Что значит не давайте святыни псам

Статья № 144: “НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ…”

Вопрос читателя:
Разъясните мне, пожалуйста, что означает такое выражение: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…» (Евангелие от Матфея, 7 глава, 6 стих)

Библия – книга духовная, и за каждым словом Писания лежит определенный духовный смысл. Безусловно, кому придет в голову, зайдя в хлев, разорвать и высыпать в корыто ценное ожерелье? “Это все в притчах Иисус говорил к людям, и без притчи ничего Он им не говорил” (От Матфея, 13.34).

У апостола Павла есть интересный в этом контексте стих:

“Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится. ” (Первое послание коринфянам, 9 глава, 9 стих).

Конечно! Слово Божье для нас и о нас. И все персонажи его – как люди, так и животные; как исторические события, так и явления природы в значительной мере (а иногда и исключительно) суть символы, за которыми скрывается тот или иной духовный смысл. Таким образом, для того, чтобы понять написанное, необходимо в первую очередь овладеть духовной символикой Священного Писания.

Что означают слова Господни: “Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. ”? Какого “жемчуга”? Перед какими “свиньями”? И что это за “псы”, которым нельзя давать святого? В третьей книге Библии, Левит, помещен известный закон о чистом и нечистом, из которого мы узнаем о том, какое Божье создание считать чистым, а какое – нет. На самом деле здесь рассматриваются вовсе не гастрономические вопросы: что нам кушать, а что – нет. Ибо сказано: “Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее”; и “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…” (см. 1Кор. 10.25–26; Мф. 15.11,18-20). О духовных вещах здесь идет речь, а не о буквальной пище! Библия – не книга кулинарных рецептов…

Так какое же создание (теперь ясно, что говорится тут собственно о людях) является чистым, а какое – нет? Запомнить градацию чистоты в действительности вовсе не сложно. Чистые создания должны отвечать двум условиям: во-первых, иметь “раздвоенные копыта”, и во-вторых – “жевать жвачку”, – этих нам можно “есть”. “Есть” – здесь принимать их в разум, жизнь и сердце свое, общаться с ними, прислушиваться к ним, делать как они (“Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. ” (Евангелие от Иоанна, 4.34)).

“Вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:

всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте…” (Левит, 11 глава, 2-3 стихи).

Что такое “раздвоенные копыта”? Копыта это то, на чем животное стоит, – здесь собственно основа, фундамент жизни человека. И эти “копыта” обязаны быть раздвоенными! Человек не должен “всеми четырьмя лапами” (как пес) стоять на земле – на земном, материальном. Разделяй материальное и духовное, земное и небесное, светское и церковное. Разделяй, и на этом стой! “Раздвоенные копыта” – суть символ исповедования определенной идеологии, веры, признак того, что не хлебом единым живет человек, но и словом, – собственно признак духовности. Впрочем, духовность эта бывает разной. Как сказано: “И бесы веруют, и трепещут” (Послание апостола Иакова, 2 глава, 19 стих).

А что есть “двойное жевание”? В той же книге “Левит” читаем: “. Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого” (Левит, 10.10). Вот это-то различение, это проникновение сквозь букву в дух и есть на самом деле “двойным жеванием”. Свинья глотает все подряд, а овечка – “жует жвачку”: разжевывает, отделяет чистое от нечистого, святое от не святого. “Разжевывает” – означает ищет истину. А если ищет, то и находит ее. Ибо кто ищет – тот и находит; кто стучит – тому и отворяют. И истина эта – в единственном слове: Возлюби! Возлюби, а для этого смирись. Смирение – это и есть духовное учение Христово, дорога, ведущая к спасению.

Таким образом, имеем как бы три символически очерченных типа людей (на самом деле их значительно больше, но для простоты примем три). Это: “овечки”, “свиньи” и “псы”.

“Овечки” – имеют веру и постоянно ищут истину.

“Свиньи” – также имеют веру, однако истины не ищут, а, значит, и не находят. Почему и не разжевали Господнего: “Возлюби, а для этого смирись. ” Не смиренны, а, следовательно, и нечисты пред Богом.

И, наконец, “псы”. “Псы” – это те, кто полностью материален; чей бог – чрево, а идеология сводится лишь к “колбасным интересам”. Псы не только не ищут правды, но и смеются над ней, попирают закон Божий, являющийся оградой Церкви; на библейском языке – “мочатся на стену”.

“Не давайте святыни псам” – здесь не давайте “псам” повода для насмешек над словом Божьим, над верой, над благодатью: “Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время” (Книга пророка Амоса, 5 глава, 13 стих).

“Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями” – читай: “не открывай душу свою перед теми, кто нелюбовен и не смирен; кто не разжевал истины Господней”. И недаром сказано: “жемчуга вашего”, а не Божьего! Словом Божьим таковых вразумляй, проповедуй. Свинья – не пес: сеет Сеятель и при дороге, может какое зернышко и прорастет. Но своего жемчуга – жемчуга своей души – не открывайте! Ибо они презрят его (“попрут ногами своими”, насмеются над ним), более того, еще и используют его против вас (“обратятся, и растерзают вас”).

Источник

Не бросайте жемчуга перед свиньями

Что значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псамЧто значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псамЧто значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псамЧто значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псамЧто значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псамЧто значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псам

Что значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псам«Не мечите бисера перед свиньями» – более известный вариант этого выражения.

Его Первоисточник – Священное Писание Нового Завета.

В седьмой главе Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди Иисуса Христа говорится: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас».

Спаситель призывает Своих учеников воздерживаться от излишней снисходительности к слушателям проповеди о христианстве. К тем, кто упрямо не хочет слышать слово Божье. Не нужно давать враждебно настроенным то, что свято, если они не способны это осознать и принять.

В русском языке это выражение сделалось популярным, зачастую принимая различные словесные конфигурации.

Например, в пословичной форме его можно найти у Дениса Фонвизина в комедии «Недоросль»:

«Подавал в консисторию челобитье… На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не поперут его ногами».

Призыв не метать бисера перед свиньями вложен в уста героев произведений многих поэтов и писателей: Пушкина, Грибоедова, Гончарова Чехова, Горького.

В этом выражении интерес представляет не только его значение, но и те образы, которые использует Господь, чтобы донести до учеников важную мысль. Авторитетные толкователи, в числе которых и святитель Иоанн Златоуст, под псами понимали людей, живущих без желания стать лучше, а под свиньями – тех, кто живет не воздержано и распутно. Все они недостойны услышать Слово Господа, потому что не поймут его или более того – используют во вред тому, кто пытается его донести с благими целями.

Слово «бисер» вошло в русскую речь из церковнославянского языка. Это то же, что и жемчуг.

В своем новозаветном значении выражение «Не мечите бисера перед свиньями» дошло до наших дней. Не нужно тратить время, слова и усилия на людей, которые не могут оценить и понять их. Они им недоступны или не интересны. Не стоит стараться делать кому-либо того, к чему он пока не готов.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Христиане.Онлайн

Христианский сайт, статьи, проповеди, видео

Святыня псам и жемчуг свиньям

ПСЫ И СВИНЬИ О КОМ ЭТО?
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего под ноги
свиньям, чтоб они не попрали его и, обратившись, не растерзали вас»

Христа окружали разные люди. Некоторые своим поведением вы-
нудили Иисуса к такому обидному сравнению. И такие люди не только
за пределами церкви, когда противятся истине, но и в самой Церкви они
уже не редкость.

Те и другие (псы и свиньи) имеют свои понятия о ценностях. Обнюхав
брошенные к их ногам святыню и жемчуг, и, не находя ничего съедобного
в них, они расценят ваш жест, как насмешку, и тогда берегитесь!

Святыня псам

Б) Они непредсказуемы. И если пёс виляет хвостом, это не всегда
означает, что с ним можно смело сближаться. Смотрите лучше в его глаза
и на его губы, из-под которых временами появляются крепкие зубы. Если
человек улыбается (виляет хвостом, то бишь, языком), это ещё ни о чём
не говорит. Возразите ему, и улыбка мигом вспорхнёт с его лица, а глаза
станут холодными. «Улыбка не всегда является признаком хорошего на-
строения, улыбкой души. Мне кажется, Иуда, подходя ко Христу, и картавя
букву «Р», по-еврейски, тоже улыбался. «Радуйся, Равви»». И предал Его.

Г) Псы любят хлопотать над доставшайся им костью. Распо-
ложатся поудобней, и «остановись мгновенье». Что они находят в ней?

Что-то находят. На всех проходящих рядом рычат, подозревая, что ктото
собирается отнять мосол у них. Есть люди в Церквах, которые гложут, как
кость, какой-то вопрос, или конкретного человека. Все уже давно выбро-
сили проблему, успокоились. А эти подберут брошенную кость, и годами
будут смаковать её.

«Если тебя ещё не таскали плетни в своих зубах,

И ни разу ещё не втоптали доброе имя в прах

Если не знал, как бездушность рушит скромный в душе уют,

Как в одиночестве сердце душит дум безотрадных спрут…

Вряд ли поймешь ты тогда другого…»

Будут глодать и не пощадят.

Д) Таковых в Церкви нужно держать на цепи, не допуская
до кафедры, и до работы с людьми. Хотя и голос звонкий, как у дворняг,
и энергии через край, и готовы защищать двор даже от воробьёв. «Бере-
гитесь псов» Фил. 3:2.

Метать бисер перед свиньями

Б) Свиньи опасны. Им порою всё равно чем набить брюхо: желудя-
ми, отрубями, зазевавшимся цыпленком, беспомощным ребёнком (и такие
случаи — не редкость).

Такие люди никак не насытятся разговорами, сплетнями, пересудами
«кормятся грехами народа» не успокоятся, пока не съедят кого-то, не из-
ломают чью-то жизнь, чью-то судьбу.

А вы не сталкивались с такой неблагодарностью среди людей?

Г) Помните: свиньи плохие ценители прекрасного:

«Пел соловей на весь притихший зал.

А хряк в тиши поднялся и сказал:

«По-моему все жанры хороши».

И в подтверждена хрюкнул от души».

Поэтому и предостерегал Христос не бросать под ноги таковым то,
что для вас дорого (жемчуга вашего).

Не нужно метать бисер перед свиньями! Не нужно давать святыни псам.

Ни ваших радостей, ни печалей, ни результатов вашего творчества, ни
постигнутых вами истин, ни крупиц дорого оплаченного опыта не оценят
эти люди, втопчут в грязь, да ещё и попытаются растерзать вас Но, слава
Богу, что не всегда так будет. Закончится земная история. Люди, принявшие
Истину, учившиеся у Христа и у лучших Его учеников, выйдут на небесный
уровень.

«А вне — псы». Откр. 22:15. И, тем более, — свиньи.

Источник

Апрельский блог

“Не давайте святыни псам. ”

Что значит не давайте святыни псам. Смотреть фото Что значит не давайте святыни псам. Смотреть картинку Что значит не давайте святыни псам. Картинка про Что значит не давайте святыни псам. Фото Что значит не давайте святыни псам

Запись опубликована · 25 ноября, 2014

“Не давайте святыни псам. ”

Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Матф. 7:6). Как нужно понимать эти слова?

Разбираемые слова Спасителя тесно связаны с предыдущим местом Евангелия, в котором говорится о том, что осуждать поступки ближнего и учить, как избавиться от грехов может только тот человек, который сам безгрешен. То есть человек, который вынул из своего глаза бревно и может быть достойным сыном Отца Небесного. Вот такой человек, который исправился сам, может исправлять других людей, то есть вынимать из их глаза сучок.

Однако даже таких людей Иисус Христос предостерегает, говоря о том, что и они не могут вразумлять любого грешника. Иисус Христос в разбираемых словах говорит о том, что не все грешники готовы к исправлению, не все в состоянии воспринять истины Божественной мудрости. Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их просветить, вразумить и наставить. Есть такие грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так погрязли в духовной грязи, так привыкли к окружающему их мраку, что им приятен стал грех и порок. У таких людей из за постоянного общения с пороком изменился характер. В результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним. Всякий луч света и мудрости, озаряющий их темное царство греха, они встречают враждебно и раздражительно. Эти люди одержимы духами зла, которые и защищают неприкосновенность темного царства их душ и реагируют с озлоблением и ожесточенностью на всякую попытку просветить разум заблудших людей.

Таких людей, закореневших в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Потому что в ответ на попытку ознакомить их с истиной, они могут проявить пренебрежение к Евангелию или насмехаться над ним. В разбираемом отрывке под словом “святыня” подразумевается Евангелие и Божественные истины. Под жемчугом подразумеваются порывы души и чистые желания просветить умы людей светом истины. Жемчугом также называются истинные знания, Божественная мудрость, преподносимая просветителем.

В древнеславянском переводе написано вместо жемчуга бисер. Однако в древнегреческом указан жемчуг, перлы. Именно слово “жемчуг” и надо брать при толковании, так как жемчуг похож на зерно или желуди, которые охотно едят свиньи, предпочитая пищу, драгоценностям в виде жемчуга. А применительно к людям это означает выбор низменного, мирского вместо возвышенного и божественного. Под свиньями и псами подразумеваются закоренелые грешники, одержимые злыми духами, которые мешают этим людям избавиться от грехов, а заставляют с озлоблением и ненавистью реагировать на просветителей. Эта злоба и ненависть и выражается в том, что закоренелые грешники попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями Святого учения. А затем в безумстве своей злобы могут причинить вред и просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова. Проповедники слова Божьего не принесут пользы таким людям.

Заблудшие люди, закостенелые грешники не поймут слова истины и отнесутся к ним как свиньи, которые накидываются на брошенный им жемчуг, который напоминает им по виду зёрна. После того как эти грешники поймут, что обращенные к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, то с жемчугом Божественных истин поступят как свиньи, которые, поняв, что жемчужины, брошенные им, зерном не являются и их нельзя съесть, затопчут жемчуг ногами. А на тех, кто преподнес им жемчуг знаний, могут броситься чтобы растерзать как свирепые псы, которым не дали вкусной похлебки, удовлетворяющей их животные инстинкты.

Самых закоренелых грешников перед просвещением, нужно освободить от духов зла, которыми эти люди одержимы. А изгнание духов должен производить не рядовой просветитель, а духовно чистый человек – святой. Поэтому обычный просветитель, не способный изгнать злых духов из закоренелых грешников, не должен их трогать и не преподносить им жемчуг чистых знаний, то есть не давать святыни псам, потому что сперва закоренелого грешника нужно освободить от духов зла, затмевающих его разум, а затем наполнить этот разум истинными знаниями. Как видим для закоренелых грешников нужен не обычный, а особый просветитель.

Между этим стихом и предыдущими стихами 7-й главы существует взаимосвязь. В первых пяти стихах осуждается чрезмерная суровость по отношению к брату. А в разбираемых словах описан случай, слишком большого неразумного снисхождения, выраженный в давании святыни недостойным. В эти две крайности не должны впадать последователи Иисуса Христа. В первом случае, потому что не должны быть судьями своих братьев. Во втором случае, потому чтобы не расточать святыни свиньям и псам, то есть недостойным людям, которые не способны воспринять и оценить святыню.

Образ, связанный с псами Спаситель, Иисус Христос, взял из жизни древних евреев. В древнееврейских городах стаями жили собаки (псы), которые чаще всего по ночам рыскали в поисках пищи. Согласно укладу жизни древних евреев, объедки пищи выбрасывались на улицы. И стаи псов, бродивших по улицам, поедали эти объедки. Как видим, Спаситель использовал очень яркий и выразительный образ грязной стаи бездомных собак, которые чаще всего с заходом солнца выходили на улицы и грызлись между собой из за отбросов, фыркая и ворча. Этот колоритный образ, для наглядности взятый из повседневной жизни евреев, Спаситель переносит на людей, подобных бездомным псам, которые не способны воспринимать святые истины, а жаждут только копаться в объедках и нечистотах, потому что их не интересует ничего, кроме бытовых, обыденных потребностей.

Но несмотря на это, Иисус Христос никогда не оставлял человека, как бы низко он не пал, если этот человек готов принять драгоценный жемчуг Святого учения. Для многих мытарей и грешников слова Спасителя стали началом духовного перерождения и новой жизни. Например Мария Магдалина, из которой Иисус Христос изгнал семь бесов, была настолько предана Спасителю, что последней покинула Его гроб и первой увидела Его светлое Воскресение. Под влиянием Божественных истин учения Христова Савл из Тарса, который был одним из агрессивных гонителей христиан, стал Апостолом Павлом, преданнейшим приверженцем Иисуса Христа и активным распространителем Его учения. Поэтому под ненавистью, озлоблением и раздражением грешника, под слоем грехов и пороков в таком человеке скрыта душа, которая может жаждать спасения и которую Благодать слова Божьего может спасти, наставив её на путь истинный. И эта душа постепенно избавляясь от грехов, может совершить много славных дел во имя Христово. Но, по представлениям христианства, знания и разъяснения Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят. “Просите, и дано будет вам” (Матф. 7:7). Их просьба и говорит о том, что они созрели для восприятия Божественного учения.

Источник

От Матфея 7 глава

Стих 1

Это относится к тому, что говорит [апостол] в другом месте: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. 1Кор 4:5). Следовательно, некоторые дела — двоякие, о которых мы не знаем, с каким намерением они совершаются, поскольку они могут стать и плохими, и хорошими, которые опрометчиво судить и, в особенности, осуждать.

Однако и для их суда придет время, когда Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения. Так же и в другом месте тот же апостол говорит: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии ( 24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. 1Тим 5:24). Явными он называет те, о которых ясно, с каким намерением они совершаются. Они ведут к осуждению, то есть, если последовало их осуждение, оно не случайно.

«О Нагорной проповеди Господа» 2.18.60. Сl. 0274,2.60.1372; PL 34:1297.

Стих 2

Некоторые дела — двойственны: мы не знаем, с каким намерением они совершаются, и их опрометчиво судить и осуждать, пока не подошло время суда

Стих 3

И хорошо сказано: Лицемер! Ведь осуждать пороки есть дело честных и доброжелательных людей. Когда это делают злые, они, как лицемеры, играют чужие роли, скрывая под маской свою суть, и изображают с помощью маски то, чем не являются. Таким образом, под именем лицемеров тебе следует понимать притворщиков. И особенно остерегаться того назойливого рода притворщиков, которые с ненавистью и завистью предпринимают обличение всех пороков и желают при этом казаться дающими советы. Потому следует благочестиво и осмотрительно бдить, чтобы, когда необходимость будет вынуждать нас осуждать или упрекать кого-то, мы сперва рассуждали, является ли порок таким, которого мы никогда не имели или от которого мы уже избавились.

И если мы никогда не имели его, то должны помышлять, что мы — люди и могли бы иметь. А если имели и избавились, то следует вспомнить об общей немощи, чтобы этому осуждению или упреку предшествовала не ненависть, а милосердие, и чтобы это послужило к исправлению или обращению того, ради которого мы делаем это (ведь результат неясен), но мы были бы спокойны благодаря честности нашего взгляда. Если же, поразмыслив, мы обнаружим, что сами пребываем в том же пороке, что и тот, кого собирались осудить, то да не осудим и не упрекнем, но станем горько плакать и призывать не его к повиновению нам, но к обоюдной решимости [избавиться от этого порока]!

О нагорной проповеди Господа 2.19.64. Сl. 0274,2.64.1459; PL 34:1298−99.

Стих 6

В этой заповеди, в которой нам запрещается давать святыни псам и бросать жемчуг наш перед свиньями, следует тщательно исследовать, что такое святыня, что — жемчуг, что — собаки, а что — свиньи.

Святыня — это то, что нельзя осквернять и истреблять. Даже попытка и желание совершить такое злодеяние вменяется в вину, хотя эта святыня остается неуязвимой и нетленной по природе. Жемчуг же означает некие духовные [вещи] большой ценности; и, поскольку он скрыт втайне, его словно бы извлекают из глубины и находят под покровом аллегорий, словно в открытых раковинах. Таким образом, становится понятно, что одну и ту же вещь можно назвать и святыней, и жемчугом, святыней — оттого что ее нельзя истреблять, а жемчугом — потому что ею нельзя пренебрегать. Однако всякий пытается истребить то, что не желает оставить в целости, и пренебрегает тем, что считает ничтожным, полагая, что оно как бы ниже его самого. Потому попранным называется все то, чем пренебрегают.

О псах говорится, потому что они бросаются на растерзание и все разрывают на части, ничего не оставляя нетронутым. [Господь] говорит: Не давайте святыни псам, потому что даже если ее и нельзя растерзать и истребить и она остается целой и невредимой, следует принять во внимание тех, кто решительно и самым враждебным образом противодействует этому и, насколько в их власти, если бы можно было, пытается уничтожить истину. Свиньи же, хотя и не нападают, как собаки, кусая, однако оскверняют, вытаптывая все вокруг. Поэтому не бросайте, сказано, жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Таким образом, я считаю, что мы вполне справедливо назвали псами тех, кто нападает на истину, а свиньями тех, кто пренебрегает ею.

Также сказано: чтобы они, обратившись, не растерзали вас, а не: «не растерзали сам жемчуг». Ибо даже когда обращаются, поправ жемчуг, чтобы услышать что-то еще, они растерзают того, кто бросил жемчуг, который они попрали. Ведь нелегко понять, что может быть угодно тому, кто попрал жемчуг, то есть пренебрег божественным, найденным с огромным трудом. Однако я не пойму, почему они не растерзают с яростью и негодованием того, кто их наставляет. Ведь и псы, и свиньи — нечистые животные. Поэтому следует остерегаться, чтобы не открыть ничего тому, кто не способен вместить. Лучше пусть он ищет то, что скрыто, чем преследует или пренебрегает тем, что открыто. И не нашлось другой причины, почему они не воспринимают то, что очевидно и важно, кроме ненависти и презрения, из-за которых одни названы псами, а другие свиньями.

О нагорной проповеди Господа 2.20.68−69. Сl. 0274,2.68.1527−69.1555; PL 34:1300.

Стих 7

Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф 7:6), слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибo всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же — к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание — обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить, а второе — искать, чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему. Поэтому, чтобы эти три [вещи], то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и [именно] к этому и относится то, что сказал [Господь]: Просите.

О нагорной проповеди Господа 2.21.71−72. Сl. 0274,2.71.1634; PL34:1302.

Стих 9

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Но каким же образом злые дают благие [деяния]? Злыми [Христос] назвал приверженных к этому миру и грешников. Блага же, которые они дают согласно их представлению, должны быть названы благами, потому что они совершают их как благо. И хотя в природе вещей это — блага, но они преходящи и относятся к этой немощной жизни. И всякий, кто зол и дает их, дает не от себя; ибо Господня земля и что наполняет ее, Сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( 6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, 1 Псалом Давида. [В первый день недели.] Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, Пс 23:1; 145:6). Поэтому мы можем весьма сильно уповать на то, что Бог даст блага нам, просящим, и не может нас обманывать, чтобы мы получили одно вместо другого, когда просим у Него. Хотя мы и злы, знаем, что Он даст то, о чем просим! Ведь не обманываем же мы наших детей. И какие бы блага ни давали, мы даем их не от себя, но от Бога.

О нагорной проповеди Господа 2.21.73. Сl. 0274,2.73.1675 [*]. — PL 34:1303.

Стих 12

[Мне] кажется, что эта заповедь касается любви к ближнему, а не к Богу, хотя в другом месте [Христос] говорит, что на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40). Ведь если бы Он сказал: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте, то одной этой фразой охватил бы и ту, и другую заповедь с обеих сторон. Легко было бы сказать, что каждый хочет быть любимым и Богом, и людьми. Итак, в то время как одна [заповедь] повелевала ему, чтобы он поступал так, как хотел, чтобы поступали с ним, другая повелевала, чтобы он возлюбил и Бога, и людей. Когда же о людях говорится отчетливее: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, то это, как кажется, не что иное, как: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; Мф 22:39). Однако не следует беспечно оставлять без внимания то, что Он добавил: Ибо в этом закон и пророки. Он не только говорит, что в этих двух заповедях утверждается закон и пророки, но и добавляет: весь закон и пророки ( 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:40), в том смысле, что это — полное пророчество. А поскольку здесь Он не добавил этого, то оставил место для другой заповеди, которая касается любви к Богу. Однако здесь, поскольку Господь излагает заповеди чистого сердца, и относительно людей следует остерегаться, как бы не имел кто двуличного сердца, у которого сердце может быть скрыто, именно это следовало предписать. Ведь, пожалуй, нет никого, кто хотел бы, чтобы кто-нибудь поступал с ним двулично.

О нагорной проповеди Господа 2.22.75. Сl. 0274,2.75.1717; PL 34:1304.

Стих 13

Итак, далее Господь говорит: Входит тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Он говорит это не потому, что иго Господа мучительно и бремя Его тяжко, но потому, что лишь немногие желают завершить труды и мало кто верит Ему, взывающему: Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф 11:28−30). Потому эта проповедь началась словами о смиренных и кротких сердцем, что благое иго и легкое бремя многие с презрением отвергают и лишь немногие принимают; но [только] с ним может быть узким путь, ведущий в жизнь, и тесными врата, которыми входят в нее.

О нагорной проповеди Господа 2.23.77. Сl. 0274,2.77.1764; PL 34:1304−5.

Стих 19

В этом месте особенно следует остерегаться заблуждения 1 тех, кто понимает под этими двумя деревьями (Ср. 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Мф 7:17−18) две природы, из которых одна — божественная, а другая — ни принадлежит Богу, ни исходит от Бога. Это заблуждение уже довольно подробно обсуждалось и в других книгах и, если этого недостаточно, будет обсуждаться и в дальнейшем; сейчас же следует показать, что эти два дерева не годятся для [их] толкования. Прежде всего потому, что совершенно очевидно, что Он говорит о людях, так что всякий, кто читал предшествующее и последующее, поразился бы их ослеплению. Затем, они обращают внимание на то, что сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые ( 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Мф 7:18), и потому полагают, что ни злая душа не может стать лучше, ни добрая — хуже, как если бы было сказано: «Не может дерево доброе стать худым, ни дерево худое — добрым». Но ведь сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Дерево — это, разумеется, сама душа, то есть сам человек, а плоды — человеческие поступки. Поэтому не может плохой человек поступать хорошо, а хороший поступать плохо.

О нагорной проповеди Господа 2.24.79. Сl. 0274,2.79.1796; PL 34:1305.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *