Что значит непорочного зачатия

Непорочное зачатие

Легенда об Иоакиме и Анне

Иоаким и Анна были родителями Девы Марии. Они принадлежали царскому дому Давида. Их великой печалью было то, что они не имели детей. В день праздника Иоаким пришел в храм с приношениями, но верховный священнослужитель отказался их принять. Согласно закону Израиля, Иоакиму не было позволено делать подобные пожертвования, ибо он не стал отцом. Анна оставалась дома, и в последний день религиозного праздника вышла в сад помолиться. Там ей явился ангел и сказал, что Бог услышал ее молитву, и что она родит младенца, которого будет боготворить весь мир. Тем временем, когда Иоаким пас овец, ему явился другой ангел и вселил в него надежду. Когда Иоаким вернулся домой, все случилось так, как обещали ангелы. Анна родила дочь, которую нарекли Марией. В том, что Анна зачала Марию посредством вмешательства Бога, усматривается связь с религиозным понятием непорочного зачатия, согласно которому Мария была свободна от первородного греха и поэтому именно она стала достойной матерью Спасителю. Из эпизодов, относящихся к этой легенде, чаще всего изображали две сцены: Иоаким приходит в храм и приносит особой жертвенного агнца, но его жертву отвергают; Анна получает известие от ангела, и ангел увещевает Иоакима, что он станет отцом.

В Древнем Египте бытовали легенды о чудесном рождении фараонов Аменхотепа III, Рамсеса II, Рамсеса III и др. Вавилонский Гильгамеш был рождён девой, запертой её отцом в башне. Саргон Аккадский родился от девы-жрицы. Легендарный Зороастр (Заратуштра) родился, зачатый матерью от стебля растения. Монгольская средневековая легенда повествует о том, как мать Чингисхана зачала его от «взора божества». Древние греки и в классический период развития их культуры верили в чудесное рождение не только уже ставшего легендарным Пифагора, но и современника своего, вполне реального философа Платона, и даже великого завоевателя Александра. Отцом Аполлония Тианского (1 в.) считался бог Протей. В Древнем Риме получили распространение легенды о происхождении Ромула и Рема от Марса, оплодотворившего их мать, весталку Рею Сильвию; реальный исторический Октавиан Август считался сыном Аполлона, который в образе дракона сочетался с его матерью. Многочисленные мифологические истории о любовных похождениях Зевса (с Данаей, Ледой, Европой, Алкменой и другими смертными женщинами) служили для обоснования генеалогий аристократических фамилий Греции и Рима; аналогичные сюжеты связывались и с другими богами.

Мотив чудесного рождения часто сопровождается параллельной темой гонений на новорождённого, злоключений матери и ребёнка и конечного торжества героя (Даная и Персей и т.п.).

К длинной исторической цепи «дев-матерей» примыкает дева Мария, родившая Иисуса Христа от духа святого. Католическая церковь, кроме того, приняла догмат о «непорочном зачатии» и самой девы Марии её матерью Анной. Мусульманские легенды тоже повествуют о чудесном рождении пророка Мухаммада.

Мотив Д. (н.) з. перешёл из мифа в сказочный фольклор: в сказках многих народов говорится о том, как царевна или другая девушка забеременела от съеденной рыбы, от зёрнышка, от купания в воде, от ветра, от лучей солнца и пр.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Девственное (непорочное) зачатие, С. 5 и далее.Мифы народов мира, С. 2331 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 363 Словарь)]

Источник

Догмат о непорочном зачатии

«Царственная Дева, облеченная истинной славой и достоинством, не нуждается еще в какой-то ложной славе»

Бернард Клервоский. Ad canonicos Lugdunenses, de conceptione s. Mariae.

Некоторые люди, обманываясь сходством словесных выражений или ложной ассоциацией идей, смешивают учение Римской Церкви о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Первое из этих учений, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы, тогда как второе, общее сокровище христианской веры, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Учение о непорочном зачатии берет свое начало в том особом почитании, которое некоторые духовные круги отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в. Оно было провозглашено «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией – быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, так сказать, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Ее Сына. Для того чтобы воплотиться и стать «совершенным человеком», Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом; надо было, следовательно, чтобы сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен. Отсюда, по мнению римских богословов, вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве, хотя и зачатой естественным путем, как и всякое человеческое создание, особую привилегию, поставив Ее вне потомства Адамова и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода. В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до грехопадения.

Православная Церковь, которая всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов – «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»,– никогда не допускала,– по крайней мере, в том значении, которое этому придает Римская Церковь,– догмата о непорочном зачатии. Определение «привилегия, дарованная Пресвятой Деве ввиду будущей заслуги Ее Сына» противно духу православного христианства; оно не может принять этот крайний юридизм, который стирает действительный характер подвига нашего искупления и видит в нем только лишь отвлеченную заслугу Христа, вменяемую человеческому лицу до страдания и воскресения Христова, даже до Его воплощения, и это по особому Божиему произволению. Если Пресвятая Дева могла пользоваться последствиями искупления до искупительного подвига Христова, то не видно, почему бы эта привилегия не могла быть распространена и на других людей, например на весь род Христов, на все то потомство Адамово, которое способствовало из поколения в поколение приготовлению человеческой природы к тому, чтобы она затем была воспринята Словом в утробе Марии. В самом деле, это было бы логично и соответствовало бы нашему представлению о благости Божией, однако абсурдность подобного предположения совершенно очевидна: человечество пользуется своего рода «судебным постановлением об отсутствии состава преступления», несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения от Христа. То, что кажется абсурдным по отношению ко всему человечеству, жившему до Христа, не менее абсурдно, когда речь идет об одном человеке. Эта бессмыслица становится в таком случае еще более очевидной: дабы подвиг искупления мог совершиться для всего человечества, нужно было, чтобы он предварительно совершился для одного его члена. Иначе говоря, для того чтобы искупление имело место, нужно было, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее воспользовался его плодами.

Нам, конечно, могут возразить, что это законно, когда речь, идет о таком исключительном создании, как Пресвятая Дева, Которой было предназначено послужить орудием для воплощения и тем самым для искупления. В некоторой мере это правильно: Дева, беспорочно родившая Слово, истинного Бога и истинного Человека, не была обыкновенным созданием. Но можно ли Ее полностью отделить, с момента Ее зачатия Иоакимом и Анной, от остальной части потомства Адамова? Изолируя Ее таким образом, не подвергаемся ли мы риску обесценить всю историю человечества до Христа, уничтожить само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова? Действительно, если воплощение было обусловлено только лишь привилегией, дарованной Пресвятой Деве «ввиду будущей заслуги Ее Сына», то пришествие Мессии в мир могло совершиться в любой другой момент человеческой истории; в любой момент Бог особым произволением, зависящим только от Его Божественной воли, мог создать непорочное орудие Своего воплощения, не считаясь с человеческой свободой в судьбах падшего мира. Однако история Ветхого Завета нас учит другому: добровольная жертва Авраама, страдание Иова, подвиги пророков, наконец, вся история избранного народа с его взлетами и падениями не являются только собранием прообразов Христа, но также и непрестанным испытанием человеческой свободы, отвечающей на Божественный призыв, предоставляющей Богу в этом медленном и трудном продвижении человеческие условия, необходимые для выполнения Его обетования.

Вся библейская история раскрывается, таким образом, как приуготовление человечества к воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человечества на то, чтобы Слово стало плотию: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему».

Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия. Однако она прославляет Пресвятую Деву, величая Ее «Пренепорочной», «Нескверной», «Пречистой». Святой Ефрем Сирин (IV в.) даже говорит: «Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха». Но как же это возможно вне юридических рамок (привилегия исключения) догмата о непорочном зачатии?

Прежде всего нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия.

Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова.

Православная Церковь, чуждая этого отвращения к тому, что относится к плотской природе, не знает искусственного различия между «активным зачатием» и «пассивным зачатием». Прославляя зачатие Рождества Пресвятой Девы и святого Иоанна Крестителя, она свидетельствует о чудесном характере этих рождений, она почитает целомудренный союз родителей, в то же самое время как и святость их плодов. Для Пресвятой Девы, как и для Иоанна Крестителя, эта святость не заключается в какой-то абстрактной привилегии невиновности, а в реальном изменении человеческой природы, постепенно очищенной и возвышенной благодатью в предшествовавших поколениях. Это непрестанное возвышение нашей природы, предназначенной стать природой воплотившегося Сына Божия, продолжается и в жизни Марии; праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Предание свидетельствует об этом непрерывном Ее освящении, об этом охранении Ее Божественной благодатью от всякой скверны греха. Освящение Пресвятой Девы завершается в момент Благовещения, когда Дух Святой соделал Ее способной для непорочного зачатия в полном значении этого слова – девственного зачатия Сына Божия, ставшего Сыном человеческим.

Примечание к новому опубликованию статьи «Догмат о непорочном зачатии»

Написанное более двенадцати лет тому назад это маленькое разъяснение относительно римско-католического догмата о непорочном зачатии должно было бы быть полностью переделано и значительно развито. Надеясь это когда-либо осуществить, мы удовольствуемся пока, дабы не задерживать его напечатания, тем, что дополним текст этого краткого обзора двумя замечаниями, которые должны рассеять некоторые недоразумения.

1) Некоторые православные, движимые весьма понятным чувством ревности к Истине, считают себя обязанными отрицать подлинность явления Божией Матери Бернадетте и отказываются признавать проявления благодати в Лурде под тем предлогом, что эти духовные явления служат подтверждению мариологического догмата, чуждого христианскому Преданию. Мы полагаем, что такое их отношение к этому не оправданно, ибо оно происходит из-за недостаточности различия между фактом религиозного порядка и его вероучительным использованием Римской Церковью. Прежде чем выносить отрицательное суждение по поводу явления Божией Матери в Лурде, подвергаясь риску совершить грех против беспредельной благодати Духа Святого было бы более осторожным и более правильным рассмотреть с духовной трезвостью и религиозным вниманием слова, услышанные юной Бернадеттой, равно как и те обстоятельства, при которых эти слова были к ней обращены. За весь период Ее пятнадцати явлений в Лурде Пресвятая Дева говорила один только раз, назвав Себя. Она сказала «Я есмь Непорочное Зачатие». Однако эти слова были произнесены 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения. Их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы.

2) Римско-католические авторы часто настаивают на том факте, что учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы явно или неявно признавалось многими православными богословами, особенно в XVII и XVIII вв. Внушительные списки богословских учебников, составленных в ту эпоху, в большинстве случаев на юге России, действительно свидетельствуют, до какой степени богословское преподавание в Киевской академии и в других школах Украины, Галиции, Литвы и Белоруссии было проникнуто темами, присущими вероучению и благочестию Римской Церкви. Хотя православные люди этих пограничных областей и защищали героически свою веру, но они неизбежно испытывали на себе влияние своих римско-католических противников, ибо принадлежали к одному и тому же миру культуры барокко, с ее особыми формами благочестия.

Известно, что «латинизированное» богословие украинцев вызвало догматический скандал в Москве в конце XVII в. по поводу эпиклезиса. Тема непорочного зачатия тем более легко воспринималась, что она находила себе выражение скорее в благочестии, чем в каком-либо определенном богословском учении. В этой-то форме благочестия и можно найти некоторые следы римской мариологии в писаниях святого Димитрия Ростовского, русского святителя украинского происхождения и воспитания. Это только одно значительное имя среди богословских «авторитетов», на которых обычно ссылаются, дабы показать, что догмат о непорочном зачатии Марии приемлем для православных. Мы не станем составлять, в свою очередь, списка (несколько более значительного!) богословов Римской Церкви, мариологическая мысль которых решительно противится учению, век тому назад превращенному в догмат. Довольно будет привести одно имя – имя Фомы Аквинского, дабы установить, что догмат 1854 г. идет вразрез со всем тем, что есть наиболее здорового в богословском предании отделившегося Запада. Для этого надо прочесть места из толкования к «Сентенциям» (I, III, д. 3, q. 1. art. 1 et 2; q. 4, art. 1) и из «Суммы богословия» (III а, q. 27), так же как и из других писаний, где ангелический учитель трактует вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы: там можно найти пример трезвого и точного богословского суждения, ясной мысли, умеющей использовать тексты западных отцов (блаженного Августина) и восточных (святого Иоанна Дамаскина), чтобы показать истинную славу Пресвятой Девы, Матери нашего Бога. Вот уже сто лет, как эти мариологические страницы Фомы Аквинского находятся под запретной печатью для римско-католических богословов, обязанных следовать «генеральной линии», но они не перестанут служить свидетельством об общем Предании для тех православных, которые умеют ценить богословское сокровище своих отдалившихся братьев.

Editions Jugie. Patrologia orientalis, XIX, 2.

Источник

Феномен непорочного зачатия: Случаи, когда женщины беременели без контактов с мужчинами

Среди животных размножение без участия мужского пола встречается в основном у беспозвоночных, это так называемый партеногенез. У позвоночных животных он встречается лишь у 70 видов, среди которых в основном рыбы и рептилии. У млекопитающих ничего подобного неизвестно.

Американские девственницы

Что значит непорочного зачатия. Смотреть фото Что значит непорочного зачатия. Смотреть картинку Что значит непорочного зачатия. Картинка про Что значит непорочного зачатия. Фото Что значит непорочного зачатия

С 1995 по 2009 годы в США в рамках исследования репродуктивного здоровья было проведено массовое медицинское обследование почти 8 тысяч беременных женщин. И некоторые его результаты оказались весьма интересными, к примеру одна женщина из каждых 200 утверждала, что до того как она забеременела, у нее никогда не было сексуальных отношений с мужчинами.

Из 7870 обследованных женщин в возрасте от 15 до 28 лет о подобном рассказали 45 женщин. Они же уверяли, что также не использовали сперму анонимных доноров и не участвовали в ЭКО.

Впрочем, эти результаты выглядели не слишком надежными после того как оказалось, что многие из этих женщин в целом были мало осведомлены о сексуальных отношениях, так как родились в строгих религиозных семьях и их родители не беседовали с ними на тему секса и ничего не объясняли о контрацепции.

Младенец из-за пули

Это случай произошел во время американской войны за независимость. Одна из военных стычек однажды произошла на поле, рядом с которым стоял дом, где жила мать с двумя взрослыми дочерьми. И однажды в одного из солдат, стоявшего неподалеку, попала вражеская пуля. Он вскрикнул и упал на землю.

Этот момент был замечен полковым врачом, который тут же кинулся помогать несчастному. Он обнаружил, что пуля задела по касательной мошонку и повредила одно яичко. Врач кое-как зашил рану и едва он закончил, как из дома выбежала женщина и закричала, что ее дочь ранена пулей, прилетевшей с улицы и пробившей окно.

Врач оставил раненного солдата и побежал в дом, где обнаружил женщину с проникающим ранением в низу живота. Он сумел извлечь из раны часть пули и оставил женщину в удовлетворительном состоянии.

Через 8 месяцев врач проезжал по тому же району и решил зайти в этот дом и проверить, все ли в порядке с раненой женщиной. Он нашел ее не только здоровой, но и с сильно увеличенным животом, что примерно соответствовало 8-месячной беременности.

Спустя некоторое время эта женщина стала рожать и тот же врач, который теперь принимал роды, с удивлением увидел, что эта женщина девственна. Когда на свет появился ребенок, оказавшийся мальчиком, у него была небольшая опухоль в районе мошонки. Врач решил удалить ее и с еще большим изумлением увидел, что это не опухоль, а крошечный осколок от пули.

Всю эту историю врач подробно описал в своем дневнике. По всему выходило, что пуля, повредившая яичко солдата, занесла сперматозоиды в яичник женщины, когда попала ей в живот. От этого женщина и забеременела, при этом оставаясь девственницей. Но вот каким образом осколок пули образовался именно на месте мошонки младенца объяснить оказалось невозможным.

Что значит непорочного зачатия. Смотреть фото Что значит непорочного зачатия. Смотреть картинку Что значит непорочного зачатия. Картинка про Что значит непорочного зачатия. Фото Что значит непорочного зачатия

Китайская девственница

В 2019 году жительница китайского города Гуйян родила ребенка, при этом уверяя, что у нее никогда в жизни не было сексуальных контактов с мужчинами. Более того, она вообще не знала, что беременна, пока не попала в больницу с сильными болями в районе поясницы.

Врачи обследовали женщину и сообщили ей, что боли вызваны начавшимися родовыми схватками и что она вот вот родит ребенка. Женщина была в большом шоке и не сразу поверила в такой диагноз.

На протяжении предыдущих месяцев она никогда не ощущала ничего, что заставило бы ее провериться на беременность, у нее не было утренней тошноты и она не чувствовала в себе ребенка.

Не особо тактичный врач предположил, что может быть женщина была очень пьяна, когда мужчина занимался с ней сексом, поэтому она и не помнит, однако пациентка заявила, что она вообще не пьет, так как у нее аллергия на алкоголь. Кроме того по словам женщины, у нее даже никогда не было бойфрендов.

Потом женщина стала настаивать на том, чтобы врачи формально удостоверились, что она действительно девственница, а позже ей сделали кесарево и на свет появился нормальный здоровый ребенок.

Частичный партеногенез у человека

В 1995 году британские генетики сообщили о первом случае «частичного партеногенеза» у человека.

Справедливости ради, стоит сказать, что у млекопитающих и ранее иногда наблюдались случаи когда женская яйцеклетка сама по себе начинала делиться как при оплодотворении. Но все это обычно приводило лишь к возникновению доброкачественной опухоли под названием тератома.

Что значит непорочного зачатия. Смотреть фото Что значит непорочного зачатия. Смотреть картинку Что значит непорочного зачатия. Картинка про Что значит непорочного зачатия. Фото Что значит непорочного зачатия

Британские генетики изучали кровь 3-летнего мальчика, когда обнаружили, что в его клетках содержаться лишь ХХ-хромосомы (женские хромосомы), вместо обычных для мужчин ХY-хромосом. Они решили, что произошла какая-то ошибка, однако даже с помощью особо точного оборудования так и не смогли найти в крови мальчика следов Y-хромосомы.

Потом они взяли образец кожи мальчика и в нем все-таки обнаружили ХY-хромосомы. Это заставило их очень внимательно изучить ДНК этого мальчика. Как правило каждый ребенок получает Х-хромосому от своей матери и отца, но обе ХХ-хромосомы этого мальчика пришли от его матери.

По версии исследователей, этот странный случай произошел когда в организме женщины начался процесс самопроизвольного деления яйцеклетки, а вскоре в эту же яйцеклетку попал сперматозоид, после чего ребенок начал развиваться как все обычные эмбрионы.

Ребенок монахини

В 1742 году в Баварии сестра Жозефина Розенталь забеременела и была очень смущена этим явлением, как и другие монахини в их женском монастыре. Еще более странным это стало, когда специальная медицинская проверка выявила, что сестра Жозефина все еще девственница.

На 8 месяце беременности у Жозефины начались схватки и на свет появилась девочка, которую назвали Марией. Она выжила, несмотря на недоношенность, а вот сестра Жозефина вскоре после родов умерла от сильного кровотечения.

Маленькая Мария была очень слабой, но монахини сумели выходить ее и со временем стали считать ее святой, называя божественным ребенком. Когда Марии исполнилось 33 года, она внезапно заболела загадочной болезнью. Лечение не давало никаких результатов и вскоре Мария умерла. По словам монахинь, она повторила путь Иисуса Христа.

Что значит непорочного зачатия. Смотреть фото Что значит непорочного зачатия. Смотреть картинку Что значит непорочного зачатия. Картинка про Что значит непорочного зачатия. Фото Что значит непорочного зачатия

Мумифицированные останки головы Марии Розенталь и сейчас хранятся в этом монастыре, а еще немного ее высушенной крови в маленьком флаконе и прядь ее волос.

Существует легенда, что монахини специально сохранили эту кровь, потому что и Жозефина и ее дочь Мария на самом деле были внутренними гермафродитами, то есть внутри их тела могла самостоятельно оплодотвориться и развиться новая человеческая жизнь.

Есть также неподтвержденные сведения о том, что в 1950-х годах некие врачи нелегально заполучили частичку останков Марии Розенталь и провели их исследование. Они якобы выяснили, что на момент своей смерти Мария тоже была беременной и вынашивала ребенка. Может быть именно эта необычная беременность и повлияла так негативно на ее организм, отчего она скончалась.

Источник

Непорочное зачатие мифы и реальность

Содержание:
1. Рождение мифа.
2. Партеногенез сегодня.

О непорочном зачатии Девы Марии исписаны тысячи и тысячи страниц. Одни авторы «убедительно» доказали, что так оно и было на самом деле, другие, что это всего лишь миф. Поэтому, в данной работе я хочу коснуться малоизученной стороны этого вопроса: как родился миф о непорочном зачатии вне христианства и что говорит современная наука о возможностях партеногенеза у человека.

Впервые о чудесном рождении своих героев сообщили шумеро-аккадские источники.
Первым отпрыском непорочного зачатия в известных, нам, письменных источниках, является первый правитель Урука Мескиаггашер (28 в. до н.э.). О его происхождении мало, что известно. Отцом его считают бога Солнца Уту (Шамаш), матерью, смертную женщину.
Следующий отпрыск непорочного зачатия – Гильгамеш (27 – 26 вв. до н.э.), о происхождении которого до нас дошло две версии. Первая из эпоса о Гильгамеше на шумерских табличках, вторая из пересказа римского писателя Элиана (170 – 222 г. н.э.)
Согласно первой версии Гильгамеш – сын полубогов Нинсун и Лугальбанда. (По шумерским источникам Лугальбанд герой, т.е. смертный, по аккадским – бог)
Согласно второй версии он сын дочери урукского царя Энмеркару (по-гречески Зеухорос), которому было предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Чтобы этого не произошло, он запер дочь в башне, но и там она чудесным образом разрешилась мальчиком. Узнав об этом, Энмеркар приказал выбросить ребенка из окна башни. Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Гильгамеш (греч. Бильгамос). В конце концов, тот отбирает у деда царство.
Кстати сюжет о лишении царства будет использован позднее авторами «Нового завета» в страхе царя Иудеи Ирода.
Продолжение традиций непорочного зачатия в шумеро-аккадской мифологии принадлежит Саргону Аккадскому (Шаррукин) (2316 – 2261 гг. до н.э), основателю династии Аккада.
Вот как об этом говорится в сказании о Шаррукине:

Мать, жрица, родила Шаррукена тайно от некого горного духа. Приемным отцом его стал Лаимпум, водонос или даже мираб (управляющий источниками и арыками). Повзрослевшего Шаккурена он пристроил ко дворцу чашеносом кашского правителя Ур-Забаба, где его заметила богиня Иштар, обеспечив ему царский престол.
Следует отметить, что сюжет со сплавлением ребенка по реке, впоследствии, будет использован в биографии Моисея.

В список непорочно рожденных, включают и первого египетского правителя Осириса. И хотя, по сути, рождение смертного от божественных родителей можно рассматривать как непорочное зачатие, все же его происхождение это скорее интерпретация мифа об Адаме, т.е. сотворенного, а не рожденного в физиологическом понимании этого слова.
В этом свете интересна легенда о его сыне Горе, втором правителе Египта.
Брат Осириса Сет, решил захватить власть в Египте, и как водится в таких случаях, его убивает, а труп выбрасывает в Нил. Жена Осириса, она же и его сестра, нашла бездыханное тело погибшего мужа и приготовила его к переходу в мир мертвых. Но пока труп находился в реке, рыбы съели фаллос Осириса. Исида вылепила фаллос из глины, освятила его, и прилепила к телу Осириса. Затем она превращается в птицу Хат (самку коршуна) покрывает мумию Осириса своими крыльями, произносит волшебные слова, и, превратившись обратно в женщину, беременеет Гором.
Этот сюжет значительно ближе к истории о непорочном зачатии, если вспомнить к тому же, как Лука восторженно писал о силе мышце Святого Духа зачавшего Иисуса Христа. Очевидно, рождение Гора произвело на него сильное впечатление.

Встречается мнение, что непорочно рожденным был и Пифагор (ок. 580 – ок. 500 гг. до н.э.). Это мнение основывается на том, что его рождение было предсказано пифией в Дельфах. Бог Аполлон, устами оракула, советует плыть Мнесарху и Парфенисе, родителям Пифагора, в Сирию, где пророчество чудесным образом сбывается, в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына называет Пифагором, то есть предсказанным пифией.
В иудейской традиции все непорочно рожденные были предсказаны либо самим Богом, либо Святым духом. На этом основании очевидно интерпретаторы биографии Пифагора и записали его в список непорочно рожденных, хотя в самих рассказах о нём об этом ничего не сказано.

Мнение исследователей относительно этого сюжета «Ветхого завета» разделились. Одни считают, что здесь описан случай непорочного зачатия, другие, что чудесным образом изменены физиологические функции престарелых родителей.
Дело в том, что между:
14. Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
и
1. И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
ни слова не говорится о физической близости супругов.
Кроме этого библиист наоборот особо подчеркнул, что когда Сарра находилась в гареме Авимелеха, тот её не тронул, т.е. за все это время у Сарры исходя из текста писания, физической близости с мужчиной не было.
С другой стороны, Господь предупреждает Авраама, что он вновь вернется к нему и Сарра забеременеет. Через год он, как и обещал, вернулся, взглянул на Сарру и она забеременела. Поэтому я склонен согласиться с тем, что Сарра зачла Исаака непорочно, т.е. без половой связи со смертным мужчиной.
К этому же выводу пришли и средневековые толкователи иудаизма. Так, в более поздних мидрашах (640-900 н.э.) говорится, что Всевышний «испытывал и очищал Сарру [не давая ей детей] двадцать пять лет – с момента, когда она пришла на землю Израиля» (Песикта Раббати 43:18). Автор мидраша Танна девей Элияху Рабба (или «Седер Элияху», 640-900 н.э.) идет еще дальше, намекая на возвращение Сарры в состояние невинности: «Волосы Сарры почернели, юность возвратилась к ней, и она стала как девочка».
То есть, Господь готовил Сарру к предстоящей беременности, в то время как в отношении Авраама об этом ничего не говорится, хотя это было бы естественно, так как в сто лет мужчины неизбежно становятся импотентами.

Сюжеты непорочного зачатия встречаются у многих народов, в том числе в Китае, Индии, Персии и других. Не обошла эта тема и славянскую мифологию. Так в «Велесовой книге» читаем:
В оные времена был муж, и был он благ и доблестен, ибо назван был Творцом отцом семейства. Муж тот имел жену и двоих дочерей, а так же скотину, коров и множество овец. Жили они в степях, где не было мужей для дочерей его, поэтому молил он богов о том, чтобы род его, зародившись, не прервался.
И Дажьбог услышал мольбу его, и по мольбе той дал ему измоленное.
Как настало для того время, пошел он между ними и стал ворожить.
И явился из Ясуни Бог Велес неся отрока.
Так и мы ходим к Богу нашему и возносим ему славу:
— Будь благословен, вождь наш, ныне, присно и во веки веков!
Сказано это кудесниками, что прочь уходили и назад возвратились.

Подводя итог, этому краткому исследованию, можно сделать вывод о том, что легенда о непорочном зачатии родилась в шумеро-аккадской мифологии, и затем распространилась в другие этнические культуры и просуществовала практически до начала первого тысячелетия нашей эры. Так что миф непорочного зачатия Иисуса Христа можно считать последним в общей цепи известных нам непорочных зачатий. Это связано с тем, что все основные конфессии уже были сформированы, и потребности обосновывать связь новых пророков с Богом уже не было, и чудо прекратилось.

Элен Биллннгс, врач из калифорнийского города Мнлл-Валли, описывает довольно удивительное явление:
«Несколько моих клиенток точно знали, что они беременны, а потом вдруг оказывалось, что плод из их утробы исчезал, и никаких медицинских объяснений этому не находилось. Несколько таких случаев документально оформлены и засвидетельствованы врачами. Один из них заслуживает особого внимания. Дочь моей клиентки была на пятом месяце и уже знала, что должна родить двойню. Беременность проходила трудно, поэтому она находилась под постоянным наблюдением врачей. И вот во время очередного посещения клиники она узнала, что один из зародышей… исчез из ее чрева! И одновременно, будто по волшебству, состояние женщины значительно улучшилось. В положенное время она родила одного совершенно нормального ребенка. Но куда делся второй? Ответа на этот вопрос у врачей не было».

В одном из магазинов города Бирмингема в 1995 году забеременели сразу три женщины, причем практически одновременно. Они также любили понежиться в мягком старом кресле. Нечто подобное произошло и в израильском городе Ашдод. В одном из магазинов этого города приобрели новое кресло, которое поставили возле кассового аппарата. Первой забеременела племянница хозяина магазина, следом за ней последовали кассирши, а вскоре это чудо коснулось и его жены.

Эта история произошла в средние века. Одна молодая женщина, овдовев, унаследовала замок и земли своего умершего мужа. Однако через некоторое время она забеременела, а спустя год родила сына. Родственники ее покойного мужа тут же обвинили вдову в распутстве и подали на нее в суд: женщина, изменившая памяти супруга, недостойна быть его наследницей. На суде вдова была совершенно спокойна и сообщила, что отцом ее ребенка является никто иной, как… ее покойный супруг. Хоть в это было невозможно поверить, суд выслушал все аргументы вдовы и полностью ее оправдал.
На родственников ее мужа за клевету был наложен штраф. Что же произошло, почему женщина была оправдана? Как оказалось, однажды этой женщине приснился ее муж и предложил вступить с ним в интимную связь. Истосковавшаяся женщина с радостью приняла его предложение. Результатом такого оригинального исполнения супружеского долга стал ребенок, как две капли воды похожий на своего отца.

В свете последних исследований считается, что яйцеклетку к этому вынуждает та же самая бактерия вольхабия, которая паразитирует и в цитоплазме насекомых. При этом вольхабия способствует не только партеногенезу, но и изменению пола эмбриона. По не уточненным пока сведениям, именно экстремальные ситуации вынуждают ее включить механизм деления яйцеклетки.
В медицине описан случай француженки Анук Дидье. Эта семнадцатилетняя девушка жительница Парижа, отличалась необычной набожностью и, естественно, ни о каких любовных связях даже не помышляла. Каково же было ее, да и не только ее, удивление, когда однажды она забеременела. Через девять месяцев Анук родила дочку.
Ученые-медики констатировали, что яйцеклетка девушки никогда до этого не оплодотворялась, а зародыш образовался в результате самозачатия (термин «от Бога» или «от Солнца» они не применяли).
Результаты исследований показали, что бактерия вольхабия, обнаруженная в ее организме, способствовала началу деления яйцеклетки. И ребенок Анук Дидье родился действительно в результате партеногенеза.

Однако существует и такое (правда, очень редкое) явление, как наличие у мальчика только женского набора хромосом. Это противоречит теории партеногенеза, по которой возможно рождение одних лишь девочек.
Вот пример. У мальчика, о котором пойдет речь, при всех «правильных» половых признаках, тем не менее «женские хромосомы», а ко всему прочему после обследований оказалось, что ребенок во всем (кроме пола) – копия своей матери. В некоторых органах ребенка были обнаружены и «мужские» хромосомы. Это поставило генетиков в тупик. Исследователи говорят: «Мы предполагаем, что оплодотворение произошло, когда яйцо уже начало свое патогенетическое развитие. Яйцеклетка успела разделиться на две части, и произошло оплодотворение одной из ее частей. Дальше обе продолжали делиться, как если бы все происходило нормальным образом. На каком-то этапе стали вычленяться органы зародыша. И в одни попал нормальный, мужской набор хромосом, а в другие – только женский. Возможно, между частями клетки шло своего рода соревнование, в результате чего кожа оказалась обычной, а кровь – нет. Как такой ребенок мог родиться и выжить – для нас пока загадка».

В настоящее время зафиксировано немало случаев, когда пол человеческого эмбриона менялся под влиянием экстремальных ситуаций или в условиях жаркого климата, при этом мужской эмбрион всегда меняется на женский, по-другому никогда не происходит.

В 1740 г. Шарль Бонне (1720 – 1793) швейцарский натуралист и философ передал в Академию наук доклад, содержащий описание ряда экспериментов, устанавливающих наличие партеногенеза у тлей (древесных вшей). Благодаря этому докладу он удостоился чести стать членом-корреспондентом академии.
В начале 30-х годов ХIХ века выдающийся немецкий зоолог Карл Зибольд (1804 – 1885) повторил открытие явление партеногенеза у некоторых насекомых. Это сообщение вызвало огромный инте¬рес не только ученых: казалось, что «Великое таинство» может получить вполне научное объяснение. В поздравлении архиепископа Германии Зибольду были обращены такие слова: «Теперь и для Девы Марии можно объяснить тот же процесс…»

Важно отметить, что при партеногенезе возможно зарождение только женского организма, в то время как в мифах это в основном мальчики. Откуда в этом случае бралась мужская Y-хромосома.

Зоолог Илья Даревский в 1958 г. описал партеногенетических скальных ящериц на Кавказе. От других своих сородичей эти ящерицы отличаются тем, что в одном и том же виде встречаются и популяции, размножающиеся обычным способом, и однополые. Внешне их очень трудно отличить от двуполых ящериц. Проанализировав состав их белков, структуру ДНК и хромосом, зоологи сделали вывод: эти ящерицы – результат скрещивания между близкими видами. Мутации привели к возникновению аномалии развития, при которой яйцеклетки могут развиваться без оплодотворения. То есть все дети от партеногенетического размножения – самочки, и все они приносят потомство женского пола. В результате количество способных к такому типу размножения самок постоянно растет.
Но самое удивительное, что партеногенез используется иногда и более сложными позвоночными. Выяснилось, что потенциальную способность к партеногенезу имеют и клетки животных, в природе размножающихся исключительно половым путем. Ученым из Института репродуктивной медицины и генетики в Лос-Анджелесе удалось добиться деления неполовых клеток взрослых мышей и преобразовать их в нейроны.

Хосе Сибелли из Института развития клеточной технологии (Массачусетс, США и его коллеги из компании ACT получили полноценные эмбрионы из неоплодотворенных яйцеклеток у 4 из 28 испытуемых макак. Таких результатов они смогли добиться благодаря химическому препарату под действием, которого происходит особый способ размножения – «партеногенез». Так удалось доказать, что при особых условиях и яйцеклетки млекопитающих, в том числе и человека, способны образовать жизнеспособные эмбрионы без оплодотворения.

Добиться первого партеногенетического рождения млекопитающих удалось в 2004 году ученым из Токийского сельскохозяйственного университета. Японцы применили разработанную ими технологию гаплоидизации, то есть искусственного превращения соматических клеток самки мыши в гаплоидные (подобные то ли мужским, то ли женским гаметам) клетки. Затем в лабораторных условиях удалось добиться слияния этих клеток, «обманув» при помощи особых технологий геномный импринтинг. И, наконец, уже в материнском организме, из клетки начал развиваться зародыш.

Завершая обзор материалов происхождения мифа о непорочном зачатии и воззрений на партеногенез в настоящее время хочется отметить, что в самом христианстве не всегда относились к этому вопросу однозначно, особенно на его ранних этапах. Так в Томосе исправлений пелагианского пресвитера Лепория Иппонского, одобренного на Константинопольском соборе 446 (448) г. (в т.ч. и Августином Иппонским), записано:
«… чтобы не впал в нечестие кто-либо, но избежал заблуждения, да устыдится говорить, что из Марии Бог родился (ubi non impietate aliqua, sed seducebamur errore, dicere verebamur de Maria Deum natum)».
Это после того как в 431 г. он публично отрекся от ереси. Следовательно, догмат о непорочном зачатии в то время еще не был общепризнанным, а его непринятие не считалось ересью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *