Что значит неспортивное поведение
Неспортивное поведение
Абсолютно у каждого человека есть свой сложившийся характер, свой образ мышления и поведения. Все люди подвержены стрессу, волнениям, разного рода ситуациям, где есть риск выйти из себя и даже недостаток сна или плохое настроение может сыграть плохую шутку в процессе общения с окружающими. И тот, кто посвятил себя спорту, не является исключением. Человек, занимающийся каким-либо видом спорта, всегда окружен такими спортсменами, наставниками, возможно болельщиками, он практически постоянно вынужден взаимодействовать с людьми и хочет он того или нет, ему приходится постоянно с ними общаться. Спорт является основным видом деятельности, это работа, приносящая к тому же неплохой заработок. И, как в любой сфере деятельности есть свой деловой, рабочий этикет, также есть понятие спортивного поведения, которое подразумевает под собой культуру общения, сдержанность. Спортсмен обязан уметь держать себя в руках, не позволять эмоциям брать над собой верх, ведь он человек публичный и не имеет права показывать плохой пример тем, кто равняется на него, как на спортсмена, и в том числе молодежи. Он несет большую ответственность и обязан соблюдать культуру спортивного общения.
Примеры неспортивного поведения
Наверно очень мало тех, кто не переживает по поводу своих неудач, проблем, неоправданных надежд. Скорее всего таких людей просто не существует. И это нормально, каждый хочет лучшего для себя, своих близких и расстраивается, если старания не приносят желаемых результатов. Но большая разница состоит не в отношении к тому, когда что-то пошло не так, а в поведении, насколько человек бурно реагирует и срывается на окружающих его людях. Если спортсмен начинает вести себя вне пределов публичных спортивных мероприятий вызывающе, хамить, повышает голос и не сдерживает себя в своих выражениях, то это можно списать на некую невоспитанность, безнравственность. Но если данная ситуация происходит на глазах, а уж тем более в сторону тренеров, болельщиков, официальных лиц, то несомненно такое поведение должно быть признано неспортивным, оно никак не может соответствовать допустимым правилам.
Поступки, не соответствующие спортивному поведению:
— Возгласы, крик, создаваемый шум в период проведения спортивного мероприятия
— Брань, нецензурные выражения
— Запугивание в отношении противника и арбитров
— Некорректные, развязные поступки
— Драка, причинение физического вреда
— Намеренное отступление от заявленных норм и требований
ГЛАВА 25 Неспортивное поведение
Я наблюдал своего пасынка в игре малой лиги, и меня привело в смятение его поведение. Он отличный игрок, однако я видел, как во время игры он оспаривал правила, находил оправдания, когда его выводили из игры, и всех винил в поражении своей команды. При таких условиях никто не захочет иметь его в команде, как бы хорошо он ни играл. Как мне изменить подобное поведение?
— Тони, отчим пятерых детей, Эванстон, штат Иллинойс
«Тренер никогда не дает мне вторую попытку».
«Я играю лучше, чем Эми. Почему же она всегда получает больше очков?»
Любая конкурентная ситуация требует честности, игры по правилам, умения идти на компромисс и взаимодействия. Мы, родители, должны показывать детям пример и помогать им развивать эти качества.
Один из самых унизительных моментов для родителей — наблюдать неспортивное поведение ребенка (в широком смысле этого слова). О, он может быть лучшим игроком на поле, лучшим певцом в хоре, самым умным в классе, но как только он начинает спорить, жульничать, изменять правила под себя или освистывать других, все его способности теряют ценность. Теперь на карту поставлен его характер. Не все мы всегда находимся на высоте, подавая пример настоящего спортивного поведения. Если нет хорошего примера, жизнь современных детей — от учебы в начальной школе до поступления в престижный колледж — зачастую акцентирована только на победе, победе и еще раз победе, причем победе любой ценой. В то же время это создает благоприятную почву и для развития настоящих спортивных качеств. Также имейте в виду, что вам следует соответствующим образом скорректировать и свое поведение.
ПЯТЬ ШАГОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ НЕСПОРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Воспользуйтесь следующими шагами, чтобы помочь ребенку развить лучшие спортивные качества.
Шаг 1. Дайте определение достойного спортивного поведения
Первый шаг к исправлению спортивных качеств ребенка заключается в том, чтобы определить, какие именно качества следует подкорректировать. Ознакомьтесь с перечнем качеств достойного спортивного поведения, который поможет вам оценить особенности поведения вашего ребенка.
Принципы достойного спортивного поведения» Серьезно относится к игре; не паясничает.
• Делится с другими; не занимается накопительством.
• Ждет своей очереди.
• Поддерживает сверстников; не критикует за ошибки или их способности.
• Скромен; не хвастается и не рисуется.
• Доброжелателен; не радуется ошибкам других и не освистывает их.
• Избегает споров с судьей, дирижером, учителем, другими взрослыми или сверстниками.
• Соблюдает правила; не меняет правила среди игры и не жульничает.
• Не бросает дела, не закончив его, если скучно или устал.
• Принимает поражение с достоинством; не плачет, не жалуется и не оправдывается.
• Работает, чтобы добиться лучших результатов.
Шаг 2. Научите ребенка принципам достойного спортивного поведения
Выберите какой-либо принцип достойного спортивного поведения из приведенного перечня. Попросите ребенка объяснить, как он мог бы им воспользоваться. Несколько раз потренируйтесь в использовании этого принципа дома, а затем найдите возможность, чтобы ребенок применил его на тренировке, в школьном состязании или во время игры. Проверьте, как это прошло: «Как к этому отнеслись дети? Что ты сделаешь в следующий раз?» По возможности обучите ребенка и другим принципам.
Шаг 3. Научите ребенка поддерживать сверстников
Хорошее спортивное качество — это поддержка и поощрение друг друга. Один из способов помочь ребенку стать доброжелательнее — научить его «правилу двойной похвалы»: нужно похвалить приятелей по меньшей мере дважды до окончания совместного занятия. Обсудите несколько ободряющих замечаний или действий, а потом порепетируйте, например: «Прекрасная песня», «Здорово», «Метко» или поощрение каким-либо жестом. Посоветуйте ребенку использовать это правило в любой групповой деятельности — во время игры, на встрече скаутов, в гостях у друга или в школе, ну и, конечно, дома.
Шаг 4. Немедленно исправляйте проявления неспортивного поведения
Как только ребенок проявит неспортивное поведение, немедленно отведите его в сторону и укажите на неверные действия: «Я слышу, что ты обвиняешь других в своей ошибке», «Ты споришь с судьей», «Ты никому не даешь играть по очереди». Затем убедитесь в том, что ребенок понял, как исправить такое поведение. Если он проявляет агрессивность или грубость, например освистывает, дерется или жульничает, удалите его немедленно с общего занятия. Объясните ребенку, что он должен считаться с чувствами других; если он этого не делает, то не может играть с другими детьми.
Шаг 5. Играйте вместе с детьми
Одно из лучших средств помочь ребенку научиться достойному спортивному поведению — играть вместе с ним. Начните с изучения правил игры, напомните ребенку, что он должен соблюдать эти правила: «Достойные спортсмены не оспаривают правил. Они соглашаются с правилами в начале игры и не изменяют их, если остальные не согласны сделать это. Они относятся к игре серьезно и не бросают игру». Затем попросите, чтобы дети пожали друг другу руки и пообещали следовать правилам. Подбросьте монетку и определите, кто начинает первым. Намеренно сделайте пару ошибок в игре. Покажите пример, как поступать в такой ситуации, не оправдываясь: «Ой, я сделал это, не подумав» или «Ты меня поймал!» Если возникнут сомнения по поводу того, чья очередь играть, подбросьте монетку еще раз, чтобы все было честно. Можно даже проиграть — конечно, намеренно, — но сделайте это так, чтобы дети не догадались. Покажите, как нужно с достоинством проигрывать: «Хорошая игра. Давайте завтра сыграем еще». Затем пожмите друг другу руки.
ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Подумайте, где ваш ребенок мог научиться неспортивному поведению? Насколько хороший пример достойного поведения подается в вашей семье? Кричали ли вы сами когда-нибудь на арбитра или судью? Позволяете ли вы себе нелицеприятные высказывания в адрес учителей ребенка? Радуетесь ли поражению его противников?
Может быть, на него влияет пример других взрослых или детей? Если да, то что вы можете сделать для того, чтобы ребенок видел более достойные примеры поведения? Напишите план изменений.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Официальные представители Национальном спортивной ассоциации США заявили Associated Press, что два-три раза в неделю им звонят арбитры или судьи но поводу оскорблений, нанесенных им родителями игроков или зрителями. Подобные жалобы охватывают широкий диапазон действий — от словесных оскорблений до сталкивания машины судьи с дороги одним из разъяренных родителей. Руководители программ молодежного спорта по меньшей мере в 163 городах настолько озабочены проявлениями неспортивного поведения у родителей, что теперь родители должны подписывать обязательств) о достойном поведении при посещении игр с участием их детей. Как взрослые, окружающие вашего ребенка, демонстрируют достойное спортивное поведение?
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Серьезно задумайтесь о причинах недостойного поведения вашего ребенка. Например, может быть, он просто не научился достойному спортивному поведению или есть другие способствующие факторы? Ниже приводится перечень возможных факторов, который поможет вам определить причины. Как только вы определите причины, подумайте, как это можно исправить. Факторы, лежащие в основе недостойного спортивного поведения
• Недостаточный объем внимания; импульсивность.
• Отсутствие удовольствия от игры; это вы хотите, чтобы он играл.
• Недостаточные спортивные навыки или способности.
• Недоброжелательность тренера, который поощряет развитие духа соперничества или имеет любимчиков.
• Непонимание ребенком правил игры.
• Ребенок не получает удовольствия от общения с детьми.
• Боится проиграть или допустить ошибку.
• Чрезмерный акцент на необходимости победить (со стороны родителей, других детей или тренера).
2. Обратитесь к шагу 1. Понаблюдайте за поведением ребенка на спортивном мероприятии, в парке, на площадке или возле дома. ПОДСКАЗКА: сделайте так, чтобы ребенок не знал, что вы за ним наблюдаете. Запишите те особенности поведения, которые необходимо изменить. Используйте это для дальнейшей работы над планом поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
3. Обратитесь к шагу 2. Запишите, какие принципы достойного спортивного поведения вы хотите привить ребенку в первую очередь. Продумайте, как будете учить ребенка этим правилам и когда начнете.
4. Обратитесь к шагу 3. Как вы поможете ребенку научиться правилу двойной похвалы? Может быть, вам стоит использовать это правило и в семье?
5. Обратитесь к шагу 4. Как вы отреагируете, когда ребенок проявит неспортивное поведение?
6. Обратитесь к шагу 5. Выберите какое-либо совместное занятие, которое понравится ребенку.
!См. также главы Вспыльчивость, Грубость, Лживость и жульничество, Отсутствие друзей, Перфекционизм, Стремление доминировать и Эгоизм.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Как вы будете использовать пять шагов и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Читайте также
Глава 5. Поведение
Глава 1. Помогающее поведение
Глава 1. Помогающее поведение 1.1. Что такое помогающее поведение Если обобщить многие определения помогающего поведения (helping behavior), то все сведется к тому, что это просоциальное поведение, связанное с оказанием помощи (содействия) в различных ее проявлениях тому, кто в ней
Глава 2 ВЛИЯНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
Глава 2 ВЛИЯНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ • Изменение поведения в результате социального научения• Одобрение и неодобрение: сила социальных наград• Конформизм: спасаем лицо, сохраняем приличия, обретаем — знания• Подчинение: поведение, основанное на чужом
Глава 1. Что такое поведение?
Глава 1. Что такое поведение? Врождённое и приобретенноеВиктор был человеческим детенышем. Какое же наследие он получил от своих родителей и поколений, которые им предшествовали? Было ли это наследие минимальным, как это считал Пинель, или же оно полностью
Глава 1. Интеллектуальное поведение
Глава 1. Интеллектуальное поведение До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности человека — получении информации, выделении существенных элементов, запечатлении полученной информации в памяти.Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как
ГЛАВА 6. Немотивированное поведение
ГЛАВА 6. Немотивированное поведение В этой главе мы продолжим поиск пригодного для научного применения подхода к различению стремлений (действия, копинг, достижение, попытки, целеустремленность) и внутреннего становления (существование, самовыражение, развитие,
Глава 4. Поведение и установки
Глава 4. Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10000 человек в день (ВОЗ, 1997). По данным Всемирной организации здравоохранения, если эта динамика
ГЛАВА 16 – ПОВЕДЕНИЕ ПО СЦЕНАРИЮ
ГЛАВА 16 – ПОВЕДЕНИЕ ПО СЦЕНАРИЮ Согласного Судьба ведет, несогласного тащит насильно. Сенека Младший Прежде чем стать опорой в жизни, наше психологическое Я проходит закономерные этапы в своем развитии. Наше Я взрослеет вместе с самосознанием, вместе с избавлением от
Глава 2. Вредное поведение
Глава 2. Вредное поведение Как вы уже поняли из опросника в главе 1, вредные люди могут задеть любую сторону нашей жизни. Несмотря на то что существует много различных типов вредин, все они имеют некоторые сходные черты. В этой главе я коснусь некоторых
Глава 10. Безвольное поведение
Глава 10. Безвольное поведение 10.1. Различные проявления безволия Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике наблюдаются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения. Так, за безволие принимают как нежелание
Глава 4 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Глава 4 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Определение понятий Типология суицидов • Возрастные особенности суицидального поведения • Концепции формирования суицидов • Суицидальная мотивацияОпределение понятийТема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом.
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме