Что значит непроверяемая орфограмма

Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова

Что такое орфограмма?

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Понятие корня

Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

Орфограммы в корне слова

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

Проверяемые орфограммы

В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

Непроверяемые написания

Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

Орфограммы гласных

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

Орфограммы согласных

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

Источник

Урок русского языка «Слова с непроверяемыми орфограммами»

Цели:

Тип урока: урок оценки и контроля знаний.

Формы организации (взаимодействия): групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: магнитные доски, карточки со словами, словарики, кроссворды, предметные картинки, словарные слова, фломастеры.

План урока:

Ход урока

1. Определение темы урока учащимися.

Сегодня у нас пройдет урок оценки своих знаний.

– А что мы будем оценивать, Вы скажете сами, послушав следующее определение:

«Эти слова, с орфограммами слабых позиций нельзя проверить ни путем изменения слов, ни путем подбора однокоренных слов».

Что это за слова? (словарные)

– Как можно проверить такие слова?

Обобщение: Верно. Проверить в этих словах орфограммы слабых позиций нельзя, их нужно запомнить, что мы и делаем с нами на уроках русского языка Вы уже много знаете словарных слов, и сегодня сможете оценить свои знания.

2. Объяснение, как работать с индивидуальной карточкой.

Перед вами оценочные листы. На каждом стоят номера заданий. За каждое задание вы выставляете себе баллы. Посмотрите, всем ли понятно, как вы будете себя оценивать? /Если вы в задании не допустили ни одной ошибки, то ставите 5 баллов, если 1-2 ошибки, то 4 балла, если 3-5 ошибок, то 3 балла./

В конце урока мы подытожим ваши баллы, и вы сами поставите себе оценку.

3. Первое задание – «Графический диктант».

Оказывается, графические диктанты можно писать не только на уроках математики, но и на русском языке.

Задание:

Если в слове необходимо произносить непроверяемую гласную О, то вы ведете прямую вправо, если А, то вверх, если Е, то вниз.

Слова – корова, работа, молоко, завтрак, яблоко, ветер, орех, вечер, отец.

Обобщение:

Если вы сделали все правильно, то у вас должна получиться такая лесенка. (показать). Оцените своё первое задание на карточках.

4. Второе задание.

Выписать из стихотворения С. Михалкова словарные слова.

«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла.
Картофель, капусту, морковь и горох.
Петрушку и свёклу, ох!»

Проверка.

1 ученик читает слова орфографически правильно, остальные проверяют в тетрадках и затем оценивают работу в карточке.

5 задание. «Разгадай кроссворд»

Работа проходит в групповой форме.

Дети делятся на группы и разгадывают кроссворды, заготовленные на листах.

Проверка: дети обмениваются листами и проверяют работу другой группы (взаимопроверка), а затем оценивают свои знания на карточках.

6. По этимологической справке записать в тетрадь, через запятую следующие слова:

Проверка:

Что объединяет эти слова?

– Проверьте, во всех этих написана буква О.

7. По этимологической справке отгадайте слово:

– всеядная птица серой или черной окраски, обитает недалеко от жилища человека; (ворона).

– произнесите, как пишется это слово, четко произнося каждый слог.

Работа в карточках.

– Прочитайте предложения. Что это? (пословицы и поговорки)

Как вы их понимаете?

Задание: вставьте букву.

В-рона и за море летала, да в-роной и вернулась.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
В-роне соколом не быть.

– А какие произведения о вороне вы читали?

Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица», «Ворона и курица».

8 задание. – Когда так говорят?

Фразеологизмы

– Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей.

Ворона в павлиньих перьях – человек, который пытается казаться более важным, значительным, чем он есть на самом деле, старающийся играть более важную, роль, которая ему не свойственна.

Считать ворон

Проверка. 1-2 пары зачитывают свои ответы.

9 задание. Знакомство с новым словом.

а) – Отгадайте загадку:

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль).

Этимологическая справка.

Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров, грузов.

– Образовалось это слово от греческого – АУТОС – означающего «сам» и МОБИЛИС – подвижный.

Значит, автомобиль сам себя двигает.

– Подберите однокоренные слова и составьте предложение с этим словом.

– Подберите синонимы к данному слову.

– Произнесите его четко по слогам, с ударением, назовите непроверяемые гласные.

Чтобы легко вам было запомнить это слово, посмотрите на него внимательно. Что можно предпринять?

(Автомобиль – вместо О – 2 колеса).

б)Ещё можно познакомиться с новыми словарными словами, просмотрев презентацию. Приготовьте свои словарики и запишите новые словрные слова, которые вам встретятся.

Просматривается презентация «Словарные слова».

10 задание. Ученые, изучающие русский язык (лингвисты)

выяснили, в каких словах ученики чаще всего допускают ошибки. Это слова: помидор, завтрак, банан. Они предложили вот такой интересный прием.

Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть фото Что значит непроверяемая орфограмма. Смотреть картинку Что значит непроверяемая орфограмма. Картинка про Что значит непроверяемая орфограмма. Фото Что значит непроверяемая орфограмма

(Вывешиваю карточки – завтрак, помидор, банан).

11 задание. «Составьте рассказ».

У детей карточки, на которых записаны словарные слова. Эти же слова записаны и на доске.

Используя эти слова, составьте небольшой рассказ и запишите его.

(Работа осуществляется в парах).

Слова: солдат, топор, кастрюля, костюм, адрес, машина, город, до свидания.

Итог урока.

Подсчитайте сколько баллов вы набрали.

Если 25, то ваши знания оцениваются на «5», если 20-24, то «4», 13-19 – «3».

РЕФЛЕКСИЯ

– Что можете сказать о своих знаниях словарных слов?

Источник

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Урок № 34 Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Цели урока: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.

Универсальные учебные действия:

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию своего мышления.

Предметные : учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М. «Просвещение», презентация, раздаточный материал.

а о е и я // а о е и я // а о е и я

Как связаны буквы в минутке чистописания? (гласные, их написание нужно проверять в словах)

В лесу, на улице, под ногами, по дороге.

Вспомните правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Молоток, малина, до свидания, одежда, сорока, жел тый, лягушка.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-По каким признакам объединим в одну? (2 слога, 2-й ударный, есть безуд. гласная)

-Подчеркните безударную гласную в корне слова.

-Можем ли мы ошибиться в написании этих слов? (в слабой позиции)

-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? Как проверить?

-Как мы ещё называем безударную гласную? (Орфограмма)

-С какой орфограммой мы будем продолжать сегодня работать?

4. Первичное закрепление

Работа по учебнику стр. 109

Знакомство с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Рубрика «Обратите внимание».

1 вариант – выписать слова под номером 1.

Приготовьтесь объяснить орфограммы.

На какие две группы разделили слова? (слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами).

-Как можно назвать орфограммы, которые можно проверить? (проверяемые орфограммы).

-Как назовём орфограммы, которые нельзя проверить? (непроверяемые орфограммы).

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Слайд: вода, водный, водитель, водопад, водичка.

— Назовите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее. (слово водитель имеет другое лексическое значение)

Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.

Слова для справок : слабого.

Почеркните грамматическую основу в первом предложении.

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Сегодня на уроке хорошо поработали следующие дети:

7.Рефлексия (подведение итогов)

— Что такое орфограмма? (Орфограмма – это буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова. Ёё написание надо проверять или запоминать.)

— Какие орфограммы повторили на уроке?

— Какие из них вам кажутся самыми простыми? А самыми сложными?

-Какие виды работы вам понравились?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *