Что значит небесному царствию причастника учини

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Пет. 1:4

Свт. Кирилл Иерусалимский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем причастниками Божеского естества. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: [если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого], то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53).

Мистагогические поучения 4.

Свт. Амвросий Медиоланский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Послания 6.29.

Свт. Иларий Пиктавийский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мало того, зная, что он создан причастником Божьей природы, как говорит в своем втором послании блаженный апостол Петр, будучи ее следствием, пусть человек не измеряет природу Бога законами собственной, но оценивает Божьи откровения в соответствии с величием Божьего свидетельства о Себе.

О Троице 1.18.

Свт. Лев Великий

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Познай, о христианин, свое достоинство и, соделанный причастником Божеского естества, не возвращайся в старое ничтожество из-за низкого образа жизни! Помни, чья это голова, и членом чьего тела ты являешься.

Проповеди 21.

Прп. Макарий Великий

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Он благоволил и Солнцу Правды воссиять, Которое не нашего естества, в омраченном страстями доме души, чтобы таким образом и страшную тьму греха она смогла бы обратить в бегство из человеческой личности, и красоту дома души выявить через воссияние духовного и небесного Света, и таким образом могла бы иметь красоту и благолепие и весь распорядок добродетелей посредством Божественного Духа, когда Солнце Правды, не сущее из нашего естества, воссияет в нас, по сказанному: «Дабы вы были причастниками Божественного естества». Ибо душа, падшая под грех и страшно духами лукавства действием страстей ставшая ожестевшей и горькой, отчужденная от прежнего чистого и блаженного состояния, восприняла страсти зла вопреки своему доброму естеству, что никто не может от нее отнять и восстановить в древнее состояние чистоты, если не нечто чуждое нашего естества, что есть сила Божественного Духа. Потому что, посетившая верную душу, она рассеет всякую жестокость и всякую лукавую и извне проникшую страсть и восстановит в древнее благородство чистоты добродетелей.

Собрание рукописей типа I. Слово 50.

Например, была бы некая женщина, и некий богатый мужчина взял бы ее в жены, чтобы она жила с ним и общалась, то и она все, чем обладает, принесет ему, и он даст ей все свое, и у них становится один дом, одно имущество, одно существование. И она не только господствует над всем его имуществом, но и тела его удостаивается; потому что его тело принадлежит ей, по словам [апостола]: муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4). Так и в отношении Бога имеется истинное и неизреченное общение души с Господом; общаясь со Христом, она становится [единым] духом с Ним, и затем, необходимо следует, становится госпожою над Его неизреченными сокровищами, потому что она является невестой великого царя, Христа. Ибо Господь соблаговолил, чтобы верные Его были, по выражению Писания, причастниками Божеского естества.

Духовные слова и послания. Слово 54.5.6.

Блаж. Феофилакт Болгарский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ориген

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Теперь вот мы выясняем, чем же является общение духа. И Петр тоже утверждает: вы, говорит, сделаны причастниками Божеского естества, то есть соучастниками.

Гомилии на Книгу Левит 4.

Андрей Монах

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мысль эта состоит в следующем: мы восприняли тысячи благ через явление Христово, через которые мы можем быть причастниками Божеской природы и верою достигать добродетели в жизни, и через добродетель шествовать путем преуспевания в благочестии, пока не войдем в совершенство благ, которое есть любовь.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ведь как Бог соделался причастным человеческой природе вопреки природе, так человек стал причастным Божеской природе вопреки природе.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 13:11

Свт. Иоанн Златоуст

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Блж. Иероним Стридонский

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Блж. Феофилакт Болгарский

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия небеснаго, онем же не дано есть

Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго

Вам – простодушно смотрящим и слушающим, и потому верующим; тайны, т.е. сокровенное учение Царствия Небеснаго, или Царя Небесного; дано есть от Бога.

онем же не дано есть

– с лукавством смотрящим и слушающим, и потому не верующим. Разумеет таких, которые не могут уже измениться. Что за польза знать и не веровать? Это то же, что сказал прежде: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф. 11:25).

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Прот. Иоанн Бухарев

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Лопухин А.П.

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

(Мк. 4:11; Лк. 8:10). Что слова эти были здесь ответом на вопрос 10 стиха, на это указывает “сказал им в ответ” (ἀποκριθείς). Слова Христа показывают, что учение Его, изложенное в притчах, было “тайнами”, что эти тайны все не были доступны обширному кругу слушателей Христа даже и после объяснений, какие Он дал ученикам; но последним они могли быть понятны и без объяснений, хотя после них делались еще яснее. Слово “тайны” не выражает того, что притчи были непонятны сами по себе. Оно употреблялось греками для обозначения некоторых тайных учений, обрядов в религии и в том, что связано было с нею; к этим тайнам никто не допускался, кроме посвященных; посвященные же должны были соблюдать про себя эти тайны. Таким образом, будучи тайнами для посторонних, они не были ими для посвященных.

Стихи 10, 11 и 14 объясняются у Иринея (Haer 4:29). “Почему притчами говоришь им? Отвечает Господь: потому что (quoniam) вам дано познавать (cognoscere) тайну Царства Небес; им же притчами говорю, чтобы, видя, не видели и, слыша, не слышали (разумея, не разумели), чтобы исполнилось на них пророчество Исаии, говорящего: огрубело (огруби) сердце этого народа и оглохли (оглуши) уши их и сомкнулись (сомкни) глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите”.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Источник

Толкование на От Матфея 11:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 11:12 / Мф 11:12

Иоанн Златоуст (

Ст. 12−13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит — Я грядущий.

Ибо все, — говорит, — пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я — грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Иларий Пиктавийский (

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Феофан Затворник (1815−1894)

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Поднимаете труды — «не всегда по влечению, а больше по принуждению». Таков уж закон- противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. От этого и следование за Господом есть иго. Когда бы все делалось по влечению, какое бы было в сем иго? — В конце, впрочем, приходит, что все делается охотно и легко.

Антоний Великий (

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Вопрос. Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают»? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол.

Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Почему царствие небесное нудится?

Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18), — сказал сосуд избран (Деян. 9:15)), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Какие же это нуждницы? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели.

Источник: Письма. Книга III.

Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Серафим Саровский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Источник: Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23). Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам.

Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше — источник зла, по словам Спасителя.

Царство Небесное силою берется. Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один — животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49); а другой — огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца — это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни — перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия — претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд — смирись, если жаден к пище и питию — будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро — привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21). «Царствие Небесное», то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему — «силою берется», то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17), то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского — палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. — Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? — Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни — и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Источник: Последний дневник (1908 год).

Царство Небесное нудится — и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться — грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.

Источник: Дневник. Том X. 1866−1867.

Иероним Стридонский (

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur = претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его

Если, — как мы выше сказали, — первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2), то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

По-видимому, это не стоит в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген (

Ст. 12−13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Дни Иоанна и Иисуса следует понимать не в смысле времени, а в смысле состояния души слушателя божественного Писания. Слово же «ныне» относится к дням Иисуса, которые псалом описывает следующим образом: Воссияет во дни его правда и множество мира, доколе не престанет (Пс. 71:7). Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой — силой терпения. Ибо силою берется употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении. Если же совершенное Слово, приняв того, кто ожидает свободы под началом закона и пророков, которые [для него своего рода] детоводители и домоправители, вручает ему отеческое наследство, то справедливо сказано: закон и пророки до Иоанна.

Евфимий Зигабен (

От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

(Лк. 16:16). Трудные для объяснения стихи 12−15 служат связью меж 11 и 16. Под “днями Иоанна Крестителя” имеется в виду время выступления его на проповедь. Слова “Царство Небесное” употреблены здесь, очевидно, в смысле “Царство Божие”, учрежденное Спасителем на земле. Златоуст толкует этот стих так: “Спаситель заставляет и понуждает ими (т.е. этими словами) слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то, значит, — Я грядущий. Ибо все, говорит, пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я — грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходят ко Мне с усердием”.

Источник

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ТАЙН

Господь Иисус Христос не только принес за нас на Кресте в жертву Богу Отцу Свое Пречистое Тело и Кровь, но еще питает нас Своим Телом и Кровию и через это теснейшими узами соединяет нас с Собою; творит нас единокровными Себе, а через Себя вводит нас в общение с Богом Отцом, делая нас причастниками Его милости и любви. Поэтому престол, на котором освящаются Тело и Кровь Христовы, имеет значение не только жертвенника, но и трапезы, к которой Ипостасная Премудрость Божия, предавшая Себя на заклание, до скончания века будет приглашать своих чад словами: прииди те, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам ( Притч. 9, 1–5 ). Приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте, сия есть Кровь Моя.

В чинопоследовании литургий верных причащение предваряется приготовительными действиями, подобно тому, как возношение и освящение Святых Даров соединяется с предварительными действиями.

Верующие готовятся к причащению Святых Тайн: 1) тайной молитвой священника о неосужденном причащении, читаемой во время дьяконской ектении; 2) молитвой Господней: Отче наш; 3) молитвой главопреклонения к Богу Отцу и молитвой к Иисусу Христу; 4) возглашением: Святая Святым. Затем следует приготовление Святых Даров к употреблению для причастников.

1. «На Тебя, человеколюбивый Господи, – говорит тайно священник в своей первой приготовительной к причащению молитве, – возлагаем всю нашу жизнь и надежду, и просим, и молим, и униженно умоляем: сподоби нас причаститься Небесных и Страшных Тайн этой священной и духовной трапезы с чистой совестью, во оставление грехов, в прощение прегрешений, в общение Святого Духа, к получению в наследие Царства Небесного, не в суд или в осуждение».

Святые Тайны, к неосужденному приятию которых священник готовит себя и предстоящих этой молитвой, именуются небесными в том смысле, что имеют одинаковое значение и составляют одно и то же с пребывающим на Небесах прославленным человечеством Господа Иисуса Христа; именуются страшными, потому что в них сокрыта Божественная сила, попаляющая, подобно огню, души недостойных людей и грозная для духов злобы; именуются Тайнами трапезы духовной, потому что питают и насыщают преимущественно дух и служат к возрастанию и утверждению в нас духовной жизни.

Эту тайную молитву священник читает в то самое время, когда дьякон на амвоне возглашает ектению, часть которой также служит приготовлением к причащению.

а) Вся святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, т.е. после того, как мы вступили в ближайшее общение со святыми, которых поминали пред Бескровной жертвой, снова помянем их как наших молитвенников и их молитвами подкрепим наши немощные молитвы, которые снова будем возносить к Богу в мире.

б) О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. В каком же именно отношении должно молиться о принесенных и освященных Дарах, это объясняется в следующем за этим возглашении дьякона.

Но как ни угодна Богу Отцу сама по себе Бескровная жертва, она может остаться без спасительного действия на наши души, если не находит в них желания и готовности воспользоваться ею для спасения. Благодать Святого Духа, сошедшего на Святые Дары и соделавшая их Телом и Кровию Христа, может совсем не коснуться наших сердец, если в них нет надлежащего усердия к ее усвоению, – ибо не может же Он действовать на нас без участия нашей свободной воли. Поэтому необходимое условие с нашей стороны для привлечения благодати Святого Духа, сокрытой в Бескровной жертве, есть молитва. Поэтому Святая Церковь учит нас, устами дьякона, молить Бога Отца, приявшего освященные Дары в Пренебесный Свой жертвенник, чтобы Он с высоты его ниспослал на всех нас, особенно же на причащающихся, Свою Божественную благодать, милующую нас, и дар Святого Духа к нашему просвещению и освящению.

За этим прошением следуют обычные возглашения просительной ектении: о избавитися нам от всякия скорби. заступи, спаси, помилуй. дне всего совершенна. В заключение дьякон возглашает: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, т.е. будем просить у Бога, да поможет Он нам Своею благодатью блюсти единение между собою в вере, да сподобит Он нас общения со Святым Духом, и затем отдадим себя всецело под покров милосердного и всемогущего Искупителя нашего Христа Бога.

Представим краткое изъяснительное изложение молитвы Господней.

Отче наш, Иже ecи на Небесех. «K Тебе, Господи, возносим нашу молитву, с сыновним дерзновением и вместе с благоговением. С сыновним дерзновением, ибо Ты – наш Отец. Ты запечатлел в нас образ и подобие Твое и через это соделал нас сродными Тебе. Ты с отеческой любовью промышляешь о нас. Ты из чад гнева соделал нас чадами Твоими по благодати возрождения в Таинстве Крещения и с отеческим милосердием прощаешь наши грехи. С благоговением, потому что Ты – Отец, сущий на небесах ( Мф. 6, 9 ; Лк. 11, 2 ). Ты хотя вездесущ, но преимущественно любишь являть Свое присутствие там, куда не проникло зло греха – на Небесах, и с высоты Твоей святости простираешь на весь Твой мир беспредельную власть и силу. Твоя отеческая близость к нам пробуждает в нас дерзновение перед Тобою, но Твое величество, как Царя Небесного, исполняет нас благоговением к Тебе. Если на Небесах со страхом и трепетом предстоят Тебе и славословят Тебя сонмы безгрешных и чистых духов, то с каким страхом и благоговением, с каким смирением, с каким глубоким чувством нашего недостоинства должны молиться Тебе мы, существа земные и, несмотря на Твое беспредельное милосердие к нам, оскорбляющие Тебя нашими грехами!»

Да святится имя Твое. «Тебе единому, Отец наш Небесный, принадлежит имя истинного Бога. Тебе единому подобает Божественная слава, честь и поклонение. Но есть люди и целые племена и народы, сидящие во тьме и сени смертной, которые не ведают Тебя и подобающую Тебе единому Божественную честь воздают творениям. Есть люди и целые народы, которые хотя не почитают твари вместо Творца, но не воздают Тебе тройческого поклонения, не просвещены верой в Отца и Сына и Святого Духа (каковы мусульмане и евреи), не приняли евангельской истины. Но и из тех, которые веруют в Евангелие, не все православно веруют в Тебя (каковы еретики и разные лжеучители), не все благоговейно чтут Тебя. А есть и такие, которые по гордости ума и ослеплению сердца совсем не имеют веры в Бога и дерзко проповедуют безбожие. Молим Тебя, Боже, сотвори, да святится, – да свято чтится, да с благоговением всюду призывается и прославляется пречестное и великолепое имя Твое, как имя единого истинного Бога, и светом истинного богопознания разгони мрак языческого многобожия, магометанских и иудейских заблуждений. Сотвори, да святится имя Твое и между самими христианами, да не будет между ними разномыслия в познании и чествовании Тебя, да все они единомысленно, единым сердцем и едиными устами исповедуют веру в Тебя и славят Тебя. И так как для распространения истинного боговедения и богопочтения потребны проповедники учения истины, то воздвигни их, Господи, из среды нас, изведи их на жатву Твою в потребном количестве и одушеви их неослабевающей ревностью к прохождению их служения. Сподоби и всех нас самой нашей жизнью святить, прославлять Тебя и тем побуждать других, неведущих Тебя или неправославно в Тебя верующих и перед Тобой неблагоговеющих, к прославлению Тебя, – содействовать распространению между ними истинной веры и истинного богопочитания. Внуши нам, Отец Небесный, благоговение к самому звуку имени Твоего, да не всуе оно будет произноситься нами».

Да приидет Царствие Твое. «Слава имени Твоего, Отец Небесный, требует от нас не только поклонения Тебе, как единому истинному Богу, но и беспрекословного повиновения Тебе, как Царю всяческих творений. Царственная власть Твоя простирается на весь мир, потому в область Твоего Царства входят все люди, даже непризнающие Тебя Своим Царем. Но Ты хочешь быть Царем над нами не так, как Ты царствуешь над неразумными и неодушевленными существами. Ты хочешь, чтобы мы, как существа, одаренные разумом и свободой, свободно признавали Твою царственную власть и покорялись ей. Особенно Ты хочешь видеть эту добровольную покорность в христианах, как подданных Твоего благодатного Царства. Но как многого недостает нам, детям твоим, чтобы быть верными подданными Твоего Царства. Как Царь, Ты имеешь над нами власть верховного законодателя, но для всех ли из нас священны Твои законы, содержащиеся в святом Твоем слове, всеми ли прилежно они изучаются и исполняются. Как наш Царь, Ты – наш верховный судья. Но все ли страшатся Твоего суда за пренебрежение Твоих законов и этим страхом удерживаются от грехов? Как наш Царь, Ты – верховный Владыка и распорядитель наших судеб, но все ли с покорностью, смирением и благодарностью принимают от Твоей руки все, что Тебе угодно послать на их долю, все ли безропотно переносят лишения и скорби, по воле Твоей их постигающие? Признаем, Отец наш Небесный, что не имеем надлежащего отношения к Тебе, как Царю. Но вместе с тем признаем и то, что без благодатной Твоей помощи мы не можем быть верными Твоими слугами. Потому молим Тебя: да приидет Царствие Твое, – Сам своей благодатью водвори среди нас Царство Твое во всей его силе, так чтобы сами наши дела, вся наша жизнь свидетельствовали о нас как о верных Твоих подданных, ревнующих об исполнении Твоих законов, благоговеющих перед Твоим судом, покоряющихся Твоим распоряжениям. Даруй, чтобы и в земных царствах были признаваемы Твои царственные права, чтобы цари земные взирали на себя как на Твоих слуг, чтобы все гражданские отношения были запечатлены духом верности Тебе, чтобы, наконец, сами международные отношения были устрояемы по Твоим законам. Тогда все будет показывать, что грядет Царствие Твое. Господи, скорее бы оно пришло во всей силе!»

Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. «Отец наш Небесный, на нас лежит долг не только творить волю Твою, как нашего Царя, но творить ее так, как творят ее на Небесах, достигать в исполнении ее равноангельского совершенства. Как соединенные под одной Главой – Христом – с небожителями ( Еф. 1, 10 ), мы должны быть соединены с ними в единой верности Тебе, всеобщему нашему Царю. Но Ты знаешь, Отец наш Небесный, как нам трудно достичь равноангельского совершенства в исполнении святой Твоей воли. Небожители, Ангелы и прославленные на Небесах человеки уже утвердились в повиновении святой Твоей воле, так что для них уже невозможно противление ей. Но нам еще предстоит бороться с нашей ослабленной грехом волей и многоразличными искушениями, чтобы наконец привыкнуть с такой же ревностью и постоянством творить Твою волю, как творят ее на Небесах. Мы не можем без Твоей благодатной помощи, с успехом вести эту борьбу. Не лиши нас этой помощи, научи и укрепи нас достигать равноангельского совершенства в исполнении заповедей Твоих. Веруем, что грядут новое небо и новая земля, на которых будет обитать одна правда ( 2Пет. 3, 13 ). Но сотвори, чтобы уже и на нынешней земле начиналось это, подобное небесному, торжество правды: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли».

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Ты даровал нам жизнь, Отец наш Небесный; не лиши нас средств к ее поддержанию. Для этого многое потребно, но преимущественно пища. Она есть необходимое условие для здоровья, а при здоровье мы можем трудиться и трудами добывать себе все нужное для нынешней жизни. Если у нас совсем нет хлеба, даруй нам его, помоги нам добыть его, чтобы нам не умереть с голоду. Если же у нас запасено много хлеба, то благослови употреблять его во славу святого имени Твоего, ибо без Твоего благословения мы можем лишиться и того, что имеем, ибо ничто без Твоего благословения не послужит нам во благо. Мы не просим у Тебя хлеба чужого, даруй нам и благослови употреблять хлеб наш, на который мы имеем право, как на приобретенный с Твоею помощью, нашими трудами. Мы не просим у Тебя обильной и роскошной пищи, ибо боимся впасть в грех сластолюбия, – даруй нам хлеб насущный, необходимый для поддержания нашей жизни, даруй нам хлеб в такой мере, чтобы поддержать телесные силы и здоровье. Даруй нам хлеб днесь, на текущий день, и чрез это утверди нас в уповании на Твое благоволение к нам в будущее время, чтобы нам, при уповании на Твой премудрый Промысел, не нужно было изнурять себя чрезмерными заботами о заготовлении пищи на будущее. Но благослови нас искать Царства Божия и правды его. Но прежде всего не лиши нас, Отец наш Небесный, пищи, необходимой для поддержания духовной жизни, той Таинственной пищи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин. 6, 53 )».

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. «Долги нашы – это наши грехи ( Лк. 11, 4 ). Дары природы и благодати мы получили от Тебя, Отец наш Небесный, с обязательством употреблять их во славу святого Твоего имени. Не употребляя их согласно с их назначением или злоупотребляя ими, мы нарушаем свое обещание, грешим против Тебя. Наши грехи делают нас неоплатными должниками пред Тобою, ибо ничем не можем их искупить или за них заплатить, ничем не можем удовлетворить Твоему святому правосудию. Несостоятельного должника заимодавец имеет право предать суду и законному наказанию. И мы за грехи наши против Тебя подлежим строгой ответственности перед Тобою. Но не войди в суд с должниками Твоими, ибо кто устоит перед судом Твоим? Не взыскивай с нас долгов наших по закону правосудия, но прости их единственно по милости Твоей, подобно тому, как заимодавец прощает долги несостоятельных должников. Сами мы не заслуживаем Твоей милости. Но мы веруем, Боже Отец Вседержитель, в великую силу ходатайства за нас Единородного Твоего Сына, который за тем и сошел с Небес на землю, чтобы тяготевшее на нас праведное осуждение за грехи наши принять на Себя одного. Яви нам Твою милость по этой нашей вере и прости нам грехи, как и мы прощаем нашим должникам, т.е. тем, которые в чем-либо против нас виновны».

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. «Ежеминутно мы находимся в опасности впасть в грех, вследствие многообразных искушений от дьявола, существа лукаваго, злого. Он вводит нас в грех возбуждением в нас греховных помыслов и желаний. Усиливает в нас ростки страстей, возникающих от нашего произвола. Нападения его для нас тем опасней, чем неприметнее источник их происхождения, чем меньше мы подозреваем присутствие дьявола около нас. Исповедуем перед Тобою, Отец наш Небесный, нашу немощь в борьбе с врагом нашего спасения, и отнюдь не надеясь победить его нашими силами, взываем к Твоей всесильной помощи. Избавь нас от этого пагубного искушения и вместе с тем от власти над нами лукавого. Молим Тебя, не допусти нас до встречи с дьявольским искушением, так чтобы оно совсем не коснулось нас, не приблизилось к нам; но если Тебе угодно испытать нашу веру и любовь к Тебе борьбой с искушениями и соблазнами, то подай нам потребную для противоборства силу, не попусти нам быть искушенными сверх сил, но при искушении дай и облегчение, так чтобы мы были в силах перенести ( 1Кор. 10, 13 ) и осторжествовать над кознями сатаны».

«Уповаем на Тебя, Отец наш Небесный, и веруем, что Ты услышишь нашу молитву и сможешь исполнить наши, выраженные в ней желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и все в Твоей власти. Ты обладаешь всемогущей силой исполнить все, что Тебе благоугодно, и сама слава Твоего имени побуждает Тебя к благосклонному вниманию к нашей молитве». Эти заключительные слова молитвы Господней произносит священник. Аминь, – произносит народ, выражая одинаковое со священником желание и упование в том, что молитвы услышаны.

3. После молитвы Господней приготовлением к причащению Святых Тайн служат главопреклоненная молитва к Богу Отцу и молитва к Господу Иисусу Христу. Эти молитвы произносятся священником тайно.

а) Первую молитву священник читает, преподав мир всем, вслед за тем, как присутствующие после возгласа дьякона преклонят головы. «Благодарим Тебя, Царь невидимый, все устроивший неизмеримой Твоей силой и по обильной милости Твоей все призвавший из небытия в бытие. Сам же Ты, Владыка, призри с неба на преклонивших перед Тобой главы: они преклонили их не перед плотью и кровью (не перед людьми), но перед Тобою, страшным Богом. Итак, сотвори, Владыка, чтобы эти предлежащие Дары послужили всем нам во благо соразмерно с потребностью каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, болящих исцели, Врач душ и тел наших, – благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, с которым Ты благословен вместе со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, сегодня и непрестанно и во веки веков». Последние слова: Благодатию и щедротами. священник говорит вслух. Народ отвечает: аминь.

В этой молитве священник молится преимущественно о причастниках, чтобы им послужили во благо Святые Дары. Между причастниками упоминаются, в частности, плавающие, путешествующие, болящие. Это свидетельствует, что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении, но и собиравшиеся путешествовать напутствовали себя Святыми Тайнами. Некоторые даже брали в путь или хранили у себя дома запасные Дары для причащения – на случай, если не было возможности причаститься в церкви вследствие дальности ее местонахождения.

На литургии святителя Василия Великого главопреклонненная молитва читается так: «Владыко Господи, Отец щедрот и Боже всякого утешения, преклонивших перед Тобой главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякого злого дела отведи, ко всякому благому делу привлеки и сподоби неосужденно причаститься этих Пречистых и Животворящих Тайн, в оставление грехов, в общение Святого Духа, благодатью Единородного Сына Твоего. (далее как у Иоанна Златоуста)».

б) В следующей молитве к Господу Иисусу Христу священник просит Его, чтобы Он Сам преподал ему и сослужащим с ним Тело и Кровь Свою, и через них всему народу. «Услышь нас, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святого жилища Твоего и от престола славы Царства Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Седящий с Отцом на Небесах и здесь невидимо с нами присутствующий, и сподоби державной Твоей рукой преподать нам Пречистое Тело Твое и драгоценную Кровь, а через нас и всему народу Твоему».

4. Приготовительные к святому причащению действия заканчиваются тем, что священник берет в руки Святой Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: Святая святым, и народ на это отвечает исповеданием святости единого Господа Иисуса Христа.

Народ отвечает: Един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь, смиренно исповедуя, что никто из людей сам собой не может быть святым, – свят в собственном смысле, имея ни от кого не заимствованную святость, только Господь Иисус Христос, – и что Он один над всеми господствует во славу Бога Отца ( Флп. 2, 11 ), и, следовательно, только Он может сделать нас причастниками Своей святости. Возглас:

Святая святым, в соединении с поднятием Агнца, как действие весьма важное в порядке приготовления к Святому Причащению, предваряется поклонением священника перед Дарами и молитвой: Боже, очисти меня грешнаго. Вместе с ним поклоняется на амвоне и ту же молитву творит дьякон. Равно и все присутствующие, как это видно из древних служебников, тоже должны поклоняться. Вслед за тем завеса в алтаре задергивается, и алтарь на время причащения священнослужителей становится подобием той замкнутой горницы, в которой прияли причастие от рук Самого Христа апостолы, без посторонних зрителей.

5. Приготовление верующих к причащению окончено, остается приготовить Святые Дары к употреблению. Это приготовление состоит из раздробления Святого Агнца, соединения Тела и Крови Христовой и вливания в Чашу теплоты.

а) Дьякон подходит к престолу и говорит священнику: Раздроби, владыко, святый хлеб, т.е. Тело Христово, которое сохраняет вид хлеба и для причащающихся от него служит хлебом жизни ( Ин. 6, 48–51 ). И священник, по примеру Иисуса Христа, преломившего таинственно освященный в Его Тело хлеб, преломляет Тело Христово, – именно раздробляет на четыре части по крестообразному разрезу, сделанному на Агнце при совершении проскомидии, и при этом произносит: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяе мый, всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Агнец есть раздробляемый и неразделяемый, ибо Господь Иисус Христос всецело, не только Телом, но и Своим Божеством, присутствует в каждой части и в каждой капле Святых Даров, как в каждом осколке разбитого зеркала видно все отражаемое ими солнце. По учению Православной Церкви, хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по всему земному шару, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно. «Тело Господа, находящееся на Небесах, не спускается на жертвенники, но хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквях и претворяемый в Таинстве Евхаристии, делается одним и тем же с Телом Христовым, пребывающем на Небесах. Ибо у Господа всегда одно Тело, а не многие тела, находящиеся во многих местах» (Послание Восточных Патриархов, глава 17). Агнец есть всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, подобием чего служили прообразовавшая его ветхозаветная манна, которая в продолжение странствования народа Божия никогда не оскудевала, и пять хлебов, от которых, после чудесного насыщения ими более пяти тысяч человек, остались еще избытки.

в) Наконец, в Потир вливается теплота, т.е. согретая вода, для изображения животворящей силы Таинства и в подобие воды, истекшей из ребра Спасителя с Кровию; ибо вода и Кровь истекли еще из неостывшего Тела Спасителя и, следственно, сохранили теплоту. Держа сосуд с теплотою, дьякон говорит: благослови, владыко, теплоту. Священник осеняет ее крестообразно со словами: благословенна теплота святых Твоих, т.е. святынь Твоих, Тела и Крови Христовых под видами хлеба и вина. Дьякон, вливая в Потир благословенную теплоту, произносит: теплота веры исполнь Духа Святаго, т.е. животворной силе Таинства, изображаемой теплотою, должна соответствовать живая, теплая вера, исполненная благодати Святого Духа.

Т.е. научи нас достигать совершенства в святости, так чтобы мы боялись прогневать Тебя не только плотскими делами, но и гнездящимися в душе мыслями и нечистыми желаниями, от которых отвращается чистое Твое око.

Часть святынь – это служащие к нашему освящению Тело и Кровь Христовы, подаваемые причастникам под видом раздробленных частиц хлеба и каплей вина.

Человекообразное выражение: принять жертву в воню благоухания, сходно с употребленным в книге Бытия о жертве Ноя: обоня Господь воню благоухания ( Быт 8, 21 ). Это значит, что жертва Ноя была приятна Богу, как человеку приятно обонять благовоние.

Так, святой Киприан говорит: «Христос есть хлеб наш, и хлеб этот не всем принадлежит, но наш есть, Христос есть наш хлеб, поколику мы принимаем Тело Его» (De oratione Domin). Tepтуллиан говорит: «Прося у Бога хлеба насущного, мы просим Его, чтобы вам всегда быть причастными Тела Христова и пребывать с Ним неразлучно» (De oratione Domin).

Слова: Отца и Сына и Святага Духа, внесены Церковью в текст заключительных слов молитвы Господней с той целью, чтобы мы, относя ее к Богу Отцу, в то же время помышляли о Его Сыне и Святом Духе, ибо все Лица Святой Троицы, будучи единосущны, принимают нераздельное участие в попечении о людях.

Дионисий Ареопагит. Церковная иерархия. Гл. III. (И толкование на него преподобного Максима Исповедника.)

По другим греческим спискам: Святыя Потиры. Это указывает на древний обычай причащать верующих не из одного, а из нескольких Потиров, если причастников было много.

В других греческих списках литургии: в полноту Духа Святаго ( ειξ πληρωμα πωευματοξ του αγιου ).

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *