Что значит неоправданное повторение выделенного слова
Урок развития речи. 6-й класс «Как исправить текст с неудачным повтором»
Класс: 6
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Какое слово вы считаете ключевым в названии темы урока? (Слово КАК)
Какова цель нашего урока исходя из темы? (Найти способы исправления текста с неудачным повтором)
Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть самое важное в высказывании, основную мысль текста, которая может располагаться в начале или в конце текста)
II. Познакомимся с текстом Д. Родари.
Что вы знаете о Д. Родари? Какие его произведения вам известны? (Итальянский писатель, автор таких произведений, как “Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”, “Сказки по телефону”)
Учащиеся читают текст “Солгать…”, доказывают, что это текст, опираясь на памятку “Что такое текст”.
“Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь, не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи”.
Памятка “Что такое текст”
Текст – это два и более предложений, объединенных
Цепная, параллельная связь
III. Какую роль играет повтор слов в данном тексте?
(Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль).
Какие средства связи, кроме повтора, вам известны? (Синонимы, заменяющие имена существительные местоимения)
Учитель предлагает учащимся определить, работая в группах, лексические и морфологические средства связи предложений, их роль в данных предложениях:
5. Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое чудо!
6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)
IV. Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст. Ответ обоснуйте.
Вывод: к чему приводит неоправданное использование повтора? (К однообразию, монотонности речи).
Что необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос “Как удалось автору избежать повторения слов?”
Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.
(Учащиеся находят такие приемы, как пропуск слова, использование однородных членов, которые помогают избежать неоправданного повтора слов)
V. На основании данных в учебнике текстов составить памятку “Как устранить повтор-недочет” (групповая работа)
Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов.
Устранить лишнее слово
Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.
Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.
Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его.
Объединить в предложение с однородными членами.
В результате групповой работы учащиеся создают памятки, коллективно обсуждается результат проведенной работы, итог на доске в виде памятки:
КАК УСТРАНИТЬ ПОВТОР-НЕДОЧЕТ
Используя памятку, учащиеся выполняют упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из способов.
Вывод по этапу урока: Какие способы использовали учащиеся для устранения неоправданного повтора?
VI. С целью самопроверки по изученному материалу проводится тест.
Критерии оценки записаны на доске:
“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа
I вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
Прямо над дверью в избушке висел пук длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет от : жилища злых духов.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, заменяющие их _______________________
4. Напишите средство связи предложений:
Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал громко плакать.
5. Напишите средство связи предложений:
Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.
6. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор?
Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.
а) Заменить повторяющееся слово на местоимение.
б) Объединить в предложение с однородными членами.
в) Здесь нет неоправданного повтора.
II вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. Затем он снова набирал силу.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
В деревне шел сильный дождь. Он пришел как спасение среди сухого жаркого лета. Такого лета старожилы не помнили.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: _______________________________________________________________, синонимы.
4. Напишите средство связи предложений:
Картина была огромная. Она занимала почти всю стену гостиной комнаты.
5. Напишите средство связи предложений:
Цветы — великолепное создание природы. Цветы украшают нашу жизнь.
6. Найдите текст с параллельным строением.
а) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.
б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)
в) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов мне стало не по себе.
Анализ проведенной работы, самооценка.
VII. Подведение итога урока.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
Всегда ли уместен повтор?
Какие способы устранения повтора-недочета вы узнали?
Какие трудности возникли? На что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания?
VIII. Домашнее задание.
Найти в предложенных текстах упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их, используя способы правки или продолжить текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький, тему текста и конкретные предметы определить самостоятельно: Все здесь было как настоящее, только очень маленькое.
Лексический повтор
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Как ие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Устранить неоправданное повторение выделенных слов?
Устранить неоправданное повторение выделенных слов.
Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
Жди почти (не)выпадали.
В жару ребята не выл.
Но от жары и там трудно сп.
Стись : вода была теплая.
Жди почти (не)выпадали.
Дождь»дождик»сояла»стоя»нестирпимая «терпит»вылезали «лезть»
СРОЧНО?
Спишите, Устраняя неоправданное повторение выделенного слова (буду писать это слово Капсом) : Лето было сухое, дожди почти не выпадали.
ЖАРА стояла нестерпимая.
В ЖАРУ ребята не вылезали из реки.
Но от ЖАРЫ и там трудно спастись : вода была теплая.
Спишите устраняя неоправданное повторение выделеного словожара стояла нестирпимая?
Спишите устраняя неоправданное повторение выделеного слово
жара стояла нестирпимая.
В жару ребята не вылезали из реки.
Но в жару и там трудно спастись.
Разбор слова летом стая охотятся по ночам, а днём в жару отдыхает?
Разбор слова летом стая охотятся по ночам, а днём в жару отдыхает.
Морфологический разбор слов 1?
Морфологический разбор слов 1.
Фанетический разбор слова Жарь?
Фанетический разбор слова Жарь.
Разбор предложения Лето было сухое?
Разбор предложения Лето было сухое.
Фонетический разбор слова : Жарилась?
Фонетический разбор слова : Жарилась.
Жарить сухой сухарь сухость однокоренные слова?
Жарить сухой сухарь сухость однокоренные слова.
Звуко буквеный разбор слова жарить?
Звуко буквеный разбор слова жарить.
Лето было сухое и знойное сделать синтаксический разбор?
Лето было сухое и знойное сделать синтаксический разбор.
Удивительный(диво), небес(небо), убегает(бег).
А, НО, ОДНАКО Надеюсь правильно.
Смотритель Так как в остальных суффикс ель, а в СМОТРИТЕЛЬ тель.
Это значит что человек очень удевлён чем то.
Вторглись, въехали, проникли, залезли, вошли, пробрались, проникли, забрались, прошли.