Что значит неказистая соха и неутомимый топор
3. Русское государство и общество: трудности роста
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам § 3. Русское государство и общество: трудности роста
1. Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости Московской Руси?
2. Какую роль играли «неказистая соха и неутомимый топор» русских тружеников в укреплении централизованного государства?
1. Какой смысл был заложен в титулы «государь всея Руси» и «самодержец»?
2. Почему представление о Москве как о Третьем Риме было важно и для церкви и для государства?
Надежды Василия 3 на то, что он обеспечил политическую стабильность государства, не оправдались. Существовала реальная опасность того, что государство может окунуться в период борьбы за власть, ослабление и даже развал.
Правительство Елены Глинской осуществило целый ряд важных начинаний. Главным из них стала денежная реформа (1535), в результате которой утвердилась единая общегосударственная система счета. Основой её стал рубль, состоявший из 100 копеек. Многочисленные старые деньги были запрещены.
Новый монетный набор состоял из трёх единиц: серебряные копейка, деньга (0,5 копейки) и полушка (0,25 копейки). Монеты чеканили только на государевом монетном дворе. На них были выбиты имя и титул Ивана IV: «Великий князь Иван всея Руси». На самой большой по номиналу монете был изображён всадник е копьём, отсюда полилось её название — копейка.
Кроме того, вводилась единая система мер. Смысл этих шагов понятен: страна не могла нормально развиваться экономически при сохранении разных систем денежного счёта и мер. Правительство Елены Глинской попыталось ограничить власть наместников, от насилия и произвола которых страдали жители городов и уездов.
На местах появились избираемые из детей боярских губные старосты, в ведение которым передавались уголовные дела. Это отвечало интересам населения: губные старосты были кровно заинтересованы в наведении порядка на местах и, главное, они зависели от своих избирателей и были подконтрольны Боярской думе. Однако довести до конца губную реформу в 1530-е гг. не удалось.
1. Какую цель ставили перед собой боярские группировки, захватившие власть после смерти Елены Глинской? 2.Что заложили в сознание малолетнего великого князя Ивана его регенты, хранители трона?
Итоги боярского правления были печальны. Представители кланов, оказавшись у власти, стремились к личному обогащению, Каждый мечтал получить в управление богатые города и земли Наместники, не сдерживаемые центральной властью, бесчинствовали и беззастенчиво грабили местных жителей Великокняжеская власть ослабевала. Это прямо отразилось на правопорядке в стране.
Росло число разбоев, неповиновение властям стало заурядным делом. Во всплесках непослушания, несомненно, проявлялось и недовольство «низов» своим положением В душе мальчика рано возникло чувство ненависти к «супротивникам» и «похитителям власти».
Придворные в интересах своих партий стали поощрять самые тёмные стороны души Ивана. Но, расхваливая мальчика за жестокие проделки — «о храбр будет сей царь и мужествен!», — бояре, сами того не подозревая, накликали беду на свои головы, Иван ожесточился и стал получать наслаждение от вида мучений и казней.
1. Прочитайте эпиграф (с. 16), ответьте на вопросы и выполните задание.
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 20), ответьте на вопросы и выполните задания.
1) Составьте словесный портрет Елены Глинской. 2) Как вы думаете, чем привлекла Василия III Елена Глинская помимо внешнего облика? 3) В чём ошиблись внешние и внутренние противники Елены Глинской, когда она стала править государством? 4) Подготовьте сообщение на тему «Реформы Елены Глинской», используйте материалы учебника, а также дополнительные источники.
2. 1) Елена Глинская – была красивой женщиной. Большой открытый лоб, правильные черты лица, высокие скулы, выразительные глаза и открытый взгляд привлекает взгляд.
2) Молодая княгиня отличалась не только красотой, но и сильным характером, была честолюбива.
3) Став вдовой в 25 лет, она не опустила руки; властная и честолюбивая правительница прежде всего расправилась с братьями своего мужа — Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, которые могли бы угрожать ей и её сыну Юрия схватили и уморили «страдальческой смертью». Андреи был обвинён в мятеже и тоже погиб.
Соседи Руси полагали, что смуты и бессилие государства, руководимого женщиной, позволят им отторгнуть территории от Московского царства. Однако они обманулись в расчётах. Со Швецией русское правительство заключило выгодный торговый договор Военное столкновение с польско-литовским государством завершилось победой войск Елены Глинской.
4) Сообщение: «Реформы Елены Глинской»
В 1535 году княгиня проводит первую реформу, которая касалась финансов. В итоге реформы вводи гея общая для русских земель государственная монетная система, имеете с этим принимается
несколько указов по укреплению мощи некоторых больших городов, которые находились близ границ западных государств.
Всего за полдесятка правления Елены Глинской было проведено несколько значительных для государства реформ, что, безусловно, укрепило авторитет на Западе Русской земли. Княжну очень любили народные массы, называя её «матерью».
Елена Глинская правила для народа и ради народа. В качестве её основной реформы историки выделяют денежную, когда унификации подверглись не только изображения, но и весовые соотношения по
видам, что существенно облегчило обиход монет и смогло значительно уменьшить шансы фальшивомонетчиков.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
4.Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Какая власть была необходима Русскому централизованному государству — самодержавие или боярское правление?
В. Сильная княжеская власть нужна была Московской Руси в переломные моменты её развития: сначала для избавления от иноземного ига и собирания русских земель, затем для государственного строительства и возвращения в Европу.
Для эффективного противостояния внешним врагам (коих и в те времена, и сейчас хватает с избытком) необходима была сильная самодержавная власть.
Это чувство заставило работать и мысль маленького Ивана. Учась по церковным книгам, читая часослов, псалтирь. хронографы и летописи, он с жадностью стал ловить и запоминать те места, где говорилось о величии и полноте царской власти, о её Божественном
происхождении и высоком служении.
Впоследствии он мог в любое время сыпать выдержками, цитатами в защиту царской власти, не справляясь с книгами, а прямо наизусть. Преисполняясь высокими представлениями о себе, юный великий князь всё более и более проникался враждой к окружавшему его боярству, которое стесняло и оскорбляло его.
Презентация по Истокам «Соха и топор»
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОХА и ТОПОР Учитель: Никитин А.В. г. Сургут
Как сохой землю пашут?
Преимущества сохи: простая в устройстве, легко чинилась, недорогая, доступная для каждой крестьянской семьи.
Пахарь сильно нажимал на рукояти, и сошники входили в землю. Он громко понукал лошадь, та трогалась с места, и соха начинала делать первую борозду. Черная полоса вытягивалась по полю. Пахарь не спускал руки с рукоятей и непрерывно поправлял ход сохи. Борозда получалась ровной, а глубина ее одинаковой. Когда встречался большой камень, пахарь вынимал соху из борозды, переносил ее на руках дальше и вновь погружал сошники в землю. После первой борозды пахарь вынимал соху, разворачивал лошадь и рядом с первой бороздой начинал вторую. К концу дня оба выбивались из сил. А на утро вновь пахарь – за соху, лошадь – в оглобли. Это были самые напряженные дни в году.
«Кто ленив с сохой, тому весь год плохой». После пахоты и сева топили баню: крестьянин отпаривается, конь отстаивается. А соха отлеживается – ее убирали до следующей пахоты.
Соха дружит с чудесами «Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его большим колосом!»
1 – такими сошниками вспахивали глинистую плотную почву или, наоборот, очень рыхлую песчаную почву. 2 – такими сошниками вспахивали обычную почву.
Топор всему делу голова «Коли есть топор, делай и топорище» Топор без топорища, что соха без оглобель. И есть орудие – и работать нельзя
Топоры есть разные Плотничный топор – большой, с широким и острым носком. С таким ставят срубы домов, бани, амбары, деревянные церкви и часовни.
Столярные, токарные, обрубные Топоры поменьше, ими делают вещи тонкие, для домашнего обихода. С небольшим носком, тяжелые и толстые, на длинном топорище – это топоры дровосеков. Уж совсем тяжелыми, с толстым обухом, кололи дрова. Их называли колуны
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-596050
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какую роль играли «неказистая соха и неутомимый топор» русских тружеников в укреплении централизованного государства?
Ответы
первая цифра в скобках означает количество единичных отрезков по оси ох(та, которая горизонтальная)
вторая цифра в скобках означает количество единичных отрезков по оси ок(та, которая вертикальная)
если число отрицательное, то ты двигаешься по горизонтальной оси влево, а повертикально вниз
если число положительное, то ты двигаешься по горизонтальной оси вправо, а по вертикальной вверх
чтобы построить точку, симметричную данной относительно начала координат, нужно просто отзеркалить комнаты точки
преследовать хозяина кошки могут по нескольким причинам, одна из которых – простое проявление внимания и любви. но все-таки убедитесь, что ваш питомец не голоден.
щурится, когда смотрит
переглядки с незнакомым человеком кошка расценит как угрозу, своему же хозяину позволит долго смотреть в глаза. если при этом кошка еще и щурится, торжествуйте: такой «кошачий поцелуй» ― знак особого доверия.
отдыхая на вещах хозяина, кошка обменивается с ним запахом. это необходимо животному для максимально тесной связи с человеком. поэтому не ругайте питомца за шерсть на вашей одежде.
ложится на хозяина
если кошка трется о вас мордочкой, пытается улечься на колени или живот, она, как и в случае с одеждой, пытается поделиться своим запахом. такая опознавательная метка на близком и не представляющем опасности человеке животному чувствовать себя уверенно.
все кошки ― прирожденные охотники: им нравится гонять птиц, ловить бабочек и мышей. большее удовольствия они получают, когда приносят свою добычу хозяину. таким образом животные выражают свою хозяину за заботу и внимание.
ревнует к телефону, ноутбуку и книгам
не все кошки готовы делить своего любимого хозяина с компьютером, книгой или телефоном. они просто не понимают, почему вы вот уже 30 минут трогаете не своего котика, а какую-то странную штуку.
кошки научились мяукать только ради человека. вокализацию они пускают в дело, чтобы привлечь внимание хозяина. например, если им тревожно и голодно, или для того, чтобы за вкусный обед. ваш питомец точно оценит нежнейший паштет gourmet! радуйте его каждый день разными текстурами (паштет с нежной начинкой из соуса, кусочки в соусе, террин или нежные биточки), и кот будет проявлять свою любовь еще эмоциональнее.
кошки те еще индивидуалисты, но они в человеке, его любви и ласке, не меньше чем собаки. разве питомец не прибегал к вам с радостным «мяу» на звон ключей в дверном проеме?
кошка вылизывает только близкого и дорогого ей человека. эта нежность еще больше укрепляет связь питомца и его хозяина. но учтите: котик проявляет свою любовь только тогда, когда чувствует себя в полной безопасности.
нежные объятия и поглаживания ― признак крепкой связи между кошкой и ее хозяином. высшую же степень любви кошки проявляют, переступая на одном месте с лапки на лапку. если ваша кошка топчется, она чувствует себя в безопасности.
Что значит неказистая соха и неутомимый топор
Автор: Федосова Галина Александровна
Организация: МОУ «Кипчаковская СШ»
Населенный пункт: Рязанская область, с. Кипчаково
Технологическая карта урока № 5
Основы православной культуры
МОУ «Кипчаковская средняя школа»
Федосова Галина Александровна
Соха и топор как чудеса России.
Урок развивающего контроля
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
Методы и формы обучения
Методы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа, взаимооценка.
Формы: фронтальная, групповая.
Технология построения урока
присоединение к ценностям российской цивилизации – труду как основе благополучия человека, общины, доверие к многовековому опыту.
Опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, Интернет
Мотивация к учебной деятельности, осмысление учебных задач.
— Добрый день, ребята. Народная пословица гласит: « Всякий человек на деле познаётся». Предлагаю потрудиться сегодня на уроке на славу, в общем, больше дела, меньше слов.
— Я начала урок с пословиц не случайно. Прочитайте другие пословицы и определите тему урока: « Сохой да бороной деревня стояла. Топор одевает, топор обувает. Каких только чудес не бывает на свете». (Слайд №2)
— Сформулируйте цели урока. (Учитель открывает ту часть доски, на которой написаны тема и цель урока.)
Обучающиеся приветствуют учителя.
Формулируют тему урока.
— Соха и топор как чудеса России.
Формулируют цель урока.
— Обобщить и систематизировать знания по теме «Соха и топор».
Актуализация опорных знаний и умений и пробное учебное действие.
— Внимательно рассмотрите рисунок английского художника-акварелиста Джона Огастеса Аткинсона, который прожил многие годы в России. (Слайд №3)
— Опишите ситуацию, изображенную на рисунке, в своих рабочих листах (не более 2-ух предложений). Напишите, из каких элементов состоит соха.
— Проверим правильность выполнения задания. (Учитель озвучивает ответ, ученики проверяют.)
— На рисунке изображен пашущий крестьянин. Он сильно нажимает на рукояти сохи и черная полоса вытягивается по полю. Соха состоит из рассохи, оглобель и рукоятей.
Отвечают на поставленные вопросы в рабочих листах.
Локализация индивидуальных затруднений.
— Кто не справился с заданием? Как вы думаете, почему?
— Прочитайте свой ответ те, кто считает, что ответил на вопрос верно (не более 2-ух учащихся).
Анализируют самостоятельную работу.
Сравнивают работу с эталоном.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
— Ребята, что нужно сделать, чтобы учебный материал был усвоен всеми?
Предлагают выход из затруднения.
Реализация построенного проекта
— Предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Разделитесь на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выберите капитанов. Возьмите одну из пословиц в качестве девиза команды (Например, Труд всё побеждает и Терпение и труд все перетрут.)
— Выберите по одному человеку из команды для работы с толковым словарем. (Индивидуальное задание.)
— Итак, уточним, что такое соха и из каких элементов она состоит. Проведем блиц-опрос «Кто больше знает?»
Одна из команд по результатам жеребьевки первой начинает отвечать на вопросы.
— Слайд №4. Вот так соха выглядела.
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Молодцы. Продолжим игру. «Вопрос на засыпку». Прослушайте отрывок из былины.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
— О ком идет речь в отрывке из произведения?
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Проверим, внимательно ли вы дома прочитали былину «Вольга и Микула Селянинович». Сначала заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Кто такой «оратай» и что означает «орать»? (Слайд №5)
— Капитаны команд получают право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Прочитайте следующий отрывок из былины в рабочем листе.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
— Команды, вы готовы отвечать? В этой части соревнования отвечает та команда, которая быстрее найдет ответ. Вам дается одна минута на размышление. (Слайд №6,7)
— Кобыла у Микулы Селяниновича была соловая,
а гужики у нее шелковые. Это значит, что лошадь была желтоватой масти со светлыми хвостом и гривой. Гужики – это ременная петля, соединяющая бьющую часть цепа с рукоятью. И были они шелковыми.
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
Делятся на команды (по вариантам).
Индивидуальное задание. Двое учащихся ищут в толковом словаре лексическое значение слов «оратай» и «орать».
Презентация к уроку «Соха и топор как чудеса России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Памятники России Чудеса России Чудеса России
Чудеса России Чудеса России
Соха и топор как чудеса России 5 класс
Цель: Закрепление категории, которая определяет одну из важнейших горизонтальных ценностей российской цивилизации
ЗАДАЧИ: ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ «СОХА И ТОПОР» РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ И ПРИХОДИТЬ К ОБЩЕМУ РЕШЕНИЮ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИСТОКАМ РОДНОГО КРАЯ И ПАМЯТНИКАМ РОССИИ
Думает плотник с топором
Топор – продолжение рук
Работа пахаря и сохи
Опахивание от смерти
Активное занятие ПЕРВАЯ БОРОЗДА ДЛИННЫЕ ОГЛОБЛИ ВЕСТИ БОРОЗДУ ЖЕЛЕЗНЫЕ СОШНИКИ СДЕЛАТЬ ТОПОРИЩЕ ЗАЩИТА ЗЕМЛИ ОТ ОПАСНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ РУК ЗАЧИЩАТЬ ТЁС РАБОТАТЬ АРТЕЛЬЮ «КЛАНЯЕТСЯ, КЛАНЯЕТСЯ, ПРИДЁТ ДОМОЙ РАСТЯНЕТСЯ» ПОНУКАТЬ ЛОШАДЬ СДЕЛАТЬ ПОДСЕКУ ПРОБУЖДАТЬ ЗЕМЛЮ ВЫСЕКАТЬ УКРАШЕНИЯ
Соха и топор как чудеса России ПЕРВАЯ БОРОЗДА с ДЛИННЫЕ ОГЛОБЛИ с ВЕСТИ БОРОЗДУ с ЖЕЛЕЗНЫЕ СОШНИКИ с СДЕЛАТЬ ТОПОРИЩЕ т ЗАЩИТА ЗЕМЛИ ОТ ОПАСНОСТИ с/т ПРОДОЛЖЕНИЕ РУК т ЗАЧИЩАТЬ ТЁС т РАБОТАТЬ АРТЕЛЬЮ т «КЛАНЯЕТСЯ, КЛАНЯЕТСЯ, ПРИДЁТ ДОМОЙ РАСТЯНЕТСЯ» т ПОНУКАТЬ ЛОШАДЬ с СДЕЛАТЬ ПОДСЕКУ т ПРОБУЖДАТЬ ЗЕМЛЮ с ВЫСЕКАТЬ УКРАШЕНИЯ т
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-594719
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.