?» — реплика, которую мемоделы используют в различных бытовых ситуациях.

Источник

Что значит нейроотличные люди

Айман Экфорд — аутичный человек, создательница инициативной
группы «Аутичная инициатива за гражданские права» и сайта
«Нейроразнообразие в России»

Что такое нейроразнообразие

В любом обществе есть свои представления о том, что хорошо, а что — плохо, что нормально, а что — нет. Некоторые из этих установок помогают нам, другие — мешают. Зачастую общественные установки стереотипны, иррациональны и имеют в основе своей предрассудки, которые передаются из поколения в поколение. И очень часто жертвами этих предрассудков становятся те, кто отличается от большинства.

Такое исключение, своего рода разделение на касты было всегда. Оно отчасти связано с общечеловеческим страхом перед неизвестностью, с неприятием тех, кто отличается, и с желанием сохранить существующий статус-кво. Люди не всегда готовы менять привычное мировоззрение. Обществу нужно время, чтобы пересмотреть доминирующие принципы и нормы, поэтому перемены зачастую происходят постепенно и не сразу находят отклик у большинства людей.

Например, в XIX веке некоторые ученые считали, что женщины, интересующиеся наукой, — «ненормальные», а научные изыскания и вовсе приводит к бесплодию. Сейчас подобная теория кажется абсурдной даже самым консервативным «экспертам». Или другой пример: в начале XX века гомосексуальность полагали заболеванием, несмотря на то что гомосексуальная ориентация не причиняет вреда ни самим гомосексуалам, ни окружающим их людям. К счастью, в конце XX века гомосексуальность перестали считать болезнью. Как видно из этих примеров, понимание нормы условно и непостоянно.

Еще один вид отличий, который общество долгое время отказывалось принимать, — это нейрологические особенности. Работа мозга у разных людей может отличаться — точно так же, как разнится рост или цвет кожи. Разнообразие в устройстве мозга называется нейроразнообразием. Казалось бы, нейроразнообразие — простой и очевидный факт, но большинство людей отказывается признавать нейроразнообразие как один из видов естественного человеческого разнообразия. Считается, что человек «нормален» и «полноценен», когда его нейрологические отличия от некоей «нормы» минимальны. Этот доминирующий на данный момент подход называется парадигмой патологии.

В последние десятилетия все популярнее становится движение за нейроразнообразие, продвигающее «парадигму нейроразнообразия», согласно которой заболеваниями считаются только те формы нейроотличий, которые мешают людям жить, то есть которые причиняют им страдания. Например, эпилепсия — это заболевание — поскольку люди с эпилепсией страдают от приступов, которые могут быть опасны для жизни. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), из-за которого люди мучаются от навязчивых мыслей и «ритуалов», — тоже болезнь. И у эпилепсии, и у ОКР есть биологические предпосылки. Оба состояния можно назвать нейроотличиями, но по сути и эпилепсия, и ОКР являются заболеваниями, поскольку причиняют людям страдания, препятствуют полноценной жизни, кроме того, данные состояния легко отделить от личности человека.

Аутизм и некоторые другие нейроотличия, которые официально считаются заболеваниями и/или расстройствами, на самом деле таковыми не являются. Например, сейчас каждый сотый человек считается больным просто потому, что рождается аутичным. Но при этом многие аутичные люди — начиная с Ари Неймана, первого открыто аутичного президентского назначенца в истории США, и заканчивая неговорящими аутистами вроде Эми Секвензии, известной аутичной активистки и популяризатора, автора блога Non-Speaking Autistic Speaking, и Мелл Беггс, аутичной женщины, автора статей и видео In my language (благодаря последнему тысячи людей во всем мире узнали об особенностях общения неговорящих людей) — считают, что аутизм не болезнь. Дело в том, что аутизм — нейроотличие, которое неотделимо от личности человека. Аутизм влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир, как он мыслит, как общается, что ему интересно, что дается легко, а что — нет… Если сравнивать личность человека с компьютером, то аутизм — это не системная ошибка, а другая операционная система. И если вы хоть немного разбираетесь в том, как устроен компьютер, вы понимаете, что операционная система влияет на многое. Фактически аутизм пронизывает все сферы жизни — если «убрать» аутичность человека, он просто-напросто перестанет быть собой.

Именно поэтому я, как и большинство сторонников нейроразнообразия, использую слова «аутист» и «аутичный человек» вместо словосочетания «человек с аутизмом». Мне кажется важным подчеркнуть, что аутизм является частью нас, аутистов.

Кроме того, аутизм не является заболеванием потому, что, как отмечалось ранее, болезнь причиняет человеку страдания сама по себе. Если человеку мешает не его состояние, а дискриминация со стороны общества или отсутствие инклюзивной среды, значит, проблема не в состоянии, а в обществе. В этом заключается существенная разница между болезнью и инвалидностью. Инвалидность — социальный конструкт. Если у человека инвалидность, значит, общество не приспособлено для людей с такими особенностями работы тела или разума, и с этим надо что-то делать (например, создавать доступную среду). Поэтому инвалидностью могут быть как заболевания, которые мешают людям жить, так и состояния, которые сами по себе не являются чем-то негативным. Например, если бы в мире незрячих появился человек, который может видеть, его считали бы инвалидом, поскольку среда не приспособлена для зрячих. При этом способность видеть не является болезнью. То же самое и с аутизмом. Если бы в мире большинство людей были аутичными, общество выглядело бы совсем иначе, строилось на других принципах. И в этом обществе «больными», вероятно, считались бы те, кого мы привыкли полагать «нормальными». А если бы у всех, как у меня, было обсессивно–компульсивное расстройство, думаю, это негативно сказалось бы на состоянии и развитии нашей цивилизации.

Почему важно видеть разницу между нейроотличиями и заболеваниями

Принятие того факта, что некоторые нейрологические отличия, которые на данный момент считаются заболеваниями, но реально таковыми не являются, помогает людям с этими нейрологическими отличиями лучше понять себя и перестать пытаться «преодолеть» значительную часть своей личности. «Обычным» же людям это напоминает о том, насколько на нашу жизнь влияют культурные установки. Все это поможет обществу иначе взглянуть на искусство и на то, какой образ жизни, способ общения и образ мышления приемлемы, поможет отделить явления, которые причиняют непосредственный вред людям, от тех, что только кажутся «странными», но по сути являются безобидными.

Кроме того, понимание разницы между нейроотличиями и заболеваниями поможет лучше распределять имеющиеся ресурсы. Например, если бы средства, которые тратятся на поиски «причины аутизма», были бы выделены на то, чтобы создать инклюзивную среду в больницах, продолжительность жизни аутичных людей выросла (сейчас она на 20 лет ниже, чем у неаутистов). Если бы больше средств направляли на обучение специалистов по кадрам и на обучение преподавателей, большинство аутичных людей смогло бы получить такое же образование, как неаутисты, следовательно, уровень безработицы в среде аутистов значительно снизился бы (а значит, аутичные люди меньше нуждались бы в социальной поддержке).

О важности принципа предполагаемой компетентности

В любом разговоре о помощи аутичным людям очень важно слушать, что «говорят» сами аутисты, в том числе те, кто не владеет устной речью, но может использовать альтернативные способы коммуникации. У неаутичных людей нет того опыта восприятия мира и дискриминации, который имеется у аутистов. Поэтому даже самый лучший специалист знает потребности аутичных людей гораздо хуже, чем они сами. Это же справедливо для родителей, учителей, тьюторов и других «посредников» аутистов.

Известны случаи, когда неговорящим людям отказывали в медицинской помощи или считали «бессмысленными оболочками без души» просто потому, что они не могли выразить свои мысли. Даже когда эти люди пытались сообщить о своих потребностях другими способами, их попытки игнорировались. Подобный подход недопустим — он может стоить человеку здоровья и даже жизни. Поэтому в сообществах инвалидов есть такое понятие, как «наименее опасное предположение»: если вы не знаете, насколько хорошо человек понимает происходящее, наименее опасно для него, если вы посчитаете его компетентным. И именно в этом вопросе не важно, идет речь о болезни или о нейроотличии: в любом случае необходимо признать возможную компетенцию человека, и строить отношение к этому человеку на основании этого предположения.

Как общаться с аутистами (и людьми с другими нейроотличиями)

Многие взаимодействующие с инвалидами люди — родственники, учителя, врачи, работники музеев и т. п. — пытаются применить к ним «неинвалидные» стандарты. Например, очень часто работники музеев просят аутичных людей снять наушники, хотя именно наушники — эффективная защита от сенсорной перегрузки. Аутистов часто принуждают поддерживать зрительный контакт, хотя им сложно одновременно слушать собеседника, смотреть на него и поддерживать разговор. Этот список ошибок можно продолжить, но гораздо важнее другое: вне зависимости от того, насколько странным вам кажется поведение человека, если это не мешает окружающим и не травмирует самого человека, вы не должны ему препятствовать. Прежде всего признайте, что у человека есть право на отличия от абстрактной нормы.

Затем признайте свои привилегии. Помните, что из-за существующих стереотипов у аутичных людей (и людей с другими нейроотличиями) не было возможности участвовать в создании доминирующей культуры, и поэтому все стандарты рассчитаны на таких, как вы. Вам не нужно учиться жить в обществе, где все нацелено на людей с отличным от вашего образом мышления. Ваши образ мыслей, ваши проблемы понятны большинству людей. Поэтому, если вы хотите быть хорошими союзниками аутичных людей (и людей с другими нейроотличиями), обращайте внимание на вещи, которые им бывает сложно делать вещи, которые легко удаются вам (и наоборот).

Еще одна проблема взаимодействия с нейроотличными людьми возникает из-за их «невидимости». Несмотря на огромное количество нейроотличных людей, они остаются незаметными. Частично это связано с отсутствием инклюзивной среды — например, многим аутичным людям сложно посещать общественные пространства массовые мероприятия, если в здании нет специальной «тихой комнаты». А неговорящие люди не могут участвовать в дискуссиях, если не предусмотрено альтернативных способов коммуникации. Поэтому очень важно прислушиваться к советам нейроотличных людей по поводу создания инклюзивной среды и не поддерживать культуру, в которой им может быть «стыдно» говорить о своих особенностях.

Наконец, очень часто люди пытаются свести весь опыт человека к его нейроотличию. Но даже такое нейроотличие, как аутизм, не определяет человека полностью. Аутичные люди не похожи друг на друга, каждый из них — личность, поэтому абсурдно оценивать картину художника, говоря исключительно о его аутичности, или считать, что человек разделяет какие-то воззрения только потому, что он аутист. Это не значит, что аутичность человека надо игнорировать. Необходимо признать, что личность любого человека многогранна, опыт разных людей (даже с одним нейротипом) отличается, а потому нужно стараться в каждом человеке видеть индивидуальность.

Пожалуй, два главных принципа взаимодействия с аутичными людьми можно свести к следующим формулам: «Ничего для нас без нас» и «Относись к телесным, сенсорным и когнитивным нуждам людей так, как хочешь, чтобы относились к твоим, и неважно, понимаешь ли ты, зачем им это нужно».

Первая формула — один из принципов движения за нейроразнообразие и многих других движений за права меньшинств. Иногда она звучит как «Ничего о нас без нас». Прежде чем говорить о тех, на кого вы не похожи, или пытаться помочь, прислушайтесь к ним самим. Услышьте их запрос, потому что вы случайно можете распространить свои стереотипы на работу или на общение. Поймите их потребности, доверьтесь во всем, что касается понимания их опыта — особенно если вы хотите помочь, потому что ваши опыт и восприятие отличны от их: многие вещи, которые вам кажутся чем-то самим собой разумеющимся, могут быть для них странными и непонятными (и наоборот).

Вторая формула — это высказывание Ника Уолкера, одного из идеологов движения за нейроразнообразие. Он называет это утверждение «золотым правилом нейроразнообразия». Действительно, эта формула гораздо лучше характеризует принцип общения с нейроотличными людьми, нежели «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами». Потребности и особенности восприятия другого человека могут кардинально отличаться от ваших. Например, некоторые аутичные люди практически не могут разговаривать по телефону, в то время как для вас это куда более удобный способ коммуникации, нежели переписка. Вам понравилось, если бы вам запретили говорить по телефону? Тогда почему вы игнорируете желание аутиста общаться в письменной форме?

И еще: помните, что вы будете ошибаться, и это нормально. Даже нейротипичным (то есть «обычным») людям иногда бывает сложно понять друг друга — иначе откуда такое количеств недоразумений и споров среди людей с самым распространенным образом мышления и почему так востребованы книги по популярной психологии. Что уж говорить об общении с теми, чей мозг работает под другой «операционной системой»! Вы будете совершать ошибки в общении. Вы будете совершать ошибки в создании инклюзивной среды. Важно признавать эти ошибки. Аутичные люди тоже часто ошибаются, но их ошибки считаются патологией, тогда как ваши — нормой (хотя, вообще-то, нормальны любые ошибки). Поэтому ошибайтесь, обращайте внимание на критику, учитесь и — вместе с аутистами — двигайтесь дальше по пути создания по-настоящему инклюзивной среды.

Дополнительная информация о концепции нейроразнообразия

Переведенные на русский язык автобиографии аутичных людей:

Статьи аутичных людей об аутизме:

Источник

Ник Уолкер: «Нейроразнообразие: некоторые основные термины и определения»

Что значит нейроотличные люди. Смотреть фото Что значит нейроотличные люди. Смотреть картинку Что значит нейроотличные люди. Картинка про Что значит нейроотличные люди. Фото Что значит нейроотличные люди

Я вижу много людей: учёных, журналистов, блогеров, интернет-комментаторов и даже людей, считающих себя активистами за нейроразнообразие, которые путаются в терминах, касающихся нейроразнообразия. Это непонимание и неверное использование терминов часто приводит к некачественной и неуклюжей коммуникации, а также к распространению дальнейшей путаницы (включая других запутавшихся людей, подражающих их ошибкам). Некорректное использование терминов приводит к тому, что пишущий или говорящий выглядит по меньшей мере невежественным или ненадёжным источником информации в глазах тех, кто действительно понимает значение этих терминов.

Для тех из нас, кто стремится распространять парадигму нейроразнообразия и опираться на неё — особенно для тех, кто пишет тексты о нейроразнообразии — является жизненной необходимостью поддерживать некоторый минимальный уровень ясности и согласованности языка с целью эффективной коммуникации как между нами, так и с нашей более широкой аудиторией. Ясность языка даёт ясность понимания.

Поскольку я всё чаще рецензирую тексты других людей о нейроразнообразии, а именно дипломные работы студентов, отосланные в журналы статьи, при консультациях по разным проектам или даже когда просто решаю, какие тексты я хочу рекомендовать людям, я устал от столкновения с одинаковыми грубыми ошибками снова и снова.

Поэтому в качестве общественно полезного дела я публикую этот список нескольких основополагающих терминов, связанных с нейроразнообразием, с их значениями и правильным использованием, а также наиболее часто встречающиеся мне случаи их неправильного употребления.

Нейроразнообразие (Neurodiversity)

Нейроразнообразие — это разнообразие человеческих мозгов и разумов, бесконечная вариативность в нейрокогнитивном функционировании в пределах нашего вида.

Нейроразнообразие — это биологический факт. Оно не является точкой зрения, подходом, убеждением, политической позицией или парадигмой. Это — парадигма нейроразнообразия (см. ниже), а не нейроразнообразие само по себе.

Нейроразнообразие не политическое или социальное движение. Это — движение за нейроразнообразие (см. ниже), а не нейроразнообразие само по себе.

Нейроразнообразие — это не черта, присущая отдельной личности. Разнообразие — это черта, присущая группе, а не индивидууму. Когда индивидуум отличается от доминирующих общественных стандартов «нормального» нейрокогнитивного функционирования, он не «нейроразнообразный», он нейроотличный (см. ниже).

Пример правильного использования:

«Наша школа предоставляет множество методов обучения для учёта нужд нейроразнообразного коллектива учащихся».

Примеры неправильного использования:

«Нейроразнообразие заявляет, что. «
Этот автор на самом деле пытается говорить либо о парадигме нейроразнообразия, либо о движении за нейроразнообразие. Нейроразнообразие как биологическое свойство вида не может что-либо «заявлять», во всяком случае не в большей степени, чем разнообразие цветов человеческой кожи может что-либо заявлять.

«Нейроразнообразие — это полная ерунда».
Правда? И что, человеческие мозги и разумы не отличаются друг от друга? Существует невероятное количество научных доказательств, которые довольно однозначно показывают, что имеются значительные отличия между человеческими мозгами. И если мы бы все думали одинаково, мир был бы в действительности совсем другим. Человек, написавший это предложение, возможно, пытался возражать парадигме нейроразнообразия и/или позиции движения за нейроразнообразие, и в итоге он выглядит весьма глупо из-за того, что не смог отличить эти вещи от феномена нейроразнообразия самого по себе.

«Из-за моего нейроразнообразия мне сложно справляться со школой».
Правильное слово здесь — нейроотличность, а не нейроразнообразие. Индивидуумы отличаются, а группы — разнообразны.

Парадигма нейроразнообразия (Neurodiversity paradigm)

Парадигма нейроразнообразия — это специфический взгляд на нейроразнообразие. И этот взгляд или подход сводится к следующим фундаментальным принципам:

Что это не означает:

Парадигма нейроразнообразия даёт философское основание активизму движения за нейроразнообразие, но это — две разные вещи. Например, есть люди, работающие над развитием инклюзивных образовательных методик, основанных на парадигме нейроразнообразия, но которые не считают себя активистами, выступающими за социальную справедливость, или частью движения за нейроразнообразие.

Пример правильного использования:

«Те, кто принял парадигму нейроразнообразия и действительно понял её, не используют патологизирующие термины вроде “расстройство» для описания неврологических отличий меньшинств вроде аутизма или биполярности». (Примечание переводчика: под биполярностью подразумевается биполярное аффективное расстройство.)

Движение за нейроразнообразие (Neurodiversity Movement)

Движение за нейроразнообразие — это движение за социальную справедливость, выступающее за гражданские права, равенство, уважение и полную социальную инклюзию для нейроотличных.

Что это не означает:

Движение за нейроразнообразие — это не какая-то одна группа или организация, и оно не управляется какой-либо одной группой или организацией, у него нет лидера. Как и большинство движений за гражданские права, движение за нейроразнообразие состоит из огромного числа людей, и некоторые из них организованы в группы того или иного рода. Эти люди и группы довольно разнообразны в своих точках зрения, целях, интересах, политических позициях, порядке приёма в них, методах активизма и толкованиях парадигмы нейроразнообразия.

Парадигма нейроразнообразия появилась в рамках движения за права аутистов, и в наше время эти два движения все ещё в значительной мере перекрываются. Но движение за нейроразнообразие и движение за права аутистов не являются тождественными. Наиболее существенное различие между ними состоит в том, что движение за нейроразообразие стремится включить в себя все нейроменьшинства, а не только аутистов. Также существуют люди, защищающие права аутистов, которых нельзя считать частью движения за нейроразнообразие, потому что они всё ещё рассматривают аутизм как медицинскую патологию или «расстройство», т.е. придерживаются взглядов, противоречащих парадигме нейроразнообразия.

Нейроотличный или НО и нейроотличность (Neurodivergent or ND and Neurodivergence)

Быть нейроотличным (иногда встречается сокращение НО) означает иметь мозг, который функционирует способом, существенно отличающимся от доминирующих общественных стандартов «нормальности».

«Нейроотличность» — это весьма общий термин. Нейроотличность (что означает быть нейроотличным) может быть в основном или полностью генетической и врождённой, или же всецело обусловленной жизненным опытом, меняющим мозг, или сочетанием этих двух факторов (аутизм и дислексия являются примерами врождённых форм нейроотличности, в то время как изменения в работе мозга, вызванные травмами, долговременными медитативными практиками или интенсивным использованием психоделиков являются примерами нейроотличности, полученной посредством жизненного опыта).

Человек, чьё нейрокогнитивное функционирование отличается от доминирующих общественных норм множеством способов, например, человек, явлющийся одновременно аутистом, дислексиком и эпилептиком, может быть описан как нейроотличный множеством способов (примечание переводчика: более понятный вариант «имеющий множество нейроотличий» не согласуется с языком «сначала идентичность» в оригинале).

Некоторые из форм врождённых или преимущественно врождённых нейроотличий вроде аутизма являются существенными и оказывающими всестороннее влияние на психику и личность человека, его основополагающие способы взаимодействия с окружающим миром. Парадигма нейроразнообразия отвергает патологизацию подобных форм нейроотличности, а движение за нейроразнообразие противостоит попыткам избавиться от них.

Другие формы нейроотличности, такие как эпилепсия или последствия травматических повреждений мозга, могут быть ликвидированы у человека без уничтожения фундаментальных аспектов его личности, и во многих случаях индивидуум был бы счастлив избавиться от подобных форм нейроотличности. Парадигма нейроразнообразия не отвергает патологизацию таких форм нейроотличности, а движение за нейроразнообразие не возражает добровольным попыткам вылечить их (но определённо возражает дискриминации людей, имеющих их).

Таким образом, нейроотличность сама по себе не является чем-то хорошим или плохим, желательным или нежелательным: это всецело зависит от того, о каком виде нейроотличности идёт речь.

Термины «нейроотличный» и «нейроотличность» были придуманы Кассиан Асасумасу — активисткой за нейроразнообразие, нейроотличной множеством способов.

Примеры правильного использования

«Одной из целей нашей школы является инклюзия учеников — аутистов, дислексиков и других нейроотличных, хотя существуют некоторые виды нейроотличий, для которых мы всё ещё ищем способы создания благоприятных условий».

«Эта группа в Facebook — для людей, которые считают себя одновременно квирами и нейроотличными (НО)».

Нейротипичный или НТ (Neurotypical or NT)

Быть «нейротипичным» (часто сокращается как НТ) означает иметь стиль нейрокогнитивного функционирования, который соответствует доминирующим общественным стандартам «нормальности».

Слово «нейротипичный» можно использовать и как прилагательное («Он нейротипичный»), и как существительное («Он нейротипик»).

Слово «нейротипичный» — антоним слова «нейроотличный». Нейротипичность — это состояние, от которого отличаются нейроотличные люди. Нейротипичные примерно так же соотносятся с нейроотличными, как натуралы — с секс-меньшинствами (квирами).

Что это не означает:

Нейротипичность не синоним неаутичности.

«Нейротипичный» — это антоним слова «нейроотличный», а не «аутичный». Аутизм — лишь одна из многих форм нейроотличимости, и вокруг нас есть очень много людей, которые не являются ни нейротипиками, ни аутистами. Говорить «нейротипичный», имея в виду «неаутичный» — это словно говорить «белый», подразумевая «не чёрный».

Также слово «нейротипичный» не является пренебрежительным и само по себе не несёт негативной коннотации. Конечно же, иногда люди используют это слово в контексте критики поведения нейротипиков, но это не делает его плохим словом. Множество людей также критикуют поведение мужчин, но это не делает само слово «мужчина» пренебрежительным.

Примеры правильного использования:

«Если родной язык общества, в котором вы родились, хорошо приспособлен для целей описания вашего сенсорного опыта, потребностей и вашего мыслительного процесса, вы можете быть наделены нейротипичными привилегиями» (примечание переводчика: речь о концепции привилегий из интерсекционализма).

«Моя сестра — НТ, но поскольку она выросла с аутичными отцом и братом, ей довольно просто иметь дело с нейроотличностью других людей».

Пример неправильного использования:

«Ваша дочь — аутичная или нейротипичная?»

Это не вполне корректно сформулированный вопрос, потому что есть и другие варианты. Дочь, про которую спрашивают, может быть неаутичной, но при этом не быть и нейротипичной: она может быть, например, дислексиком или биполярником.

Нейроменьшинство или неврологическое меньшинство (Neurominority)

Нейроменьшинство (неврологическое меньшинство) — это популяция нейроотличных людей, для которых справедливо следующее:

Примерами групп нейроменьшинств являются аутисты, биполярники, дислексики и шизофреники.

(Примечание переводчика: из текста исключено предложение, не имеющее смысла в русском языке и дословно переводящееся так: слово «нейроменьшинство» может использоваться и как существительное («аутисты — нейроменьшинство»), и как прилагательное («аутисты — нейроменьшинственная группа»)).

Нейроразнообразный (Neurodiverse)

Группа людей нейроразнообразна, если один или более членов этой группы существенно отличаются от других её членов в плане их нейрокогнитивного функционирования.

Или другими словами, нейроразнообразная группа — это группа, в которой представлены разные нейрокогнитивные стили.

Таким образом, семья, множество учителей или учеников в школе, население городка или набор персонажей телешоу будут нейроразнообразными, если некоторые их члены обладают стилями нейрокогнитивного функционирования, отличными от стилей других членов. Например, когда некоторые члены — нейротипики, а некоторые — аутисты.

Что это не означает:

Множество людей ошибочно использует слово «нейроразнообразие», когда правильно было бы говорить «нейроотличие».

Из всех терминологических ошибок, совершаемых людьми при написании текстов и разговорах о нейроразнообразии, некорректное использование слова «нейроразнообразие» в смысле «нейроотличность» является самой распространённой.

Нет такого явления, как «нейроразнообразный человек». Правильный термин — «нейроотличный человек».

Индивидуум может отличаться, но индивидуум не может быть разнообразным. Разнообразие — это свойство группы, а не индивидуума. Это присуще значению и правильному использованию термина «разнообразие». Группы разнообразны, индивидуумы отличаются.

Вдобавок к этому «нейроразнообразный» не значит «не являющиеся нейротипиком». Антоним слова «нейротипичный» — «нейроотличный», а не «нейроразнообразный».

Антонимом слова «нейроразнообразный» будет «нейрогомогенный» (что значит «состоящий из людей, которые являются нейрокогнитивно сходными друг с другом»).

Слово «нейроразнообразный» не может использоваться в значении «не являющийся нейротипичным», потому что нейротипичные люди, как и всякие другие, являются частью спектра человеческого нейроразнообразия.

В Северной Америке, Европе и Австралии белые люди являются расовой группой, которая удерживает большинство привилегий и общественно-политической власти. Но мы не используем термин «расово разнообразные», имея в виду «не белые». «Расово разнообразное» означает «включающее членов, принадлежащих множеству разных рас».

И использовать термин «расово разнообразный», подразумевая «не белый», или говорить, например, о негре или азиате как о «расово разнообразном человеке», будет не просто неверным использованием слова «разнообразный» — это будет также проявлением расизма.

Это будет проявлением расизма, поскольку подразумевает, что белые люди каким-то образом занимают особое, уникальное место вне общего разнообразия человечества: «есть мы, белые люди, а есть все прочие разнообразные люди». Такое употребление слова «разнообразный» меняет его смысл на «не является частью привилегированной группы». Опять же, это не является значением данного слова, и неверное его употребление именно в таком ключе способствует усилению расистского мышления, в котором белые люди воспринимаются естественным образом отделёнными от остального человечества, а не как ещё одна часть спектра человеческого разнообразия.

Аналогично обстоит дело с неверным использованием термина «нейроразнообразный» в смысле «не являющийся нейротипиком». Говорить об аутичном, биполярном или иным образом нейроотличном человеке как о «нейроразнообразном индивидууме» — это не просто неверное употребление слова «разнообразие», это ещё и эйблизм (примечание переводчика: эйблизм — дискриминация инвалидов).

Это является эйблизмом, поскольку подразумевает, что нейротипичные люди каким-то образом занимают особое, уникальное положение вне общего нейроразнообразия человечества. Неверное использование слова «нейроразнообразие» именно в таком ключе способствует усилению эйблистского мышления, в котором нейротипичные люди воспринимаются естественным образом отделёнными от остального человечества, а не как ещё одна часть спектра человеческого нейроразнообразия.

Человечество нейроразнообразно, равно как человечество расово, этнически и культурно разнообразно. По определению никто из людей не выпадает за пределы спектра человеческого нейроразнообразия, равно как никто не выпадает за пределы спектра человеческого расового, этнического и культурного разнообразия.

Подводя итоги: использование термина «нейроразнообразный» в смысле «нейроотличный» (т.е. «не являющийся нейротипиком») является не просто коверканьем языка, а также неявно способствует эйблизму и подрывает основные принципы парадигмы нейроразнообразия.

Я надеюсь, что это объяснение поможет людям (особенно тем, кто считает себя сторонником парадигмы нейроразнообразия или поддерживающим движение за нейроразнообразие) избегать такого вызывающего проблемы неверного использования термина «нейроразнообразие» в будущем и при возможности исправлять подобные ошибки при столкновении с ними.

Примеры правильного использования:
«Мы, люди, — нейроразнообразный вид».

«Мы применяем большой диапазон творческих методов обучения, чтобы учесть множество различных стилей обучения, представленных среди нашего высоко нейроразнообразного студенчества».

«В моей нейроразнообразной семье — трое нейротипичных, двое аутичных и по одному человеку с биполярностью и дислексией».

«Я думаю, что все члены их совета директоров — нейротипичны. Организация, которая предположительно служит нуждам детей, принадлежащих к нейроменьшинствам, должна иметь более нейроразнообразный совет».

Примеры неправильного использования:

«Эта группа приветствует аутичных и других нейроразнообразных людей».
Прекрасно, когда тебя приветствуют, но не существует такой вещи, как «нейроразнообразный человек». Правильно было бы сказать в этом случае: «аутичных и другие нейроотличных людей».

«Эта группа открыта как для нейротипичных, так и для нейроразнообразных».
Нет, нет и ещё раз нет. «Нейроразнообразные»? Серьёзно? Что это вообще значит? Спектр нейроразнообразия охватывает всё человечество, и мы не можем ссылаться на какое-либо подмножество нашего вида как на «нейроразнообразное». Нейротипики также являются частью спектра человеческого нейроразнообразия, поэтому бессмысленно говорить «нейротипики и нейроразнообразные», как будто это две разные вещи.

Правильно было бы сказать: «Эта группа открыта как для нейротипичных, так и для нейроотличных». Или можно сказать что-то вроде: «Эта группа открыта всем формам нейроразнообразия» («все формы нейроразнообразия» включают в себя нейрокогнитивные стили всех людей, включая нейротипичных).

Возможный пример правильного использования:

«Студенты в этой аудитории нейроразнообразны».

Это — правильное использование, если говорящий подразумевает, что не всем студентам в этой аудитории присущ один и тот же общий стиль нейрокогнитивного функционирования. Однако это является неверным, если говорящий пытается сказать, что эта аудитория предназначена для студентов, которые не являются нейротипичными. В этом случае опять же верным термином будет являться «нейроотличные», а не «нейроразнообразные».

Заключение

Я надеюсь, что данный список определений будет способствовать достижению большей ясности и понимания, а также большей точности текстов, использующих терминологию, которая касается нейроразнообразия.

Я одобряю распространение читателями этого текста там, где он может быть полезным. Если вы составляете руководство по написанию текстов, связанных с нейроразнообразием, для журнала, сборника, конференции или другого проекта, вы можете совершенно свободно включить в него ссылку на этот текст. Если вы столкнулись с журналистом, работающим над темой, связанной с нейроразнообразием, поделитесь этим текстом с ним. Поделитесь им со студентами вуза, работающими над текстом о нейроразнообразии. И, пожалуйста, поделитесь им в онлайн-дискуссии, в которой один или более из этих терминов используются или толкуются неверно, а также в онлайн-дискуссии, в которой кто-то говорит: «Помогите, я только начал работу над этой темой и не понимаю значения всех этих терминов!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *