Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Урок развития речи. 6-й класс «Как исправить текст с неудачным повтором»

Класс: 6

Ход урока

I. Беседа с учащимися.

Какое слово вы считаете ключевым в названии темы урока? (Слово КАК)

Какова цель нашего урока исходя из темы? (Найти способы исправления текста с неудачным повтором)

Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть самое важное в высказывании, основную мысль текста, которая может располагаться в начале или в конце текста)

II. Познакомимся с текстом Д. Родари.

Что вы знаете о Д. Родари? Какие его произведения вам известны? (Итальянский писатель, автор таких произведений, как “Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”, “Сказки по телефону”)

Учащиеся читают текст “Солгать…”, доказывают, что это текст, опираясь на памятку “Что такое текст”.

“Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь, не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи”.

Памятка “Что такое текст”

Текст – это два и более предложений, объединенных

Цепная, параллельная связь

III. Какую роль играет повтор слов в данном тексте?

(Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль).

Какие средства связи, кроме повтора, вам известны? (Синонимы, заменяющие имена существительные местоимения)

Учитель предлагает учащимся определить, работая в группах, лексические и морфологические средства связи предложений, их роль в данных предложениях:

5. Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое чудо!

6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)

IV. Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст. Ответ обоснуйте.

Вывод: к чему приводит неоправданное использование повтора? (К однообразию, монотонности речи).

Что необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос “Как удалось автору избежать повторения слов?”

Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе.

Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.

(Учащиеся находят такие приемы, как пропуск слова, использование однородных членов, которые помогают избежать неоправданного повтора слов)

V. На основании данных в учебнике текстов составить памятку “Как устранить повтор-недочет” (групповая работа)

Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов.

Устранить лишнее слово

Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.

Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.

Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его.

Объединить в предложение с однородными членами.

В результате групповой работы учащиеся создают памятки, коллективно обсуждается результат проведенной работы, итог на доске в виде памятки:

КАК УСТРАНИТЬ ПОВТОР-НЕДОЧЕТ

Используя памятку, учащиеся выполняют упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из способов.

Вывод по этапу урока: Какие способы использовали учащиеся для устранения неоправданного повтора?

VI. С целью самопроверки по изученному материалу проводится тест.

Критерии оценки записаны на доске:

“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа

I вариант

1. Напишите способ связи предложений в тексте:

Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Напишите способ связи предложений в тексте:

Прямо над дверью в избушке висел пук длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет от : жилища злых духов.

3. Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, заменяющие их _______________________

4. Напишите средство связи предложений:

Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал громко плакать.

5. Напишите средство связи предложений:

Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.

6. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор?

Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.

а) Заменить повторяющееся слово на местоимение.

б) Объединить в предложение с однородными членами.

в) Здесь нет неоправданного повтора.

II вариант

1. Напишите способ связи предложений в тексте:

Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. Затем он снова набирал силу.

2. Напишите способ связи предложений в тексте:

В деревне шел сильный дождь. Он пришел как спасение среди сухого жаркого лета. Такого лета старожилы не помнили.

3. Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы различные средства связи: _______________________________________________________________, синонимы.

4. Напишите средство связи предложений:

Картина была огромная. Она занимала почти всю стену гостиной комнаты.

5. Напишите средство связи предложений:

Цветы — великолепное создание природы. Цветы украшают нашу жизнь.

6. Найдите текст с параллельным строением.

а) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)

в) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов мне стало не по себе.

Анализ проведенной работы, самооценка.

VII. Подведение итога урока.

Какие средства связи между предложениями используются в тексте?

Всегда ли уместен повтор?

Какие способы устранения повтора-недочета вы узнали?

Какие трудности возникли? На что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания?

VIII. Домашнее задание.

Найти в предложенных текстах упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их, используя способы правки или продолжить текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький, тему текста и конкретные предметы определить самостоятельно: Все здесь было как настоящее, только очень маленькое.

Источник

Лексический повтор

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных предложениях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их произведениях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте произведения.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писателя.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явив­шей­ся на юге.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го текста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повтора:

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств языка:

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый ландыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под снега
Ты про­сишь сол­неч­ных лучей,
Какая неза­бвен­ная нега
В души­стой чисто­те твоей!
Как пер­вый луч весен­ний ярок!
Как ие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен подарок
Воспламеняющей весны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле строки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тревожно —
Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, предложений

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных строках:

В мире горы есть и доли­ны есть,
В мире хоры есть и низи­ны есть,
В мире море есть и лави­ны есть,
В мире боги есть и боги­ни есть.

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обусловленность.

Придет оно, боль­шое, как глоток, —
Глоток воды во вре­мя зноя летнего.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выразительности.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства предметов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или действия

Туда ведет длин­ная, длин­ная дорога…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность действия

В тот год осен­няя погода
Стояла дол­го на дворе,
Зимы жда­ла, жда­ла природа,
Снег выпал толь­ко в январе

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окраски.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тексте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напряженным.

На бата­рее
Нету сна­ря­дов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию строки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как средство

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на свете!
Песням при­ро­ды в соглас­ном привете
Внемлю я чут­кой душой.
Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора,
Речи без­молв­ной небес­но­го взора,
Плеску реки голубой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и снова —
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи,
бро­дят белых про­жек­то­ров лучи,
мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сохнут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гаснут,
Когда уми­ра­ют люди — поют песни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Видеоурок

Источник

Устранить неоправданное повторение выделенных слов?

Устранить неоправданное повторение выделенных слов.

Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

Жди почти (не)выпадали.

В жару ребята не выл.

Но от жары и там трудно сп.

Стись : вода была теплая.

Жди почти (не)выпадали.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Дождь»дождик»сояла»стоя»нестирпимая «терпит»вылезали «лезть»

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

СРОЧНО?

Спишите, Устраняя неоправданное повторение выделенного слова (буду писать это слово Капсом) : Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

ЖАРА стояла нестерпимая.

В ЖАРУ ребята не вылезали из реки.

Но от ЖАРЫ и там трудно спастись : вода была теплая.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Спишите устраняя неоправданное повторение выделеного словожара стояла нестирпимая?

Спишите устраняя неоправданное повторение выделеного слово

жара стояла нестирпимая.

В жару ребята не вылезали из реки.

Но в жару и там трудно спастись.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Разбор слова летом стая охотятся по ночам, а днём в жару отдыхает?

Разбор слова летом стая охотятся по ночам, а днём в жару отдыхает.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Морфологический разбор слов 1?

Морфологический разбор слов 1.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Фанетический разбор слова Жарь?

Фанетический разбор слова Жарь.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Разбор предложения Лето было сухое?

Разбор предложения Лето было сухое.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Фонетический разбор слова : Жарилась?

Фонетический разбор слова : Жарилась.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Жарить сухой сухарь сухость однокоренные слова?

Жарить сухой сухарь сухость однокоренные слова.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Звуко буквеный разбор слова жарить?

Звуко буквеный разбор слова жарить.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Лето было сухое и знойное сделать синтаксический разбор?

Лето было сухое и знойное сделать синтаксический разбор.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Удивительный(диво), небес(небо), убегает(бег).

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

А, НО, ОДНАКО Надеюсь правильно.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Смотритель Так как в остальных суффикс ель, а в СМОТРИТЕЛЬ тель.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Это значит что человек очень удевлён чем то.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Вторглись, въехали, проникли, залезли, вошли, пробрались, проникли, забрались, прошли.

Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Смотреть картинку Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Картинка про Что значит неоправданное повторение выделенного слова. Фото Что значит неоправданное повторение выделенного слова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *