Что значит невежество в исламе

Четыре черты невежества мусульман

Всевышний Аллах, отправив людям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), отменил все дурные обычаи, которые существовали во времена джахилии (доисламского периода). Также Всевышний Создатель предписал верующим отказаться от всех невежественных дел джахилии.

Однако есть некоторые привычки и черты характера, от которых даже мусульманам очень трудно отказаться. Если посмотреть с точки зрения здравого смысла, в этом нет ничего сверхсложного, тем не менее, люди не могут отказаться от этих обычаев.

От Абу Малика аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَرْبَعٌ فِي أُمَّتِي مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ، لَا يَتْرُكُونَهُنَّ: الْفَخْرُ فِي الْأَحْسَابِ، وَالطَّعْنُ فِي الْأَنْسَابِ، وَالْاسْتِسْقَاءُ بِالنُّجُومِ، وَالنِّيَاحَةُ وَقَالَ: النَّائِحَةُ إِذَا لَمْ تَتُبْ قَبْلَ مَوْتِهَا، تُقَامُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَعَلَيْهَا سِرْبَالٌ مِنْ قَطِرَانٍ، وَدِرْعٌ مِنْ جَرَبٍ

«Поистине, в моей умме есть четыре черты, оставшиеся с джахилии, от которых они не отказались: хвастовство своим происхождением и статусом, дискредитация людей из-за их родства и положения, прошение о ниспослании дождя у звёзд и причитание по покойным. Если (женщина), громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей смерти, то в День суда она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и в панцире из струпьев». (Имам Ахмад, 22903; Муслим, 934; Ибн Хиббан, 3143)

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) указал, что этими четырьмя чертами будут обладать некоторые представители нашей уммы. Многие из них будут знать, что это запретно в Исламе, однако будут и те, кто делает это по невежеству.

Каждый верующий должен знать, что всё скверное из эпохи джахилии порицается и запрещается в Исламе, поэтому он обязан отдаляться от всех этих скверных и мерзких обычаев и привычек доисламской эпохи.

1. Хвастовство происхождением

Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Только богобоязненность является мерилом достоинств человека перед Всевышним.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

«Поистине, самый почтенный (лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом) – самый богобоязненный (остерегающийся грехов и наказания Аллаха)». (сура Аль-Худжурат: 13)

В Исламе порицается любое хвастовство, но хвастовство своим происхождением является противным и скверным деянием. Полностью сбросить со счетов своё благородное происхождение или, например, принадлежность к роду Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сподвижников, имамов и других праведных людей человек не может, но и здесь необходимо придерживаться правильного подхода, ведь родственные узы даются по милости Аллаха, а у человека никакого участия и заслуги в этом нет.

Никто не выбирал, где ему родиться, и если наши предки были праведными людьми или учёными, это не наша заслуга. Поэтому каждый верующий должен знать, что превосходство – не в потомстве, а в богобоязненности.

2. Дискредитация людей из-за их родства

Также к поступкам, оставшимся в нашей умме от джахилии, относится опорочивание рода человека. Верующему запрещается дискредитировать людей из-за того, что они принадлежат к тому или иному роду, или из-за их положения в обществе.

Практически в любом обществе прошлого присутствовало выражение превосходства одного человека над другим, унижение нижестоящих, кастовая система, разделение на рабов и господ, на знать и чернь и т. д. У многих народов такое разделение де-факто присутствует и по сей день.

Однако Ислам запретил унижать человека по причине его происхождения, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) назвал это невежеством и пережитком эпохи джахилии. Поэтому у мусульман такого разделения людей не должно быть.

3. Прошение о ниспослании дождя у звезд

Хотя в наше время испрашивание дождя у звёзд редкость, но от некоторых мусульман и сегодня можно услышать, что дождь пошёл по причине положения такой-то звезды или другого природного явления.

Во времена джахилии арабы и другие народы полагали, что звёзды, природные явления и приметы имеют воздействие на человека. С приходом Ислама эти суеверия отошли в прошлое, но всё же остались люди, которые практикуют это.

Особое распространение в наши дни получили гороскопы. Несмотря на абсурдность этого явления, даже мусульмане читают гороскопы и планируют свои дела согласно астрологическим прогнозам. Такое поведение не подобает мусульманину, ибо это является признаком джахилии.

4. Причитание по покойным

Одним из мерзких обычаев джахилии является громкое оплакивание покойников. В Исламе нет ничего предосудительного в скорби, грусти, печали и даже в негромком плаче по случаю смерти человека, так как это проявление человеческого милосердия и сострадания, но запрещается недостойное поведение, громкие рыдания и вопли.

Особой мерзостью отличается причитание по покойному с выкрикиванием различных обвинений в адрес судьбы и даже Всевышнего Создателя. Такое поведение является тяжким грехом, который требует покаяния, ведь совершающий такое негодует и сетует на предопределение Аллаха.

Переживание и слёзы по поводу кончины близкого – обычное явление, которое указывает на человечность. Если человек не плачет при смерти близких, то это как раз является ненормальным, однако во всём надо соблюдать меру.

Мусульмане во всех своих делах должны следовать предписаниям Ислама и не допускать отклонения, особенно в тех вопросах, которые строго осуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и которые назвал обычаями джахилии.

Мусульманину не подобает быть невежественным в своей религии. Истинный верующий, перед тем как совершить тот или иной поступок, первым делом взвешивает его на весах шариата, удостоверяется в том, что он соответствует канонам Ислама и принесёт пользу. Только после этого он приступает к любому делу.

Да поможет нам Всевышний Аллах отказаться от невежественных обычаев и привычек.

Источник

Четыре черты невежества мусульман

Что значит невежество в исламе. Смотреть фото Что значит невежество в исламе. Смотреть картинку Что значит невежество в исламе. Картинка про Что значит невежество в исламе. Фото Что значит невежество в исламе

Всевышний Аллах, отправив людям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), отменил все дурные обычаи, которые существовали во времена джахилии (доисламского периода). Также Всевышний Создатель предписал верующим отказаться от всех невежественных дел джахилии.

Однако есть некоторые привычки и черты характера, от которых даже мусульманам очень трудно отказаться. Если посмотреть с точки зрения здравого смысла, в этом нет ничего сверхсложного, тем не менее, люди не могут отказаться от этих обычаев.

От Абу Малика аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَرْبَعٌ فِي أُمَّتِي مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ، لَا يَتْرُكُونَهُنَّ: الْفَخْرُ فِي الْأَحْسَابِ، وَالطَّعْنُ فِي الْأَنْسَابِ، وَالْاسْتِسْقَاءُ بِالنُّجُومِ، وَالنِّيَاحَةُ وَقَالَ: النَّائِحَةُ إِذَا لَمْ تَتُبْ قَبْلَ مَوْتِهَا، تُقَامُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَعَلَيْهَا سِرْبَالٌ مِنْ قَطِرَانٍ، وَدِرْعٌ مِنْ جَرَبٍ

«Поистине, в моей умме есть четыре черты, оставшиеся с джахилии, от которых они не отказались: хвастовство своим происхождением и статусом, дискредитация людей из-за их родства и положения, прошение о ниспослании дождя у звёзд и причитание по покойным. Если (женщина), громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей смерти, то в День суда она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и в панцире из струпьев». (Имам Ахмад, 22903; Муслим, 934; Ибн Хиббан, 3143)

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) указал, что этими четырьмя чертами будут обладать некоторые представители нашей уммы. Многие из них будут знать, что это запретно в Исламе, однако будут и те, кто делает это по невежеству.

Каждый верующий должен знать, что всё скверное из эпохи джахилии порицается и запрещается в Исламе, поэтому он обязан отдаляться от всех этих скверных и мерзких обычаев и привычек доисламской эпохи.

1. Хвастовство происхождением

Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Только богобоязненность является мерилом достоинств человека перед Всевышним.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

(смысл): «Поистине, самый почтенный (лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом) – самый богобоязненный (остерегающийся грехов и наказания Аллаха)». (сура Аль-Худжурат: 13)

В Исламе порицается любое хвастовство, но хвастовство своим происхождением является противным и скверным деянием. Полностью сбросить со счетов своё благородное происхождение или, например, принадлежность к роду Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сподвижников, имамов и других праведных людей человек не может, но и здесь необходимо придерживаться правильного подхода, ведь родственные узы даются по милости Аллаха, а у человека никакого участия и заслуги в этом нет.

Никто не выбирал, где ему родиться, и если наши предки были праведными людьми или учёными, это не наша заслуга. Поэтому каждый верующий должен знать, что превосходство – не в потомстве, а в богобоязненности.

2. Дискредитация людей из-за их родства

Также к поступкам, оставшимся в нашей умме от джахилии, относится опорочивание рода человека. Верующему запрещается дискредитировать людей из-за того, что они принадлежат к тому или иному роду, или из-за их положения в обществе.

Практически в любом обществе прошлого присутствовало выражение превосходства одного человека над другим, унижение нижестоящих, кастовая система, разделение на рабов и господ, на знать и чернь и т. д. У многих народов такое разделение де-факто присутствует и по сей день.

Однако Ислам запретил унижать человека по причине его происхождения, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) назвал это невежеством и пережитком эпохи джахилии. Поэтому у мусульман такого разделения людей не должно быть.

3. Прошение о ниспослании дождя у звезд

Хотя в наше время испрашивание дождя у звёзд редкость, но от некоторых мусульман и сегодня можно услышать, что дождь пошёл по причине положения такой-то звезды или другого природного явления.

Во времена джахилии арабы и другие народы полагали, что звёзды, природные явления и приметы имеют воздействие на человека. С приходом Ислама эти суеверия отошли в прошлое, но всё же остались люди, которые практикуют это.

Особое распространение в наши дни получили гороскопы. Несмотря на абсурдность этого явления, даже мусульмане читают гороскопы и планируют свои дела согласно астрологическим прогнозам. Такое поведение не подобает мусульманину, ибо это является признаком джахилии.

4. Причитание по покойным

Одним из мерзких обычаев джахилии является громкое оплакивание покойников. В Исламе нет ничего предосудительного в скорби, грусти, печали и даже в негромком плаче по случаю смерти человека, так как это проявление человеческого милосердия и сострадания, но запрещается недостойное поведение, громкие рыдания и вопли.

Особой мерзостью отличается причитание по покойному с выкрикиванием различных обвинений в адрес судьбы и даже Всевышнего Создателя. Такое поведение является тяжким грехом, который требует покаяния, ведь совершающий такое негодует и сетует на предопределение Аллаха.

Переживание и слёзы по поводу кончины близкого – обычное явление, которое указывает на человечность. Если человек не плачет при смерти близких, то это как раз является ненормальным, однако во всём надо соблюдать меру.

Мусульмане во всех своих делах должны следовать предписаниям Ислама и не допускать отклонения, особенно в тех вопросах, которые строго осуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и которые назвал обычаями джахилии.

Мусульманину не подобает быть невежественным в своей религии. Истинный верующий, перед тем как совершить тот или иной поступок, первым делом взвешивает его на весах шариата, удостоверяется в том, что он соответствует канонам Ислама и принесёт пользу. Только после этого он приступает к любому делу.

Да поможет нам Всевышний Аллах отказаться от невежественных обычаев и привычек.

Муслим Абдулаев

Что значит невежество в исламе. Смотреть фото Что значит невежество в исламе. Смотреть картинку Что значит невежество в исламе. Картинка про Что значит невежество в исламе. Фото Что значит невежество в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Невежество – самый большой признак бедности

Что значит невежество в исламе. Смотреть фото Что значит невежество в исламе. Смотреть картинку Что значит невежество в исламе. Картинка про Что значит невежество в исламе. Фото Что значит невежество в исламе

Вся хвала Всевышнему Аллаху, который наделил человека знаниями. Салават и салям Пророку Мухаммаду, который сказал, что стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина, а также его семейству и сподвижникам, которые подобны для народа светилам, следуя которым люди находят истинный путь. Аминь!

В школах и в других учебных заведениях начинаются каникулы. Многие родители думают, куда им лучше устроить на учебу своих детей, окончивших школу. Всем известно, что 99 процентов из них предпочтут светские учебные заведения и учебу, связанную с мирской жизнью. И основной причиной этого является любовь к мирскому. В хадисе сказано: «Любовь к мирской жизни – основа всего плохого, всех ошибок». (Хадис, переданный Байхаки от Хасана аль-Басри). Учебу в светских учебных заведениях большинство людей фактически выбирают не по зову сердца, не из-за действительной любви к светским наукам. Они предпочитают учебу из-за любви к высоким званиям, популярности, высокому положению и служебным должностям, и, наконец, из-за любви к богатству.

Я вовсе не говорю, что нельзя обучаться светским наукам. Напротив, знание таких наук, как медицина, агрономия, инженерия, математика, компьютерная технология и т.п., без которых в современном обществе не обойтись, является коллективной обязанностью – фарз аль-кифая.

Что же касается знаний по исламской религии, то они являются обязательными для каждого мусульманина. В хадисе сказано: «Приобретение знаний – обязанность (фарз) каждого мусульманина (и мусульманки)». (Ат-Табарани). Исламские знания подобны пище, в которой нуждается каждый человек, а светские знания подобны лекарству, в котором возникает необходимость лишь в определенное время или в определенном месте. Помимо этого, светские науки полезны только в этом, бренном мире, а науки исламской религии приносят пользу и в этом, и в потустороннем, вечном мире.

Например, медицина, которая является самой полезной в этом мире светской наукой, на том свете, где нет никаких заболеваний, не будет нужна и не принесет никакой пользы. Однако если кто-либо занимается светскими науками с чистым намерением, с целью принести пользу для народа ради Всевышнего Аллаха и, не преступая рамки законов Шариата, то они также, хотя и не прямо, а посредством этих причин, принесут их обладателю определенную пользу на том свете. Но, знания, связанные только с мирской жизнью, незначительны, так же как ничтожен этот мир по сравнению с миром вечным. В хадисе сказано: «Бренный мир по сравнению с миром вечным настолько же ничтожен, насколько по сравнению с морем ничтожна влага, остающаяся на пальце одного из вас, окунувшегося в море». (Достоверный хадис, переданный Муслимом). Подумайте о незначительности этого мира и величии мира вечного. Пусть хорошо поразмышляют над смыслом этого хадиса те, кто, забросив учебу в исламских заведениях, отправляется в светские учебные заведения, и те, кто устраивает своих детей туда. И разумный человек должен уделять соответствующее большее внимание важному и меньшее – незначительному.

Приведу для убедительности смыслы некоторых хадисов, свидетельствующие о ценности и достоинствах исламских знаний.

1. В Судный день взвесят на весах чернила ученого-богослова – алима и кровь павшего за веру – шахида. И чернила алима перевесят кровь шахида.

2. Ученые-богословы являются наследниками пророков.

3. В Судный день первыми за мусульман заступятся (т.е. сделают шафаат) пророки, затем ученые-богословы, а затем шахиды.

4. Истинными людьми (на пути Аллаха) являются ученые-богословы и те, кто стремится обрести знания.

5. Перед теми, кто находится в поисках знаний, ангелы расстилают свои крылья, выражая свое довольство их занятием.

6. Все, что находится на небесах и на земле, и даже рыбы в море, просят Всевышнего Аллаха о прощении грехов ученого-богослова.

7. Для шайтана один алим тягостнее, опаснее, чем тысячи ‘абидов – людей, занятых усердным богослужением, не изучая науки.

8. Тому, кто вышел в путь в поисках знаний, Аллах облегчает путь в Рай.

9. Изучение одного вопроса религиозных наук лучше тысячи ракаатов намаза.

10. Приобретайте знания, даже если придется отправиться за ними в (далекий) Китай.

12. Когда Всевышний Аллах желает блага Своему рабу, то Он одаривает его пониманием (знанием) в религии.

13. Занятие в течение часа наукой приравнивается к совершению большого и малого паломничеств (хаджа и умры).

14. Стремление к знаниям является одним из самых лучших видов богослужения.

15. Между тем, кто умер, будучи в поисках религиозных знаний, и пророками в Судный день разница бывает только в степени пророчества.

16. Самый лучший вид пожертвований (садака) – это обучение других приобретенным знаниям.

17. Полезные знания, которые человек оставил после себя, приносят ему пользу и после смерти.

18. Самый достойный из людей – это верующий (муъмин), являющийся ученым-богословом.

19. Достоинство ученого-алима над ‘абидом такое же, каково достоинство Пророка (мир ему и благословение) над самым последним по достоинству из сподвижников.

20. Из-за любви к тому, кто находится в поисках знаний, ангелы окружают его.

21. Самое сильное огорчение и печаль в Судный день будет испытывать тот, кто не приобрел на этом свете знания, имея на то возможность.

22. Аллах взял на Себя обеспечение уделом, средствами к существованию того, кто находится в поисках знаний.

23. Человек, приобретающий знания, будучи среди невежд, подобен живому среди мертвых.

24. Сердце, в коем не содержатся знания, подобно ветхому, разрушенному дому.

25. Нахождение рядом с учеными-богословами, пребывание с ними также считается поклонением Всевышнему Аллаху.

26. Свет (нур) знаний воскрешает мертвое сердце подобно тому, как ливневый дождь оживляет сухую землю.

27. Ученые-богословы являются халифами пророков, т.е. их наместниками.

28. Ученый может иметь один грех (если он не следует полученным знаниям), а невежда – два греха (уклонение от приобретения знаний и не следования им).

Дорогие братья по вере! Все, что было сказано выше о достоинствах знаний, не придумано мной. Это передано нам Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), которого Всевышний послал в качестве милости для всех миров, у которого разум и знания совершеннее, чем разум и знания всего человечества. Поэтому вам следует принять это.

Сектанты, пользуясь нашей беспечностью и используя аяты Корана в своих корыстных целях, завлекают мусульман в свои ряды.

Они распространяют всякие буклеты, в которых, искажая аяты Корана, утверждают, что после смерти не будет ни Ада, ни наказания.

Лицемеры, толкуя аяты Священного Корана на свой манер и по своему усмотрению, пишут, что даже если человек не является мусульманином и не признаёт пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение), то все равно он попадает в Рай.

Некоторые так называемые переводчики Корана утверждают, что якобы Священный Коран не был письменно фиксирован во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и что Пророк (мир ему и благословение) заимствовал намаз у огнепоклонников.

Везде и всюду невежды говорят: если дать развод беременной жене, или если развестись с женой в отсутствие свидетелей, или если дать ей развод с целью напугать ее, или если развестись, будучи в состоянии алкогольного опьянения, то якобы такой развод недействителен. Объявив жене развод подобным образом, они продолжают жить с бывшими женами – фактически чужими для них женщинами, проводя жизнь в грехе прелюбодеяния.

Также невежды говорят, что если муж провел вдали от жены четыре месяца, то, даже если он не дал ей развод или даже если женщина не соблюдала срок ‘идда после развода, ей, мол, дозволено выйти замуж за другого.

Среди мусульман распространяются всякие сообщения, например, «Письмо из Саудовской Аравии», которое якобы из Медины, из высокочтимой мечети Пророка (мир ему и благословение) отправил какой-то шейх Ахмад, и в котором эти люди насмехаются над мусульманами, предлагая размножить и разослать их друзьям. При этом утверждается, что если их раздать, то вы обретете счастье, в противном случае вас постигнет несчастье. Меня поражают мусульмане, которые боятся и распространяют подобную ересь. Это и есть явный признак того, что невежество является самой большой бедностью.

Легко можно увидеть объявления: «Покупаем дорого волосы». Но ведь женщине-мусульманке запрещено (харам) продавать свои волосы. В хадисе сказано, что проклятие Аллаха ложится на тех женщин, которые присоединяют к своим волосам чужие волосы (парики) или к чужим волосам – свои. Мусульманке запрещено (харам) оставлять свои отделенные от головы волосы на виду у посторонних людей, их нужно закопать в землю.

Да одарит Всевышний Аллах всех мусульман полезными знаниями и да отдалит от нас невежество. Аминь!

Источник

О невежестве

В Коране «джахилия» («невежество») встречается несколько раз. Так называлось время (его обычаи и положения), предшествовавшее принятию Ислама. Однако несмотря на сегодняшнее торжество Ислама, не всегда удается избежать «регрессии в джахилию».

Вот лишь два примера поступков и намерений, относящихся к числу невежественных с точки зрения Корана. Задумайтесь:

«Неужели они хотят суда времен джахилии?» («Аль-Маида», 50 аят). Этот аят был ниспослан после того, как два иудейских племени бануНадыр и бануКурайза обратились к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, за решением о выплате выкупа за убитых, и он вынес решение, что они должны выплачивать равно. Это не понравилось племени бануНадыр, которые по заключенному еще до прихода Ислама соглашению с бануКурайза, брали в качестве выкупа у бануКурайза в два раза больше, чем отдавали сами (в качестве выкупа).

В предыдущем аяте Всевышний говорит Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (аят 49, сура «аль Маида», «Трапеза»).

Мы «возвращаемся» в невежество каждый раз, когда судим или принимаем решения не на основе того, о чем ниспослал Свое слово Всевышний, а на основе страстей, интересов, желаний. Такой суд часто приводит к противоречиям, конфликтам и ущемлению, а суд Всевышнего поддерживает гармонию и порядок в обществе, семье и … совести верующего.

«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества» (сура «аль Фатх», «Победа», аят 26). Абу Адель сказал к этому аяту: «Когда те, которые стали неверующими, поместили в своих сердцах высокомерие, высокомерие (свойственное для величайшего) невежества, (чтобы не признать Мухаммада посланником Аллаха) [[Это выразилось в том, что они удержались от записи в Худайбийском договоре «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», а вместо этого согласились написать «С именем Аллаха» и отказались записать «Это то, что решил Мухаммад, посланник Аллаха», а согласились на запись «Это то, что решил Мухаммад, сын Абд Аллаха»]], (в то время) Аллах низвел Свое успокоение на Своего посланника и на верующих (которые были вместе с ним) и сделал неотлучным с ними Слово остережения (охраняющее их от неверия и грехов) [свидетельство «Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Аллаха»], и они [Пророк и верующие] имели больше прав на него [на свидетельство единобожия] и были достойны его. И Аллах о всякой вещи знающ!»

Заносчивость времен невежества проявляется сегодня в таких явлениях как расизм, национализм, фанатизм, когда человек оценивает людей, истинность их мнения, ценность их личности по его положению, цвету кожи и другим параметрам, не влияющим на уровень благочестия и достоинства. Степень человека в Исламе определяется только по праведности. И отступая от этого критерия, мы впадаем в невежество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *