Что значит немецкий крест
Почему Гитлер выбрал свастику символом нацистской партии? 15 интересных фактов о свастике
Свастика считается самым несправедливо отвергнутым символом, ведь в её первоначальном значении заключено только добро. Заслужил ли сакральный символ свастики порицание и запрет? И почему именно она приглянулась нацистам?
Читайте интересные факты о свастике на Фактруме прямо сейчас.
Свастика имеет очень давнюю историю — этот мотив был впервые использован в Евразии не менее 7000 лет назад. Эмблема свастики ассоциировалась с благополучной долгой жизнью и была найдена повсюду, от гробниц первых христиан до катакомб Рима, и на всём, от лоскутных одеял и щитов до украшений.
Мозаичная свастика в византийской церкви в Шавей-Цион (Израиль)
Фото: Википедия
Точно определить, что означает свастика, невозможно её древности, но наиболее вероятно, что эмблема символизирует движение солнечного диска по небу.
Доисторическое изображение свастики (Иран)
Фото: Википедия
Слово «свастика» имеет санскритские корни: «су» означает «добро», а «асти» — «побеждать».
Четыре «луча» свастики в индуистской философии означают различные понятия, делящиеся на четыре — четыре времени года, четыре стадии жизни, четыре Веды (священные писания индуизма).
9-й век
Фото: Википедия
В некоторых частях Индии Свастика — популярное женское имя.
В Буддизме символ свастики тоже используется. он называется «манджи» и означает следы Будды. В джайнизме свастика символизирует духовного учителя.
Фото: BBC
В Индии символ свастики с лучами, ориентированными по часовой стрелке — эмблема бога Солнца. Символ часто можно увидеть на порогах и дверях магазинов как знак приветствия, а также на транспортных средствах и на различных бланках. Его обязательно размещают на свадьбах и других торжествах, используют, чтобы освятить новый дом, а также при заведении новых бухгалтерских книг в начале финансового года или при открытии новой фирмы.
Древние греки украшали мотивами свастики горшки и вазы, древние друиды и кельты использовали свастику как священный знак, а в скандинавской мифологии она олицетворяла молот Тора.
Древнегреческая свастика
В Национальном музее истории Украины хранится множество разнообразных предметов с изображением свастики. Самый старый из экспонатов — фигурка птицы из слоновой кости со сложным рисунком свастики на ней, созданная около 15 тыс. лет назад.
В начале 20 века, до того, как Гитлер принял свастику в качестве символа его нацистской партии, свастика широко использовалась в мире в качестве декоративного узора или в духовном значении. Она была символом удачи и её можно было встретить в рекламе, архитектуре и на ювелирных изделиях. В есть доходные дома конца 19 — начала 20 века, на которых сохранился декор со свастикой.
Датская пивоваренная компания Carlsberg со в Копенгагене использовала свастику в качестве своего логотипа с 1881 по годы, но была вынуждена отказаться от него когда свастика стала ассоциироваться с нацистами.
Пиво Carlsberg
Индусские культурные и религиозные организации настаивают на том, что нацисты использовали не свастику, а крючковатый крест. Их аргументация заключается в том, что нацистская свастика повёрнута под углом 45 градусов, в то время как в индуизме свастика имеет горизонтально лежащее основание.
Доподлинно неизвестно, почему Гитлер выбрал именно свастику в качестве символа своей партии, но историки предполагают, что немцы нашли сходство между своим языком и санскритом и пришли к выводу, что индусы и немцы происходят от одной и той же «чистой» арийской расы.
В наше время нацистская свастика запрещена в большинстве европейских стран, включая Германию, однако, некоторые люди не оставляют попыток спасти её честь, утверждая, что негативное отношение к свастике как к эмблеме крайне несправедливо.
В 1993 году еврейская художница Эдит Альтман, потерявшая бабушку и дедушку в Холокосте, создала инсталляцию «Возвращение символа: искусство памяти». Она нарисовала золотую свастику на стене над чёрной нацистской, изображённой на полу. «Я хочу убрать связь свастики со злом, чтобы больше никто её не боялся» — объяснила художница.
Перед Олимпийскими играми 2021 года Япония приняла решение отказаться от свастики — японского символа храмов на туристических картах — и заменить его изображением пагоды, что вызвало негативную реакцию у жителей страны.
Свастика — что она обозначает по настоящему
Свастичная символика, как самая древняя, наиболее часто встречается при археологических раскопках. Чаще других символов ее находили в древних курганах, на развалинах древних городов и поселений. Кроме того, свастичная символика изображалась на различных деталях архитектуры, оружии, одежде и бытовой утвари у многих народов мира. Свастичная символика повсеместно встречается в орнаментике как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединённых Штатах и Великобритании 1900-1910-х гг., называя её «крестом счастья», состоящим из «четырёх L»: Light (света), Love (любви), Life (жизни) и Luck (удачи)
Греческое название свастики – «гаммадион» (четыре буквы «гамма»). В послевоенных советских легендах было распространено убеждение, что свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы фамилий лидеров Третьего рейха – Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Геринг (и это учитывая, что в немецком языке эти фамилии начинались с разных букв – «G» и «H»).
Потому что «последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время Второй мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвинёнными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым, по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция».
Интересный случай, связанный с этим вопросом, произошел в Германии в 2003 г. Председатель Ассоциации Фалунь Дафа Германии (Фалунь Дафа – древняя система совершенствования души и жизни, основанная на повышении нравственности) неожиданно получил уведомление о возбуждении уголовного дела от окружного прокурора Германии, где его обвиняли в показе «незаконного» символа на вебсайте (эмблема Фалунь содержит в своем изображении свастику системы Будды).
Дело оказалось столь необычным и интересным, что рассмотрение его длилось более полугода. В окончательном приговоре суда говорилось, что символ Фалунь является легальным и допустимым в Германии, также указывалось, что символ Фалунь и незаконный символ внешне полностью отличаются друг от друга и имеют совершенно разное значение. Выдержка из решения суда: «Символ Фалунь представляет мир и гармонию в сознании, что является именно тем, что твёрдо отстаивает движение Фалуньгун.
Последователи Фалуньгун есть во всем мире. Сейчас Фалуньгун жестоко преследуется в стране его происхождения – Китае. До настоящего времени 35 000 человек были арестованы, и несколько сотен из них были приговорены к заключению от 2 до 12 лет без предоставления всяких свидетельств обвинения». Прокурор не захотел принять такой приговор суда и подал апелляцию.
После тщательного расследования приговора Окружного суда Апелляционный суд вынес решение подтвердить первоначальный приговор и отказать в дальнейших апелляциях. Похожий случай произошел в Молдавии, где с сентября 2008 г. рассматривалось аналогичное дело, и только 26 января 2009 г. было вынесено решение суда с вердиктом полностью отказать в ходатайстве прокурора и признать, что Эмблема Фалунь Дафа не имеет ничего общего с нацистской свастикой.
Свастика стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке – на волне моды арийской теории. Английский астролог Ричард Моррисон организовал в 1869 году Орден свастики. Она встречается на страницах книг Редьярда Киплинга. Свастика была также использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом. В 1915 году свастика, будучи издревле распространённой в латышской культуре, изображалась на знаменах батальонов (затем полков) латышских стрелков российской армии. Большое значение придавали этому сакральному знаку также оккультисты и теософы. По мнению последних, «свастика… есть символ энергии в движении, которое создаёт мир, прорывая отверстия в пространстве, создавая вихри, которые являются атомами, служащими созданию миров». Свастика входила в состав личной эмблемы Е.П. Блаватской и украшала практически все печатные издания теософов.
Достаточно сказать, что в средневековье свастика никогда не противопоставлялась шестиконечной звезде как якобы специфическому символу иудаизма. На миниатюре к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского свастика и две шестиконечных звезды изображены рядом с еврейским ростовщиком. До второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (Коннектикут).
«Радужная свастика» Ханны Ньюман,- человека стоящего на позициях ортодоксального иудаизма. В своей книге она разоблачает так называемый «заговор Водолея»,- направленный по ее мнению против мирового еврейства. Главным врагом еврейства она полагает движение Нью Эйдж, за которым стоят таинственные оккультные силы Востока. Для нас ее выводы ценны тем, что подтверждают наши идеи о войне, противостоянии, двух сил — силы настоящей эпохе, управлемой Старой Башней, Черной Ложей, и делающей ставку на утверждение материальной реальности, и силы «динамиса»,Нового Эона, Зеленого Дракона или Луча, Белой Ложи, стремящейся эту реальность преодолеть. Очень показательно, что согласно Ханне Ньюман, Россия находится под контролем консервативного еврейско-христианского альянса, препятствуя разрушительным планам Белой Ложи. Это объясняет войны 20-го века против России, а так же ее неизбежное «размывание», которое мы можем наблюдать в наше время.
«Ур-Ки», вот название древнейшей столицы мира; столицы русского, еврейского, украинского, немецкого, французского, итальянского, английского, шведского, датского, российского, армянского, грузинского, азербайджанского, иранского, иракского, индийского, китайского, тибетского, египетского, ливийского, испанского, американского и почти всех остальных народов мира.
«Ур-Ки» — вот древнейшее название Киева, который вначале находился чуть ниже по Днепру (в районе Черкасс, где недавно найдены развалины самого крупного и самого древнего города мира), а ныне — это столица Украины, священный город перво-предков- Киев.
Название древнейшей первостолицы мира «Ур-Ки» состоит из древнерусских слов — слова «Ур» и слова «Ки». «Ур» — это имя древнерусского Бога-Сына, его родителями и творцами всего сущего считаются Бог-Отец (Всевышний) и Богиня-Мать (Агни), в первостихии огня (Сва) родившая из Непроявленного мира образов мир Проявленный — то есть, родившая Бога-Сына Ура, который и является всей видимой Вселенной. В священных текстах Русской Религии, говорится о том, что Ур в своей эволюции достиг высшей формы — человека. Человек есть Ур, то есть по форме и содержанию человек и есть вся познанная и непознанная Вселенная. Человек — это вся бессмертная Вселенная и он вне времени и пространства, он бесконечен и вечен. Ур и Человек — есть Свет, Единый и Вечный. И как написано в Киевской Ригведе: «Из Света мы вышли и в Свет уйдем…» Это значит, что древние русы верили, что человек продолжит свою эволюцию и возникнет «лучистое человечество», где человек окончательно разовьется в Бого-человека Ура и по форме будет представлять из себя мыслящую разумную материю в виде бессмертного сияющего Света, способного создавать любую форму.
Слово «Ки» на древнерусском означает «земля = территория», поэтому название древнего Киева — «Ур-Ки» на современном русском означает «Божественная Земля Первопредков». Таким образом, происхождение современного слова «Киев», вовсе не от легендарного Князя Кия, как обманывают враги русского народа, и поэтому вплоть до средних веков (когда произошла сфальсифицированная в пользу наших врагов переписка всей мировой истории с уничтожением всего древнерусского и фабрикованием лжедревних «книг», «памятников» и т. д.) во всех древних книгах на всех языках Киев чаще всего назывался «Мать-градом». До наших дней еще дожили, вопреки желанию наших врагов, выражения: «Земля-Мать» и «Киев-Мать». А уж выражение: «Киев — Мать городов русских!» знает любой школьник мира. Обращаю внимание «Мать городов русских!» А то враги русского народа так сфальсифицировали историческую науку, что даже те из них, кто считают себя «историками», пишут книги о загадочной «прародине ариев», таинственной «индоевропейской працивилизации», «северной Гиперборее», непонятной «Трипольской культуре», неизвестно откуда взявшейся «Великой Монголии» (Великой Тартарии = Великой Моголии = Великороссии и т. п.) и во всех этих «научных трудах» нет Киева, а значит нет МАТЕРИ и нет БОГА.
В результате русских военных походов по Европе, Китаю, Индии, Месопотамии, Палестине, Египту и др. произошло значительное влияние нашей древней культуры на эти народы. В искусстве многих народов проявился древнерусский «звериный стиль», «космогонический крест», «магическая свастика», изображение «тайного колеса истории», головы коней в «вихревом космическом движении»; изображение меча; изображение всадника, протыкающего дракона копьем, где дракон символизирует мировое зло ; изображение «Богини-матери», где имелась в виду Агни — «богиня Огненного Космоса»; изображение оленя, символизирующего одухотворенную красоту природы и др. Не зря современные ученые-археологи находят изображение русского оленя-русина и русские железные мечи по всему миру — от Тихого океана до Атлантического и от Египта и Индии до Арктики.
Свастичная символика с древнейших времен была основной и главенствующей почти у всех народов на территории Евразии: славян, германцев, марийцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей, индусов, исландцев, шотландцев и многих других.
Во многих древних Верованиях и религиях Свастика является самым важным и самым светлым культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме Свастика — символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. (Словарь «Буддизм», М., «Республика», 1992); в тибетском ламаизме — охранный символ, символ счастья и талисман.
В Индии и Тибете Свастика изображается повсеместно: на стенах и воротах храмов, на жилых зданиях, а также на тканях, в которые заворачивают все священные тексты и таблички. Очень часто свастичными орнаментами обрамляют священные тексты из Книги Мертвых, которые пишутся на погребальных покровах, перед кродированием (кремацией).
Свастика, какой древнейший образный смысл она несет в себе, что она значила на протяжении многих тысячелетий и означает сейчас для Славян и Ариев и множества народов, населяющих нашу Землю. В этих, чуждых для Славян, средствах массовой информации Свастику называют либо немецким крестом, либо фашистским знаком и низводят ее изображение и значение только к Адольфу Гитлеру, Германии 1933-45 гг., к фашизму (национал-социализму) и Второй Мировой войне. Современные «журналисты», «ис-Торики» и блюстители «общечеловеческих ценностей» словно забыли, что Свастика — Древнейший Русский символ, что в прошлые времена представители высшей власти, чтобы заручиться поддержкой народа, всегда делали Свастику государственной символикой и помещали ее изображение на деньгах.
Сейчас мало кому известно, что матрицы денежной купюры достоинством в 250 рублей, с изображением Свастичного символа — Коловрата на фоне двуглавого орла, были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего Российского царя Николая II. Временное Правительство использовало эти матрицы для выпуска денежных купюр достоинством 250, а после и 1000 рублей. Начиная с 1918 года большевики вводят в обращение новые купюры достоинством 5000 и 10000 рублей, на которых изображены три Свастики-Коловрата: два Коловрата поменьше в боковых вязях переплетаются с крупными цифрами 5000, 10000, а крупный Коловрат размещен посредине. Но, в отличие от 1000 рублей Временного Правительства, у которых на оборотной стороне изображалась Государственная Дума, на дензнаках большевики поместили двуглавого орла. Деньги со Свастикой-Коловратом печатались большевиками и были в обиходе вплоть до 1923 года, и только после появления дензнаков СССР они были выведены из обращения.
Созданная в 1921 году по эскизам Адольфа Гитлера партийная символика и флаг NSDAP (Национал-Социалисттической Германской Рабочей Партии) впоследствии стали государственными символами Германии (1933-1945). В «Майн Кампф» Гитлер подробно описывает, как был выбран этот символ. Он лично определил окончательную форму свастики и разработал вариант знамени, ставший образцом для всех последующих партийных флагов. Гитлер полагал, что новый флаг должен обладать такой же эффективностью, как и политический плакат. Фюрер пишет и о цветах для партийного флага, которые рассматривались, но были отвергнуты. Белый «не являлся цветом, увлекающим массу», а подходил больше всего «для добродетельных старых дев и для всевозможных постных союзов». Также был отвергнут черный цвет, так как он был далёк от того, чтобы притягивать к себе внимание. Сочетание синего и белого цветов исключались потому, что они являлось официальными цветами Баварии. Бело-чёрное сочетание было тоже неприемлемо. О чёрно-красно-золотом знамени не могло быть и речи, так как оно использовалось Веймарской республикой. Чёрный, белый и красный цвета в своём старом сочетании были неуместны из-за того, что они «представляли старый Рейх, погибший в результате своих собственных слабостей и ошибок». Тем не менее, Гитлер выбрал именно эти три цвета, так как они, по его мнению, были лучше всех остальных («это самый могущественный аккорд красок, который вообще только возможен»). Под определение «нацистской» символики подходит не любая свастика, а лишь четырёхконечная, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 год, а также на эмблемах гражданских и военных служб. Мало кто сейчас знает, что в Германии национал-социалистами использовалась не Свастика (Swastika), а схожий с ней по начертанию символ — Hakenkreuz, имеющий совершенно другое образное значение — изменение окружающего мира и мировосприятия человека.
Кстати, в сознании солдат, видевших кресты на танках вермахта во время Второй мировой, именно эти кресты вермахта и были фашистскими крестами и нацистскими символами.
На протяжении многих тысячелетий различное начертание свастичных символов оказывало мощное влияние на образ жизни людей, на их психику (Душу) и подсознание, объединяя представителей различных племен ради какой-то светлой цели; давало мощный прилив светлых божественных сил, раскрывая внутренние резервы в людях для всестороннего созидания на благо своих Родов, во имя справедливости, процветания и благополучия своего Отечества.
Сначала этим пользовались только священнослужители различных Родовых культов, Вероисповеданий и религий, затем стали использовать свастичные символы представители высшей государственной власти — князья, цари и т.д., а вслед за ними к Свастике обратились всевозможные оккультисты и политические деятели.
После того, как большевиками были полностью захвачены все уровни власти, надобность в поддержке Советского режима Русским народом отпала, ибо так легче изымать ценности созданные этим же Русским народом. Поэтому в 1923 году большевики от Свастики отказались, оставив государственной символикой только пятиконечную звезду, Серп и Молот.
Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) свастику в качестве личного герба использовал писатель Редьярд Киплинг. Для него она воплощала Силу, Красоту, Оригинальность и Озарение. Благодаря Паулю Клее, свастика стала эмблемой авангардного художественно-архитектурного объединения «Баухаус».
Печальным случаем «свастикофобии» является регулярная (с 1995 г.) вырубка лиственниц в государственном секторе леса под Зерниковым (в 60 милях к северу от Берлина). Посаженные в 1938 г. местным предпринимателем, лиственницы каждую осень образовывали жёлтую свастику из хвои посреди вечнозелёных сосен. Свастику из 57 лиственниц площадью в 360 м^2 можно было заметить только с воздуха. После воссоединения Германии вопрос о вырубке встал в 1992 г., а первые деревья уничтожили в 1995-м. По данным Ассошейтед Пресс и Рейтер, к 2000 году было вырублено 25 лиственниц из 57. но власти и общественность проявляют беспокойство, что символ можно еще по-прежнему видеть. Дело и впрямь нешуточное: из оставшихся корней ползут молодые побеги. Жалость тут вызывают, прежде всего, люди, чья ненависть дошла до грани психоза.
Мне же ближе традиционный вариант арийской расшифровки слова.
Су асти ка: су асти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, ка — приставка обозначающая особо душевное отношение.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Свастика в современном мире является одним из самых узнаваемых символов зла, расизма и тирании, который до сих пор ненавидят люди во многих странах.
Однако на самом деле свастика всегда являлась символом удачи, который использовался во многих культурах, прежде чем начала ассоциироваться с убийственным режимом 20-го века.
Разновидностью креста является свастика. Ее значение также было схожим — символ Солнца, успеха, благополучия. Помимо этого, у индусов свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4-, но и 3-, 5-, 6- и 8-конечной.
Старейшие изображения свастики датируются 10-15 тысячелетием до н. э. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях, сооруженных 6-7 тыс. лет назад. Когда луч Солнца падал на изображение свастики — это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.
Другое значение свастики — символ хода времени (что согласуется с ходом солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая — регресс, возвращение к прошлому. Древние люди использовали преимущественно правую свастику, а нацисты избрали своей эмблемой левую; это могло быть связано не только с их идеями о «возрождении древнего арийского духа», но и с тем, что левая свастика использовалась в родовых гербах многих немецких аристократов, а также на щитах викингов.
Помимо этого, существует мистическое толкование свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, были четыре реки, вытекающие из одного источника.
Вообще, в конце XIX — начале XX вв. в англоязычных странах была мода на свастику: ее задействовали скауты, носившие значки с изображением свастики; борцы за равноправие женщин, журнал которых тоже назывался «Swastika»; кроме этого, свастика использовалась в товарных знаках некоторых фирм. Свастику называли «крестом счастья», составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck.
Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику «гаммадион» — символ из букв Г. Вообще, свастика неоднократно связывалась с алфавитными и иероглифическими знаками. Так, в китайском и японском языках есть иероглиф в форме свастики, означающий число 10000 и бесконечность. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10000 лет (по-японски — «Банзай»). Также это — священный символ буддизма и джайнизма.
Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу — источнику всей жизни на земле, поклонение свету и первичному огню. Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.
Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день — отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни.
Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название — fylfot.
В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне», от crampon, «железный крюк».
«Свастика» — понятие обобщённое. Под этим словом сегодня понимают не один символ, а целую группу символов — крестов с загнутыми влево или вправо концами. В древности каждый свастичный символ имел своё собственное название, свой отдельный смысл и свою отдельную обереговую силу. Свастичных символов существует 144 вида и названия. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Агни, Фаш, Инглия, Солард, Ведара, Расич, Святоч, Чароврат и т. д.
Общепринятое название — свастика, по одной версии, происходит от санскритского слова Суасти. Су — прекрасный, добро и асти — быть, то есть «Быть добру!», или по-нашему «Всего хорошего!». По другой версии, это слово имеет древнеславянское происхождение, так как известно, что свастику и ее название в Индию занесли древние арии — праславяне. Тибетцы и индийцы до сих пор говорят, что свастику им принесли из-за северных гор Белые Учителя.
В древние времена, когда предки славян пользовались рунами, слово переводили как Пришедшие с Небес(или Ход Небес). Так как руна СВАозначала Небеса (отсюда и Сварог — Небесный Бог),С — руна направления;руна ТИКА — движение, пришествие, течение. Санскрит используемый современными индийцами произошел от древнего языка ариев, и поэтому возможны неоднозначные трактовки происхождения слова свастика.
Символ свастики у разных народов
Один из старейших и сложнейших символов, доисторический и всеобщий. За исключением некоторых частей Африки и Шумера, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда. Широко использовался джайнистами, буддистами и поклонниками Вишну; повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; у бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой.
Проще сказать, где свастика НЕ встречалась: совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, но высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, свастика не встречалась у зороастрийцев, в Египте до последних веков перед Рождеством Христовым.
Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), «мистический двойной Арани», а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга.
Левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна) и бога Ганеши (Солнце).
До сих пор в Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах.
Джайнизм (одна из индийских религий)
Четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия — божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя.
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа. Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней — состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем — это символ состояния полного знания, всеведения.
Печать сердца Будды, эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды. Свастика изображалась на стопе или груди Будды (неподвижная сердцевина Колеса Становления). В индобуддийском культурном пространстве он рассматривается как «Печать сердца Будды», а в Тибете считается знаком счастья и талисманом. Свастика, «закрученная» концами влево, — символ бесконечного цикла существования.
Лама Беру-Кинзе-Римпоче, в наше время один из самых великих учителей буддизма. На фотографии слева заснят обряд сотворения им ритуальной мандалы (чистого пространства) в Москве в 1993 году. На переднем плане фотографии расположена танка (священное изображение рисуемое на ткани) с изображением священного пространства мандалы. По углам — свастики — защищающие священное пространство.
Означает сердце Будды, удачу, добрые желания.
Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, изначает «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также — Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная — беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая — бесконечное процветание, зеленая — беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика — сила ян, против часовой стрелки — сила инь.
В китайском буддизме свастика называется «мандзи» и считается символом совершенства и олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная — на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость, сострадание, добро, вправо — твёрдость, постоянство, разум и силу. Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на своих кимоно именно символ мандзи, символизирующий чистоту их помыслов.
Во все времена свастика являлась в Китае иероглифом числа 10000.
Свастикой обозначались энергетические центры человека — чакры. Существует священный рисунок Стопы Будды, который используется как карта для массажа — свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Свастику выбивали на статуях Будды.
Свастику находят в древнекитайских манускриптах в обозначении таких понятий, как «область», «страна».
Роль свастики в качестве политического символа нацистского режима имеет своим истоком романтически завышенную, порождающую сознание превосходства оценку «германского духа» на рубеже столетий. С 1935 до 1945 г. свастика под имперским орлом (на белом или черном фоне) была символом «третьего рейха».
Родившийся в Вене в 1848 году Гвидо фон Лист на рубеже веков основывает в Австрии новую религиозную доктрину. Утверждая, что может телепатически проникать в прошлое, он практически переписывает историю Германии.
Его мечта — открыть тайное наследие жрецов бога Одина. По легендам Один путем суровых страданий овладел тайной Рун. Лист знал, что Руны являются примитивным алфавитом, но он утверждал, что для германцев издревле они были еще и магическими символами. Свастика — это преобладающий символ. Фон Лист называл ее «дважды высокая священная тайна постоянного рождения». Он рассказывал скандинавскую легенду о том, как мир был создан с помощью огненной метлы. Свастика и есть эта огненная метла — символ самого акта творения. К 1909 г. Листа и основы его учения знает уже весь немецко-говорящий мир. В свою собственную немецкую мифологию фон Лист включил и учение Блаватской. А к 1911 г. подробно описал, как он представляет себе будущее германское государство. По его представлениям, это:
— строгая и жесткая иерархия, в которой вождям подчиняются беспрекословно;
— патриархальность государства;
— звание гражданина имеют только арийцы, а чистоту расы охраняют суровые законы;
— каждая семья обязана хранить документы о своем происхождении как доказательства чистоты арийской крови.
Пройдет совсем немного времени, и взгляды Листа воплотит в своей идеологии национал-социализм. Но именно Гвидо подарил свастику Гитлеру вместе с идеей превосходства арийской расы.
За спиной Гитлера стояли неординарные религиозные мистики. И даже не мистики, а цепочки мистиков. Например, одним из крупных личностей, оказавшим сильное влияние на лидеров национал-социализма, был бывший генерал артиллерии Карл Хаусхофер, а он в свою очередь, будучи военным атташе в Японии, посетил Гималаи и Тибет, где в 1905 г. встретил своего главного духовного учителя — русского ламу Георгия Ивановича Гурджиева. Хаусхофер прошел выучку у тибетских лам и у адептов японского тайного общества «Зеленого Дракона».
Нацистскую партию Гитлера породила организация масонского типа — общество «Туле» (Thule—так во времена Римской империи называли Скандинавию, север Европы.), а её активист антикоммунист Дитрих Эккарт был духовным наставником самого Гитлера. В эту масонскую организацию входили такие вожди нацизма, как Розенберг и Гесс. Геринг был членом масонской организации «общество Эдельвейс», а позже Лучезарной ложи «Врил». Духовный наставник (главный программист) Гитлера Дитрих Эккарт в 1923 г., за несколько дней до смерти, писал: «Следуйте за Гитлером! Он будет танцевать, но это я, кто нашел для него музыку. Мы снабдили его средствами связи с Ними. Не скорбите по мне: я повлиял на историю больше, чем любой другой немец».
Символом этой организации масонского типа стала Свастика с мечом и венком. Идеологи нацизма активно собирали древние языческие рукописи со всего мира через специальную организацию «Аннэнэрбэ» (Наследие предков). Эта организация собрала множество старинных книг, в том числе и древнерусских. Аннэнэрбэ вывезла из России после революции по различным каналам и «Велесову книгу», и множество других древних религиозных источников. Часть источников им удалось расшифровать, и полученные древние знания стали достоянием новых оккультистов. После Второй мировой войны огромная часть архива Аннэнэрбэ попала в руки советских коммунистов и где-то сейчас тайно хранится, но где, власти не афишируют.
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика стала использоваться перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Гитлера, символ свастики появился рядом с фюрером на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.
В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: «Белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и силы, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями»
Гитлер пришел к власти в 1933 г. не без помощи организаций масонского типа. Но уже в 1934 г. масонство было обличено и запрещено. Владельцев книжных магазинов, специализировавшихся в эзотеризме, «убедили» продавать другую литературу. Даже Зеботтендорф, основатель «Туле», обнаружил, к своему глубокому удивлению, что он является персоной нон грата. В 1935 г. членам СС запретили состоять в организации «Германский орден» — организации создателе и общества «Туле», и самой немецкой рабочей партии. По информации Гитлера и других высших иерархов нацизма «Германский орден» через масонство управлялся мировой высшей еврейской финансовой олигархией. Позже «Германский орден» вообще прекратил своё существование. С 1937 г. были запрещены всякие оккультистские объединения, а лидеров масонских лож нередко отправляли за решетку.
Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.
В Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма.
Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
Означает удачу, плодородие, дождь. Свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.
Означает удачу, которая появляется вместе с богами грома.
Свастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века («греческий крест») символизировала Христа как краеугольного камня, а также четырех евангелистов с Христом в центре. У гностиков свастика символ Ситалы, Седьмого воплощения, а также смирения.
Означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад — Ангел Записывающий, Юг — Ангел Смерти, Север — Ангел Жизни, Восток — Ангел Возвещающий.
Символизирует Юпитера Тонанса и Плювия.
Скандинавы и тевтоны
Имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название. Свастика встречается также в Исландии.
Сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты. В верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой (в римской мифологии Дианой).
В масонской традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация называлась «ротацией» и изображалась в виде свастики. В мистическом ордене «Братья-инициаты Азии» во время ритуальных церемоний на большую шахматную доску становились 29 человек, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп Великобритании.
Символ Солнца и в религиозных представлениях древних, как солярный символ, была тесно связана с такими понятиями, как жизнь, плодородие, удача. В ряде храмов Эфиопии имеются окна в стенах в виде свастики.
СВАСТИКА — символ вечного круговорота Вселенной.
Свастика символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак используется как Оберег, охраняющий Закон и Порядок, от незыблемости которых зависит сама Жизнь.
КОЛОВРАТ- Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Жизни над смертью.
Цвет Коловрата играет важное значение: огненный — символизирует возрождение; небесный (голубой) — обновление; черный — изменение.
ИНГЛИЯ — Символизирует первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца.
В обереговом обиходе, Инглия — символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.
Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Но это вовсе не означает, что славяне были плохими художниками. Во-первых, разновидностей изображения свастики было очень много. Во-вторых, в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное (обереговое) значение.
В России свастичные символы встречаются у сторонников Древних Ведических культов, у Православных Староверов-Инглингов, исповедующих Веру Первопредков — Инглиизм, в славянских и арийских общинах Родового Круга и у христиан: на старейших иконах Богоматери и Христа.
На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Этот символ наши Предки изображали на оружии, стягах, одежде, на предметах быта и культа. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но, мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.
Вещие люди, т.е. обладающие Даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которою оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных в истории людей был Славянский князь — Вещий Олег. Кроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был еще и Жрецом Высокого Посвящения. Символика которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге рассказывает об этом во всех подробных образах:
Огненную свастику (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии(символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.
Вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры. Когда Вещий Олег прибил свой щит с такой символикой на ворота Царьграда, он хотел образно показать византийцам то, что в последствии другой Славянский князь, Александр Ярославич (Невский) словами объяснит тевтонским рыцарям:
«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!»
При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом.
В начале ХХ века свастика стала самым распространенным обереговым символом в России, Западной и Восточной Европе — сказалось влияние «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, учений Гвидо фон Листа и т.п.
Сейчас мало кому известно, что матрицы с изображением Коловрата (свастики), были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи — Николая II. На фото ниже — 250 царских рублей, двуглавый орёл на фоне свастики.
Простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе, а в начале 20-го столетия интерес к свастичным символам появился и у властьимущих. В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика, с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р. внутри.
После свержения самодержавия, Свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года на дензнаках большевиков.
Начиная с 1918 года большевиками в обращение вводятся новые купюры, достоинством 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три. Две поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со свастикой печатались большевиками и были в обиходе, вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.
Мало кто знает, что среди символики, используемой Красной Армией, присутствовала не только звезда, но и свастика. Так выглядел наградной знак командиров Юго-восточного фронта Кр. Армии в 1918-1920 гг.
В национальном русском костюме свастика была главным и, практически единственным, орнаментом вплоть до первой половины XX века.
Фотография мужского пояса для верхней одежды XIX век, Пермская область, Юсьвинский район, деревня Федотово.
Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать… свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре — танец «Коловрат». На празднике Перуна славяне водили и до сих пор водят хороводы вокруг горящих свастик, выложенных на земле.
В свастику верили как в талисман, «притягивающий» удачу. На Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Даже современные студенты чертят свастику на ладони перед экзаменами. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье. В Ипатьевском доме, где расстреляли семью последнего русского императора Николая II, императрица Александра Федоровна изрисовала все стены этим божественным символом, но против безбожников свастика не помогла. В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик — такие конфигурации должны генерировать положительную энергию.