Что значит неподвижное ударение

Русская орфоэпия. Разноместное, подвижное или неподвижное ударение

Трудность усвоения норм русского ударения связано с его особенностями.

1. Русское ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы:подрОстковый, дОмик, вЫнес, облегчИть, кладовАя, позвонИшь.

2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт, говорЯт. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (вЫбежать – выбегАть, травА – трАвы).

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский – августОвский, бунгАло – бУнгало, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: искрА (в речи шоферов), компАс, рапОрт (в речи моряков), рефлексИя (в речи психологов), эпилепсИя(у медиков).

Разноместность и подвижность – важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк – бЕлок, мукА – мУка, языковОй (барьер) – языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) – леднИк, бронИровать (закреплять) – бронировАть (дверь)и др.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Кроме того, место ударения зависит от происхождения слова. Так, большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр,жалюзИ, кюрЕ.

Часто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков. Например:

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение

Русский язык в школе

Об ударении в русском языке. Часть 2

7. Ударение подвижное и неподвижное

Например, ударение в словах тов а ­рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то­ в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.

У глаголов 2-го спряжения с по­движным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только уда­рением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди­ те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударе­нием на окончании эти формы совпада­ют: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. пред­ставляют собой формы 2-го лица мно­жественного числа как настоящего вре­мени, так и повелительного наклонения.

Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударе­ние на основе, образует форму женско­го рода с переносом ударения на окон­чание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.

Естественно, что в языках с фикси­рованным местом ударения последнее не может служить средством различе­ния грамматических форм.

8. Ударение и звуковое качество фонем слова

Система русского ударения, т. е. мес­то его по отношению к морфологиче­скому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.

9. Безударные и слабоударяемые слова

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё­ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблён­ное в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).

Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть сла­боударяемыми. Обычное ударение име­ют самостоятельные слова, безударны­ми могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оста­вить в стороне те служебные слова, ко­торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно­сти, – слова, образующие как бы про­межуточную группу между категория­ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место­имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре­делённом употреблении.

10. Побочное ударение слова

Выше было указано, что каждое само­стоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно много­сложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побоч­ное. Сюда относятся чаще всего слож­ные слова, образованные путём сложе­ния двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по­этому ниже ограничимся лишь несколь­кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к на­чалу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво­ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным по­бочного. Ср., например, кл я твопреступ­л е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё м­ник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я ­тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударе­нием) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), земле­д е лец (с одним ударением) и з е млевла­д е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а ­харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного уда­рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – сло­во относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.

Наличие побочного ударения в неко­торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.

11. Колебания в ударении

Литературный язык стремится избе­жать колебаний. При наличии их не­редко один из вариантов санкциони­руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, ши­роко распространённую, хотя и не при­знанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).

12. Ударение и преподавание русского языка

Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возмож­ная подвижность при образовании грам­матических форм, соединённая с отсут­ствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомер­ной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.

При работе над ударением необходи­мо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамма­тиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Боль­шую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на пе­редвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию си­стемы русского ударения в его совре­менном состоянии и истории, по ударе­нию в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.

Текущий рейтинг: Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение

Русский язык в школе

Об ударении в русском языке. Часть 2

7. Ударение подвижное и неподвижное

Например, ударение в словах тов а ­рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то­ в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.

У глаголов 2-го спряжения с по­движным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только уда­рением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди­ те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударе­нием на окончании эти формы совпада­ют: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. пред­ставляют собой формы 2-го лица мно­жественного числа как настоящего вре­мени, так и повелительного наклонения.

Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударе­ние на основе, образует форму женско­го рода с переносом ударения на окон­чание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.

Естественно, что в языках с фикси­рованным местом ударения последнее не может служить средством различе­ния грамматических форм.

8. Ударение и звуковое качество фонем слова

Система русского ударения, т. е. мес­то его по отношению к морфологиче­скому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.

9. Безударные и слабоударяемые слова

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё­ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблён­ное в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).

Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть сла­боударяемыми. Обычное ударение име­ют самостоятельные слова, безударны­ми могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оста­вить в стороне те служебные слова, ко­торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно­сти, – слова, образующие как бы про­межуточную группу между категория­ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место­имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре­делённом употреблении.

10. Побочное ударение слова

Выше было указано, что каждое само­стоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно много­сложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побоч­ное. Сюда относятся чаще всего слож­ные слова, образованные путём сложе­ния двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по­этому ниже ограничимся лишь несколь­кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к на­чалу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво­ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным по­бочного. Ср., например, кл я твопреступ­л е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё м­ник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я ­тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударе­нием) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), земле­д е лец (с одним ударением) и з е млевла­д е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а ­харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного уда­рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – сло­во относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.

Наличие побочного ударения в неко­торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.

11. Колебания в ударении

Литературный язык стремится избе­жать колебаний. При наличии их не­редко один из вариантов санкциони­руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, ши­роко распространённую, хотя и не при­знанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).

12. Ударение и преподавание русского языка

Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возмож­ная подвижность при образовании грам­матических форм, соединённая с отсут­ствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомер­ной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.

При работе над ударением необходи­мо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамма­тиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Боль­шую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на пе­редвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию си­стемы русского ударения в его совре­менном состоянии и истории, по ударе­нию в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.

Текущий рейтинг: Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударениеЧто значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение

Источник

неподвижное ударение

Смотреть что такое «неподвижное ударение» в других словарях:

ударение глаголов — Выделяются три акцентных типа: 1) неподвижное ударение на основе; 2) неподвижное ударение на окончании; 3) подвижное ударение. Подвижное ударение создает пять разновидностей акцентных типов: 1) в наст. и буд. времени ударение падает на окончание … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ударение полных прилагательных — Все полные прилагательные имеют неподвижное ударение: 1) прилагательные одного из акцентных типов характеризуются ударением на основе во всех формах полных прилагательных; 2) прилагательные второго акцентного типа характеризуются ударением на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ударение формообразовательное неподвижное — Ударение, которое при образовании грамматических форм слова остается на одном и том же месте. Неподвижное, постоянное ударение в русском языке зафиксировано в большинстве случаев (около 96 %). Подобное ударение падает на основу: приставку, корень … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ударение — (акцент) выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Ударение факт супрасегментного фонологического уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей… … Лингвистический энциклопедический словарь

ударение — Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности,… … Словарь лингвистических терминов

ударение словообразовательное подвижное и неподвижное — При словообразовании действуют те же закономерности, что и при формообразовании. При словообразовательном неподвижном ударении ударение совпадает в производящем и производном слове: студент студентка. При подвижном словообразовательном ударении… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Акцентология — (от лат. accentus ударение и греч. λόγος слово, учение) раздел языкознания, изучающий природу и функционирование ударения, а также система связанных с ударением явлений языка. В более широком смысле к области акцентологии относят также тон,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Betonung im Russischen — Die Wortbetonung (der Wortakzent) im Russischen bestimmt im Unterschied zur deutschen Sprache nicht nur die richtige Aussprache, sondern auch die Bedeutung (Semantik) vieler Wörter. Auch im Standarddeutschen gibt es Minimalpaare, die… … Deutsch Wikipedia

Источник

Подвижность – неподвижность ударения

В подавляющем большинстве русских слов ударение закрепле­но за одним и тем же слогом, за одной и той же морфемой во всех фор­мах слова. Такое ударение называют неподвижным. Вместе с тем в русском языке имеются слова, формы которых различаются местом ударения. Такое ударение называют подвижным. По подсчетам ис­следователей, у имен, например, в 91% слов ударение постоянно пада­ет на основу (тип А), в 7% слов — на флексию (тип В): подвиг, подвигу, подвиги, подвигам; статья, статье, статьи, статьям. Остальные 2% составляют слова с подвижным ударением в словоизменительной па­радигме (тип С). В этом случае одни словоформы имеют ударение на основе, другие — на флексии: рука, рукй, рук’е, руку, рукой, о руке; руки, рук, рукам, руками, (о) руках.

Иногда подвижность ударения выхо­дит за рамки словоформы и ударение переносится на предлог или час­тицу: от роду, по морю, на ночь; нё был, не было, не были.

Подвижность ударения в русском языке ограничена. Имеются ог­раничения прагматические (привычность — чуждость слова и частота его употребления), семантические, морфологические (словообразова­тельные и словоизменительные), синтаксические, стилистические и фонетические.

В просторечии, в разговорной и профессиональной речи подвиж­ное ударение распространено шире, чем в книжной, литературной речи, и охватывает даже слова с абстрактным значением: шум, шума, шумы, шумам. Многим словам подвижность ударения придает сти­листически сниженную окраску — разговорную, просторечную. В то же время подвижное ударение — в силу своей нетривиальности — де­лает слово более экспрессивным. Ср. у В. С. Высоцкого:

Мы говорим не «штормы», а «шторма», — Слова выходят коротки и смачны. «Ветра’», не «ветры», сводят нас с ума, Из палуб выворачивая мачты.

Благодаря частому употреблению в разговорной речи, в профес­сиональном просторечии подвижное ударение получили многие сло­ва позднего происхождения, в том числе заимствованные из других языков: адрес, адресу, адреса, адресам; доктор, доктору, доктора’, докторам; профессор, профессору, профессора’, профессорам.

Сильнодействующим ограничителем подвижного ударения явля­ется словообразовательная структура слова. Подвижное ударение име­ют в первую очередь первообразные, непроизводные слова (примеры см. выше). В производных словах подвижность или неподвижность ударения зависит от способа образования. Суффиксация (как в чис­том виде, так и в сочетании с другими способами) ограничивает под­вижное ударение. Ср.: сад, саду, сады, садам и садик, садику, садики, садикам; город, городу, города, городам и горожанин, горожанину, горожане, горожанам. При чистой префиксации и постфиксации та­кого ограничения нет. Ср.: учить, учу, учишь, учат — изучить, изучу, изучишь, изучат — учиться, учусь, учишься, учатся. В соответствии с различной нагрузкой этих способов в образовании существительных и глаголов у производных существительных подвижное ударение встре­чается значительно реже, чем у глаголов.

Что значит неподвижное ударение. Смотреть фото Что значит неподвижное ударение. Смотреть картинку Что значит неподвижное ударение. Картинка про Что значит неподвижное ударение. Фото Что значит неподвижное ударение

В словоформах типа конь, стол из-за отсутствия гласного во флексии происходит автоматический сдвиг ударения на основу. При определении схемы ударения в этом и подобных случаях считается, что ударение пада­ет на флексию, так же как в словоформах со слоговыми ударными флек­сиями. Следовательно, слова такого типа имеют неподвижное ударение на флексии: условное — в словоформе именительного падежа единствен­ного числа, действительное — в остальных словоформах. Сходным обра­зом определяется ударение в словоформах с неслоговыми основами.

Значение синтаксических связей и функций слова отчетливо выяв­ляется в акцентных различиях между атрибутивными и предикативны­ми формами прилагательных и глаголов. Подвижное ударение возмож­но только в предикативных формах и невозможно в атрибутивных. Ат­рибутивные (полные) формы прилагательных и причастий (генетически производные), согласуясь с существительными в роде, числе и падеже, дублируют морфологические значения существительных. В этих усло­виях словоизменительные характеристики полных прилагательных и причастий оказываются в значительной мере избыточными, а акцент­ная дифференциация словоформ, даже омонимичных, становится из­лишней, тем более что согласующиеся слова входят обычно в одну син­тагму: живой труп, живой воды, живой воде’, живой водой, прожитой недели, прожитой неделе, прожитой неделей, о прожитой неделе. Од­нотипное акцентное различение глагольных форм прошедшего време­ни, кратких форм прилагательных и страдательных причастий обуслов­лено их функциональной общностью: все они выступают в функции сказуемого. Сказуемое же, хотя и связано с подлежащим отношениями координации, нередко отделяется от него синтагматической границей, и это способствует сохранению подвижного ударения в предикативных формах. Ср.: жил. жила’, жило, жили; жив, жива’, живо, живы; прожит, прожита’, прожито, прожиты.

Некоторые ограничения подвижности связаны также с фонетичес­кой структурой слова. Иногда эта связь не прямая, а опосредованная. Так, в соответствии со словообразовательными ограничениями ударение имеют главным образом слова с односложной и двуслож­ной основой. Для более длинных слов подвижное ударение нетипично.

Немаловажно место ударения в исходной словоформе. Так, у су­ществительных мужского рода с нетривиальным ударением подвиж­ное ударение свойственно в основном словам с начальным ударением в именительном падеже единственного числа. При конечном ударе­нии в именительном падеже единственного числа остальные словофор­мы характеризуются ударением на флексии. Как видно, в данном слу­чае подвижное ударение связано с флексионным отношениями допол­нительной дистрибуции. Ср.: берег, берегу, берега’, берегам; голубь, голубю, голуби, голубям и язык, языку, языки, языкам; богатырь, богатырю, богатыри, богатырям.

Тип подвижности ударения самым тесным образом связан с мор­фологической характеристикой слова, его словоизменительным типом. Каждый морфологический класс имеет свои типы подвижности ударе­ния. Преобладают следующие типы подвижности:

— у прилагательных — неподвижное ударение на основе и (реже) на флексии в полных формах, подвижное в кратких формах (схемы А / С и В / С): тонкий, тонкому, тонкая, тонкой, тонкое, тонкие, тонким, тонок, тонка, тонко, тонки; плохой, плохому, плохая, плохое, плохие, плохим, плох, плоха’, плохо, плохи.

— у глаголов — 1) неподвижное ударение на флексии в формах насто­ящего времени, неподвижное на суффиксе (детерминативе) или корне в формах прошедшего времени (схема В / А): говорю, говоришь, говорят, говорил, говорила, говорило, говорили; стригу, стрижёшь, стригут, стриг, стригла, стригло, стригли; 2) подвижное ударение в формах настоящего времени, неподвижное на суффиксе в формах прошедшего времени (схема С / А): люблю, любишь, любят, любил, любила, любило, любили; 3) неподвижное ударение на флексии в формах настоящего вре­мени, подвижное в формах прошедшего времени (схема В / С): плыву’, плывёшь, плывут, плыл, плыла’, плыло, плыли.

Анализ «Частотного словаря русского языка» (М., 1977) показал из­вестную противоположность акцентных тенденций, действующих в суще­ствительных и глаголах. У глаголов особенно высока частота схем В / А и С / А — с флексионным или подвижным ударением в формах настояще­го времени и неосновным ударением в формах прошедшего времени. У существительных подвижное ударение встречается гораздо реже (по меньшей мере в 2 раза), причем наиболее употребительны схемы А / В и А / С — с неосновным ударением в формах единственного числа и флек­сионным или подвижным в формах множественного числа.

При этом у существительных подвижность ударения в полупарадигме единственного или множественного числа представляет собой отклоне­ние от неподвижного ударения на флексии: нога’, ноги, ногу, ногой, (о) ноге’; зубы, зубов, зубам, зубами, (о) зубах. У глаголов и большинства предикативных прилагательных и причастий подвижность ударения яв­ляется отклонением от неподвижного ударения на основе: вожу, возишь, возит, возим, возите, возят; взял, взяла, взяло, взяли; горек, горька, горько, горьки; занят, занята, занято, заняты.

В ряде случаев подвижное ударение служит единственным раз-личителем омонимичных словоформ: луга — луга, лица — лица, страны — страны, курите — курите и т. п.

У имен существительных подвижное ударение может выступать основным или вспомогательным средством дифференциации абстракт­ных и конкретных значений слова, абстрактных и конкретных значе­ний падежных форм. Например, отглагольные бессуфиксальные име­на существительные, обозначающие отвлеченное действие (состояние), чаще всего имеют ударение на корне: просмотр, просмотру, просмотры, просмотрам; просчёт, просчёту, просчёты, просчётам; взнос, взносу, взносы, взносам; взгляд, взгляду, взгляды, взглядам; сдвиг, сдвигу, сдвиги, сдвигам. В словах с вторичным конкретным значением ударе­ние во множественном числе передвигается на флексию: ходы, роста, счета. Падеж­ные формы с более абстрактным — объектным — значением, а также в переносном употреблении имеют ударение на корне. Те же формы с бо­лее конкретным — определительным — значением: места, времени и т. п. — характеризуются передвижением ударения либо на флексию, либо на предлог. Ср.: о степи — в степи, не сбавляя шага — четыре шага’, бои за город — выехать за город, во цвете лет — яблони в цвету.

Природа русского ударения

Как уже говорилось, ударение обычно связывается с выделением одного из слогов (ударного) на фоне других (безударных). Это выделе­ние выражается акустически в различиях ударного и безударных сло­гов по интенсивности, длительности, частоте основного тона и тембру. Обычно один из этих признаков выступает как ведущий в данном языке, и тогда говорят либо о динамическом, либо о количественном, либо о музыкальном, либо, наконец, о качественном ударении.

Просодическая природа русского ударения определялась по-раз­ному. Указывалось то на силу голоса, то на его повышение, то на про­тяжение, то на комбинацию всех трех компонентов. Как показали позднейшие экспериментальные исследования русско­го ударения, все эти определения, несмотря на их кажущуюся проти­воречивость, справедливы, но каждое из них применимо лишь к опре­деленным фразовым условиям и не охватывает всех случаев.

Возможность и степень выделения ударного слога теми или ины­ми просодическими средствами зависит от позиции слова во фразе. Можно выделить два основных типа позиций: 1) положение слова под фразовым ударением и не под фразовым ударением, 2) положение сло­ва в начале, середине или конце фразы.

Положение слова под фразовым ударением и не под фразовым ударением определяет степень выраженности словесного ударения. Фразовое ударение падает обычно на тот же слог, что словесное, уси­ливая последнее. Не под фразовым ударением даже в полнозначных словах словесное ударение может быть ослаблено в большей или мень­шей степени. Ср., например, произношение слова улицы, под фразо­вым ударением и не под фразовым ударением: Опустели городские улицы. — Улицы города опустели. Опустели улицы города. Акцент­ная структура слова не под фразовым ударением опознается хуже, чем под фразовым ударением.

Положение слова во фразе и сам тип фразы существенно влияют на его просодическую организацию и соответственно на выделение удар­ного слога интенсивностью, частотой основного тона, длительностью.

а) Интенсивность. Для русского языка, как и для многих других, типично падение относительной интенсивности от начала фразы к концу (с некоторыми модификациями в зависимости от мелодического контура). В соответствии с этим не только ударный, но и безударный гласный в начале фразы может быть интенсивнее ударного гласного в
конце фразы. Тенденция к выделению ударного слога как наиболее интенсивного в слове может в полной мере осуществиться лишь в том случае, если это не противоречит движению интенсивности во фразе. При прочих равных условиях, в частности при одинаковом звуковом составе ударного и безударного слогов, динамическое выделение ударного слога наиболее вероятно в словах с начальным ударением: муку, пили, мало, трактора. наименее вероятно — в словах с конечным ударением: муку, пили, мала’, трактора’.

б) Частота основного тона. Роль мелодического компонента в выделении ударного слога слова зависит от степени центрированности интонационного контура. В повествовательном предложении без логического ударения каждое полнозначное слово, кроме последнего, характеризуется повышением частоты основного тона на ударном сло-
ге. В повествовательном предложении с логическим ударением, а также в общем и специальном вопросах мелодические пики на ударных слогах сглаживаются, исключая слово, находящееся в интонационном центре.

в) Длительность. Длительность является наиболее устойчивым просодическим признаком словесного ударения в русском языке. Ударный гласный имеет обычно большую относительную длитель­ность, чем безударные. Но и этот признак весьма подвижен и, так же как другие просодические признаки, испытывает влияние фразовых условий. Если ударный гласный попадает в сильную фразовую пози­цию (начало, ударный слог — носитель фразового или синтагматичес­кого ударения, абсолютно конечный слог), то он естественно выделя­ется длительностью: Муку эту не забыть. — Надо просеять муку. Если в сильной фразовой позиции оказывается безударный гласный, он может не уступать ударному по длительности и даже превосходить его в этом отношении: Муку надо просеять. — Не забыть эту муку.

Таким образом, просодические характеристики слова указывают на его положение относительно фразового ударения и краевых пози­ций фразы. Просодия слова в русском языке — это отражение фразо­вой просодии и ее компонент. Поэтому просодические признаки сло­весного ударения не являются постоянными, а просодическое выде­ление ударного слога может отсутствовать. Как же в таком случае опознается место словесного ударения, акцентная структура слова? В значительной мере это оказывается возможным благодаря качествен­ным различиям между ударным и безударными слогами слова, кото­рые касаются характеристик гласных по степени подъема, ряду и ла­биализованности — нелабиализованности; сегментации гласных; сте­пени расчлененности компонентов слога.

Сегментация ударных и безударных гласных различна. В удар­ных гласных отчетливо выделяются три фазы артикуляции: экскур­сия, выдержка (относительно стационарная часть) и рекурсия. Сегментация безударных гласных затруднена и часто вообще не­возможна ввиду отсутствия стационарной части. Безударный глас­ный представляет собой как бы сплошной переход от предшествую­щего согласного к последующему. Это связано со следующим призна­ком безударности — ослаблением контраста между компонентами слога.

Некоторое влияние морфологического фактора на редукцию можно наблюдать в заударных флексиях, особенно в полном типе про­изнесения. Они обнаруживают большую способность к прояснению, чем другие заударные слоги. Это объясняется большим количеством различителей ввиду большей устойчивости противопоставлений по степени подъема и лабиализованности — нелабиализованности. В от­крытом слоге в отчетливом произношении возможно различение даже трех степеней подъема: каша [кашъ] или даже [каш/\] — о каше [/\-кашэ], [/\-кашы] — каши [к`ашы], кашу [к`ашу]; карта [к`артъ], [к`арт/\] — на карте [н/\-к`арт’е»] — карты [к`арты], кар­ту [к`арту]; тётя [т’от’ъ], — о тёте [/\-т’oт’е»], [/\-т’oт’ие] — тёти [т’oт’и], тётю [т’от’у]. Таким образом обеспечивается разли­чение разных грамматических форм, которые по правилам редукции, действующим в других позициях, должны были бы совпасть. Однако обычно и в заударных флексиях различается не более двух степеней подъема: формы тёти и (о) тёте произносятся одинаково.

Специфическую особенность вокализма заударных флексий составляет возможное противопоставление гласных [ъ] и [ь] в положении после мягких согласных, тогда как в других безударных позициях гласный [ъ] — звук более открытый и более задний, чем [ь], возможен только после твердых согласных: неделя [н’ид’е’л’ъ], поля [п`oл’ъ], учителя [уч’ит’ьл’ъ], стулья [ст`ул’иъ], каплям [к`апл’ъм].; каплей [к`апл’ьи], на стуле [н/\-ст`ул’ь], в поле [ф-п`oл’ь], на воле [н/\-в`oл’ь], колешь [к`ол’ьш].

Из сказанного выше ясно, что нельзя сводить ударение к фонети­ческому выделению одного из слогов на фоне других.

Опознание акцентной структуры слова включает в себя, очевид­но, не только синтагматический аспект — сравнение слогов в составе данного слова, но и парадигматический аспект — сопоставление раз­личных акцентных структур друг с другом.

Вследствие этого выделение одного слога на фоне других не явля­ется обязательным коррелятом ударения во всех акцентных структу­рах. В этом нет необходимости. Важно лишь, чтобы акцентные струк­туры отличались одна от другой, а это возможно и тогда, когда в одной из противопоставленных структур выделение отсутствует, но соотно­шение слогов иное, чем в других структурах.

Трактовать ударение как непременное выделение было бы невер­но еще и потому, что в русском языке имеется немало односложных ударных слов. В них какое-либо выделение вообще невозможно: безу­дарные слоги отсутствуют. Тем не менее, односложное слово воспри­нимается как ударное благодаря качественному характеру русского ударения. Ср.: Дней бык пег. / Медленна лет арба. / Наш бог бег. / Сер­дце наш барабан (В. В. Маяковский). Впервые на абсолютную приро­ду ударения в русском языке обратил внимание Л. В. Щерба.

Невозможно и однозначное определение фонетической природы русского ударения. Во-первых, динамика звукообразования на про­тяжении слова имеет свои закономерности: от начала к концу слова изменяются напряженность артикуляции, сила воздушной струи, тип артикуляторной активности и т. д. И все это, не говоря уже о фразо­вых условиях, накладывает свой отпечаток на акцентную структуру слова, на возможность и способ выделения ударного слога. Во-вто­рых, русский язык допускает использование различных фонетичес­ких средств в акцентной организации слова и их варьирование, ибо фонологически значимым является только место, а не характер уда­рения.

Природа русского ударения определяется в конечном счете грам­матическим строем. Свойственное синтетическим языкам «растворе­ние» слова в синтагме, подавляющее влияние фразовой просодии на словесную ограничивают использование собственно просодических средств в суперсегментной организации слова. Соответственно в рус­ском языке вырабатывается качественное ударение. Качественный ха­рактер русского ударения, редукция безударных слогов, в особеннос­ти заударных, вполне согласуются с действием в грамматическом стро­ении русского слова фузионных процессов, наиболее сильных в посткорневой его части.

Суть качественного ударения заключается в неодинаковой разли­чительной силе ударных и безударных слогов разных степеней редук­ции. Ударные слоги содержат большее число различителей, нежели безударные, и чем сильнее редукция безударного слога, тем меньше различителей. Таково фонологическое содержание ударности—без­ударности. Такова фонологическая сущность степеней редукции.

Функции словесного ударения

Словесное ударение выполняет функции трех видов: конститутив­ную, парадигматические и синтагматические. Между всеми эти­ми функциями существует тесная взаимосвязь. Первичная функция словесного ударения — конститутивная, словоорганизующая. Уда­рение — способ произнесения слова, важнейшее средство создания фо­нетической целостности, фонетического единства слова. Эту функцию ударение выполняет независимо от того, фиксировано оно на каком-либо слоге, на какой-либо морфеме или нет, подвижно оно или непод­вижно. Конститутивная функция лежит в основе всех других функ­ций словесного ударения — как парадигматических, так и синтагма­тических.

Парадигматические функции свойственны слову как элементу системы языка. Они характеризуют отдельные слова и классы слов в их противопоставлении друг другу. Парадигматический аспект имеется и у конститутивной функции. Он проявляется в противопоставлении ударных полнозначных слов, самостоятельных в акцентном отношении, безударным служебным, подчиняющим с точки зрения акцентной организации соседним самостоятельным словам.

Тенденция к грамматикализации ударения в русском языке весь­ма сильна, в частности у имен существительных вследствие свойствен­ной им омонимии флексий. В первую очередь данная тенденция охва­тывает общеупотребительные, привычные, высокочастотные слова, для которых дифференциация омонимичных форм наиболее актуаль­на. Потребность в их дифференциации коренится в том, что в отличие от пар типа м`ука — мук`а омонимичные словоформы могут соседство­вать в сравнительно небольшом контексте.

Синтагматические функции — это те функции, которые ударе­ние выполняет в речевой цепи. К синтагматическим функциям сло­весного ударения можно отнести слововыделительную и словоразграничительную.

Слововыделительную функциювыполняет ударение полнознач­ных слов. Но так как служебные слова в отношении акцентной орга­низации примыкают к полнозначным, то ударение выделяет не само полнозначное слово, а так называемое фонетическое слово, т. е. пол­нозначное слово с проклитиками и энклитиками. Количество ударе­ний во фразе может указывать, таким образом, лишь на количество фонетических слов: Сем`ен Сем`енович сейч`ас^же вскоч`ил и^в волн`ении пробеж`ался по к`омнате (А. Н. Толстой).

Число фонетических слов не обязательно совпадает с числом пол­нозначных, ибо в некоторых случаях возможно безударное произно­шение полнозначных слов.

Фонетическое слово может включать в качестве проклитики или энклитики и полнозначное слово с ослабленным семантическим весом: через три дня [ч’ьр’ьс-тр’и-дн’а`].

Действенность слововыделительной функции ударения ослабле­на в русском языке сильным влиянием фразовой интонации на сло­весное ударение. В повествовании с логическим ударением и в об­щем вопросе, где фразовая просодия особенно сильно подавляет сло­весную, соответствие между числом ударений и числом полнозначных слов может быть нарушено.

Ущербность слововыделительной функции ударения имеет сво­им естественным следствием ущербность и словоразграничительной функции. Действенность последней ограничена в русском языке и по другим причинам: во-первых, в силу разноместности ударения; во-вторых, вследствие многообразия сегментной и слоговой органи­зации слова; в-третьих, ввиду тех изменений, которые слово претер­певает во фразе, внутри синтагмы. Синтагматическое членение фра­зы в русском языке далеко от пословного. Переразложение слогов и их акцентная модификация затрудняют разграничение слов внутри синтагмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *