Что значит не хватает ликвидности для сделки
Ликвидность на фондовом рынке
И как на ней зарабатывать
Мы уже рассказывали, как частному инвестору выбирать акции для покупки, основываясь не на заявлениях Трампа, а на финансовых показателях бизнеса.
Но чтобы торговать на фондовом рынке, надо учитывать и рыночные факторы. Главный из них — ликвидность. Разберем на примере Московской биржи.
Что вы узнаете
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро продать какой-то актив по рыночной цене, то есть без скидок. Чем быстрее это можно сделать, тем выше ликвидность актива. Разберем на примерах. Сейчас будет обидно, готовьтесь.
Недвижимость — низколиквидный актив (вопреки тому, что говорили родители). Вы не сможете быстро продать квартиру по рыночной цене. Даже если есть покупатель, нужно время, чтобы собрать документы, все проверить, оформить сделку в Росреестре. Это не быстро, а значит, уменьшает ликвидность вашей квартиры. При этом у каждой квартиры ликвидность тоже разная — однушку в центре продать проще, чем трешку на окраине.
Использованная зубная щетка — неликвидный актив. Вряд ли вы сможете кому-то продать свою старую зубную щетку. Если вы, конечно, не Пэрис Хилтон. Щетка сразу после покупки теряет свою способность быть проданной кому-то по рыночной цене.
Аналогичный пример — новая машина, которая сразу после покупки теряет около трети стоимости. Некоторые старые модели можно продать разве что по программе утилизации. Машина, вопреки общепринятым представлениям, низколиквидный актив, на грани неликвидности.
Банковский вклад — ликвидность зависит от условий. Например, в том же Тинькофф-банке я могу закрыть свой вклад через приложение и на следующий день получить деньги. Но один день все же придется подождать, при этом из-за досрочного расторжения теряются накопленные проценты.
Ликвидность ценных бумаг
Инструменты фондового рынка — акции и облигации — самые ликвидные активы для инвестора. Когда биржа работает, ценные бумаги можно продать без проблем, просто открыв терминал или позвонив своему брокеру. Причем в случае с облигациями накопленный купонный доход не теряется, в отличие от тех же процентов по досрочно закрытому вкладу.
Но здесь есть свои тонкости. Представьте, что вы решили продать акции через терминал, открыли стакан заявок и в списке лучших предложений на покупку и продажу актива увидели, что на ваш объем акций нет достаточного спроса. Поздравляем: пришло время узнать о ликвидности фондового рынка.
Рынок считается высоколиквидным, если на нем регулярно заключают сделки и разница между ценами заявок на покупку и продажу невелика. При этом таких сделок должно быть много, чтобы каждая небольшая сделка не влияла на цену товара.
Ликвидность инструмента на фондовом рынке оценивают по количеству совершаемых сделок (то есть по объему торгов) и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если вы можете быстро продать или купить большое количество акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность на Московской бирже
У инвесторов с разным количеством денег будут разные требования к ликвидности. Разберем на примере.
Представьте трех частных инвесторов: один хочет вложить 1 миллион рублей, второй — 60 миллионов, а третий — 600 миллионов. Все трое пришли за акциями на Московскую биржу и открыли список с итогами торгов в обычный пятничный день. Когда мы писали эту статью, на Московской бирже торговалось 226 компаний. При этом для покупки доступна 281 акция: некоторые компании продают акции нескольких видов.
Вот как выглядит этот список, если отсортировать результаты по объему от большего к меньшему.
Первая страница — сливки нашего фондового рынка. Это самые ликвидные компании — так называемые голубые фишки. Возглавляет список Сбербанк: за день с его бумагами совершили 65 073 операции более чем на 11 млрд рублей.
Если представить, что инвесторы могут купить акции только какой-то одной компании, все трое легко разместят деньги в акциях первых пятнадцати компаний. Но уже дальше, начиная с «Ростелекома», объемы торгов акциями компаний падают ниже 594 млн рублей в день — инвестора с 600 млн эти бумаги не интересуют. А требованиям инвестора с 60 миллионами рублей соответствуют только первые 45 компаний.
Проще всего будет продавать и покупать акции инвестору с 1 миллионом рублей. Но даже ему подойдет чуть более сотни компаний: объемы торгов остальных уже меньше миллиона в день.
Конечно, в реальности всё иначе: с одной стороны, вам не нужно вкладывать все деньги в акции одной компании — вместо этого лучше диверсифицировать портфель, тогда требования к минимальному объему торгов будут ниже. С другой стороны, если объем торгов 1 миллион в день, то купить акции даже на 100 000 рублей будет не так легко. А потом не так легко будет их и продать. Ведь объем у нас суммарный не только на весь день, но и на всех участников рынка. Суть такова: не стоит покупать акций больше, чем потом получится легко продать.
Прежде чем покупать акции вроде как недооцененной компании, узнайте, какая у этих бумаг ликвидность. Иначе вы никогда не сможете продать их. Вернее, продать-то вы их сможете, но для этого потребуется время и, вероятно, снижение цены. А если снижать цену, то зачем было вкладывать?
Московская биржа на карте мира
Если посмотреть на ликвидность фондовых рынков разных стран, то станет понятно, что Московская биржа отнюдь не лидер по количеству компаний, чьи бумаги здесь торгуются.
Капитализация всех акций на Московской бирже около 630 млрд долларов, в то время как капитализация одной только компании «Эпл» более 900 млрд долларов. Московская биржа не входит даже в топ-20 крупнейших бирж, уступая фондовым биржам Мадрида, Тайваня и Сан-Паулу. На Московской бирже торгуется 281 различная акция от 226 компаний, в то время как на фондовых рынках США их тысячи.
Что такое Free float
Объем сделок — это еще не все, что определяет ликвидность той или иной акции. Инвестируя в ценные бумаги, важно помнить о показателе free float.
Низкий free float акций говорит о том, что частные лица могут продавать и покупать только небольшое число акций, поэтому и ликвидность их тоже будет низкой.
Чтобы понять, как free float влияет на ликвидность акций, приведу пример с двумя похожими на первый взгляд компаниями, акции которых торгуются на бирже.
Как оценивать ликвидность компании
Ликвидность показывает, как быстро компания может расплатиться с партнерами и выстоит ли в случае проблем
Продолжаем рубрику о бизнес-показателях простым языком. В прошлых статьях разобрались:
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро превратить имущество в деньги без потери в рыночной цене. И чем быстрее это можно сделать, тем более ликвидным считается это имущество. Например, валюта считается высоколиквидной ценностью, а старый гараж можно продавать год и в итоге отдать за копейки — его ликвидность будет низкой.
Для компаний ликвидность — возможность быстро отдать текущие долги с помощью имущества, его называют активами. Если активов больше, чем долгов, компания ликвидна. Если активов меньше, всё плохо: кредиторы будут требовать деньги, а платить нечем — так и до банкротства недалеко.
У ООО «Пончик» на расчетном счете 15 000 рублей, но еще есть запасы качественной муки, которую легко продать за 100 000 рублей. Это активы «Пончика».
«Пончик» должен срочно расплатиться с поставщиками — долг составляет 85 000 рублей. Для этого он может снять деньги со счета, продать часть муки за 70 000 рублей и оставить немного сырья для производства пончиков.
Активов компании больше, чем долгов, поэтому компания считается платежеспособной. А вот если бы муки не было, а долги выросли до 300 000 рублей, «Пончика» могли бы признать банкротом.
Активы — это всё имущество компании, их два вида:
Чем быстрее что-то из этого можно перевести в деньги, тем лучше. По скорости превращения в деньги активы бывают:
Зачем нужна ликвидность
Ликвидность оценивают, чтобы понять, насколько компания надежна и платежеспособна. Вот случаи, когда ликвидность точно пригодится:
Чтобы оценить ликвидность другой компании, нужен ее бухгалтерский баланс. По закону бухгалтерская отчетность — открытая информация, поэтому посмотреть баланс может кто угодно.
Если сравнить, сколько есть активов, а сколько обязательств — их называют пассивами, — можно понять, что происходит в компании, как быстро она может заплатить по счетам и стоит ли работать с ней. Общее правило такое: оборотных активов должно быть больше или на уровне с пассивами.
Андрей владеет сыроварней в пригороде. Он знает свои доходы и расходы, но плохо знаком с понятиями из теории экономики вроде рентабельности или ликвидности. Но наступает момент, когда к Андрею приходит крупная молочная ферма и предлагает сотрудничать: они Андрею молоко и закваску, а он им уникальные русские сыры.
Вот тогда Андрею и пригодится ликвидность. Ферма захочет убедиться в его платежеспособности, а Андрей сможет подготовиться — увеличить активы и избавиться от долгов.
Еще Андрей сможет оценить платежеспособность партнера по балансу. У фермы активов на миллион рублей, а долгов на 500 000 рублей. Значит, всё хорошо, можно работать.
Ликвидность определяют с помощью коэффициентов: абсолютной ликвидности, срочной и текущей. Например, наш герой Андрей считал текущую ликвидность. Мы же разберемся во всех трех коэффициентах: что это и как считать.
Абсолютная ликвидность
Абсолютная ликвидность показывает, сколько текущих долгов можно покрыть только за счет денег компании и краткосрочных вложений.
Вот формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности:
Абсолютная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения разделить на краткосрочные обязательства.
На счете компании есть 400 000 рублей, еще партнер должен на днях вернуть 100 000 рублей займа. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.
400 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,5.
Нормальным значением коэффициента абсолютной ликвидности считается от 0,2 до 0,5. Компания с таким показателем может оплатить до половины долгов, как только это потребуется. Если показатель ниже, компания не сможет быстро оплатить даже часть долгов.
Срочная ликвидность
Срочная ликвидность помогает понять, как быстро компания может перевести все самые доступные активы в деньги, чтобы решить возникшие проблемы.
Формула срочной ликвидности такая же как для абсолютной ликвидности, только еще учитывают дебиторскую задолженность:
Срочная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения + краткосрочная дебиторская задолженность разделить на краткосрочные обязательства.
На счете компании есть 400 000 рублей, скоро вернут 100 000 рублей займа и 100 000 рублей по дебиторке. Поставщикам всё еще должны 1 000 000 рублей.
400 000 + 100 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,6.
Нормальным значением для коэффициента срочной ликвидности будет от 0,7 до 1. С таким показателем компания может оплатить все долги, как только это будет нужно. Если показатель выше, значит, у компании всё хорошо, ниже — нужно наращивать активы.
Текущая ликвидность
Текущая ликвидность показывает, может ли компания погасить долги всеми оборотными активами, без продажи имущества.
Формула расчет коэффициента текущей ликвидности:
Текущая ликвидность = оборотные активы разделить на текущие обязательства.
На примере будет так:
У компании есть деньги на счете, краткосрочные займы и вклады, дебиторская задолженность — всего 800 000 рублей активов. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.
800 000 / 1 000 000 = 0,8.
Нормальное значение коэффициента текущей ликвидности — от 1,5 до 2,5. У нас вышло 0,8: компания не может вовремя платить по счетам. Нужно увеличивать оборотные активы и снижать задолженности. Иначе придется уже распродавать имущество.
Словарь
Традиционно разделяют три вида ликвидности: высокую (товар можно продать за срок до одного дня), среднюю (продажа может занять до нескольких недель) и низкую (от нескольких недель). Чем быстрее и проще владельцу актива обменять его на деньги, тем выше ликвидность этого актива.
Ликвидностью обладают в том числе и сами деньги, которые можно в любой момент времени обменять на любой товар (абсолютная ликвидность). Тем не менее, есть как высоколиквидные так и низколиквидные валюты. Например, американский доллар не составит труда обменять на другую валюту, поэтому у него высокая ликвидность, а вот найти покупателя на кенийский шиллинг во много раз сложнее — поэтому и ликвидность этой валюты низкая (если не учитывать ликвидность кенийского шиллинга на рынке Кении и соседних с ней стран).
Слово «ликвидность» происходит от латинского liquidus, что в переводе на русский язык означает «жидкий» или «текучий».
Принято выделять четыре группы ликвидности активов:
Для характеристики понятия ликвидность инвестиционная компания «БКС» приводит такой пример: «Специализированное производственное оборудование можно считать низколиквидным. На него не так много покупателей, и для его продажи необходимо либо достаточно много времени на поиск покупателя, либо предложить хорошую скидку для быстрой продажи. А вот акции Сбербанка являются более ликвидным активом. Ежедневно объем торговли этими бумагами на Московской бирже составляет несколько миллиардов рублей. На бирже обычно всегда достаточно много продавцов и покупателей, что позволяет быстро реализовать крупный пакет по рыночным ценам».
Ликвидность и акции
Также Московская биржа рассчитывает индекс широкого рынка. В него входят 100 ценных бумаг, отобранных, в том числе по их ликвидности.
Ликвидность акций — относительное понятие. Ликвидность на примере акций онлайн-ресурс для инвесторов Investopedia объясняет так: «С точки зрения инвестиций акции как класс находятся среди наиболее ликвидных активов. Некоторые акции на фондовых биржах торгуются больше, чем другие. Они привлекают больший, стабильный интерес со стороны трейдеров и инвесторов. Такие акции можно идентифицировать по дневным объемам торгов, которые могут исчисляться миллионами или даже сотнями миллионов ценных бумаг.
Например, 26 апреля 2019 года на бирже NASDAQ торговый объем акциями Amazon составил 8,2 миллиона. Звучит внушительно. Но это даже не капля в море по сравнению объемами торгов Intel в тот день, которые составили 71,5 миллионов акций, что стало максимумом по итогам торговой сессии. Или, например, Ford Motor — компания возглавила список самых торгуемых бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже с объемом в 154,8 млн, что сделало ее самой ликвидной акцией в США в тот день».
Таким образом, ликвидность акций никак не связана с тем, насколько дорого компанию оценивает рынок. Под влиянием самых разных факторов — корпоративных новостей, политической повестки, экономики и прочего — объемы торгов акциями компании «подешевле» могут превысить объемы торгов акциями компании «подороже». Эту относительность понятия «ликвидность» отражает пример Investopedia.
Ликвидность и облигации
Ликвидность и товары
Как инвестируют, ориентируясь на ликвидность
Как правило частные инвесторы, вкладывающие деньги на бирже, делятся на две основные категории: классические инвесторы и трейдеры. Первые вкладывают на долгосрочную перспективу, вторые — инвестируют, чтобы оперативно получить прибыль. Два этих вида инвестиций требуют двух стандартов инвестиционного портфеля.
«Инвестируют обычно, ориентируясь на долгосрочные перспективы, — отмечает главный редактор Businessmens.ru, предприниматель Евгений Звягин. — Для этого подойдут активы со средней и низкой ликвидностью, к которым относят недвижимость и гособлигации, а также акции компаний, относящихся ко второму и третьему эшелонам. Для консерваторов в плане инвестиций подойдет соотношение активов с высоким и низким показателем ликвидности 50 на 50. Для тех же, кто играет на бирже, а также для инвесторов, ведущих агрессивную политику, желательно иметь не менее 80% высоколиквидных активов. Потому что другие они просто не смогут продать именно в нужный момент».
Инвестиционная компания «Альпари» относит к наиболее ликвидным следующие типы активов:
В компании подчеркивают, что для правильной оценки ликвидности какой-либо ценной бумаги потребуется провести фундаментальный или количественный анализ. Первый способ подразумевает оценку устойчивости компании на рынке, кредитоспособность, перспективы развития. В случае проведения количественного анализа оценивается скорость получения доходов от вложения средств в ценные бумаги.
Трейдинговая компания IG советует оценивать ликвидность акций перед каждым открытием или закрытием позиции. Связано это с тем, что низкая ликвидность означает для инвестора повышенный риск. «Если на рынке наблюдается волатильность, но при этом мало продавцов и покупателей на конкретную акцию (низкая ликвидность), то будет труднее закрыть позицию. Поэтому здесь вы рискуете застрять в ситуации потери денег или же вам придется обращаться сразу к нескольким сторонам, соглашаться на разные цены, только чтобы исполнить свою заявку. Важно помнить, что ликвидность рынка — не фиксированное, а динамическое значение».
Другие виды ликвидности
Как уже было сказано выше, с точки зрения ликвидности можно оценить любой товар или имущество. Поэтому существуют различные виды этого понятия. Вот самые основные из них:
Ликвидность ценных бумаг и фондовые биржи
Для фондовых площадок важно, чтобы торгуемые на ней акции обладали высокой ликвидностью. Спрос на бумаги должен быть высоким — инвесторы чаще заключают сделки по таким бумагам, поэтому растут и доходы бирж, которые получают комиссию за каждую операцию.
Небольшим компаниям из Китая выгодно проводить IPO в США. Оно позволяет их владельцам обналичить активы в долларах. Сделать это в Китае гораздо сложнее из-за ограничений местного законодательства. Кроме того, китайские эмитенты используют статус компании, торгующейся на NASDAQ, чтобы получить от китайских властей субсидии, указывало агентство Reuters. Акции подобных компаний, как правило, сосредоточены в руках нескольких инвесторов и обладают низкой ликвидностью. У крупных институциональных инвесторов, например фондов или банков, в привлечении которых заинтересован NASDAQ, такие компании не пользуются популярностью.
В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Засекреченные сотрудники
Сотрудники кредитного отдела Тинькофф Бизнеса
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям. Одни из них — ликвидность и платежеспособность. В статье рассказываем, как их рассчитать и как эти показатели влияют на решение банка о выдаче кредита.
Что такое платежеспособность и ликвидность
Понятия ликвидности и платежеспособности близки друг другу.
Платежеспособность показывает, может ли компания расплатиться в срок по своим обязательствам. Например, без задержек перечислить зарплату, оплатить товары и услуги поставщикам, погасить кредиты. Проще говоря, у платежеспособной компании бюджет спланирован так, что сейчас и в перспективе просроченных долгов у нее нет и не будет.
Ликвидность показывает, как быстро компания может продать свои активы, чтобы заплатить по обязательствам.
Самый ликвидный актив — деньги. Еще быстро можно продать акции, которые котируются на фондовом рынке, быстрореализуемые товары со склада, краткосрочную дебиторскую задолженность.
Дольше всего продавать крупную недвижимость и сложное оборудование. При срочной продаже такие активы могут сильно потерять в цене — поэтому говорят, что у таких активов низкая ликвидность.
Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
Ликвидность и платежеспособность можно оценивать с двух сторон: для себя и с точки зрения банка.
Для бизнеса эти показатели могут быть экспресс-диагностикой финансового состояния. Например, они помогут принять решение, стоит ли брать на себя новые обязательства по сделке. Возможно, компания или ИП периодически сталкиваются с нехваткой свободных денег, кассовым разрывом и другими трудностями, и оценка показателей поможет увидеть, в чем проблема.
Банкам показатели ликвидности и платежеспособности помогают оценить риски при выдаче кредита. Но нужно учитывать, что это только часть критериев, на которые смотрит банк при оценке кредитных рисков.
Если платежеспособность компании или ИП в текущий момент неудовлетворительная, это не значит, что в кредите откажут. Возможно, банку тогда понадобится дополнительная гарантия возврата долга — залог или поручительство. И наоборот: бывает, что при хороших показателях ликвидности и платежеспособности банк не может выдать кредит, потому что увидел у бизнеса другую серьезную проблему.
В любом случае чем лучше эти показатели, тем выше вероятность положительного решения по кредиту. А если они слишком низкие, это повод для компании задуматься, стоит ли вообще брать кредит, потому что тогда есть высокий риск невозврата долга.
Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
Для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия нужно изучить баланс — соотношение имущества и обязательств компании. Цифры можно взять у своего бухгалтера.
Все, что есть у бизнеса, — это его активы: деньги на счетах и в кассе, оборудование, недвижимость, дебиторская задолженность. Обязательства, которые он должен погасить, — это пассивы. Для оценки ликвидности и платежеспособности их нужно сгруппировать.
Чтобы увидеть реальное состояние дел, важно соблюдать несколько правил:
Тут и далее мы приводим упрощенный расчет — принцип, по которому проводят оценку. У каждой компании может быть своя специфика, и иногда разобраться можно только с бухгалтером или экономистом.
Активы: группируют по сроку ликвидности | Пассивы: группируют по сроку возврата |
---|---|
А1 — высоколиквидные активы. Например, деньги на счетах и в кассе, финансовые вложения — акции, облигации | П1 — срочные пассивы: которые надо погасить на дату оценки баланса. Например, долг перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами, арендодателями, страховщиками, расчеты по дивидендам, ссуды, не погашенные в срок |
А2 — быстрореализуемые активы: которые можно быстро продать и получить деньги. Например, сюда относится краткосрочная дебиторская задолженность — то, что в ближайшее время должны заплатить клиенты | П2 — среднесрочные пассивы: которые надо погасить в течение 12 месяцев. Например, краткосрочные кредиты |
А3 — медленно реализуемые активы: которые невозможно реализовать до определенного срока. Например, готовая продукция, сырье на складе, дебиторская задолженность со сроком выплаты больше 12 месяцев | П3 — долгосрочные пассивы: которые надо погасить в срок больше 12 месяцев. Например, долгосрочные кредиты |
А4 — труднореализуемые активы, для продажи которых понадобится много времени. Это все внеоборотные средства, например оборудование и недвижимость | П4 — постоянные пассивы. Это собственный капитал, который не надо никому отдавать. Например, акционерный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Если П4 около нуля или отрицательный, значит, у компании нет собственных средств. Она работает только за счет заемных |
Группировка активов и пассивов — подготовительная часть. Показатели и П1—4 нужны для дальнейших расчетов и оценки финансового состояния компании.
Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
На практике чаще всего встречаются такие варианты:
Абсолютная ликвидность. Идеальная ситуация: компания или ИП гасят все обязательства в срок. В такой ситуации высокая вероятность одобрения кредита банком, и сама компания сможет без проблем его погасить.
Нормальная ликвидность. Обычно в такой ситуации платежеспособность компании чуть снижена задержек оплаты от клиентов или большой налоговой нагрузки в конкретный период. В целом тут все хорошо: если остальные показатели не вызовут вопросов, банк, скорее всего, примет решение выдать кредит.
Нарушенная ликвидность. Скорее всего, такие показатели означают, что компания накапливает долги и не может погасить свои срочные обязательства. Тут могут быть серьезные проблемы: кризис, спад производства, клиенты сильно задерживают оплату, судебные дела. В этом случае получить бизнес-кредит может быть проблематично. И, скорее всего, кредитные деньги не исправят ситуацию, а наоборот, могут загнать компанию в еще более сложное финансовое положение.
Кризисное состояние. Такое соотношение означает, что у компании много долгов и она не может их погасить. В этой ситуации восстановить платежеспособность очень сложно и точно не стоит брать на себя новые кредитные обязательства. Вероятнее всего, банк тоже не сможет одобрить кредит.
Как рассчитать основные показатели платежеспособности
Для оценки платежеспособности предприятия банк использует следующие основные показатели:
Коэффициент текущей ликвидности — это основной показатель, который банк рассчитывает при оценке финансового положения. Он показывает, хватит ли у компании денег погасить свои краткосрочные обязательства до конца отчетного года.
Если компания хочет взять кредит, значение коэффициента должно быть больше единицы, меньшее значение говорит о сложностях с платежеспособностью. Оптимальное значение — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли компания погасить обязательства за счет денег и быстрореализуемых активов.
Нормальными считаются значения в пределах 0,7—1.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, есть ли у компании высоколиквидные активы, чтобы погасить краткосрочные обязательства прямо сейчас.
Нормативное значение коэффициента — больше 0,2. На практике его величина может быстро меняться, потому что он напрямую зависит от состояния счета компании в конкретный момент. Например, в момент расчета у компании нет свободных денег в обороте, но в течение нескольких дней заказчики расплатятся за товары или услуги и деньги опять будут на счете.
Для разных типов и отраслей бизнеса нормативные показатели коэффициентов могут отличаться.
Пример расчета платежеспособности компании
При расчете платежеспособности компании можно воспользоваться таким алгоритмом.
Шаг 1. Находим необходимые показатели в балансе и группируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по сроку возврата.
Представим компанию, которая занимается оптовой торговлей. У нее есть два грузовика, которые компания купила в лизинг, а на складе хранятся товары для перепродажи.
Компания работает с поставщиками и клиентами по предоплате. Из обязательств у нее — краткосрочный кредит со сроком выплаты до года, краткосрочный лизинг со сроком возврата до 12 месяцев и долгосрочный лизинг со сроком возврата больше 12 месяцев.
Шаг 2. Определяем и анализируем соотношения групп активов и пассивов.
Судя по соотношению активов и пассивов, единственная проблема, с которой может столкнуться компания, — нехватка денег для оплаты текущей задолженности. Но у компании большой запас товаров, они хорошо продаются, значит, особых сложностей с платежеспособностью у компании нет.
Шаг 3. Считаем коэффициенты ликвидности.
Выводы. Ликвидность баланса и коэффициент текущей ликвидности показывает, что компании стоит брать кредит. Она сможет погасить его в срок. того, что остальные коэффициенты ниже нормы, банк, скорее всего, более тщательно изучит особенности бизнес-процессов, оценит другие показатели и, исходя из этого, будет принимать решение о кредите.
В целом можно сделать вывод, что у компании хорошая платежеспособность, так как всех текущих активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Шанс получить кредит в банке у нее очень высокий.