Что значит нефинансовая организация
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:
Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).
Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Итоги
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Что относится к нефинансовым активам: понятие, объекты
Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.
О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.
Что такое непроизведенные нефинансовые активы и что они включают в себя
Примером могут быть следующие виды объектов:
Как видим, непроизводственные нефинансовые активы включают в себя материальные и нематериальные НА. Материальные — объекты, имеющие естественную природу происхождения. Нематериальные — которые создают путем совершения юридически значимых сделок или внесения изменений в учредительные сведения о предприятии.
Какие положение о непроизведенных активах включить в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Итоги
Нефинансовый актив встречается в учете многих предприятий, составляя большую часть активов организации. Существующие виды нефинансовых активов — производственные и непроизводственные — помогают организации в осуществлении хозяйственной деятельности.
Здравствуйте! А Вы – кто?
Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» внес дополнительную классификацию в оборотные КОСГУ расчетов в зависимости от того, с кем эти расчеты производятся.
Таким образом, 26-тизначный счет расчетов с 01.01.2019г. в части 24-26 разрядов (КОСГУ) теперь имеет дополнительную детализацию.
1. участники бюджетного процесса
2. государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения
3. финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
4. иные нефинансовые организации
5. иные финансовые организации
8. наднациональные организации и правительства иностранных государств
Ниже приводится таблица детализированных КОСГУ с расшифровкой.
Статья 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям»
541 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
542 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;
543 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;
544 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;
545 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;
547 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;
548 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
549 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».
Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов
551 «Привлечение средств участников бюджетного процесса»;
552 «Привлечение средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;
553 «Привлечение средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;
554 «Привлечение средств иных нефинансовых организаций»;
555 «Привлечение средств иных финансовых организаций»;
557 «Привлечение средств физических лиц».
Статья 560 Увеличение прочей дебиторской задолженности
561 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
562 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
563 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
564 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
568 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
569 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Статья 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям»
641 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
642 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;
643 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;
644 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;
645 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;
647 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;
648 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
649 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».
Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов
651 «Возврат средств участников бюджетного процесса»;
652 «Возврат средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;
653 «Возврат средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;
654 «Возврат средств иных нефинансовых организаций»;
655 «Возврат средств иных финансовых организаций»;
657 «Возврат средств физических лиц».
Статья 660 Уменьшение прочей дебиторской задолженности
661 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
662 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетным и автономными учреждениями»;
663 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
664 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
668 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
669 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Статья 730 Увеличение прочей кредиторской задолженности
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Статья 830 Уменьшение прочей кредиторской задолженности
831 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
832 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
833 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
834 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
835 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
838 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Таким образом, в учете государственных учреждений с 01.01.2019 году на счетах расчетов не должно быть группировочных КОСГУ, типа 560/660, 730/830 и т.п.
То есть прежде чем сформировать бухгалтерскую запись по любому из счетов расчетов (205, 206, 209, 302, 303, 304 и т.п.), бухгалтеру следует четко знать тип (организационно-правовую форму) контрагента по расчетам.
Для облегчения определения типа контрагента ниже приведена таблица с группировкой (расшифровкой) типа (вида организационно-правовой формы) контрагента согласно Порядку 209н.
Перечень типов (видов организационно-правовой формы) контрагента
Участники бюджетного процесса
— главные распорядители бюджетных средств ; распорядители бюджетных средств ;
— получатели бюджетных средств ;
— государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
— главные администраторы доходов бюджето в; администраторы доходов бюджетов ;
— главные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов ; администраторы источников финансирования дефицита бюджетов ;
ИФНС, ФСС РФ, ПФР РФ, все казенные учреждения, органы власти, министерства и ведомства
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения
Бюджетные / автономные учреждения
Все бюджетные и автономные государственные учреждения (ФБУ, ФАУ, ФГБНУ, КГУ, ГБУЗ, КГАУ и т.д.)
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
— государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (п.9.5 Порядка № 209н )
ФГУП, МУП, КГУП, прочие корпорации с государственным участием более 50%
Иные нефинансовые организации
-организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п.10.4 Порядка № 209н )
Все коммерческие организации – юридические лица (ООО, ЗАО, ПАО и т.п. с государственным участием менее 50%)
Иная финансовая организация
-банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации (п.10.4 Порядка № 209н )
Банки, страховые компании (Сбербанк, Крайинвестбанк, Ингосстрах, Альфа-страхование)
-Физические лица, являющиеся ИП
Некоммерческие организации, все индивидуальные предприниматели
-Иные физические лица
Прочие физические лица
Наднациональные организации и правительства иностранных государств
-наднациональные организации / правительства иностранного государства
-граждане других государств ( п. 9.3.1 Порядка № 209н )
Начиная с релиза 1.0.56.7 для программы «1С:БГУ8» ред.1 и 2.0.61.19 для программы «1С:БГУ 8» ред.2, программа включает в себя функционал, детализирующий КОСГУ счетов расчетов в зависимости от значения реквизита «Тип контрагента» в карточке контрагента.
Данные этого поля заполнились автоматизировано при одном из предыдущих обновлений.
Для корректного формирования 26-тизначного счета расчетов пользователю ОБЯЗАТЕЛЬНО следует проверить правильность автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента.
Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2
Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2:
Для того, чтобы не входить в карточку каждого контрагента, можно сформировать отчет «Анализ субконто» из раздела «Главное».
На закладке «Основные» в поле «Виды субконто» с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Конрагенты».
На закладке «Дополнительные» в разделе «Дополнительные данные» с помощью команды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные к которому следует отобразить.
Для этого следует открыть знак «+» рядом с полем «Контрагенты».
В появившемся списке следует указать поле для выбора «Тип контрагента» и нажать команду «Выбрать».
Можно выбрать два типа размещения дополнительных данных: в одной колонке или в отдельных колонках.
На закладке «Группировка» с целью сокращения отображаемой информации не следует устанавливать флаг в позицию «По субсчетам».
Отображаемый отчет будет иметь нижеуказанный вид.
Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.
Чем шире будет период построения отчета, тем больший охват справочника «Контрагенты» можно получить для проверки.
При этом следует помнить, что чем больше контрагентов в базе, тем дольше будет время формирования отчета.
Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.
Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1
Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1:
Для проверки автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента можно сформировать отчет «Анализ субконто» из пункта меню «Бухгалтерский учет»- «Стандартные отчеты».
В разделе «Виды субконто» панели настроек с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Контрагенты».
В разделе «Дополнительные данные» панели настроек с помощью ко манды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные которого мы хотим увидеть. Это поле «Контрагенты».
Открыв знак «+» рядом с полем «Контрагенты», следует найти и выбрать для отображения поле «Тип контрагента».
Данные можно разместить в одной или в отдельных колонках.
Сформированный отчет имеет вид:
Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.
Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.
Скорректированы правила проверки клиентов для российских компаний финансового рынка
ideyweb / Depositphotos.com |
ФНС России на своем официальном сайте разместила информацию о вступлении в силу с 2021 года скорректированных правил по осуществлению запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о них, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки и анализа (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2194). Напомним, такие процедуры проверки проводятся в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств.
Так, в новой редакции было уточнено определение пассивной нефинансовой организации, включившее в себя понятие финансового учреждения. Под ним понимается организация, зарегистрированная в иностранном государстве (территории), осуществляющая операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, согласно определению, закрепленному рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Помимо этого, были скорректированы и критерии управления пассивной нефинансовой организацией. Под ними понимаются такие операции от имени пассивной нефинансовой организации, как торговля высоколиквидными финансовыми инструментами, управление индивидуальными и коллективными инвестиционными портфелями или иное инвестирование (торговля финансовыми активами).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Как указывает налоговая служба, необходимость внесения поправок обусловлена международными рекомендациями комиссии Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в части соответствия российского законодательства Единому стандарту отчетности.