стен-а, шкафП, степьП, стекл-о (изменяемые, состоят из корня и окончания),
бра, пальто, мяу, ох, для, там (неизменяемые, состоят только из корня).
К производным относятся слова, образованные от других слов: стен-к-а, шкаф-чик, степ-н-ой, стекл-янн-ый. К ним же относятся сложные слова и сращения: новостройка, глубокоуважаемый.
Существует так называемый критерий Г.О. Винокура, по которому можно определить, является ли слово производным: Если мы можем определить лексическое значение слова посредством указания на связь с производящим словом, это слово является производным.
Понятия производности и членимости соотносительны, но не тождественны. Каждая производная основа членима, но не каждая членимая основа производна. Например: слова со связанными корнями членимы, но могут быть непроизводными (с-верг-ну-ть, от-верг-нуть).
Словообразовательная структура производного слова
В качестве производящей части в русском языке могут выступать:
Множественность словообразовательной структуры слова
Слово, имеющее только одну производящую (мотивированную) основу, обладает только одной словообразовательной структурой.
Во многих случаях слова имеют несколько производящих основ. лесник: лес лес-ник, лесной лесн-ик;
Если одно и то же слово мотивируется двумя (реже тремя) словами, возникают отношения разномотивированности. При разных мотивациях слово членится по-разному, каждой мотивации соответствует своя словообразовательная структура.
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2.Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
3.Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.
У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.
Производная основа
Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.
Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:
суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;
приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;
слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;
комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.
Непроизводная основа
Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень:рек-а, дев-а, неб-о.
Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).
В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).
Чем отличается производная основа от непроизводной
Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).
Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.
При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.
Производящая основа
Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.
Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.
При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:
совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.
В словообразовательной паре допускается изменение корня:
Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.
Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:
2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:
3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, что такое морфемный разбор, как делать словообразовательный анализ слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля».
Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов Примеры
текст → подтекст гнать → догнать
белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
А) План морфемного разбора
Б) План словообразовательного разбора
1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск-их (имя существительное). 2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а. 5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская. 2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная. 3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.). 6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали2 артисты цирка.
Пример 2
На земляничной2 полянке полно душистых ягод.
Из названия уже ясно: производные слова – это те, которые произведены от других слов.
Непроизводные слова «первичны», ни от каких других слов не произведены.
Другими словами, если утрачена мотивировка, если рядом нет прозрачного слова, от которого произведено данное, то это слово надо считать непроизводным. Опять же если слово заимствовано в русский язык из другого языка, то в том языке оно, быть может, и производное, но в русском мотивировка отсутствует и значит, оно немотивировано.
Новые слова могут образовываться и другими путями, например, за счет сочетаний слов («Мойдодыр») или сложения основ («лесостепь)».
Сокращенные и сложносокращенные слова.
Так, сокращенные слова могут образовываться методом усечения– Гена из Геннадий, Лена из Елена, англ. fridge из refrigerator. То есть здесь изымается часть слова.
Но сложносокращенные слова могут образовываться из усеченных частей двух или более слов: «Главснабсбыт», «капремонт», «райотдел», «старлей». Часто используются только начальные буквы: СССР, ТЮЗ, ЧП. Обратите внимание: первый и третий примеры произносятся по буквам, а средний – как вновь образованное слово. Есть промежуточные типы: США – «СэШэА» (букв «сэ» и «шэ» в алфавите нет, буквы называются соответственно «эс» и «ша»). То же «ФРГ» – «фэ-эр-гэ»: первые две буквы произносятся неправильно, последняя – правильно.
Бывает, что в языке сохраняются два варианта, полный и сокращенный: Соединённые Штаты Америки и США. А иногда сложносокращенное слово становится более популярным, чем полное, вплоть до забвения смысла сокращения: не все могут расшифровать слово НАТО.
Некоторые сложносокращённые слова так приживаются в языке, что от них могут образовываться новые – «натовец», «гаишник», «бомжевать».
Части речи
Части речи – это группы слов, объединяемые одними и теми же грамматическими признаками – в том числе т.н. грамматическими категориями (род, число, падеж, степень сравнения и т.д.). У каждой части речи – свой набор грамматических категорий.
Части речи обладают общим грамматическим значением данного класса слов – например, у существительного это «предметность».
Число частей речи – вопрос дискуссионный. Во многих грамматиках выделяют до 20 частей речи, но по существу их можно свести в гораздо меньшее количество групп, например, в четыре: 1) существительные и 2)их характеристики (прилагательные), 3)глаголы и 4)их характеристики (наречия). Все остальные могут так или иначе присоединяться к одной из этих групп (например, числительные количественные – к существительным, порядковые – к прилагательным). Но в большинстве грамматик все-таки предпочитают выделять больше частей речи. Это просто удобнее.
Существуют два более крупные класса слов, чем отдельные части речи. Это знаменательныеи служебныеслова, охватывающие по нескольку частей речи. Знаменательные – это слова, имеющие лексическое значение. Во многих языках выделяются:
Внутри знаменательных слов междометия занимают особое место– это выразители эмоций или волевых побуждений. Они синтаксически обособлены, формально не связаны с окружением, являются как бы «суррогатами» предложений. Они делятся на «первичные» (ах, ой) и «производные» (Батюшки! Ужас! Черт возьми!»).
Остальные знаменательные слова подразделяются на 1) назывные(слова-названия) и 2) заместительные(заместители названий). Позже о них будет сказано подробнее.
Служебные словаиногда еще называют «частицами речи». Как явствует из названия, они «обслуживают» знаменательные части речи, указывают на отношения между ними, уточняют их значение и т.п. Это предлоги («с», «после», «в»),
послелоги (англ. to bring up, артикли (a, an, the),
артикли (англ. a, the)
вспомогательные глаголы («буду», shall),
союзы («потому что», «когда»),
слова степени («более», «менее»),
частицы типа рус. «бы», «ли» и т.п.
Рассмотрим некоторые части речи немного подробнее.
Существительное. Выражает грамматическое значение предметности. Исторически первыми существительными были названия предметов в прямом, физическом смысле (камень, дерево). Затем развились существительные с более абстрактными, «невещественными» значениями (день, год), названия свойств в отвлечении от их носителей (белизна). Здесь уже речь идет о «фиктивной предметности» – человек представляет предметно то, что предметом не является. Основные синтаксические функции существительного – подлежащее и дополнение. Наиболее типичные грамматические категории – падеж и число.
Категория падежаслужит для выражения отношений между словами: вижу стол, нет стола, интересуюсь столом, думаю о столе. В разных языкахпадежвыражается с помощью аффиксов или аналитических средств (предлогов и послелогов) и порядка слов. Во многих случаях один падеж имеет несколько значений (пишу пером – пишу мелким почерком; один ел пирожок с мясом, а другой – с удовольствием).
Категория числа,естественно, служит для выражения числа предметов. Она выражается аффиксацией, редупликацией и др. средствами. Содержание категории числа составляют количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В русском языке когда-то было три числа: единственное, множественное и двойственное. Двойственное число – очень древняя форма, идущая от тех доисторических времён, когда человек, подобно современному маленькому ребёнку, умел считать только так: «один – два – много». Такой примитивный счёт отразился и в формах слова: ср. один дом – два домА – но пять домОВ. Вы спросите: а почему тогда окончания одинаковые у «два домА», «три домА» и даже «четыре домА»? Согласно вышеприведённому объяснению должно бы быть что-то вроде «один дом – два домА – три домОВ, то есть у каждого числа – своё окончание.
Но дело в том, что когда двойственное число было забыто, его окончания просто «расползлись» на соседние формы.
Во многих языках есть еще категория (не)определенности.Обычно она выражается артиклем, число которых – разное в разных языках. Артикль может существовать отдельно, а в некоторых языках может сливаться с существительным. Таким образом, артикль – служебная часть речи, она обслуживает существительное и не употребляется без него.
Прилагательноевыражает грамматическое значение качества или свойства, называя его как признак (не «белизна», а «белый»). Форма «белый» означает качество или свойство любого предмета мужского рода. В английском языке white еще шире и относится к любому существительному, т.к. рода у английских прилагательных нет. Прилагательное подчинено существительному и не может существовать без него; существительное должно хотя бы подразумеваться. А если оно употребляется отдельно, то это уже не прилагательное, а существительное («столовая»). Подчиненная роль прилагательного видна еще и в том, что оно стоит на определенном месте – в русском языке перед существительным, во французском и польском – главным образом после. В английском оно стоит между артиклем и существительным.
Первичная функция прилагательного – определение («большой дом») и именная часть сказуемого («Дом был большим»). Прилагательные могут различаться по степени интенсивности, отсюда – категория степеней сравнения : «красивый – красивее – красивейший».
Глаголв большинстве языков явлен в виде собственно глагола и т.н. неличных форм глагола. Основная разница между глаголом и его неличными формами в том, что собственно глагол может играть роль сказуемого, т.к. выражает категорию лица («я читаю», «ты читаешь» и т.д.), а неличные формы глагола сами по себе сказуемым быть не могут, т.к. личной формы не имеют (читающий, читая, прочитанный). Можно сказать «я читаю», но нельзя «я читая» или «я прочитанный». Соответственно по-английски можно сказать «I read», “I am reading”, но нельзя «I reading”. Для того, чтобы играть роль сказуемого, неличным формам необходим служебный глагол («был читающим», «была прочитана»). Способность быть сказуемым называется предикативностью. У личной формы глагола предикативность есть, у неличных форм – нет.
В русском языке неличные формы – инфинитив или неопределенная форма («писать»), причастие действительное («пишущий»), причастие страдательное («написанный») и деепричастие («присев», «приседая»). В английском языке их тоже четыре: инфинитив (to write), причастие действительное или «первое» (writing), причастие страдательное или «второе» (written) и герундий (как и первое причастие – writing, но с другим значением). В английском языке все они имеют несколько форм, в русском – спрягаются.
Собственно глагол(глагол в личной форме) выражает грамматическое значение действия, реального (человек идет) или фиктивного («часы идут», «смеркается», «спит»).
Категория времениглагола служит для локализации времени действия, обозначенного глаголом, то есть показывает, когда это действие происходит.
Категория наклонения(глагольная модальность) выражает отношение действия, выражаемого глаголом, к действительности. Соответственно различают наклонение реальности – изъявительное («Я пишу») и наклонения, изображающие действие как нереальное, возможное, желаемое. предполагаемое, допустимое запрещаемое и т.д. («Я написал бы», «Если бы я написал»). Прямое побуждение выражается формами повелительногонаклонения(императива)(«Пиши!», «Писать!», «Напиши пожалуйста»).
Категория залогавыражает в формах глагола разные типы отношений между членами предложения (подлежащим, дополнением) и реальными участниками описываемой ситуации – реальным действующим лицом) и объектом действия. В большинстве языков залогов два – активный (действительный) и пассивный (страдательный). Глагол в действительном залоге выражает действие, при котором подлежащее является деятелем («Рабочие строят дом»), в страдательном залоге подлежащее как бы претерпевает то, что с ним проделывает кто-то другой («Дом строится рабочими»), то есть «страдает».
Категория видавыражает способ осуществления действия, тип его протекания. В русском языке прежде всего это совершенный и несовершенный виды («пел» – «спел»). В английском языке – длительный вид, изображающий действие в процессе протекания (I am writing), перфектный вид, изображающий действие, совершившееся в прошлом, но фиксируемое в момент говорения (I have written). Когда эти характеристики не выражены, перед нами – общий вид (I write).
Категория лицавыражает соотнесение действия с различными лицами. Иногда «личная» форма делает ненужным выражение собственно лица («Пойдешь?»). Здесь окончания достаточно, чтобы понять, какое лицо имеется в виду. В английском языке, где окончаний почти нет, сказать так невозможно, обязательно надо указать на лицо с помощью личного местоимения.
Неличные формысовмещают черты глагола с чертами существительного (инфинитивы – «неопределенная» форма глагола, герундий в английском) или прилагательного (причастие). Деепричастие в русском языке совмещает свойства глагола и наречия.
Очень важный признак неличных форм – они не могут выражать сказуемое без помощи личных форм: нельзя сказать «Он прихрамывая» или «Он прихрамывать». В английском языке невозможны фразы типа He to write или He writing. Но с помощью личной формы сказуемое образуется легко: «Он шёл, прихрамывая» или He is writing.
Наречие– это признак действия. Дело в том, что если считать, что частей речи – всего четыре, то признак существительного выражается, главным образом, прилагательным: «маленький мальчик», а признак глагола – наречием: «бежал быстро».
Числительноеимеет значение количества, представляемое как количество чего-то («пять человек») или как абстрактное число («пятью пять двадцать пять»).
Заместительные словаобразуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи и по-своему дублирующую ее. Так, слова «я», «ты», «он», «никто», «себя» используются для обозначения предметов и потому являются как бы существительными. Слова «мой», «такой», «никакой», «чей», «свой» указывают на свойства как на признаки, данные в предметах, и потому оказываются как бы прилагательными. Слова «столько», «сколько» указывают на количество и потому должны рассматриваться как своего рода числительные. Все они похожи на местоимения (то есть употребляются «вместо имени») и в школьной грамматике так и называются, потому что замещают знаменательные слова. А есть еще заместители наречий: «там», «сюда», «тогда», «когда-нибудь». Во многих языках заместителем выступает и глагол «делать»: «Что ты делаешь?», «Не делай этого!»
У всех этих слов – абстрактный характер лексического значения в речи при обязательности частной предметной отнесенности в речи. Об этом уже в свое время говорилось.
Таким образом, в эту группу относятся как традиционные местоимения во всех своих разрядах, так и такие вот особенные слова.
Особую группу образуют модальные слова – они выражают оценку достоверности факта («вероятно», «вряд ли», «говорят», «к счастью»). Они находятся где-то посередине между знаменательными и служебными частями речи.
На этом кончается обзор морфологии и начинается синтаксис.
Синтаксис –грамматическое учение о связной речи, о единицах, более высоких, чем слово.